'Вопросы к интервью
А. ПЛЮЩЕВ Доброй ночи! У микрофона Александр Плющев, в эфире программа «Серебро». Будем мы сегодня с вами до 6:00 утра. И займемся следующим: с 5 до 6 будет специальная программа, в которую войдут все бонус-треки с 4 альбомов Бориса Гребенщикова, выпущенных компанией «Союз», там что-нибудь и разыграем заодно. С 4 до 5 «Диск ночи», Дмитрий Борисов сегодня представит певицу Линду, если не ошибаюсь, с диском «Ворона». С 3 до 4 у нас молдавская группа «Рокетоби» будет в гостях, ну, а с 2 до 3 мы с вами обсуждаем мою любимую тему, не знаю, как уж вашу, но мою уж точно конкурс «Евровидение». Как вы знаете, прошел этот конкурс 2 недели назад, и произошло там следующее: группа «Премьер-министр», которая от нас выступала с песней «Northern girl», заняла 10-е место. Ну, так вот, говорить естественно буду не я один далеко. Я-то вообще постараюсь как можно меньше говорить. А у нас сегодня в гостях 2 больших специалиста в этом вопросе, и в этом вы могли убедиться как по телетрансляции из Останкино, так и по эфиру программы «Серебро» неделю назад. Так вот, у нас в гостях Капитолина Деловая, обозреватель «МК», доброй ночи!
К. ДЕЛОВАЯ Привет!
А. ПЛЮЩЕВ И ваш давний знакомый мистер Паркер, он же Максим Кононенко, привет!
М. КОНОНЕНКО Привет!
А. ПЛЮЩЕВ Будем мы сегодня общаться на все эти евровиденеческие темы. А я хотел срезу вас спросить, нужен ли России этот конкурс? Нужно ли туда отправлять людей, нужно ли его показывать по центральному ТВ, писать о нем в газетах и разговаривать по ночам по радио?
К. ДЕЛОВАЯ Я думаю, что вообще как бы почему бы нет? вообще постановка вопроса, нужен этот конкурс или нет, мне кажется слишком серьезной, т.к. мне вообще странно то, что вокруг, по крайней мере, последнего «Евровидения», возникла близкая к ажиотажу ситуация. По крайней мере, я почему-то на себе последнюю неделю этот ажиотаж всячески испытываю. Т.е. после этого телеэфира, прямой трансляции мне начали звонить журналисты из Владивостока, Нижнего Новгорода, Мурманска, спрашивать мое мнение, задавать такие же вопросы, нужен ли этот конкурс или нет. Для меня это запредельная ситуация, потому что в принципе это достаточно такая местечковая история, к которой так, по-серьезному относятся, наверное, действительно жители, наверное, Северной Европы. Наиболее всего смотрят и достаточно увлеченно, может быть. Например, в Великобритании, все, кого ни спроси на улице Лондона, например, из потенциальных муз-потребителей, телезрителей, я так думаю, что никто не ответит, что такое «Евровидение». И то, что, например, английские какие-то артисты там присутствуют, конкурсанты, это просто, ну, это реально такие представители самодеятельности. Настоящей английской самодеятельности.
М. КОНОНЕНКО На самом деле, Капитолина же своим рассказом о том, как ей стали звонить журналисты со всей страны, подтвердила тот факт, что на самом деле нужен конкурс, раз все звонят. Ведь он нужен не как смотр музыки, а именно как конкурс, именно как соревнование. Соревнование неизвестно чего. В общем, правила, по которым люди выбирают победителя, они очень мало кому ясны, и это придает азарта. Получается вроде игры в покер. Концерт, на самом деле, он же не очень важен. Люди, сейчас все больше голосуют зрители. Им за 2 часа выдают 24 песни, невозможно в них совершенно сориентироваться никому, если заранее их не будешь прослушивать. Важны те 40 минут, когда люди голосуют.
К. ДЕЛОВАЯ Нет, на самом деле, ты сейчас подтвердил мою мысль об этом обо всем он нужен и он существует в качестве просто телезрелища. Это теледейство, такое же, как телесериалы, как «мыльные оперы». И он рассчитан на ту же самую аудиторию, что и «мыльные оперы», которые идут в дневное время «Дикий ангел», «Просто Мария», что там еще? Это из той же серии штука, только это зрелищная такая, с музыкальной подоплекой «мыльная опера».
М. КОНОНЕНКО Совершенно верно. Но т.к. у нас в стране, у моего народа испытывается большой дефицит в положительной самооценке, социальной именно, то конечно, России просто необходимо в этом участвовать и необходимо стремиться выиграть. Потому что мы должны хоть где-нибудь выигрывать, чтобы хоть что-то выглядело хорошим.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо, здесь я вас ненадолго разведу вас. Мне ужасно нравится то, что позиции у вас хоть и не совпадают, но с другой стороны, вы говорите — ну, знаешь, то, что ты сказал, только подтверждает мои слова. Это здорово, мне кажется. Мы продолжим минуты через 3. Просто далеко не все смотрят ТВ, и смотрели конкурс «Евровидение». И просто хочу поставить ту песню, из-за которой все и происходит песню группы «Премьер-министр», с которой она выступила на «Евровидении».
ПЕСНЯ.
А. ПЛЮЩЕВ Это была группа «Премьер-министр», песня, с которой они выступали на «Евровидении». Мы сегодня все это дело обсуждаем. Уже пошли сообщения на пейджер, его номер, кстати, 974-22-22 для «Эха Москвы». Так же мы будем время от времени поднимать телефонные звонки, 203-19-22 вы можете набирать уже сейчас. Так, хорошо, значит, мы обсудили сам статус конкурса в нашем сознании. Теперь, что касается нашего там участия. Паркер поднял интересную тему в том плане, что нам надо там участвовать, потому что это такое соревнование. Причем где мы можем что-то выиграть, что, кстати, доказала Алсу. Ну, не выиграть, а занять какое-то достойное место. Т.е. с точки зрения спорта, да? Если нам везет в настольном теннисе или в хоккее, надо там участвовать. Ну, наверное, это все на поверхности. Тогда возникает вопрос: с этой точки зрения, кого стоит туда посылать? Т.е. должны ли мы пытаться переламывать через коленку общественное европейское мнение и насаждать там то, что больше всего нравится у нас, или мы должны строго подстраиваться под европейский стандарт, точнее, под стандарт этого конкурса и пытаться выиграть по их правилам?
К. ДЕЛОВАЯ Естественно, конечно. Например, то, что в прошлом году поехал туда «Мумий Тролль», это понятно, это для самой группы была такая очень веселая, легкая прогулка. И они об этом много раз говорили, что это чистой воды такая авантюра, связанная с желанием посмотреть страну, Данию, Копенгаген, где Илья Лагутенко, как ни странно, не был, хотя он объездил уже все, что можно, по крайней мере, в Европе. А просто по-другому и невозможно, наверное, потому что как бы правила уже заданы. И вот этот вот формат, рассчитанный на домохозяек, он же естественно должен соблюдаться. Ну, иначе просто очень смешно и обидно, когда группы, которые у себя в стране являются целыми носителями культуры новой, вдруг оказываются в такой непонятной булькающей кастрюльке с непонятным компотом. И выглядят там просто как обгадившиеся щенки, котята. В общем, короче, мне кажется, что это ущемление каких-то чувств фанатов музыкальных, которые к этому относятся серьезно. По крайней мере, прошлогодний такой непонятный казус с «Мумий Троллем», он был для многих обидным.
М. КОНОНЕНКО Понятное дело, конечно, мы должны играть по их правилам. Беда состоит только в том, что правила сейчас очень трудно формулируемы. Т.е. например несколько лет назад судила из каждой страны некое экспертное жюри, профессиональное, музыкальное. Это некоторым образом уравнивало правила игры. Можно было спрогнозировать, что реакция музыкантов в принципе во всем мире, ну, в Европе приблизительно одинакова. А сейчас страна каждая может сама определить, кто голосует, зрители, если она может организовать голосование телезрителей, или экспертное жюри. Она может сделать либо так, либо так, либо пополам голоса зрителей и жюри. Здесь сразу возникают мало прогнозируемые вещи, потому что, во-первых, заранее не известно, кто отдаст голоса зрителям, а кто жюри. А зрители голосуют абсолютно иначе, чем жюри
А. ПЛЮЩЕВ Голосуют сердцем!
М. КОНОНЕНКО Не в этом дело. Жюри имеет возможность, во-первых, оно оценивает, если это экспертное жюри, оценивает с некоторых общепринятых музыкальных позиций. Зрители оценивают по-другому. Жюри имеет возможность прослушать все песни до конкурса, до концерта. Это имеют все возможность сделать, просто никто не делает. Но жюри это обычно делает, чтобы песни все прослушать заранее, потому что за 2-часовой концерт, состоящий из 24 песен, совершенно невозможно что-то выделить, в голове все перемешивается. Поэтому страны, где голосуют зрители, они что запоминают? Они запоминают симпатичную девушку близко к концу концерта, что мы наблюдали в этом году. И Латвия, и Мальта обе красавицы выступали близко к концу. Собственно, они между ними и выбирали. А русская группа, которая к тому же не очень удачно просто выступила, т.е., видимо, ребята растерялись, не знаю, они все парни молодые, может, у них просто не выдержали нервы, ну, и ее забыли уже через одну песню, зрители забыли это выступление. Вот в этом беда. Когда мы пытаемся спрогнозировать, по каким правилам играть, мы должны учитывать очень большое количество параметров, а именно кто голосует, в какой стране зрители, в какой жюри, в какой стране кто что слушает. В общем, количество переменных в этой задаче столь велико, что решить ее очень трудно.
К. ДЕЛОВАЯ Не знаю, мне кажется, зачем это все, супер такие невероятные навороты, для меня? Вот я это все слышала, слушала с диким удивлением. Я этого, конечно, ничего не знаю, слава богу. Потому что мне кажется, что если так серьезно к этому всему относиться, то можно просто угодить в психушку. Я могу сказать совершенно точно одно: мне кажется, при всем моем абсолютно скептическом и насмешливом, ироничном отношении к этой всей истории, нам не нужно туда, нашему ОРТ, у нас же ОРТ формирует всю эту историю, не нужно ни в коем случае туда впредь посылать сформировавшихся уже на нашем рынке звезд. Звездам, а «Мумий Тролль» — это звезды, Филипп Киркоров и Алла Борисовна при моем ироническом отношении к этому это суперзвезды у нас в стране. И те же самые «Премьер-министры» — это тоже поп-звезды достаточно такого среднего уровня в своем жанре, но это звезды. Незачем туда посылать звезд, чтобы потом как бы не было чувства ущемления национального достоинства. Потому что как бы у того же «Премьер-министра» есть поклонницы, девочки-фанатки, для который увидеть, скажем, такое опускалово это просто такая заноза в сердце, после чего они, не знаю, на грани безумия вообще балансировали. Возможно, у нас в стране есть и такие впечатлительные люди. Туда, наверное, как в былые времена на Ялту и в Юрмалу стоит посылать каких-то совсем начинающих певцов, но с достаточно нормальными вокальными задатками. Т.е. такую, полусамодеятельность надо запускать, и все будет нормально. И не обидно будет, в случае чего. И очень будет гордо, если что-то выйдет.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо, давайте попробуем ответить на вопросы с пейджера. Я оставлю за скобкой такие веселые вопросы, как: «Капитолина, соответствует ли ваша точка зрения вашему мнению, или вы действительно деловая?»
К. ДЕЛОВАЯ Деловая, деловая!
А. ПЛЮЩЕВ Так, и оставим так же за скобками мнение, типа того, во что превращается моя программа из-за обсуждения темы «Евровидения». Дело в том, что музыка, она чрезвычайно разнообразная. Есть проявления в виде «Евровидения», есть проявления в виде группы «Аукцион». Просто все вертится, как говорится. «Господа, не создалось ли у вас такое впечатление, что мелодия песни «Девушка с севера», как две капли воды похожа на мелодию песни «Соло», которую Алсу исполняла 2 года назад на том же конкурсе? Николай»
К. ДЕЛОВАЯ Совершенно точно. Все практически песни там сделаны под одну гребенку, аранжированы под одну гребенку. Это формат вот этой «мыльной оперы».
М. КОНОНЕНКО Я тут с Капитолиной не соглашусь. Да, эти песни структурно друг на друга похожи на самом деле, но они совершенно не вписываются в европейский формат. Это американские песни, и одна, и другая. Написаны они американскими композиторами, а в США, по-моему, там есть комбинат такой, который композиторов выпускает, которые вот такие песни пишут. Может, там какая программа есть секретная компьютерная, которая их делает, но песни очень похожи. Это тоже одна из ошибок. Российская поп-музыка апеллирует в основном к американской поп-музыке, к европейской очень мало.
А. ПЛЮЩЕВ Давайте сейчас и сравним, насколько они похожи. Группу «Премьер-министр» только что слышали, а сейчас песня Алсу, с которой она представляла нашу страну 2 года назад на «Евровидении», и надо сказать, очень удачно.
ПЕСНЯ
А. ПЛЮЩЕВ Ну, вот, не знаю, как вам показалось, похоже, не похоже. Мы тут немного обсудили, решили, что Алсу все-таки лучше. В смысле песни, имеется ввиду, конечно. Ну, вот здесь Александр, тезка мой, говорит: «уважаемый господин Плющев, что вы возмущаетесь по поводу 10-го места группы «Премьер-министр», это же не конкурс русских частушек и песен Пахмутовой про комсомол и конкурс. Это конкурс европейской песни, а лучше вспомните песню, занявшую первое место», — с уважением, Александр. Ну, давайте мы вспомним песню, занявшую первое место, если бы умел петь, дорогой Александр, или там, подыграли мне наши гости, например, ну, я мы не можем этого сделать. С другой стороны, я не возмущался по поводу 10-го места. Кстати, как вы считаете, 10-е место, это успех или провал?
К. ДЕЛОВАЯ Не знаю, вот мне, честно говоря, абсолютно по барабану, 10-е оно или там, было бы третье, предположим, потому что я уже объяснила, нельзя к этому так относиться, это просто, мне кажется, как-то нет какого-то самодостоинства относиться так серьезно к этому. Но на самом деле он прав в этом вопросе, ведь невозможно вспомнить, действительно, песню, которая заняла первое место, или там второе место, кто заняла Мальта, тоже вспомнить нельзя. Вот я из этого из всего конкурса запомнила только трансвеститов, просто потому что они были смешные, прикольные и очень издевательские, издевательски выглядели в этом во всем формате. И я запомнила, например, трио такие мулатки «Ангелы Чарли» из Швеции, такие три девки с губищами, с ногами и со всеми делами, которые на самом деле, да, они пели нечто американское, но это было запоминающееся.
А. ПЛЮЩЕВ Ну, зрелищно, да.
К. ДЕЛОВАЯ Да, запоминалось. И еще была финка, кстати говоря, которую я вот тоже запомнила, потому что у нее, по-моему, у нее и голос достаточно приличный был, и смотрелась она неплохо. А все, кто попал в состав, вот в эту вот тройку, не знаю, но «Девочка с Севера» точно этому всему, в плане песни, как бы мы сейчас ее не осмеивали, она точно никак уж не хуже.
М. КОНОНЕНКО Значит, успехом может являться только первое место, потому что тогда возникает та самая положительная самооценка. Любое другое место успехом не является. Но если мы попали на следующий год на конкурс хорошо.
А. ПЛЮЩЕВ Ну, как это не является? Вон про Алсу сколько говорили?!
К. ДЕЛОВАЯ Это пиар, это пиар.
М. КОНОНЕНКО — Тоже, кстати, вот пример положительной самооценки, ну, не заняла девушка первое место, но заняла второе. Почему? Никогда еще никто не занимал второе место. Вот поэтому люди в таком восторге. А так, в общем-то, важно только первое место. Мне, кстати, запомнился, если говорить о том, что на меня произвело впечатление в этом концерте, то это, конечно, не Маша Наумова, я ее очень люблю и уважаю, как бы давно уже знаю про эту певицу
К. ДЕЛОВАЯ А кто такая Маша Наумова?
А. ПЛЮЩЕВ Которая заняла первое место.
М. КОНОНЕНКО Это девушка, которая заняла первое место.
К. ДЕЛОВАЯ Маша Наумова заняла первое место?!
А. ПЛЮЩЕВ О! Супер! Человек сидел в Останкино, заметь!
М. КОНОНЕНКО Мария Наумова ее зовут, это латвийская певица.
К. ДЕЛОВАЯ А, это латышка! Так что, она наша, русская?
М. КОНОНЕНКО Она русская, да.
К. ДЕЛОВАЯ Ну, вот видишь, совершенно на меня никакого впечатления не произвела, поэтому
М. КОНОНЕНКО Она поет песни Паулса обычно, он ее взрастил, и тут она рискнула написать собственную песню, которая действительно ужасно похожа на «Ши бэнкс» Рики Мартина. И ей повезло.
К. ДЕЛОВАЯ А, я вспомнила интересный момент, там просто, это бывшая девушка кого-то из режиссеров, из телережиссеров, которые снимали, которые были на прямом эфире. И кто-то из них сумасшедше заорал: «Это моя герлфрэнд!»
М. КОНОНЕНКО Да, Помещиков справедливо совершенно предсказал ее победу. А на меня наибольшее впечатление произвели совершенно феерические парни из Греции. Я такого не видел уже 20 лет, и думаю, что не увижу никогда.
А. ПЛЮЩЕВ Да, да!
М. КОНОНЕНКО Люди в космических чуть ли не скафандрах, с расческой в руках пели крафтверк натуральный, вот это было сильно!
К. ДЕЛОВАЯ Да, такая смесь «Рамштайна» и фрика Джорджа Майкла.
М. КОНОНЕНКО Да, было супер.
К. ДЕЛОВАЯ Да, смешно.
М. КОНОНЕНКО И вот тогда же, кстати, там же еще есть блокирование очень важное, которое тоже надо учитывать, если пытаться спрогнозировать победу.
А. ПЛЮЩЕВ Да, да, да.
М. КОНОНЕНКО Страны дружественные и близкие, если это зрители, они голосуют друг за друга.
А. ПЛЮЩЕВ Ну, не обязательно страны, и жюри точно также блокирует.
М. КОНОНЕНКО То есть, Греция получила 12 баллов от Кипра и больше ни от кого. И Кипр получил 12 баллов от Греции.
А. ПЛЮЩЕВ Ну, конечно.
М. КОНОНЕНКО Нам совершенно необходима Восточная Европа.
К. ДЕЛОВАЯ Ну, за нас, кстати, Израиль голосовал мощно.
М. КОНОНЕНКО Израиль понятное дело. И Румыния.
А. ПЛЮЩЕВ Израиль, не обольщайтесь насчет Израиля, там была какая-то низкая оценка, порядка пяти баллов. Там мы обменялись любезностями с Румынией.
М. КОНОНЕНКО Румыния не первый раз нас поддерживает.
А. ПЛЮЩЕВ Мы поставили им 12, а они 10.
М. КОНОНЕНКО По неизвестным причинам для меня совершенно.
А. ПЛЮЩЕВ Ну не знаю. Я не исключаю того, что это был какой-то обмен любезностями, заранее договоренный. Почему нет?
М. КОНОНЕНКО Ну, я, честно говоря, не очень верю в такого рода договоренности, но с другой стороны, почему бы
А. ПЛЮЩЕВ Договориться с 23-мя странами, там, с 24-мя странами невозможно, но договориться с одной, по-моему, совершенно запросто.
М. КОНОНЕНКО Да просто смысла как бы особого нету. И люди, которые голосуют, вот жюри эти профессиональные, я не думаю, что Лариса Долина была председатель жюри с российской стороны, эксперт музыкальный. С кем она договаривалась, что ты!
К. ДЕЛОВАЯ Да, кстати, вы обратили внимание на то, какой там был состав жюри? На самом деле, если всюду такой состав жюри, то, в принципе, не удивительно.
А. ПЛЮЩЕВ В очень многих странах, Паркер прав, 100% голосуют зрители, 100%, просто нет жюри никакого, там специальные технологии, в том числе и интернет-технологии, которые позволяют голосовать людям, причем не обезличенно.
М. КОНОНЕНКО Да, это совершенно меняет все.
А. ПЛЮЩЕВ Не как там люди по телефону, в том числе и у нас интерактивное голосование бывает, а именно такое, как на выборах, когда человек, условно говоря, по паспорту голосует. Поэтому там достаточно серьезно, хотя где как. Но вот насчет Великобритании, я неожиданно вспомнил, что ты говорил и про Великобританию, вообще страна-то особнячком стоит в Европе, если честно, там, честно сказать, не все про валюту-то евро знают.
К. ДЕЛОВАЯ Да уж.
А. ПЛЮЩЕВ Поэтому оценивать по Великобритании все вряд ли стоило бы. Европа сильно разрослась в последнее время, особенно за счет дробления восточно-европейских государств.
М. КОНОНЕНКО Да, я недавно узнал, что Израиль это Европа.
А. ПЛЮЩЕВ Ну, его как бы так считают Европой, на самом-то деле, конечно, Ближний Восток и Азия, но куда же его девать-то, естественно, его считают Европой. Он и в европейских кубках футбольных участвует, конечно, где же он еще играть будет, с арабскими государствами что ли?
К. ДЕЛОВАЯ Ну, ты же понимаешь, Лондон это музыкальная столица мира. И все, что касается музыки, так или иначе, мне кажется, логично как-то соотносить и сравнивать, потому что ну что такое европейская музыка? Существуют какие-то европейские музыкальные традиции, в том же самом роке, или в том же самом попе, но это все выглядит смешно, достаточно наивно до тех пор, пока за этих людей не берутся по-настоящему, допустим, какие-то английские продюсеры, и пока это не выстреливает в Великобритании, в общем, об этом можно говорить, но уровень супер-друпер этого не достигает. Хотя есть, конечно, феномен группы «Рамштайн», моей одной из самых любимых.
М. КОНОНЕНКО Здесь я категорически совершенно не согласен, потому что радио «Шансон» нам ярко демонстрирует то, что существуют успешные песни, работающие на аудиторию в 140 миллионов человек, а я думаю, что с СНГ там и все 200, без всякого участи Англии. А увлечение русских поп-музыкантов Англией, оно обычно заканчивается тем, что люди начинают делать саунд, а не песни.
К. ДЕЛОВАЯ Ну, я даже не поняла сейчас, о чем ты сказал. Мы вообще говорим сейчас не о российских просторах и не о русской ментальности, и не о русской, рвущейся на волю мятежной душе.
М. КОНОНЕНКО Так, а везде так, почему?
К. ДЕЛОВАЯ Мы говорим о европейской традиции музыкальной и об английской.
М. КОНОНЕНКО Да, и в Германии огромная шоу-машина, многолетняя, которая подняла миллион огромных хороших коллективов, там, Сандру, «Энигму», «БониМ», «Моден Токинг», Фалько, то есть, исполнители, которые в Европе прекрасно себе существовали, без всякой там Англии. Просто есть музыка для локального потребления, есть музыка для глобального потребления. Англия сильно занимается производством вот такой вот глобалистической музыки. И Штаты, кстати, тоже, во многом.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо, дорогие друзья, я предлагаю сейчас ненадолго прерваться. Вопросов на пейджер у нас очень много, но мы еще ни разу не послушали телефонный звонок. И я прямо сейчас подниму трубочку, после того, как мы прослушаем с вами реальный пример той группы, которая стала популярной, может быть, и единственный пример того, как группа стала популярной на мировом уровне, после, собственно, конкурса «Евровидения», то есть, может быть, не благодаря ему, но после это точно, в смысле времени.
К. ДЕЛОВАЯ «Брайм сторм».
А. ПЛЮЩЕВ Не угадала Капиталина, про «Брайм сторм» потом.
ПЕСНЯ
А. ПЛЮЩЕВ Ну, вот, кстати, чрезвычайно популярная у аудитории радиостанции «Эхо Москвы» группа под названием «ABBA», она стала, не помню, в каком году, врать не буду, популярной после как раз
М. КОНОНЕНКО По-моему, в 71-м.
А. ПЛЮЩЕВ Во, я еще не родился. Стала как раз-таки, и после «Евровидения», может быть, не благодаря ему. Все-таки, значит, если такой прецедент есть, все-таки, значит, какая-то польза от этого есть. Ну, это так, мои мысли вслух. Давайте немного по пейджеру пройдемся. Я обещал телефон поднять и не поднял, вот такой я плохой. Хорошо, это чуть позже. Значит, так, «уважаемые господа, стоит ли тема «Евровидения» на самом деле столь пристального изучения на протяжении трех часов? С удивлением, Михаил». Михаил, мы тоже удивляемся, потому что 3 часа мы ее обсуждать не будем. Всего два. Вот, отличная на пейджер реплика: «но все же Великобритания первая создала футбол, поэтому ей спасибо», — пишет Сергей Поляков. Это очень знакомое словосочетание. Вот, спрашивают, не спрашивают, точнее, а такое «надо было послать Диану Гурцкую, она наверняка заняла бы одно из первых мест».
М. КОНОНЕНКО Там была, по-моему, какая-то слепая певица.
А. ПЛЮЩЕВ Вот, из Германии там была слепая певица.
К. ДЕЛОВАЯ Там была немецкая, да.
А. ПЛЮЩЕВ Да, и многие очень опасались, то, что вот любимое такое на западе политкорректность и уважение ко всякого рода меньшинствам, к людям нестандартным, к людям-инвалидам, оно сыграет здесь большую роль, но почему-то не сыграло.
М. КОНОНЕНКО По понятной причине. Потому что вот я, например, узнал, что это слепая певица, только после концерта, потому что во время концерта для зрителей невозможно улавливать такие тонкости, все проходит в таком темпе, что никто просто не вникает в эти вопросы.
А. ПЛЮЩЕВ То есть, ты ничего не читаешь до «Евровидения».
М. КОНОНЕНКО А никто ничего не читает.
А. ПЛЮЩЕВ Ну как? Не знаю, я читал.
М. КОНОНЕНКО Ну, ты человек, который занимаешься этим, это твоя профессия. Люди, там которые в жюри, они тоже этим занимаются. А публика не, она ничего не читает, она узнает о «Евровидении», когда читает программу на вечер на сегодняшний, телевизионную. О, «Евровидение», отлично!
К. ДЕЛОВАЯ Не, ну на самом деле мне как бы может быть, действительно, то, что, например, то, что она не победила, может быть, это как раз доказывает не предвзятость этого конкурса, в том смысле, что нет какой-то расписанности, договоренности обо всем загодя. Хотя меня лично берут сомнения, мне кажется, что такая история не может быть заранее, не может существовать без сценария, заранее написанного. Ну, настолько это все фальшиво, и глянцево, и уныло, и серо при этом, что мне кажется, что сценарий какой-то существует. Я не знаю, может быть
А. ПЛЮЩЕВ То есть, ты хочешь сказать, что извини, что два года подряд победа, в общем-то, не самых привлекательных с точки зрения организации шоу и с точки зрения привлечения рекламодателей страны, побеждает по заранее расписанному сценарию?
К. ДЕЛОВАЯ Ну, конечно, вот эти все разговоры о том, что кто сколько дал кому денег, какой телеканал дал, я не знаю, мне они тоже как-то скучны и кажутся бессмысленными. Но, может быть, все-таки, действительно фактор какой-то геополитический здесь срабатывает и договоренности какие-то существуют именно в этом смысле. Не в плане того, кто что кому сколько заплатил, а в плане того, что, вот, неплохо бы привлечь внимание европейского сообщества к стране, не знаю, Эстония, Литва, Латвия, что потом будет, Польша, Украина.
А. ПЛЮЩЕВ Кандидаты на вступление в Европейский союз.
К. ДЕЛОВАЯ Ну, да. Это очень даже расхожая, кстати говоря, мысль, о которой, по-моему, только ленивый не писал и не вспоминал.
А. ПЛЮЩЕВ Спасибо.
К. ДЕЛОВАЯ Но в этом есть зерно здравого смысла.
М. КОНОНЕНКО Ну, не, на самом деле же Мария Наумова, надо понимать, что когда я узнал о том, что самую популярную певицу Латвии зовут Мария Наумова, я же вот Плющев был свидетелем, я был потрясен, и начал спрашивать у всех людей, которые живут в Латвии, через Интернет: ребята, это правда, как это, этого же не может быть! И действительно, поскольку комиссия существует на каком-то достаточно официальном уровне по отбору кандидатов на конкурс, они Марию Наумову не пускали, невозможно, чтобы русская певица представляла Латвию на европейском конкурсе.
К. ДЕЛОВАЯ А что она поет, в Латвии-то? Она поет песни на русском языке?
М. КОНОНЕНКО Она поет песни она знает 5 языков, у нее юридическое образование, она поет песни на французском языке, на латвийском, на русском, в том числе, но в Латвии же очень много русских людей, по-моему, чуть ли не большинство. И победила она в голосовании зрителей, там хотели послать какого-то парня, который поет официозные песни. Но все-таки народ как-то настоял на своем, я не знаю, каким уж методом, но там буквально в последние секунды, минуты все решалось, этот выбор.
К. ДЕЛОВАЯ Ну, я не знаю ничего про Марию Наумову, да? Или Науменко, как ее?
М. КОНОНЕНКО Наумова.
К. ДЕЛОВАЯ Да, я прошу у всех сразу же прощения, но я зато достаточно много знаю про группу «Брайм сторм», такие, младшие роко-попс братья «Мумий-Тролля», про которых, кстати, все говорили достаточно долго. Ну, все, кто их знал здесь, из музыкальных каких-то журналистов, что это чистой воды калька, копия «Мумий-Троллей», что вот латышские ребята снимают, как бы они очень любят, они фанатеют перед Лагутенко, они снимают с него кальку. Но на самом деле группа «Брайм сторм» пользуется невероятной популярностью в Латвии, и за 2002-й год они сняли все национальные награды, аналоги нашей «Овации», какие только можно получить за лучшую песню году, лучший альбом, лучшую рок-группу, лучшую поп-группу. Вот все, все, все, что только можно, получила группа «Брайм сторм», вот это я знаю на 100%.
А. ПЛЮЩЕВ Сейчас мы ее послушаем, я так, поскольку это Капитолина Деловая принесла диск, за что ей большое спасибо, я только попрошу тебя помочь с выбором песни.
К. ДЕЛОВАЯ Ну, наверное, давай третью, вот самый главный хит, «May be», который везде звучал в течение года очень много.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо. Ну, а минутки через 3 мы вернемся, тогда уж точно телефон будет, обещаю.
ПЕСНЯ
А. ПЛЮЩЕВ Еще у нас 3 минутки есть, я предлагаю гостям своим надеть наушники, чтобы им было лучше слышно Людмилу, которая к нам дозвонилась. Алле, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ Добрый вечер. Вы знаете, я слушаю вас, и вспомнила, что кто-то из выдающихся скрипачей, по-моему, Ситковецкий сказал, что конкурсы как таковые, они в принципе, сам элемент соревновательности они как бы становятся преградой таланту. Вот эта «ABBA», она, мне кажется, и без «Евровидения» бы не пропала.
К. ДЕЛОВАЯ Да.
СЛУШАТЕЛЬ Вот эти ребята, которые сейчас копируют Лагутенко, они на порядок приличнее, мне кажется, Лагутенко, честно вам говорю, на порядок симпатичнее.
К. ДЕЛОВАЯ Да, вот вы знаете, я в связи с этим хочу вспомнить слова моей любимой певицы Земфиры, которые она мне давеча, в приватной беседе по поводу конкурсов произнесла, она сказала, что вот если бы вот она в своей жизни никогда не участвовала ни в одном конкурсе. Ни во времена, когда она еще училась в музыкальной школе, ни в какие там иные времена, потому что если бы она, допустим, заняла на каком-нибудь конкурсе второе место, то она после этого могла бы просто-напросто повеситься, грубо говоря.
СЛУШАТЕЛЬ Вероятность того, что вот эти греки поднимутся, которые вам очень понравились, действительно, какова она, как вы считаете, есть какой-то шанс?
М. КОНОНЕНКО Это вопрос, видимо, ко мне.
СЛУШАТЕЛЬ Да, с задов конкурса подняться вообще до уровня мирового?
М. КОНОНЕНКО Никаких шансов, абсолютно, вы просто неправильно расслышали мой термин, я сказал не понравились, а запомнились, то есть, поразили воображение мое. На самом деле это, конечно, кошмар, сейчас никто так не делает. Никаких у них шансов.
СЛУШАТЕЛЬ Не только у них. А вообще, у кого бы то ни было с задов конкурса.
М. КОНОНЕНКО Вы совершенно правы насчет конкурса, существует такой специальный разряд музыкантов, который только ездят по конкурсам, выступают от конкурса к конкурсу. Ну, им так нравится.
А. ПЛЮЩЕВ Как и многие кинорежиссеры только снимают для конкурса.
М. КОНОНЕНКО Да, вот, например, Сокуров, его же никто не смотрит, кроме жюри Каннского фестиваля. А вот, на самом деле, просто не надо я все время пытаюсь эту мысль провести, но она не доходит до сознания, не надо смешивать талантливую музыку там, или шоу-бизнес с этим конкурсом. В этом конкурсе важно только голосование, и если мы победили, то нам хорошо, если мы не победили, мы разочарованы все, вот это его смысл, а не в музыке.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо. Спасибо большое.
СЛУШАТЕЛЬ Спасибо.
А. ПЛЮЩЕВ Спасибо вам, Людмила, за звоночек, мы пойдем немного, как говорится, передохнем, через минутки три-четыре вернемся, а пока вас ждут новости.
НОВОСТИ.
А. ПЛЮЩЕВ Есть у меня, что вам сказать. Мы сегодня обсуждаем такую штуку, как Евровидение, и, вообще, российский музыкальный процесс в целом. Я как раз во втором часе хотел бы сосредоточиться на этом. Может быть, в разрезе того, о чем мы с вами говорили, в разрезе восприятия нас не только внутри, но и снаружи. Давайте еще немного о Евровидении поговорим. Ты, Паркер, говорил в начале о том, кого запоминает публика, девушку и ближе к концу выступления. Если со вторым обстоятельством мы поделать ничего не можем, то с первым как раз у нас все хорошо. Вообще, российские женщины хорошо оцениваются за рубежом. Тем не менее, что касается того, кто бы мог, реально, с называнием имен, там выиграть? Хотелось бы ваше мнение.
М. КОНОНЕНКО В этом году?
А. ПЛЮЩЕВ Как в этом, так и в следующем.
М. КОНОНЕНКО В этом году, мне кажется, группа «Премьер-министр» была достаточно логичным выбором при всей той текущей ситуации, которая существует. Потому что в этом году не участвовала Восточная Европа совершенно. Если бы она участвовала, тогда, конечно, должна была бы поехать группа «Тату». Здесь нет у меня ни малейших сомнений. Так пусть она поедет в следующем, потому что в следующем с нами Восточная Европа, Украина и Белоруссия. А популярность группы «Тату» сумасшедшая совершенно.
К. ДЕЛОВАЯ Группа «Тату» никогда в жизни не поедет на этот конкурс. Я могу вам это гарантировать.
М. КОНОНЕНКО Потому что Шаповалов их не пустит.
К. ДЕЛОВАЯ Нет! Я могу вам это гарантировать, потому что это просто невозможно, нелогично, это унизительно для группы «Тату» участвовать в подобном конкурсе. Группа «Тату» это супер-звезды, у которых подписан многомиллионный контракт с супер-мейджером, компанией «Юниверсал». Через год группу «Тату» будут слушать во всей Америке, в каждой американской подворотне. Я вам это тоже могу совершенно точно гарантировать, потому что я была на записи американских версий песен в г. Лондон, я видела, насколько серьезно и с каким душевным трепетом к ним относятся президенты и вице-президенты «Юниверсал», то есть первые люди этих компаний. Группа «Тату» это международные супер-звезды. Это несомненно. Как угодно можно к этому скептически относиться. Поэтому участвовать в таком местечковом смотре самодеятельности, каковым является Евровидение, для них просто-напросто невозможно.
М. КОНОНЕНКО Да, я согласен совершенно.
К. ДЕЛОВАЯ Не знаю, как насчет женского русского начала на этом конкурсе, но я знаю, что, например, кроме «Премьер-министра» в этом списке был певец Витас. И я считаю, что огромное счастье, что не он туда поехал, потому что при всем, опять же, моем скептическом отношении к тому же Витасу, это достаточно яркий образ и звездный персонаж. Его десятое место, а оно бы наверняка было все равно, ну, может быть, седьмым, шестым, но не первым, по целому ряду причин, совершенно так мне до сих пор и непонятных, это было бы более болезненно для всех. И, может быть, даже мне, человеку абсолютно пофигичному в этом смысле, было бы гораздо обиднее, потому что это образ. Хотя, с другой стороны, тот же Иван Шаповалов, продюсер татушный и мой хороший приятель, говорит о том, что в Европе категорическая нехватка образов, вообще, в мире. И поэтому «Тату» сейчас пользуется таким безумным спросом, потому что совершенно новый образ, который, конечно будут эксплуатировать. Сексуальный образ будут эксплуатировать, как он и здесь его сам эксплуатирует. И поэтому, может быть, образ новый, тот же Витас, произвел бы на зрительское жюри неизгладимое впечатление. Но я очень сомневаюсь, судя по тому, кто там каждый год выигрывает, насколько безликие образы, «образы без образа».
М. КОНОНЕНКО Кстати, Капитолина важную вещь походя затронула, насчет «Юниверсал». Вообще, большие звукозаписывающие компании никогда никого туда не посылают.
К. ДЕЛОВАЯ Абсолютно верно.
М. КОНОНЕНКО Это закон железный. То есть, конечно, если артист успешен, у него уже есть контракт, ожидать его появления там…
К. ДЕЛОВАЯ Я хочу сказать, кстати говоря, о группе «Брайм Сторм». Они поехали на Евровидение и заняли там третье место, уже имея контракт с «Эймай». Это как раз исключение из правил. И именно потому они поехали, видимо, что тогда их в международном контексте тот же самый «Эймай» всерьез не воспринимал. Это был контракт локальный, рассчитанный на Латвию. Но Евровидение, конечно, никаких плюсов им, как мне кажется, не принесло. Просто так случилось, что они записали дебютный альбом после конкурса, и с ним уже в Европе и прославились.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо. Еще интересен такой момент, как отбор, то есть национальный конкурс. О нем я предлагаю поговорить через 4,5 минутки.
(песня «Нас не догонят» — «Тату»)
А. ПЛЮЩЕВ Мы продолжаем обсуждать музыкальный процесс в разрезе Евровидения. Хотел я узнать у вас, дорогие друзья, Капа дала понять, что она хотя бы в курсе, как происходит национальный конкурс. Она сказала, что в списке, помимо «Премьер-министра», был Витас. Может быть, ты просветишь общественность? Все спрашивают, как получается так, что люди попадают на этот конкурс. Кто решает?
К. ДЕЛОВАЯ На самом деле, ты очень сильно загнул, сказав, что я сильно в курсе всего этого дела.
А. ПЛЮЩЕВ Я так понял из твоих слов, извини.
К. ДЕЛОВАЯ У меня достаточно случайная информация, но, тем не менее, довольно точная. Насколько я понимаю, начиная чуть ли ни с конца года, предыдущего, то есть где-то с декабря или с января, якобы должны присылаться фонограммы на ОРТ, фонограммы кого угодно с песнями, которые не звучали. Это может быть и самодеятельный певец, и звезда.
А. ПЛЮЩЕВ Это то, что мы видели в эфире ОРТ, такую рекламу, что присылайте, то, се?
К. ДЕЛОВАЯ Да. Якобы они туда присылаются, якобы эти фонограммы кто-то прослушивает. Видимо, таким же узким голосованием, как примерно то жюри с Ларисой Долиной во главе, которое мы наблюдали в прямом эфире, это жюри отбирает наиболее соответствующую и успешную для этого конкурса песню, и типа туда едет группа. Насколько я знаю, опять же из неофициальных источников, группа «Премьер-министр» поехала туда не просто так. То есть из этого всего списка приоритет был отдан этой группе не потому, что ее песня была признана безусловно, безукоризненно, замечательно соответствующей критериям этого конкурса. Насколько я знаю, там была интрига позаковыристей.
А. ПЛЮЩЕВ Тогда напрашивается вопрос. Ты, конечно, можешь не отвечать на него или каким-либо образом это дело обойти, но тем не менее, напрашивается вопрос, а что же было.
К. ДЕЛОВАЯ Мы живем в России-матушке, где, как известно, все стоит денег.
А. ПЛЮЩЕВ Честного конкурса быть не может, просто по определению.
К. ДЕЛОВАЯ Где люди научились зарабатывать абсолютно на всем, если такая возможность предоставляется.
А. ПЛЮЩЕВ А вы говорите, нельзя с Румынией договориться.
К. ДЕЛОВАЯ Я не знаю, как насчет Румынии, но с кем-то, кто все-таки что-то решает, в формате тех, кто выбирает людей для этой поездки, мне кажется, что с кем-то все-таки можно договориться. Повторяю, у меня информация из неофициальных источников, что продюсер группы «Премьер-министр» сумел-таки с кем-то в неофициальном дружеском ключе договориться.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо. Что-нибудь знаешь по этому поводу, Паркер? Или ты чистый наблюдатель в этом плане?
М. КОНОНЕНКО Нет, не знаю. Естественно, Фридлянду выгодна поездка на Евровидение.
А. ПЛЮЩЕВ Фридлянд это продюсер.
М. КОНОНЕНКО Да. Потому что, кроме того, что наблюдает публика, существует еще обратная сторона, что-то вроде выставки отраслевой, где люди собираются и делают какой-то бизнес. Если большие мейджеры не посылают туда своих музыкантов, то своих представителей они наверняка посылают, вдруг что-нибудь сверкнет. Конечно, продюсеру выгодна поездка туда группы. Как отбирали группу «Премьер-министр», мне неизвестно.
К. ДЕЛОВАЯ Потом, есть вещь, которая лежит на поверхности. Ни для кого не секрет, существует компания «Риал Рекордс», звукозаписывающая, крупнейшая в этой стране, у которой есть идеологическая и коммерческая связка с компанией ОРТ. Господин Константин Эрнст, насколько я знаю, имеет непосредственное отношение к этой звукозаписывающей компании. Естественно, даже в этом списке для голосования были в основном артисты, которые представляют компанию «Риал Рекордс».
А. ПЛЮЩЕВ Насколько я понимаю, «Премьер-министр» не относится.
К. ДЕЛОВАЯ «Премьер-министр» и Витас выпускаются…
А. ПЛЮЩЕВ Диск который я держу в руках, к «Риал Рекордс» никак не относится.
К. ДЕЛОВАЯ Есть подлейбл, «Айсберг мьюзик». Это подлейбл «Риал Рекордс», который занимается поп-музыкой.
А. ПЛЮЩЕВ Понятно.
К. ДЕЛОВАЯ А «Риал Рекордс» это реальное, русский рок.
А. ПЛЮЩЕВ Сейчас я приготовил небольшой сюрприз вам. Скажу честно, я рассчитывал, что у нас в гостях будет «Премьер-министр», и мы по-прежнему рассчитываем на это. Просто у них дополнительный концерт где-то выискался. Суть не в этом, а в том, что национальный конкурс шел, если мне не изменяет память, до 15 февраля, можно было прислать кассету. В общем, никак не раньше середины февраля он заканчивался. Я не помню даты, просто чтобы не ошибиться. Но в ночь на 4 февраля, (заметьте, не на 15-е, не 18-е, не 20-е), здесь, в этой студии, на одном из ваших мест был, наверное, известный вам Вячеслав Петкун, лидер группы «Танцы минус». И я предлагаю вам просто фрагмент этой беседы, где он говорит о том, кто поедет на конкурс Евровидения в этом году. Вам интересно?
К. ДЕЛОВАЯ Конечно.

«А. ПЛЮЩЕВ Тут Лена на пейджер спрашивает. Она предвидит комментарий по поводу своего вопроса, но, тем не менее, считает нужным спросить о твоем отношении к конкурсу Евровидения. Она хочет спросить, как ты считаешь, кого правильнее было бы туда послать.
В. ПЕТКУН Я считаю, что было бы правильно не показывать конкурс Евровидения по российскому телевидению, потому что конкурс для скандинавских домохозяек меня абсолютно не интересует, а тем более не интересует судьба людей, которые в нем участвуют.
А. ПЛЮЩЕВ Ты сейчас договоришься до того, что и мексиканские сериалы не стоило бы показывать по телевидению?
В. ПЕТКУН Я говорю это потому, что полгода меня уговаривают участвовать в следующем конкурсе Евровидения, несмотря на ту рекламу, которая идет по телевидению.
А. ПЛЮЩЕВ То есть этот внутрироссийский конкурс это все фигня?
В. ПЕТКУН Я могу даже сказать, кого туда пошлют.
А. ПЛЮЩЕВ Давай.
В. ПЕТКУН Группу «Премьер-министр», есть такая известная. Я не знаю, что они поют. Я знаю, что они поедут».

А. ПЛЮЩЕВ Вот это фрагмент, я его специально не поленился выписать из той программы. Петкун за две недели до окончания уже знал, когда люди, наверное, еще слали какие-то свои «сидиары», «сидиромы».
К. ДЕЛОВАЯ Это лишний раз доказывает корпоративный сговор, потому что мой друг Слава Петкун, который мыслит со мной, по-моему, вообще, даже одними и теми же эпитетами и терминами.
А. ПЛЮЩЕВ Да, «конкурс для скандинавских домохозяек». Ты, правда, прибавила к нему еще слово «фригидных».
К. ДЕЛОВАЯ По моему разумению, только фригидные люди могут на это все смотреть до 3 ночи, вместо того, чтобы заниматься чем-то более интересным.
А. ПЛЮЩЕВ В Европе, между прочим, в это время еще достаточно рано, имей в виду. Разница во времени. Это у нас 3 часа ночи.
К. ДЕЛОВАЯ Ну, хорошо, в 1 час ночи.
А. ПЛЮЩЕВ У них там гораздо раньше.
К. ДЕЛОВАЯ Так вот, Вячеслав Борисович и его группа «Танцы минус», как известно, выпускаются на лейбле «Риал Рекордс». И, соответственно, я думаю, точно так же, как и «Мумий Тролль», выпускался на лейбле «Риал Рекорд», и поэтому в прошлом году поездка «Мумий Тролля» туда была во многом, как мне лично кажется, инспирирована тоже выпускающим лейблом, который, по-моему, очень долго вел уговоры Лагутенко на эту тему.
А. ПЛЮЩЕВ То есть мы можем ожидать, по твоим словам, что в следующем году уж точно поедет группа или исполнитель, которые выпускаются на «Риал Рекордс», если положение вещей не изменится?
К. ДЕЛОВАЯ Если не изменится положение вещей, если не изменятся отношения компании с телеканалом. Или если, например, те люди, от которых это зависит, послушав наш сегодняшний эфир, скажут: «черт возьми, сделаем все наоборот, пускай подумают, какие мы все честные и независимые!»
А. ПЛЮЩЕВ «Давайте пошлем тех, у кого вообще еще диска не было». Это то, о чем мы говорили, как раз. Хорошо. Во-первых, Капитолине Деловой не могу не прочитать о том, что Дима из Ногинска тебе признательность за твой «Мегахаус» выражает и просит сделать ежемесячную полосу, посвященную группам «Танцы минус», Земфира и «Мумий Тролль».
К. ДЕЛОВАЯ Это, на самом деле не признательность, это язвительность.
А. ПЛЮЩЕВ Я просто не всегда далеко читаю, но стараюсь читать. Это намек на то, что ты часто пишешь об этом.
К. ДЕЛОВАЯ Да. Еще про «Тату» будем делать спецполосу.
А. ПЛЮЩЕВ Тут тебя вообще обвинили в том, что ты рекламируешь группу «Тату» на волнах радиостанции «Эхо Москвы». Ясно?
К. ДЕЛОВАЯ Не только. «Мумий Тролль», «Брайм Сторм». А «Мумий Тролль» будет сегодня отрекламирован мною…
А. ПЛЮЩЕВ Да, это самое главное. Дорогие друзья, я совсем забыл. Капитолина Деловая оказала громадную любезность радиостанции «Эхо Москвы», всем слушателям, несмотря на то, что многие из них очень скептически относятся к группе «Мумий Тролль», тем не менее, абсолютно по-любому, у нас сегодня будет возможность чуть попозже послушать совершенно новую песню группы «Мумий Тролль», которая не звучала ни в одном эфире, и никто ее еще не слышал.
Есть еще такой переход. Давайте немножко уже абстрагироваться от Евровидения. Я понимаю, что и вам тема, наверное, уже надоела, а Капитолине надоела еще до того как. Что вас (извините за такой несколько абстрактный вопрос, обтекаемый) как музыкальных обозревателей, как людей, как слушателей, радует в последнее время в нашей отечественной музыке?
К. ДЕЛОВАЯ Что тебя радует?
М. КОНОНЕНКО У меня есть и радость, и претензия. Они давно сформулированы. Радует меня то, что нижний уровень растет, исполнительский. То есть теперь услышать на радио людей, которые не умеют играть или петь, фактически невозможно. Хоть как-то они все-таки умеют это делать. А огорчает меня очень некая новая система создания кумиров, провозглашенная достаточно давно, но, тем не менее, сейчас вышедшая на такой промышленный уровень. В основном Козырев этим занимается. То есть экстенсивный такой путь развития, подавление качества количеством. Создается огромное количество коллективов, которые на самом деле ничего из себя не представляют. Всякие «Мультфильмы», «Сегодня ночью». Это группы, которые поют одну и ту же песню. Как раньше в подъездах пели на три аккорда, теперь аккорды стали посложнее, ребята получше играют на гитаре, но, в общем и целом, не изменилось ничего. Например, есть такая группа «Буч», совершенно чудовищная, но у нее уже есть свои поклонники. Механизм-то работает, промоутинговый. Поэтому, из-за того, что существует такое огромное количество материала, на который людям нужно обращать внимание, стали очень редки феномены уровня «Мумий Тролля» или Земфиры Рамазановой. Я, вообще, большого душевного трепета к «Мумий Троллю» не испытываю, а к Земфире Рамазановой испытываю. Или Алсу. Очень редко появляются люди, которые как-то возвышаются над всем этим ровным свинцовым морем «Сегодня ночью», «Мультфильмов», еще Чичерину я забыл упомянуть, еще возвысившаяся девушка.
А. ПЛЮЩЕВ Из тех, кто радует, понятно. Как тебе две группы поперек встали…
М. КОНОНЕНКО Группа «Наше радио», если вдуматься, произвела на свет только четыре коллектива, о которых можно вспоминать. Это Чичерина, «Смысловые галлюцинации», «Би-2» и «7Б». Все. Больше «Наше радио» за время своего существования не создало ни одной звезды. Все, что оно создает, — это пыль.
А. ПЛЮЩЕВ Так ли это плохо, это другой вопрос. Я имею в виду такое количество за это время. Но я хотел бы послушать Капу очень.
К. ДЕЛОВАЯ Ты назвал группу «Сегодня ночью», за что я тебя, может быть, буду здесь просто душить. Во-первых, господин Козырев и «Наше радио» к группе «Сегодня ночью» не имеет вообще никакого отношения. Это совершенно другая идеология, совершенно другая музыкальная подача, совершенно другая ментальность, если хотите. Группу «Сегодня ночью», по большому счету, создал тот самый феномен Ильи Лагутенко и его стилистики рока-попс. Группа «Сегодня ночью» сама по себе феномен. Другое дело, что, к сожалению, у нас привыкли к таким феноменам как Алсу, про которую ты сейчас говорил. Но меня радует в нашей музыке как раз то, что появилась такая группа как «Сегодня ночью», совершенно с нерусским ощущением всего, совершенно с лондонским саундом, еще более лондонским, чем у господина Лагутенко, саунд-продюсера этой группы, совершенно с другими мозгами у всех музыкантов, стремлениями, с другими стремлениями, желаниями, с другим настроением. Но больше всего меня радует в нашей музыке девушка со снежным именем Земфира. Здесь никаких комментариев, мне кажется, вообще, делать не надо.
А. ПЛЮЩЕВ Во-первых, ужасно здорово, что вас радуют совершенно разные вещи. Это говорит, по меньшей мере, о том, что у нас есть выбор. Хорошо. Сначала, когда я начинал слушать «Наше радио», хотя мы обсуждаем здесь не эту радиостанцию, но, с другой стороны, мимо нее…
М. КОНОНЕНКО Отрицать ее роль…
А. ПЛЮЩЕВ Мимо нее тоже никак не пройдешь, естественно.
К. ДЕЛОВАЯ «Наше радио» это говнорок.
А. ПЛЮЩЕВ Расшифруй.
К. ДЕЛОВАЯ «Говнорок» это устойчивый термин. Русский рок, сами музыканты, его представители. Господин Шахрин сказал первый раз мне это слово: «Мы играем говнорок». Я теперь всюду пишу: «говнорок».
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо, ну раз сами себя называют, конечно. Я вот о чем хотел спросить. Как раз об этом самом, как ты выражаешься с господином Шахриным, говнороке. Я когда начал слушать эту радиостанцию, сначала она была такой, сильно говнороковой, если уж перехватывать эту терминологию. Сейчас к ней две претензии есть, к этой радиостанции, тут я слышу со всех сторон, просто со всех сторон. Первое это как ко всем радиостанциям, это ротация. Ротация просто людей, которые часто слушают радио, она их задалбливает, это понятно, и они отказались от ротации в последнее время именно в дневном промежутке.
М. КОНОНЕНКО Это их не спасло все-таки.
А. ПЛЮЩЕВ Да, потому что есть вторая претензия. А вторая претензия как раз заключается в том, почти о чем сказал Паркер это такой потоковый метод производства таких, похожих друг на друга групп, потому что…
М. КОНОНЕНКО Правильно, потому что объединяет их все, вот Капитолина очень восхищается тем, что называется лондонское мировоззрение, там, лондонский саунд, а на самом деле, это чудовищно скучно все.
К. ДЕЛОВАЯ Это для тебя скучно. Для меня чудовищно скучно это Алсу. Это не просто скучно, это в психбольницу.
А. ПЛЮЩЕВ Супер, на самом деле, это все оценочно. Вот, это претензия номер 2 к этой радиостанции. И люди, которые начинали слушать, которые делали ставку на эту радиостанцию как именно на такую, роковую, вот был российский рок, наш такой старый, это наше, ДДТ там.
К. ДЕЛОВАЯ Извини, я тебя прерву, дело в том, что когда как раз «Наше радио» начинало, они были гораздо менее говнороковые, у них в эфире, вот просто я следила внимательно за развитием ситуации, у них в эфире была группа «Hi-Fi», Михей и «Джуманджи», Рома Рябцев, Александр Маршал, естественно, но он, по-моему, даже сейчас тоже звучит.
А. ПЛЮЩЕВ И Алла Пугачева была.
К. ДЕЛОВАЯ Да, и Алла Пугачева.
А. ПЛЮЩЕВ Только с песнями Кузьмина исключительно.
К. ДЕЛОВАЯ Это холдинговые игры, потому что как бы «Наше радио» — это тоже часть того самого огромного консорциума.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо, тогда абстрагируйся от этой темы. Но вот то, что ты вместе с Шахриным называешь «говнороком», да, наш российский, вот группа ДДТ, Шахрин и вот все вот это прочее, там «Аквариум», вот все вот это направление, которое задали эти группы, или которое они продолжали, там можно спорить задали или не задали сейчас испытывает очевидный, на мой взгляд, кризис или просто смерть, клиническую смерть.
К. ДЕЛОВАЯ А как они могут не испытывать кризис и смерть, если они, может быть, по естественным причинам уже должны испытывать смерть, понимаешь, по естественным причинам?
А. ПЛЮЩЕВ Вот именно направление, да, не сами группы.
К. ДЕЛОВАЯ Да, вот именно это направление, и, может быть, уже сами группы должны испытывать давно, совершенно точно естественную смерть и биться в конвульсиях. Но их при этом постоянно, настойчиво реанимируют господа из «Нашего радио» и иже с ними, они как зомби уже, они давно превратились в зомби. И как живые мертвецы продолжают бродить по коридорам сознания русского ментального обывателя-слушателя, и будоражить эти мозги. Но, кроме того, возникают новые «живые мертвецы» и продолжают захватывать аудиторию группа «Король и Шут» и иже с ним. Вот, говнорок жив, говнорок forever.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо, Паркер, скажи мне свое мнение.
М. КОНОНЕНКО Согласен. Нет, я бы правда из этого списка «Аквариум» все-таки, я Гребенщикова все-таки, исключил, потому что он умудряется до сих пор быть интересным.
К. ДЕЛОВАЯ Согласна. Вот здесь это единственное то, с чем я согласна.
А. ПЛЮЩЕВ Я, к сожалению, не взял с собой «Сестру Хаос» сегодня, да, вот было бы классно сюда поставить, потому что хочу вас поддержать в этом. Я как раз сегодня в очередной раз прослушал этот альбом, удивлялся гуттаперчивости Бориса Борисовича.
М. КОНОНЕНКО Человеку 48 лет, а он такие вещи пишет.
А. ПЛЮЩЕВ Да-да.
К. ДЕЛОВАЯ Да, вот здесь согласна. Особенно, если учесть, что вот, например, он с дуэтом «Гости из будущего» тоже собирается, уже давно собирается сделать дуэт.
М. КОНОНЕНКО Так они же, дуэт «Гости», Гребенщиков я не знаю, может быть, это малоизвестно, мне Ева говорила, что первый человек, которому они показывали свои песни, это был Гребенщиков. И собственно он их, как кто там, сходя в могилу, благословил? Пушкина? Старик Державин. Вот Гребенщиков точно также благословил группу «Гости из будущего», за что ему большое, человеческое спасибо.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо, но знаете, что? Но ведь есть у людей реальный спрос на эту музыку, тем не менее.
М. КОНОНЕНКО Естественно. Шоу-культура в мире, да
А. ПЛЮЩЕВ Потому что «Чайф» все равно собирает концерты, да? На ДДТ в Москве тоже, в общем, собрался здесь нормальный стадион. Поэтому спрос-то есть все равно.
М. КОНОНЕНКО Поэтому они и существуют, раз спрос есть, естественно. Шоу-культура во всем мире, она устроена одинаково. Есть возрастные слои людей, есть люди, на которых новые проекты создаются, есть люди, которые по старой памяти ходят. Просто существует некий миф, в который вписывается и «Чайф», и ДДТ. Потом, опять же, поколбаситься можно.
К. ДЕЛОВАЯ Этот миф можно же поддерживать, правильно, а можно и не поддерживать. Можно культивировать, а можно не культивировать.
М. КОНОНЕНКО Так заинтересованы, есть люди заинтересованные в его поддержании.
К. ДЕЛОВАЯ Конечно. Если бы этот миф давно прекратили культивировать, если бы его развенчивали, люди, которые живут уже в 21 веке, а не там вот, не в постсоветский период развала СССР, я думаю, что все-таки мозги у людей меняются, и они бы не ходили просто как бараны куда-то туда, куда их активно призывают вот эти вот зомби, шаманы с «Нашего радио», зомбируют их мозги и уши.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо. Здесь есть, давно поступил вопрос такой, концептуальный вопрос от Людмилы. «Куда же катится мировая поп-музыкальная культура, если «Тату» звезды первой величины?»
К. ДЕЛОВАЯ «Звуковая дорожка» в ад.
М. КОНОНЕНКО Ребята, но Мадонна она тоже звезда первой величины, и причем суперзвезда. И принято считать, что Мадонна классная тетка, потому что она все время меняется и все время существует как бы в контексте современной культуры. Но она же скучная. Ее же, в общем, достаточно скучно слушать. Но мировая культура, поверьте мне, она существует не одну сотню лет, и ничего с ней не сделается от того, что группа «Тату» побудет пару лет суперзвездами и заработает на этом кучу денег. Всем бы нам так. Ничего не случится с мировой музыкальной культурой, никуда она не катится, не бойтесь.
К. ДЕЛОВАЯ Мне просто резко поплохело от самой постановки вопроса «куда катится мировая шоу-культура?» Все с ней в порядке, она катится туда, куда надо, в том направлении.
М. КОНОНЕНКО Она катится туда, где деньги, вот куда она катится, и это правильное направление, она должна туда катиться.
А. ПЛЮЩЕВ Вот, друзья мои, это важный концептуальный момент. Почему? Потому что это вечный спор а есть ли там культура там, где есть деньги?
М. КОНОНЕНКО Культура это взаимоотношения людей между собой. Не надо путать ее с искусством. Искусство вообще, оно, на самом деле, мертво давно. Оно больше не играет никакой совершенно социальной роли. Раньше искусство было таким передатчиком как бы эмоций человека. Сейчас это все не надо, сейчас у всех есть Интернет, никаких передатчиков, сейчас есть телевизор. Роль посредников, посредники больше не нужны. Поэтому больше не бывает великих мыслителей, поэтов-трибунов, великих художников, Моцартов и Бахов. Они не нужны просто никому, потому что есть шоу-культура. Люди peer-to-peer общаются, а раньше они общались посредством вот такого посредника.
К. ДЕЛОВАЯ Вот вы знаете, я тут недавно делала интервью с Александром Ф. Скляром на тему его интерпретации Александра Вертинского он делает же такие перформансы «Песни Вертинского». И мы с ним начали разговаривать на тему культуры, искусства и того, что производится на потребу, и он очень так грустно, печально закончил это интервью словами, что все, не только в этой стране, а во всем мире уже давно кончилось, никакого искусства нет вообще, потому что все, что производится, я не говорю о шоу-бизнесе, а вообще, в живописи, в кино, в музыке другой, это уже давно не искусство все равно. Все уже кончилось. Я ему сказала Саш, ну а как же тогда, к чему готовиться? Ни к чему, нужно готовиться к смерти, каждому к своей отдельно взятой смерти, сказал мне Александр Ф. Скляр. Вот, а как бы человечеству, стало быть, к закату. Не знаю, как относиться к таким вот грустным изречениям. Но вообще все эти вот разговоры о том, к чему все катится, меня тоже приводят в такое, в уныние.
М. КОНОНЕНКО Люди так задавались этим вопросом точно также в конце 19 века, для них было страшно подумать куда все катится?
К. ДЕЛОВАЯ Да, мне кажется, просто это такие настроения цикличные.
М. КОНОНЕНКО Куда-нибудь прикатятся, декаданс это называется.
К. ДЕЛОВАЯ К возрождению все катится.
М. КОНОНЕНКО Вот, кстати, да, мудрое замечание к возрождению.
А. ПЛЮЩЕВ Чтобы закончить тему шоу-бизнеса, хочу вас спросить являются ли сейчас деньги и соответственно покупаемое количество пластинок, количество, я не знаю там, концертов и всего прочего, в общем, деньги, в конечном итоге деньги, сейчас универсальным мерилом? Не скажу, что лучшим?
М. КОНОНЕНКО Мерилом чего?
А. ПЛЮЩЕВ Но универсальным. Скажем, успеха.
М. КОНОНЕНКО Успеха да.
А. ПЛЮЩЕВ Или там популярности, или, скажем, ценности для общества?
М. КОНОНЕНКО Популярности да, ценности нет.
А. ПЛЮЩЕВ Почему? Ведь общество радо за это отдавать деньги.
М. КОНОНЕНКО В обществе всегда есть маргинальные группы.
А. ПЛЮЩЕВ Маргинальные это как раз те, которые не отдают?
М. КОНОНЕНКО Да, всегда есть нечто и противодействующее этому нечто вещь. То есть если есть шоу-культура, то всегда будут люди, которые ей противодействуют, в конце концов, эти противодействующие люди, они будут поглощены этой самой шоу-культурой, потому что она всегда больше. Вот мы это с группой «Ленинград» наблюдали. Просчитать ее успех было невозможно, потому что играют они плохо, поют плохо, успех был колоссальный. Теперь это поп-группа, можно считать, они зарабатывают деньги. То есть мерить ценность деньгами очень сложно.
К. ДЕЛОВАЯ Нет, на самом деле, я считаю, что не успех измеряться деньгами, потому что успех это понятие тоже ведь очень и очень относительное, по большому счету. Приведу, допустим, пример тот же самый Петкун Вячеслав, который сейчас с блеском, просто не то слово с блеском, потрясающе играет роль Квазимодо в спектакле «Notre Dame de Paris», эта роль, ну я не знаю, если б можно было давать, т.е. все возможные премии, «Чайка» и еще, какие там у нас существуют в этой области премии, нужно дать этому человеку. Это его первое актерское воплощение, и сразу такое невероятное попадание. Но он отдал этой роли все, он сделал больше, чем он делал до этого за всю свою жизнь, за все свои 32 или 33 года. При этом он получает за эту роль сущие копейки абсолютно сознательно, он просто не берет те самые «звездные» гонорары, которые, в принципе, предполагались. По разным причинам у него есть личные причины, у него есть какое-то желание оставаться независимым. Но не важно, важно то, что здесь нет больших денег, но здесь есть абсолютный успех отдельно взятого музыканта и успех отдельно взятого спектакля.
А. ПЛЮЩЕВ Нет, ну потом он понимает, что сыграет ему на руку, потом, когда он снова будет петь песни, у него публика расширится значительно. Особенно, когда этот спектакль по телеку покажут.
К. ДЕЛОВАЯ Это уже происходит сейчас, нет, безусловно, но я говорю о том, что вот то, что произошло с человеком, а произошла полная трансформация личности, вот я могу без всякого кривляния душой об этом сказать то, как это изменило человека, и то, как изменило его отношение к музыке никакие деньги здесь не могут играть никакой роли.
М. КОНОНЕНКО Что, теперь Петкун будет хорошие песни петь?
К. ДЕЛОВАЯ Я не знаю, что, какие песни он будет петь дальше, но вот не знаю, ты был на спектакле?
М. КОНОНЕНКО Да, я был на премьере, мне ужасно понравилось. На меня произвело впечатление, я написал достаточно язвительную статью про этот мюзикл, потому что это, на самом деле, ни фига не мюзикл, это просто набор песен с перерывами. Между тем, есть люди, которые просыпаются под эту музыку, засыпают под нее, учат французский язык. И тогда я написал, что в этом мюзикле, который, на самом деле, — набор красивых песен, всего две вещи потрясают это Петкун и девушка, которая играет Эсмеральду, ее фамилия Светикова.
К. ДЕЛОВАЯ Своей бездарностью?
М. КОНОНЕНКО Нет, я просто мужчина, она меня другим потрясает. По поводу того, как они там поют, мне не очень понравилось, но по сравнению с французской версией, душевнее. Но Петкун меня действительно удивил. Насколько я плохо всегда относился к группе «Танцы минус», особенно к текстам, которые Слава пишет.
К. ДЕЛОВАЯ Писал.
М. КОНОНЕНКО Писал, да, то здесь действительно, я так и написал в статье, когда писал, что парню надо подумать о том, чтобы сменить работу.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо. Друзья, за конец прошлого года, т.е. можно сказать, на самом деле, за этот год, мы с вами наблюдали одну интересную очень вещь. Это успех одной отдельно взятой российской группы на одном отдельно взятом Западе. Вы знаете, о чем я говорю, это группа «ППК». И, по-моему, и Капа неоднократно упоминала в «Мегахаусе», да?
К. ДЕЛОВАЯ Да.
А. ПЛЮЩЕВ И Паркер писал.
М. КОНОНЕНКО Я про нее с 98 года пишу.
А. ПЛЮЩЕВ У меня это в программе звучит. Да, значит, это исключение скорее, да?
М. КОНОНЕНКО Конечно. Волшебная сказка, никто не сможет повторить того, что сделала группа «ППК». Они сами прекрасно это понимают, это стечение обстоятельств совершенно удивительное. Да, это отличная группа, но существуют, у нас в стране живет 140 млн. человек, уверяю вас, существует очень много людей, очень талантливых.
А. ПЛЮЩЕВ Может быть, гораздо более талантливых.
М. КОНОНЕНКО Может быть талантливые, да, там например, чем Земфира Рамазанова, но происходит цепь случайностей, которая дает очень большому количеству людей о них узнать. И если это люди интересные, они их возносят на пьедестал.
К. ДЕЛОВАЯ На самом деле, это действительно волшебная сказка во всех вообще отношениях, такая сказка про Золушку, но я не уверена, что это сказка со счастливым концом, потому что есть вот эта вот вещь «Воскрешение», которая является самой продаваемой инструментальной записью года в Великобритании действительно, сам вот, у меня скоро будет интервью с Оукенфолдом, он сам об этом говорит, есть, насколько я понимаю, второй трек, который может, если не дойти до уровня успеха первого, но, по крайней мере, быть сопоставимым. Но я не уверена, что группа «ППК» станет реальными мировыми суперзвездами даже при успехе вот этих вот двух синглов. Я не думаю, что они войдут в какую-то плотную постоянную обойму.
А. ПЛЮЩЕВ Да они и в жанре таком работают, в общем, достаточно экзотическом.
К. ДЕЛОВАЯ Да, в жанре существуют звезды первой величины, которые существуют на мировом рынке, которые постоянно там присутствуют, это тот же самый Оукенфолд, это тот же самый Тино Маас, который, да, если даже говорить о какой-то такой все-таки более-менее сложной, не очень попсовой музыке, да, техно-транс и иже с ними. Но мне кажется, что они слишком русские ребята для того, чтобы стать настоящими мировыми звездами, ездить в турне, собирать полные клубы даже, хотя бы, полные большие или маленькие клубы, неважно.
М. КОНОНЕНКО Сейчас Пименов занимается такой, мать Терезу играет, он ездит по стране, по забытым колхозам, ищет там талантливых парней. А эта музыка, надо понимать, что это не рок-н-ролл, она требует материальных вложений изрядных, потому что аппаратура нужна, ее на пианино не сыграешь. И помогает им. Не знаю, какие у них цели, может, у них нет цели мировыми поп-звездами стать.
К. ДЕЛОВАЯ Они, то, что они сделали свое дело уже, это однозначно. Они, может быть, они стали одним из мостиков. Я брала интервью у Джерри Холлиуэлл недавно, не то, что брала интервью, она просто приезжала к нам в редакцию, и у нее была прямая линия с читателями. И вот ее спросили о том, она же где-то там с ними фотографировалась в Лондоне, на программе «Tops of the Pops», очень популярное телешоу лондонское, и у нее спросили, вот, например, Вы с группой «ППК», значит, познакомились, что Вы думаете вообще про успех русских групп? Она, как ни странно, да, Джерри Холлиуэлл, казалось бы глупышка, попсовая пустышка и все такое прочее, она сказала очень умную вещь «вы очень зря такие нетерпеливые и горячие по отношению к своим артистам, не волнуйтесь, надо подождать лет 10, и я абсолютно уверена, что ваши русские звезды станут в один ряд с американскими и английскими, просто нужно немножко терпения».
М. КОНОНЕНКО Приучить людей нужно к нам.
К. ДЕЛОВАЯ И нас надо приучить к ним, потому что такие простые русские ребята как ППК, я думаю, себя чувствуют очень неадекватно, когда они попадают во всю эту тусовку. Должны прийти люди другого поколения, которые говорят, безусловно, на языках абсолютно адекватно, которые чувствуют себя все-таки людьми с каким-то западным, хотя бы отчасти, восприятием всего, в том числе и музыки.
А. ПЛЮЩЕВ Еще надо понимать, кстати, что людям, которые русские, которые добьются там успеха, совершенно необязательно быть популярными здесь.
К. ДЕЛОВАЯ Тоже, кстати, вариант.
М. КОНОНЕНКО Потому что есть локальная музыка и есть глобальная музыка. Потому что в Америке Мадонну слушают, конечно, но это там не Алла Пугачева. А у них есть огромное количество внутренней музыки, которую они потребляют, которая за пределы США вообще не выходит никогда. Хорошая, кстати, музыка.
А. ПЛЮЩЕВ Да ты что. Я не знал об этом.
К. ДЕЛОВАЯ Я думаю, что все-таки, наверное, такие музыканты будут совмещать одно с другим. Мне кажется, что первый настоящий успех это будет успех «Тату». Я очень не хочу его сглазить.
М. КОНОНЕНКО Я, кстати, согласен.
К. ДЕЛОВАЯ Но я думаю, что это будет тот вариант, когда и здесь они суперзвезды, и там они будут тоже.
М. КОНОНЕНКО Сочетание образа с тем, что музыка классная. Музыка действительно классная, заводная.
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо, но я думаю, что пришло время опять резко изменить ход программы нашей, вернуться к тому, что мы анонсировали. Капитолина Деловая сегодня принесла нам премьеру «Мумий-тролля», что-нибудь скажешь об этой песне?
К. ДЕЛОВАЯ Да, это новейшая песня, это первая песня из альбома, который выйдет в сентябре месяце, первая законченная вещь, это абсолютно летняя, легкая, на мой взгляд, абсолютно изящная и остроумно сделанная по саунду вещица. Я думаю, что это будет однозначно суперхит лета наступившего.
А. ПЛЮЩЕВ Итак, песня группы «Мумий-тролль», которая впервые звучит в радиэфире, на волнах радиостанции «Эхо Москвы», за что Капитолине Деловой большое спасибо.
ПЕСНЯ
А. ПЛЮЩЕВ Новая песня группы «Мумий-тролль», но тут внимательнейшие наши слушатели, разумеется, не оставили без внимания то, что эта песня была представлена в «Чартовой дюжине» на радиостанции «Наше радио» не далее, как в пятницу, и там тоже про нее говорили как про летнюю, легкую песню пишет Алла. Алла, это была проверка с нашей стороны, мы проверяли, какие еще радиостанции слушают наши слушатели. Поэтому вот, Вы попались, большое Вам за что спасибо, мы этот тест отыграли. Есть у нас звонок здесь, алло.
СЛУШАТЕЛЬ Да, добрый вечер, страна.
А. ПЛЮЩЕВ Кап, надень наушники, пожалуйста, извини, что мучаю тебя. Да.
СЛУШАТЕЛЬ Добрый вечер, страна, вы как бы комментировали нашу поп-музыку, не нашу поп-музыку, хотелось бы узнать отношение Капы и прочих к таким вещам как Made in Brittain, Lacrimoza, Tharion, что вы думаете об этом? Потому как тут вещи совершенно не коммерческие. Что вы можете сказать на эту тему?
К. ДЕЛОВАЯ Что конкретно Вы хотите узнать? Мое мнение по какой части?
СЛУШАТЕЛЬ Хорошо это или плохо? Или что?
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо это или плохо, и как вы считаете, направлено это на вышибание денег или нет?
К. ДЕЛОВАЯ Ой, вы знаете, я если честно не столь хорошо знакома с тем творческих течением, которое Вы тут пытались сейчас перечислить. В двух словах, да, в общих чертах я понимаю, о чем Вы говорите. Но не знаю, на вышибание каких именно денег это направлено или не направлено, но я думаю, что это занимает, так или иначе, свою нишу в том, что можно назвать мировой шоу-бизнес все равно. Наверное, они зарабатывают столько денег, сколько им хочется зарабатывать. Если бы им хотелось больше зарабатывать, они бы занимались чем-то другим.
А. ПЛЮЩЕВ Ты что-нибудь скажешь по этому поводу, Паркер?
М. КОНОНЕНКО Нет, ну естественно, что поп-музыкант, который не хочет стать мировой поп-звездой, Майклом Джексоном там или Мадонной, поэтому просто бывают у людей пристрастия, там к одному жанру, например, может быть, они в этом жанре когда-нибудь смогут тоже, мир перевернется и все начнут слушать такую музыку, кто его знает.
А. ПЛЮЩЕВ Ну да, так произошло, собственно, с ДДТ и с прочими.
М. КОНОНЕНКО Ну да, вот сложилась ситуация в конце 80-х в стране, когда взяла ситуация и перевернулась с ног на голову. То есть вчера все слушали одну музыку, а сегодня все слушают другую, мало ли что произойдет.
А. ПЛЮЩЕВ Спасибо Вам, в общем-то, за звонок. Вот собственно практически и все. Надо подводить какие-то, я уже не знаю, утешительные или нет, итоги нашей беседы. Но мне кажется, на самом деле, вот и ко мне привязалось это «на самом деле». Все. Мне кажется, что, знаете, что я-то со своей точки зрения, со своей колокольни, напротив вас тут сижу и смотрю, мне кажется, надо такие обсуждения устраивать время от времени. Хорошо, что был конкурс «Евровидение», хотя бы потому, что свел он нас в этой студии, и мы смогли обменяться с нашими слушателями, в том числе, разными точками зрения. Поэтому сегодня принимается волевое, историческое решение, что раз в месяц, каждый последний понедельник месяца, скажем так, или сегодня не последний, сегодня первый, каждый первый понедельник месяца, решение меняется на ходу, у нас будут не музыканты, а музыкальные обозреватели, ди-джеи, ви-джеи, в общем, все люди, которые как бы музыка их профессия, только немного в другом преломлении. И вас я буду ужасно рад видеть на подобных передачах.
М. КОНОНЕНКО С радостью придем.
К. ДЕЛОВАЯ Спасибо.
М. КОНОНЕНКО Беда в том, что музыкальных журналистов не так много, надо звать продюсеров, вот их бесконечное множество.
А. ПЛЮЩЕВ Ты знаешь, продюсеры, как правило, приходят вместе с группами, только предпочитают там, в другой комнате слушать по приемнику все это дело, а потом отчитывать музыкантов, что они малек не так что-то говорили. У них как бы не такая публичная профессия, они не очень любят разговаривать, хотя ты прав, наверное, разговорить.
К. ДЕЛОВАЯ Смотря какие продюсеры.
А. ПЛЮЩЕВ Ну да, есть там два-три человека, которые всех остальных групп стоят, это вы правы в этом. Еще раз огромное вам спасибо, извините за то, что продержал вас здесь до двух ночи, но, во всяком случае, я стал сильно богаче, скажем так, в музыкальном плане с помощью общения с вами. Надеюсь, что в ближайшее время мы еще как-нибудь разок-другой встретимся. У нас сегодня в студии были обозреватель газеты «Московский комсомолец», кстати, впервые у нас сегодня в эфире, Капитолина Деловая, надеюсь, не последний раз, а также обозреватель газеты «Газета» Максим Кононенко, он же Паркер. Счастливо вам, пока.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире