'Вопросы к интервью

Алексей Кузнецов Ровно по нулям. 13 часов 13 минут в Москве. Это программа «Родительское собрание». У микрофона Алексей Кузнецов, за звукорежиссерским пультом Светлана Ростовцева. «Москва в скором времени может перестать проводить олимпиады для выявления выдающихся учеников. Как отметил Мэр города Сергей Собянин, всю необходимую информацию об учащемся можно будет найти в его портфолио в базе «Московской электронной школы». Глава города уверен, что в ближайшие годы «Московской электронной школой» будет накоплен уникальный объем информации, это позволит создать электронное портфолио каждого ученика, — цитата. — «В конечном итоге не надо будет проводить международные и российские олимпиады, мы будем точно знать, где сидит Менделеев или Ломоносов, в какой школе он учится», — сказал Собянин. И благодаря этому тема нашей сегодняшней передачи: «Где сидит Менделеев?» Вот каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Вот мы сегодня в роле того самого охотника. «Где у нас сидит Менделеев?» И в гостях у меня сегодня руководитель ассоциации победителей олимпиад Артём Шишов. Здравствуйте, Артем!

Артем Шишов Здравствуйте!

А. Кузнецов Учитель литературы гимназии, московской гимназии 1514, председатель Гильдии словесников Антон Скулачев Здравствуйте, Антон!

Антон Скулачев Здравствуйте!

А. Кузнецов И студент Высшей школы экономики, призер Всероссийской олимпиады по литературе 2015 года Георгий Чубукин. Здравствуйте, Гоша!

Георгий Чубукин Добрый день!

А. Кузнецов Вот собственно для затравки, потому что говорить мы сегодня будем, конечно, не о предложении Собянина заменить олимпиады Московской электронной школой. Я совсем не понимаю, как… где одно, где другое. Для затравки разговора об олимпиадах, о том, что это такое, какие, может быть, есть сегодня тенденции в дальнейшем развитии олимпиадного движения, просто у меня к вам вопрос: как Вам кажется, что спровоцировало Сергея Семёновича на такое, в общем, ну, на мой взгляд, совершенно неожиданное для меня по крайней мере стороннего человека заявление? Что это было?

А. Скулачев Ну, купили дорогую очень игрушку. Ее же надо хоть как-то хотя бы делать вид, что ее хоть как-то собираются использовать.

А. Кузнецов В смысле Московскую электронную школу? Ну, да. Это я как раз… Это я как раз понимаю, но вот олимпиада, мне кажется, дальше всего от МЭШ находится. Я понимаю там подготовка каких-то уроков, конкурсов, ещё чего-то. Но причём здесь Всероссийская олимпиада?

А. Скулачев Ну, не очень благодарное занятие пытаться угадывать, что имело в виду уважаемое начальство, но насколько я понимаю, в их замыслах развитие МЭШ как такого агрегатора всех достижений школьника, где бы он их не получал.

А. Кузнецов Ну, это вот прямо сказано собственно, – да? – что будет некое портфолио, которое позволит определить, где у нас сидит под каким листом у нас… кустом сидит Ломоносов. Ну, вот собственно тогда мой первый уже серьезный вопрос ко всем присутствующим: а в чём главная функция, на Ваш взгляд, олимпиад? И Всероссийской олимпиады, и олимпиад вузовских, и каких-то других олимпиад? Заключается ли она в том или в первую очередь в том, чтобы действительно выявить Менделеева с Ломоносовым? Пожалуйста, Артем.

А. Шишов Да, давайте я начну. Наверное, чтобы рассказать об олимпиадах, стоит поставить пирамиду. И 1-й пласт пирамиды, он самый массовый.

А. Кузнецов Только не финансовую.

А. Шишов Да, не финансовую пирамиду. Да.

А. Скулачев Ну, что ж?

А. Шишов Такой большой-большой пласт. И олимпиада… Стоит начать с того, что это массовое мероприятие сегодня стало. Это возможность ребенка найти себя, найти с помощью интересных заданий, чем он хочет заниматься.

А. Кузнецов А есть какая-то хотя бы приблизительная статистика вот в школьном первом туре, какое примерно количество школьников участвует? Какой порядок?

А. Шишов Сейчас на статистику нужно смотреть, но я думаю, это уже больше миллиона, даже несколько миллионов, наверное, уже школьников, которые могут участвовать в олимпиадах. И мы считаем, что самый важный тур – это школьный, где каждый ребёнок может прийти и показать то, что он умеет, что он хочет делать. Это массовость. Сейчас модно говорить о профориентации, и, по моему мнению, лучшая профориентация – это опыт. Прийти, пощупать ручками, посмотреть, что тебе нравится. Олимпиада сейчас – это не только общеобразовательные предметы, но еще такие интересные чемпионаты как WordSkills, JuniorSkills, Abilympicks для ребят с ограниченными возможностями. И вот это вот огромная возможность…

А. Кузнецов Для маленьких какие-то интересные очень олимпиады. Да.

А. Шишов KidsSkills. Да, есть тоже. И вот эти… эти… эти олимпиады, и вот эти вот возможности, которые сейчас существуют, – это хорошая профориентация для ребят. Если мы идем…

А. Кузнецов Вот по профориентации я хотел бы уточнить. Правильно ли я вас понимаю, что под профориентацией Вы в данном случае имеете в виду выявление собственных склонностей?

А. Шишов Да, да, да. Ну, понятно, что ребёнок сам это не сможешь сделать. При помощи взрослых, при помощи родителей, которые в большинстве своём, наверное, должны рассказать ребятам об олимпиадах, показать им, потом вместе обсудить с ним, что он сделал, какой опыт он получил из этого. А вот верхушка уже олимпиад, о которых стоит сказать в последнюю очередь, – это льгота, которую дает олимпиада. И всё-таки олимпиады – это сейчас про массовость, про возможность ребенка показать свои силы и найти то, чем хочешь заниматься.

А. Кузнецов То есть то, о чём говорил в своё время основатель классического олимпийского движения барон де Кубертен: «Главное – не победа, а участие», это к школьным олимпиадам относится в высокой степени?

А. Шишов Я думаю, что сейчас да, потому что в олимпиадах побеждает, ну, не меньший процент, чем участвует. И стоит делать упор именно на возможность найти себя.

А. Кузнецов Гош, Вы принимали участие несколько лет подряд в олимпиадах, как я понимаю, не только по литературе. Да?

Г. Чубукин Да.

А. Кузнецов Где собственно основные успехи, но и там по истории, – да? – по русскому языку и так далее. Рядом были одноклассники. Рядом были какие-то еще друзья, приятели. Не все добились там призерства и побед на заключительном этапе. Но вот на Ваш взгляд, прошло уже 3 года, – да? – есть какая-то возможность, ну, такого отстранения и спокойного анализа. Что это было в Вашей жизни? Что это Вам дало?

Г. Чубукин Ну, на тот момент, конечно, у меня был очень разный опыт, потому что я участвовал в олимпиадах с 8-го класса по 11-й. В 8-м классе это была такая дерзкая попытка сказать вот он я, я знаю много. Я хотел…

А. Кузнецов Заявить о себе.

Г. Чубукин Да. Я знаю много. Я хочу много. И я как бы могу себя показать. А дальше, когда дело уже шло к 11-му классу появлялась прагматическая часть всего этого дела. Ты понимал, что олимпиада – это альтернатива ЕГЭ. Если ты хочешь стать филологом, журналистом или как я медиа-коммуникатором, я на таком направлении учусь, или поступить на дизайн даже, то ты идёшь на олимпиаду, завоевываешь там баллы и не пишешь… и не должен написать ЕГЭ лучше всех. Ты должен написать ЕГЭ там на 70 баллов, чтобы получить сотку. Вот. Но сейчас как бы уже оглядываясь назад, я понимаю, что олимпиада для меня была просто уникальным опытом общения с профессионалами и с таким же ребятами, которые смелые, умные и хотят просто показывать свои знания. И ведь олимпиада – это очень серьёзный социальный лифт. Ты можешь, не знаю, как Ломоносов из деревни просто попасть…

А. Кузнецов Безусловно. Да.

Г. Чубукин … в столицу и завоевать…

А. Кузнецов Только не за рыбным обозом…

Г. Чубукин Да.

А. Кузнецов … а собственно с командой из своего региона приехать на олимпиаду.

Г. Чубукин Да. И найти просто очень хороших друзей и людей, которые вот испытывают страсть к своему делу…

А. Кузнецов Вы сейчас общаеетесь с кем-то вот не из одношкольников, но из тех, с кем познакомились на олимпиадах?

Г. Чубукин Ну, я сейчас… Как бы после школы все социальные связи становятся слабее. Ну, да, у нас образовалась такая тусовка, можно сказать. Мы несколько раз собирались. Это просто приятные люди. Ты просто… На олимпиаде на самом деле очень низкий… То есть очень низкое ощущение, что есть учитель, есть ученики. Это такое независимое community, я бы сказал, в котором все просто обмениваются знаниями.

А. Кузнецов То есть человек при помощи олимпиад… многие люди находят свой круг общения? Да?

Г. Чубукин Да. Да.

А. Кузнецов Свою стаю?

Г. Чубукин Даже не профессию…

А. Кузнецов Используя термин из «Маугли». Да, я понимаю…

Г. Чубукин Да.

А. Кузнецов Именно круг общения.

Г. Чубукин Потому, что любое испытание, а олимпиада для меня во всех классах была как бы высшим просто проявлением себя и высшим уровнем концентрации себя, я просто понимал, что мне нравится, и как я себя веду в таких сложных ситуациях.

А. Кузнецов Антон, Вы… Ну, я не знаю, были ли Вы участником олимпиады в своей школьной… Ах! Значит, Вы во всех ипостасях…

А. Скулачев Да.

А. Кузнецов … побывали. Вы и участник олимпиад. Вы и учитель, тренер, который готовит… готовил…

А. Скулачев Ну, тренингом я не занимаюсь, но учитель, который – да, – работает с детьми. Да.

А. Кузнецов С детьми. Многие Ваши ученики…

А. Скулачев Да.

А. Кузнецов … в олимпиадах участвуют, не просто участвуют, а участвуют успешно вплоть до того, что 1514 последние годы по литературе, по русскому языку всегда на Всероссийской олимпиаде выступает очень хорошо. И кроме того Вы занимаетесь составлением заданий последние годы. Да? Вот на ваш взгляд, кому олимпиады дают больше: ученику или учителю, который имеет отношение к работе с олимпийцами, с олимпиадами заданиями?

А. Скулачев Что касается работы с олимпийцами, а я ей занимаюсь не только в своей школе, но и в центре «Сириус», куда каждый год езжу работать с ребятами со всей страны и потом поддерживаю с ними связи, там со всей страны ребятами переписываюсь… с ребятами переписываюсь потом в течение года. Вот что касается подготовки детей к олимпиадам, мне кажется… То есть не мне кажется, я глубоко убеждён, что она ничем не отличается от того, как я работаю в со 2-го класса, я со 2-го класса преподаю в нашем… в нашей школе, в том числе на кружках, до 11-го. Я работаю как учитель ровно также. И никакой особой подготовки к олимпиадам у меня не было, нет и никогда не будет. Более того я это считаю довольно вредной историей, потому что когда происходит особая подготовка, происходит натаскивание. И, в общем, смысл олимпиады как соревнования творческих, неординарных, способных найти этот неординарной свой подход, в том числе к тексту – да? в случае с олимпиадой по литературе, ну, вот это соревнование теряет всякий смысл, если на него можно натаскать. А, конечно же, олимпиада – это замечательная возможность для детей. И вот подхватывая то, о чём сказал… говорил Георгий, это возможность приобщения к среде, возможность расширить свою картину мира. Вот это для меня всегда очень важно. Увидеть, что есть еще замечательные ребята вот там вот на Чукотке, на Камчатке, в каких-то местах, о существовании которых ты даже не догадывался, что есть еще… Вот мы всегда… Как здесь уже как составитель заданий говорю, мы всегда составляя заключительный этап Всероссийской олимпиады, включаем в него имя поэта, которого точно с вероятностью 90 процентов не знакомо ни школьникам, ни, может быть, даже учителям, которые их готовили. Вот есть еще такой поэт. А есть еще такой современный поэт, которого я только слышал, а теперь я могу его увидеть на Всероссийской олимпиаде. То есть расширить…

А. Кузнецов Горизонты.

А. Скулачев Расширить горизонты.

А. Кузнецов Артем, насколько я понимаю, вот когда создавалась Ваша ассоциация – Ассоциация бывших участников олимпиад, которые, ну, там какие-то достигли… каких-то выдающихся результатов, это был, в общем, довольно рискованный эксперимент. Или Вы взяли какую-то модель, которая где-то когда-то уже была адаптирована?

А. Шишов Честно не знаю, где еще такая ассоциация есть, потому что с международными коллегами, может быть, мы когда-то познакомимся, а пока нет. Это была инициатива просто собраться все вместе и пойти в школы, чтоб ребятам рассказывать, что такое олимпиады, как это круто, как в ней здорово участвовать.

А. Кузнецов Как я понимаю, сейчас ассоциация выполняет задачи более широкие, чем просто сказать: «Ребята, wow, олимпиада – это круто! Давайте все на олимпиады!»

А. Шишов Да.

А. Кузнецов Многие ребята сейчас сами становятся там ассистентами тренеров, тренерами – да? – и такими вербовщиками в хорошем смысле этого слова. То есть, что называется, поколения уже победившие пошли, что называется, в народ. Да? Посев научный взошёл для жатвы народной, как завещал Менделеев. Вот почему вчерашнему школьнику, там сегодняшнему студенту 2-3-го курса вот как Георгий цен… Чем ценно его общение с сегодняшними десятиклассниками?

А. Шишов Ну, даже не 10-классниками, наверное, с 6-го класса…

А. Кузнецов Ну, да.

А. Шишов … кружки. И кружков у нас около 5 тысяч в Москве было в том году. То есть это огромное количество и студентов, и детей, которые соединяются вместе. И… Но тут стоит сказать о том, что мы стараемся, чтобы это был тандем студент плюс учитель. И это очень здорово, когда приходит молодой студент и учитель опытный. И вот в таком тандеме получается хороший кружок, достойный кружок, где ребята молодые дают свои вот эти свежие знания, свой свежий опыт участия в олимпиадах, и ребята немножечко узнают чего-то нового.

А. Кузнецов То есть а) опыт учителя плюс азарт и молодой задор…

А. Шишов Да, да.

А. Кузнецов … вот это…

А. Шишов Да, да.

А. Кузнецов Ну, и плюс своеобразная реклама. Да? Вот смотрите, он такой же как вы. Он 3 года назад выиграл олимпиаду. У него не даёт головы там, – да? – так сказать, он такой же человек из плоти и крови. И вы… И вы чем хуже? Да?

А. Шишов Да. Допустим, это в Москве, к сожалению. Но в том году у нас получилось создать ассоциацию в Дагестане. И впервые в Дагестане в том году было 3 призера заключительных этапов. В истории Дагестана такого не было. И то же самое произошло. Молодые ребята пошли в школы, начали рассказывать про олимпиады, применяя наш опыт, получилось 3 призера по таким сложным предметам как математика, информатика и ОБЖ. И московский опыт тоже показывает, что молодежь… не одна молодежь, а вместе с опытными тренерами может… может достигать хороших результатов. И результаты Москвы это показывают.

А. Кузнецов Вот у нас полгода назад бурно спорили, нужно ли восстанавливать пионерскую организацию. Не идет ли таким образом восстановление… не восстановление, а создание, причем снизу некой вот организации школьников, объединенной совершенно не идеологизированной какой-то вот деятельностью – да? – ребят, которым интересно учиться, интересно это все вот как-то предъявлять.

А. Шишов Ну, наверное, это одно из сообществ. Вот мы олимпиадников и победителей чемпионатов WordSkills и JuniorSkills. А если ребята, которые не хотят участвовать в олимпиадах, а хотят развивать свои лидерские качества, здесь можно идти в российское движение школьников. Мы одна из возможностей для ребят проявить себя, проявить то, чем они хотят заниматься. И я думаю, что делать это единым, мне кажется, будет неинтересно. У ребят должен быть выбор пойти либо сюда, либо сюда, либо куда-то еще.

А. Кузнецов Нет, про единый нет, конечно. Это, на мой взгляд, это главная была ошибка пионерской организации – это то, что осталась единственной. Гоша, вот если как в рассказе Гайдар «Горячий камень» представилась бы возможность повторить, то есть с нынешнем опытом и нынешним, так сказать, пониманием ситуации, но обратно в 8-й класс, чтобы Вы сделали по-другому применительно к олимпиадам?

Г. Чубукин С позиции участника?

А. Кузнецов Да, с позиции участника. Да.

Г. Чубукин Что бы я сделал по-другому?

А. Кузнецов Следующий вопрос, Вы правильно предугадали, к Вам будет, чтобы Вы на месте организаторов бы изменили, но это через некоторое время.

Г. Чубукин Это я уже понял в 11-м классе, когда завершился Всерос, что олимпиада – это не только про творчество и не только про смекалку и дерзость. Это… Там есть прагматика. И там есть прагматика в отношении времени, в отношения баллов. И когда я вышел с 3-го…

А. Кузнецов То есть такой спортивный подход. Да? Вот на этом вираже я могу немножечко…

Г. Чубукин Да, да.

А. Кузнецов … прибавить, вот на этом отсидеться.

Г. Чубукин Да. Когда я вышел с третьего тура Всерса, я понял, что олимпиада…

А. Кузнецов: 3й – это регион?

Г. Чубукин Это… Ну, когда закончился Всерос, я вышел с олимпиады и понял, что у меня проверяли тайм-менеджмент, потому что олимпиада – это хотя и 5 часов…

А. Кузнецов То есть умение распределить время по…

Г. Чубукин Да. Да.

А. Кузнецов … по программе.

Г. Чубукин Если ты как бы не допишешь текст, у тебя не будет никакой возможности, ну, донести мысль. То есть самое важное – это распределить свои силы. И тогда бы я в восьмом классе себе говорил: «Работай над композицией. Думай как перед… перед олимпиадой как вообще написать текст, как его организовать, и уже дальше дерзай».

А. Кузнецов То есть речь идет о навыках, которых, в общем, например, сейчас Георгий говорил, я понимал, что мне, например, не хватает. В моей юности олимпиады были, но они не были выстроены в такую вот линейку соревнования. Мы просто ходили там на районную олимпиаду, приносили оттуда грамоты, и на это всё… Нам говорили, что мы молодцы. На этом всё закончилось. Вот сейчас я сижу и, конечно, завидую, слушая о том, какой это серьёзный, такой вот спортивный, прямо скажем, опыт. Хорошо. Вот у нас осталась минута до перерыва на новости, значит, на 5 минут. Давайте обозначим проблемы второй половины нашей передачи. Мы поговорим о том, что можно было бы изменить в олимпиадах, на Ваш взгляд, по сравнению с нынешней ситуацией, в чём они нуждаются. Мы поговорим, наверное, о каком-то, ну, должен быть накоплен какой-то негативный опыт, наверное, в олимпиадах. Да? То, от чего избавились или предстоит избавиться. Ну, и если у нас останется ещё какое-то время, то, наверное, надо будет поговорить и о том, насколько вот эта система призов за олимпиады, насколько она себя оправдывает, вот тот прагматизм, о котором говорил Георгий. Оставайтесь с нами. Через 5 минут опять встречаемся в этой студии.

**********

А. Кузнецов Ну, вот как и было обещано, вновь в эфире «Родительское собрание». И мы, как была объявлено, во второй части передачи говорим о том уже накопленном опыте проведения олимпиад. Что, на Ваш взгляд, хорошо бы подкорректировать? Изменить? Может быть, добавить? Может быть, убрать? В общем, иными словами в каком направлении дальше жить олимпиадам? Ну, давайте, так сказать, мы остановились на Антоне. Его слово следующее.

А. Скулачев Мне кажется, мы находимся в сложной ситуации, потому что…

А. Кузнецов Мы в студии? Или олимпийское движение?

А. Скулачев Олимпийское движение. Потому, что происходит неизбежное, но, на мой взгляд, страшное. Олимпиада становится привязана к очень большим деньгам, я имею в виду, к огромному, просто невообразимому призовому фонду, который получают и дети, победители, призеры олимпиады в том числе благодаря фонду президентских грантов, и учителя как в регионах, так и школьные надбавки. И кроме того на результатах олимпиад завязан рейтинг школ, как всероссийский, так и региональные рейтинги, которые в свою очередь тоже имеют и финансовый, и административный, и кучу еще других измерителей.

А. Кузнецов Ну, и я так понимаю, что неофициально, но какое-то влияние результаты в олимпиадах на рейтинг губернаторов и вообще местных властей…

А. Скулачев Да. Да, конечно. Конечно.

А. Кузнецов Причем вот эта победа, скажем, дагестанских школьников…

А. Скулачев Да. Конечно.

А. Кузнецов … я думаю, что она очень не помешала властям местным.

А. Скулачев И тогда, получается, что мы имеем дело с мощнейшим… И что он говорит? Замечательным образовательным инструментом – олимпиада. Да? Как возможность развития школьников не в ЕГЭшном, то есть не в стандартизированном направлении, но этот образовательный механизм весь оказывается заточен под результат, причем под результат, измеряемый точно так же, как в бизнесе или в государственном планировании измеряется любой результат – достижение целевых показателей, увеличение соответственно валового продукта, – да? – то есть количество олимпиадников-призеров, победителей на такой-то процент в таком-то году.

А. Кузнецов Я человек очень далекий от спорта. Поправьте меня, кто лучше в этом разбирается. Как я понимаю, то же самое произошло с классическим олимпийским движением.

А. Скулачев От части, конечно. Да.

А. Кузнецов Начиная с конце XIX века как, в общем, практически любительское соревнование…

А. Скулачев Да, да.

А. Кузнецов … оно превратилось в мощнейшую индустрию…

А. Скулачев Да, в профессиональный спорт.

А. Кузнецов В профессиональный спорт.

А. Скулачев Хорошо это или плохо? Есть люди, которые… я их уважаю, которые считают, что это хорошо. Ну, замечательно, когда люди соревнуются, проявляют свои таланты. Тут как всегда дело в основаниях и в ценностях. Для меня безусловен приоритет ценностей развития ученика, вот этого расширения горизонтов. А когда мы на олимпиаде хотим расширить горизонты, а при этом сужаем их до одной единственной узко-прагматичной цели, и ради этой цели, ради этого результата, в общем, готовы поступиться, чем угодно, ну, в частности там учебой в школе. Можно на нее месяцами не ходить…

А. Кузнецов Ну, да. Учителя очень… очень многие жалуются. Да. Один мой коллега говорит: «Передай там, что вот месяцами не видим некоторых…»

А. Скулачев Да, да.

А. Кузнецов «… особо талантливых».

А. Скулачев И дело не только в том, что мы не видим, а в том, что, повторюсь, – да? – вместо расширения горизонтов получается его сужение просто до микроскопической точки. Что делать? На мой взгляд…

А. Кузнецов То есть иными словами человек, который участвует в олимпиаде, скажем, по литературе, – да? – он настолько на этой литературе и этой олимпиаде концентрируется, что он не получает очень многого того, чего его одноклассники в это время…

А. Скулачев Да, конечно. Он иногда даже на уроках литературы этого не получает этого. Не барское это дело. Вот. Но сейчас даже я не столько об этом, – да? – не столько о конкретных детях, очень разные ситуации. Есть ровно противоположные. Но тем не менее ситуация вот этой нацеленности на огромный финансовый результат очень рискованная. Мой такой печальный, трагический прогноз заключается в том, что надо ждать первого, извините, убийства на этой почве. Вот в ближайшие годы это, мне кажется, может произойти с…

А. Кузнецов Убийство или самоубийство?

А. Скулачев Ну, да, да, да. В общем, понятно, жертв человеческих.

А. Кузнецов Смерть.

А. Скулачев Человеческих жертв. Вот. Столь высоки ставки. В этой ситуации, конечно, на мой взгляд и на взгляд многих других людей, важно отвязать олимпиады от финансового… от прямого бонуса и тем более от прямого бонуса губернатору или директору школы. Одновременно с этим понятно, что отвязывая олимпиаду от бонусов, мы рискуем потерять массовость участников. И здесь, ну, я бы сказал, что надо думать над какими-то красивыми решениями. Мне точно не кажется красивым решением вот эта жесткая привязка результата ребенка и судьбы школы или даже региона.

А. Кузнецов Рейтинга и приза. Сейчас я так понимаю, что следующий будет Артём, но чтобы дать ему, так сказать, перевести духу и приготовиться, сначала Гоше коротенький вопрос. Гоша, вот когда Вы в 14-15-м годах участвовали успешно в олимпиадах, уже сложилось это практика и сборов, и… ну, в виду отрыва от учебы тех, кто… Вот сейчас Вы жалеете о том, что 2-3 там месяца были сборы, и Вы не ходили в школу или ходили очень фрагментарно? Есть ли ощущение, что Вы что-то потеряли? То, о чем вот Антон сейчас говорил.

Г. Чубукин Ну, я сразу скажу, что я не фанатичный олимпиадник. У меня не было такого, что я днями сидел, готовился к олимпиаде. А сборы занимали очень мало времени. Как бы самый тяжелый период олимпиадный для меня был в девятом классе, когда я тоже готовиться к Всеросу. Тогда мы после школы сразу ехали на вечернюю школу и сидели там до 8 часов. И это было просто, ну, сильное напряжение. В одиннадцатом классе мы два раза ездили на подготовку на Истру в лагерь. А и это была неделя, всего лишь неделя. Вот. Как бы учёба не особо пропускалась, но…

А. Кузнецов Но вот это нужно быть организованным человеком, чтоб при таком графике, в общем…

Г. Чубукин Да, там был очень плотный график. И это неделя она… она вот просто совмещала в себе вот этот минимум информационный и… который был необходим для олимпиады, потому что там были, как Вы говорили, люди, которые участвовали в олимпиадах. Это вот у меня был наставник Дмитрий Дмитриевич Румянцев и учитель Владимир Владимирович Сперантов, которым я очень благодарен за вот эту именно интенсивную подготовку. Но подготовка шла и в школе, потому что другие люди приходят в твою олимпиадную жизнь, когда уже дело идет к Всеросу. Да, ты в переходе между городским этапом и всероссийским. А до этого всё как бы завязано на школе. И тут нас готовила моя учительница по литературе Елена Дмитриевна Волжина. И это были просто дополнительные занятия после уроков. Один урок в неделю тоже интенсивный, но это было немного времени. Это было…

А. Кузнецов Да. Но зная Елену Дмитриевну…

Г. Чубукин Ну, да.

А. Кузнецов … рискну предположить, что очень интенсивно.

Г. Чубукин Очень интенсивно.

А. Кузнецов Один, но очень интенсивный… Хорошо. Пожалуйста, Артем, Ваше мнение по поводу вот, ну, общего вопроса, который я задал, что бы Вы изменили в олимпиадах, – да? – что-то добавили, убрали, ну, и вероятно по поводу того, что Антон сказал. Вот отвязать олимпиаду от пряников.

А. Шишов Ну, нет, я бы не отвязывал от пряников. Знаете, почему? Потому, что любой в принципе труд, он должен чем-то награждаться. И очень маленькое количество ребят, которые участвуют в олимпиадах, получают вот этот пряник. Получает только достойный. Единственное – это, наверное, можно рассказать о общей системе. Да? Те ребята, которые готовятся к ЕГЭ, тоже забивают на остальные предметы, если употребить такое слово, и готовятся к физике…

А. Кузнецов Есть безусловно такая проблема. Да.

А. Шишов И то же самое, наверное, в олимпиадах. Выбрал предмет и его учишь. Это, наверное, стоит говорить о том, что учитель в школе не должен… ну, хотя бы должен говорить о том, что такое современный мир, что в будущем люди будут соперничать не между собой, а будут соперничать с роботами, и должна творческая личность, которая будет ориентироваться в мире и обладать различными компетенциями. А в принципе вот… вот это вот поможет ребятам, может быть, как-то открыть глаза на то, чем они занимаются, и что нужно знать и математику, и обладать базовыми знаниями по математике, например, но быть специалистом в литературе, но не только в литературе. И я бы вот, наверное, бы не менял… не отменял бы эти пряники, которые сейчас есть, потому что в принципе это какая-то награда за твой труд.

А. Кузнецов Но я так… Если я правильно понял, Антон меня поправит, если не совсем, он… Его беспокоят не столько пряники-награды школьникам, сколько пряники-награды взрослым, которые вокруг этого устраивают…

А. Скулачев Во-первых…

А. Кузнецов … слишком большую суету.

А. Скулачев Во-вторых, мне кажется, и школьникам это уже не пряники, это уже чёрная икра вместе с, значит, с осетром 5-пудовым. Вот мне кажется, ещё некоторые не… несоизмеримость есть…

А. Кузнецов Которого Собакевич убрал…

А. Скулачев Вообще если честно, я скажу, что я требую от своих учеников класса с 6-го примерно тот же уровень, который требуется на Всероссийской олимпиаде. В общем, требования мои к ежедневным работам школьников и всех моих коллег в нашей гимназии они мало отличаются, и труд, который затрачивается, он очень мало отличается от… Так что я тут не уверен, что это такое что-то сверх…

А. Кузнецов Кстати, вот этот сравним. Георгий заканчивал очень похожую школу. Ваши школы даже называют такими своеобразными близнецами – 1514 и 1543. Гоша, было ощущение, что на олимпиадах… при подготовке к олимпиадам и на самих олимпиады вообще другой уровень заданий, другой… в принципе другое качество? Космос, что называется.

Г. Чубукин Ну, в школе это так или иначе связано с программой. И олимпиада – это всегда отхождение от этой программы. Это что-то другое. Это что-то сверх. А хотя задание могут быть абсолютно стандартными: анализ стихотворного произведения или сравнение двух стихотворных произведений…

А. Кузнецов Но произведение будет нестандартным?

Г. Чубукин Да.

А. Кузнецов Не программное какое-то, а…

Г. Чубукин … будут произведения и именно атмосфера, потому что олимпиада ценна даже не заданием и не его выполнением, а ситуацией, в которой ты оказываешься, когда ты сидишь один среди незнакомых людей в другом городе…

А. Кузнецов Ага!

Г. Чубукин У тебя есть 5 часов, и ты должен показать всего себя. Вот эта ситуация важна. Не то, что ты должен что-то проанализировать, а то, что должен собрать себя в кулак и просто вот…

А. Кузнецов И с другой стороны… Показать себя с другой стороны. За тобой не тянется шлейф с первого класса там всех твоих несданных домашних заданий и не принесённой сменки, макулатуры и прочих школьных грехов, которые учитель всегда припомнит. Хорошо. Пожалуйста.

А. Шишов Да, я еще хочу продолжить, что олимпиада – это всё-таки какая-то статистика есть. И посмотрев на результаты олимпиад, можно сказать, что… где регион занимается развитием талантов школьников, а где нет. Если есть регионы, у которых на протяжении 5 лет там стоит 0 в призерах на заключительном этапе, то, наверное, руководству стоит задать вопрос: а что вы делаете для того, чтобы ребятам дать возможность искать свои таланты и себя развивать, и…

А. Кузнецов Извините, сразу же раз Вы про это заговорили, а насколько это связано с финансовым возможностям регионов?

А. Шишов Ну, я думаю, что у каждого региона будет возможность привлечь педагогов, настроить систему. Дагестан смог. Другие регионы могут…

А. Кузнецов Не самый, прямо скажем, богатый регион.

А. Шишов Да.

А. Кузнецов Нашей страны.

А. Шишов Получилось же! Просто ребятам дали возможность честного проведения олимпиад. Вот именно честного проведения, а не за…

А. Кузнецов Не 25 баранов, холодильник «ЗИЛ» и бесплатная…

А. Шишов Да. А честно… честно… честная олимпиада. Дали возможность, появился результат. Но если на протяжении там нескольких лет мы видим 0, то, наверное, стоит задуматься, а почему, а что было сделано, чтобы ребята… Или было такое соревнование честное, где ребята могут показывать свои возможности и развивать себя. Вот я считаю, что эта Всероссийская олимпиада – это вот хороший показатель, где… региональных властей о занятии олимпиад, о возделывании… выстраивании системы, где ребята могут искать свои таланты.

А. Кузнецов Вот здесь очень важное, как мне кажется, такое сообщение и одновременно вопрос из Петербурга: «Странно, что Вы говорите о том, что не надо спецподготовки к олимпиаде. На мой взгляд, без такой подготовки олимпиаду по математике не написать. Мой сын решил 4 из 5 задач, дал верный ответ, но зачли лишь две, так как оформил неверно, не доказал решением. Когда я поехала разбираться, мне сказали, что в физматшколах идет специальная подготовка, как решать олимпиады, а в обычных школах этого нет. И мой сын даже и не мог знать, что требуют на олимпиаде, кроме верного ответа». Вот как быть с тем, что действительно есть школы, где подготовка к олимпиадам, ну, это часть школьной работы как в 1514, как 1543, а есть школы, где у Менделеева и Ломоносова шансы откровенно ниже.

А. Скулачев Разрешите, можно я чуть-чуть скорректирую вопрос… Вернее, мне кажется, вопрос нуждается в некоторой корректировке, потому что необходимость писать решение – это вообще-то не олимпиадное требование, а требование здравого смысла и вообще требование адекватно математической работы. Да?

А. Кузнецов Ну, да.

А. Скулачев Каждый человек, который занимается нормально математикой…

А. Кузнецов Ну, тут мы не можем сейчас уточнить, там не было ли вообще решения, или решение было как-то не… недооформлено. Трудно сказать. Но в любом случае, ну, согласитесь, что школы, в которых уже много победителей, и учителя понимают, к чему готовятся, и естественно передают старшие младшим какой-то опыт. Да? А вот школа, где ты Ломоносов, но…

А. Скулачев Я ещё раз… Я ещё раз проговорю, мне кажется… Вот что я всё время пытаюсь… уйти в оппозицию. Не в олимпиаде дело. У нас были годы там где-то до 2012 года, когда у нас было максимум 1-2 победителя не каждый год, и мы учили точно так же, как мы учим. И вообще эти… это нас не интересовало. И надо сказать, что от части эти годы были более счастливыми для нас. Олимпиада – это хорошо и прекрасно. Мои олимпиадники – это прекрасные… вот выпускники этого года прекрасные, замечательные дети, которых я очень люблю, по которым я очень скучаю, и общение с которыми очень ценю. Но на этом свет клином не сошелся. Тоже самое с этим вопросом. На подготовке к олимпиадам свет клином не сошелся. Я…

А. Кузнецов Безусловно.

А. Скулачев То есть когда каждый учитель будет понимать, что…

А. Кузнецов Я это точно оставляю на потом.

А. Скулачев … не смотря на олимпиаду, ее отсутствие вообще-то решение всё равно должно быть, потому что объяснить решение важнейшее, чем получить ответ. Вот это действительно важно.

А. Кузнецов Понятно. Артём, пожалуйста. Мы Вас перехватили.

А. Шишов Так она… и даже забыл, о чем я хотел сказать. Вопрос был…

А. Кузнецов Вопрос о том…

А. Шишов Проблема… Проблема еще одна…

А. Кузнецов Да.

А. Шишов Отношение регионов к проведению олимпиад. Если мы видим, что Москва горит этим, то, к сожалению, есть регионы, многие регионы, которые не относятся к олимпиадам всерьёз. Ну, это вот этот вопрос как раз касается всерьез ли ребенок может…

А. Кузнецов Они говорят: «А всё Москва возьмёт». Да?

А. Шишов Да, да.

А. Кузнецов Скорее всего.

А. Шишов Да. И тут стоит сказать, что там 3-4 года назад в Москве 70 школ давали призеров заключительного этапа, то сейчас их 200 плюс. Значит ,за 3 года Москва смогла сделать рывок и показать то, что в принципе в каждой школе может появиться призер олимпиады. Что дают и другие регионы. Допустим, школы в Республике Татарстан. Там тоже всерьёз занимаются олимпиадами, и олимпиадником там стать просто и достичь результата тоже, потому что есть возможность.

А. Кузнецов Наша постоянная слушательница Таня ставит очень важный, как мне кажется, вопрос. Она пишет: «Сама олимпиадница и отличница, а дети нет. Что я делала не так?» И вот как раз собственно мы переходим к тому, что Антон анонсировал, сошёлся ли свет клином на олимпиадах. Да? Или есть и другие формы, так сказать, достижения успеха в этой жизни. По правилам военного совета младшему по званию 1-е слово.

Г. Чубукин А я хочу…

А. Кузнецов Георгий, что Таня делала не так?

Г. ЧУБУКИН А я хочу сказать в предыдущей теме про регионы и Москву. А так получилось, то что вот именно в год, когда я участвовал, было некое предубеждение по поводу Москвы, и было…

А. Кузнецов У организаторов Вы имеете в виду, да? Или у кого?

Г. Чубукин У организаторов. Об этом я сейчас скажу. Но и в принципе витало в воздухе такое отношение к Москве, ну, вот вы приехали опять всё брать. И от части это было…

А. Кузнецов Ну, оно вообще в стране…

Г. Чубукин Ну, да.

А. Кузнецов … так сказать, витает.

Г. Чубукин Ну, да. От части это было правдой, потому что когда я участвовал, 7 человек и моего класса взяли какие-то призы на олимпиаде…

А. Кузнецов Ну, это был уникально урожайный год тогда – да, – у Вашей школы.

Г. Чубукин Да. Но чисто с государственным точки зрения, я в 9-м классе… мне не хватило, кажется, 2-х балла до Всероса или одного, потому что мы рассчитывали на Всероссийский как бы проходной балл, но для Москвы и Московской области его просто подняли, и много людей отсеялось. Я был в том числе. Вот. А по поводу вопроса…

А. Кузнецов Вопроса, что Таня не делала не так, что ее дети, у неё олимпиадницы, олимпиадниками не выросли. Вот Ваше наблюдение… Вообще это как всем естественно вопрос. Олимпиадный ребёнок – это особая особь, так сказать, homo olympiadicus или в принципе в любом ребёнке или почти в любом есть олимпиадное какое-то начало? Соревно… Это вообще какое начало? Оно соревновательное? Оно какой-то особый взгляд на мир предполагает такой вот нешаблонный? Что такое олимпиадный ребёнок?

А. Шишов Это в принципе ребенок, которой заинтересован своим предметом. Всё. Вот я считаю, что… Меня спрашивают, а когда…

А. Кузнецов То есть любой мотивированный…

А. Шишов Так каждый учитель может готовить к олимпиадам, меня спрашивают. Я говорю: «Да, каждый». 1-е зерно олимпиадника – это заинтересованность ребёнка в предмете. Ребёнок заинтересовался, он сможет стать олимпиадником. И вот говорите, почему не олим… Да это хорошо. Значит, они могут выстрелить где-то в другом. Олимпиада, ещё раз говорю, – это, правильно сказали, это не единственная вещь, в которой нужно там участвовать и стремиться. Это одна из возможностей попробовать свои силы. Не получилось в олимпиадах, пойдите в чемпионаты профессионального мастерства. Не получилось там, посмотрите другие возможности. Лидерские качества свои развивайте. Чем сейчас хорошо вот школьникам, что у них есть возможность заниматься различными вещами. И олимпиада – это одна из возможностей, но не единственная.

А. Кузнецов Я надеюсь, что сейчас по ту сторону радиоприёмника не напрягалась Таня, услышав про своих детей, выстрелит в чём-нибудь другом. Мне представляется сразу панический вал материнской тревоги.

А. Скулачев Мне просто хочется сказать, Татьяна, у Вас всё замечательно и всё хорошо. Вы любите своего ребенка. Это чувствуется. Своих детей даже…

А. Кузнецов Да, детей. Да.

А. Скулачев Своих детей. Это чувствуется по-Вашему сообщению, по тому, как Вы беспокоитесь и… и как здорово, что у них вот нет олимпиад, у Вас были. Это же замечательно. А у их внуков, может быть, снова будут по генетическим каким-то законам, рецессивный признак снова проявится. В общем, ну, я могу лишь повторить свою мысль. Да? Свет клином на этом совсем не сошелся. И когда уже ретроспективно смотришь, вот я это имею возможность, выпустив один выпуск, смотришь на то, что происходило с разными детьми, где было больше результата. Там, где было диплом победителя, результат был замечательный, прекрасный. А ещё был невероятный результат в другом ученике, который никаких грамот не принёс, но проделал такой невероятной рост над собой. А ещё был результат в том ребенке, который помог однокласснику в трудной ситуации, и, может быть, этот результат, так если по-честному, стоит всех остальных вместе взятых.

А. Кузнецов Помог ценой, так сказать, собственного схода с дистанции?

А. Скулачев Нет, нет. Помог вообще…

А. Кузнецов Просто помог?

А. Скулачев … в ситуации, не связанной с учебой. Да?

А. Кузнецов А! Не связанной с учебой.

А. Скулачев Вот. Поэтому… Ну, снова – да? – вот что мы… как олимпиада… Вот Артём правильно говорит о статистике, и это важная история. И мы вот с нашей Центральной комиссией по литературе, например, несколько лет назад воевали, не побоюсь этого слова, с Нижегородской областью, которая ставила просто реальный преграды для детей в участии их в олимпиаде.

А. Кузнецов Именно по литературе или вообще?

А. Скулачев Ну, мы не знаем ситуацию вообще. По литературе…

А. Кузнецов Вы воевали по литературе.

А. Скулачев … материалов. Да? Вот. Но на этой статистике и на этих цифрах, если мы строим образовательный процесс, не теряем ли мы самое главное? Да? Ребёнка, который может, вот отвечая на вопрос Татьяны, не быть олимпиадником, и это прек… и вообще никаких результатов не иметь. И это прекрасно. Он прекрасен, потому что он зато умеет что-то или делает что-то… Поделки делает так, как никто не делает! И это счастье. Или одна мысль на уроке, принесённая учеником, может стоить в каком-то смысле… Ну, вообще это мерить бессмысленно. Вот.

А. Кузнецов Ну, и вообще Дмитрий нам напоминает, ещё один наш слушатель напоминает нам известное высказывание, что троечники лучше устраиваются в жизни. Я, кстати, готов с этим согласится, потому что человек, которому не мешает его нестандартность, он скорее пройдет по такой ровненькой аккуратненькой дорожке. Талантливым людям вообще трудно… трудно по многим причинам.

А. Скулачев Ну, и вообще-то это мне кажется отдельный важный вызов. Это я по себе знаю. Я прошёл опыт дикого и омерзительного в себе самом олимпиадного снобизма. Я… Я до сих пор это вспоминаю с отсутствием принятия полного себя. Да? В этом…

А. Кузнецов Себя тогдашнего.

А. Скулачев Да, себя тогдашнего. Да. Вот. И это, конечно, важный опыт для одаренного, для талантливого, для заинтересованного научиться ещё взаимодействовать с людьми, научиться слышать другого, научиться… И этому олимпиада учит в меньшей степени. И это такой серьезный жизненный вызов, который стоит, ну, не только перед олимпиадниками, в общем, перед всеми.

А. Кузнецов Да, понятно. Понятно. Понятно. Давайте переходить вот к резолютивной части. Что на Ваш взгляд нужно поменять? Ну, вот Антон начал. Да? Он предлагает значительно сократить вот эту морковку – да? – которая перед носом всех участников олимпиад болтается. Пожалуйста, какие ещё есть предложения, что…

А. Шишов Ну, я повторюсь уже, я бы дал бы как-то более региону – что ли? – показал бы, что олимпиада – это одна из возможностей, и нужно организовывать их и проводить в своём регионе. Второй момент. У нас такое есть правило, что диплом заключительного этапа действует 4 года. Мне кажется, его нужно сократить до 2-х – 10-11-й класс…

А. Скулачев Да.

А. Шишов … потому что многие ребята, выиграв олимпиаду, рассчитывают на 4 года и перестают вообще учиться.

А. Скулачев Да, да.

А. Кузнецов То есть те, кто выигрывает в 8-м классе…

А. Скулачев … по предмету, по которому…

А. Кузнецов Да, да.

А. Шишов Ну, бывают, бывают такие случаи. Да? И следующий момент: у нас есть ещё одно правило. Призёры заключительного этапа проходят на заключительный этап…

А. Кузнецов Извините, я боюсь, что слушать… Мы-то с Вами безусловно понимаем, о чём речь.

А. Шишов Да.

А. Кузнецов Речь идёт о том, что те, кто в 8-м или 9-м классе, скажем, стал победителем или призером заключительного этапа, имеют ближайшие 4 года те льготы, которые представляет этот диплом. То есть по сути автоматическое поступление во многие хорошие вузы…

А. Шишов Да.

А. Кузнецов … и они из-за этого перестают…

А. Скулачев Во все. Во все хорошие вузы.

А. Кузнецов Да. И из-за этого они перестают учиться, грубо говоря, вот поэтому.

А. Шишов А ещё одна есть – это что призер заключительного этапа, последнего этапа на следующий год приезжает без различных испытаний до заключительного этапа. Я бы…

А. Кузнецов То есть отсеянный игрок. Да? Меня сегодня что-то на спортивную тему…

А. Шишов Чтоб еще раз пройти на заключительный этап, будь добр набрать там проходные баллы. Это вот то, что я бы сделал сейчас в олимпиадах, а так всё круто, здорово.

А. Скулачев Безусловно.

А. Шишов Участвуйте в олимпиадах!

А. Скулачев Вот я можно чуть-чуть на позитив?

А. Кузнецов Пожалуйста.

А. Скулачев А то я как-то рефлексирую свои ответы…

А. Кузнецов А я… я слежу за тем, чтоб мы остановились на позитиве.

А. Скулачев … понимая, что я как-то выступаю таким врагом, причём самого себя и своих учеников, и того, что я делаю. Конечно, не собирался так поступать…

А. Кузнецов И тем самым представляете собой типичного бывшего олимпиадника.

А. Скулачев Да, да, да.

А. Кузнецов Сложного, рефлексирующего.

А. Скулачев Сложного вообще. Да. Совершенно не хотел. Мне вообще кажется, что всё в целом замечательно. Есть прекрасный опыт центра «Сириус», в котором ребята со всей страны имеют возможность готовиться к олимпиадам уже сейчас почти по всем предметам. Из того, что можно сделать лишь скажу о том, что мы уже реализуем вот в нашей комиссии олимпиадной по литературе. Мы стараемся каждый год придумывать такие задания, которых никто даже близко себе представить не мог, и к которым даже близко подготовиться не мог.

А. Кузнецов Не получается увеличение сложности…

А. Скулачев Нет, нет, нет. Наоборот, иногда сложнее, иногда проще. Мы каждый раз подбираем такой формат, которого от нас никто не ждет. И вот мне кажется, это тоже такой хороший вариант развития олимпиадного движения…

А. Кузнецов Обеспечение секретности? Удаляетесь ли Вы куда-то глубоко в лес, включаетесь…

А. Скулачев Я не буду говорить о том, как мы обеспечиваем секретность. Но, к сожалению, после истории 2-годичной давности…

А. Кузнецов Естественно. Да, естественно проблема…

А. Скулачев … естественно мы ее обеспечиваем.

А. Кузнецов Блиц-вопрос. Пожелания будущим олимпиадникам. 10 секунд каждому. Гоша, пожалуйста.

Г. Чубукин Ну, я лично любил больше олимпиады, в которых проверяется умение думать, чем умение знать и помнить. Так что я бы ратовал за увеличение именно вопросов на смекалку.

А. Кузнецов Понятно. Пожалуйста.

А. Шишов Я коротко скажу: участвовать, получать опыт и получать удовольствие от решения нестандартных задач.

А. Кузнецов Антон?

А. Скулачев Да! Получать удовольствие от того, что вы делаете и чувствовать себя не только и не столько успешным, сколько счастливым, ничего никогда не бояться. И жизнь богаче олимпиад и школы, и учебы, и литературы в миллион раз.

А. Кузнецов А я от себя желаю терпения родителям олимпиадных детей, потому что это тоже очень непростая жизненная ситуация. Всем удачи! Спасибо большое! Увидимся в следующем воскресенье!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире