'Вопросы к интервью

А.Нарышкин Добрый вечер, программа «Арсенал», сегодня ее  ведут Анатолий Ермолин, Александр Куренной и Алексей Нарышкин, наш гость сегодня Вадим Задорожный, основатель, создатель Музея военной техники и  руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осетинский.

Сегодня необычная для нашей программы тема – «Победная история российской военной техники».

А.Куренной Вадим не первый раз в нашей программе.

В.Задорожный Я думал, что это был «Военный совет».

А.Куренной Нет, это был «Арсенал». У нас юбилейный год, 70-й, Победы. И в первую голову спрошу как раз об этом – будет ли ваш музей принимать участие в мероприятиях, этому посвященных. Уже сейчас в регионах идут акции, посвященные этому, готовите ли вы что-то?

В.Задорожный Вообще наш музей заточен для того, чтобы готовить разного рода мероприятия, связанные с памятью, чествованием, связанные вообще к  возвращению тем добрых и  мужских событиям прошлого времени, той великой войны, которая была в СССР, и в этом году мы планируем несколько серьезных мероприятий. Первое – если Господь даст и все чиновничьи истории срастутся в единое целое, мы  сейчас готовы участвовать в параде 9 мая, как определенное подразделение с тем блоком, который сегодня пока еще не воссоздан на нашей территории. То есть, существуют танки, которые есть, как «34», Су-100 и  Су-152, а есть та техника, которой сегодня не существует в России. И эту технику мы восстановили. У нас очень много экспонатов, которые сегодня являются единственными.

А.Нарышкин И эти экспонаты у вас в музее?

В.Задорожный Конечно, и они ходовые. Но полнота парада – это полнота. Мы хотим представить то, что есть и то, что было, и мы это делаем. Поэтому думаю, что мы пойдем со своей техникой, танками, своими системами, артиллерийскими, бронетанковыми, танковыми системами. Может быть, нам позволят еще полетать где-то рядом.

А.Нарышкин И все это вы хотите провернуть 9 мая.

В.Задорожный «Провернуть» это неправильное слово. Мы хотели иметь честь участвовать в  Параде 9 мая и дополнить историческую составляющую парада той техникой, которую мы  имели возможность восстановить и поставить на ход.

А.Нарышкин Это будет ваш первый подобный опыт?

В.Задорожный Нет, четыре года мы делаем парад 7 ноября, в основном, наша техника, 90% техники, которая 7 ноября выходит на Красную площадь, это техника нашего музея.

А.Нарышкин Но  9 мая вы еще не были.

В.Задорожный К сожалению, еще не были, но надеюсь, первый раз пойдем.

А.Куренной Что за образцы техники, которые в  единственном экземпляре?

В.Задорожный У нас есть ранние танки Т-38, Т-38, Т-60, Т-70, Т-86, — то есть, те экспонаты, которые не сохранились в ходовом состоянии. Они есть на Кубинке, это один-два экземпляра, но это музейная техника. У нас все, что стоит в музее, все движется.

Б.Осетинский Надо добавить,  — собственно, эта техника и защитила Москву 1941 года, ее следует показать непременно в  этом параде. Потому что парад, состоящий из современной техники, современных ракет показывает мощь государства сегодня, а выиграли войну другой техникой. Поэтому все, что есть в  музее, если это показать в движении, показать на Красной площади 9 мая, это было бы просто замечательно.

А.Ермолин Сколько единиц вы можете вывести?

В.Задорожный Думаю, что мы поставим порядка 40-45 единиц техники, может быть даже больше, если будем говорить о мотоциклах того времени – больше 50 единиц техники можем поставить на парад.

А.Ермолин А механиков-водителей где берете?

Б.Осетинский У нас очередь.

В.Задорожный Водителей у нас много, вплоть до бывших советских окраин, реставраторы. Могу сказать, что у  нас реставраторы узбеки и таджики, как ни странно, очень одаренные люди.

А.Нарышкин Сами реставрируют, а потом садятся в кабину?

В.Задорожный Они работают в музее очень много лет. Это действительно люди, которые с утра до вечера, у  них руки как у вьетнамцев заточены – они делают так все красиво, так правильно, они это любят, а в конце садятся и ездят. Но это достойно и правильно.

Б.Осетинский Надо добавить, что и механики и водители это люди, которые мечтали бы проехать на этих танках, машинах и мотоциклах по Красной площади. И у нас действительно очередь людей, которые могут и желают участвовать в параде на этой технике.

Если говорить про авиационную составляющую, то мы говорим о самолетах, которые защитили также Москву. У нас порядка 11 самолетов, которые летают, — восстановлены, подняты из болот и озер, и летают.

А.Нарышкин: 11 это же мало.

Б.Осетинский Всего в стране одиннадцать.

А.Нарышкин Как Музей военной техники связан с проектом «Крылатой памяти Победы»?

Б.Осетинский Музей один из основоположников проекта, мы давно совместно работаем. Проект – это создание национальной коллекции летающих самолетов периода Второй мировой войны.

В.Задорожный Проще говоря, Музей техники – это Музей техники.

А.Нарышкин У  Музея есть помещение. А у проекта?

В.Задорожный Аэродромы.

Б.Осетинский Наши самолеты летают, имеют летную годность.

В.Задорожный Борис ищет, находит, реставрирует. Я размещаю заказы. Мы  реставрируем самолеты в Новосибирске, самолеты, которые начинают летать. Борис занимается этим уже более 20 лет. Самолеты, которые реставрирует Борис, попадают потом в музей. Но  музей это не просто площадка музея техники. У  нас есть аэродром 1939 года, который находится в  Медыни Калужской области. На этой территории мы создаем, как бы реанимируем пространство 39-41 гг., вообще пространство довоенное, военное, где мы хотим отработать мир того времени. То есть, как машина времени. Возвращаясь на эту территорию, вы увидите стоящие самолеты, летающие самолеты, вот эти 11 машин летают. Из 11 машин — четыре — первой мировой войны, трипланы и бипланы. Здесь и  штурмовики, и  истребители, в реставрации находится еще ряд машин. В частности, самолет ИЛ-2, Ту-2, — это очень тяжелые многолетние проекты, но они заканчиваются тем, что самолеты летят. В стране нет больше самолетов.

А.Ермолин Какой допуск у летчика должен быть, чтобы сесть на Ил, «Летающую крепость»?

Б.Осетинский Это больше «летающий танк», чем крепость. Летчик-испытатель в первую очередь. Потому что самолет после реставрации облетывается летчиками-испытателями.

А.Ермолин А где вы их берете? Обращаетесь к военным?

Б.Осетинский Нет, никаких военных.

А.Нарышкин Боитесь военных?

Б.Осетинский На этих самолетах должны летать люди, которые могут летать. Потому что это особые самолеты – это хвостовое колесо, это совершенно другие самолеты, и люди, которые их облетывают, на протяжении последних 20 лет они этим занимаются. Больше того, — действительно у нас сейчас дефицит летчиков. Потому что нужно выпустить летчика именно на этой машине, у нас три биплана, причем скоростные, это истребители, лучшие истребители начала 40-х гг., конца 30-х, — эти самолеты участвовали в войне в Испании, и  Финской кампании и  Халхин-Гол, и Маньчжурия и начало войны. То есть, это и  15-БИС, и «Чайка», И-16.

А.Ермолин «Ишаки» летают?

Б.Осетинский Конечно. Два МИГ-3 на крыле и самолеты, прежде чем подняться в воздух, проходят летные испытания летчиками-испытателями, а потом получают сертификат летной годности гражданской авиации, так называемой Авиации общего назначения, АОН. Причем, это единичные экземпляры воздушного судна. И  с этим сертификатом мы можем летать как обычное воздушное судно, используя аэродромы гражданской авиации.

А.Ермолин Трудно техосмотр проходить?

Б.Осетинский Да. Раз в год мы проходим продление летной годности, и когда мы готовились на 65-летие Победы летать над Москвой, причем мы серьезно готовились, на уровне решения министра обороны было закуплено топливо, работала штурманская группа, так как самолеты имеют разную скорость, разные группы должны были встретиться в точке над Красной площадью не более с  5-6 секундами разницы, поэтому это была серьезная работа, штурманская. Но, к сожалению, не получилось, и  в середине апреля нам сказали, — нет, спасибо.

В.Задорожный Скажи по поводу столетия авиации – мы  37 машин готовили, исторических машин.

Б.Осетинский В  2012 году праздновали столетие ВВС России. И всю историческую часть празднования проводили мы,  — летали наши самолеты, мы пригласили наших друзей коллег из Великобритании.

А.Нарышкин Они сами летели?

Б.Осетинский Все прилетели сами. «Каталина» прилетела из  Лондона. Участвовали Австрия, Великобритания. Швеция и Франция и Германия – пять страну чествовали в праздновании. Причем, прилетели те самолеты, которые поступали к нам по Ленд-лизу и наши машины. Самолетов противника у нас не было.

А.Нарышкин Максим спрашивает: «Удалось ли отреставрировать единственный Як-1»? В чем его прелесть?

Б.Осетинский Прелесть в том, что Як-1, Як3, Як-7, Як-9 составляли большую часть истребительской авиации того времени.

А.Нарышкин Мы говорим про Вторую мировую?

Б.Осетинский Да.

В.Задорожный Первый ЯК появился в  1027 году.

Б.Осетинский По окончанию войны, к сожалению, не осталось в летном состоянии ни одной машины, те Як-3, которые подарили летчикам из «Нормандии Неман», улетели во Францию, там они стоят.

В.Задорожный После войны было разрешено летчикам из «Нормандии Неман» забрать самолеты, на которых они летали, и они их  увезли во Францию.

А.Ермолин И только они и сохранились?

Б.Осетинский Нет, КБ  Яковлева сохранило самолеты. Як-11 стоит в Саратове, в музее.

А.Нарышкин То есть, Як-1 в России не один?

Б.Осетинский Он есть в статическом состоянии в Саратове, в музее.

А.Нарышкин А летающий?

Б.Осетинский В  2012 г. Мы поднимали самолет ИЛ-2, мы его очень долго искали, и  в этом же озере мы нашли самолет Як-1, было поднято два самолета.

А.Ермолин Где?

Б.Осетинский Мурманская область, озеро Кривое. Это в двух шагах от Сафонова, аэродрома, где раньше стояли войска. Як-1 был поднят в  2012 г. И  ИЛ-2 находится сейчас в реставрации, а  Як-1 мы отреставрировали до статического состояния, он сейчас в Музее техники в экспозиции.

В.Задорожный Мы оставили на самолете все, что было. Мы, как только его подняли, тихонечко соединили, собрали, отмыли, отжали. Тот герой, которого мы подняли, остался таким, каким он есть. Каких-то кусков недостает, что-то прогнило.

Б.Осетинский Надо пояснить — Як-1 это машина, которая имеет деревянное крыло и перкалевую обшивку, то есть, есть металлическая ферма, которая прогнила. И то дерево, которое подняли, пока мы везли его из  Мурманска в Москву. Рассохлось и распалось на составляющие.

В.Задорожный Мы сушили полтора года дерево.

А.Нарышкин Обязательно надо было сушить, нельзя было купить фанеры, а потом бы  покрасили, и был бы аутентичный.

В.Задорожный Мы не красили. Мы полностью собрали крыло, силовую часть. Крыло собрано, Но специально не покрыли его перкалью, специально оставили скелет, чтобы видно было, из чего был собран самолет. Рядом стоит Як-9, настоящий самолет Клещева, героя Советского Союза. И он выглядит как самолет. А Як-1 выглядит как скелет этого самолета, без обшивки. Это показывает, вообще из чего состоял самолет.

В.Задорожный Это баки, обтянутые резиной — 8 баков, в правом крыле 4 бака и в левом. То есть, пробиваясь пулей, осколком, бак начинал течь. Резина стягивала каждый бак, чтобы не вытекало горючее. Конечно, когда смотришь на эту машину, не понимаешь – машина делает более 500 км в час, Як-3, и ощущение нереального — там только бронеспинка сзади, и  больше ничего. Толщина металла миллиметр-полтора.

Б.Осетинский Если говорить о капотах, которые прикрывали двигатели. А бронеспинка порядка 8-10 и это единственная защита летчика. Бронестекла у  Яка не было, любой выстрел из винтовки мог пробить.

Вооружение было хорошее у Яка  — 2 пулемета и  пушка.

А.Нарышкин Люба: «Можете ли вы взять пассажира — хочется исполнить мечту на Пе-2».

Б.Осетинский Мы  мечтаем такой самолет найти. Пе-2 это хорошая машина, но  у нас ее нет, даже нет проекта реставрационного. Можно говорить о По-2, это как раз самолет, на котором летали и девушки, в том числе. ПО-2 это У-2, Поликарпов-2, двухместная машина, и второе кресло – штурманское. Это 46-й гвардейский полк, Таманский.

А.Ермолин На котором «товарищ Булочкин» летал.

Б.Осетинский Он летал на  По-2, но в 46-м летали только девушки.

А.Нарышкин Как пополняется коллекция музея?

В.Задорожный Последние экспонаты, которые мы сейчас будем реставрировать, находятся в Новосибирске. Это бомбардировщики Ту-2, которые мы покупали в Америке.

Б.Осетинский Покупали в Америке, в  Музее «холодной войны».

Н.: Почем отдали?

Б.Осетинский Дорого.

В.Задорожный Но красавцы.

Б.Осетинский Мы выбрали лучшие.

В.Задорожный Это легендарная машина.

А.Нарышкин Это не интересно, когда вы просто покупаете. Борис рассказал про самолеты, которые нашли на дне озера.

Б.Осетинский К нам пришел товарищ, Олег Скопинцев, и принес летную книжку своего оцта, где на одной из страничек было написано, что после боя с «Мессершмиттом» и получения повреждения двигателя, самолет сделал вынужденную посадку в ноябре на  лед озера Черногубское. Он  говорит: ребята, можете найти этот самолет? Отец остался жив, умер в начале 90-х, и очень мечтал этот самолет найти. Говорит, что там у него остался пистолет-ракетница. Два года мы искали этот самолет в озере, безуспешно. И  поисковая команда, которая работает с нами «Фронт»,  — там высокого класса специалисты, и решили, что  — ну, два года искали, используя все геофизическое оборудование  — и ничего не нашли. Перешли на соседнее озеро, Кривое, и нашли самолет Як-1 и  в  150 — другой. Это была большая удача. Причем, и тот и другой – вынужденная посадка. Один садился на лед, а другой на воду. И мы нашли на  9 метрах глубины Ил-2. Причем тут история тоже потрясающая — это 46-штурмовой авиаполк вылетел в ноябре на  Луастари, где был немецкий аэродром плюс подлодки, которые торпедировали конвои на территории Норвегии. Они вылетели туда на  штурмовку, но их, видно, ждали и встретили очень сильным заградогнем, плюс «Мессершмиттами». И весь штурмовой полк, в сопровождении Яков, которые ушли в воздушный бой, в сторону, оставив Ил-2 на растерзание.

Машина, которую вел Валентин Скопинцев, получила повреждения. Ему попал снаряд в броню и пробил таким образом, что не повредил двигатель, а разбил только генератор. И самолет остался без электричества – то есть, пушки не стреляли, пулеметы не стреляли, бомбы, которые он не успел скинуть, он  отстрелил, а дальше ничего не оставалось делать, как возвращаться на аэродром, потому что воевать он уже не мог.

А.Ермолин А  рули высоты, шасси?

Б.Осетинский Это все работало. До момента, пока на него не насел «Мессершмитт-109». Причем, он его обстрелял сверху и  сзади, и отбивался от  «Мессершмитта» стрелок, который и спас летчика и самолет, он потом был ранен этим «Мессершмиттом». Когда мы разбирали машину, мы увидели, что один из снарядов «Мессершмитта» попал в воздушный баллон, который отвечает за тормозные щитки выпуска шасси. То есть, самолет летел и не стрелял.

В.Задорожный Другой снаряд попал в оружейный ящик, где гильзы были разворочены, но не сработали.

Б.Осетинский И он с полным боекомплектом возвращался домой. Деваться ему было некуда, ноябрь месяц, темно, 4 часа, ион выбрал просто большую белую площадку и садился на лед с  РС на брюхо.

В.Задорожный Представляете, возбужденные РС, они могут в любой момент взорваться. То есть, он садится на самом деле на взрыв.

А.Нарышкин Сделаем небольшой перерыв и  продолжим программу. Только скажите, где музей.

В.Задорожный Красногорский район, Музей техники, 4-й километр Ильинского шоссе. Усадьба Архангельское рядом.

НОВОСТИ

А.Нарышкин Продолжаем программу.

А.Ермолин Ольга спрашивает: «Где я могла бы найти информацию о военных годах моего деда, Матвеева Владимира Арсеньевича, летчика-испытателя самолета авиаконструктора Бартини Матвеев установил рекорд скорости полета на дальности 5 тысяч километров в  1939 году». Мы знаем ответ на этот вопрос.

А.Куренной Посмотрите сайт «Подвиг народа.ру», там можно найти наградные документы, по которым можно восстановить хотя бы отчасти боевой путь.

А.Ермолин мы нашли своего деда, там все наградные с описанием, за что, в какой операции участвовал, где был ранен. Замечательный ресурс. Б.ОСЕТИНСКИЙ: Я думаю, она имела в виду не боевой путь, а самолет, который не воевал.

А.Ермолин А что-нибудь осталось от самолета Бартини, это легенда, или действительно были такие замечательные самолеты?

Б.Осетинский Все экранопланы, идеи Бартини просто опережали время.

В.Задорожный Это был великолепный, гениальный конструктор.

Б.Осетинский Он работал в ЦАГИ, и  Бартини там работал в это время.

А.Ермолин У него были уникальные формулы, которые только сейчас могут обосновать.

Б.Осетинский К сожалению, так получилось, что человек раньше времени выдавал идеи, которые нельзя было применить.

В.Задорожный Это гений авиации, безусловно.

А.Куренной Когда вы восстанавливаете технику, где вы берете недостающие агрегаты и детали?

Б.Осетинский Хороший вопрос, чертежей того времени тоже нет. Мало того, что были уничтожены все самолеты, но были уничтожены и все чертежи.

А.Нарышкин А кто их уничтожал?

Б.Осетинский Знаете, у нас очень маленькая страна, места мало, и хранить чертежи самолетов, которые не выпускаются нет смысла, это занимает огромные площади. В электронные их никто не переводил, поэтому чертежи Мигов, Лавочкина уничтожались.

А.Ермолин Почему? А как же инженерная культура?

Б.Осетинский Знаете, это вопрос, который до сих пор волнует. Почему до окончания войны у нас оставалось больше 60 тысяч самолетов в боевом строю, причем и наших и те, которые мы получили по Ленд-лизу. Зачем надо было с приходом реактивной эры все уничтожать и не оставить ничего для памяти? Мое мнение, что война была настолько тяжела и в то время считалось, что эту войну будут помнить веками, то есть, настолько она была тяжела, что не надо было сохранять материальные объекты войны. Зачем нужно сохранять самолеты, если итак будут помнить.

Но вот  прошло 70 лет и не думаю, что встретив на улице мальчишку, мы  узнаем, на чем летал его дед, или чтобы он перечислили хоть какое-то количество самолетов, участвующих в войне.

В.Задорожный Причем самое страшное,  — мы видим компьютерные самолеты, которые летают в фильмах, а это все неживое – придуманное, рисованное, гудящее, но мы не видим настоящего самолета. А когда над тобой пролетает крылатая машина со  звездами и ты видишь настоящий поршневой двигатель, видишь, как он шумит, чувствуешь его, у тебя невольно волосы поднимаются, — ты понимаешь, как это было. Ты вдруг попадаешь в это время и начинаешь чувствовать.

Почему мы создаем нашу историю в объектах технической культуры – самолетостроение, танкостроение, — потому что вся эта военная мощь  — ее нужно чувствовать. В Музей ходят тысячи детей, спрашивают у родителей, у дедов, у  своих близких – идет объяснение, контакт, разговор. Если нет объекта культуры – нет разговора. Уничтожено, не существует, забыто, и  мы не можем сказать.

Поэтому мы с Борисом считаем, что наличие объектов живой техники, техники из времени, это не просто удовольствие, это ощущение такой тонкой боли и  великой гордости. Ты становишься соучастником, понимаешь, чувствуешь, трогаешь, воспринимаешь, слышишь лязг гусениц, гул самолета и становишься участником всех этих событий. Это дает толчок, и ты начинаешь изучать, становишься сопричастным к этому. А если этого нет – ты не сопричастен. Поэтому сохранение объектов военной исторической культуры, на мой взгляд…

Б.Осетинский Даже не сохранение, а воссоздание.

В.Задорожный Это толчок к тому, чтобы вернуть, гордиться, любить. Мы летали в «Бекфорде» много лет, нас просят летать везде и всюду, а мы хотим летать у себя. Мы хотим, чтобы наши советские, российские  — я до сегодняшнего дня считаю, что это великая страна и нельзя никого делить и не отнимать. То есть, все, что было создано нашим великим советским народом, что перешло в наследство великому российскому народу, это все одинаково. И  нельзя отбирать ни туда, ни туда. Нужно оставить и дать возможность. Можно все размыть.

А.Ермолин «Есть ли в вашем музее специализированный отдел по сбору старинных фотографий? Хотел бы поработать в качестве специалиста по комплектации фондов. Имею обширный опыт применительно к истории отечественной авиации, но и не только. Ольге могу прислать интересное фото «Сталь-7» и  воевавшего бомбардировщика Ер-2» — Алексей.

В.Задорожный Милости просим.

А.Нарышкин Являетесь ли вы единственным владельцем коллекции Музея?

В.Задорожный да, являюсь единственным владельцем.

А.Нарышкин А сколько это стоит?

В.Задорожный А сколько стоит история?

А.Нарышкин Ну, серьезно. Вы на протяжении десятка лет вкладываетесь во все это.

В.Задорожный Я вкладываю в историю, я сохраняю,

А.Нарышкин Ну, это понятно. А про денежки?

З.6 Денежки это как в  «Стране дураков» — нужно отмывать, закладывать, потом считать. Мы немножко другого порядка, мы другие люди, это другое. Поэтому вопрос я считаю некорректный и ненужный.

А.Нарышкин Будем считать, что ваша коллекция бесценна.

В.Задорожный Это коллекция страны, коллекция ветеранов, детей. Здесь совершенно другое ощущение.

Б.Осетинский Это национальная коллекция.

В.Задорожный Сегодня, при закрытии Политехнического музея, при том, что происходит в нашей стране, любые площадки обозначаются программами – мы будем делать это, делать это, — все расписывается. А настоящий музей, помимо Кубинки, конечно, — это исторический музей бронетанковых войск, лучший в своем роде, думаю, это лучший мировой музей, а наш  — это первый музей в старен, который может показать танковую историю, автомобильную, историю техники мотоциклов, авиации, стрелкового оружия.

А.Ермолин Но на самом деле действительно, если артефакты просто стоят, это неинтересно. Какие у вас есть специальные мероприятия, как вы оживляете экспозицию?

В.Задорожный В нашем музее вся техника рабочая, музей живой техники. Все экспонаты, которые находятся в нашем музее, двигаются.

А.Ермолин В  Вашингтоне известный музей истории США – там в разрезе дом, в котором жили поколения американцев, и ты видишь всю эпоху. Вы используете что-то подобное? Вы же не часто оживляете свою технику?

В.Задорожный Эта техника как картины – их нельзя часто пользовать, потому что техника имеет свой срок службы – это металл, двигатели.

Б.Осетинский В музее стоят несколько двигателей, и к каждому двигателю, поднятому из болота, есть история, описанная в фотографиях и в тексте. Например, двигатель самолета Р-5, который погиб в  42 году и который поднят,  — есть вся история, чтобы оживить любой из предметов в музее, существует ряд научных подходов. Во-первых, воссоздание истории предмета и  подача. Всем этим занимаются научные сотрудники музея. Надо сказать, что у Вадима в  коллекции гораздо больше коллекция, чем те площади, которые он имеет. Если представить всю коллекцию, собранную Вадимом, начиная от фотографий, приемников, фотоаппаратов выставить, то нужно по площади еще четыре таких музея. Конечно, сложно всю коллекцию, которая есть обработать и подать в том виде, в котором она должна быть подана — площадей не хватает, конечно.

А.Ермолин Государство помогает?

В.Задорожный Слава богу, не мешает. Нам помогает Рогозин, министр обороны, — с  уважением относятся к тому, что мы  делаем. Большая им хвала и большое спасибо. Нам помогает КБ Яковлева, Димченко, глава КБ. Это люди, которые понимают, уважают, ценят и чувствуют, что мы идем по правильному пути.

Но мы начали раньше, — я бы так сказал. Борис начал реставрировать самолеты в  90-е гг., я стал заниматься этим в конце 90-хз, собиранием коллекции машин, мотоциклов, бронетехники, стал реставрировать первые самолеты. И, на мой взгляд, это пример, как это было до революции, в старом нашем добром российском государстве. Подобные поступки должны быть системными. Если ты живешь в своей стране, по-настоящему ее любишь, то не слова, не говорильня нужна, что за тобой осталось, как ты прожил, что ты сделал? Вот эти поступки имеют законченный полный смысл – не разговор, а дело. Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся. Я учусь у истории, у  страны, у  ветеранов, у людей, которые эту страну с болью создали и оставили нам великое наследство. Поэтому надо его сохранять, показывать, и  все это должно двигаться, работать, давать эмоции для молодого поколения, чтобы у нас не было потерянной молодежи. Мы должны сегодня дать возможность помнить, чувствовать, видеть и быть сопричастным к великой истории нашей страны.

А.Ермолин «Вы говорите о Кубинке – там станко-маус с  мышонком – будет восстановление?»

В.Задорожный Это государственный музей, поэтому больше вопросов туда.

А.Ермолин А у вас нет такого мышонка?

В.Задорожный Он вообще единственный в мире остался.

А.Нарышкин «У меня выходной день и  маленькая дочка – как можно провести в вашем музее время, что вы можете предложить, чем я  могу заинтересовать своего ербенка?2

В.Задорожный Музей это место, в который вы придете один раз, другой, третий и четвертый. На самом деле это удивительное и неожиданное место, в котором тебе хорошо. Музей находится на  4 километре Ильинского шоссе, рядом возле усадьбы-музея Архангельское, — в интернете можно посмотреть, он так и называется «Музей военной техники Вадима Задорожного», любая информация в интернете доступна и понятна.

А.Нарышкин Начнем сначала – приехали, припарковались.

В.Задорожный И сразу увидите коллекцию машин – машина Сталина, машина Берии, три этажа. Закрытая площадь музея  — 12,5 тысяч метров. Территория музейного комплекса — 5 гектаров. На этой территории, помимо уникальной коллекции машин советского автопрома, находятся редчайшие машины европейских производителей — «Хорьх», «Ауди», «ДКВ», «Врандлеры», великолепная коллекция «Ауди», коллекция «Альфа-Ромео». Машины Советский Союз получал по реституции. Самая большая коллекция исторических уникальных машин попала после войны в Россию — каждый привозил соответственно чину. Эти машины здесь потихонечку умирали, маялись, попадали в  гаражи, были никому не нужны, и лучшие машины, самые редкие, остались в  СССР.

Так получилось, что в  90-е гг. их стали вывозить. Я начинал коллекционировать в то время, когда эти машины еще здесь находились. Вытаскивал из самых непонятных мест, закрытых гаражей, которые заросли землей и двери не  открывались. Мне удалось собрать, думаю, уникальную коллекцию редчайших машин Третьего Рейха и машин немецкого, итальянского, английского, французского автопрома. Приезжайте, вы все увидите. Машины Советского союза.

На трех этажах музея три экспозиции. 1-й этаж – машины СССР. Здесь броневик Сталина, Берии, машина Хрущева, единственная машина, на которой ездил Гагарин, машина «Чайка»-кабриолет, на которой в прошлом году ездила Валентина Терешкова, мы отдавали на ее юбилей, машина Хоннекера.

А.Нарышкин А у вас можно арендовать машины?

В.Задорожный Нет, нельзя. Мы можем дать машину для съемок?

А.Нарышкин На свадьбу?

В.Задорожный Ну, Господь с  вами. Вы можете взять картину из Третьяковки или в Эрмитаже на  свадьбу? Нет, это чисто музейная экспозиция, где вещи сохраняются, а не продаются и не даются в аренду.

А.Нарышкин А второй этаж?

В.Задорожный Этаж граждан СССР. Там находятся машины Ельцина, Брежнева, «Скорпионы» мотоциклы, которые охраняли, мотоциклы спецохраны и  сопровождения кортежей правительственных. 3-й этаж — это Европа, это такой блеск, машины с красивыми формами, красивая подача. Есть экземпляры, которые были выполнены по заказу, их  шили кузовные ателье. То есть, удивительно – как шили одежду, так шили и машины. Вы приходили в кузовное ателье, хотели машину под себя и для вас машину шили – рисовали по размеру, форме, цвету. Для вас эта машина на основном шасси делалась именно под вас. Кузовное ателье было очень модным в  30-е годы, они выполняли машины в одном экземпляре. Такие машины у меня тоже есть

Есть машина Гитлера, броневик, Б-770, кабриолет, которую в свое время Гитлер подарил диктатору Хорватии Павеличу за  фашистский мятеж в Югославии. Потом эта машина перешла после 45-го года Броз-Тито, который подарил ее Сталину, а Сталин считал непатриотичным ездить на машине Гитлера, он подарил ее первому секретарю Узбекистана, и в 90-е гг. я эту машину нашел в Узбекистане, сейчас ее реставрирую.

И знаете, это эпоха соединения – можно поставить машину Сталина, с одной стороны и машину Гитлера. Это как бы такой технический толчок: соединение двух технических составляющих, с одной стороны, Третьего рейха, с другой стороны, СССР.

А.Куренной Слышал легенду, что в Москве был «Хорьх» Геринга – не слышали?

В.Задорожный В Москве было очень много машин, которые принадлежали первым лицам Третьего Рейха. Эта машина уехала в  90-е гг. в Америку, она продается, но это очень дорогая машина.

А.Нарышкин Помимо экспонатов что еще есть в виде развлечения у вас в музее, извините за такое слово, — можно купить маленькие модельки?

В.Задорожный Все можно купить. Маленькие модельки, танки, самолеты, брелочки. На улице у нас великолепная Полевая кухня. Можно выйти на улицу, прогуляться – там колонна танков, колонна зенитных, ракетных установок.

А.Нарышкин Стоят, не едут?

В.Задорожный Стоят. Если нужно, мы заведем. И рядом настоящая Полевая кухня, где настоящие старые тарелки, вкуснейшая каша, сладкий чай.

А.Нарышкин А какое меню?

В.Задорожный очень простое. Гречневая каша, чай с сахаром.

А.Нарышкин Сосиска?

А.Ермолин Какая сосиска?

В.Задорожный Как было в армии, так мы и подаем, по-другому не делаем. Но очень вкусно. Дети приходят туда и пропадают – с одной машины лезут на другую, потом едят кашу, потом снова лезут, потом приходят домой, включают компьютер, открывают книги и попадают. Они мечтают, увлекаются, начинают понимать. Я это сколько раз наблюдал. Сегодня дети иногда больше знают, чем их родители. И это очень хорошо.

Б.Осетинский Существует и ресторан, и можно покататься на машинах, броневиках по территории.

А.Нарышкин Хочу показаться в танке.

В.Задорожный Ну, на празднике покатаетесь.

А.Нарышкин А пострелять?

В.Задорожный ну, это не у нас.

А.Нарышкин Но вы доводили вашу технику до такого состояния, чтобы она не только каталась, но и стреляла?

В.Задорожный Это невозможно. У нас нет такого права, и мы не будем его добиваться.

А.Нарышкин Жаль.

В.Задорожный Да нет, слава Богу.

А.Нарышкин Очень было интересно. И напоследок еще раз адрес.

В.Задорожный Музей техники, 4-й километр Ильинского шоссе.

А.Нарышкин Адрес очень просто найти в  интернете — «Музей техники Вадима Задорожного», основателя и создателя Музея. Спасибо вам огромное.

В.Задорожный Всех с праздником.

Комментарии

17

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

engineer_ekb 24 февраля 2015 | 22:27

Отлично!!!
На самом деле я не из Екб, а из Верхн.Пышмы; там такой-же музеум- посмотрел- понял, откуда слямзили; но в В-Пышме Ничего не летает; если ездит- то с движком от ВАЗ2105; про танки отделный разг...Где- что стырили...
Хочу теперь в подмосковье...


engineer_ekb 24 февраля 2015 | 22:29

Задорожный - похоже, нормальный! Наш!!!! - Настоящий!


andrew111 26 февраля 2015 | 15:08

Что ни делается у нас – всё получается уродским или смешным… иногда и уродским и смешным одновременно.

То же самое относится к музеям… Во времена СССР я неоднократно бывал в крупнейшем отечественном авиационном музее – в полузакрытом-полудоступном для "рядового" населения музее ВВС в Монино (когда переподготавливался при Академии ВВС имени Гагарина).

Этот так называемый музей – жуткое убожество, абсолютно неприличное для страны, провозглашавшей себя (не более и не менее как) "родиной авиации"… насчёт "родины авиации" враньё, конечно, но если уж объявляешь себя таковой, то хотя бы внешне соответствуй своей похвальбе на весь мир. Но у нас страна-то идиотская… даже пропаганду по-умному не способна сварганить.

На "родине авиации" ни книг, ни журналов по авиации и её истории не было. Нет, конечно же, всякие-разные, рядившиеся "под авиацию", издавались (часто огромными тиражами), но с авиацией и с её историей они были связаны лишь по названию, но не по содержанию... содержания не было совсем. Многие образчики этой макулатурной псевдоавиационной литературы у меня до сих пор сохранились. Начиная с 1950-х годов…


andrew111 26 февраля 2015 | 15:23

Не знаю насчёт исторических танков (полагаю, не лучше, чем со всем остальным), а наши реставрированные и восстановленные "летающие легенды" в качестве исторических экземпляров авиатехники не стоят ровным счётом НИЧЕГО…

Это всё сплошь "аля-Вторая Мировая война", дешёвая бутафория, пародия на тогдашние самолёты, за которые её можно принять, если смотреть издалека… По своим аэродинамическим, аэромеханическим и динамическим свойствам не имеющая ничего общего с оригиналами, даже если учесть, что и оригиналы при принятой в Стране Советов небрежности и архаичности изготовления (даже вышедшие друг за другом из сборочного цеха одного и того же авиазавода) своими лётными характеристиками колебались в широком диапазоне (абсолютно не допустимом, например, для "немецко-фашистской" или, скажем, американской авиации).

Но дурачкам показывать и киношки снимать – сойдут… а то у нас при коммунистах и для патриотических киношек-то наскрести не могли.


andrew111 26 февраля 2015 | 15:36

Как я уже неоднократно подчёркивал, советская авиация в 1945 году (к окончанию Второй Мировой войны) по своему техническому уровню по сравнению с достигнутым к тому времени мировым (в Германии, в США, в Великобритании и даже по некоторым направлениям в Японии) прозябала в куда более жалком и отсталом состоянии, чем это имело место в 1941 году (в начале Великой Отечественной войны). В 1941 году советская авиация была намного ближе к требованиям своего времени…

Немцы, на аэродромы которых вплоть до последних дней войны слабые в навигационном отношении советские лётчики (особенно истребители и штурмовики) по ошибке исправно поставляли образцы новейшей советской авиатехники, в своих документах называли русские самолёты "кустарными".


andrew111 26 февраля 2015 | 15:48

На момент окончания войны в Европе (9 мая 1945 года) официально у Советского Союза числилось 64 тысячи самолётов… но разве это были самолёты?! Если только исключить из этого числа более или менее современные ленд-лизовские бомбардировщики и транспортные, да ещё трофейные были "на уровне"… а остальные – никчемное и большей частью изношенное барахло (особенно учитывая их низкие лётно-технические характеристики, незначительную усталостную прочность, ярко выраженную недовооружённость, а также полное отсутствие реактивной авиатехники).

Недаром же командующий американскими войсками в Германии Эйзенхауэр устраивал в своей оккупационной зоне для советской военной делегации во главе с Жуковым авиационные парады – дабы отвадить русских от возможных агрессивных замыслов. Парады Жукова очень впечатляли…


andrew111 27 февраля 2015 | 13:36

Наглядный пример наших авиационных понятий и нашего авиационного профессионализма.

Года четыре назад на одном из авиафорумов (forumavia.ru) возник спор (в котором и я немного поучаствовал) по поводу соответствия "новосделанного" МиГа-3 с "настоящим" (но, к сожалению, не существующим) образцом времён Великой Отечественной войны.

Полемика развернулась вокруг подлинности динамического "портрета" полномасштабной реплики истребителя МиГ-3. Некоторые авторы утверждали, что на основании лётных испытаний псевдо-МиГа-3 можно делать далеко идущие выводы о лётных возможностях тогдашних "настоящих" МиГов-3. А иные рассуждали о неких усреднённых представлениях о реальном истребителе первой половины 1940-х годов, которые будто бы можно получить по результатам полётов, произведённых на его "современной стилизации".

У меня подобный "энтузиазм" всегда вызывал недоумение. (Интересно, в каких институтах учились все эти авторы?..)

Пришлось доказывать, что динамика полёта не бывает "средней" – она предельно конкретна.


andrew111 27 февраля 2015 | 13:58

Дело ведь не только и не столько в весе самолёта целиком (а в обсуждавшемся "восстановленном-новосделанном" МиГе-3 был его явный недобор), сколько в распределении масс по самолёту. Ибо это ведёт к изменению моментов инерции относительно осей, проходящих через центр масс (центр тяжести) самолёта, а, значит, и круговая частота недемпфированных колебаний самолёта (чаще называемая опорной частотой, а иногда – собственной частотой) становится другой, что оказывает влияние на амплитудную и фазовую частотные характеристики возмущённого движения самолёта… как при фиксированных органах управления, так и в процессе их отклонения.

Тем более что речь шла об "экономии" веса на "новосделанном" МиГе-3 не за счёт расходуемого материала, а исключительно из-за несоответствия неубываемых масс, установленных вместо оригинальных.


andrew111 27 февраля 2015 | 14:20

В аэромеханике в качестве главных динамических характеристик управляемости и маневренности используются круговая (опорная) частота недемпфированных колебаний самолёта, коэффициент демпфирования (при фиксированных рулях высоты) и коэффициент относительного демпфирования (представляет собой дробь, числителем которой является коэффициент демпфирования, а знаменателем – опорная частота).

Вместе эти параметры определяют продольное короткопериодическое движение (основное в ближнем маневренном воздушном бою), частотные характеристики самолёта, переходный процесс при отклонении руля высоты и ощущения лётчика (наиболее острыми из которых являются ощущения в ближнем маневренном воздушном бою).


andrew111 27 февраля 2015 | 18:42

Рост полётного веса самолёта влечёт за собой, как правило, увеличение момента инерции относительно "поперечной оси" (обычно являющейся главной осью инерции в продольном канале управления в связанной с самолётом системе координат), а это приводит к одновременному уменьшению коэффициента демпфирования и опорной частоты, но при этом уменьшение коэффициента демпфирования более существенно, чем уменьшение опорной частоты.

Вследствие чего произойдёт некоторое уменьшение относительного демпфирования (в формуле которого, как уже было сказано, коэффициент демпфирования находится в числителе, а опорная частота – в знаменателе).

Соответственно (при прочих неизменных параметрах) возрастёт усилие на ручке управления на единицу перегрузки и увеличится перемещение ручки управления на единицу перегрузки. А это означает, что изменение характеристик устойчивости и управляемости (и маневренности) самолёта с увеличением момента инерции будет происходить в том же направлении, что и при уменьшении площади крыла при условии неизменности первоначальных весовых и инерционных параметров. Ибо, как известно из аэромеханики, коэффициент демпфирования прямо пропорционален площади крыла, а опорная частота прямо пропорциональна корню квадратному из площади крыла.

И наоборот, уменьшение момента инерции в продольном канале по своему эффекту будет аналогично увеличению площади крыла при сохранении исходных весовых и инерционных параметров самолёта.


andrew111 27 февраля 2015 | 18:51

Отсюда следует, что сблизить динамические характеристики в короткопериодическом продольном возмущённом движении (то есть при интенсивном маневрировании по тангажу с быстрым изменением угла атаки) "настоящего" и "новосделанного" МиГов-3 теоретически можно двумя способами.

Первый способ.
Снизить вес "настоящего" МиГа-3 до веса более лёгкого "новосделанного" и обеспечить такое же распределение масс по планеру самолёта, как и у "новосделанного".

Второй способ.
Увеличить площадь крыла "настоящего" МиГа-3 (посредством пропорционального удлинения всех линейных элементов крыла) до величины, обеспечивающей те же параметры поведения в короткопериодическом продольном возмущённом движении, какие имеет "новосделанный" МиГ-3.


andrew111 27 февраля 2015 | 19:15

Не буду вдаваться во все промежуточные подробности и допущения…

Замечу только… Чтобы получить близкие маневренные параметры в продольном канале на обоих МиГах-3 (тяжёлом "настоящем" и лёгком "новоделе"), необходимо уравнять их опорные частоты в короткопериодическом продольном возмущённом движении.
Этого можно достигнуть, увеличив площадь крыла "настоящего" МиГа-3, так как опорная частота прямо пропорциональна корню квадратному из площади крыла.

После чего характеристики устойчивости и управляемости (и маневренности) в продольном канале обоих самолётов станут вполне сравнимыми, но только при условии, что увеличение площади крыла не повлечёт за собой увеличение полётного веса "настоящего" МиГа-3. Что весьма трудно осуществить… ибо большее по размеру крыло не только само утяжелится, но и потянет за собой усиление (а значит, утяжеление) фюзеляжа и шасси, что, в свою очередь, потребует установки более мощного (и более тяжёлого) двигателя. Вес самолёта неизбежно возрастёт...


andrew111 27 февраля 2015 | 19:28

Но тогда у нас получится уже какой-то другой "настоящий" МиГ-3 – более тяжёлый, чем исходный.

Из-за этого достигнутое сближение характеристик устойчивости и управляемости (и маневренности) в продольном канале опять разойдётся. Что заставит вновь увеличить площадь крыла "настоящего" МиГа-3. И опять повторится та же цепочка "подгонки", но в несколько ином количественном виде...

(Здесь я затронул лишь крайне упрощённый частный случай – только продольный канал и только его некоторые отдельно взятые элементы. Увязать все взаимодействующие между собой элементы по всем каналам с "натурой", воссоздавая самолёт из обломков, и вовсе невыполнимая задача.)


andrew111 27 февраля 2015 | 19:44

Проектирование самолётов так и осуществляется... То есть посредством многочисленных последовательных "утрясательных шажков" (итераций), которые отталкиваются от первого (наиболее грубого) приближения. (Как от печки, от которой, как известно, пляшут...)

Если процесс проектирования идёт в верном направлении (задача сходится), то "шажки" становятся всё менее "размашистыми", пока какой-то очередной "шажок" не войдёт в рамки принятого критерия. Тогда можно сделать вывод, что приемлемое соотношение между всеми противоречивыми требованиями достигнуто.

Кто теоретически сильнее в проектировании и имеет более передовую науку (в том числе и математический аппарат), у того скорее всего и авиация совершеннее. Это необходимое условие, хотя и недостаточное…


andrew111 27 февраля 2015 | 19:50

Приглашённые гости рассуждают о самолёте как о некоем "наборе железок" и далее этого не заглядывают. "Железки" и то, в какой последовательности и каким способом они друг к другу приделываются, сугубо вторичная категория.

В реальности самолёт – прежде всего математически выверенная система. Именно с определения математического облика и начинается рождение самолёта. А математические методики, на основе которых производится "обсчёт" будущей конструкции, в свою очередь исходят из теоретических посылов и концептуальных планов.


andrew111 27 февраля 2015 | 19:57

Главная задача при "копировании" (восстановлении) самолёта – соблюсти не только внешнюю похожесть, но и аэродинамическое подобие, включающее в себя геометрическое, кинематическое и динамическое подобия.

Лётная (летающая) копия – это в наипервейшую очередь одинаковые с оригиналом аэродинамические коэффициенты.


andrew111 27 февраля 2015 | 20:14

Но у нас не Америка… У нас эти постулаты не соблюдаются…

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире