'Вопросы к интервью


О. ЖУРАВЛЕВА — Вы уже слышите голос губернатора Кировской области Никиты Белых. Он у нас сегодня в студии. Мы его живьем уже давно не видели. И вот теперь видим.

Н. БЕЛЫХ — Хороший губернатор – живой губернатор.

О. ЖУРАВЛЕВА — Сегодня живой, хороший значит. Такой может быть странный вопрос. Михаил Прохоров…

В. РОМЕНСКИЙ – Слышали про такого?

Н. БЕЛЫХ — Даже видел неоднократно.

О. ЖУРАВЛЕВА — Прописался в Красноярском крае, чтобы помочь своему другу губернатору Хлопонину. Повезло Хлопонину.

В. РОМЕНСКИЙ – Вы знаете, как он ему помог?

Н. БЕЛЫХ — Подоходным налогом, я так полагаю.

В. РОМЕНСКИЙ – На 14% бюджета, покрыл…

Н. БЕЛЫХ — Покрыл Красноярский край как бык овцу.

О. ЖУРАВЛЕВА — Буквально. На самом деле вопрос очень интересный о том, кто оплатит налоги. Ведь Прохоров мотивирует не только тем, что он друг губернатора, он говорит о том, что у него много предприятий находится в этом крае и поэтому логично, что он сам будет платить со своих доходов налог.

Н. БЕЛЫХ — Все решено. Я так понимаю, что на этой неделе отправлю письма Вексельбергу, Мазепину. Я говорю о тех крупных бизнесменах, у которых на территории региона что-то присутствует. Либо энергетические активы, либо химические. Всем отправлю письмо с предложением зарегистрироваться…

В. РОМЕНСКИЙ – Вы серьезно сейчас говорите?

Н. БЕЛЫХ — Абсолютно. Мне самому интересно, как они ответят, потому что действительно, а почему бы нет. Спасибо Михаилу Прохорову, он пример подал. Письма отправлю, на следующей неделе отчитаюсь, кому отправил.

В. РОМЕНСКИЙ – Список Форбс длинный, может быть позвать еще каких-то других людей.

Н. БЕЛЫХ — Тут не должно быть за уши притянуто. Все-таки если есть предприниматели, у которых так или иначе сфера бизнес-интересов или как минимум часть присутствует на территории региона, то мне кажется, такой посыл от губернатора будет вполне резонным. Причем можно выбрать, поскольку НДФЛ формирует не только региональный бюджет, но и часть его идет на конкретно муниципальные, то есть выбрать самый депрессивный муниципалитет, и пусть там пропишется.

О. ЖУРАВЛЕВА — Там квартирку подберем. Маленькую, скромненькую. Прохоров говорит, что он в этой жилплощади не только был, он даже ночевал там.

В. РОМЕНСКИЙ – Два раза был и один раз ночевал.

Н. БЕЛЫХ — Отлично. Одна ночь бесплатно, то есть в любом из домов любого из муниципалитетов.

В. РОМЕНСКИЙ – Но в любом случае деньги не могут придти откуда-то. Они придут к вам из какого-то конкретного места. Вы кому-то, позвав к себе этих людей, в любом случае наступите на пятку.

О. ЖУРАВЛЕВА — Прохоров один процент увел из Москвы из бюджета и 14 дал Красноярскому краю. Естественно, пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой сказал, что это неправильно.

Н. БЕЛЫХ — Надо просто привыкнуть к одной очень простой мысли. Вся экономическая жизнь это конкуренция, в том числе это конкуренция региона за налогоплательщиков. Эти налогоплательщики существуют в виде предприятий, производств, центров формирования прибыли и это в том числе налогоплательщики физические лица. Поэтому ничего страшного, это абсолютно нормально. Значит, что-то такое предложил Хлопонин, чего не может предложить Лужков Прохорову.

В. РОМЕНСКИЙ – Они вместе учились в Финансовой академии.

Н. БЕЛЫХ — Можете это не объяснять, я искренне считаю, что в конечном итоге все решается, исходя из каких-то не эмоциональных подходов, а каких-то конкретных интересов. То есть если смог регион заинтересовать, в этом плане я готов с теми людьми, о которых говорил, садиться и говорить: я заинтересован в том, чтобы вы присутствовали как налоговые резиденты на территории региона. Мы как регион с этого получаем столько-то. Давайте посмотрим, что мы как регион можем сделать для вашего бизнеса, для того чтобы у вас не было ощущения того, что вы просто деньги отдали и привет. То есть мы сразу можем договориться о том, что в том числе те программы, которые будут профинансированы за счет налоговых поступлений, которые сформируете вы, будут направлены в первую очередь на те территории, где присутствует ваше производство. Или будут направлены на переобучение именно тех кадров, в которых вы заинтересованы. Давайте, готовы садиться за стол и эти вещи обсуждать предметно.

В. РОМЕНСКИЙ – Два хороших человека всегда смогут договориться.

О. ЖУРАВЛЕВА — Какое у вас сейчас предприятие является самым крупным налогоплательщиком? Может быть, и владелец у вас есть свой местный олигарх.

Н. БЕЛЫХ — Нет, Кирово-Чепецкий химкомбинат. Дмитрий Мазепин, он директор и главный бенефициар холдинга «Уралхим». Который помимо Кирово-Чепецкого комбината объединяет Воскресенские минеральные удобрения, Березниковский «Азот», ряд трейдинговых организаций. Естественно, я заинтересован в том, чтобы именно на базе Кирово-Чепецка формировались центры не только ответственности и принятия управленческих решений, но и центры формирования финансовых результатов.

В. РОМЕНСКИЙ – Какая собираемость налогов? Есть ли здесь какие-то проблемы?

Н. БЕЛЫХ — Проблемы естественно есть. Сейчас ситуация в целом по России и в каждом регионе выглядит примерно таким образом, конечно, больше всего упали налоговые поступления по налогу на прибыль. У нас эти потери составляют порядка миллиарда рублей или порядка 50%. Мы 50% налога на прибыль недобираем. Думаю, что примерные пропорции они такие же или близко у других регионов. Просто вопрос, насколько налог на прибыль был доминирующим при формировании налогооблагаемой базы региона. То есть те регионы, у которых налог на прибыль составлял большую часть, это все нефтедобывающие, металлургические и прочие, у тех падение налога на прибыль 50%, бюджет в целом теряет совершенно астрономические суммы. Поэтому и в этих регионах сейчас наибольшие проблемы, поскольку им секвестрировать или оптимизировать бюджет нужно на десятки миллиардов рублей.

В. РОМЕНСКИЙ – У вас?

Н. БЕЛЫХ — У нас пока ситуация выглядит следующим образом. Я, и финансовое управление и налоговая служба, мы считаем выпадающие доходы по году в 2 млрд. рублей. Один млрд. мы уже видим.

О. ЖУРАВЛЕВА — Как он уходит от вас.

Н. БЕЛЫХ — И соответственно наша задача сократить расходы на эту же сумму, либо заменить это другими доходами. Вот это либо дотации из федерального бюджета, либо бюджетные кредиты. Как вы знаете, федералы выделили 300 млрд. рублей, сказали, 150 дотации, 150 – бюджетные кредиты. И здесь позиция Минфина жесткая, но мне кажется достаточно справедливая. Они говорят: вы сначала покажите, что вы все, что могли сделать, сделали. А потом уже будем разговаривать о том, что вы простите у нас. Поэтому мы провели сокращение расходов бюджета на 460 млн. рублей. Внесли соответствующие поправки в бюджет, и они были в апреле рассмотрены. Сейчас думаю, что на этой неделе мы вносим новые поправки в бюджет, которые будут рассмотрены соответственно и надеюсь, приняты в июне на законодательном собрании. Это поправки на сумму порядка 630 млн., в них в том числе и сокращение расходов, связанных с сокращением численности чиновников. Потому что те сокращения, которые проходили, они все пошли с 1 апреля. Сроки соответствующие. Поэтому в первый заход они не попали, но попали во второй. То есть миллиард 100 мы уже подсократились. Честно говоря, я в январе вообще не представлял, как мы сможем этот миллиард. Ну вот так сократили. Думаю, еще есть небольшие резервы, мы исчисляем не миллиардами, а суммами в 200-300 миллионов рублей. Но тогда я уже совершенно честно буду говорить, глядя в глаза Кудрину или…, ну вот мы все, что можно сократили. Если найдете что-то еще…

О. ЖУРАВЛЕВА — То есть пока вам не нужно просить денег, вы на месте решаете вопросы.

Н. БЕЛЫХ — Там же процедура не то что деньги закончились, ты пришел. Ты предпринимаешь управленческие меры, ты их показываешь. Что мы сокращаем то-то, соответственно мы естественно уже сейчас ведем переговоры с Минфином, и надеюсь, что конструктивные. Мы показываем, какие шаги сделали мы, мы обосновываем, что то, что мы могли сократить, сократили. И соответственно выходим на разговор о дотациях и бюджетных кредитах.

В. РОМЕНСКИЙ – Можно я добавлю. Регионы и организации должны обеспечивать свою деятельность в большей степени за счет собственных средств. Кто это заявил? Правильно, Дмитрий Анатольевич Медведев.

О. ЖУРАВЛЕВА — Его помощник Аркадий Дворкович говорит, что регионам России нужно дать больше самостоятельности по бюджетным вопросам. Все хотят перекинуть на вас ответственность. Сами разбирайтесь со своими проблемами.

Н. БЕЛЫХ — Дорого яичко к Христову дню, что называется. Когда ситуация с доходами и как региональными, так и федеральными обстояла хорошо, то все предложение регионов о том, что вы дайте нам больше полномочий в части налоговых доходов, они не находили понимания. Теперь говорят, кстати, вы же обращались в свое время, давайте мы вам дадим больше полномочий. Допустим, в части налога на прибыль. Да как же, прибыли нет. Ну вот вы же просили. Помните год назад приходили. Нет, я с подходом абсолютно согласен. Более того, считаю, что этот подход абсолютно точно должен транслироваться от регионов на уровень местного самоуправления. То есть ведь на сегодняшний день что происходит. Собираются налоги в региональный бюджет, и потом регион начинает муниципальным образованиям по разным методикам эти деньги выдавать. Соответственно правильнее было бы сказать, что ребята, вот эта часть налогов ваша. Как потопали, так и полопали. Как поработали, так и собрали. Проблема, к сожалению, заключается в том, что нельзя устанавливать индивидуальные подходы к каждому из регионов. А если ты устанавливаешь какую-то единую планку, методику, то вдруг «неожиданно» для себя выясняется, что территории-то разные. И налоговый потенциал территорий изначально не одинаков.

В. РОМЕНСКИЙ – Это понятно. Всех стричь под одну гребенку здесь нельзя.

Н. БЕЛЫХ — И соответственно те Опаринский район и Кирово-Чепецк промышленно развитые. А ты можешь только единые правила установить, ты им говоришь, что такая-то часть налога на прибыль ваша, транспортный налог и НДФЛ ваш. И выясняется, что в Кирово-Чепецке все зашибись. Перевыполнение, даже избыточные доходы, а Опаринский район, ничего от этого не выигрывает. И тут же возникает ситуация, с одной стороны это одно из глобальных противоречий, которое заложено изначально в бюджетной системе. С одной стороны ты должен стимулировать сильных, чтобы не рождать иждивенческих каких-то настроений, с другой стороны все жители РФ должны обладать равным набором социальных благ, независимо от того, на какой территории они проживают. Поэтому с одной стороны ты должен сильных стимулировать, с другой стороны совсем слабых не отпускать. И как найти эту середину и необходимые инструменты, это серьезная проблема. Поэтому с одной стороны надо дать как можно больше возможностей и полномочий как от федерального центра региона, так и от регионов на уровень местного самоуправления, только надо при этом как говорит Г. А. Явлинский, мой старый товарищ: прежде чем зайти в какую-то комнату, надо четко понимать, как из нее выйдешь. Прежде чем такое решение принять, ты должен понимать, а за счет ты будешь вытаскивать тех, кто от той ситуации не выиграет ничего дополнительно, а проиграет, поскольку ты же эти полномочия им даешь в обмен на то, что они на себя берут определенные расходные статьи, и ты понимаешь, что те же дотационные районы ты будешь просто через другой механизм потом финансировать. И в конечном итоге твои затраты возрастут, потому что те территории с высоким налоговым потенциалом, они получат сверхдоходы или теоретически могут получить. Те, кто слабые, их не получили, соответственно не могут нести те расходные обязательства, и деваться некуда, ты все равно их должен будешь финансировать, на круг получится, что ты денег потратил больше, вот и все.

В. РОМЕНСКИЙ – Как Медведев говорит. Слово в слово. Может у вас один человек, который вам тексты пишет.

О. ЖУРАВЛЕВА — Спичрайтер. Или может быть, ваша встреча повлияла на Дмитрия Анатольевича. И он сегодня выступил…

В. РОМЕНСКИЙ – Или на вас она повлияла.

О. ЖУРАВЛЕВА — Под влиянием ваших выступлений.

Н. БЕЛЫХ — Я предлагаю темой уже визита Дмитрия Анатольевича не спекулировать.

О. ЖУРАВЛЕВА — Вы же общались, может быть, ему что-то действительно открылось реальное. Это совершенно не подкол.

Н. БЕЛЫХ — Я думаю, что Дмитрий Анатольевич это все прекрасно знал и понимал, точно так же как очень многие все знали и понимали. И не сейчас, год назад, два и три.

О. ЖУРАВЛЕВА — Может быть, вы ему напомнили какие-то вещи.

Н. БЕЛЫХ — Я думаю, что ситуация это же известно, какие-то кардинальные изменения, тем более реформы от хорошей жизни не происходят. И соответственно когда у тебя все зашибись, идут замечательные потоки нефтедолларов или газодолларов, то каким-то образом перестраивать систему, менять правила игры, оптимизировать, не получается. Ну просто…

В. РОМЕНСКИЙ – Ни к чему это.

Н. БЕЛЫХ — Да, у тебя и так все хорошо. Проще какие-то дырки затыкать за счет дополнительных источников. А вот когда ситуация критическая, это как раз время для того чтобы над какими-то кардинальными изменениями задумываться. Поэтому я искренне считаю, что кризисные условия это условия, предполагающие и совершенно резонно — проведение каких-то кардинальных изменений, как в бюджетной сфере, так и в налоговой и так далее.

О. ЖУРАВЛЕВА — Вот еще одна из цитат из Дмитрия Медведева, первой задачей он поставил бюджетной перед правительством придание адресного характера государственным социальным обязательствам. То есть индивидуальный подход, с одной стороны, а с другой стороны передать полномочия регионам, потому что они на месте знают, кому что нужно и так далее.

Н. БЕЛЫХ — Я сегодня разговаривал с помощником президента Дворковичем А. В., мне в пятницу пришла гениальная мысль, я ее сегодня Аркадию Владимировичу озвучил, и она перекликается с этими вещами. Она заключается в том, что одна из тем, которая обсуждалась на встрече президента с руководителями Приволжского федерального округа, в Кирове, это тема: почему не работает система госгарантий. То есть он 13-го числа проводил совещание, где они констатировали, что федеральные госгарантии плохо работают, на нашем совещании выяснилось, что региональные работают, и собственно почему, возникает интересная ситуация. Что регионы с одной стороны с этими госгарантиями справляются лучше, потому что субъекты, на кого они направлены, они здесь, на территории, ты их видишь, понимаешь, чувствуешь на кончиках пальцев. Но у тебя мало возможностей как у региона и по объемам, и по механизмам. У федералов обратная ситуация. То есть вроде заложены деньги соответствующие в бюджет, есть серьезный объем госгарантий, 300 млрд. Но система не работает, потому что они не чувствуют, не видят и не ощущают этой ситуации. Я предложил, у нас в рамках федеральных целевых программ есть нормальный метод, который называется софинансирование. То есть когда какие-то проекты делаются за счет и федералов, и регионов. Я говорю: давайте сделаем там, то есть система госгарантий, давайте тоже на условиях софинансирования. Допустим, регион 25% и федерация 75%. Управление процессом мы как регион берем на себя. У нас соответственно появляется возможность и просто дополнительное плечо для осуществления необходимых действий, потому что сейчас в рамках бюджета Кировской области я могу предоставить миллиард рублей на госгарантии. То есть миллиард это мало. Тем более не более 150 миллионов на одного субъекта. У меня стоит задача Кировский шинный завод. Начинаем обсуждать схемы, меньше чем полмиллиарда бесполезно соваться, даже в случае если все кредиторы переговорят. Но если мне на мои 150 – 450 гарантий даст федеральное правительство, и этим будет управлять регион, потому что он ситуацией управляет. В то же время у федералов нет ощущения того, что просто деньги кто-то взял и пользуется, потому что здесь бюджет региона точно также рискует, но в меньшей пропорции, но, тем не менее, для региона это суперзначимые деньги. Вот такая система может быть эффективна и может быть достаточно интересна.

О. ЖУРАВЛЕВА — Но она пока не принята.

Н. БЕЛЫХ — Она родилась у меня в голове в пятницу.

В. РОМЕНСКИЙ – Дворкович услышал?

Н. БЕЛЫХ — Да, мне показалось, Аркадий Владимирович ее услышал, она ему тоже как мне показалось, понравилась. Он сказал, что надо над ней продумывать. Другое дело, что у нас те предприятия, которым мы помогаем, они в разных подведомствах находятся, кто-то под МЭРТ, кто-то под Минпромом. Но я думаю, что можно было бы в рамках пилота по какому-то региону, понятно, по Кировской области в рамках каждых предприятий ситуацию обкатать, если она работает, я считаю, идеальный механизм можно соответственно решить проблему и федералов и регионов.

О. ЖУРАВЛЕВА — Есть еще один момент, мы же говорили о том, что продукты в России очень дорожают и в 10 раз быстрее, чем в Европе за несколько месяцев. Январь-апрель Росстат привел.

В. РОМЕНСКИЙ – У вас на сколько подорожали?

О. ЖУРАВЛЕВА — Вы сельское хозяйство пытаетесь как-то поддерживать. Может быть, у вас все свое, доллар не растет и вообще все хорошо.

Н. БЕЛЫХ — Доллар растет везде кроме Кировской области.

О. ЖУРАВЛЕВА — Если продукты свои…

Н. БЕЛЫХ — Доллар до сих пор по 23.

О. ЖУРАВЛЕВА — По 26 копеек.

Н. БЕЛЫХ — Но не больше 10 долларов в одни руки. На самом деле ситуация, произнести «контроль за ценами» язык не поворачивается. Мониторинг цен осуществляется в еженедельном режиме. И меня точно так же как и всех интересует, что происходит в этой ситуации. Мое мнение, я не претендую на объективность, тем более что здесь вам наверное виднее. Я слышал, вы сегодня вызванивали специалистов по торговле овощами, как что.

О. ЖУРАВЛЕВА — И водой.

В. РОМЕНСКИЙ – Разные люди звонили.

Н. БЕЛЫХ — Да, я слышал, один пробился такой нетривиальный звонок. Мне кажется, основная проблема все-таки сейчас находится в ретейле.

О. ЖУРАВЛЕВА — По-русски.

Н. БЕЛЫХ — В сетях торговых.

В. РОМЕНСКИЙ – А почему?

Н. БЕЛЫХ — У них сильно изменилась экономическая ситуация именно в плане издержек. Ни для кого не секрет, что торговые сети, которые активно развивались последние годы, делали это в основном за счет кредитных ресурсов.

О. ЖУРАВЛЕВА — То есть теперь им просто надо отдавать…

Н. БЕЛЫХ — Это не является большим секретом и соответственно эти ресурсы кредитные, которые накоплены, они просто изменились сильно в цене. Возникли сложности с переаккредитовкой. И это надо за счет чего-то компенсировать. То есть нужно увеличивать маржу. Эта маржа увеличивается и я могу только подтвердить это какими вещами. Мы сейчас проводим ярмарки выходного дня. На которые приглашаем производителей. По некоторым позициям, морковка, еще что-то, разница с ценами в магазинах достигает 40-50%.

В. РОМЕНСКИЙ – Это классно же.

Н. БЕЛЫХ — Это хорошо.

О. ЖУРАВЛЕВА — Не надо в магазины ходить.

Н. БЕЛЫХ — Но тут правда, соответственно люди говорят: тут очередь. Ты хочешь без очереди, но дороже – идешь в супермаркет.

В. РОМЕНСКИЙ – А если еще хочешь израильскую – так вообще в «Азбуке вкуса» ради бога.

Н. БЕЛЫХ — Да. И без очередей.

О. ЖУРАВЛЕВА — К сожалению, мы здесь должны закончить.

Н. БЕЛЫХ — Не дали опять высказаться. Хорошо, да.

В. РОМЕНСКИЙ – В другой раз обязательно дадим. Никита Белых, губернатор Кировской области был сегодня в «Дневнике губернатора».

В. РОМЕНСКИЙ – А для вас работали Ольга Журавлева и Владимир Роменский.

Н. БЕЛЫХ — А я не работал. То есть я тогда тоже с вами работал, коллеги.

О. ЖУРАВЛЕВА — Спасибо.




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире