М.Майерс Госкорпорация «Росатом» – обладатель единственного в мире атомного ледокольного флота, в который входят четыре ледокола: «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и «50 лет Победы», а также атомный лихтеровоз «Севморпуть». В ближайшем будущем Атомфлот расширится: завершаются испытания головного ледокола «Арктика», создаются еще два ледокола этой серии – «Сибирь» и «Урал», в конце мая был заложен четвертый ледокол «Якутия», а в ближайшее время начнется строительство пятого. Но и это еще не все: на очереди – появление трех супер-ледоколов класса «Лидер», которые обеспечат круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Благодаря единственному в мире атомному ледокольному флоту, СССР, а теперь и Россия продолжает развивать и осваивать Северный морской путь – кратчайшую водную дорогу из Европы в Азию. Рассказывает Руководитель проекта Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом» Константин Рудер.

К.Рудер Как устроены атомные ледоколы? У нового ледокола типа «Арктика» два атомных реактора. Они работают одновременно и абсолютно безопасны как для экипажа, так и для окружающей среды – их корпус окружен защитой из стали и бетона, а в случае возникновения внештатной ситуации реактор будет заглушен. Корпус ледокола значительно прочнее корпусов обычных судов. У атомных ледоколов бочкообразная форма, а нос имеет специальные острые образования и срез в подводной части. Носовой частью судно как бы вползает на лед и проламывает его. Если льдина особо прочная, то ледокол отходит назад и «набегает» на нее с большой скоростью. Затем лед раздвигается и притапливается бортами, а позади остается свободный широкий коридор.

М.Майерс Ледокол движется непрерывно, с постоянной скоростью. За ним может следовать одно или несколько судов. В сложной ледовой обстановке или если судно шире ледокола, проводкой занимаются два или больше ледоколов. Если судно не может пройти самостоятельно, ледокол берет его на буксир: к выемке V-образной формы на его корме лебедкой затягивается нос судна. Ледоколы прокладывают путь судам, выполняют задачи научных экспедиций, проводят спасательные операции, осуществляют эвакуацию полярных станций с дрейфующих льдин. Атомные суда в разы мощнее дизельных. Они могут работать без дозаправки более пяти лет.

К.Рудер В ближайшем будущем «Атомфлот» ждет пополнение. Новая «Арктика» сможет обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах Северного морского пути, так и на мелководных участках, а также в устьях полярных рек. Ледокол оборудован специальной быстродействующей балластной системой, позволяющей менять осадку в пределах от минимального значения до максимального за четыре часа. Судно будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.

М.Майерс Отдельно стоит сказать о супер-ледоколах серии «Лидер». Головной ледокол станет самым мощным в мире. Такие ледоколы необходимы для проводки транспорта в тяжелых ледовых условиях на восточном направлении Северного морского пути. В результате Росатом сможет обеспечить круглогодичную навигацию по СМП, в том числе для крупнотоннажных судов. Ввод в эксплуатацию первого «Лидера» намечен на 2027 год.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире