Время выхода в эфир: 19 октября 2019, 21:05

С. Белковский Доброй субботы, дорогие друзья! Это «Эхо Москвы», программа «Время Белковского». С вами в студии Станислав Белковский. Мы, как всегда, начинаем с обзора твитов, записей в социальной сети Twitter президента США Дональда Джоновича Трампа, о чём специальный помощник и зять Дональда Трампа Джаред Кушнер договорился с «Эхом Москвы».

Твит № 1. «Рейтинг одобрения как Трампа, так и Республиканской партии достиг 50%». Причём странным образом Трамп совершил описк в своём твите: «рейтинг одобрения достиг 50$». Это, так сказать, оговорка по Фрейду, что называется. Я же занимаюсь копипастом — скачиваю твиты из его твиттера. Может, он уже исправил, но когда я скачивал, ещё было написано «50$». Тем более вы знаете, что Трамп ведёт твиттер сам, лично. Не какие-то там помощники или ещё кто-то. Собственно, он сам говорил и говорит: «Твиттер — это моё последнее оружие против традиционных средств массовой информации», и нельзя сказать, что он совсем неправ.

«Эта цифра базируется на состоянии экономики, на том, как хорошо развивается наша страна, и могла бы достигать 75%, если бы не fake news (то есть фальшивые новости) и «охота на ведьм»». И дальше Трамп, естественно, в присущей ему манере говорит, что вообще Республиканская партия заслуживает 95% одобрения. В переводе с трампистского даже не на русский, а на английский это означает одно — что Трамп наконец получил поддержку Республиканской партии, которой он де-факто не пользовался во время выборов 2016 года. Потому что тогда все президенты и государственные секретари от Республиканской партии, включая Джорджа Буша-старшего, Джорджа Буша-младшего и Кондолизу Райс, голосовали за Хиллари Клинтон, против кандидата от собственной партии.

Сейчас Трамп, наконец, нашёл примирение с партией,и вероятность того, что он изберётся на второй срок, резко возросла. Именно поэтому, собственно, развивается процедура импичмента, поскольку оппоненты Трампа, как в Демократической партии, так и в Республиканской, и, собственно, в культурном истеблишменте (особенно в штатах Нью-Йорк и Калифорния), хотят отправить его в отставку ещё до того, как вопрос о его победе или неудаче на выборах будет решён.

Кроме того на этой неделе Украина снова вышла в топ мировых новостей, чего ей давно не удавалось, но в последнее время удаётся исключительно из-за Дональда Трампа. Он сейчас фактически является как бы основным пресс-секретарём Украины. Юрий Витальевич Луценко, бывший генеральный прокурор Украины, дал интервью изданию «The Hill». Есть такое издание. «Hill» по-английски — это «холм», метафора Капитолийского холма, Capital Hill. Кроме того, «сияющий город на холме» — это и есть Америка. Почему издание называется «The Hill» — это то основание, на котором стоит Америка. Он рассказал, что президент США Барак Обама устами вице-президента Джо Байдена составил «список неприкосновенных» — людей, которых украинские власти не должны трогать ни при каких обстоятельствах. Это должно отвлечь внимание.

То есть здесь Луценко выступает полным трампистом — других вариантов у него нет, поскольку над ним нависают уголовные дела в Украине… На Украине. Я прошу прощения, поскольку знаю, что на «Эхе Москвы» запрещено говорить «в Украине», и я оговорился. Поэтому он уехал с Украины и активно становится трампистом, чтобы Америка его отмазала от уголовных дел. Соответственно, это отвлекает внимание от претензий к самому Дональду Трампу — что он заставлял президента Владимира Зеленского выдать компромат на Джозефа Байдена, бывшего вице-президента и вероятного кандидата в президенты США от Демократической партии.

С.Белковский: Дональд Трамп сейчас фактически является как бы основным пресс-секретарём Украины

Джозеф Байден — это такой типичный Леонид Ильич Брежнев американской политики. Я на всякий случай напомню, потому что большая часть аудитории это знает, что компромат связан с тем, что Хантер Байден, сын Джозефа Байдена, был членом совета директоров нефтедобывающей и газодобывающей компании «Burisma», созданной бывшим министром правительства Виктора Януковича господином Злочевским. Само слово «Злочевский» звучит зловеще в этом контексте. Тем более, что по-украински «злочин» — это преступление. Соответственно, эта война нервов продолжается, и Трамп в ней пока побеждает. Но это, естественно, приведёт к активизации всех его оппонентов отправить его в отставку.

Твит № 2. Скандал на ABC News. Они показали фальшивое видео турецких бомбардировок в Сирии. «Настоящий позор!», говорит Трамп («Real disgrace!»). «Завтра, пишет Трамп (это написано не сегодня, поэтому «завтра» — это несколько дней назад, но на этой неделе), я адресую несколько неудобных вопросов к сыну сонного Джо Байдена (он называет Джо Байдена «sleepy Joe Biden», «сонный Джо Байден») Хантеру, почему Украина и Китай платили ему миллионы. Взятка? Да». Ну, скажем так, «можно предполагать». Трамп же всё-таки американец, поэтому он никогда не может утверждать то, что не подтверждено судом.

Поэтому этот раунд борьбы Дональд Трамп выиграл. Выиграет ли он эту борьбу в принципе — непонятно. Импичмент возможен, он нависает. Ещё раз хочу напомнить вам прогноз ряда ведущих американских аналитиков во главе с великим кинорежиссёром Майклом Муром о том, что Трамп не досидит до конца первого срока. Это Армагеддон. Он обязательно случится, и сейчас это схватка между добром-1 и добром-2. Нам будет очень интересно на неё посмотреть, что мы также будем делать в отдельной программе «Однажды в Америке» с ассоциированным сотрудником «Эха Москвы» Кариной Ашотовной Орловой. Она стартует в ближайшие пару недель.

Дальше у нас VIP вопросы. Первый VIP вопрос. Пётр Алексеевич, экономист из Винницы, спрашивает: «Белковский, как вы относитесь к борьбе украинских националистов и добробатов…» Добробаты — это добровольческие батальоны, сформированные в 2014 году, которые формально входят в состав Национальной гвардии Украины, но де-факто ей не подчиняются. Их просто формально интегрировали в Национальную гвардию Украины, являющуюся подразделением Министерства внутренних дел, чтобы как-то их контролировать. Но контролировать их не получается. Это люди, которые принимают все свои ключевые решения сами, в том числе решения об убийствах. «...против президента Украины Владимира Александровича Зеленского?».

Уважаемый Петр Алексеевич, экономист из Винницы. Я отношусь к этому негативно. Я думаю, что Украина находится на правильном пути. Она находится на пути либеральных реформ, которые предыдущему президенту Петру Алексеевичу Порошенко осуществить не удалось. Не удалось только из-за его болезненной, патологической жадности и склонности к коррупции. Владимир Александрович Зеленский всё-таки ведёт дело к миру. Он президент мира. За него проголосовало 72% населения Украины, потому что он выдвигал тезисы о мире. Может быть, он даже артикулировал их недостаточно внятно, но, тем не менее, он выдвигал эти тезисы, и народ за него проголосовал.

«Партия войны» не пользуется поддержкой большинства населения Украины. Она пользуется поддержкой значительного меньшинства населения. Но она очень активна, агрессивна, и, в общем, конечно, нельзя исключать того, что будет предпринята попытка силового смещения президента Зеленского, государственного переворота. Этого исключать нельзя. Но всю ответственность за этот переворот будет нести Пётр Алексеевич Порошенко, поскольку он стимулировал эти процессы.

С.Белковский: Джозеф Байден — это такой типичный Леонид Ильич Брежнев американской политики

Я очень надеюсь, что западные лидеры объяснят Петру Алексеевичу, что так делать не надо. Потому что сейчас готовится предъявление обвинений по 13 уголовным делам, которые возбудило против Петра Алексеевича (прошу прощения, в отношении Петра Алексеевича, не «против» — это юридически корректная формулировка) Государственное бюро расследований Украины. Там есть такой орган — аналог американского ФБР, который, кстати, был создан в рамках пакта с Соединёнными Штатами Америки ещё в 2015 году. Пётр Алексеевич Порошенко пытался через суд вообще отменить само Государственное бюро расследований или признать незаконным назначение его руководителя господина Трубы.

Но труба ему приходит, это правда. Поэтому лучше не пытаться совершить государственный переворот. Это ухудшит его ситуацию, а не улучшит, поскольку отделаться от влияния американцев и других западных лидеров ему не удастся. Ему не удастся сорвать пакт, который сейчас намечается между Западом и Россией, о котором я говорил в этой программе неоднократно, и поэтому во исполнение заповедей Алексея Алексеевича Венедиктова повторяться не буду.

Борис Абрамович из сельского поселения Эдем, штат Калифорния, Соединённые Штаты Америки, спрашивает: «Белковский, что вы думаете о Сергее Леонидовиче Доренко, 60-летие которого отмечалось вчера?». Сергей Леонидович Доренко был одним из самых выдающихся криейторов нашего времени. Он, безусловно, был харизматическим лидером и мог бы стать президентом сам. В общем, это всё, что я о нём думаю. Я думаю, что дальнейшие подробности о нём должны докладывать его родные и близкие.

Теперь переходим к основным темам программы, концепцию которой я не напоминаю, чтобы не тратить ваше время. Мы вспоминаем события прошлого в контексте настоящего.

На этой неделе в Нью-Йорке прошла мировая премьера фильма — в 1940 году, прошу прощения, 15 октября — прошла мировая премьера фильма Чарли Чаплина, Чарльза Спенсера Чаплина «Великий диктатор», где, собственно, Чарльз Чаплин играл роль Адольфа Гитлера. Кто такой Адольф Гитлер, надеюсь, вам объяснять не надо.

Тогда это воспринималось неоднозначно по самым разным причинам. В том числе и потому что Соединённые Штаты Америки в то время де-факто поддерживали Гитлера. Ну, юридически это было не так, но они были лояльны к тому, что Гитлер покоряет Европу. Потому что для Соединённых Штатов и президента Франклина Делано Рузвельта было очень важно подавить Великобританию и перенять функции и полномочия Британской империи, для чего Гитлер был очень полезен. Разрушили всю эту конструкцию японцы своей атакой на Перл-Харбор, но она случилась значительно позже. Поэтому фильм «Великий диктатор» был очень неоднозначно воспринят.

Полнометражная версия — 124 минуты. Чарльз Спенсер Чаплин выделил на это 2 миллиона долларов — своих собственных. Никто денег ему не дал. По нынешним деньгам это 20 миллионов долларов как минимум. Там была музыка Вагнера и Брамса, всё это было сделано весьма качественно. Надо сказать, что и в Советском Союзе должны были показывать «Великого диктатора». Но не показали, потому что Иосиф Виссарионович Сталин проассоциировал главного героя и с собой тоже и запретил показ фильма «Великий диктатор».

По этой же причине был запрещён прокат в России фильма «Смерть Сталина» режиссёра Армандо Ианнуччи 2 года назад. Потому что всю эту историю со смертью Сталина официальные СМИ и Министерство культуры Росийской Федерации транслировали как какое-то фрик-шоу — что фильм низкопробный, категории В. Это не так. Он не низкопробный. Я не утверждаю, что это главный шедевр мирового кинематографа, но он достаточно качественный, категории А. Но это всё содержало очень много аллюзий, ассоциаций с нынешней ситуацией в России и с Владимиром Владимировичем Путиным. Именно поэтому фильм и запретили.

В последнее время состоялись ещё 2 важные премьеры. Это премьера фильма «Джокер». Я тоже не буду объяснять, что это, поскольку это уже знают все. Эта премьера была на Венецианском кинофестивале в начале сентября. «Джокер» получил главный приз Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва». Это фильм о том, как простой человек бросает вызов системе и побеждает её. При этом неважно, хороший это человек или плохой. Но это точное описание таких фигур, как Дональд Трамп и Владимир Зеленский. Вот они бросили вызов системе и победили её. Они — Джокеры. Поэтому это фильм о современной политико-исторической реальности.

Надо сказать, что в поэме Владимира Владимировича, но не Путина, а Маяковского «Облако в штанах» содержится точный прогноз этой ситуации и описание сюжета фильма «Джокер». Я сейчас прочитаю этот прогноз:

Вы, голодненькие, потненькие, покорненькие,

Закисшие в блохастом грязненьке!

Идите! Понедельники и вторники

Окрасим кровью в праздники!

Мы, каторжане города-лепрозория,

Где золото и грязь изъязвили проказу,

Мы чище венецианского лазорья,

Морями и солнцами омытого сразу!

Вот если вы посмотрите фильм «Джокер», то, безусловно, убедитесь в том, что это точное описание его сюжета, потому что «каторжане города-лепрозория» — это жители Готэм-сити. «Джокер» формально является приквелом известнейшего «Бэтмена». Но «Бэтмен» — это всякие такие детские сказки. А это серьёзный фильм, не детская сказка. Де-факто он является сиквелом величайшей трагедии мира Уильяма Шекспира (правда, неизвестно, существовал ли Уильям Шекспир, но это в данном случае неважно) «Король Лир»: шут становится королём.

С.Белковский: Владимир Зеленский всё-таки ведёт дело к миру. Он президент мира

Поэтому очень рекомендую фильм «Джокер». Он получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля совершенно заслуженно, Хотя этого никто не ожидал, потому что «Джокер» — мейнстримный фильм, а Венецианский фестиваль часто отдавал предпочтение артхаусному кино. Сейчас Венецианский фестиваль сместился в сторону Голливуда, и поэтому «Джокер» получил возможность получить… простите, что повторяю, «Джокер» обрёл возможность получить «Золотого льва».

Также недавно состоялась российская премьера фильма «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена. Это тоже очень примечательное культурное событие, потому что фактически он описывает всю жизнь Вуди Аллена. Он является метафорой его жизни. Известно, что Вуди Аллен 15 лет назад покинул Соединённые Штаты Америки и отправился работать в Европу по причине обвинений в сексуальных домогательствах к собственной дочери, и вообще к своим детям. Приёмная дочь Сун И-Превен является биологической дочерью французского режиссёра Превена и бывшей жены Вуди Аллена Миа Фэрроу. Он женился официально и живёт с ней уже много лет. Она кореянка по национальности — прошу прощения, по этническому происхождению.

Из страха разделить участь Романа Поланского, который пострадал в Соединённых Штатах Америки по обвинению в сексуальных домогательствах, Вуди Аллен отправился в Европу. Но родным местом Вуди Аллена всё равно остался Нью-Йорк. Он хочет туда вернуться. Его главная задача — вернуться в Нью-Йорк. «Дождливый день в Нью-Йорке» — это ещё и метафора всей его жизни. «Дождливый день в Нью-Йорке» — это есть жизнь Вуди Аллена. Молодой герой, который существует в этом фильме, похож на молодого Вуди Аллена как две капли воды. Напоминаю, что Вуди Аллена на самом деле зовут Аллан Стюарт Конигсберг, а Konigsberg — это такой город Калининград, который сейчас находится в составе Российской Федерации. Поэтому также призываю и предлагаю его посмотреть.

На этой неделе Никита Сергеевич Хрущёв был освобождён от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР. Это случилось на чрезвычайном пленуме, но это был государственный переворот, поскольку никто не предупредил Никиту Сергеевича, что он будет уволен. Это случилось 14 октября 1964 года. Основной доклад читал Михаил Андреевич Суслов, секретарь ЦК КПСС. Там было объявлено, что Никита Сергеевич Хрущёв фактически устанавливает культ собственной личности. «Он давно культ!», — закричали из зала. Никиту Хрущёва тогда поддержал только Анастас Иванович Микоян, его близкий соратник.

Я бы хотел сказать два слова об исторической роли Никиты Сергеевича. Да, конечно, она весьма неоднозначна. Когда он был первым секретарём Центрального комитета Коммунистической партии Украины, он был причастен к массовым репрессиям. Потом он был первым секретарём Московского горкома партии, и тоже нельзя сказать, что на этом посту он проявил себя как великий демократ и гуманист. Нет. И, конечно, расстрел в Новочеркасске в 1962 году случился не без решения Никиты Сергеевича Хрущёва.

Но вместе с тем именно с ним ассоциируется фактическая ликвидация ГУЛАГа и освобождение миллионов заключённых. Миллионов. Она началась прямо в 1953 году, после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Возвращаясь к фильму «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи: там эта ситуации хотя и описана исторически недостоверно, но психологически весьма красноречиво — как Хрущёв меняет страну с помощью маршала Жукова. Так оно и было. И, как говорила Анна Андреевна Ахматова, «Я — хрущёвка». Хрущёвка в данном случае не является символом 5-этажного дома без лифта. Хрущёвка — в смысле, сторонница Хрущёва, говорила Анна Андреевна.

С.Белковский: Трамп и Зеленский бросили вызов системе и победили её. Они — Джокеры

Потому что по тем меркам Хрущёв всё-таки дал стране свободу. Он ликвидировал ту страшную и репрессивную машину тотального подавления. Да, она никуда не исчезла до начала перестройки и появления Михаила Сергеевича Горбачёва и Бориса Николаевича Ельцина. Ликвидировали её только они, но, тем не менее, она была существенно смягчена. Тотальный страх, который царил при Иосифе Виссарионовиче Сталине, исчез. В этом огромная заслуга Никиты Сергеевича.

Да, он был самодуром. Всем известна сцена, как он кричит на Андрея Андреевича Вознесенского, великого русского поэта, в Кремле. «Господин Вознесенский!», — кричал он на него тогда. Но это всё эксцессы. Основное он сделал. Он десталинизировал страну. Но, к сожалению, мы сами десталинизироваться так и не смогли.

Недавно скончался великий режиссер Марк Анатольевич Захаров, который снял фильм «Убить дракона» по гениальной пьесе Евгения Шварца «Дракон», идея которой очень проста — что надо убить дракона в самом себе. Тогда дракон действительно погибнет. Мы не убили дракона в самих себе. Именно поэтому Сталин всё время возвращается. Он остаётся ключевой фигурой русской истории. Рейтинг Сталина всегда высок. Количество поддерживающих Сталина неизменно велико.

Как надо поддерживать кровавого палача — это отдельный вопрос, который, конечно, требует отдельного осмысления. Да, русский народ любит подавляющую силу, потому что, как правильно говорил Николай Александрович Бердяев и многие другие мыслители, русский народ имеет женскую душу. И в этом смысле подавляющая сила и вот это садистическое начало важно.

Но с этим пора заканчивать. Как правильно говорилось на встрече Эммануэля Макрона, президента Франции, и президента России Владимира Владимировича Путина в Fort de Bregancon, Россия — европейская страна. И она должна быть частью единой Европы от Лиссабона до Владивостока. И нам надо к этому идти. Всякие недостатки существуют для того, чтобы их преодолевать. Всякие проблемы существуют для того, чтобы их решать, а не фиксироваться на них и объявлять недостатки достоинствами, а проблемы достижениями.

Кроме того, важнейшей заслугой Хрущёва (вот я сейчас посмотрел в своей бумажке) было то, что он дал крестьянам паспорта. При Сталине у крестьян не было паспортов, они не были людьми. То есть Хрущёв сделал целое сословие, целую корпорацию русских людей людьми. Это ли не заслуга?

Все видели — конечно, не все, но многие видели — памятник Никите Сергеевичу на Новодевичьем кладбище. Автор этого памятника — Эрнст Неизвестный. Дизайн памятника, я не хочу сказать, гениальный — не берусь об этом судить, поскольку я не специалист в скульптуре — но весьма качественный. Чёрно-белое лицо Никиты Сергеевича Хрущёва, одна половина которого чёрная, другая белая. Тем самым подчёркивается двойственная природа Никиты Сергеевича Хрущёва и того, что он сделал для страны и для собственного народа. И когда Эрнст Неизвестный получил гонорар за этот памятник, известна история, что он сел в такси, открыл окно и выбросил этот гонорар на улицу в районе Новодевичьего монастыря, сказав: «Пусть Москва помянет Никиту». Так что пусть не только Москва, но и Россия, и весь мир помянет Никиту.

На этой неделе в 1853 году началась Крымская война. Она была связана с амбициями Николая I, императора, который очень похож на Владимира Владимировича Путина и является почти точным его историческим аналогом. В превью, так сказать. Заметьте, что и Владимир Владимирович Путин навязал Крымскую войну, исход которой пока неясен.

С.Белковский: Эти мультики уже привели к гибели массы людей на Северном флоте. Нет ли здесь какой-то аналогии?

В одном из предыдущих выпусков нашей программы «Время Белковского» я говорил, что Крымская война должна завершиться провозглашением полной государственной независимости Республики Крым. Возможно, когда-нибудь это случится, хотя, естественно, никаких гарантий этого нет. Может быть, в рамках пакта между Дональдом Трампом, Эммануэлем Макроном и остальными западными лидерами и Владимиром Путиным это было обсуждено и решено. Как вы понимаете, я не являюсь ни одним из мировых лидеров, поэтому никак повлиять на это не могу. Я могу только комментировать.

Крымская война привела к поражению России и к гибели Николая I. По одной из версий, он покончил с собой в результате Крымской войны. Это одна из версий. Она не подтверждена, но, тем не менее, она существует.

Формальной причиной Крымской войны было желание Николая I установить контроль над православными святынями в Иерусалиме, который тогда находился под контролем Турции, то есть Османской империи — Турции в это время не было. Но фактической причиной была полностью неадекватная оценка Николаем I ситуации в Европе и состояния вооружённых сил России. Николай I, который в 1848 году поддержал Австрийскую империю в подавлении венгерских восстаний (что, правда, в итоге привело к созданию Австро-Венгрии, то есть Венгрия по-своему победила в этом конфликте), считал, что европейские лидеры его поддержат. В частности, Австрия и Пруссия. Кроме того, он считал, что его войска готовы к войне, и что если они пойдут на Константинополь, они его возьмут.

Этого не случилось. Выяснилось, что российская армия находится в полностью разваленном состоянии. То есть несмотря на мужество и героизм, естественно, многих солдат и офицеров во время Крымской войны (мужество и героизм были, потому что они вообще присущи русскому народу), общая организация войск не соответствовала современным стандартам, даже на то время.

Кроме того, Николай I почему-то посчитал, что Австрия и Пруссия его поддерживают. Это было не так. Они его не поддержали. Они выступили против него. Против него выступил весь мир — тогдашний мир. В смысле, вся Европа — я уточню формулировку. Поэтому Крымская война была проиграна, что привело к фактической ликвидации Черноморского флота, впоследствии, правда, восстановленного, и к существенным уступкам России в рамках Парижского мирного соглашения, которое завершило Крымскую войну уже после кончины Николая I.

Что-то всё это нам напоминает, не правда ли? Неадекватная оценка вооружённых сил, потому что наши ядерные ракеты падают стремительным домкратом в Баренцево море, приводя к гибели многих людей. Те самые, которые были анонсированы Владимиром Владимировичем Путиным 2 года назад в его послании Федеральному собранию. Вот эти мультики, которые он показывал, о том, какое страшное ядерное оружие есть у России, какие там ракеты на ядерной тяге. Вот они уже привели к гибели массы людей на Северном флоте. Нет ли здесь какой-то аналогии? Я не утверждаю, что она есть, но вдруг она есть, хе-хе. Попытки решать геополитические проблемы за пределами собственной территории. Собственно, если бы Николай I не пришёл к выводу, что нужно установить контроль над православными святынями в Иерусалиме, никакой Крымской войны бы не было.

С.Белковский: Я надеюсь, что Харви Вайнштейна тоже оправдают

Но есть и положительный исход, положительная версия развития этого конфликта. Она состоит в том, что после Николая I пришёл его сын Александр II, Александр Николаевич, и он провёл масштабнейшие либеральные реформы. Эти реформы всё знают. Это и освобождение крестьян, ликвидация крепостного права в 1861 году. Это и судебная реформа, создание земств. Много чего. Всё это написано в школьном учебнике истории, и я, в соответствии с заветами господина Венедиктова, не буду повторять азбучные истины, которые высокообразованной аудитории радиостанции «Эхо Москвы» хорошо известны.

Поэтому посмотрим. Может быть, Крымская война-2 тоже приведёт к приходу к власти либерального политика, который проведёт реформы просто потому что, как и Никита Сергеевич Хрущёв, он не сможет их не проводить. Никита Сергеевич не был либералом, но он понимал, что без этих реформ страна не выживет. Я надеюсь, что на смену Владимиру Владимировичу Путину придёт такой же человек. Кто он будет, неизвестно. Но пакт, модератором которого является Эммануэль Макрон, созревает и вызревает. И мы ждём плодов его реализации.

Программа «Время Белковского». С вами студии Станислав Белковский. Мы вспоминаем разные события недавнего или давнего прошлого и анализируем их в современном контексте.

На этой неделе в 2018 году, то есть в прошлом году, проходил саммит Евросоюза, на котором предполагалось утвердить соглашение о выходе Британии из Евросоюза. Но соглашение не было готово. 20 октября того же года в Лондоне прошло огромное шествие против брексита, то есть выхода Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии из состава Евросоюза. По оценкам полиции, на нём было 250 тысяч человек. По оценкам отдельных участников этого шествия, 750 тысяч, что довольно много.

Я хочу сказать, что брексит неизбежен. На этой неделе было, наконец, заключено соглашение между Евросоюзом и Великобританией о том, что брексит состоится. Это безусловный и несомненный успех премьер-министра Бориса Джонсона, который, насколько я могу оценивать его личные и политические качества, абсолютно несгибаемый. Поэтому ясно, что его приход к власти означал неизбежность брексита. Надо заметить, что вообще по этикету и протоколу британского королевского двора запрещено прикасаться рукой к членам царствующей фамилии. В лучшем случае можно потрогать за плечо в знак признательности, но не более того. Борис Джонсон — первый, кто здоровается с королевой Елизаветой II за руку. Это уже говорит о нём что-то — что он нарушитель и разрушитель традиций и создатель традиций новых.

Кроме того, брексит может привести к выходу Шотландии из состава Великобритании. Надо сказать, что сценарий брексита полностью предсказан великим Льюисом Кэрроллом, существование которого, как и Уильяма Шекспира, не подтверждено достоверно, в его книге «Алиса в Зазеркалье», потому что именно там описан поединок Льва и Единорога. Лев — это символ Англии, а Единорог — символ Шотландии. Я хочу процитировать (наизусть, к сожалению, не помню, поэтому придётся читать по бумажке) «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла:

С.Белковский: Хрущев понимал, что без этих реформ страна не выживет. Надеюсь, на смену Путину придёт такой же человек

«— А вот сейчас можно бы устроить великолепный бой за корону, — сказал Единорог, хитро поглядывая на Короля. Бедный Король так дрожал, что корона чуть не слетела у него с головы.
— Я бы легко одержал победу, — сказал Лев (Напоминаю: Единорог — это Шотландия, а Лев — Англия).
— Сомневаюсь, — заметил Единорог.
— Я ж тебя прогнал по всему городу, щенок, — разгневался Лев и приподнялся.
Ссора грозила разгореться, но тут вмешался Король. Он очень нервничал, и голос его дрожал от волнения.
— По всему городу? — переспросил он. — Это немало! Как вы гонялись через старый мост или через рынок? Вид со старого моста не имеет себе равных… (Это метафора. Вид со старого моста — это устройство Европы в то время).
— Не знаю, — проворчал Лев и снова улёгся на траву. — Пыль стояла столбом — я ничего не видел. Что это Чудище так долго режет пирог? (А Чудище — это, собственно, Алиса, главная героиня).
Алиса сидела на берегу ручейка, поставив большое блюдо себе на колени, и прилежно водила ножом (Видите — разрезание, абсолютная метафора расчленения Евросоюза).
— Ничего не понимаю! — сказала она Льву (она уже почти привыкла к тому, что её зовут Чудищем). — Я уже отрезала несколько кусков, а они опять срастаются!
— Ты не умеешь обращаться с Зазеркальными пирогами, — заметил Единорог. — Сначала раздай всем пирога, а потом разрежь его!».

Именно это происходит сейчас с Европой — то, что описал Льюис Кэрролл. Евросоюз сохранится. Как мы с вами говорили в одном из предыдущих выпусков программы «Время Белковского», Великобритания должна выйти из состава Евросоюза, потому что Лондон не может подчиняться Берлину и Парижу. Сейчас пока непонятно, сохранится ли ведущая роль Германии в Евросоюзе, из-за того, что федеральный канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель плохо себя чувствует, или эта роль перейдёт к Эммануэлю Макрону, который есть и остаётся главным модератором пакта между Россией и Западом.

И дай Бог, чтобы этот пакт свершился, поскольку он откроет дорогу к уходу Владимира Владимировича Путина от власти и тем самым к началу построения некоторой системы демократических институтов в России, пусть даже этот процесс не будет быстрым, а тем более стремительным.

Но Великобритания должна вернуться в состав Британской империи, которой на сегодняшний день являются Соединённые Штаты Америки. Поэтому после того, как брексит будет завершён — вполне возможно, парламент уже сегодня или завтра одобрит соглашение между Великобританией и Евросоюзом (ещё недавно многие говорили, что этого соглашения не будет, что оно невозможно, но оно свершилось, потому что такова логика истории, а идти против истории нельзя — кстати, эта фраза принадлежит Владимиру Ильичу Ленину, основателю Союза Советских Социалистических Республик), возникнет зона свободной торговли и некий политико-экономический альянс между США и Великобританий. Евросоюз останется без Острова, то есть без Великобритании.

С.Белковский: Великобритания должна выйти из состава ЕС, потому что Лондон не может подчиняться Берлину и Парижу

Это закономерный результат той системы отношений между Великобританией и континентальной Европой, которая выстраивалась много веков подряд, но главным мотором которой, конечно, был Наполеон Бонапарт. Именно он организовал континентальную блокаду Великобритании в начале XIX века. Он пытался захватить остров, но этого не получилось. До этого ещё был конфликт между Великобританией (вернее, тогда не было термина «Великобритания», она называлась Британской империей) и Испанией. В результате поражения «Непобедимой армады» Великобритания закрепилась как доминирующая сила мира, как главная империя мира, в результате чего, собственно, основным международным языком стал английский. Если бы «Непобедимая армада» одолела английский флот, то главным мировым языком стал бы испанский.

Но, опять же, это противоречило бы логике истории, потому что английский язык потому сделался главным международным языком мира и остаётся им, что он очень простой, а всё гениальное, как известно, просто. Испанский язык более сложен. Он легче в фонетике, в нём более простая фонетика — но это для русского уха, потому что он не палатализованный, в нём мягкие звуки. Английский язык, как все германские языки, палатализованный, в нём твёрдые звуки. Но это же касается не всех, это типично русское восприятие этой проблемы. А с точки зрения грамматики он очень прост. В нем нет ни родов, ни падежей. В нём даже нет различий между «ты» и «вы» — это большое исключение.

Поэтому, во-первых, английский язык очень легко изучить, что, безусловно, способствовало его гигантскому распространению по всему миру, а не только военные и политические возможности Британской Империи. Во-вторых, можно говорить на самых разных диалектах английского языка, от чего он не перестаёт быть английским. Чего нельзя сказать о романских языках — там с этим делом всё несколько сложнее.

Поэтому «Алиса в Зазеркалье» сбывается. Мы переходим из эпохи традиционной политики в эпоху Зазеркалья, о чём, собственно, во многом и снят фильм «Джокер», о котором мы с вами сегодня уже говорили.

Кроме того, на этой неделе в 1975 году состоялась премьера спектакля «Женитьба» великого русского режиссера Анатолия Васильевича Эфроса в Театре на Малой Бронной, где сейчас работает художественным руководителем Константин Юрьевич Богомолов, известный не только в качестве большого режиссёра современности, но и мужа всемирно известной Ксении Анатольевны Собчак, которая в представлениях не нуждается.

Также на этой неделе состоялась премьера спектакля «Борис Годунов», который поставил сын Анатолия Васильевича Эфроса Дмитрий Анатольевич — не пугайтесь, не Медведев, а Крымов. Это фамилия по матери, потому что Наталья Крымова, ведущий театральный критик Советского Союза, была супругой Анатолия Васильевича Эфроса, а тогда существовало дурацкое представление, что сыну нужно давать русскую фамилию, а не еврейскую. Сейчас, к счастью, такого представления уже нет. Сейчас уже никому не зазорно быть евреем, и это никак не препятствует карьере — даже, скорее, в какой-то степени наоборот.

Вообще «Годунов» является основополагающей драмой русского театра и, я бы так сказал, основополагающим событием русской драматургии. Потому что он совершенно точно описывает систему отношений между государством и человеком в России. Больше того: он описывает систему отношений в треугольнике женщина-мужчина-государство. Как говорит Марина Мнишек самозванцу, «пока тобой не свержен Годунов, любви речей не буду слушать я» (знаменитая сцена у фонтана в «Годунове»). Это в какой-то степени означает, что пока ты не пришёл к власти, ты не заслуживаешь любви. Потому что в России власть и любовь — это во многом одно и то же.

Кроме того, в России очень важна идея самозванства. Русский человек всегда должен провозгласить себя кем-то таким, кем он не является. На этом фоне он совершает мощный рывок вперёд и вверх, что и произошло, соответственно, со Лжедмитрием, то есть с Григорием Отрепьевым в «Борисе Годунове». Кроме того, Лжедмитрий же вышел из монастыря. Это подчёркивает сакральный статус самозванства и самозванца в России.

И вот Дмитрию Анатольевичу Крымову, сыну Анатолия Васильевича Эфроса, удалось очень правильно это построить и разыграть, потому что он придумал совершенно новый подход к этой пьесе. Она как будто переписана Антоном Павловичем Чеховым и поставлена режиссёром системы Вуди Аллена. Поэтому это не совсем пушкинский «Годунов» — это чеховский «Годунов». И вот этот чеховский «Годунов» — это безусловное ноу-хау. Премьера спектакля состоялась в Музее Москвы на Зубовском бульваре в городе Москве. Согласен, довольно странно, что Музей Москвы находится в Москве. Я предлагаю и призываю всех посмотреть этот спектакль, поскольку он стал одним из самых выдающихся культурных событий нашего времени.

Надо заметить, что я мельком видел Дмитрия Анатольевича на этой премьере. Он очень странным образом становится внешне похож сразу на двух людей — на своего отца (ну, он похож на него генетически, но с возрастом он становится как-то очень сильно похож на отца, Анатолия Васильевича Эфроса) и на ведущего сценографа постсоветской России (собственно, и позднего Советского Союза), ныне тоже, к сожалению, покойного Олега Шейнциса, который был главным художником Театра имени Ленинского Комсомола, театра «Ленком», худруком которого на протяжении многих лет работал недавно скончавшийся Марк Анатольевич Захаров.

Дмитрий Анатольевич вначале сам был сценографом. Он работал художником-постановщиком у Анатолия Васильевича Эфроса. Потом, когда Анатолий Васильевич ушёл и освободил нишу большого режиссёра, Дмитрий Анатольевич Крымов сам стал режиссёром и, в общем, превратился в лучшего режиссёра страны. Поэтому, с учётом того, что Анатолий Васильевич Эфрос с 1964 по 1967 годы был художественным руководителем театра «Ленком», я думаю, что он стал бы оптимальным главным режиссёром театра «Ленком» сейчас, когда ушёл Марк Анатольевич Захаров.

Сейчас художественным руководителем «Ленкома» назначен Марк Борисович Варшавер, директор театра. Это решение абсолютно правильное, поскольку позволяет создать паузу перед тем, как будет назначен новый главный режиссёр. В сегодняшней реальности художественный руководитель театра — это скорее менеджер, чем художник, и Марк Борисович Варшавер подходит для этого абсолютно. Но главным режиссёром, то есть основным творцом нового «Ленкома», я думаю, оптимально стал бы Дмитрий Анатольевич Крымов.

Вот на этой оптимистической ноте мы заканчиваем нашу программу. Я только хотел напомнить, что также в октябре несколько лет назад начались гонения на двух великих художников Голливуда. Ну, один из них не художник, а продюсер — это Харви Вайнштейн. Но фактически он один из создателей современного Голливуда и крёстный отец (в хорошем смысле слова) таких, например, режиссёров, как Квентин Тарантино. Если бы не Харви Вайнштейн, то мы бы никогда не увидели «Криминальное чтиво» и другие шедевры Квентина Тарантино.

С.Белковский: В России очень важна идея самозванства

И Кевин Спейси. Кевин Спейси, на мой взгляд, был ведущим актёром мира, главным. Он состоялся в кино 20 лет назад в фильме «L.A. Confidential». По-русски этот фильм назывался в прокате, если мне не изменяет память, «Тайны Лос-Анджелеса». При этом он не вёл там главную роль. Но, как объяснил нам ещё Сомерсет Моэм в своей великой пьесе «Театр», великий актёр всегда начинает играть главную роль в тот момент, когда он появляется на сцене, независимо от того, является ли эта роль главной по смыслу или нет. Вот Кевину Спейси это удалось. «L.A. Confidential» — это фильм имени Кевина Спейси. Мы помним этот фильм в основном благодаря ему. Он играет там полицейского.

До этого, до того, как пришёл в кино, он долгие годы был художественным руководителем лондонского театра «Олд Вик». Old Vic — это Old Victorian, «старый викторианский театр». Если сравнивать с театральными учреждениями России, это МХАТ, но только ещё круче. Есть ещё, конечно, Шекспировский театр «Глобус», но он находится не в Лондоне, а в Стратфорде-на-Эйвоне, и уже одно это определяет его несколько провинциальный статус. А «Олд Вик» — это лондонский театр. То есть, иными словами, Кевин Спейси был художественным руководителем МХАТа в англосаксонском мире.

Потом он стал киноактёром. Мы все прекрасно помним, что благодаря Кевину Спейси состоялся сериал «Карточный домик», один из самых культовых сериалов соверменного Голливуда. Хотя я не уверен, что о современных сериалах надо говорить как о Голливуде (возможно, мои представления устаревшие), поскольку сериал необязательно снимается с помощью стандартных технологий и возможностей Голливуда — он может сниматься хоть дома на коленке, если там есть авторы уровня Кевина Спейси.

Потом случился сексуальный скандал, и Кевина Спейси убрали из сериала «Карточный домик». Также его вырезали из фильма «Все деньги мира». После чего суд его оправдал: выяснилось, что никаких сексуальных домогательств не было. И даже человек, который был инициатором (поскольку я не хочу муссировать тему смерти — это неправильно), человек, который обвинил Кевина Спейси в сексуальных домогательствах, как-то неожиданно умер. Ясно, что его никто не убивал — это случилось просто кармическим путём.

Недавно был фильм про Харви Вайнштейна (мы его уже обсуждали), где выяснилось, что Харви Вайнштейн — создатель Голливуда, а все люди, которые его обвиняют, просто ничтожества и больше никто, который капитализировались на том, что подверглись гонениям одного из ключевых творцов современного кинематографа. Так всегда и бывает — а как же? Сначала ты убиваешь Пушкина, потом становишься звездой на этом. Я надеюсь, что Харви Вайнштейна тоже оправдают. Я желаю всем быть оправданными, ибо оправдывает Господь Бог. Он воздаёт всем по заслугам. Также я желаю всем пережить гонения, потому что, к сожалению, гонения — это неизбежная составная часть нашей жизни, особенно для людей, которые наделены некоторыми достоинствами, заслугами и талантами.

На этой неделе уже в этом году (мы не обязаны обсуждать только прошлое — мы обсуждаем и настоящее) возникла новая версия гибели Виктора Робертовича Цоя, крупного русского поэта и рок-музыканта. Возникла полемика о том, что Цой погиб из-за того, что на трассе Слока-Талси, где его «Москвич» разбился в столкновении с «Икарусом» (просто я, как человек старшего поколения, знаю, что такое «Москвич» — во всяком случае, скажу вам. Молодая аудитория может этого не знать. Это был такой советский автомобиль. Он давно уже не выпускается. «Икарус» — это такой венгерский автобус. Мне кажется, он тоже давно не выпускается. Поэтому я прошу прощения, что использую старческие термины без комментария, что это такое), не было предупреждающих знаков.

Отец Виктора Робертовича Цоя заявил, что Виктор Цой не мог заснуть за рулём (по официальной версии), поскольку он выехал из Слоки — вернее, из Юрмалы, где он находился (это курорт на Балтийском море в Латвии) — за 15 минут до столкновения. Следовательно, заснуть он не мог. Я не знаю, мог ли он заснуть. Я считаю, что вся эта полемика направлена только на одно — на отмазывание отца Виктора Робертовича Цоя Роберта Цоя от комплекса вины перед сыном. Потому что и отец, и мать относились к сыну очень жёстко. Они не верили в его гений. Это потом, с конца 80-х годов неожиданно выяснилось, что Цой гений. Но родители эту версию никогда не подтверждали.

И поэтому в ознаменование этой истории и в память о Викторе Робертовиче Цое мы сейчас поставим музыкальную композицию «Апрель». Это, на мой взгляд, лучшее произведение Виктора Робертовича Цоя, потому что это фактически народная песня. В ней сконцентрированы важнейшие элементы русской мифологии. То есть это продолжение традиции Николай Васильевич Гоголь (хотя он и украинский, и русский писатель одновременно) — Юрий Мамлеев — Владимир Сорокин. Вот сюда вписывается и поэт Виктор Цой. Как Владимир Высоцкий был признан величайшим русским поэтом после его смерти… Конечно, кто же признаёт поэта великим при жизни? Так у нас не принято. «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт», как сказал тот же Владимир Семёнович Высоцкий. «А если в верный срок, то в полной мере».

В песне «Апрель», которую мы с вами сейчас послушаем, говорится об одном из главных элементов русского сознания, в том числе сознания мифологического — тяге к весне. Поскольку Россия — страна зимы, и апрель — это лучшее время для России. Но всё же лучшее время — это «Время Белковского». Ещё раз большое спасибо! Это была программа «Время Белковского». С вами был Станислав Белковский. Слушайте, смотрите, осязайте, обоняйте нас! Обязательно читайте эксклюзивный телеграм-канал «Белковский» и подписывайтесь на него, поскольку этот телеграм-канал — один из важных информационных спонсоров программы «Время Белковского» на «Эхе Москвы». И готовьтесь к выходу нашей новой программы «Однажды в Америке», которую мы будем делать (и уже делаем её сейчас на концептуальном уровне» вместе с Кариной Ашотовной Орловой. До скорого!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире