'Вопросы к интервью

А.Нарышкин Добрый вечер, программа «Арсенал», сегодня в  усеченном составе  — Александр Куренной и  Алексей Нарышкин ее  ведут. Наш сегодняшний гость – Владимир Маслюк, заместитель генерального директора Московского Конструкторского бюро «Компас», говорим о  современных навигационных системах.

А.Куренной Вы у нас были в гостях, мы говорили о системах опознавания «свой-чужой», про авиацию и электронику. Много времени с  того прошло, у нас состоялись определенные события. Вы были одним из  участников форума «Армия-15», достаточно удачно для вас это мероприятие сложилось, я так понимаю, что вы там показывали, с  кем общались, каковы результаты?

В.Маслюк В первых строках хотел бы представиться – мы представляем АО «Компас», которое более 60 лет является одним из ведущих разработчиков и изготовителей навигационной аппаратуры для летательных аппаратов и космических средств, как гражданского, так и военного назначения. 16-19 июля мы приняли участие в международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Инновационные достижения в области технологий, применяемых в военной сфере, продемонстрировали не только  предприятия ОПК, но и ведущие научно-исследовательские организации, высшие учебные заедания.

Нам было приятно, как предприятию, являющемуся межотраслевым инновационным центром «Ростехнологии» видать много проектов инновационного характера. Мы представили большое количество – по нашим меркам  — той продукции, которую разработали, которую производим и которую совершенствуем. В первую очередь, это навигационные приборы. Но также у нас были приборы и системы, касающиеся темы «Ратник», что на слуху.

А.Куренной Да, и об этом еще сегодня поговорим.

В.Маслюк У нас и  бортовые навигационные аппаратуры позиционирования летательных объектов.

А.Куренной Это «свой-чужой».

В.Маслюк Да. И  много других. Но мы открыли новую площадку, очень благодарны за принятие решения, которое крайне удачно сформулировали такую площадку, позволяющуюся встретиться и с предприятиями ОПУ и увидеть, что новое было сделано. Но еще один момент – наверное, детям или молодому поколению было более интересно, чем взрослым, специалистам.

А.Куренной И что же вы показали для детей?

В.Маслюк Во-первых, современная техника. Второе – исторические вехи развития.

А.Нарышкин Исторические вехи это какие-то слайд-шоу, фильмы?

В.Маслюк Нет, не слайд-шоу. Это машины ГАЗ, которые были во время Великой Отечественной войны и сегодня современные были стенды и открытые площадки. Были разбиты площадки общевойсковые.

А.Нарышкин Нет, это вы говорите о выставке в целом. А  ваш конкретно стенд чем привлекал?

В.Маслюк По системе «Ратник» носимый индикатор, командирский планшет, командирский планшет защищенный, радиостанция «Буссоль», бортовые навигационные аппаратуры, блок приемный спутников навигационных систем ГЛОНАСС, авиационный планшет, электронный штурман летательных аппаратов.

А.Нарышкин Это куда его надо приделывать?

В.Маслюк Никуда. Это как планшет, который позволяет штурману навигационные направления полета.

А.Куренной Он в кабине устанавливается, или человек в руках его держит?

В.Маслюк Или в руках, или в кабине. Электронный авиационный планшет.

А.Нарышкин Как можно одновременно управлять самолетом и держать в  руках планшет? Он для тех, у кого 4 руки?

В.Маслюк Нет. Как для тех, кто берет в руки руль в машине и пользуется планшетом, куда вам ехать. Вот есть у вас планшет, где вам показывают визуально, как вам проехать на ту или другую улицу.

А.Нарышкин А зачем возможность отделять его от приборной панели?

А.Куренной Есть разные системы, но эта удобнее, как показывает практика.

В.Маслюк Да, это удобнее.

В.МАСЛЮК: Степень риска любой страховой компании в наших условиях высок

А.Куренной Это чисто наша разработка, или на Западе тоже такое практикуется?

В.Маслюк Это чисто наша разработка. На Западе есть аналоги, но вопросы импортозамещения требуют такие приборы и такие системы.

А.Куренной Кстати, это не  «Ай-пед»? когда мы говорим о планшете, это не какая-то известная вещь?

В.Маслюк Нет, это российская фирма, это принято на снабжение.

А.Нарышкин Как называется фирма?

В.Маслюк Это называется «Компас», наш собственный планшет.

А.Нарышкин Расскажите, как он выглядит – он большой?

В.Маслюк Нет, он небольшой, типа вашего «Ай-педа».

А.Нарышкин И что умеет планшет, который предназначен и для авиации, и для сухопутных войск?

В.Маслюк Точность пилотирования, ее надежность.

А.Нарышкин И все? А операционная система там какая?

В.Маслюк Ее операционная система позволяет определить маршрут движения с  одной точки в другую.

А.Нарышкин Сейчас ваш планшет только для военных?

В.Маслюк Нет, не только. Но мы были приятно удивлены тем, что наши разработки были интересны  — мы их для гражданских целей разрабатывали, но были заинтересованы и  федеральные органы исполнительной власти.

А.Нарышкин Федеральные органы заказали у вас какую-нибудь первую тестовую партию и все засекретили?

В.Маслюк Ничего не засекретили.

А.Нарышкин А когда мы  в продаже  встретим ваш планшет?

В.Маслюк В бытовом аспекте?

А.Нарышкин Да.

В.Маслюк В бытовом аспекте – по заказу частных фирм или частных компаний.

А.Нарышкин А они знают, что вы предлагаете? Вы хотите, чтобы к вам сначала продавцы обращались?

В.Маслюк С помощью вашей передачи мы, по сути дела, уже получили ряд предложений.

А.Нарышкин А, нас использовали?

А.Куренной Не использовали, мы для этого и есть.

В.Маслюк Мы считаем, что вы нам оказываете помощь. И в этом аспекте «Армия-2015», нас пригласили на «круглый стол», и это был большой плюс. Второе – вы и ваши коллеги помогли нам создать вообще бизнес-проект. Мы до него, честно говоря, не очень додумались. Это связь страховых компаний с такой темой, как электронная пломба – мы ее так называем – это система контроля за мониторингом передвижения грузов.

А.Нарышкин Это тоже гражданская вещь?

В.Маслюк Да, гражданская. Но она получила интерес и в других ведомствах. В первую очередь, мы провели такие испытания – не тестовые, а фактические — Пекин. Казахстан. Россия, Белоруссия, Польша – по контролю за мониторингом перевозки грузов. И успешно подтвердили все заявленные характеристики этой системы «Новалэнд-карго». А теперь со страховой компанией. Вы нас подтолкнули, ваши коллеги, журналисты, люди-эксперты ВПКомиссии РФ. Степень риска любой страховой компании в наших условиях высок. И для того, чтобы получить какую-то прибыль, надо постараться минимизировать степень риска. Так вот эта электронная пломба, «Новалэнд-карго» может сократить, минимизировать риск потери этого груза.

А.Куренной Это может быть не только груз, я так понимаю, это может быть и автомобиль.

В.Маслюк Автомобиль, вагон с каким-то грузом. Мы вынуждены были констатировать такой факт, когда эта небольшая система позволила сэкономить страховой компании в одном случае 400 тысяч долларов, в другом 200 миллионов. Есть случаи на московской дороге – исключили несанкционированное вскрытие вагонов.

А.Куренной То есть, предотвратили воровство.

В.Маслюк Да.

А.Нарышкин Если можно, вернемся к планшету. Сейчас вы его делаете для военных, правильно?

В.Маслюк Да.

А.Нарышкин А для простых россиян, когда вы его будете делать, когда поставите какие-нибудь «Еворосети», «Связные», разве плохо, если потребители будут пользоваться отечественными разработками?

В.Маслюк мы можем вам констатировать первое сразу, что эти, так называемые аппаратура навигации и связи, она закладывалась для отечественных военно-воздушных сил – это первое. И это было еще в  80-е годы. Мы  после этого сделали линейку в уже несколько десятков таких систем, которые совершенствуют свое и внутреннее и технологическое, конструкторское решение. В настоящее время у нас эти навигационные приемные индикаторы имеют спрос и в других направлениях, не только в федеральных органах исполнительной власти. Это и гражданская авиация, и частные фирмы, особенно в  северных широтах или в высотах, где требуется точность передвижения и нет приводных станций в этом регионе. Мы, кстати, на эту тему с  вами говорили по поводу автоматических радиокомпасов на «круглом столе».

А.Куренной Да, такое было.

В.Маслюк И имели преимущество перед зарубежными аналогами. Мы выпускали малогабаритные компасы моделей АРК-11,  -15, -9, — они хорошие. Но есть современные, новые — АРК-35, -32,  -40, которые исключают списание радиодевиации, а это большое дело. Они точность повышают, уменьшают весовые, габаритные характеристики, что для авиации крайне важно. Не только военной, но и гражданской авиации.

Кстати, мы получил новую компетенцию. Сейчас, в  период импортозамещения, мы ищем пути решения задач по поиску и спасения экипажей, потерпевших какие-то неприятности.

А.Нарышкин На земле, в воде?

В.Маслюк В воздухе, как правило.

А.Нарышкин Но если самолет падает, он падает куда?

В.Маслюк Он может падать куда угодно, и в воду, и на землю, тут вы не сможете спрогнозировать.

А.Нарышкин И  система, которую вы разрабатываете, помогает искать и там, и там?

В.Маслюк Вот у нас сейчас есть события – что на Украине были вещи, что с  Австралии летел самолет, тоже потерпел крушение, только через год нашли часть крыла.

А.Нарышкин ну, он летел не из Австралии.

А.Куренной Из Малайзии.

В.Маслюк Ну, то есть, в этом регионе. Новые компетенции, которые позволяют предприятию искать свои ниши востребованности.

А.Нарышкин И какие успехи уже?

В.Маслюк Мы вышли на положительные результаты.

А.Нарышкин А что является положительным результатом?

В.МАСЛЮК: Создать такую систему, которая бы обеспечивала поиск экипажей или причины крушения

В.Маслюк Создать такую систему, которая бы обеспечивала поиск экипажей или причины крушения.

А.Нарышкин Так уже создали?

В.Маслюк Создаем.

А.Нарышкин Просто вы сказали, что уже есть положительные результаты, а вы в  процессе, так что. Может быть, рано говорить о  каких-то результатах?

А.Куренной Наш постоянный слушатель, Капитан Колесников, задает, как всегда, интересный и свежий вопрос: «Участвует ли бюро «Компас» в создании бортового навигационного оборудования для наших перспективных самолетов, причем, гражданских тоже — МС-21, и делали ли вы что-то для «Сухого-Супер-Джета»?

В.Маслюк И делали, и делаем, и участвуем в  перспективных разработках во всех перспективных моделях и вариантах как гражданской, так и военной продукции. КБ «Компас» является постоянным надежным партерном для всех КБ авиации РФ, это НКБ Милля, Камовские, вот система спутниковой посадки это «Камов», «Миля» — это автоматические радиокомпасы, семейство «Миля». «Сухого» — это и планшеты и автоматические радиокомпасы. Очень большое участие в  учебно-боевом самолете Як-130, это классический учебно-боевой самолет, с  высокими характеристиками. Там стоит наш автоматический радиокомпас АРК-40.

А.Куренной А  российско-индийский транспортный самолет?

В.Маслюк Предусматривается тоже разработка навигационной аппаратуры производства «Компас».

А.Куренной Получается, что вы у нас монополисты на этом рынке?

В.Маслюк По автоматическим радиокомпасам — да. Это единственное КБ, которое разрабатывает автоматические радиокомпасы.

А.Нарышкин Электронные комплектующие из каких стран приходят на ваше предприятие?

В.Маслюк Не подумайте, что я хочу уйти от  вашего вопроса, я сейчас дам ответ. Но хотел бы сказать еще одну фразу – мы в тесном контакте еще с Раменским объединением, которые создает навигационные комплексы для российских летательных аппаратов. Это такая научно-техническая большая кооперация.

Теперь – по поводу элементной базы. По поводу элементной базы эта проблема была, есть и, наверное, будет сохраняться. Потому что развитие науки и техники требует совершенствования в любом случае. Мы  по многим нашим приборам и системам полностью получили результат импортозамещения. Но по каким приборам и по системам? По важным для нас – это автоматический радиокомпас.

А.Нарышкин А куда мы его ставим?

В.Маслюк на самолеты и  вертолеты, военные и гражданские, штурмовики и учебные, боевые и специальные.

А.Нарышкин Уже эти комплексы целиком из наших деталей?

В.Маслюк Уже импортозамещены.

А.Нарышкин Это за год санкций?

В.Маслюк Нет, мы раньше начали. Но в коцне 2014 мы завершили это мероприятие.

А.Нарышкин Хорошо, с этим вас можно поздравить. А  дальше откуда еще комплектующие?

В.Маслюк Мы используем комплектующие дружественных нам стран.

А.Нарышкин Это какие? И есть ли такие?

В.Маслюк Есть, конечно.

А.Нарышкин В 2015 году?

В.Маслюк Ну, коммерческая составляющая требует быть дружественными некоторые страны. Как бы они ни хотели, но должны дружить. Поэтому мы поддерживаем контакт с дружественными странами для нас, которые, несмотря на различные политические какие-то аспекты научно-техническую кооперацию с нами всегда поддерживают и  реализовывают.

А.Нарышкин Украинские комплектующие есть?

В.Маслюк Нет, у нас украинских комплектующих и не было. И потом, — я не наделен правом давать им оценки, но  наверное, потеряны уже многие технические и конструкторские возможности создавать что-то на Украине.

А.Нарышкин Это вы сейчас предположили?

В.Маслюк Я предполагаю, что у них сейчас таких возможностей уже нет.

А.Куренной А помимо совместных проектов с  партнерами, таких, как Индии, кому-нибудь вы поставляете свою продукцию за рубеж?

В.Маслюк да, поставляем в составе общих объектов — в составе самолетов, вертолетов, в  составе корабля.

А.Куренной По отдельности пока нет?

А.Нарышкин Или только как запчасти?

В.Маслюк Как запчасти, как комплектующие. И для поддержания технической готовности.

А.Нарышкин Вы могли бы сейчас отдельно поставлять какой-либо продукт, который идет, например, в  российскую армию? Есть такие приборы?

В.Маслюк Есть такие приборы.

А.Нарышкин Самостоятельные, не в комплекте?

В.Маслюк Самостоятельные. Это носимые приемоиндикаторы, как планшеты, радиостанции. Радиостанция саморегулирующая, самоопределяющая между потребителями – это «Буссоль», — то, что мы показывали на  «Армии-2015». Это возможно. Они могут поставляться для полиции, жандармерии, для МВД, для МинЧС, для министерств, поддерживающих порядок, правопорядок. Это, наверное, было бы интересно и востребовано. Мы могли бы самостоятельно, на мой взгляд, поставлять элементы инфраструктуры речных и портовых сооружений. Потому что сейчас все страны устремились делать объекты инфраструктур, которые были бы многофункциональны и  чтобы они были менее затратны. Понтоны модульного характера это в десятки раз дешевле, чем стационарные пирсы или порты. Мы как-то уже говорили, что ни одна страна мира не позволяет себе строить большое количество портов в одночасье, это большие расходы. А многофункциональные портовые сооружения, причалы, для рек великолепны. Они оборудуются на побережье и  дают возможность переброски зерна, дерева, — любых грузов.

А.Нарышкин Золота.

В.МАСЛЮК: Планшет нужен для помощи штурману, определяющий основную задачу в период его нахождения в самолете

В.Маслюк Золота? Но это должно быть подконтрольно государству. Но еще сжиженный газ  — потребуется для обеспечения жизни и условий населения города или поселка? Наверное, надо строить для этого какой-то стационарный причал, наверное, было бы  неэкономно.

А.Нарышкин Вас слушатели возвращают к  планшетам  — под какой операционной системой работают ваши системы? Например, у  «Сони» — андроид. А  у вас? Можно на отечественный планшет поставить известную операционную систему, или она будет засекречена?

А.Куренной Или, например, только для авиации геологов?

А.Нарышкин Изобрели велосипед?

А.Куренной Почему велосипед? Просто это может быть узкоспециальная вещь, а может быть многоцелевая. Ваши планшеты – многоцелевые?

А.Нарышкин В общем, даем Владимиру Маслюку пять минут на размышление и затем продолжим программу.

НОВОСТИ

А.Нарышкин Продолжаем программу. Говорим о навигационных различных системах. Мы  продолжаем говорить про планшеты. Я вам задал вопрос по поводу операционной системы и вообще насчет многозадачности планшетов, которые вы выпускаете. У меня лично вопрос – ваш планшет только навигационный, или в него можно установить какие-то приложения? Или только навигация?

В.Маслюк Вы мне помогли ответить. Он многофункционален, в этот прибор можно включать любые задачи, которые потребуются для их реализации. Но в данном случае, если мы ставим прибор на самолет, то это вопросы навигации. Вы  сами в начале передачи сказали, что у летчика только две руки, и он не может совмещать игры при полете и решение навигационных задач. Этот прибор, планшет, предназначен для помощи штурману, определяющий основную задачу в период его нахождения в самолете. Это значит обеспечить безопасность полета и точность маршрута движения.

А.Нарышкин Это я понял.

В.Маслюк Многофункциональность.

А.Нарышкин Если ваш планшет многофункционален. Почему его не продавать просто на рынке? Отечественный телефон, «йота-фон». Уже есть. Почему не сделать отечественной планшет, тем более, раз вы его уже придумали? Почему не выпустить его на рынок, это же ой, как патриотично.

В.Маслюк Думаю, после этой передачи мы выпустим на рынок все это дело. Будут желающие их купить, мы готовы. Можем интернет-магазин седлать по этому поводу.

А.Нарышкин давайте я  у вас куплю. Одну штуку вы мне продадите? Куда мне обращаться?

В.Маслюк В КБ «Компас».

А.Нарышкин У вас есть интернет-магазин, или мне обращаться к вам лично?

В.Маслюк Вот сейчас мы как раз и сформулируем.

А.Нарышкин И сколько это мне будет стоить? Я в первый раз слышу, что в России производятся планшеты.

А.Куренной Ну нет, были попытки разработки.

А.Нарышкин Ну, это учебники, электронные книги – это все чушь. Это все не то. Сколько стоит планшет?

В.Маслюк Если быть объективным, то с 1980-х годов.

А.Нарышкин Да  не было тогда никаких планшетов.

В.Маслюк Были.

А.Нарышкин Так сколько стоит первый российский планшет? 20 тысяч?

В.Маслюк Ну, если насчет денег…

А.Нарышкин Вы говорите, что все так просто – приходите, предприниматели, заказывайте. А видите, как вам тяжело дается рассказ об этих устройствах, не все у вас так просто.

В.Маслюк Не все так просто.

А.Нарышкин Ты хотел нашего гостя добить, Саша?

А.Куренной Не добить, а поддержать. «Буссоль» это ваше изделие?

В.Маслюк Да, это наша разработка.

А.Куренной Я так понимаю, что это просто Джи-Пи-Эс-трекер своеобразный?

В.Маслюк Нет. Еще раз – мы совмещаем понятие импортозамещение не потому что это поставлена задача кем-то, а это жизненная потребность – о том, что страна, для того, чтобы у нее была экономическая и политическая безопасность. Значит, он должен самостоятельно разрабатывать какие-то приборы, системы.

А.Куренной Желательно все разрабатывать полностью самим, естественно.

В.Маслюк Да. И мы используем не только  средства УКВ, или спутниковую систему, с использованием ГЛОНАСС — это все в комплексе. Поэтому думаю, что заданные вами вопросы правильные. Насчет цены тоже интересный вопрос. А.НАРЫШКИН: Конечно, интересный, тем более, что вы не отвечаете.

А.Куренной А вопрос много по этому поводу.

В.Маслюк Я отвечу. Как обыватель я  спрашиваю, почему оно должно стоить 20 тысяч?

А.Нарышкин Так скажите, сколько стоит планшет?

В.Маслюк Его себестоимость порядка 80-70 тысяч рублей.

А.Нарышкин Ого.

А.Куренной Так он же не просто планшет.

А.Нарышкин Зачем мне такой? Мне нужен обычный. В.МАСЛЮК: А вы программное обеспечение можете вложить в этот прибор, эту систему, которая будет только на вызовы сигналов телефона? Это же целый комплекс, компьютер. Сколько стоит достойный компьютер?

А.Нарышкин Стационарный, сейчас? Ноутбук?

В.Маслюк Нет, с такими размерами.

А.Нарышкин Иностранный планшет?

В.Маслюк Нет, компьютер.

А.Нарышкин Думаю, тысяч 30. А зарубежный планшет, тот же  «Ай-пед-30». А вы говорите — 80? Кто же к вам придет покупать?

А.Куренной Почему? Дело в том, что он защищенный, как минимум.

А.Нарышкин Ты на чьей стороне, на стороне «Компаса»?

А.Куренной Безусловно, «Компаса».

В.Маслюк На стороне российского производителя.

А.Нарышкин Как можно быть на стороне российского производителя, если российский производитель, не выходя на рынок, предлагает его за  80 тысяч?

В.Маслюк Ну хорошо, ваш компьютер крипто-защищен?

А.Нарышкин Я не знаю, что это такое.

А.Куренной Шпионские всякие штучки.

А.Нарышкин Ну, что вы  на меня накинулись?

В.Маслюк Нет, мы должны сегодня какую-то истину выяснить. После каждой передачи мы должны выйти и сказать – да, эта передача дала нам возможность получить какой-то положительный результат общения. Вот мы говорим о деньгах. Ваша безопасность может измеряться деньгами?

А.Нарышкин Ну, да, в принципе.

В.Маслюк Безопасность экипажа или людей, которых перевозят, 100 или 200 человек, разве можно оценить деньгами точность полета? Нет. Ни в коем случае. Допустим, вы, отпуская ребенка куда-то, разве  вы дадите ему возможность, чтобы в его действия мог кто-то вмешаться или знал, куда он идет? Наверное, нет.

А.Куренной Еще это зависит от массовости, чем больше будет производиться этих вещей, тем они будут дешевле. Это понятно.

А.Нарышкин И от массы, чем более громоздким будет планшет, тем более дороже должен стоить.

А.Куренной Почему громоздкий? Этот планшет примерно такого же размера, только он  в более массивном корпусе, потому что он защищен.

А.Нарышкин Пуленепробиваемый? Давайте уйдем от планшетов. Хочу спросить про «Ратника».

А.Куренной Там тоже планшет. Есть еще интересная система «Солдат 21 века» у вас. Но это не  «Ратник», это отдельная разработка.

В.Маслюк Будем считать, что это отдельная составляющая, но  этого же направления.

А.Куренной А что туда входит, помимо планшета?

В.Маслюк Пульты. Но вообще мы называем «планшет».

А.Куренной То есть, база все равно планшет.

В.МАСЛЮК: Любая страна мира в гражданских целях может использовать сигналы системы ГЛОНАСС

В.Маслюк Да, база-планшет.

А.Куренной А что к нему подсоединяется? Может быть визоры, приборы ночного видения?

В.Маслюк И  тепловизоры и  очки ночного видения могут быть.

А.Нарышкин Зачем на планшете получать информацию с тепловизора?

В.Маслюк Как ориентировать группу, решающую оперативные задачи?

А.Куренной Координаты.

В.Маслюк В тактическом смысле.

А.Нарышкин То есть, все равно навигация?

А.Куренной Так информация о положении противника ключевая. Всегда была, и сейчас тем более.

А.Нарышкин Слушатели вас спрашивают, делаете ли вы что-то для космоса, или там своя навигация и вас туда не зовут?

В.Маслюк Нет, зовут, и  мы делаем. Это приемоиндикаторы позиционирования объекта в любой момент времени, где он находится, и точность его. Это тоже элемент навигации.

А.Нарышкин Все ваши навигационные системы на ГЛОНАССе и  на Джи-Пи-Эс.

В.Маслюк Можно так сказать, — и на ГЛОНАССе и на Джи-Пи-Эс.

А.Нарышкин А вы скажите, как правильно.

В.Маслюк Мы стремимся к тому, чтобы навигационные системы, выпускаемые Российской Федерацией имели бы основного потребителя сигнала ГЛОНАСС. А потом опции уже других спутниковых систем.

А.Нарышкин То есть, приоритет – ГЛОНАСС.

В.Маслюк В  настоящее время, наверное, можно уверенно сказать, что системы, когда говорят ГЛОНАСС и Джи-Пи-Эс, или Джи-Пи-Эс и ГЛОНАСС. То  основополагающим является Джи-Пи-Эс, а потом, как опция, ГЛОНАСС. А наши приборы выпускаются, чтобы в основном был ГЛОНАСС. А  потом опции. Это может быть и  «Галилео», и китайская система, может быть индийская, моет быть, какой-то страны из Латинской Америки, чтобы каждая страна имела возможность использовать и свою спутниковую систему.

А.Нарышкин Может ли  США или Европа, в качестве наказания России за какие-нибудь очередные нехорошие дела, как им покажется, отключить для россиян Джи-Пи-Эс, сделать так, чтобы в России мы не могли пользоваться преемниками и датчиками?

В.Маслюк В принципе, наверное, могут. И думаю, что такое решение может и быть.

А.Нарышкин Это где-то на  земле нужно какой-то рубильник или спутник сбивать? Как вам это видится?

В.Маслюк Вот вы сказали про планшет, почему он стоит столько, и что он должен быть дешевле. Должна быть защищенность от определенных воздействий – это раз, — крипто-защищенность. И  программное обеспечение, которое было бы устойчиво к внешним каким-то сигналам воздействия. Мы с вами, пользуясь вариантами историческими, — помните события в Югославии? Почему-то какие-то ракеты попали в китайское посольство, хотя никаких предпосылок для этого не было. Почему, допустим, самолет над Украиной – вот сейчас рассказывают, что сбили те или другие стороны. Почему-то самолет навели, там же тоже, наверное, использовали систему Джи-Пи-Эс, там навигационная аппаратура, это же иностранный летательный аппарат, который использует чисто Джи-Пи-Эс. Почему не ввести туда ошибку, которая бы позволила этому самолету залететь именно в зону каких-то боев?

А.Куренной То есть, если бы у него была двойная система…

В.Маслюк А если бы была двойная система. У него была бы ясность, точность, объективность своего местоположения. А так мы находимся под воздействием недружественного, — будем так говорить, — стороны или противника.

А.Нарышкин Наша страна может прожить на одном ГЛОНАССе? если представить, что Джи-Пи-Эс для нас недоступен, ни гражданский, ни военный?

В.Маслюк Практически та спутниковая группировка, которая сейчас есть, обеспечивает работу всех навигационных приборов с использованием сигналов ГЛОНАСС. И  к этому надо стремиться.

А.Нарышкин Это только для российских пользователей, или по всему миру?

В.Маслюк Единственная страна в мире, российская Федерация, где указом президента определено, что любая страна мира в гражданских целях может использовать сигналы системы ГЛОНАСС. Что подчеркивает нашу открытость.

А.Нарышкин И прозрачность.

В.Маслюк Желание мира, добропорядочности и добрососедства по отношению ко всем миролюбивым странам.

А.Нарышкин Но Джи-Пи-Эс тоже вроде бы бесплатный.

В.Маслюк Нет, думаю, что Джи-Пи-Эс не бесплатный.

А.Куренной Нет, Джи-Пи-Эс бесплатный.

В.Маслюк Как это, бесплатный?

А.Нарышкин Просто я договорился с  Госдепом.

В.Маслюк Тогда это дело неправильное.

А.Куренной Хотел бы поговорить немножко о межотраслевом инновационном центре, который создан на вашей базе. Это структура, которая должна вести своеобразный реестр инноваций в вашей сфере. Можно чуть подробнее рассказать, что это за структура, для чего она сделана?

В.Маслюк В  2013 году руководством «Ростехнологии», генеральным директором Чемизовым, подписан приказ о создании Межотраслевого инновационного центра на базе МКБ «Компас». Этот центр является рабочим органом, по сути дела. «Ростехнологии» для научно-технического совета и для многих направлений информационного характера для инноваций, которые проводятся на предприятиях «Ростехнологии». Не секрет, что, по сути дела, все ведущие предприятия ОПК входят в состав «Ростехнологии». Там более 650 предприятий входят, самые лучшие предприятия.

Задача поставлена – во-первых, создавать каналы продвижения инновационных технологий — это одно из направлений. Второе – организовывать взаимодействие и обмен научными исследованиями и разработками, что мы для этого делаем? Могу сказать, что это и различные соглашения, и договорные отношения с  федеральными органами исполнительной власти, в том числе, с  Минпромторгом, это и с учебными заведениями, с  научными заведениями.

Для чего вообще это делается, если в двух словах? Чтобы исключить растрату бюджетных средств и денег на уже проведенные какие-то инновационные и технологические проекты. Это одно из направлений. И надо в любом случае поддерживать актуальный банк инновационных технологий, который позволит быстро найти возможные решения даже между предприятиями,  — а этих предприятий ОПК более 700. Вот это одно из направлений деятельности «Ростехнологии». Мы, по сути дела, сейчас уже создали такую базу предложений и потребностей по инновационной политике и обмениваемся с предприятиями, входящими в  «Ростехнологии».

А.Куренной Он ориентирован только на предприятия, которые выходят в  «Ростехнологии», или со стороны, частники к вам могут прийти тоже?

В.Маслюк Наверняка такие проекты будут. Сейчас они как единичное направление, но мы используем такие предложения и реализуем. Мы даже использовали предложение — я тут повторяюсь, — страховых компаний. Найти способ, как уменьшить риск страховых выплат, чтобы не увеличивать процент страховых выплат. Наверное, это интересно, в частности, для страховых компаний. Сейчас мы разрабатываем по реке Лена инфраструктурные портопункты.

А.Куренной А это что такое?

В.Маслюк Это как причалы, портовые сооружения по вывозу каких-то природных богатств.

А.Куренной А почему вы этим занимаетесь?

А.Нарышкин Это же  неправильно для вас?

В.Маслюк Мы же говорили в  самом начале, тогда я повторю, – мы в рамках БРИКСа занимались вопросами по развитию и совершенствованию инфраструктур, морских и речных. Мы на Сахалине такой проект сделали. Он понадобится для расширения портовых сооружений, которые уже сейчас имеются.

А.Куренной Это интересно. Хотя, казалось бы, совсем непрофильная для вас история.

В.Маслюк Но это же  инновационные проекты, что-то, что уменьшает затраты

А.Куренной Это конечно. Ваше предприятие коммерчески успешное? Вы сейчас больше потребляете ресурсов, чтобы потом начать приносить пользу, отдачу?

А.Нарышкин Вдогонку из интернета Дмитрий Мезенцев прислал вопрос: «Давно ли вас проверяла Счетная палата?»

В.Маслюк Правильно сказано. Счетная палата должна проверять всех.

А.Нарышкин А  у вас как, вы успешные с точки зрения коммерции?

В.Маслюк Пока до нас Счетная палата не дошла. Думаю, у  нас успешная коммерческая составляющая.

А.Нарышкин А  прибыль есть?

В.Маслюк Есть.

А.Нарышкин Рассказывайте.

В.Маслюк Могу сказать, что мы более 50 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляем. Более 50 направлений.

А.Куренной Они дают эффект?

В.Маслюк Естественно. Все эти работы прибыльные. Это одно из направлений. Второе – у нас гособоронзаказ. Это тоже стабильные поступления финансовых, бюджетных денег. И бюджетные ассигнования во все предприятия ОПК поступают стабильно, без всяких срывов. Это большое дело. А.КУРЕННОЙ: Я так понял, по вопросам слушателей, что гражданское направление вам стоит развивать. Тут спрашивают, подходит ли ваша навигационная аппаратура для грибников, и так далее. А действительно, может быть вам перейти на подобные форматы, делает бытовые ГЛОНАСС-навигаторы? Будем меньше терять людей в  лесах.

В.Маслюк Вот вы сейчас просто подталкиваете на мысль. Вы детей, допустим, отпустили в лес или в парк. Даже на выставке «Армия-2015» дети теряли родителей, а родители детей. Были такие события, когда по радио передавали, что ребенок потерял родителей. А если бы  у них было…

А.Нарышкин Это какая штучка?

В.Маслюк Метка может быть как на браслете часов – можем сделать такую.

А.Нарышкин Можете, или уже сделали?

В.Маслюк Можем.

А.Нарышкин А почему не сделали?

В.Маслюк Так вы только что подсказали такую идею. Вы подталкиваете на такой проект.

А.Нарышкин Давайте, делайте, дети будут бегать с вашими часиками.

В.Маслюк Или с  метками возле часиков. Видите, спасибо вам за эту идею.

А.Нарышкин Это Саше спасибо.

В.Маслюк Ну, может быть, потом вы скажете, что цена будет большая.

А.Нарышкин Так это от вас зависит, какая будет цена.

В.Маслюк Хорошо, а мы вас будем приглашать, чтобы вы разработали программное обеспечение.

А.Нарышкин И  обязательно покажите мне планшет. Приносите планшет в следующий раз с собой и маячок для детей. К сожалению, время наше подошло к концу. Спасибо вам. Всем счастливо.

Комментарии

10

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

10 августа 2015 | 22:16

Вот это конечно интересно почитать, когда будет в архиве.
Навигация нужна всем - главное чтобы пользователь смог скрывать свое местоположение от других - чтобы не следили.


vadimp 10 августа 2015 | 22:24

Бе-Ме-Бе-Ме. А зарплата поди сопоставима с телефонным номером.


arb40 10 августа 2015 | 23:02

Что-то не очень понятная передача...
Кого тут пригласили в передачу? Впечатление, что товарищ работает со вчерашнего дня на предприятии, а до этого был то ли прапорщиком, то ли генералом...
он вообще-то не в курсе по большинству вопросов... Вроде как из 80-90-х разговор-то
Кто-то с инженерным образованием это все слушал?


anatoly_rmm 11 августа 2015 | 01:09

arb40: Звездным моментом был тот, когда его спросили, какая операционная система используется в этом устройстве. Сначала он радостно отрапортовал, что операционная система, во-первых, есть, а во-вторых она определяет путь от одной точки до другой, а когда вопрос был повторен, начала вообще пускать пузыри. Если правильно то, что он ранее был генералом-прапорщиком, то скорее всего по идейно-воспитательной работе, либо по режиму.


svjatoi Александр Чекмарев 11 августа 2015 | 21:13

anatoly_rmm: Стыдобища.
Я тоже это заметил, всё-таки впервые слышу,
что у нас есть отечественная база, полностью замещающая импортные аналоги конечно.
А вот как он произнес Глонас с неправильным ударением стало ясно,
возможно снабженец или отставной консультант,
Главный вопрос конечно разрешение и точность обнаружения, на местности
к с стыду окружения, даже таких вопросов не услышал.
К смеху этот вопрос стал интересовать даже старушек.
Из Московской практики; общественный транспрот перевели на эти устройства,
возможно "Компас", для определения местонахождения вашего ожидаемого
общественного транспорта.
На остановке ждёт старушка, очень спешит, спрашивает у диспетчера по 8800… у вас в расписании трамвай должен быть в 10 ч, а его я вижу на предыдущей остановке?
Как это понимать?
Вот вам и ответ системы позиционирования объекта в пространстве.
Погрешность составила 300м в прямой видимости.
У меня признаюсь система "Garmin". На смартфоне "Nokia E90". Так вот у него погрешность. Составляет пол корпуса автомобиля, проверено на каждом перекрестке.
А стоимость планшетов фирмы Компас на порядок выше импортных аналогов,
невозможно поверить, но он сказал в 80000 рублей
неплохо "Компас" наживается, осталось выяснить,
бюджет там захватили отставные генералы, - военный или гражданский?
Или оба бюджета служит донорами
Этот компас не полное "Г", но и переполненное "Ж".


bizon8 10 августа 2015 | 23:07

Большей ржачки давно не слышал.
Это зам ген директора?
Нарышкин чуть не обосс..я от смеха.


s_savenkov 11 августа 2015 | 00:05

Собеседники стоят друг друга. Они употребляют термин "планшет" в разных смыслах, причем Нарышкин играет роль продвинутой домохозяйки. А гость типичен для этой передачи - начальство послало менеджера-болтуна.


parkdvr 11 августа 2015 | 00:42

Поржал ) Чувак так и не осилил вопрос о том какая ОС стоит на его "приёмоиндикаторе" (планшете) за 80 тыс руб и является ли она многозадачной ))


parkdvr 11 августа 2015 | 00:56

Посмеялся наночь )Динозавр из прошлого века ) Хвастается своим "приёмоиндикатором" за 80 тыс руб, и впервые узнал что gps бесплатен. Сколько вони было бы еслиб он мышку со скролом изобрел.


11 августа 2015 | 10:17

Посылал им СМС в эфир, все пытался узнать, пока ведущий тупил и не задал по "планшету" самых простых вопросов! Ну был бы атомный эфир, а не этот обойный клейстер.

Я хотел узнать:
Где физически собирается этот чудо-планшет. Не упаковывается в коробку, а паяется из элементов, в какой стране.
Кто производитель процессора.
Кто производитель оперативной памяти, чипсета и долговременной памяти.
Кто производитель экрана и батареи питания.
Как называется эта чудо операционная система, которая "показывает".
Есть ли в этом изделии хоть что-то физически-осязаемое российское, кроме упаковочного скотча на коробке. Хотя он вроде тоже у нас не производится...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире