'Вопросы к интервью

Алексей Кузнецов 13 часов 11 минут в Москве. В эфире программа «Родительское собрание». Вы можете смотреть нас на YouTube-канале «Эхо Общество». Телефон для ваших смс – +7 985 970 45 45. У микрофона Алексей Кузнецов. За звукорежиссерским пультом Светлана Ростовцева. В начале как обычно новости образования.

Министерство просвещения направило в Минтруд предложения по возможным сценариям повышения зарплат учителей, следует из письма замглавы Минпросвещения Виктора Басюка, опубликованного на сайте комитета Госдумы по образованию и науке. В документе также содержатся соответствующие расчеты в дополнительной потребности бюджетных средств на эти цели.

Кроме того, отмечается, что Минпросвещения совместно с Общероссийским профсоюзом образования провело мониторинг оплаты труда учителей. Он показал, что во всех регионах, кроме Москвы и Калужской, Ивановской областей, где зарплата рассчитывается на основе стоимости человеко-часа, для учителей установлены минимальные оклады при работе на одну ставку — 18 уроков в неделю. И согласно мониторингу, оклады педагогов в разных регионах сильно разнятся — от 3 600 рублей в Мордовии до 22 300 рублей в Приморье.

Как отмечают в Росстате, средняя зарплата школьного учителя составляет около 40 тысяч рублей по стране. Самые маленькие зарплаты у учителей Северного Кавказа – ниже 22 тысяч. Больше всего получают педагоги на Чукотке – почти 100 тысяч, Ямало-Ненецкого автономного округа – 98, Москвы – 97 и Сахалина – 87 тысяч рублей.

4 декабря более полумиллиона одиннадцатиклассников писали итоговое сочинение, а 12 тысяч – изложение. Пресс-служба Рособрнадзора сообщает, что сочинение в этом году прошло идеально. Сбоев или задержек его начала не зафиксировано. Результаты станут известны 16 декабря. До начала экзамена некоторые школьники начали заменять свои аватары в социальных сетях на фото министра просвещения Ольги Васильевой в надежде получить зачет. Напомним, что наличие зачета является условием допуска к государственной аккредитации.

3 декабря опубликованы результаты исследования PISA, которое проводится раз в три года и призвано зафиксировать изменения в образовательной политике. Оценка фокусируется на грамотности в математике, чтении и естественно-научных дисциплинах. В России в целом особых улучшений по тестам не наблюдается. Только столичные ученики вошли в число лидеров. Участие в PISA приняли около 600 тысяч учащихся из 79 стран мира, в том числе 7 600 учащихся 43-х регионов России. В основном школьники 9-х классов (более 80 процентов), а также учащиеся 7–8-х и 10–11-х классов, студенты образовательных организаций среднего профессионального образования.

Ученики из Китая, Сингапура и Эстонии получили лучшие показатели по всем направлениям. Эксперты PISA, на этом особенно сделан акцент в сообщении Минпросвещения, отнесли Россию к успешной группе стран (восемнадцати из семидесяти девяти), в которой по совокупности данных можно говорить о позитивных изменениях. Значительно улучшила результаты Москва. По читательской грамотности москвичи с шестого места в международном рейтинге вышли на третье, по математической с шестого на пятое, а по естественно-научной с двенадцатого на шестое.

Ну, а мы сегодня говорим об одной из самых вечных, животрепещущих и обсуждаемых проблем для родителей старшеклассников. Мы тему сформулировали таким образом: «Последний школьный год – стратегии подготовки к вузу». И у нас сегодня действительно родительское собрание. В основном мы на него пригласили родителей для того, чтобы они поделились своим опытом. Но тем не менее будет и теоретическая часть, за нее отвечает директор Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково Ольга Назайкинская. Здравствуйте! И вот родители выпускников у нас представлены таким, значит, подбором: хорошо известная слушателям нашей передачи Татьяна Краснова старшие преподаватели МГУ. Здравствуйте, Татьяна Викторовна!

Татьяна Краснова Здравствуйте!

А. Кузнецов Но напоминаю, Вы сегодня в 2-х лицах.

Т. Краснова Как мама тоже. Да.

А. Кузнецов Да, Вы как мама, как мать. Да? И как женщина…

Т. Краснова И как женщина.

А. Кузнецов Да, да. Требуете всех к ответу. Но кроме этого Вы не забывайте о том, что Вы преподаватель, и у Вас есть определенный опыт и с этой стороны баррикады.

Т. Краснова Да.

А. Кузнецов У нас есть СММ-редактор Ольга Коршикова, которая имеет опыт поступления двух детей и две разные стратегии применяла. Тем она для нас особенно ценный свидетель. Здравствуйте! И у нас есть исполнительный директор ряда компаний Григорий Лев, который имеет опыт поступления одного ребёнка, но зато этот опыт тоже очень ценен, поскольку он представляет собой некий срединный вариант. Добрый день!

Григорий Лев Добрый день!

А. Кузнецов Ольга, пожалуйста, Ваше представление о том, какая на сегодня стратегия является наилучшей. Вопрос стоит так: оставляем ли мы ребёнка на последний год в обычной школе и позволяем продолжать на него валиться всем обычным школьным радостям. Да? Там полутора десятку предметов, домашние задания, внеурочная всякая деятельность. Или мы его максимально от этого освобождаем для того, чтобы все силы бросить на подготовку к ЕГЭ и соответственно к ДВИ, если в вузе есть ещё и дополнительные вступительные испытания. Пожалуйста.

Ольга Назайкинская Да. Добрый день! Мне кажется, что главное здесь – не забыть о том, что нужно ребёнку, и как он вообще себя чувствует в этой ситуации, и чтобы он не стал такой разменной монетой амбиций родителей и учителей. Вот из этого принципа надо исходить. Стратегии есть разные. Первое – это положиться на то, что школа обучит, подготовит к ЕГЭ, и всё идёт своим путём, всё идёт своим чередом. 2-я – это самая распространённая стратегия сейчас, к сожалению. Моё личное мнение – к сожалению. Это дополнительно к школе провести очень много занятий с репетиторами, со специальными подготовками к тестам. 3-й вариант – перевести ребёнка в предуниверсарий. Если вы, например…

А. Кузнецов Ну, поясните, что это такое.

О. Назайкинская Это школа обычно при университете. Это обычно старшие классы. И многие учителя в этой школе – это являются преподавателями университета. И если вы понимаете, что вы хотите, чтобы ваш ребёнок именно в этом университете потом учился, или, например, вы знаете что этот предуниверсарий хорошо готовит в принципе, например, по физике и математике, и выпускник может потом поступить в любой хороший университет, где нужна физики и математика.

А. Кузнецов Ну, то есть в Москве это университетская гимназия МГУ. Да? Предуниверсарий МГУ.

О. Назайкинская Да.

А. Кузнецов Это лицей при Высшей школе экономики. Это лицей при РАНХиГС, при Академии народного хозяйства и государственной службы. Какие у нас еще есть?

О. Назайкинская При физтехе и при МИФИ.

А. Кузнецов При физтехе, при МИФИ. Да? Вот 5 таких предуниверсариев.

О. Назайкинская Ну, самых таких ключевых. Я думаю, называла их. Да.

А. Кузнецов Ну, вот у нас сегодня будет, так сказать, информация о том, что там происходит.

О. Назайкинская Да.

А. Кузнецов Послушаем внимательно.

О. Назайкинская Следующая стратегия, она очень сложная, на мой взгляд, в исполнении, но самая ориентированная на ребят, которым очень тяжело вот этот вал задач нести школьный… в школьный… по школьной программе. Это перевод на семейное обучение. Оно, конечно, требует очень больших ресурсов от родителей и от самого ребенка, и дисциплины, и самоорганизации, но пока…

А. Кузнецов То есть учится ребенок так или иначе дома. Либо к нему приходят какие-то приглашенные преподаватели, – да? – либо ещё как-то. Но в любом случае он должен периодически отчитываться в каком-то государственном образовательном учреждении.

О. Назайкинская Да. Здесь есть две тонкости. Есть семейное обучение, а есть индивидуальное… индивидуальный учебный план, когда если мы говорим про семейное обучение, то ответственность за обучение ребенка…

А. Кузнецов На родителях.

О. Назайкинская … на родителях. Он, конечно же, должен сдавать… демонстрировать свою успеваемость, но по тому графику, о котором договорятся со школой, и не обязательно в какой-то конкретной школе. В принципе он может быть прикреплен в той или иной ситуации к разным школам. А индивидуальные программы, индивидуальный учебный план разрабатывается с конкретной школой, и в этом смысле школа отвечает за ученика. Да, он может не ходить на занятия по расписанию, но тоже будет в соответствии с графиком, который школе они, родители с учителями и с директором договорятся, приходить сдавать определенные свои показатели по успеваемости. В этом плане индивидуальный учебный… индивидуальная программа, она самая, скажем так, работоспособная, потому что можно часть предметов, которые для вас, например, не особо важны, перевести на индивидуальный план и заниматься ими одним способом…

А. Кузнецов Облегченным образом…

О. Назайкинская Облегченным образом. Главное сдавать минима… Ну, и не тратить на это хождение на уроки вместе со всем классом.

А. Кузнецов Ну, это нужно, чтобы пошла на встречу школа.

О. Назайкинская Конечно. Конечно.

А. Кузнецов А школа обязана идти на встречу в таких случаях?

О. Назайкинская Нет, она не может отказать. Но дальше…

А. Кузнецов Но может это сделать с разным выражением лица.

О. Назайкинская И с разными сложностями. Ну, например, там школа пойдет и будет сильно против, чтобы делать большие периоды между…

А. Кузнецов Сдачами вот этими, да?

О. Назайкинская … сдачами. Да. И тогда, конечно, смысла особенного в этом…

А. Кузнецов Ну, то есть надо понимать, что для любой школы вот такой индивидуальный учебный план – это дополнительная организационная работа, это дополнительные для учителей какие-то нужно выделять время, принимать, делать какие-то там контрольные работы для этого ребёнка.

О. Назайкинская Да, конечно.

А. Кузнецов И я так понимаю, что никакой выгоды школа за это не получает.

О. Назайкинская Нет.

А. Кузнецов То есть это не оплачивается дополнительно.

О. Назайкинская Нет.

А. Кузнецов Это не дает баллов к рейтингу. Да? Этого исключительно добрая воля.

О. Назайкинская Нет, ну, если ребёнок сам подготовиться и получит там 100 баллов по ЕГЭ, то это, конечно, будет бонус для школы.

А. Кузнецов А кто ж знает? Это… То есть рулетка какая…

О. Назайкинская Конечно. Риск есть.

А. Кузнецов Да? Подготовится он сам или нет.

О. Назайкинская Естественно.

А. Кузнецов Я так понимаю, что лично Вы на… Ваши симпатии лежат в сторону последней траектории. Да?

О. Назайкинская Да. Потому, что она самая адекватная по отношению к ребёнку. То есть здесь есть большое поле выбора. То есть куда ходить. На какие занятия ходишь в школу, на какие не ходить, где привлечь репетиторов, где самостоятельно освоить, потому что я вообще за то, чтобы от ребёнка идти и от его возможностей.

А. Кузнецов Ну, Вы же сами, как я понимаю, говорите, что это не для всех.

О. Назайкинская Не для всех.

А. Кузнецов Да? Есть дети, которые просто чисто по своим личностным каким-то чертам не подходят. Да?

О. Назайкинская Да.

А. Кузнецов Они недостаточно организованны. Они не достаточно ответственны. Дай им слабину, они тут же утекут в какую-нибудь щель, а щелей тут не мало в этой конструкции.

О. Назайкинская Да.

А. Кузнецов То есть порекомендовать что-то универсальное Вы не можете?

О. Назайкинская Невозможно. Ну, столько людей, они все разные. Дети тоже разные. Надо подбирать по ситуации. Опять же вопрос: куда будет поступать ребёнок? Если у него дальше в программе, я сейчас грубо скажу, физтех, где надо будет очень много работать, учить физику, математику и много-много всего, то хорошо бы ему сразу готовиться к такой схеме. А если дальше он поступает на какие-то направления, где требуется больше, там не знаю, креативности или больше свободного времени, больше каких-то возможностей выстроить свою индивидуальную траекторию, то надо ему дать возможность к этому подготовиться еще в школе.

А. Кузнецов Что-то вроде дизайна, например. Да?

О. Назайкинская Дизайн тоже разный. Ну, да.

А. Кузнецов Безусловно. Конечно. Ну, Вы говорите, сколько людей, столько… столько мнений. Вот мы пригласили разных людей. Давайте разных людей и послушаем. Татьяна Викторовна, Ваше отношение к этим всем стратегиям и как преподавателя, и как мамы, и как человека, у которого есть, так сказать, я так понимаю, дети друзей поступавшие, а Вы соответственно консультант всего этого.

Т. Краснова Да, конечно. Но на самом деле, знаете, в общем, да, правильно, конечно, надо плясать от ребёнка. Родителям надо внимательно, конечно, смотреть. Детки очень разные бывают и разные отношения к происходящему, и так далее. Очень разные семьи вообще. Я часто встречаю родителей, которые начинают… Знаете, вот это вот самое прекрасное. Не могли бы посмотреть девочку, как она готова? Если она не сдаст, я покончу с собой. Я обычно говорю: мама, сделайте это сейчас…

А. Кузнецов Это всё без запятых. Да?

Т. Краснова Да.

А. Кузнецов Так вот в одну строчку.

Т. Краснова Да, да, да. Сделайте это сейчас. Мы поплачем, а потом поступим нормально. То есть как бы вот этот вот такой замечательный вариант. Потом я на самом деле очень боюсь отличников, потому что когда приходит, знаете, такое дитя с кругами под глазами, вот тоже в сентябре обычно мамы приводят, посмотрите, как он в школе…

А. Кузнецов А он уже почти не дышит.

Т. Краснова А он уже почти не дышит. А он остается в школе. А он ещё отличник. А, знаете, там ещё есть химичка, которой он делает хорошие баллы, есть ещё физичка, которой он делает хорошие баллы, а он поступает…

А. Кузнецов А поступает он на истфак, предположим.

Т. Краснова А поступает он на истфак. И поэтому когда он доходит до истфака, он, знаете, такой обычно зелёный, на ветру шатается.

А. Кузнецов И таблицу Менделеева помнит, а вот дату Куликовской битвы уже не твердо. Да?

Т. Краснова Беда, понимаете, в том, что когда он приходит на ЕГЭ, как правило, у него падает карандаш, после чего он устраивает 2-часовую истерику и получает 60 баллов. Вот это такая стратегия, которую я наблюдал неоднократно. Когда, понимаете, вот такой совершенно заученный, замурзанный, за всё отвечающий, прекрасный ребёнок. Поэтому лучше, конечно, когда болван.

А. Кузнецов Такая девочка полтора года назад забыла переписать часть задания с черновика на чистовик и получила не 60, но гораздо меньше, чем должна была.

Т. Краснова У меня была такая девочка, которую я сама персонально, лично готовила. И мы должны были написать на 100 баллов ровно, а если можно то на 110. Написали на 60, потому что мы психанули. Вот это как бы…

А. Кузнецов Когда ваша дочь заканчивала школу, это был один из последних лет перед введением в Москве ЕГЭ.

Т. Краснова Верно.

А. Кузнецов То есть вы сдавали ещё традиционные вступительные…

Т. Раснова Традиционные вступительные…

А. Кузнецов … вступительные экзамены.

Т. Краснова И…

А. Кузнецов Вот для Вас выбор стратегии был трудным? Вы долго ходили и думали?

Т. Краснова Абсолютно нет. Я твёрдо знала, что я забираю в экстернат, потому что я твёрдо знала, что вот эти вот подъёмы в одиннадцатом классе в 6 часов утра с засыпаниями в 12 часов ночи и физика, химия и так далее. Да, она мне сейчас… Вот я перед выходом из дома спросила ее, она у меня как раз в гостях. Я спросила её: скажи что-нибудь помнишь из экстерната? Она мне сказала: знаешь, — говорит, — какую-то площадь пирамиды. С той поры, понимаете…

А. Кузнецов Ну, кто эта пирамида, уже нет?

Т. Краснова … она стала…

А. Кузнецов Площадь точно была…

Т. Краснова … арт… арт-директором в хорошем издательстве. Она художник. И с той поры, вот сейчас ей 32 года, ни разу с пирамидой она не встретилась. И велик шанс, что ни разу и не встретится. Я забрала…

А. Кузнецов Ну, хорошее издательство ей попалось.

Т. Краснова Мало того, понимаете, с этой пламенной речью я выступила на родительском собрании в ее одиннадцатом классе в сентябре, и со мною ушла… ушло полкласса в экстернат. Поэтому…

А. Кузнецов Вот…

Т. Краснова … вопросов не было.

А. Кузнецов … не было ли такой проблемы, когда Вы это все обсуждали, не говорила ли Ваша дочь: «Ну, как же я предам моих друзей? Я уйду они останутся». Вот для 16 лет вот это, мне кажется, вариант, что если я ухожу и отделяюсь, это предательство, он такой довольно распространённый.

Т. Краснова Друзья ушли с нею, скажем так. Вот. Но потом, понимаете, мы всегда говорим о разных школах. Если это какое-то удивительное братство людей… Вот мы сегодня тут поминали Донскую гимназию. Да? Какой-то удивительный коллектив детей и так далее. Вот это вот вся вот эта штука такая. У меня был вариант, когда она поступала в школу, перед нами был вариант 57-й, можно было…

А. Кузнецов Ещё одного братства.

Т. Краснова Ещё одного братства. Вот. На самом деле но идею этого братства у меня пресекла ветка метро от Крылатского до Библиотеки Ленина. Я решила неа, мы пойдём в районную школу. Мы закончили районную школу, о чем ни минуты совершенно я не жалела, в особенности потом. Вот. Так что, наверное, для тех, у кого там чудесный коллектив, волшебные учителя и всё вот это совершенно волшебное и чудесное, и всё это у костра, и «Милая моя, солнышко лесное», наверное, больно. Верю.

А. Кузнецов «И всем нашим встречам разлуки…» Мы действительно обсуждали Донскую гимназию, но большинство наших слушателей, то есть практически никто нас не слышал. Давайте ее обсудим ещё раз. Оля, у Вас вот один из детей учился как раз в такой школе, о которой идёт речь.

Ольга Коршикова Да, да. Конечно. И это…

А. Кузнецов Вот этот мотив был, если я уйду, я… я предатель?

О. Коршикова Такого мотива не было, не обсуждался. Я пыталась обсудить вопрос перепоступления в школу с более высоким рейтингом. Да? Но это было отметено сразу, до слез, что я хочу, чтоб у меня был аттестат этой школы, я хочу учиться здесь, я хочу…

Т. Краснова Они всегда…

А. Кузнецов Носить звание выпускника…

Т. Краснова Да, да, да.

О. Коршикова И я в принципе понимая, что вот этот возраст – 17 лет, и, конечно, образование, 11-й класс, все на этом сосредоточены, но это не единственное, что есть в жизни. И сейчас она на третьем курсе. И вот это лицейское братство – да? – как у Пушкина я это вижу своими глазами, наблюдаю до сих пор. Они собираются, ходят на праздники. Они ходят в лицей 1 сентября, там на Последний звонок, выпускной, посвящение. Они просто к учителям…

Т. Краснова … конечно.

О. Коршикова Вытащили часть учителей в поход в этом году летом на катамаранах. Вот. То есть…

А. Кузнецов Хорошо…

О. Коршикова … это всё есть.

А. Кузнецов Значит, в ее случае вот вариант, уходим мы досрочно или остаемся, я так понимаю, не очень обсуждался.

О. Коршикова Он просто не стоял. По поводу репетиторов, мне кажется, из то того, что я наблюдала, пока мои дети учились, конечно, я бы сказала, что это 90% любых школ, начиная от топ-10 по Москве, конечно, дети занимаются с репетиторами. Но у меня есть знакомые, которые поступали в МГУ без них. Также из Донского лицея. И ни один человек…

А. Кузнецов Есть такое довольно распространенное в учительской среде по крайней мере среде мнение, что немалая часть репетиторов – это родительские страхи. Вот родители считают, что они как родители не выполнят часть своего долга, если они одиннадцатикласснику, сыну или дочери, там не возьмут учителя, другого, 3-го. Нет?

О. Коршикова Мне кажется, что, к сожалению, нет, но в случае с Донским лицеем, конечно, это была существенная помощь. И по поводу перевода оттуда в экстернат, и я, кстати, это наблюдала не только в Донском лицее, я заходила в 43-ю голосовать, как-то видела расписание одиннадцатиклассников. Насколько я себе представляю, во многих школах с 11-м классом уже начинается другая история. Их перестают брать в походы. У них появляется время для самостоятельных занятий и для репетиторов. А в случае с Донской гимназией 10-11-й класс – это вообще индивидуальный план, где какие-то даже дистанционно предметы сдаются, а… и делается упор, и подгруппы разные по уровню сложности, где соответственно нужные профильные предметы учат.

А. Кузнецов Ну, хорошо, конечно, когда сильная школа понимает про себя и…

О. Коршикова То есть это не ноль, безусловно.

А. Кузнецов … и в одиннадцатом классе как-то хотя бы разгребает расписание, облегчает жизнь своим ученикам. Но разгрести расписание можно все равно только до определенной степени. Да?

О. Коршикова Но экстернат и домашнее обучение – это тоже время…

А. Кузнецов И это будет тема. Второй ребёнок Ольги Коршиковой – тема, с которой мы начнём. После новостей продолжим нашу передачу.

**********

А. Кузнецов Вновь в эфире «Родительское собрание». И мы с родителями уже выпускников, в том числе и выпускников уже и вузов, и с директором Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково Ольгой Назайкинской обсуждаем различные стратегии, родительские стратегии подготовки детей к вузу, их детей в одиннадцатом классе. Оль, мы остановились на том, что в случае с одним ребёнком вопрос о том, уходить ли из школы, не стоял, потому что школа эта была всё.

О. Коршикова Да.

А. Кузнецов Да? Это целый мир. И это означало, так сказать…

О. Коршикова Да.

А. Кузнецов … прервать часть, важнейшую часть жизни. Я так понимаю, что с другим ребенком несколько другая ситуация.

О. Коршикова Да. Там совершенно другой ребёнок, другая ситуация. Как мы уже обсуждали…

А. Кузнецов А вот ребенок в чем…

О. Коршикова … мне кажется, это важно.

А. Кузнецов … не… не влюбчивый в смысле в школу, или что другого?

О. Коршикова У ребенка не особо складывалось со школами вообще изначально. А потом если бы они оба…

А. Кузнецов То есть для него любая школа – повинность, да?

О. Коршикова У него скорее с отношениями сложно было. Он творческий. Вот он творческий, и он менее принимаемый…

А. Кузнецов И школа ему для этого не нужна. Да? Для творчества.

О. Коршикова Менее принимаем, скажем так.

А. Кузнецов И здесь какое решение было…

О. Коршикова Вот.

А. Кузнецов … выбрано?

О. Коршикова И было выбрано решение экстерната, куда надо было вот иногда приходить. Собственно оценки ставились, и мы могли действительно последний год посвятить просто достаточно спокойному…

А. Кузнецов Оценки ставились за сам факт прихода? Или всё-таки нужно было что-то там сдавать, как-то изображать…

О. Коршикова Там надо было приходить несколько дней в неделю. И там что-то была разница, что если приходить один, то надо сдавать, а если приходить там три, то не надо. Ну, как бы там…

А. Кузнецов А! Вот так.

О. Коршикова Ну, как-то… какая-то такая была система.

Т. Краснова Мягенько.

О. Коршикова Да.

А. Кузнецов Дело в том, что да, я вот столкнулся с тем, что экстернаты очень разные.

Т. Краснова Разные. Да.

А. Кузнецов Приходили ушедшие в экстернаты дети, и кто-то говорил: «Ой, да я вообще там не сразу вход в этот экстернат нахожу. Так редко я там бываю».

Т. Краснова Да.

А. Кузнецов А кто-то говорил: «Ой, там надо впахивать».

Т. Краснова Я подбирала, например, именно для… по принципу, чтобы дверь не сразу находил, потому что зачем тогда. Какой смысл?

А. Кузнецов Ну, да, да, да.

Т. Краснова Пахать я ее сама в борозду поставлю. Она пахала как…

О. Коршикова Да.

Т. Краснова ОПД висит 11-й класс…

А. Кузнецов Я признаюсь, что тоже когда моя собственная дочь в 11-м году заканчивала школу и собиралась поступать и поступила в конце концов в архитектурный институт, к которому школой естественно не готовила, вообще нужна была композиция рисунка и так далее. Да? Очень было для меня тяжёлое решение… Как так я, школьный учитель, и моя дочь в одиннадцатом классе уйдёт в интернат. Да? Вообще… Мне – что? – после этого сэппуку совершать? Но тем не менее я себя уговорил, что ребёнок дороже. Хотя он у меня не один, но всё равно дороже. И она ушла. И вдруг пришлось что-то делать. Я-то думал, что экстернат. А потом начались какие-то вопросы, дескать, папа, расскажи мне всеобщую историю. Я говорю: «Что тебе, деточка, рассказать?» — «Всё. Я в среду должна…»

Т. Краснова Кратенько.

А. Кузнецов «… всю сдать». Да. Всю вот там…

Т. Краснова Минут на 40.

А. Кузнецов … от Адама до Саддама. Да. То есть там на самом деле приходилось как-то вот тоже что-то делать по крайней мере. У нас есть вариант средний, вот тот, о котором Ольга достаточно подробно говорила, это предуниверсарий. Вот Анна нам, спасибо, напоминает, что в Москве ещё есть у лингвистического университета, у иняза бывшая 32-я знаменитая французская спецшкола в Хилковом переулке. Вот. То есть это вариант по крайней мере в столице, ну, не такой уж редкий. Да? Есть куда пойти. Гриша, расскажите, пожалуйста, значит, у Вас предуниверсарий был Высшей школы экономики. Как принималось решение? И чем всё это закончилось? Насколько это хорошее решение оказалось?

Г. Лев Ну, решение оказалось безусловно хорошее, потому что здесь изначально, мне кажется, стоит разделить цель выбора стратегии. И собственно сама стратегия – это всё исключительно инструмент, на мой взгляд. Цель у нас было каким-то образом постараться сделать так, ну, последние 2 года, чтобы повысить ответственность ребёнка за принимаемые решения, и чтоб он уже понимал, что высшее образование уже будет целиком зависеть от него, как он поучится, так он и в дальнейшем устроится. И целью поступления в Вышку было исключительно перекладывание части ответственности за его дальнейшую судьбу на него самого.

А. Кузнецов С педагогическими…

Г. Лев Да.

А. Кузнецов … целями, разумеется.

Г. Лев И исходя из этого, где-то за два года, наверное, до окончания школы в первую очередь благодаря маме у нас уже был примерно такой short list, куда мы будем поступать. Мы дали ребенку все варианты…

А. Кузнецов Ребенок в составлении насколько принимал участие?

Г. Лев Процентов на 80. Он всё ходил с нами на все дни открытых дверей. Он слушал. Он собирал все материалы. И в итоге к последним 2-м годам у него четко был вариант из двух факультетов, куда он в Вышке собирается поступать.

А. Кузнецов А! То есть Вышка уже не вызывала сомнений…

Г. Лев Вышка уже не вызывала…

А. Кузнецов … факультета.

Г. Лев Стоял вопрос только конкретно, куда он будет поступать в итоге. И на последний год этот вопрос уже окончательно решился. Надо… Стоит отметить только, что в Вышке при поступлении достаточно серьезный конкурс, хотя лицей молодой, но желающих уже много. И он молодец, он сдал.

А. Кузнецов По-моему, тысячу набирают на курс. Да?

Г. Лев В этом году выпуск был 750, по-моему, человек.

А. Кузнецов Под тысячу.

Г. Лев Да. А сейчас уже следующие года уже больше.

А. Кузнецов Ну, там уходит какая-то часть. Я разговаривал с директором с Дмитрием Фишбейном, он говорил, что он спокойно отпускают. Пришел? Пришел человек… Да.

Г. Лев Да. Но они в любом случае живут в рамках закона о среднем образовании. Поэтому…

А. Кузнецов Нет, нет. Я имел в виду, что он говорил о том, в том числе у нас в эфире он говорил о том, что они считают, что это абсолютно нормально, что какая-то часть ребят пришла, убедилась, что это не их стиль, что это не их вуз, и они спокойно уходят, ну, имея уже какой-то…

Г. Лев Ну, по потоку сына я могу сказать, что таких было немного, совсем немного. То есть, грубо говоря, его. Там нет классов как таковых.

А. Кузнецов Ну, да, там поток.

Г. Лев Есть группы…

А. Кузнецов Да.

Г. Лев … в рамках потока. Из его группы, по-моему, там только один человек ушёл.

А. Кузнецов А группа – это человек 20, да?

Г. Лев Нет, группа, по-моему, там на 25 человек, но она разделена тоже на подгруппы, у каждого индивидуальный план. В итоге…

А. Кузнецов Ну, это уже по сути вуз. То есть это академические…

Г. Лев Да, да.

А. Кузнецов … группы, языковые подгруппы…

Г. Лев Собственно мы за этим… За этим и шли, чтобы научиться несколько другой жизни, а не той тепличной… тем тепличным условиям, которые были до 9-го класса.

А. Кузнецов А вот до 9-го класса включительно насколько они были тепличные? Что за школа была?

Г. Лев К сожалению… Была школа 1560. К сожалению, они были тепличными. Но, в общем, мне кажется, как-то сейчас у многих детей они таковы, когда родители стараются…

А. Кузнецов А в чем эта тепличность заключалась?

Г. Лев Родители стараются принимать решения за ребёнка по многим вещам, основываясь в первую очередь на своих взглядах на жизнь, хотя к 15-16 годам ребёнок уже, мне кажется, совершенно способен делать это самостоятельно, по крайней мере в части вопросов, которые касаются его жизни. Но в силу разных причин мы, например, ну, в большей части я как-то старался часть вопросов решить самостоятельно, хотя и прислушиваясь. И последние два года меня многому научили, в том числе и отношения с сыном стали гораздо лучше. И, в общем, последний год я, например, вообще особо… Даже надо мной дома часто шутят, что я… в каком классе учится сын. Ну, это действительно так, потому что и лицей меня, в общем, достаточно сильно воспитал и его. И в этом отношении мы оба получили то, что хотели.

А. Кузнецов Ольга, Ваш Центр работает со школами. Да? Задачи вашего центра некоторые тенденции в образовании, те, которые Вы считаете правильными, позитивными внедрять, пропагандировать и так далее. Вот что Вы пропагандируете в отношении последнего школьного года? Какую идею или идеи Вы пытаетесь… В чём Вы пытаетесь школы убедить?

О. Назайкинская Наверное, если обобщить, то будет два момента. 1) Мы очень стараемся договориться с директорами и с учителями о том, что в вуз после школы – это не единственный путь в жизни, который позволяет быть потом счастливым, успешным и в том числе профессионально успешным. К сожалению, сейчас всё сейчас очень заточены, когда надо и не надо в вуз, и чаще это родительские амбиции и школьные амбиции, потому что это ж хороший показатель – поступление в вузы. Вот. И на это очень сильно… На этом очень сильно настаивает руководство школы. Мы пытаемся с ними разобрать, что давайте мы всё-таки про детей и, вернее, про молодых вот взрослых, взрослеющих подумаем про их индивидуальную траекторию в жизни. Вот. А 2-й момент. Я очень с Вами согласна. 2-й момент, который мы обсуждаем с ними – это то, что в учебном плане, в образовательной программе должны появляться места, позволяющие детям, пока ещё, принимать решения, нести ответственность за свои решения и совершать ошибки. К сожалению, наши школьные программы, если брать стандартные, они совершенно на это не…

А. Кузнецов Вы знаете… Извините, что я Вас перебиваю. Мне кажется, что вообще весь стиль нашей школы…

О. Назайкинская Да, он не про это.

А. Кузнецов … он боится ошибки, как чёрт знает чего.

О. Назайкинская Конечно.

А. Кузнецов Я помню, как во время какой-то передачи…

О. Назайкинская Конечно.

А. Кузнецов … где-то год назад кто-то из гостей, не помню даже, чему она была посвящена, в студии рассказывал о том, как иностранный преподаватель, познакомившись здесь среди наших родных осин с нашим опытом, 1-е, когда его спросили, что собственно вам бросилось в глаза. Первое! Это у вас на уроке нет поиска ответа из нескольких вариантов. У вас на уроке доблесть – это правильно попасть в яблочко сразу. Да? Вот…

О. Назайкинская Да. А потом всё это перетекает в вузы, а потом в профессиональную деятельность. Мы получаем кучу людей с синдромом отличника и с нервами. Ничего хорошего из этого…

А. Кузнецов Ну, и с не самыми высокими профессиональными качествами, разумеется.

О. Назайкинская Да! И с отсутствием предпринимательства в высоком смысле этого слова в стране.

А. Кузнецов Вот из Самарской области нам тоже пишет слушатель: «Грузим детей всё больше, а в итоге выходят ипохондрики, невротики, инфаркт к 30 годам». Да.

О. Назайкинская И ещё один момент, который важно понимать, что не поступление в вуз после школы не в смысле, когда человек определяется, что он не идёт, а в смысле когда что-то пошло не так, это не неудача. Это не в смысле, что человек – неудачник на всю жизнь. А если брать международный опыт, то всё больше и больше у нас развивается эта идея про то, что после школы берём год свободный – gap year они его называют, для того, чтобы попутешествоать, поволонтерить, поучаствовать в каких-то проектах, пойти на стажировку оплачиваемую там или не оплачиваемую, для того, чтобы себя поискать и потом более осознанно поступать в университет.

А. Кузнецов После школы…

Т. Краснова А в России это называется «год пропал».

А. Кузнецов Да, да, да.

О. Назайкинская Вот! Вот! И всё, человек с клеймом неудачника.

А. Кузнецов В России это называется «дворником будешь». Да. Или как у Льва… у Льва Кассиля, помните, да? «Водовозом будешь, скотина». Там была такая формула, так сказать…

Т. Краснова Год пропал…

О. Назайкинская Да.

Т. Краснова … это то, что я обычно мамочкам пытаюсь тоже сказать. Ребята, год пропал – это если человек был в коме год.

А. Кузнецов Да.

Т. Краснова Да и то это, между прочим, спорный вопрос, пропал он, этот год, или это были какие-то…

А. Кузнецов Год после школы ищем вуз, год после вуза ищем работу. Дальше каждые 10 лет, так сказать, годичный отпуск оплачиваемый, и это вызывает бешенство у нас, потому что у нас ничего этого нет. А если есть, то как у российских учителей по закону есть этот год, но он не оплачиваемый. Пожалуйста, тебе сохранят место, но ты, скорее всего, не будешь кушать. Да? Или будешь что-то совсем другое кушать в это время.

О. Назайкинская Но, к сожалению, вот из того, что с родителями я общаюсь, тем, кому я советую, чаще всего в запрос идет, потому что он не знает, или она не знает, кем они хотят быть, они не знают, куда они хотят поступать. Что делать с детьми? Я говорю: «Оставьте человека в покое. Пускай поищет там себя, там подумает». Они наотрез, вот год пропадет. А потом встречаю я их через год: ну, что? Забрал документы наш. Поступал… Поступил в Вышку, в РАНХиГС. Хорошие вузы. И забрал документы, потому что понял, что не моё.

А. Кузнецов Давайте спросим наших родителей, благо они у нас есть. Ваше отношение к этой стратегии: оставьте человека в покое.

Т. Краснова Вы знаете, мне кажется, что вообще это настолько не…

А. Кузнецов Татьяна Краснова.

Т. Краснова … российская стратегия – оставить человека в покое.

А. Кузнецов Причем не только родительская, – да? – но и государственная. Берите выше.

Т. Краснова Родительская, государственная. А потом, понимаете, на самом деле у нас же… мы же ещё… Мы же не можем вырастить счастливого автослесаря. Если мы не…

А. Кузнецов Почему-то.

Т. Краснова … вырастили академика Лихачева, то мы облажались, простите, по полной форме. Нас нужно всех расстрелять буквально. Нет, ну, я знаю несколько трагедий в академических семьях. Например, одна из них вот до сих пор переживается семьёй, где молодой человек стал кузнецом.

А. Кузнецов Не оправдал.

Т. Краснова Он просто не то, что не оправдал, а… Ну, понимаете, как бы в нашем кругу и вот эта вся геометрия…

А. Кузнецов В ХVII веке это называлось «поруха роду».

Т. Краснова Вот, а… Ужас! А человек совершенно счастлив, знаете, и кует буквально свое счастье в прямом смысле этого слова.

А. Кузнецов И в прямом тоже.

Т. Краснова Абсолютно.

А. Кузнецов Да. Не в ХVII. Извините. Раньше. В ХVII местничество уже отменили. Оль, Ваше отношение.

О. Коршикова Мне кажется, что вот к тому, что сейчас обсуждали, это примерно в 90-х вошло в нашу жизнь. И я прекрасно помню, что вот когда у меня сын пошёл учиться, в начальной школе если у ребёнка там помарки в домашней работе, если у него «четвёрки», ты плохая мать. Это очень вдалбливалось родителям. И только на втором ребенке это уже была такая работа над ошибками, и я это отпустила. А по поводу человека… Ну, если честно, у меня просто, ну, просто так сложилось, что я… Вообще выбирали они. Я свою основную задачу видела в том, чтоб их поддерживать в том, что они выбрали.

А. Кузнецов Вот это вот ощущение, что если у ребёнка что-то в школе не так, то ты плохая мать, оно сейчас, на Ваш взгляд, усиливается в обществе или нет?

О. Коршикова Ну, я была достаточно молодой мамой. У меня много друзей, у которых там дети только сейчас в школу идут. И я не вижу пока особенной разницы.

А. Кузнецов То есть вот это вот напряжение, – да? – оно…

О. Коршикова Мне кажется, что это держится.

А. Кузнецов … по-прежнему держится.

О. Коршикова Да.

А. Кузнецов И не собирается уходить. По собственному опыту как Вы с этим боролись? Как Вы это отпускали?

О. Коршикова Ну, я вообще считаю, что то, что произошло с моим сыном – это во многом результат… и то, что он в итоге учился в экстернате – это результат именно вот этого моего поведения, потому что начальную школу, всю начальную школу я приходила с работы, мы переписывали домашнее задание заново там в 8-9 часов вечера, потому что домашнее задание должно быть идеальное. Это ж ты не в школе на уроке пишешь. А в средней школе, нам пришлось в связи с переездом поменять школу, и я не могла уже отследить все это.

А. Кузнецов А вот это вот, что домашнее задание должно быть идеальным…

О. Коршикова Оно должно.

А. Кузнецов … сразу вспоминается из 2-х…

Т. Краснова Палочки должны быть перпендикулярны.

А. Кузнецов Палочки должны быть перпендикулярны.

О. Коршикова Да, это совершенно ужасная ситуация.

А. Кузнецов Из собственного детства, откуда это тянется? Или это вот от друзей, приятелей?

О. Коршикова Нет. Это класс. Вот это был класс.

А. Кузнецов А! Это вот атмосфера в конкретном классе, да? Установка такая.

О. Коршикова Да, да. Вот это была установка. И у нас был маленький класс достаточно и…

А. Кузнецов Ну, вот сегодня при том, что…

О. Коршикова … это лицейские…

А. Кузнецов … у родителей…

О. Коршикова … соревнования…

А. Кузнецов … гораздо больше возможности общаться, чем у наших пап, мам, которые там виделись…

О. Коршикова Да, безусловно.

А. Кузнецов … раз в месяц самое частое на родительских собраниях. А сейчас родительские чаты…

Т. Краснова «Ватсаппик».

А. Кузнецов … не умолкают. Да. причем три «Ватсаппика» у каждой порядочной мамы. «Ватсаппик» классный, «Ватсаппик» там на танцах и «Ватсаппик» на… на конном спорте. Вот. И вот это, видимо…

Т. Краснова В каждом «Ватсаппике» соревнование. Да?

А. Кузнецов Взаимное доведение друг друга до состояния такого…

Т. Краснова Инсульта.

А. Кузнецов Полуинсульта.

О. Коршикова Да. Ну, вот уже, когда училась моя дочь, я уже от этого отошла. Я понимала, что если это конкурс на грант префекта, то это конкурс на грант префекта в 5-м классе делает она. Если ей нужна моя помощь, и у неё есть какие-то вопросы, то я ей помогу. Но я познакомила там, она по социальной сфере, там сиротство, писала работу, я ее познакомила соответственно там со своим знакомыми. Она с ними общалась. Она собирала эту статистику. Я не делала за нее ее работу.

А. Кузнецов Гриша, когда Вы принимали какие-то важные решения по школе своего сына, Вы как-то принимали общественное мнение? Ну, там мнение друзей в… в расчет? Или…

Г. Лев Нет, вообще нет.

А. Кузнецов Вообще никак, да?

Г. Лев Мне в этом отношении проще. Я, ну, как минимум последние два года его в школе жил под девизом: «Оставьте ребёнка в покое». Всё, что ему нужно было с его точки зрения, если он понимал. что он историю всю прогулял в 1560, а ему её сдавать при поступлении, ну, соответственно мы совместно приняли решение, что мы пойдём к хорошему репетитору, и весь курс школьной истории будем повторять заново. Пошли, повторили, сдал. Английским он занимался с 3-х лет. Поэтому собственно исключительно в рамках финальной подготовки к ЕГЭ его немножко направлял репетитор конкретно к сдаче экзамена, а не к знанию самого английского. Хотя английский у него сейчас уже…

А. Кузнецов Ну, вот всё, что я пока слышу, Вы все родители достаточно ответственных и достаточно сознательных на момент окончания школы уже детей. А вот здесь, в том числе и в ленте задают вопрос: а вот что делать, если ребёнок так называемый раздолбай? Если он живет сегодняшним днем. Если он вообще не думает про завтра. Ему не жалко родителей. Да? Он не сомневается, что, так сказать, его…

Г. Лев Ну, попробуйте дать ему ответственность. И всё.

Т. Краснова Разжать руки на горле. Да? Это единственный вариант на самом деле. Он тогда начнет дышать и соображать кое-как. Ну, знаете, на самом деле это всё очень хорошо, но у меня девочка. Вот.

А. Кузнецов Об этом тоже очень много пишут в ленте.

О. Назайкинская … Да.

Т. Краснова Да. Вот еще бы. А там, где стоит – да, – всеобщая воинская повинность, лично мне по-прежнему… сколько бы мне не рассказывали, что это теперь один год, никакой дедовщины, но, извините, как откроешь ленту фесбучную, как почитаешь…

А. Кузнецов Ну, да. Да.

Т. Краснова … не… не то, что с молотком, а с молотком и с клещами будешь над ним стоять и требовать, чтобы он поступил хоть куда-то. Это я вот очень хорошо понимаю, это ощущение.

О. Назайкинская Ну, это скорее от безысходности ситуации, а не из-за того, что…

Т. Краснова От страха. Нет, реально от страха.

О. Назайкинская Да, от страха. Да.

Т. Краснова Вот страх, конечно, плохой советчик.

О. Коршикова … это в любом случае отсрочка. Заканчивает институт и так же идет служить.

А. Кузнецов Да. Сначала нужно поступить. А речь идет о том, что если человек не поступит, мальчик. Да?

Т. Краснова И все-таки он идет…

О. Коршикова Да, если он поступит, он пойдет после института…

Т. Краснова И все-таки…

О. Коршикова Я не понимаю, в чем разница.

А. Кузнецов Ну, все-таки он будет более взрослым…

Т. Краснова Нет. Более взрослым.

А. Кузнецов … более физически подготовленным.

Т. Краснова Разница – это все-таки не котёнок 18 лет, там 17 лет, а всё-таки, ну…

А. Кузнецов И потом человек с высшим образованием… есть опять-таки вероятность, что армия его приспособит к чему-то…

О. Коршикова Да.

А. Кузнецов … менее, так сказать, общевойсковому…

Т. Краснова Чем канаву рыть. Да.

А. Кузнецов Чем канаву рыть. Хотя сейчас они канав, насколько я понимаю, роют гораздо меньше, чем, скажем, мои сверстники рыли. Скажите, пожалуйста, Ольга, вот такой вопрос. Известно, что учительская профессия предполагает, ну, определенную высокую степень консерватизма. Да? Учителя – довольно консервативная публика. Вот идея, что ребёнку в принципе, особенно старшекласснику надо давать больше свободы, больше выбора, больше усмотрения, трудно заходит в учительской среде?

О. Назайкинская Очень трудно. Очень трудно. И здесь я бы даже не сказала, про… Вот многие говорят, там есть учителя старое поколения и вот нового поколения.

А. Кузнецов Ни черта, да?

О. Назайкинская Нет. Нет. Нет.

А. Кузнецов Они воспроизводятся почкованием. Да?

О. Назайкинская Вообще совершенно. Культура воспроизводится. Дело не в старом поколении и новом поколении…

А. Кузнецов То есть фраза «А голову ты дома не забыл» может быть произнесена…

О. Назайкинская: 25летним…

А. Кузнецов: … 25летним…

Т. Краснова А как же?!

О. Назайкинская Конечно…

Т. Краснова Это же скрепа…

О. Назайкинская Вот. Дело в том, в каких подходах профессионально рос этот преподаватель и в его, я бы сказала, профессиональной ответственности. То есть мы что делаем с ребенком? Мы хотим его построить квадратно-гнездовым способом, и мы стандарт исполняем, тогда это одного типа учителя, педагоги, сотрудники школы. Вот. Если мы говорим про развитие ребёнка, и мы понимаем, что мы не знаем, что с ним будет через 10 лет, мы… Он никому ничего не обязан. И надо, чтобы его просто поддержать и оснастить для того, чтобы он дальше двигался. Это другой тип учителей вне зависимости от возраста. К сожалению, да, не все наши педагогические вузы далеко ко 2-й схеме готовят учителей, но есть некоторые светлые… светлые зоны.

А. Кузнецов Татьяна Викторовна, теперь к Вам вопрос как к преподавателю университета. Вот вуз, встречая этих вчерашних школьников, он исходит из того, что они пришли уже с какими-то самостоятельными навыками и умением принимать решения за себя? Или несмотря на внешние признаки свободы, вуз всё равно помнит, да они вчера из школы, нужно здесь их подловить, здесь напомнить, здесь проконтролировать, здесь предсессия, здесь допуск, здесь…

Т. Краснова Ну, я работаю 25 лет в Московском государственном университете. Это не Высшая школа экономики. У нас другой подход. Всё-таки наши дети, когда они попадают в свой первый университетский семестр, они, конечно, попадают на волю, откровенно говоря, потому что вот все…

А. Кузнецов Тем более работы… будем прямо говорить, работаете Вы на факультете журналистики…

Т. Краснова А, да! да! И это прямо, вот я хочу сказать, большое счастье…

А. Кузнецов Это две воли. Да?

Т. Краснова Это две воли. Да. И это на самом деле, знаете, вот одна из самых важных вещей, которые есть на этом факультете, все-таки я извиняюсь, это памятник. И вокруг памятника вот люди, которые там собираются, на самом деле это питательный бульон, из которого потом вырастают какие-то проекты, радиостанции…

А. Кузнецов Да? Поясним, что памятник Герцену, да?

Т. Краснова Почему Герцену? Ломоносову.

А. Кузнецов Ломоносову.

Т. Краснова Да? Герцену – это через дорогу.

А. Кузнецов Это через дорогу.

Т. Краснова Это ИСАА.

А. Кузнецов ИСАА. Да, да, да.

Т. Краснова Вот. Конечно, я думаю, что в Вышке не так все-таки? Система другая.

Г. Лев В Вышке система другая. Но крышку им сносило в первые полгода, когда они поступили в лицей. И этим все ограничилось. Потом начались хвосты. Потом начались пересдачи. Потом началось быстро стремление нагнать упущенные возможности. И уже буквально ко второму семестру мой сын, например, был абсолютно в форме и понимал…

А. Кузнецов То есть лицеисты, они видны на первом курсе? Да? На 1-м курсе уже Вышки…

Г. Лев Мне кажется, в Вышке собственно ради этого лицей и сделали, чтобы к ним приходили более-менее готовые ребята к тому, чтобы впитывать знания и быстро участвовать в образовательных процессах, а не терять первые полгода на ощущение свободы и все остальные радости более-менее взрослой жизни.

Т. Краснова Вот как вот… Какое слово «терять».

А. Кузнецов Мнение.

Г. Лев Ну, терять.

Т. Краснова Так это прекрасно, боже мой! Ну, ты вырвался! Воля! 1-й курс! Ну…

А. Кузнецов Хочу…

Т. Краснова … жизнь же!

А. Кузнецов … предоставить слово нашей слушательнице. Ольга пишет: «Работаю в обычной школе. В 10-м классе большинство, как Вы выразились, раздолбаев. Вся их учеба – это списывание с телефона. Как таким давать свободу? Ведь они не сдадут ЕГЭ и не получат аттестат. Виновата в этом будет школа. Как работать в таких классах?» Вот наша беседа закольцевалась, – да? – пришла к тому, с чего мы начинали. Большое спасибо. Здесь просят сделать такую же передачу для тех, кто переходит из началки в среднюю школу. Обязательно сделаем такую передачу и обязательно сделаем передачу про необходимость высшего образования. То, о чём мы говорили. Да? Что у нас установка…

Т. Краснова Ой, вот это вот… Да.

О. Назайкинская Очень надо.

Т. Краснова Это даже прям очень надо.

А. Кузнецов … с большим-большим знаком вопроса. Спасибо большое всем, кто участвовал, в том числе и тем, кто активно нас забрасывал смсками. Извините, на что не ответили. Всего доброго!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире