'Вопросы к интервью

Оксана Пашина 13 часов и 11 минут в столице. Это программа «Родительское собрание». У микрофона Оксана Пашина. Светлана Ростовцева за звукорежиссерским пультом. И в нашей студии Игорь Попов, создатель и руководитель «Медиашколы». Здравствуйте!

Игорь Попов Здравствуйте!

О. Пашина И выпускники Ася Терехова, Даниил Федоров и Алена Зебарева. Правильно?

Ася Терехова Здравствуйте!

О. Пашина Правильно я Вас назвала?

Даниил Федоров Да.

Алена Зебарева Да, правильно.

О. Пашина Если неправильно, поправляйте. Как стать журналистом, вот о чем мы будем говорить сегодня. Но да, мы хотели сказать о нашей сотруднице Татьяне Фельгенгауэр, еще раз пожелать ей здоровья и пожелать, чтобы она, как можно быстрее, уже вернулась к нам в прямой эфир, потому что удаленно она уже работает, как мы знаем. Ей уже вернули мобильный телефон. Она общается, пишет. И вообще все хорошо.

И. Попов Да, Оксан, спасибо большое. Собственно мы это как раз и хотели сказать, что, конечно, мы следили за ситуацией. И я слушаю «Эхо» очень давно и практически регулярно, и слушаю Татьяну. Ну, в общем, тут дело даже не в том, что я слушаю «Эхо», слушаю ее. А ситуация была чудовищная совершенно. И, в общем-то, все слова сказаны уже. Поэтому Тане просто здоровья, скорейшего выздоровления, скорейшего восстановления сил. Она блестящий, на мой взгляд, журналист. Дай Бог, чтобы у нее все было хорошо и со здоровьем, и с дальнейшей деятельностью журналистской.

О. Пашина Что же такое «Медиашкола»? Это что? Это вуз? Это курсы повышения квалификации? Я не знаю. Что это такое?

И. Попов Ну, это не вуз, конечно же. И мы об этом предупреждаем всегда, когда начинаем открывать курсы, начинаем рекламировать наши программы. Конечно же, мы не можем дать высшее образование. И это совершенно незачем делать и подменять свой любимый и родной журфак МГУ, который я закончил в своей время, мы совершенно не собираемся. Но мы учим, ну, пытаемся, скажем так. Мне не очень нравится слово «учим». Мы даем представление ребятам, молодым школьникам, старшеклассникам о том, что такое журналистика, как в нее попадают. Очень часто мы развеиваем какие-то представления о ней, ну, скажем так, сформировавшиеся на основании каких-то фильмов, там я не знаю, и так далее. То есть мы рассказываем по-честному о журналистике, ее многочисленных плюсах, ее имеющихся, безусловно, минусах, чтобы ребята-старшеклассники, которые собираются поступать на журфак, они, в общем, уже имели представление, что это, и поняли для себя, стоит все-таки туда идти или нет, потому что…

О. Пашина То есть приходить могут учащиеся старших классов?

И. Попов Смотрите, мы набираем обычно 2 группы. Одна группа так называемая младшая. Да? Это учащиеся старших классов. Мы, в общем-то, берем с 9-го по 11-й в основном, хотя к нам часто просачиваются и 8-классники. И иной 8-классник стоит 2-х 11-классников. Поэтому, в общем-то, мы не ставим таких жестких барьеров. Да? Но в основном это вот старшие классы школы, ребята, которые интересуются журналистикой. Ну, это на самом деле шире немножко, потому что у нас и те, кто интересуется литературой и себя как-то писателем в будущем видит, а не журналистом. Да? Поэтому мы, скажем так, берем всех, кому интересно печатное слово в каком-то виде. Вот. Но объяснять стараемся все равно, что такое журналистика, зачем туда идти, чтобы ребята, вообще говоря, поняли, что они хотят там сделать, потому что, к сожалению, очень часто бывает, человек отучится 3 или 4 курса того самого журфака и обнаруживает, что это вообще не его, что пошел он туда напрасно, потерял несколько лет. Вот мы стараемся, чтобы ребята потом эти годы не теряли, чтоб на журфак шли действительно те, кому это интересно, кому это нравится. И мы также набираем взрослую группу так называемую. Туда приходят люди, которые не только отучились в каких-то других вузах, но и отработали, возможно, по специальности, то есть там бухгалтером, юристом, школьным учителем, и вдруг поняли, что вот им как-то не очень это нравится. Они могут прийти к нам и в принципе за 8 месяцев мы можем, ну, и даем, наверное… Да? Чего стесняться? Мы даем какое-то представление о том, что такое журналистика, как в ней начинать работать.

О. Пашина По ускоренной программе. А какие предметы?

И. Попов Он, знаете, один предмет, – да? – потому что я знаю, что некоторые, так сказать, аналогичные заведения, у них есть там русский язык и какие-то другие специализированные, важные вещи. Но я считаю, что это все-таки вот это к вузу. Лучшее вузов, лучше замечательного моего журфака или Высшей школы экономики, которая последние годы, безусловно, как бы очень-очень сильный на этом поле, видите ли, такое действующее лицо. Мы лучше-то не сможем. А вот то, что знаю я сам, то, что знают другие наши преподаватели на основании своей практики, мы все действующие журналисты, мы все… Ну, я там больше 30 лет уже в профессии. И я, в общем-то, ребятам просто рассказываю то, что знаю сам, с чем я сам сталкивался. То есть реально как это, вообще говоря, работает у нашей с Вами профессией, потому что у нас как бы один предмет. Занятия, как правило, происходят 2 или иногда там 3 раза в неделю. И мы занимаемся вот собственно журналистикой. Мы стараемся много писать. Мы стараемся печататься, потому что в теории это дело не изучить. Это можно понять и освоить только, когда ты регулярно пытаешься писать. И вот, кстати, ребята, которые здесь сидят, они все много писали, они для, скажем так, своего возраста и для начала, как бы для периода начала карьеры, мне кажется, все в большом порядке. Поэтому они печатались уже в разных изданиях. Это касается и Москвы. Это касается и наших заполярных точек. Потому, что мы работаем, вообще говоря, вот на несколько регионов. У нас Москва, московская группа. Соответственно тут из Подмосковья у нас очень много людей бывает. И у нас очень интересна тема Заполярья. У нас две точки такие, находящиеся в суровых условиях крайнего севера – это Норильск, и собственно вот ребята, которые здесь присутствуют… Я, может быть, могу представить их чуть подробнее? Да? Вот у нас здесь Ася Терехова, замечательный выпускник московского отделения нашей школы. После того, как она ее окончила в 2010 году, она закончила филологический факультет МГУ, а работает сейчас на портале «Арзамас». И это совершенно чудесно, потому что, ну, я очень уважаю это СМИ образовательное. И мне кажется, она великолепное нашла место. А ребята норильчане. Норильчане, закончившие школу в Норильске. Они, наверное, сегодня что-то расскажут про это очень интересное место. Вот они – да, – они учатся в Питере в Гуманитарном университете профсоюзов по специальности «Журналистика». Алена Зебарева учится в Москве на журфаке МГУ.

О. Пашина Тогда сразу… А! Вопрос от наших слушателей, чтобы уже сразу с этим разобраться. «Есть ли удаленное обучение? — спрашивают из других городов, — Ольга из Ярославля».

И. Попов Вы знаете, Оля, пока его нет. Тут на меня все ругаются в последние годы и говорят, что надо его вводить. Но дело в том, что вот уже 17 лет, – да? – которые я занимаюсь вот этой школой журналистской, я, в общем, стараюсь общаться и давать какие-то полезные вещи ребятам вот лицо в лицо, что называется. То есть мне нужна живая аудитория. У нас нет лекций, и никогда их не бывает, даже когда к нам приходят какие-то гости, они не лекции читают, а это как бы свободное общение. Это мастер-классы. Это такие семинарские занятия. Мы все время что-то обсуждаем. Мы обсуждаем события, которые происходят в мире, в стране, в городе. Мы обсуждаем книги, обсуждаем фильмы. Мы читаем стихи. Мы играем в какие-то ролевые игры.

О. Пашина О! Даже так.

И. Попов То есть мы… То есть это, наверное, даже немножко шире, чем просто вот курсы журналистики. Да? Это такой клуб неравнодушных людей, которым хочется знать что-то о мире, о литературе, о языке. Вот. Поэтому я не могу пока никак придумать, как вот это сделать без отсутствия живого человека напротив. Понимаете? То есть они-то меня будут видеть. Да, сегодня это все совершенно спокойно…

О. Пашина А Вы их нет.

И. Попов А я их нет. И мне это пока мешает. Я пока не знаю, как это сделать.

О. Пашина Хорошо. Тогда у меня вопрос к нашим гостям. А информацию о мире Вы откуда в основном получаете? Из интернета? Смотрите ли Вы телевизор?

Д. Федоров Конкретно, если когда мы в Норильске занимались, то для нас это была такая больная немножечко тема. В Норильске только вот совсем недавно благодаря «Норникелю» провели качественный интернет. Мы наконец-то можем полноценно получать всю информацию. И вот, честно говоря, когда вот я приехал вот в Питер, вот я начал учиться, я почувствовал тот факт, что я немного дезинформирован.

О. Пашина Как это?

Д. Федоров Ну, вот к примеру, когда мы обсуждаем что-то на наших занятиях, вот именно которые профильные по журналистике. Мы часто обсуждаем каких-то журналистов, какие-то события, которые были за последние где-то полгода. Скажем, все активно вот обсуждают Дудя. А я вот откровенно сидел, немного не понимал. Я сидел и тихо гуглил об этом. И вот только сейчас как бы я уже знаю какое-то представление, стараюсь это как-то все нарабатывать.

О. Пашина То есть нашел в итоге в интернете, послушал, посмотрел…

Д. Федоров Да, уже здесь в Питере. Но те ребята, которые в Норильске…

О. Пашина И какие впечатления? Какие оценки?

Д. Федоров Ну, пока что все очень интересно.

О. Пашина Собчак и Дудь, кто там выиграл, по Вашему мнению?

Д. Федоров Это сложно сказать, потому что…

О. Пашина В этом баттле? Она его размазала, или он ее разбил?

Д. Федоров Ну, Собчак хорошо… как бы очень долго в этом всем деле, и сидит и ее сложно, так сказать, просто прижать. Ну, и Дудь как бы. Ну, равные они в каком-то смысле бойцы. Но это все-таки как-то субъективно. Может, кто-то по-разному оценить.

И. Попов Ну, мне показалось, что Юра не так был фееричен как вот, когда он бывает с другими своими гостями… Потому, что Ксения в данном случае, ну, орешек очень твердый. Да? И сейчас она, мне кажется, очень хорошо знает, что и где ей надо говорить, и как. Поэтому я думаю, что там как-то ничья более-менее. Вот. Хотя вообще тут же, знаете, тут ведь тоже есть вариант. Вот интервью такое – это все-таки битва? Это поединок, да? Или это, там не знаю, совместное создание просто некоего интересного контента. Потому, что вот, например, Дима Быков – да? – его вот сейчас многие сильно критикуют за интервью с Мединским недавнее. Да? И говорят, что вот он как-то Мединского там недожал, что можно было резче и так далее.

О. Пашина Да, да.

И. Попов Он собственно здесь на волнах «Эха», – да? – в ночной своей передаче он объяснял, что не было цели как-то прижать, победить и так далее, – да? – что это было свободное общение. Вот когда Ксения берет интервью, мне кажется, она… для нее это как бы скорее битва. Да? Для Дмитрия Львовича, безмерно, кстати, мной уважаемого, я всем ребятам говорю, чтобы они обязательно слушали его эфиры или читали хотя бы потом. Мне кажется, у него как бы другая ситуация, он не стремится там побеждать кого-то – да? – и прижимать. Но извините, я влез тут…

О. Пашина Нет… Нет, пожалуйста. Да. Еще у нас Ася и Алена. Вот даже так, так зададим вопрос. А как Вы считаете, интервью с человеком – это действительно битва, это разговор там, я не знаю, 2-х равных? Или это зависит от того, кто, с кем разговаривает? Какая ситуация, какая тема.

А. Терехова Ну, мне кажется, что это зависит от площадки, на которой происходит интервью, и, конечно, интервью бывают очень разные. В случае Дудя это жаркий спор…

О. Пашина Это Ася Терехова. Я говорю для тех, кто нас не смотрит, а просто слушает.

А. Терехова Это жаркий спор, который должен быть таким, чтобы его смотрели лучше. И это вовсе не значит, что все остальные интервью должны быть жарким спором, напоминающим battle. Все это зависит в 1-ю очередь от площадки и от тона, тона издания.

О. Пашина Алена?

А. Зебарева Ну, мне кажется, что это действительно спор, как сказала, Ася. Это напряженное интервью, но я бы не рассматривала интервью как битву. Мне кажется, это просто выяснение позиций человека, его мнения и получение информации.

О. Пашина Ну, достаточно сложно выяснить позицию человека, когда человек подготовлен, и он там… есть какая-то внутренняя, внутренний стержень, во-первых, какая-то внутренняя методичка. Ты не выяснишь его внутреннюю позицию, если ты будешь ему подыгрывать. Он просто будет излагать вот то, что он себе наметил.

А. Зебарева Ну, мне кажется, перед такими интервью нужно готовиться и составлять правильные вопросы, чтобы выяснить все-таки мнение человека.

О. Пашина То есть все-таки какой-то элемент провокации должен быть? Все-таки дожать-то надо?

А. Зебарева Да, иногда должен быть элемент провокации.

О. Пашина А что нужно ответить какому-нибудь чиновнику, который на вопрос журналиста отвечает «По кочану». Журналист спрашивает: «Почему?», а чиновник говорит: «По кочану».

И. Попов Это недавно сказал губернатор…

О. Пашина Да, да.

И. Попов … Калининградской… Калининградской области. Да? Ребят, не знаю, там вы в курсе, следили, может быть. Они там просто не особенно знают. Речь там шла о дотациях пенсионных.

О. Пашина Да, да.

И. Попов Да? И вот значит, губернатор на вопрос, а почему Вы отменяете там какие-то дотации – да? – для пенсионеров, там дополнительные пенсии, сказал: «По кочану».

Д. Федоров Ну, я, наверное…

И. Попов Мне было бы, что ему ответить. Ребят, что бы Вы ему сказали?

О. Пашина Не подсказывайте. Ребята…

Д. Федоров Ну, я, наверное, не смогу на это правильно ответить, как, наверное, и Алена. Дело в том, что когда мы только вот учились в «Медиашколе» в Норильске, вот эти два годы, мы выпускники сразу вот 2-х лет. Мы сначала из 1-й группы, и мы продолжали со 2-й. Мы когда тренировались в интервью, мы не делали какие-то такие бои. Нашей основной задачей… Мы как бы учились азам, и мы учились рассказывать историю человека. То есть вот к примеру вот нам давали такое задание как уже 2-му курсу как посложнее, у нас было задание взять интервью у кондуктора. Нам никто не должен был…

И. Попов Автобусов. Да. Скажи сначала, что норильские автобусы – это экстремальная…

О. Пашина Так. Так, так, норильские автобусы. Хорошо. Так.

Д. Федоров Ну, что про это можно рассказать? Когда на улице -40, и чаще всего люди прям залетают в эти автобусы, потому что у нас не везде бывают теплые остановки, вот эти магазинчики, куда можно зайти. И люди, как ни странно, все жмутся друг к другу в том смысле, чтоб было потеплее. Ну, а теперь все-таки о задании. Нам Игорь Олегович дал задание, чтобы мы нашли себе кондуктора сами, его никто нам, как я повторяю, не должен был принести, мы сами должны были встретить его, и с ним договориться. Возможно, придумать себе легенду, как это было в моем случае, что если…

О. Пашина Безбилетник.

Д. Федоров Ну, не совсем. Если мы не сможете мне дать интервью, то… я прошел на эти курсы очень серьезно. Меня могут отчислить, если я не выполню задание, у нас все еще творческий отбор. Вот. И…

О. Пашина Но он не сказал: «А кого волнует чужое горе, мальчик? Все. Отойди. Не мешай». Как… Оплати за проезд, как мы тут говорили…

И. Попов Нет, проезд оплатил. Мы все законопослушные. Но дело в том, что не все кондукторы согласились… соглашались…

Д. Федоров Да, собственно говоря…

И. Попов … разговаривать, непонятно с кем. Да? И ребята всякие маленькие хитрости использовали, в том числе и вот эту. Да?

О. Пашина Ну, то есть такой шантаж моральный удался? И он согласился поговорить?

Д. Федоров: В 1й раз, когда я это сделал, со мной согласились сразу же, но потом начали немножечко так извиваться. Я как бы все-таки добил эту женщину… Добил женщину.

О. Пашина Да, хорошо сейчас прозвучало.

И. Попов Ну, в журналистском профессиональном смысле.

О. Пашина Ну, да, да.

И. Попов Вытащил информацию.

Д. Федоров Вот потом, к сожалению, она слезла с крючка, но как мне повезло, я тогда доехал в тот же день на автовокзал и там встретил уже свою кондукторшу. Вот у Алены также есть такая история, где ей повезло, она смогла договориться с кондуктором. Расскажешь?

А. Зебарева Ну, в отличие от Даниила мне больше повезло, потому что кондукторша…

О. Пашина Оказался мужчиной, а Алена очень красивая. Это я говорю тем, кто нас слушает, а не смотрит.

Д. Федоров Это, кстати, интересный факт…

А. Зебарева Спасибо. Но…

О. Пашина Да.

Д. Федоров Извини, Ален, я тебя перебью. Так дополню: у нас в Норильске только 1 кондуктор-мужчина вот на весь город.

О. Пашина Его все знают.

Д. Федоров На самом деле я, когда дали задание, я подумал 1-м делом его как-то найти. Но его было сложновато найти на самом деле. Видимо, он слышал наше задание и начал скрываться.

О. Пашина Так, и, Ален, извини, перебили.

А. Зебарева Так вот мне досталась кондуктор-женщина, причем очень дружелюбная, очень такая добродушная. Я не знаю, мне очень повезло с ней. Она с радостью ответила на все мои вопросы. Мы даже с ней подружились. Она даже дала мне свой номер телефона, попросила меня потом позвонить ей и прочитать текст, который я составила.

О. Пашина Согласовать?

А. Зебарева Да.

О. Пашина Так.

А. Зебарева Я ей прочитывала. Она сказала, что я большая молодец, что ей все очень понравилось. Вот.

И. Попов То есть понимаете, Оксана, тут как бы задание такое: я не могу их сразу кидать в топку вот таких интервью-битв.

О. Пашина Ну, да, да.

И. Попов Им сначала нужно научиться просто устанавливать контакт.

О. Пашина Разговаривать с людьми.

И. Попов Конечно, разговаривать с людьми. Поэтому когда они поговорили с кондуктором, кондуктор вот этого автобуса, – да? – который там по каким-то, значит, ухабам, хотя там хорошие дороги в Норильске на самом деле, вот в эти морозы едет. Да? Там нет задачи его как-то провоцировать, из него там… как-то с ним хлестаться, что называется…

О. Пашина Ну, да.

И. Попов Да? В поединке. … задача – показать вот образ. Да? Рассказать вот чем они живут. Да? Какие там проблемы. Вообще говоря, холодно в этом автобусе или нет. Там разные… Там были потрясающие ситуации – да? – когда там роженица была в автобусе. Ей чуть ли не роды помогали кондуктор с водителем принимать и принимали сами. Вот. Это немножко другой тип интервью. Да? Хотя я всегда ребятам говорю, вот если чиновник, – да? – если человек от власти, если человек от, там не знаю, мегауспешный, который пытается учить нас жить – да? – и направлять нас в какую-то сторону, вот здесь мы с ним разговариваем остро. Здесь мы пытаемся его ловить. Да? Здесь мы пытаемся… Может быть, это неправильно. Я всегда ребятам говорю, – да? – моя точка зрения не есть 100-процентно верная вообще, делите ее на 8. Правда? Говорю, я вам так?

Д. Федоров … повторяли, именно делите всегда на 8.

И. Попов Вот. Я считаю, что чем как бы вот больше статус у интервьюируемого, – да? – у нашего собеседника, тем интервью должно было, наверное, острее, жестче и так далее. Как бы а простому человеку, которому и так живется вообще нелегко очень, – да? – ну, может быть, и не надо его там атаковать…

О. Пашина Прессовать.

И. Попов Прессовать. Да. Вот Вы же, Оксана, сейчас тоже нас не прессуете, – да? – а…

О. Пашина Нет.

И. Попов … максимально с нами…

О. Пашина Нет. Я надеюсь, что вам тоже комфортно и свободно…

И. Попов Мне очень комфортно. Спасибо большое.

О. Пашина Да. И мы продолжим наш разговор сразу после кратких новостей.

**********

О. Пашина … «Родительское собрание». Напомню, говорим о том, как стать журналистом. Игорь Попов, создатель и руководитель «Медиашколы» у нас в эфире, и выпускники Ася Терехова, Даниил Федоров и Алена Зебарева. Ольга спрашивает, Ольга из Москвы: «В этом году еще можно к Вам попасть?»

И. Попов В этом году можно к нам попасть. Ольга, спасибо. Будем очень рады Вас видеть. И, значит, запишите, пожалуйста, вот наши контакты. Я могу дать телефон?

О. Пашина Да, конечно. Да.

И. Попов Значит, + 7 495 188 19 67. И сайт наш, поскольку школа с этого года называется «Медиашкола Игоря Попова»… Не сам придумал. Честно. Вот меня как бы… Мы 17 лет уже этим занимаемся. И собственно я вот с моей давней коллегой замечательной и моим напарником, и соратником во всех делах Ладой Мягковой, мы 17 лет на самом деле уже занимаемся этой школой. Вот в этом году… Раньше она называлась «Школа юного журналиста «Аргументов и фактов». И мы собственно… я много лет проработал в «АиФе». Привет всем коллегам. С огромным удовольствием до сих пор очень с большой теплотой вспоминаю об этих годах. У нас выступают журналисты АиФовские. Но мы ушли теперь в самостоятельное плавание. Школа называется вот «Школа Игоря Попова». Соответственно сайт называет popovmedia.ru. Слитно все пишется. Очень просто все пишется. Вот как слышится, так и пишется: popovmedia.ru. У нас курс для москвичей, точно не помню, 26-го или 27 ноября, по-моему, стартует. Записаться можно. Нужно связаться со мной. Либо по этому телефону, либо через сайт, и пожалуйста…

О. Пашина Да, посмотрите на сайте.

И. Попов Да, на сайте посмотрите. Там есть все условия. Курс сейчас мы набираем такой длинный, самый основательный, 40 занятий. У нас бывают более короткие весенние. Да? Это как бы подготовка к поступлению в вуз. И бывает такой основательный, длинный курс, 40 занятий, с осени по весну. Кроме того, значит, к нам можно еще присоединиться в Норильске, в городе Дудинка – это тоже Таймыр, тоже Заполярье. И в Мурманской области мы работаем в городе Заполярный, почти на самой границе с Норвегией. И в поселке городского типа Никель. Так что… Но там мы уже группы набрали. И, видимо, там кто сильно хотел, уже… Я уже туда летал. Вообще летаю каждый месяц в две заполярных точки и веду там занятия сам. Вот почему Вы спрашивали про… точнее слушатель спрашивал про online. Вот мне не очень пока как-то вот понятно, как я справлюсь с онлайном на расстоянии. Поэтому я летаю сам все время.

О. Пашина Вы рассказывали за эфиром, что Алексей Венедиктов читал лекции.

И. Попов Алексею Алексеевичу огромный привет и еще раз огромная благодарность за то, что он совершенно блестяще выступил у нас. И в Норильске он выступал в позапрошлом году. В прошлом году он выступал у нас в Заполярном. Кроме того…

О. Пашина А когда еще…

И. Попов … у нас выступали Виталий Наумович Дымарский. Выступал у нас в Москве, в Норильске. Выступал у нас Антон Орехъ в Москве. Ну, и Вы знаете, теперь я думаю, что я бы очень хотел пригласить Татьяну Фельгенгауэр, да собственно не только потому, что все это произошло, а потому, что я очень ее уважаю как журналиста. И сам ее слушаю. И ее, и Сашу Плющева. Да вообще как бы все «Утренние развороты».

О. Пашина Я думаю, что все получится.

И. Попов И я надеюсь, вот, так сказать, когда уже…

О. Пашина Время пройдет и…

И. Попов Главное, чтоб она сейчас, – да, – поправила здоровье полностью. Мы вообще говорим, мы всегда ждем журналистов «Эха», потому что считаем Вас очень хорошей радиостанцией.

О. Пашина Спасибо.

И. Попов И такой по духу…

О. Пашина Яна спрашивает: «Вы готовите журналистов мультимедийных или с уклоном на какой-то один носитель традиционный или новой медиа?»

И. Попов Ну, смотрите, я, наверное, больше специалист по традиционным медиа. Да? И было бы очень странно, если б я пытался учить тому, что молодежь нынешняя возможно знает лучше меня самого. Вот. Поэтому как мы поступаем в таких ситуациях? Конечно, не говорить про новые медиа – да? – или, допустим, не говорить про радио, наверное, неправильно. Поэтому я веду не все занятия. Я приглашаю всегда на мастер-классы каких-то людей, которых я уважаю как профессионалов в журналистике. И, в общем, для меня важно, что человек из себя представляет как личность. Его позиция какая-то общественная. То есть не каждый к нам приходит. Но, значит, за эти вот годы у нас, ну, наверное, больше сотни, может быть, больше 200, не знаю, мастер-классов прошло. Вот к нам приходили такие яркие люди как тот же Дмитрий Львович Быков, как замечательный совершенно репортер Дима Соколов-Митрич, который написал, на мой взгляд, лучший, хотя и неформальный учебник журналистики – да? – «Реальный репортер». Вот книжка для тех, кто… Это, может быть, вот как раз ребятам, которые в других городах где-то находятся – да? – и не могут к нам, я могу порекомендовать. Меня часто спрашивают: «А какие книги читать, какие учебники?» Говорю: «Ребята, вообще учебников никаких не надо…»

О. Пашина … учебники есть или…

И. Попов У меня нет учебников. Но у меня есть книги какие-то важные. И почему-то и художественная литература – да? – и такая вот специальная. Если брать специальную Дмитрий Соколов-Митрич «Реальный репортер», два издания, «Почему нас этому не учат на журфаке?» Вот. Дима сам мегапрофессионал, и то, что он там написал, я, в общем, готов подписаться под каждым словом. То есть вот мы таких людей приглашаем, в том числе и из сферы… из блогосферы, из сферы радио. Ну, в меньшей степени телевидения, наверное, у нас как-то… Пока вот не помню, был ли у нас кто-то с телевидения. Поэтому – да, – у нас мы затрагиваем по сути все медиа, новые тоже. Но это делаю не я, а те, кто лучше в этом разбирается.

О. Пашина «Главный вопрос, — пишет Владимир из Казани, — говорите ли Вы своим ученикам правду о будущей специальности? Ведь все меньше СМИ, где можно писать то, что думаешь, говорить то, что думаешь. В подавляющем большинстве нужно писать и говорить то, что требуют».

И. Попов Давайте ребята ответят на этот вопрос, наверное.

О. Пашина Да.

Д. Федоров Ну, давайте, наверное, я начну, а ребята продолжат. Мы с Аленой проучились в «Медиашколе», повторюсь, 2 года. Ася, насколько я знаю, один. Правильно?

А. Терехова Да, один.

Д. Федоров И мы как никто на самом деле знаем, что такое есть профессия журналиста, когда ты как бы еще не работаешь там. За эти вот 2 года, что мы проучились, мы узнали не только хорошую сторону журналистов, как Игорь Олегович нам рассказывал, что это постоянные поездки. Вот сегодня был у Игоря Олеговича, у него все стены заставлены разными статуэтками, откуда он их только не привозил. Но мы знаем еще, насколько это опасная профессия. Вот недавние события, вот это тоже подтверждают. И да, мы знаем точку… Мы знаем не одну точку зрения, что это только одно, только то, что хорошо. Мы как бы делим это все на 8 и понимаем, что здесь много разных аспектов.

О. Пашина Ну, хорошо. Тогда такой прямой вопрос: если Вам предложат хорошую работу с хорошей зарплатой в хорошем средстве массовой информации, но там будут методички, своего рода внутренняя цензура, с чем-то Вы будете внутренне не согласны, но надо будет мириться с этим, потому что, ну, вот так вот. Не знаю, там ипотека, дети и кредит. Или такой выбор вообще еще не стоит?

Д. Федоров Ну, пока мы сейчас еще не знаем, как нас…

О. Пашина Пока не предложили такую работу?

Д. Федоров Да. Дома как бы вот… Мы с Аленой еще учимся. Ася уже работает. Мне кажется, это уже больше вопрос, который можно ей задать.

О. Пашина Ко всем к Вам вопрос. Ну, вот с Аси давайте начнем.

А. Терехова … я работаю…

О. Пашина … спрашивает: «Как Вы видите смысл своей профессии?» Просит Таня вот в нескольких словах как слоган такой.

А. Терехова Хорошо. Я работаю в проекте «Арзамас». Это сайт, посвященный гуманитарному знанию, который рассказывает про литературу, историю искусства, историю и другие гуманитарные дисциплины. Мы не ассоциируем себя с журналистикой. То есть мы даже не говорим про это. И только сейчас как-то я в разговоре с Вами, про себя думаю, что действительно все это еще журналистика. Когда Игорь говорит, что он учит традиционной журналистике, он тоже лукавит, потому что после этой школы я работала и на телевидении, в театре, и в пиаре занималась сценариями. Сейчас журналистика – очень текучая профессия. И из нас получается универсальный специалист, который может то, другое и это. Когда ты работаешь… Когда ты уже видишь журналистику не в теории, а в жизни, это не когда ни лозунг и никогда не какой-то внутренний манифест. Просто делаешь свое дело. А когда ты смотришь извне, ты, наверное, придумываешь себе какие-то правила, которые потом с тобой остаются. Когда я думала про себя в журналистике, ну, конечно, я думала, что нести благое, не грешить против себя…

О. Пашина … хорошее от плохого.

А. Терехова Да. Я думаю, что это все осталось, просто это не проговаривается так громко. И просто, наверное, когда ты работаешь в медиа, у тебя даже нет времени проговаривать это. Если ты работаешь в хорошем медиа, то это просто какие-то принципы, которые разделяются всеми участниками коллектива.

О. Пашина Вот Игорь в начале сказал: «Я развеиваю иллюзии – да? – у школьников, которые хотят быть журналистами. Какие иллюзии были?

А. Терехова Мне кажется, что…

О. Пашина Что с ними стало?

А. Терехова Мне кажется, что Игорь тоже не развеивает никакие иллюзии, потому что Игорь один из самых светлых людей на свете. Он просто, мне кажется, культивирует хорошее в студентах. У нас был удивительный выпуск. Тогда в школе были и… были люди совсем разных возрастов…

И. Попов По возрасту, конечно…

А. Терехова У нас был бывший железнодорожник, юристы, школьники, которые собираются на журфак. И у нас у всех из-за… Почему-то у всех горели глаза, даже у тех, кто только стремится в журналистику или у тех, кто разочаровался в своей нынешней профессии, все одинаково откликались на задания. То есть мы писали про вымышленные походы на свиноферму, брали тоже интервью у каких-то посетителей зимних парков замерзших, мы играли в ролевые игры, сравнивали себя со сказочными персонажами…

И. Попов Ася написала – извиняюсь, – прекрасный совершенно текст про такую вот дискотеку, а скорее, наверное, танцевальную веранду в парке Сокольники.

А. Терехова Нет, именно что дискотека пенсионеров…

И. Попов Дискотека пенсионеров, скажем так, пожилых людей…

А. Терехова Мой 2-й текст опубликованный.

И. Попов … собирали… Это был совершенно дивный, очень трогательный, очень лирический текст про то, что вот есть жизнь, условно говоря, – да? – и когда тебе за, и она, может быть, интересной. И люди там знакомятся, там составляются пары. Ну, вот мне бы, конечно, хотелось, чтобы ребята сейчас, пока они молодые во всяком случае больше писали какого-то светлого, не приукрашенного, – да? – не лакирующего то, что в стране происходит, потому что в стране, конечно, жизнь, мягко говоря, очень непростая. Я, в общем, как человек, который поездил и в 90-е, и в нулевые по стране много. Я знаю. Вот. Я не сидел внутри Садового кольца. Но мне бы хотелось, чтобы… Они с этим еще столкнутся все. А поначалу мне бы хотелось, чтобы они, ну, какие-то вот светлые вещи делали. Ну, а потом, наверное… Ну, Ася, вообще я тебя перебил. Извини. Договаривай.

А. Терехова Ничего. Возвращаясь к нашему опыту. Это было 9 лет назад. Я до сих пор думаю, что самое главное, что могло произойти в этой школе, – это не какое-то знание, потому что Игорь прав в том, что научить журналистике незачем и не нужно, и невозможно. А это был какой-то импульс, который очень нужен всем, кто входит в любую профессию, которая уже густо наполнена людьми. Это было такое 1-е «ты можешь». То есть к нам приходили действительно специалисты, оставляли нам свои почты, и мы могли просто написать им из ниоткуда. «Здравствуйте! Я Терехова. Я хотела бы опубликовать у Вас текст про дискотеку пенсионеров в Сокольниках». И могли получить ответ «да». И таким образом появлялись первые тексты. И это было очень важно. И вот, наверное, здесь не было никакого разбивания иллюзий. Разве что иллюзий о том, что невозможно попасть в профессию. Но это счастливое разбивание.

О. Пашина Ася, ведь Вы закончили журфак?

А. Терехова Нет, я закончила филологический факультет МГУ. Затем я закончила магистратуру в высшей школе экономики, факультет коммуникации и медиадизайна.

О. Пашина И все равно Вы пошли в «Медиашколу». Значит, чего-то не хватало? Что-то нужно было…

А. Терехова Нет, «Медиашколу» я закончила в 9-м классе.

О. Пашина А! До этого.

И. Попов Ася училась, она была школьницей еще. А вот теперь она уже у нас…

О. Пашина А профессия все равно получилась не совсем по специальности. Все равно связана с «Медиашколой», с журналистикой. Да?

А. Терехова Ну, вот моя идея в том, что сейчас это все одна специальность. Ведь люди действительно занимаются то PR, то сценариями, то журналистикой, и все это одно. Это просто медиа.

О. Пашина Алену мы еще не просили, в чем она видит смысл профессии. Какие были иллюзии, когда только пришла? Что изменилось?

А. Зебарева Ну, вот я хотела бы сказать по Вашему вопросу про хорошую работу в СМИ и хорошую зарплату, и про цензуру. Ну, это скорее зависит от того, какая будет цензура. Но я стою на позиции, что журналист всегда должен говорить правду. То есть как оно есть на самом деле, так и писать. Если не получил никаких сведений от человека, если человек отказался давать интервью, нужно так и писать. Если куда-то не пустили, нужно так и писать. И если меня будут заставлять писать неправду, то я уже буду думать, уходить или нет. Ну, пока что я стою на такой позиции. Но думаю, что я… У меня будет больше опыта в дальнейшем, когда я уже буду заниматься этим. Так что, ну, все зависит от обстоятельств, от того, что будут от меня требовать.

О. Пашина А вот интересно, сейчас какие темы, о чем Вы пишете? Про кондукторов рассказали. А еще что?

А. Зебарева Ну, еще мы писали репортажи. Моя последняя работа – это репортаж про книжную ярмарку. Кстати, «Медиашкола» очень помогла мне, Игорь Олегович помог, потому что мы занимались репортажами в «Медиашколе». И я уже точно знала, что напишу хороший текст в стиле репортаж.

О. Пашина А выставка где была?

А. Зебарева Это было на ВДНХ.

И. Попов Московская…

О. Пашина В Москве. Да 

А. Зебарева Да.

И. Попов Вообще говоря, я вот очень хотел ребятам помочь, потому что они, вообще говоря, первокурсники. И я им говорю: «Ребята, вот 1-й семестр, ну, я могу говорить точно за журфак МГУ, который заканчивал, он самый тяжелый. Да? Поэтому Вы сейчас можете сделать паузу – да? – привыкнуть. Во-первых, они приехали из Норильска в большие города. И для них это, вообще говоря, тоже экзотика, потому что тут они говорят: «Август. Снега нет».

Д. Федоров Мы в 1-й раз увидели желтые листья.

И. Попов Да? В Норильске своеобразная как бы – да? – обстановка, климат непростой. Вот. Поэтому сейчас ребята, наверное, я думаю… Ну, сейчас вот Даня расскажет, что он уже там пишет – да? – и где, и как, наверное. Но вообще-то 1-й семестр они, конечно, в основном сосредоточены на учебе. Вот. А потом будем вместе… Я вот… В чем еще принцип нашей школы? Мы стараемся, в общем, не забывать про людей, едва только они получают наш сертификат. Мои студенты… Я не буду врать, не говорю, что все прямо да, но те, кто вот наиболее себя проявлял, те, кто понял, что профессия – это точно для них – да? – я стараюсь их не бросать и не терять из поля зрения. Я очень люблю свои разнообразные проекты медийные, которые я делаю и продолжаю делать…

О. Пашина Их привлекать.

И. Попов Их привлекать. Вот мы делали журнал, жалко, что у нас радио и не видно. Или будет видно?

О. Пашина Нет, будет видно. У нас здесь есть…

И. Попов Я могу показать журнал, который, к сожалению, уже сейчас не существует. Это некоторым образом связано с 14-м годом, с событиями… Вот. Вот такой журнал мы делали некоторое время назад.

О. Пашина Давайте я покажу, потому что…

И. Попов Он назывался «Номер». Журнал «Номер».

О. Пашина Да. Какой журнал шикарный!

И. Попов Который мы только начали раскручивать, мы только начали, в общем-то… Успели сделать 4 номера «Номера». И вот в 1-м номере, во 2-м номере было 16 моих студентов задействовано, 16 человек в качестве авторов, которые написали как бы материалы не студенческие, не материалы там начинающего журналиста, а вполне классные и кондиционные, хорошие, читабельные тексты. Вот там участвовали… Норильских ребят еще тогда я не знал. В Норильск тогда мы еще не пришли. Школа была только Москва. Это вот материал, кстати, Аси, по-моему, Вы открывали.

О. Пашина Где про театр, да?

И. Попов Интервью с Богомоловым.

А. Терехова Серия интервью для номера.

И. Попов Вот. Да. Мы делали интервью. И вот Ася делала эти интервью. На мой взгляд, она справилась отлично. Вот. И сейчас, сейчас вот мы написали, например, книгу для компании «Норникель», которой я, наверное, могу сказать спасибо, потому что благодаря «Норникелю» открылись такие вещи, и открылись люди в дальних городах с непростым климатом. Да? Оказалось, что там потрясающие ребята. Потрясающе интересные, талантливые, пишущие. Я не хочу обижать Москву свою. Да? И вот такие звездочки как Ася в Москве всегда есть. Да? Но открытие Норильска, открытие Заполярного, открытие Никеля, а сейчас вот еще и Дудинки, где я вот только-только начал просто, – да? – это было что-то потрясающее, потому что оказалось, что там люди, ну, ребятки просто чудеснейшие абсолютно. Вот. Я, значит, с ребятами-норильчанами, мы написали книгу про Таймыр, про историю, географию, таймырских людей и так далее. Она уже вышла. Мы делали тоже это вот по просьбе компании «Норникель». И там тоже было задействовано больше 10… больше десятка моих ребят-студентов. То есть я стараюсь как бы, чтоб они вот были в поле зрения, и очень люблю с ними работать.

О. Пашина А вот Ваши впечатления о вообще уровне образования, какой-то вовлеченности в общественную жизнь, в политическую жизнь. Не в Москве…

И. Попов А в заполярных городах, да?

О. Пашина Да. Там как?

И. Попов Вы знаете, ну, есть как бы проблемы общие и для Москвы, и для Норильска. Да? И это, наверное, то, что все стали поменьше читать. И поэтому я на своих занятиях всегда уделяю внимание вот тому, что читают, скажем так, помимо программы. Я стараюсь ребятам, и москвичам, и нашим заполярным студентам – да? – открывать какие-то имена, которые они не знают не… и это не их вина. Да? Скажем, вот в 80-е годы, когда я сам поступал 1-й раз на журфак, там было неприлично идти на журфак, не читав Стругацких, – да? – не читав Юрия Трифонова, не читав Фазиля Искандера. Сейчас ребята эти имена не знают практически совсем. И это не их…

О. Пашина И Стругацких не знают?

И. Попов Не знают, к сожалению, многие Стругацких, потому что, наверное, никто не посоветовал, никто не подсказал. То есть это не вина их, безусловно. Я всегда говорю: «Ребят, не страшно чего-то не знать. Да? Плохо не пытаться узнать. Поэтому я стараюсь вот эти имена ребятам открывать. Мы обсуждаем какие-то книги. Мы читаем стихи. Да? Скажем, в Норильске все знали, кто такой Евгений Евтушенко. Да? И более того там есть прям поклонники его. И поскольку я тоже брал когда-то у него интервью, я рассказывал ребятам про это интервью и про самого Евгения Александровича. Да? В каких-то других местах, скажем, вот там в Мурманской области выяснилось, что ребята хуже знакомы с его творчеством. И мы целое занятие посвятили просто тому, что я читал ребятам стихи, я ставил песни на его стихи там в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, например. Да? И это вовсе не журналистика. И прямого отношения к журналистике это не имеет. Но мне кажется, это правильно. Если там после наших занятий они заинтересовались той или иной книгой, тем или иным автором, может быть, это даже важнее, чем там научиться писать зарисовку или репортаж. Вот мне кажется, что это важно. Вот. А что касается того, о чем собственно Вы спросили, – да? – знаете, вот у ребят из Заполярья есть одна какая-то потрясающая черта, наверное, это их преимущество, может быть, по сравнению с жителями больших городов. Они стремятся вот схватить все, что им даешь, – да? – все, что им рассказываешь.

О. Пашина То есть жадность такая до информации.

И. Попов Они жадны до знаний, до информации. Чтобы поступить в вуз… В Норильске есть один вуз, но он технический. Поэтому ребята едут поступать в Москву, в Питер. Питер в Норильске любят больше почему-то, чем Москву. Я всегда агитирую за Москву. Вот Алена приехала и поступила собственно на родной мой журфак, за что ей там спасибо большое. Да? И всем… И Даше Березиной. Да? Еще одна у нас журфаковка в этом году. Вот. Но они едут пробиваться. Они понимают, что они хотят, может быть, иногда более четко, чем какие-то вот московские…

О. Пашина А конформизма больше, чем в московских?

И. Попов Конформизма?

О. Пашина Да.

И. Попов Мне кажется, конформизма нет у нас вообще.

О. Пашина Нету.

И. Попов Вот те, кто приходит учиться к нам, я конформизма от них… Вот ты помнишь, чтобы были какие-то конформисты у нас в твоей группе, например?

Д. Федоров Я, в общем-то, наверное, не вспомню.

А. Терехова Нет, мне кажется. Нет.

Д. Федоров Мне кажется, у нас нет такого.

И. Попов Что там будет дальше, да? Мы не идеальны. Каждый идет своей дорогой. Кто-то, наверное, на какие-то компромиссы пойдет. Понимаете, всегда ведь легко говорить: «Я такой чудесный. Мы такие чудесные. В этой ситуации, когда будет гореть дом, я точно туда забегу и бабушку на руках из горящего дома вынесу». Никто не знает, как на самом деле поступишь. Хватить духа, не хватит духа. Поэтому мы, наверное, не будем этих громких заявлений делать. Я вижу своих ребят и вижу, что они не будут конформистами, и верю, что они будут вот в журналистике работать так, как…

О. Пашина К нашим гостям…

И. Попов … правильно, и так, как Вы работаете на «Эхе».

О. Пашина К нашим гостям вопрос от слушателя из Москвы: «Сейчас многие подростки в восторге от блоггеров. Как Вы к ним относитесь? Считаете ли Вы, что они заменят журналистов в итоге? Пишете что-нибудь в социальных сетях?»

Д. Федоров Ну, мы, конечно, что-нибудь… Лично я стараюсь иногда руку себе набивать. Я когда хожу в кино, я вообще такой человек, который считает, что если я…

О. Пашина Пишете рецензии.

Д. Федоров Да. Я именно это и делаю. Я пишу правдивую рецензию. У нас Игорь Олегович, к слову, этому учил.

О. Пашина А что такое правдивая рецензия? Неправдивая?

Д. Федоров Ну, да. Это немножечко, наверное, не верно сказал. Просто я считаю, что когда ты тратишь… Вот сейчас сколько стоит средний билет в кино? Рублей 350.

О. Пашина Ну, да.

Д. Федоров Когда ты идешь в кино и тратишь 350 рублей, и еще тратишь свое время, я считаю, что должен как бы ты что-то от этого получить. И поэтому к примеру летом у меня было вот такое хобби: я ходил в кино и после этого у себя на стене писал вот какие-то рецензии. Как бы думал, ну, я это пишу большей частью для себя, не для кого-то. Так я и написал, что я это делаю для себя. Однако когда где-то через месяц мне написала девочка, кстати, Аня Мельникова из Норильска…

И. Попов Это тоже наша студентка-норильчанка.

Д. Федоров Она…

И. Попов Привет всем ребятам-норильчанам, заполярным там…

Д. Федоров Она написала мне, собственно говоря: «Ты что? Учиться начал, перестал в кино ходить? Почему ты перестал писать?» Вот это было на самом деле очень приятно.

О. Пашина … твоя аудитория…

Д. Федоров Ну, в каком-то смысле да.

О. Пашина … на которой были востребованы эти рецензии.

Д. Федоров Да. Я, наверное, немножечко продолжу смущать Игоря Олеговича и заставлять его краснеть…

И. Попов Не надо. Я сейчас под стол сползу.

Д. Федоров Ну, что поделать? Без этого никак. К вопросу о том, что Игорь Олегович рассказывает правду на наших занятиях о том, что такое журналистика. Я когда в 10-м классе пошел на эти курсы, я абсолютно не собирался быть журналистом. Я просто не знал, что это такое. Мне просто было интересно. Меня просто пригласили вот ребята. Весь 10-й класс я собирался становиться судебным экспертом. Собственно говоря, у меня весь год спрашивали, а чем он занимается-то. Я говорил: «А вот приду вечеру, загуглю». Кстати, до сих пор не знаю. Но не важно. И, значит, весь год Игорю Олеговичу я это повторял, что я не собираюсь идти на журналиста. Нет. А он мне как бы говорил, что у тебя получается писать тексты. Вот как бы идут они у тебя. И я, ну, так, пропускал в большей степени все-таки мимо ушей. Но в конце года как-то я стоял уже перед таким выбором, потому что 11-й класс, вот на кого все-таки идти. На журналистике у меня вот хорошо получается. Судебная экспертиза…

О. Пашина Я не знаю, что это. Да.

Д. Федоров Да.

О. Пашина Не успел…

Д. Федоров И в конечном итоге-то я решил пойти на журналистику. И как бы я хочу сказать, что в чем плюсы вот этой «Медиашколы» Игоря Олеговича. Он… так сказать, невольно может подготовить каждого. Я ничего не знал о журналистике. И я не знал, что у меня будет, собственно говоря, на творческих испытаниях на журфаке. Однако все то, чем мы занимаемся с Игорем Олеговичем, это все помогло.

О. Пашина Все было в кассу.

Д. Федоров Я поступал в 5 вузов и везде я смог написать спокойно не менее… У меня самый низкий балл был где-то 70 за текст.

О. Пашина Все. Это здорово! И на этой ноте мы должны заканчивать. Игорь Попов, создатель и руководитель «Медиашколы», выпускники Ася Терехова, Даниил Федоров, Алена Зебарева. Как стать журналистом выясняли мы на «Родительском собрании». Всем спасибо! Всем удачи!

И. Попов Спасибо большое!

О. Пашина Всего доброго!

Д. Федоров Спасибо.

А. Зебарева Спасибо.

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

anders.anders.946 29 октября 2017 | 13:43

Не время быть журналистом в нынешней России.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире