'Вопросы к интервью

Е. Васильев Друзья, добрый день. Это программа «Автомания Плюс». Ее ведущий – Егор Васильев. Мой гость – Максим Кадаков. Максим, добрый день.

М. Кадаков Добрый день. Здравствуйте.

Е. Васильев Максим – главный редактор журнала «За рулем». И мы находимся в необычном месте – это «Genesis Lounge», это место, где можно познакомиться с автомобилями этого корейского высокотехнологичного бренда. И, на самом деле, мы являемся первыми гостями после того, как были сняты ограничения на посещение подобных мест. Здесь стерильно чисто, все хорошо, вирусы топчутся снаружи, сюда не попадут.

М. Кадаков И мы соблюдаем дистанцию.

Е. Васильев А мы соблюдаем дистанцию, да, безусловно.

М. Кадаков На ширину одного Genesis’а.

Е. Васильев Одного автомобиля, да. Сегодня мы поговорим о направлениях развития автомобильного бизнеса, о том, как на него повлияла ситуация с пандемией, и какие мы видим в этом плюсы, очевидно. И первый вопрос Максиму. На самом деле, очень интересно то, что коронавирус в каком-то смысле подтолкнул эволюцию, во-первых, восприятия автомобилей в сознании людей. И плюс ко всему, как мне кажется, в ближайшее время возможны очень интересные технологические изменения как в способах владения автомобилем, так и в способах создания автомобилей в том числе. Вот, Максим, что ты на этот счет думаешь?

М. Кадаков Безусловно, изменения есть. И мы будем открывать новые и новые совершенно горизонты и в плане владения автомобилем, и по покупке автомобиля, и обслуживания автомобиля. Но очевидно главное, на мой взгляд – что интерес к автомобилю не упал. Он был вынужденно законсервирован, мне кажется.

Е. Васильев А мы боялись, что автомобили личные и частные перестанут существовать.

М. Кадаков Да. И даже наоборот. И исследования в Европе, опросы жителей Лондона, опросы других крупных городов европейских, и, в общем-то, то, что мы видим, во всяком случае, по нашим читателям, по нашим зрителям на наших площадках, мы понимаем, что интерес к автомобилю не пропадает. Более того, тот сумасшедший ажиотаж, например, вокруг каршеринга показывает, что каршеринг реально не влияет на продажи автомобилей, раз.

И во-вторых, опять же наши опросы нашего издания показывают, что люди не хотят отказываться от пользования частным автомобилем. Даже наоборот, сейчас есть страх перед общественными местами, есть определенный страх перед такси, есть определенные опасения и относительно каршеринга.

И мы понимаем, что эти опасения конечно уйдут. Человек – высокоадаптивная система, привыкает ко всему. Пройдет месяц, два, полгода – все будут смотреть на это немножко по-другому. Но понимание того, что это тот случай, когда мой автомобиль – еще и моя крепость, оно останется, даже несмотря на то, что Москва сейчас каршеринговая столица мира (у нас сейчас около 30 000 каршеринговых автомобилей). Недавно еще лидером был Токио, столица Японии (там около 20 000). В Пекине, в Шанхае тоже очень развит сервис, но и там около 20 000 машин. То есть, в принципе, Москва – лидер. Но еще раз говорю, что каршеринг не влияет на рынок автомобилей, на мой взгляд.

Е. Васильев Вот интересное, кстати, наблюдение. Потому что когда каршеринг начинал внедряться, считалось, что каршеринг существенно снизит количество частных автомобилей. Но как показала практика, этого не произошло.

М. Кадаков Нет. И не произойдет в ближайшее время по двум причинам. Во-первых, каршеринг – это дополнение к личному автомобилю, когда я отдал машину жене, а сам поехал на каршеринге, или жена повезла на каршеринге ребенка на хоккей или в художественную школу. Кроме того, многие автопроизводители – кстати говоря, Genesis тоже в каршеринге есть – говорят, что для нас это хорошая реклама.

Е. Васильев Ну, такой тест-драйв, получается.

М. Кадаков Человек случайно взял именно этот автомобиль в каршеринг, прокатился: «Ой, хорошая машина. Дай-ка я поинтересуюсь, сколько она стоит и так далее». То, что касается продаж – я думаю, что изменится сильно. В апреле как раз в самый серьезный момент пандемии, когда мы все очень сильно испугались и не понимали, сколько это продлится, около 60% российских дилеров предложили клиентам своим общение в онлайне в разных вариантах – по Вайберу, по Вотсапу. Кто не мог быстро перескочить, переходил на какие-то другие, даже примитивно на электронную почту и, естественно, телефон, что тоже никто не отменял.

А в мае процент таких дилеров, по нашим подсчетам, уже превысил 70% в среднем по стране. У кого-то лучше, у кого-то хуже. У независимых дилеров была чуть похуже ситуация.

Е. Васильев То есть коронавирус подтолкнул эволюцию.

М. Кадаков Как только пошло все на спад (вот эта коронаистерия), когда мы поняли, что вроде бы болезнь отступает, этот процент тут же начал падать. То есть человек все-таки хочет пока еще живого общения или, так скажем, общения онлайн недостаточно. Но тем не менее, эта штука развивается и она идет вперед.

Е. Васильев Максим, а как ты думаешь, вот с точки зрения недостаточности общения онлайн выбора автомобиля, это связано с тем, что человеку обязательно надо потрогать, посмотреть, посидеть или это связано с тем, что просто сейчас технологии виртуальной реальности еще недостаточно реальны для того, чтобы можно было осуществлять такую серьезную покупку, как автомобиль?

М. Кадаков Вот смотри, в период пандемии как раз в апреле было закрыто официально, по опросам, примерно 35% дилеров в Москве, а остальные работали только онлайн – предзаказы какие-то, предоплаты и так далее. Но я помогал знакомым и друзьям выбирать и покупать автомобили. Я вас уверяю, всех наших зрителей и слушателей, что все прекрасно, во-первых, работало, если тебе очень надо было. Я помогал покупать и недорогие автомобили, и в том числе очень дорогие стоимостью выше 10 млн рублей. Ни один из этих покупателей, кому я помогал, не купил машину вслепую. Вот привыкли в обиходе говорить: «Вот денег много. Ему все равно». Нет.

Е. Васильев Да-да, машина и машина, что там такого…

М. Кадаков Человек хочет посмотреть, как реально выглядит цвет автомобиля, а что реально с салоном. Потому что пока мы еще не научились точно передавать.

Е. Васильев То есть перелом сознания не произошел, и технологии не позволяют.

М. Кадаков Да. Ну и в конце концов, есть такие вещи, когда ты в объеме это видишь, когда ты даже запахи осязаешь, как новый автомобиль пахнет. Ну, можно было и посмотреть, и потрогать, и почувствовать.

Е. Васильев Все равно можно.

М. Кадаков И более того, даже провести тест-драйв, в том числе выборочно: «Я хочу вот на этом автомобиле прокатиться». Все можно было сделать. Это с одной стороны. То есть человек по-прежнему хочет машину пощупать. С другой стороны, если посмотреть на будущее развитие вообще продажи, я считаю, что в перспективе 10-15 лет развитие будет идти как раз больше онлайн. Как это будет выглядеть, на мой взгляд. В крупных городах, ну не в таких, как Москва, а в миллионниках, в крупных областных центрах каждый бренд будет иметь только один шоу-рум, вот как этот Lounge Genesis, куда ты можешь зайти и познакомиться с автомобилем.

Е. Васильев И с брендом в целом.

М. Кадаков И с брендом в целом. Поскольку в таких шоу-румах, ну ты видишь, здесь красиво, здесь тебя встречают с распростертыми объятьями. Ты заходишь, как в галерею. Здесь нет беготни. Потому что здесь нет грязных технологий, здесь нет сервисной зоны, ГСМ, механиков каких-то, нет приема заказов и так далее. Другая атмосфера. И поэтому такие лаунжи, visitor’s центры, если хочешь, вот место встречи бренда и покупателя, их можно располагать в совершенно неожиданных местах. Не там, где дилеры – они обычно, чаще всего на отшибе.

Е. Васильев Где им землю дают.

М. Кадаков Да. Смотри, вот Москва-Сити. Это может быть возле какого-то туристического центра, это может быть в пешеходной зоне. У тебя есть 20-30 минут перед сеансом в театр, и ты можешь зайти один с супругой посмотреть, познакомиться вот с этим брендом, зайти в другой какой-то лаунж. То есть ты можешь посетить, посмотреть, перекинуться парой слов с консультантом, взять буклетик. А когда ты созреешь, то все будет происходить уже онлайн.

И я считаю, что производители из этой цепочки вот нашего общения, нас покупателей и производителей, они исключают дилеров вообще в перспективе 10 лет.

Е. Васильев Тут есть один интересный нюанс. Дело в том, что в той модели, которую ты сейчас озвучил, мы подходим к очень интересному феномену, что представление автомобиля таким образом делает из автомобиля арт-объект, переводит его в категорию искусства. В то же время огромное количество массовых брендов стремится, наоборот, сделать автомобиль товаром. Но не секрет, что многие автопроизводители в том числе уходят и в некий аналог системы каршеринга, делая автомобиль просто средством мобильности.

М. Кадаков Онлайн прекрасно делит запросы покупателей на разные сегменты. Если ты готов купить автомобиль, как вещь, как подшипник, как запчасть какую-то, как авторучку, пожалуйста, онлайн купил, оплатил, сидя дома.

Е. Васильев Сидя дома, да. Вышел из подъезда – а машина вот она.

М. Кадаков А машина стоит. Если тебе нужно все-таки пообщаться с брендом и с машиной – та история, о которой я уже сказал: зашел в лаунж, познакомился. Так вот, почему исключат из этой цепочки дилеров. Производители хотят, во-первых, сэкономить. Если лишнее передаточное звено – это потери хоть какие-то.

Е. Васильев Естественно, да.

М. Кадаков Хотя у многих дилеров при продаже новых автомобилей, особенно недорогих, ты знаешь, маржа стремится к нулю. Но тем не менее, это тоже денежка.

Е. Васильев Есть же еще один нюанс. Дело в том, что когда общаешься с производителем на уровне представительства – это совершенно одно, когда общаешься с производителем на уровне продавца – это может быть совершенно иная картина.

М. Кадаков Ты снял с языка. Это вторая задача – увести покупателя от лишних разговоров, от навязывания лишних услуг, моделей, которые человеку не нравятся. Этим можно отпугнуть человека. И третье – это ускорение процесса. Как это будет? Я не думаю, что в обязательном порядке общение с производителем всегда будет приятнее и лучше, чем общение, например, с очень хорошим дилером, где все поставлено прям извини. Ну вот так предполагается. Это первое.

Второе. Важен процесс еще передачи автомобиля. Вот сейчас многие приступили к онлайн-продажам. Но смотри, какие здесь сложности есть, помимо того, что человек хочет посмотреть на автомобиль. Ведь этот процесс документальный. Если человек оплачивает онлайн, например, всю стоимость автомобиля (1 млн – 2 млн), то перевод стоит денег, кто-то должен за это заплатить.

Е. Васильев Абсолютно, да.

М. Кадаков То ли производитель возьмет это на себя, то ли это ложится на покупателя. Может быть, здесь экономии-то особой не будет. Банки тоже не всегда хотят двигаться. Второй момент – момент передачи. Хотя бы один контакт при полной онлайн-продаже должен быть, потому что автомобиль нужно передать клиенту.

Е. Васильев Конечно. Показать комплектность, да и плюс ко всему объяснить, как это все работает.

М. Кадаков Даже если он не хочет объяснять, он должен все равно какую-то подпись поставить – сдал, принял, отпечатки пальцев. Если машина куплена и в ПТС вписан владелец, то, по идее, дилер, в общем-то, если действовать по нынешнему законодательству, не особенно-то имеет право вести эту машину даже на эвакуаторе без разрешения владельца. Тоже есть нюансы. То есть нюансы есть. Но я думаю, что будет совершенствоваться законодательство обязательно, и, может быть, даже бесконтактная передача автомобилей будет. Но мы должны до этого дорасти.

То есть человек получает по e-mail договор, также дистанционно он его подписывает, дистанционно оплачивает, ему привозят машину, в условленном месте можно оставить. К примеру, так же как, например, развита торговля через Амазон в Америке, когда ты заказываешь на отель, приезжаешь через неделю, там тебя вещи ждут, и никто у тебя даже паспорт не спрашивает. – «Я Кадаков, у меня тут 10 посылок». Забрал и ушел. Понимаешь, я думаю, что мы к этому придем.

Е. Васильев Но это трансформация сознания все-таки.

М. Кадаков Безусловно. То есть законодательства и работы представительств, компаний самих. И безусловно трансформация просто в мозгах. Да, и, кстати говоря, степень доверия между продавцов (в данном случае – производителем) и покупателем. И тут же возникает вопрос: а куда денутся дилеры? Никуда. Они останутся. Потому что есть вторичный рынок, на который работают дилеры, потому что есть обслуживание, где дилеры сейчас в основном и зарабатывают, есть установка аксессуаров и так далее.

Е. Васильев Но есть предпродажная подготовка автомобилей.

М. Кадаков Предпродажная подготовка. Ну, они не умрут. Кстати говоря, мы здесь плавно с тобой переходим к владению автомобилем.

Е. Васильев Да, да. Кстати, дилеры не умрут, наверное. Дилеры просто оптимизируют свою деятельность. Потому что мы понимаем, что зачастую вот именно представительская функция дилеров не всегда выглядит хорошо.

М. Кадаков Безусловно. А вот сервис зачастую им удается. Поэтому они должны на нем сконцентрироваться. Но я думаю, что опять же всех сейчас интересует, что будет происходить с ценами. Пока не понятно, придет ли вот это светлое будущее с абсолютными чистыми онлайн-продажами, что будет происходить с ценами.

Е. Васильев Но если оглянуться назад, то можно спрогнозировать, что они будут только расти.

М. Кадаков И да, и нет. Смотри, в принципе, на протяжении многих последних лет действительно, я с тобой соглашаюсь, ситуация абсолютно такая. Я всегда людям говорю: «Если вы созрели к покупке автомобиля сегодня в целом, у вас есть деньги или вы можете где-то их удобно, выгодно занять или ситуация такая, что дальше невозможно, вы готовы, надо покупать автомобиль сегодня». Потому что сегодня, к сожалению, дороже, чем вчера, но завтра будет дороже, чем сегодня – это закон.

Но сейчас, на мой взгляд, вот после того, как вот эти оковы пандемии вроде бы начинают спадать, мне кажется, наступает такой период, если хочешь, рестарта для всех.

Е. Васильев То есть рынок начнет свою жизнь, по сути, заново.

М. Кадаков Начинает. Начинается заново борьба за покупателя. И вот сейчас будет период – июнь (вот мы сейчас где-то в середине месяца примерно разговариваем), июль, я думаю, может быть, даже от части август, вот до осени – будет продолжаться ситуация, когда покупатель если не король положения, ну может покочевряжиться. То есть дилеры, продавцы, да и производители будут сейчас покупателя стараться заманить, разбудить его: «Все, хватит. Приходи».

Е. Васильев Максим, а тебе не кажется, что при этом покупатель будет себя вести тоже более осознанно?

М. Кадаков Безусловно. Во-первых, потому что многие производители (практически все) уже переписали цены. Вот у нас на рынке, если не брать совсем незаметные бренды, около 40 брендов присутствует и активно действует. Из них практически половина в течение только одного мая переписали цены. То есть машины уже подорожали. Но вот поскольку, я говорю, сейчас период рестарта… Кроме того, как раз обычно весной распродаются все машины предыдущего года выпуска. А сейчас они не успели распродаться все, какие-то еще остались. Вот будет период турбулентности сейчас (июнь-июль).

И несмотря на то, что цены какие-то переписаны, есть уже примеры, когда цены начинают отодвигаться назад. Мало, но есть такие примеры. К чему я говорю. Покупатель сейчас должен действовать, с одной стороны, как ты сказал, осторожно, обдуманно, взвешенно.

Е. Васильев Да, обдуманно, осмысленно.

М. Кадаков А с другой стороны, можно попытаться действовать чуть-чуть нахраписто.

Е. Васильев То есть мы сейчас подталкиваем большую массу потенциальных покупателей разорять дилеров.

М. Кадаков Нет. По-честному поторговаться и выбить для себя хорошую цену. Я думаю, что осенью уже это не удастся, а сейчас пока еще можно.

Е. Васильев В силу того, что провал был.

М. Кадаков Да. И надо помнить о том, что производители вместе с дилерами цены переписывают не одномоментно. Кто-то сразу поднимает цены. В течение вот этого периода пандемии многие уже подняли цены: кто-то – на 1-2%, а кто-то – уже на 4-5%. Извини меня, если машина стоит миллион, то 5% – это 50 000, это деньги.

Е. Васильев Это уже существенно, да.

М. Кадаков Конечно. На эти деньги можно страховку купить или еще что-то себе позволить, просто сэкономить. Это во-первых. Во-вторых, – я сказал, что не все переписывают цены одномоментно, – будут еще повышения. Кто-то вчера переписал, кто-то уже за это время успел по два раза переписать ценники и еще будут переписывать. Поэтому если вы покупаете машину сегодня – договорились вы, не договорились о цене – это значит, что завтра все равно будет дешевле, то есть сегодня вы окажетесь в выигрыше. Кстати говоря, то же самое с обслуживанием.

Е. Васильев Вот по поводу обслуживания. Ведь очень часто мы в этих рассуждениях, разговорах упускаем очень важный момент – стоимость владения автомобилем. Она тоже растет. И вот у меня иногда возникают определенные мысли: а может ли сложиться ситуация на рынке или в мире в целом, что часть вот этих вот затрат на содержание, на поддержание автомобиля в необходимом состоянии возьмет на себя автопроизводитель, чтобы хоть как-то стимулировать спрос?

М. Кадаков Мне нравятся твои розовые сны. Вполне возможно, что в какой-то момент какие-то производители… Ведь они и сейчас предлагают иногда бесплатное там какое-то ТО в течение какого-то периода. Безусловно, такое возможно. Но нужно понимать, что все равно обслуживание, к сожалению, будет становиться дороже. И связано это в первую очередь не только с пандемией как таковой (мы из нее выходим), сколько с обвалом курса рубля. Можно сохранить нормо-час неизменным, можно еще какие-то вещи сохранить, но запчасти стоят денег, и ты никуда от этого не денешься.

Е. Васильев И запчасти, как правило, приезжают из-за границы.

М. Кадаков У нас 80% рынка запчастей – это Европа поставщик, это Китай, плюс к этому огромное количество корейских запчастей. Корейские запчасти очень хорошие, но при этом это дорогой товар. Ты получаешь хороший товар, но ты должен за него заплатить.

Е. Васильев В любом случае, да. Но и попытки локализации пока, в общем-то, не увенчались успехом.

М. Кадаков Что-то, да. Ну, аккумуляторы, шины.

Е. Васильев Но это грязные технологии все-таки.

М. Кадаков Да, да, да. Можно купить, вполне возможно, даже, может быть, штампованную кузовную часть, которая у нас отштампована, да. Но все технологически сложные запчасти поставляются из-за рубежа. Поскольку курс рубля упал примерно на 15%, автоматически поднимается стоимость запчастей. Это очень большой бизнес. В этом бизнес крутятся десятки миллиардов рублей. Да, и что еще важно, если рынок запчастей в прошлые года рос на 20% примерно, то к 19-му вырос только на 3%. То есть скорость роста, ускорение падает. И это тоже не влияет позитивно на цену.

То есть, еще раз, запчасти будут дороже. Уже сейчас переписываются ценники. Именно поэтому и владение, и обслуживание автомобиля, если мы говорим не совсем уж про новые машины, хотя иногда и им нужны запчасти, если они выходят из периода гарантии, владение автомобилем будет дороже. Многие говорят: «А я не буду покупать новый автомобиль. Я уйду на рынок секонд-хенд».

Е. Васильев Как мы понимаем, там владение автомобилем будет еще дороже.

М. Кадаков Во-первых, цены на вторичном рынке жестко связаны, приварены сваркой к ценам на рынке новых автомобилей.

Е. Васильев Абсолютно. И не зря автопроизводители в этот рынок пришли.

М. Кадаков Конечно. Как только поднялись цены на новые машины, тут же подтягиваются цены на бэушные. Более того, первыми ценники стали переписывать как раз дилеры официальные, которые занимаются продаже бэушных, а потом уже подтянулись частники.

Е. Васильев Вообще, тут возникает некая конспирологическая теория. Потому что машины дороже постоянно, стоимость владения автомобилем постоянно растет. Фактически начинает расти некий финансовый ценз мобильности. То есть далеко не все люди, например, через 10 лет смогут позволить себе самостоятельно перемещаться в пространстве. То есть получается некий тотальный контроль над человечеством. То есть в какой-то момент времени мобильность может оказаться настолько дорогой, что мы будем пользоваться только общественным транспортом и никуда от этого не денемся.

М. Кадаков Я смотрю на вопрос позитивнее. Я верю, что в ближайшие годы все-таки частный автомобиль в нашем владении останется и никуда не уйдет. У нас уровень автомобилизации по-прежнему очень низкий.

Е. Васильев Потенциал у рынка есть.

М. Кадаков Потенциал у рынка огромный. У нас в пересчете на 1 000 населения автомобилей в 2 раза меньше, чем в Лондоне или в Париже, а по России в среднем и подавно.

Е. Васильев Коронавирус о стекло ударился.

М. Кадаков У нас огромный еще потенциал. И знаешь, что еще важно? Мне кажется, все-таки автомобиль – это еще по-прежнему у нас статусная вещь. Именно поэтому многие люди будут хотеть и будут приобретать свой автомобиль. Кстати, есть позитивный момент. Вот смотри, сейчас ОСАГО все покупают уже онлайн. Очень много в мае было продано (по-моему, 3,5 млн страховок).

Е. Васильев И к этому люди привыкнут.

М. Кадаков И к этому люди привыкли. Все покупается онлайн. Кроме того, есть какие-то другие послабления. Например, государство все-таки выделяет несколько миллиардов в поддержку покупки новых автомобилей. В целом с помощью этой поддержки рассчитывается продать примерно 200-220 тысяч автомобилей. Это тоже подспорье.

Е. Васильев А вот кстати, с точки зрения потенциала российского рынка, может ли он в принципе стать источником каких-то новых форм мобильности? Потому что Европа насыщена, Америка насыщена. То есть там никаких грандиозных перемен ждать не приходится. А у нас на протяжении десятков лет есть огромный потенциал. Вот когда вот эта потенциальная энергия превратится в кинетическую?

М. Кадаков Трудно сказать. Но я думаю, что нас ждут интересные времена. Главное – все-таки уровень доходов населения. Если мы со всеми нашими экономическими преобразованиями сможем поднять уровень доходов до больших высот, когда на рынке будет продаваться на 1 800 000 автомобилей, а гораздо больше…

Ну давай посмотрим на планы, во всяком случае, на аналитику, что нам предлагает правительство. Нам говорят, что если мы в прошлом году выпустили 1,5 млн автомобилей, то к 2030-2035 году мы будем выпускать примерно 2,4-2,5 млн автомобилей. Плюс импорт какой-то сохранится. То есть предполагается, что мы выйдем на уровень, который до кризиса был, вот наш топ – 12-й, 13-й, 14-й год. Это будет здорово. Вот когда мы выйдем на этот уровень, вот тогда, мне кажется, потенциальная наша энергия позволит, может быть, серьезнее изменить как-то рынок.

Е. Васильев Хотя, на мой взгляд, наш автомобильный рынок, вообще вся наша автомобильная реальность очень похожа на лужайку перед домом, которую хозяин нещадно косит. Она не успевает вырасти, как тут же приезжает газонокосилка и снимает всю зеленую массу, которую используют по своим нуждам.

М. Кадаков Но если косить газон, как британцы, в течение 300 лет, однажды он превращается в идеальный.

Е. Васильев Все-таки срок мы определили – через 300 лет у нас все будет хорошо.

М. Кадаков Нет, я думаю, что через 10 лет все будет просто шикарно. Я в это верю.

Е. Васильев Отлично. Ну что ж, на этом, друзья, наша сегодняшняя программа завершена. Максим, большое спасибо за очень интересные мысли.

М. Кадаков Спасибо. Было очень интересно. Остаемся с автомобилем все-таки.

Е. Васильев Конечно.

М. Кадаков С личным, с новым.

Е. Васильев С новым, личным, высокотехнологичным.

М. Кадаков И надежным.

Е. Васильев И надежным.

М. Кадаков И безопасным, что очень важно.

Е. Васильев Абсолютно. Всего доброго.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире