'Вопросы к интервью

А.Нарышкин Добрый вечер, программа «Арсенал», сегодня ведем ее все вдвоем — Анатолий Ермолин, Алексей Нарышкин. Саши Куренного нет, к сожалению, надеюсь, в  следующий раз он появится. Сегодня наш гость — Олег Синенко, генеральный директор «Уралвагонзавода». А поговорим о  многом, тем более, такой гость чудесный, — о новинках военной техники и думаю, начнем с  итогов «Russia Arms EXPO 2015» — выставка, которая прошла и завершилась на прошлой неделе в  Нижнем Тагиле. Ваши впечатления, расскажите, чем она примечательна, довольны ли вы?

О.Синенко В целом, наверное, с точки зрения наглядности, зрелищности, лучше спрашивать, конечно, у других, не у устроителей. Но свои впечатления в принципе я  могу рассказать. Дело в том, что в этот раз мы  принимали беспрецедентное количество мероприятий внутри выставки – это и  военно-промышленная конференция и  заседание ОДКБ, это и  пленарное заседание в рамках «Лиги содействия оборонным предприятиям», это в рамках Союза машиностроителей. Можно много перечислять.

А.Нарышкин Для «Уралвагонзавода», как для устроителей, что из перечисленных мероприятий самое важное, может быть, от которого будет в дальнейшем больше всего пользы?

О.Синенко Самое важное – это наше взаимодействие с нашими потенциальными заказчиками – Минобороны и инозаказчиками, куда мы поставляем свою продукцию, получаем основные доходы для развития производства. Но если брать в целом, то конечно, по сравнению с  2013 годом, количество посетителей увеличилось больше, чем в два раза. Мы для этого дополнительно построили большую трибуну, но это все равно не помогло нам, потому что желающих посетить выставку было еще больше.

Самое главное – мы, совместно с устроителями сделали шоу-программу, которая достаточно привлекательно. Это не так, как было в прошлые годы, когда выставка была,  — кстати говоря, есть с чем сравнивать, — она 10-я, юбилейная. Поэтому в этот раз мы сделали все в режиме реального времени, сопоставив там медиа-ресурсы, связанные там с  захватом базы террористов. Работало все наше вооружение: авиация, вертолеты, системы залпового огня, тяжелые огнеметные системы работали и боевое тактическое звено, начиная от плавающих бронетранспортеров, танков, артиллерии, — все это укладывалось в  40-минутную картинку и завершалось уже высадкой десанта. В общем, это было очень динамичное зрелище.

А.Нарышкин А эта зрелищность и  динамичность делалась ради высокопоставленных гостей, в том числе иностранных, или ради простых жителей Екатеринбурга, нижнего Тагила, которые пришли на выставку, купив билетик?

О.Синенко В принципе, мы это делали для всех. Выбирали, что может в принципе показать наше вооружение в бою, как оно взаимодействует между собой. И самое главное, что в выставке участвовали только натурные образцы. Эти натурные образцы каждый раз снимались со  своих демонстрационных позиций и шли сразу в режим реального времени для того, чтобы показать свои боевые возможности.

А.Нарышкин Правильно я понимаю, что вы  показывали «Армату» на  «Russia Arms EXPO 2015»?

О.Синенко да, мы показывали «Армату», тяжелое БМП и танк.

А.Нарышкин Танк просто стоял, или двигался? В принципе, в движении танк видели на  Параде Победы в Москве. Может быть, он продемонстрировал свои боевые возможности?

О.Синенко Конечно, мы демонстрировали, но понимали, что пока мы действуем по разрешению Минобороны, поэтому все, что нам разрешили – показать его в открытой части, но без допуска туда посетителей. Поскольку он еще является машиной секретной. Поскольку его облик был рассекречен, все, что связано с внутренностями и  с его возможностями, конечно, это еще является определенным секретом.

А.Нарышкин А «Армата»-танк стреляет уже? Уточню на всякий случай — стреляет уже?

О.Синенко Стреляет. Больше скажу – это уже готовое изделие. Сейчас мы готовим машины к испытанию для того, чтобы передать уже Министерству обороны.

А.Нарышкин Давайте напомним, когда наша Российская армия может получить первые образцы в  постоянное пользование?

О.Синенко Мы планировали это сделать в этом году, но в этом году мы передадим машины для испытаний. В связи с тем, что у нас была большая подготовка к параду, поэтому у нас практически вырезалось полгода. В связи с этим мы передвинули сроки на  2016 год. Мы надеемся, что в  2016 г. испытания пройдут успешно. По крайней мере, главное, чтобы в это верили те, кто ее создает. Но уже по тем параметрам и технико-техническим характеристикам, по которым создавалась машина, она начала превосходить эти показатели.

А.Нарышкин Иностранные гости тоже видели «Армату»?

О.Синенко Да, на выставке работали более 50 иностранных делегаций иностранных государств, поэтому, конечно, интерес у них был больше как раз к этой машине.

А.Нарышкин Что говорили? Как им? Они смотрели на нее в движении, открыв рты?

О.Синенко Ну, в движении мы не показывали для иностранцев. В принципе, у  нас была закрытая часть на заводском полигоне. Мы выбрали время для того, чтобы для военных показать динамику, стрельбу. А с точки зрения иностранцев они наблюдали, как экземпляр, стоящий на открытой площадке. Мы понимаем, что такое сегодня технологии, которые могут сканировать, еще какие-то вещи делать.

А.Нарышкин То есть, иностранцам не показываете, потому что на самом деле есть риск того, что они как-то сфотографируют с какого-то угла, и просто украдут некие технологии?

О.Синенко Ну, она итак наделала достаточно много шума, поскольку кого-то это вызвало истерику, начали объединяться там промышленные гиганты, которые раньше и  сейчас конкурируют с нами на мировых ранках. Кто-то заявляет о ее супер-повышенных характеристиках для того, чтобы бюджеты какие-то там сделать. А некоторые понимают опасность потери рынка, оборот, осуществляют разные дискредитационные меры в информационных пространствах. Ну, мы это все понимаем, поэтому движение должно быть выверено.

А.Нарышкин Известно ли что-то по поводу поставок «Арматы» за рубеж, это обсуждается сейчас с  Минобороны, Рособоронэкспортом? Или это не вопрос к  «Уралвагонзавода»?

О.Синенко Что касается Минобороны, для нас, как для государства в лице Минобороны, важно оснастить современным вооружением свои вооруженные силы, поэтому для нас и для них это является приоритетным.

Но если сточки зрения экономики…

А.Нарышкин Ну да, заработать хочется.

О.Синенко И для того, чтобы двигаться вперед, конечно, нам хотелось бы  это изделие в дальнейшем поставлять на экспорт. Но для того, чтобы это изделие действительно имело какой-то экономический эффект – конечно, нельзя поставлять по  50 или по  100 единиц, нужно найти сразу большого заказчика, который сразу закупит на солидную сумму, чтобы мы дальше двигались уже в  дальнейший шаг, уже модернизацию этой платформы, повышению боевых качеств на следующий уровень. В противном случае, конечно, рано или поздно это все скопируется. Хотя до сих пор наши старые машины, Т-72, еще старые модели Т-90, пока еще до конца даже наши китайские коллеги и индийские, пока не смогли их в точности скопировать. Мы видели, что происходит на биатлоне. Несмотря на то, что мы  выставляем старые машины еще с  840-сильным двигателем, китайцы не могут даже на прямых близко приблизиться по  скорости. А мы уже с шагнули в  модернизацию, сделали две ступени вперед.

А.Нарышкин Напомню,  — в эфире рррр

А кто из зарубежных стран мог бы выступить в роли такого заказчика, который, теоретически, через энное количество лет, мог быть купить такую большую и внушительную партию танков «Армата»?

О.Синенко В принципе, страны с большим бюджетом. Это, может быть и Китай, Индия, Саудовская Аравия. Эмираты. Катар, — то есть те, которые имеют постоянный доход. Но  заинтересанты, конечно, есть и в европейской части.

А.Нарышкин Белоруссия?

О.Синенко Ну, я не хотел бы про Белоруссию говорить, поскольку там бюджет сильно ограниченный, но  в принципе, машина достаточно достойная по своим характеристикам. Думаю, что как только она получит литеру,  — мы  и  сейчас чувствуем, что определенный интерес к ней уже проявляется, поскольку не расскажу никакого секрета, что мы уже ведем определенные переговоры, поскольку даже в рамках выставки у нас было большое количество переговоров с различными делегациями. А делегации были внушительные, были министры обороны, начальники генеральных штабов. Поэтому они все заинтересованы в  том, чтобы приобретать данную технику, но пока это все преждевременно.

А.Ермолин У нас есть какие-то регламенты, позволяющие переводить с одного уровня секретности на другой? В Америке «Спейс», собственная промышленность. Есть ли регламент. Который говорит, что через несколько лет «Армату» можно будет показывать или продавать как обычный танк, а  не как секретную разработку?

О.Синенко Знаете, как правило, это происходит только после того, как военные подтвердят все ее характеристики. Как только они подтверждают характеристики, принимают на снабжение эту машину, после этого мы, безусловно, начинаем советоваться, что нам делать с этим продуктом. Но, как правило, есть часть продукта – это, конечно, нельзя относить к  «Армате», — например, Т-90МС – он не принят на вооружение в  Российских вооруженных силах, а уже имеет экспортный потенциал, мы уже продвинулись к заключению контракта. Либо «Терминатор», машина на базе платформы Т-72. Она не принята на вооружение в  Российских Вооруженных силах, но мы уже поставили на экспорт определенные партии. Так что здесь вопрос того, как мы будем взаимодействовать с  Министерством обороны.

А.Нарышкин: А Т90МС не принят на вооружение, потому что нашим войскам эта машина в принципе не нужна, или какая-то другая причина, не устраивает по каким-то характеристикам?

О.Синенко Ну, сейчас принята программа модернизации. На  сегодняшний день Т-72, Т-80 и  ранее поставленных в начале 90-х гг. Т-90, что касательно «МС», он, конечно, стоит подороже, и  машина немножко сложновата.

А.Нарышкин А индекс «МС» это просто модернизированная?

О.Синенко Модернизированная. «С» — это аббревиатура экспорта. Мы на выставке демонстрировали экспортный экземпляр специально для арабских стран. Поскольку испытания проводили и в Саудовской Аравии и в Кувейте, и там она очень хорошо себя зарекомендовала, поэтому у нее тоже есть свой рынок и достаточно перспективный.

А.Ермолин Пришел хороший вопрос,  — мои друзья-генералы из танкистов подпрыгнули бы от него, звучит он так: «Танк – оружие вчерашнего дня. Он мгновенно уничтожается современным высокоточным оружием».

О.Синенко Здесь есть и правда, и неправда. Могу сказать, что то, что мы получаем кадры сегодня от военных действий в Ираке, Сирии и уже в Йемене, действительно иностранные танки уничтожаются высокоточным оружием, произведенным еще в  80-х гг., еще в ССССР. Но дело в том, что в этих танках отсутствует динамическая защита. Соответственно, в российских танках она присутствует.

А.Ермолин А капсульное бронирование?

О.Синенко: Мы действуем по разрешению Минобороны. Нам разрешили показать танк в открытой части без допуска посетителей
О.Синенко Капсульное бронирование современных боеприпасов хорошая, конечно, вещь. Но  экипаж сохраняется в том случае, если выдерживает броня, либо находится вне зоны действия башни. Поэтому я думаю, что каждая машина имеет определенные свои жизненные возможности на поле боя или в тех или иных условиях. И так судить, что он на поле боя живет минуту, две или пять-десять, — поверьте мне, посмотрите на сирийский конфликт  — там есть машины, которые всю войну воюют, их там латают, и так далее. Мы  наблюдали и  видим попадания по  110 раз из гранатомета, и все равно, машина старая, поставленная еще в  70-х гг., может быть, в  начале 80-х, все равно выезжает своим ходом с поля боя. Это говорит о качестве продукции. Заявлять на бумаге можно все, что угодно. Главное – практика.

А.Ермолин Кстати, танкисты-профессионалы не соглашаются с тем, что даже в городе танк не такая уж неповоротливая машина, и если его правильно использовать, то совсем не так легко его уничтожить во время городского боя.

О.Синенко Ну, мы это можем наблюдать, в том числе и на танковом биатлоне. Наверное, вы это видели, обращали внимание, что главное, конечно, это подготовка экипажа. Потому что даже в  гражданской машине, если посадить неопытного водителя, он совершенно по-другому будет управлять средством передвижения. Не говоря уже о такой сложной машине, где слаженность экипажа, подготовка экипажа играет самую главную роль в боевых действиях.

А.Ермолин Есть какие-то мысли, что будет после «Арматы»?

О.Синенко Знаете…

А.Ермолин Правда, мы и про «Армату» еще ничего не знаем с точки зрения тактико-технических характеристик, но все-таки?

О.Синенко Все производственники, которые трудились над созданием этой машины, а я не побоюсь сказать, что это первая, созданная с нуля, боевая машина вообще в современной России. Все остальные, пусть на меня не обижаются мои коллеги по другим видам вооружений – все остальное модернизированные изделия. Поэтому, как мы ее создавали, для того, чтобы успеть к  параду, это была каторга. Теперь думаем, что нужно сделать, чтобы эта машина все-таки стала на вооружение, поскольку новая машина, сами понимаете, сырой продукт, его нужно доводить. И как он получился, случайно или не случайно, либо это профессионализм, но скорее всего, последнее.

Поэтому наша задача, чтобы мы его сейчас довели до  серии, а дальше уже чтобы хватило нашего бюджета для того, чтобы закупать это в  тех объемах, которые утверждены в программе вооружений 2015-2020.

А.Нарышкин А сколько Минобороны хочет танков получить?

О.Синенко На платформе «Арматы» было утверждено, в том числе, в программе вооружений 2300 единиц до  2020 г., но  думаю, что конечно, эти объемы будут корректироваться.

А.Нарышкин В какую сторону, — в меньшую?

О.Синенко Думаю, что в периодах. Объемы, наверное, останутся, а  вот период, наверное, сдвинется ближе к  2025 г.

А.Нарышкин То есть, до  2025 г. «Уралвагонзавод» может эти две тысячи танков для Минобороны предоставить?

О.Синенко 2300.

А.Нарышкин Это реальная задача?

О.Синенко В принципе, все реально. Пока что все задачи, которые нам ставили, мы выполняли.

А.Нарышкин Яна вас спрашивает: «В газетах писали, что «Армата» стоит 500 миллионов рублей. Это так?

О.Синенко Кто больше? – хотел бы так сказать. Ходят разные слухи.

А.Нарышкин Развейте слухи.

О.Синенко Развею. Стоит она почти в два раза меньше, если не  лукавить. Все зависит от того, как мы технологически подготовим свое производство. Потому что невозможно делать изделие – любое изделие – в единичном экземпляре.

А.Нарышкин Конечно.

О.Синенко Оно у вас будет стоить космических цен.

А.Нарышкин Но  250, о чем вы  сейчас сказали, это уже будет в  серии стоить?

О.Синенко Я не говорил «250», я сказал «почти в два раза меньше».

А.Нарышкин Это уже когда будет серийное производство?

О.Синенко Серийное. Когда мы готовили на парад продукцию, мы  как раз сразу же снизили почти в два раза. Поэтому здесь вопрос технологической доводки производства.

А.Нарышкин Расскажите, пожалуйста, что еще интересного на «Russia Arms EXPO 2015» продемонстрировал «Уралвагонзавод»? Помимо «Арматы» для зарубежных гостей?

О.Синенко Хотел бы, конечно, отметить, что у нас еще была «Коалиция», то, что идет на смену, там совершенно принципиально новые системы и  механизмы заряжения, которые сейчас работают с помощью различных пневмомеханизмов. Это и быстрая подача и экипаж находится отдельно от боевого модуля. Это тоже представляет большой интерес. Это новейшая разработка и тоже демонстрировалась на параде в мае 2015 г. Но безусловно, мы показывали тяжелую огнеметную систему— это «Буратино» или «Солнцепек», из той же серии, которые продемонстрировали свои боевые характеристики не только на этой выставке, но уже и в боевых действия в Ираке.

А.Нарышкин «Коалиция» принята на вооружение?
О.Синенко «Коалиция» находится в процессе испытаний.

А.Нарышкин А когда закончатся?

О.Синенко Надеемся, в ближайшее время.

А.Нарышкин Замечательно. Может быть, после новостей вы  более точный срок назовите. Слушаем новости и  через 5 минут продолжим наш эфир. Напомню, наш гость сегодня — Олег Синенко, генеральный директор «Уралвагонзавода» Оставайтесь с нами.

НОВОСТИ.

А.Нарышкин Продолжаем программу, продолжаем подводить итоги «Russia Arms EXPO 2015», выставки вооружений, которая прошла в Нижнем Тагиле. Наш гость — Олег Синенко, генеральный директор «Уралвагонзавода». Слышал, что демонстрировалась техника, произведенная «Уралвагонзавод», которая будет применяться в условиях Арктики. Про Арктику в  последние годы много говорят, у нас там чуть ли не самый важный будет регион, наверное, военачальники не исключат, что в будущем и войны, может быть, будут именно в  условиях Севера, что «Уралвагонзавод» завод предлагает для таких будущих теоретических военных кампаний?

О.Синенко Мы специально для арктических войск разработали двухзвенные тягачи и вооружение для, соответственно, этих платформ, что они из  себя представляют? – это тягачи, которые мы разработали, и они уже есть на вооружении и используются нефтяниками, газовиками – от  2 тонн до  30 тонн, что они могут на себе нести? — инженерную технику, это может быть и  ракетное вооружение, вплоть до  С-300. Поэтому мы все концептуально разработали.

А.Нарышкин Они на гусеничном ходу?

О.Синенко Да, они на гусеничном ходу, они плавающие,

А.Нарышкин Еще и плавающие?

О.Синенко Ну, это обязательный атрибут для Арктики, как мы все понимаем. Потому что если в зимний период времени там все стоит в торосах, в летний период времени там все плывет, там все превращается в единое водное пространство. Поэтому, если они не будут плавать, им там просто нечего делать.

А.Нарышкин Это транспортеры, но на них нет вооружения, они только в гражданских целях?

О.Синенко Они транспортеры и на них есть полный спектр вооружений. От легких пулеметов до С-300.

А.Нарышкин А, извините.

О.Синенко Включая и вооружение пушечное, ракетное, ракеты малой дальности. Все, что необходимо для арктических бригад. Техническое задание для этого дает нам как раз Министерство обороны, и на основании этого технического задания мы уже делаем готовые изделия.

А.Нарышкин Какие требования предъявляются для техники, которая должна работать в  арктических условиях? Просто с минусовыми температурами?

О.Синенко Абсолютно точно. Это должно при экстремально низкой температуре работа всех узлов и агрегатов, я уже не говорю про двигатель.

А.Нарышкин А способность плавать?

О.Синенко: Сейчас мы готовим машины к испытанию для того, чтобы передать уже Министерству обороны
О.Синенко Способность плавать, преодолевать броды, способность находиться в состоянии, когда между землей и водой какая-то болотистая местность, что, в принципе, является критерием, возможность преодолевать торосы. Естественно, расчищать, как инженерная техника, перевозить людей, личный состав. В общем, все, что связано с жизнедеятельностью в этих тяжелых условиях.

А.Нарышкин Кстати, та же «Армата» как себя проявила в условиях Арктики, проводились ли там испытания?

О.Синенко Пока не было испытаний, но, как правило, испытания проводятся во всех четырех климатических зонах – тяжелая пустыня, минусовые температуры, горы и, соответственно, преодоление водных преград, и так далее.

А.Нарышкин Вот как раз про преодоление водных преград — «Армата» умеет плавать? Или реку переезжать?

О.Синенко Пока этого в  испытаниях не было. Но вообще танки броды преодолевают. Даже на танковом биатлоне мы видели это. Соответственно, при специальном приспособлении.

А.Нарышкин Недавно видел по телевизору сюжет, как танк преодолевает реку. Ставится сверху какая-то длинная труба. Мне кажется, как-то это не очень практично.

О.Синенко Не открою секрет, если скажу, что в обязательных испытаниях танка, перед тем, как его сдавать Минобороны, он  должен окунуться в так называемую ванну. Это такой большой сосуд, в который опускается краном машина, и в течение 6 часов она должна набрать не больше ста литров. Если она набирает больше, то соответственно, машина должна полностью разбираться, опять прогерметизирована и опять та же процедура погружения в  ванну. Соответственно, если преодолевается какое-то водное препятствие с  так называемой трубой для того, чтобы всасывать воздух, чтобы дышал экипаж, — там разные приспособления. Выхлопы тоже куда-то надо девать. В техническом задании брод до 5 метров должен быть преодолен.

А.Ермолин Часто приходится бывать на  северах, в том же  Кировске мурманской области, или в Норильске. Обращаю внимание, что вахтовки, которые возят рабочих в разрезы, все импортные. На гражданскую промышленность работаете каким-то образом?

О.Синенко Конечно. У нас все двухзвенные транспортеры работают для газовиков и нефтяников, в том числе, перевозят технику 30-тонную. Но у нас еще на Омске делается плавающий транспортер С-400, сейчас мы уже дорабатываем его в более суровых условиях, при большой волне. Это машина, которая способна перевозить до  18 тонн груза на плаву, на танковой базе. Конечно, она незаменима, особенно когда большие половодья, разливы рек, нужно эвакуировать большое количество техники, людей. Вы знаете, что у  нас проблема заключается еще и с бюджетом. И  второе  — то, о чем вы говорите, — почему работает иностранная техника. Не потому что она лучше, а потому, что мы рынок свой открыли. Открыли не только в гражданской технике. Поэтому, когда нас заманивали в ВТО для того, чтобы мы соблюдали все правила, мы раскрыли все свои рынки. Поэтому у нас огромное количество дорожно-строительной техники, карьерной техники – все это техника иностранного производства. И, к сожалению, должен констатировать, что она у нас закрутила нам руки, как минимум, на  10 лет вперед. Сейчас мы все будем висеть на запчастях и тратя уже не по тому курсу, по которому она покупалась, а  по тому, который мы  все время видим — меняющиеся строки сейчас пока еще двузначных цифр, но уже вы видели, наверное, и трехзначные.

А.Ермолин А это ваша ниша, с точки зрения возможного импортозамещения?

О.Синенко Да, это наша ниша. Но, к сожалению, в настоящий момент промышленность испытывает большие проблемы, особенно с  оборотными средствами. Вы знаете, что делал Центробанк в  коцне прошлого года.

А.Нарышкин Напомните, пожалуйста.

О.Синенко Когда учетная ставка была за 20% — это было сильнейшим ударом по промышленности с точки зрения оборотных средств и  вообще продвижения не только продукции, но и каких-то модернизационных процессов. Потому что строить за  20 с лишним процентов невозможно. И создавать новые мощности.

А.Нарышкин А сейчас у  «Уралвагонзавод» с экономикой дела лучше, или вы  по-прежнему чувствуете кризис на себе?

О.Синенко У нас есть 50% мощностей гражданской продукции, мы самые большие производители не только в  России, но и в  мире, железнодорожного подвижного состава. Вы знаете, что с конца 2012 г. этот продукт вообще практически не покупался никем. Мы  ищем разные пути, рынки, возможности, придумываем, чтобы сохранить производство. Конечно, когда процентная учетная ставка была на уровне 10%, все это окупалось. Когда тариф был ежедневной аренды вагона больше тысячи рублей, все это работало. Но когда все упало, и учетная ставка стала выше 20%, да и выше 15% тоже, безусловно, — это не очень хорошо. И все заводы начали «летать», они просто с  грохотом сейчас все свои планы похоронили, и практически рынка не существует.

А.Ермолин То есть, вагоны вы все-таки производите, оправдываете свое название?

О.Синенко Ну, не так, как хотелось бы, конечно. Но, наверное, государству стоило бы какие-то стимулирующие механизмы делать, поскольку мы уже с этим сталкивались в первый кризис 2008-2009 гг. Так что над этим надо задумываться очень крепко, иначе можно всю отрасль потерять.

А.Нарышкин «Уралвагонзавод» уже год с лишним находится под санкциями – правильно я понимаю? Сильно это отразилось на вашей работе?

О.Синенко: Была подготовка к параду, поэтому вырезалось полгода, и мы передвинули сроки на  2016
О.Синенко Ну, вы сами понимаете, что такое санкции. Когда мы планируем техперевооружение, мы должны покупать технологии, станки и оборудование, технологические линии за рубежом. Если мы находимся в  санциях, то мы не можем ни перевести средств, ни получить. Не можем получить ни оборудование, ни технологии. Поэтому, конечно, если говорить, что мы все это переживем с радостью и улыбкой на глазах, а  при этом у нас техническое задание создать все самое лучшее в мире, то конечно, это серьезный удар. Его надо как-то преодолевать. Конечно, сейчас Минпромторг ударился серьезно в программу создания отечественного станкостроения, но этот процесс не одного шага, не одного года, и  поверьте, не трех и не пяти лет. Если у нас 25 лет никто этим не занимался. То конечно, это не  выключатель, когда включил лампочку и все у нас в ажуре. А потом, станочное оборудование создается отечественное точно на импортных станках. Поэтому тут палка о двух концах.

А.Нарышкин Чтобы создать те же станки для «Уралвагонзавод», собственные, российские, ваша оценка — сколько, по-вашему, времени должно пройти, сколько лет?

О.Синенко В таких технологических параметрах, которые нам необходимы?

А.Нарышкин Да.

О.Синенко Ну, думаю, что мы уже к пенсии подойдем.

А.Нарышкин ну, у тех, кто в студии, разный возраст для выхода на пенсию.

О.Синенко Думаю, что через 10 лет мы сможем как-то приблизиться. Но мы должны четко ощущать, что за 10 лет технологии убегут вперед. Поэтому, к какому периоду мы  придем…

А.Нарышкин А что делать?

О.Синенко Что делать? Ну, выход мы должны искать, безусловно. То, что мы должны создавать, воссоздавать свою станочную базу  — направление, выбранное Минпромторгом, правильное. Теперь остается вопрос времени. Но станок без программного обеспечения, без инструментов, тоже не станок. Поэтому над этим тоже надо параллельно задумываться.

А.Нарышкин Надо отменять санкции?

О.Синенко Ну, мы привыкли к таким… мы же в  Советском Союзе жили в полу-санкциях: нам все улыбались, но не все нам разрешали. К примеру, Иран живет уже 40 лет в санкциях, и ничего, как-то они…

А.Нарышкин Но у Ирана все-таки  прогресс наметился в последнее время. А сотрудничество последние полтора года с другими странами как-то изменилось? По-моему, с  США вы  некие контракты отменили, именно  совместное производство?

О.Синенко Да, у нас были совместные производства уже подготовленные с  «Caterpillar», с «Bombardier».

А.Нарышкин Это гражданские?

О.Синенко Да, это гражданский сегмент. «Renault Defense», вы знаете, мы создавали, уже создали прототип совместный.

А.Нарышкин «Renault Defense» это что такое?

О.Синенко Это военное крыло «Renault», мы с ними создавали боевую машину на их платформе, но на нашей башне 57 мм, которую мы используем, корабельная установка. Но, кстати говоря, на этой выставке мы  сделали все-таки машину, правда, на гусеничном ходу – мы на БМП-3 поставили как раз эту установку. Считаем, что ничего от этого не потеряли, хотя у нас есть и  с другими зарубежными партнерами эти же проекты. С теми странами, которые не входят ни в ЕС, ни в Северную Америку

А.Нарышкин С Украиной были какие-то общие проекты, сохранились ли они?

О.Синенко У нас с Украиной как таковой особых проектов не было, поскольку там военный бюджет был мизерный, он каждый год, скорее всего, стагнировался, чем возрождался. Поэтому традиционно российский ВПК закупал на Украине комплектующие, поскольку мы все были в одной системе большого военно-промышленного комплекса Советского Союза. По мере распада, конечно, невозможно было, при такой не очень сильной экономике, а, наверное, уже не экономике, при разрушенной экономике, создавать то, что было создано там десятилетиями. Поэтому мы до последнего времени – ну, мы в меньшей степени, как сухопутные войска, или, вернее, промышленность, которая создает продукцию для сухопутных войск. Но, допустим, больше, конечно, пострадала авиация – они свернули много проектов, корабелы – понятно, что невозможно сделать турбины для наших корветов за год или за два, это все-таки процесс. Это не только технологии, это и серьезная инженерная школа. Ну, все возможно воссоздать, конечно. Но для этого нужно время, самое главное, деньги, и еще создать школу. Плюс все это дело сопровождать.

А.Нарышкин На «Russia Arms EXPO 2015», выставке, которая была в Нижнем Тагиле, была обширная деловая программа, много было гостей не только зарубежных, но и наших, российских, чиновников различного уровня. Самым высокопоставленным был Медведев – кстати, сегодня у него день рождения, можно поздравить. Вы говорили премьер-министру о проблемах, которые вы сейчас озвучили с импортозамещением? У вас же наверняка была возможность пообщаться.

О.Синенко: Чтобы изделие имело экономический эффект, нельзя поставлять по  50 или по 100 единиц
О.Синенко Да, практически Дмитрий Анатольевич специально прилетел на это мероприятие, в том числе, проводил совещания относительно того, куда мы будем двигаться дальше, какие у нас перспективы, какие есть проблемы. Но  самое главное, что он полностью осмотрел все экспозиции.

А.Нарышкин Доволен?

О.Синенко Ну, как мне показалось, да, доволен. Потому что, несмотря на то, что там холод дует с  западной части, — кстати говоря, в Тагиле было тепло. Но и сама атмосфера – мы постарались сразу задать темп всему этому посещению, заканчивалось это демонстрационной программой. Я считаю, что у нас получилось.

А.Нарышкин Так о проблемах вы ему сказали?

О.Синенко Ну, конечно. Мы обсуждали это на закрытом совещании, о  проблемах, они совершенно точно есть.

А.Нарышкин закрытое совещание было? У вас какое ощущение— премьер вас услышал?

О.Синенко Я считаю, что да, он  услышал. Потому что в последнее время он достаточно большую часть своего времени уделяет тем проблемам, которые есть в  ВПК. По крайней мере, он их слышит, дает поручения, эти поручения выполняются – не так, конечно, быстро, как нам хотелось бы, но, тем не менее, процесс идет. А с точки зрения интереса премьера к новым разработкам говорит много уже то, что он дважды, в  2013 и  в  2015 гг. выставку посещает с удовольствием, внимает в проблемы.

А.Нарышкин Следующая выставка в  2017 г.?

О.Синенко Следующая выставка 3 сентября 2017 г. Приглашаем вас посетить. Надеемся, что будет еще интереснее и динамичнее.

А.Нарышкин Обязательно. А в принципе, с учетом того, что кризис, и не очень все хорошо в экономике, не только на  «Уралвагонзаводе», но  и вообще, в  стране, — выставка вообще состоится, есть какие-то гарантии от  российского руководства, что это мероприятие важное не только для нас здесь.

О.Синенко Руководство российское нас поддерживает, есть уже даже распоряжение, и поэтому он сразу назвал точную дату  — 3 сентября.

А.Нарышкин Хорошо, будем надеяться.

О.Синенко Единственное, что нам надо – постараться удержать всю эту платформу, нарастить. Мы надеемся, что в  17-м году мы точно покажем не только в динамическом пробеге, но уже и во всех стрельбах, может быть, по этому же  сценарию, но более динамичному, наши возможности нашей «Арматы». Не только  танк, но и БМП, может быть, инженерную машину.

А.Нарышкин Что же это, мы два года будем ждать — только избранные увидят? Обидно.

О.Синенко Выставка это то место, где как раз и демонстрируются все возможности техники для широкого круга.

А.Ермолин А в принципе, если «Армата» окончательно себя оправдает, вы будете постепенно сокращать производство других образцов вооружения?

О.Синенко Я не думаю. У нас до  17-го года есть, чем заниматься, в том числе, по линии «Рособоронэкспорта». Поэтому не думаю, что они будут сокращаться. Потому что тот модернизационный пакет, который мы сегодня используем для Т-72, для Т-90, он рассчитан до  2030 г. жизненного цикла. Мы надеемся, что это все будет продолжаться в рамках гособоронзаказа. А что касательно других армий мира, которые имеют более скромные бюджеты, конечно, для них это удобнее – многие привыкли к старой технике, но уже с модернизационным пакетом. Поэтому думаю, что в этом плане не будет больших проблем.

А.Нарышкин На выставку приезжали члены парламента российского, обеих палат. Вам требуется, как производителю военной, в том числе, техники, какие-то изменения в законодательстве? Может быть, какие-то пожелания? Наверняка вы обсуждали это на  своих мероприятиях.

О.Синенко К сожалению, должен констатировать то, что, к сожалению, наша конституция РФ и наши законы создавались в  1993 году. Так вот законы те  создавали большинство людей тех, кто разваливал Советский Союз. Конечно, законы нужно менять. Они просто препятствуют развитию промышленности и других отраслей народного хозяйства.

А.Нарышкин Помилуйте, вам-то Конституция как мешает?

О.Синенко Я говорю не про конституцию, а  про законы.

А.Нарышкин Ну, хорошо.

А.Ермолин Например, какие законы?

О.Синенко да много законов. О  Центральном банке там много законов, которые не позволяют им какие-то движения делать. Ну и можно их бесконечно перечислять. Если вы все эти пазлы начнете соединять.

А.Нарышкин Бесконечно не надо, у нас одна минута эфира остается. Какая-то одна важная инициатива – что вам нужно со стороны депутатов, какой вам нужен документ, который должен подписать путин, чтобы жизнь наладилась у  «Уралвагонзавода»?

О.Синенко Знаете, депутаты обсуждают множество законов.

А.Нарышкин Это правда.

О.Синенко И от того, как мы будем консультировать, или как эксперты выступать в том, или ином законе, будет важно, как наша жизнь будет складываться в  дальнейшем. Можно любой закон придумать, но, как говорится, законотворчество должно иметь определенные рамки, в которых мы должны дальше жить. Если это будет законотворчество не в рамках, а в узком коридоре, где нас зажмут и будут от этого закона отталкиваться другие законы, то тогда наше движение будет просто остановлено.

А.Нарышкин То есть главное, чтобы вас слышали и депутаты и руководство, чтобы был постоянный контакт. Замечательно, хорошо. Желаю вам удачи, и слушатели, кстати, присоединяются к  моим пожеланиям. На этом мы  завершаем. Это была программа «Арсенал» и в гостях у нас был Олег Синенко, генеральный директор «Уралвагонзавода».. Спасибо вам.

О.Синенко Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире