'Вопросы к интервью
А. ПЛЮЩЕВ Добрый вечер, сегодня два часа с нами проведет Дмитрий Дибров, или мы с ним проведем. Доброй ночи, Дим.
Д. ДИБРОВ Здравствуйте, Саша, здравствуйте все, кто нас сейчас слышит.
А. ПЛЮЩЕВ Я сегодня пригласил Дмитрия Диброва, с помощью нашего гениального продюсера Ирины Соларевой в связи с вышедшим довольно давно диском «Антропология». Несколько раз мы ставили песни с этого диска у нас в эфире, ну, и не только в нашей программе, она звучала у Матвея Ганапольского. Дмитрий Дибров был еще до официального выхода, до официального релиза. Но вот теперь все это дело случилось. И мы сегодня в течение двух часов будем а) слушать диск; б) разговаривать по этому поводу. И ваши вопросы приветствуются на пейджер. В) мы будем разыгрывать диск, в количестве трех штук, один я экспроприировал для нужд радиостанции, три из четырех принесенных Димой мы сегодня разыграем. Три вопроса мы сегодня придумали совместно. Так, что еще? Мы уже г) принимаем ваши звонки. Ну, и, собственно, наверное все. Может быть, еще что-то будет предложено за это время, но во всяком случае пока у меня никаких больше мыслей нет. Ну, что, наверное, начнем с того, с самого неприятного вопроса для Дмитрия, чтобы все неприятные вопросы решить, а потом уже говорить о приятном. Как продается диск?
Д. ДИБРОВ Я этого, к несчастью, не знаю. Я могу только судить по отрывочным сведениям, которые до меня доходят из практики.
А. ПЛЮЩЕВ Доходят из практики, это уже хорошо, само по себе.
Д. ДИБРОВ Да, и вот я что имею ввиду. Дело в том, что у меня такое местожительства, площадь Ногина.
А. ПЛЮЩЕВ Китай-город.
Д. ДИБРОВ Китай-город, именно там, где собираются продавцы кокаина и люди нетрадиционной сексуальной ориентации. Это очень удобно, они специально, видимо, выбрали место, близкое к Ильинке и ко всем официальным сооружениям, потому что легко за ними заезжать, за ребятами, и дальше Вот там стоит киоск в переходе метрополитена по продаже грампластинок, компакт-дисков.
А. ПЛЮЩЕВ Артефактных или лицензионных?
Д. ДИБРОВ Нет, нет, настоящих. И вот они там колонками наружу, естественно, устроились, так, чтобы привлекать вот эту свою паству, которую я только что охарактеризовал, привлекать к покупке пластинок. Знаете, в основном, крутится-то Буланова с «Руками вверх». А я хожу за всякими бытовыми мелочами в этот переход, и вот, значит, все слушаю. А на прошлой неделе свершилось я услышал свой альбом. Ну, наш с Майком Науменко альбом.
А. ПЛЮЩЕВ Это потому что по MTV крутится «Ром и кола».
Д. ДИБРОВ Нет, я услышал «Марию», вещь тонкую, вещь мне безумно дорогую, мне казалось, что «Мария» не делается для широкого прослушивания. И каково же мое удивление, когда «Марию»-то я и услышал.
А. ПЛЮЩЕВ Ну, я напомню, что диск, вышедший называется «Ром и пепси-кола», Дмитрий Дибров и «Антропология», такой сборный коллектив, супергруппа, да?
Д. ДИБРОВ Да, да.
А. ПЛЮЩЕВ О чем мы поговорим несколько позже. Раз зашла речь о песне, я предлагаю, собственно, с нее и начать.
Д. ДИБРОВ Давайте, Саша.
(звучит песня «Мария»)
А. ПЛЮЩЕВ Песня «Мария», с дебютного, не побоюсь этого слова, альбома Дмитрия Диброва «Ром и пепси-кола». Ну, кстати, раз уже я произнес слово дебютный, будешь ли ты продолжать что-нибудь в этом духе? Будет ли второй диск, будут ли другие песни?
Д. ДИБРОВ Конечно, я бы с удовольствием это сделал уже сейчас. Но вот у меня есть несколько вариантов дальнейшей траектории моей музыкальной, и пока я на перепутье. Ну, конечно, очень хочется.
А. ПЛЮЩЕВ Очень много вопросов на пейджер. Но, так или иначе, они крутятся вокруг одного: с чего ты вдруг решил заняться музыкой, и перепеть именно Майка Науменко? Но, прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, я бы хотел узнать вот что: я-то, на самом деле, о том, что Дибров сочиняет музыку, ну, как и все, наверное, знал раньше выхода этого диска, раньше, чем стало об этом известно. Почему? Потому что в титрах программы «Антропология» это шло.
Д. ДИБРОВ Ну, да.
А. ПЛЮЩЕВ Во-вторых, я нашел в интернете одну песню, и у нас в связи с этим родился вопрос. Я сейчас попробую задать. Если я неправильно задам, ты меня поправишь. Как называлась первая песня, записанная на студии? Правильно?
Д. ДИБРОВ Совершенно правильно.
А. ПЛЮЩЕВ А слова там были чьи?
Д. ДИБРОВ Конечно, мои.
А. ПЛЮЩЕВ Да, и слова, и музыка Дмитрия Диброва, песня эта есть в интернете, на одном иностранном сайте, я сейчас правда, не помню, по-моему, patry.com и можно даже просто порывшись в интернете совершенно спокойно выиграть диск. Вот как все это получилось?
Д. ДИБРОВ Саша, позволь, если ты не против, я еще скажу, что я с удовольствием бы присовокупил к призу, каким является моя пластинка, еще вот что: приглашение на первый наш большой концерт, он состоится в субботу, 9-го марта, в 19, конечно, в ДК «Меридиан». Я буду лично ждать победителя на входе на служебном, стало быть, есть возможность
А. ПЛЮЩЕВ То есть, я тебе передаю имена, технология такая, я тебе передаю имена, а ты
Д. ДИБРОВ Конечно, то есть, человек, который приезжает получать приз, одновременно получает, будем говорить, неограниченное количество билетов на наш концерт 9-го марта в ДК «Меридиан».
А. ПЛЮЩЕВ Хорошо. Тогда вернемся к вопросу все-таки, как вообще складывались твои взаимоотношения с музыкой? Наверное, мы сейчас глубоко копнем, но, тем не менее.
Д. ДИБРОВ Саша, клиническим образом. Я убежден, что композиторство это форма невроза. Неврозом по Фрейду следует считать нелогичные с точки зрения здравого разума поведение человека, которое, однако, не сопровождается химическим изменением коры головного мозга. Вот, без химического изменения, и однако, тем не менее, отличался всю жизнь от остальных. У меня в голове все время были обрывки не написанных никем мелодий. А стоило мне только услышать какую-нибудь стоящую мелодию, она немедленно заседала у меня в голове на неделю, а то и две. Вобщем, не только у меня, а у любого музыкально подверженного человека. Просто есть люди, у которых ничего не заседает из музыки, зато заседает из математики что-то в голове. А вот у меня из музыки.
А. ПЛЮЩЕВ Извини, просто прерву на секунду, просто есть уже победитель, Надежда, 535 правильно назвала песню «Депутаты», большое спасибо, мы продолжаем.
Д. ДИБРОВ Спасибо. Ну, вот, ты понимаешь, я сколько себя помню, постоянно отбивал ритм ногой. Может быть, видите, у меня руки все время ходят, все время ноги ходят, даже помимо своей воли, в кадре, что, конечно, с профессиональной точки зрения черт знает что, но я отбиваю не слышный никому кроме меня ритм. Мне кажется, что любой, сколько-нибудь, повторяю, склонный к музыке человек, знает, о чем я говорю. Это, конечно, форма невроза. И не могло не сказаться еще воспитание. Не будем забывать, что при большевиках, благодаря усилиям партии и, прежде всего, сусловского идеологического отдела ЦК КПСС, благодаря их утонченной работе, нам, детям 70-х, удалось усвоить подобострастное отношение к музыке и музыкантам. Поскольку какова единственная форма передачи передовой энергетики, эстетической информации не подконтрольным КГБ способом? Это магнитофон. Ежели угодно, вот эти бобины, невероятные, былинные названия «Ноты-М», «Юпитеры», «Кометы», «Маяки», взявшись за руки, составляли некоторое скрытое от КГБ царство. Это был первый беспроволочный интернет. Мы передавали друг другу записи «Пинк Флойд», «Дип пепл», дальше пошел джаз, кантри. Мы передавали как эстафету друг другу. Я не мог не сдать этот экзамен в 42.
А. ПЛЮЩЕВ Ты в это время только начал играть? Или нет? Я имею ввиду, только в 40 лет начал играть? Нет?
Д. ДИБРОВ Нет, что ты! Гораздо раньше. Сколько я себя помню, я вечно на чем-нибудь учился.
А. ПЛЮЩЕВ Тут один из слушателей предположил, что ты даже играл в группе «Кукуруза».
Д. ДИБРОВ В полном смысле, в полном смысле. 2 года мы даже выступали в передаче «Говорите по-английски». Это был 82-й год. И даже с Майей Кристалинской однажды на профессиональной сцене выступили. Да, так и было. Андрюша Шепелев находился в армии, а я играл вместо него. Я ведь его ученик на банджо, я был единственным пятиструнным банджистом в Москве.
А. ПЛЮЩЕВ Опа!
Д. ДИБРОВ Угу.
А. ПЛЮЩЕВ Вот это мало кто знает, я думаю. Вот что надо было спрашивать-то! Вот какие вопросы задавать. А мы мучились с тобой, вот о чем речь-то должна была идти! Петя возвращается к теме Майка Науменко, и спрашивает, ему кажется, что между Майком Науменко и Венедиктом Ерофеевым есть очень много общего. Что вы об этом думаете?
Д. ДИБРОВ Мне кажется, конечно, между Майком и Венечкой Ерофеевым есть масса общего, как и между Майком и, скажем, Генри Миллером, между Генри Миллером, Майком, Ерофеевым, Воннегутом, между Воннегутом и всеми вышеназванными. И, если хотите, Хеллером, и так далее. Всех прогрессивных людей всего мира невозможно отличить друг от друга. Послушайте, они все чем-то похожи. Если же вы о внешних атрибутах, связанных с алкоголем, знаете, наименьшее обаяние Майка, собственно, связано с алкоголем. Наибольшая часть все-таки связана с поэзией. Знаете как, многие из моих друзей алкаши, но совсем не многие из них музыканты и поэты. Кстати, если уж так зашла речь, может быть, зададим сразу и второй вопрос и послушаем «Похмельный блюз»?
А. ПЛЮЩЕВ Да ради бога!
Д. ДИБРОВ Потому что наш второй вопрос и связан сейчас мы будем слушать «Похмельный блюз», этот блюз был написан Майком с Борей Гребенщиковым вместе за 5 минут в троллейбусе, настолько быстро, что я летом еще, когда работал над это аранжировкой, я звонил Боре и просил, напой мне, вот как ты там написал, вот как вы с ним написали? Он говорит, а я даже и не помню этой композиции. Но как бы то ни было, то, что мы делали с ребятами из группы «Антропология», мне кажется, что любопытно. Там идет речь о некотором человеке по имени Птеродактиль, там будут слова «а внизу пивной ларек, у Птеродактиля есть блат, итак, внизу пивной ларек, у Птеродактиля есть блат, и можно будет взять пиво без очереди». Вот кто такой Птеродактиль, о котором идет речь в «Похмельном блюзе» Майка и Бори?
(звучит песня)
А. ПЛЮЩЕВ Мы здесь с Дмитрием Дибровым только что задали вопрос, только что получили на него ответ. Дим, повтори, пожалуйста, вопрос. А я тебе прочитаю ответ.
Д. ДИБРОВ Кто такой Птеродактиль, у которого, оказывается, есть блат в стоящем внизу пивном ларьке, который упоминается в последнем куплете «Похмельного блюза»?
А. ПЛЮЩЕВ И буквально через 2 минуты последовал ответ от господина Малинина: «Игорь Птеродактиль Свердлов, звукорежиссер на записи сессии «Сладкая Н. и другие»».
Д. ДИБРОВ Совершенно правильно! Вот Майк-то где-то небось находится в эту секунду, и со счастливой улыбкой потирает руки. Точно, точно, совершенно верно.
А. ПЛЮЩЕВ Совершенно банальный вопрос, почему все-таки Майк?
Д. ДИБРОВ Это недосягаемая фигура, потрясающий поэт. Понимаете, ведь любой человек, который пишет рок на русском языке, сталкивается с тем, что русское слово, во-первых, громоздко, во-вторых, оно изобилует шипящими, что хорошо для босановы, но плохо для блюза. Кстати, когда нас слышит американское ухо, часто нас путают с бразильцами, вот русских за рубежом, потому что наш язык очень похож на португальский, много шипящих, но, к сожалению, это очень плохо для блюза. И еще одно: мы громыхаем на ритмических ухабах. Вот англосаксонская мелодия, лежащая в основе блюза, такова, что как раз заставляет резать слово там, где русский человек никогда его не порежет. Романсы имеют более плавную ритмику, если там есть ритмика вообще. Таким образом, Майк совершил для русского языка то же самое, что совершил первый цыган, положивший ритмичную цыганскую музыку на русский язык, или наоборот. Вот Майк, я считаю, основоположник русского блюза, хотя мне могут возразить, я предпочел бы придерживаться собственного убеждения. Никто так качественно не поработал с русским языком, ну, в смысле сопряжения русского языка и блюзовой мелодии, как Майк. Честно сказать, я Майка-то и в жизни люблю петь. Ну, пением это можно назвать с некоторым допущением, но так, подвыпьем когда и ребята суют мне гитару, я с удовольствием пою. Поэтому когда мы стали думать, что записывать первые пластинки, Андрюша Шепелев сказал, слушайте, а что, собственно, не сделать всю пластинку на песни Майка? И я должен заявить, что я вижу в этом некоторую дань, что ли, некоторый такой момент долга Майку, потому что столько юбок задрать, напевая эти песни на вечеринках, слушай, надо уже что-то Майку-то сделать доброе в благодарность. Еще надо иметь ввиду вот что: это не мое дело, и может быть, это фанаберия, но мне, по крайней мере, хочется так думать, я замечаю, что на многих радиостанциях стали уже крутить и Майка, старые архивные записи. Раньше они так не делали, так что, можно было услышать от молодежи постыдный вопрос, а кто, собственно, такой Майк? Вот сейчас, к счастью, этого уже не происходит, я уже слышу его записи. Мне хочется надеяться, что Майк, конечно, и без сопливых бы обошелся, но все-таки вот в этом факте то, что происходит в эти дни, мне кажется, наша маленькая пластиночка тоже повинна.
А. ПЛЮЩЕВ Вот про эту культурологическую миссию тоже много спрашивают здесь люди. И их можно, скажем, разделить на две категории. Одна такая вот, условно: «мне 16 лет, я купила ваш альбом и поняла все необычайное мировоззрение, как ваше, так и Науменко. Спасибо, Алла».
Д. ДИБРОВ Спасибо.
А. ПЛЮЩЕВ С другой стороны, здесь был вопрос, суть в том, что не чувствуете ли вы себя неуютно от того, что многие молодые люди воспринимают эти песни как ваши? Человек, который родился, условно говоря, в 84-м году, сколько ему сейчас? 18 лет. Вряд ли он без определенных стараний, сам по себе, слышал Майка, до того, как начали крутить на радиостанциях. И то, это редкость все равно сейчас. Купив этот диск, или услышав его на радио, ну, Дибров, Дибров молодец!
Д. ДИБРОВ Ну, надо сказать, что Майк в хорошей компании. Они точно так же, как и Майка, не слышали Терри Эванса, Бёрнсайда, Клэптона, Джей Джи Кейла. А влияние этих людей на наше музицирование
А. ПЛЮЩЕВ Не надо, Клэптона по MTV крутят.
Д. ДИБРОВ А, ну, да, тогда значит, они знают хотя бы Клэптона, уже неплохо. Может быть, может быть, они и в самом деле думают, что это Дибров. Ну, конечно, сейчас надо понимать, что я являюсь локомотивом. Я только хочу сказать, что я довольно гордый паровоз. В моих вагонах хорошее содержимое. Если они начнут с этого, ну, ничего, ничего, потом еще потихонечку клубок-то вытянется, так и до Харлина Волфа дойдут когда-нибудь, уже неплохо. А еще одно, знаете, Майку-то все равно сейчас. Майк, как и любой большой художник, ценил свой продукт больше себя самого. Он ни секунды не сомневался в том, что когда-то умрет, и ни секунды не сомневался в том, что, например, «Дрянь» будет петься и после его смерти. Единственное, что он только не знал, когда он умрет, а что так будет, это точно. Поэтому то, что сейчас происходит с его песнями, вот это для него гораздо важнее, нежели то, чтобы везде, повсюду ну, вы знаете, что я имею ввиду, какая разница, главное, чтоб песенки эти жили бы, и главное, чтобы глядишь, так, какое-то дите начнет изучать, а каковы истоки. И так дойдет, наконец, до всего пласта, что нас с Майком питал в свое время.
А. ПЛЮЩЕВ Немножечко к истории создания этого диска. Вот какой аспект: здесь есть две версии песни «Ром и пепси-кола». Одна так называемая версия MTV, уже была произнесена эта магическая аббревиатура у нас здесь. Расскажи всю эту историю, как так получилось, что слово «пепси» вылетело из эмтивишного клипа. Это ведь с клипом все связано наверняка?
Д. ДИБРОВ Конечно, конечно.
А. ПЛЮЩЕВ Если это, конечно, не коммерческая тайна. И каким образом попала в диск уже песня, ну, я извиняюсь, кастрированная?
Д. ДИБРОВ Или сказать обогащенная восхитительным художественным свистом.
А. ПЛЮЩЕВ Да.
Д. ДИБРОВ Это свистит продюсер пластинки от «Real Records», Саша Коновалов, это он свистит. И пленка наверняка сохранила нервозность, с которой он это делает, потому что завтра надо уже отдавать на ротацию диск на MTV, а что же делать, они приказали «пепси» выбросить. Вообще, история сотрудничества с «Пепси» непростая. Кто думает, что это довольно просто, упомянуть что-нибудь где-нибудь и бежать за деньгами в бухгалтерию, он очень ошибается. Когда Майк вставлял сюда слово ром и пепси-кола, он имел ввиду вот что: знаете ли вы, дорогие дети, я обращаюсь к тем, кто еще почему-то не спит, а надо бы спать или делать уроки. Знаете ли вы, дети, как в 72-м году нас с Майком, мы не были, конечно, знакомы, но я хочу заявить, что это был объективный процесс, происходивший с равным успехом и в Ленинграде, и в Ростове-на-Дону. Как нам крышу-то снесло! Самое зрелище странное, непрозрачное, черно какой-то коричневой жидкости, которая пенится как шампунь, однако крем-содой не является. И утоляет жажду мгновенно. Упоминание всего этого не является, однако, рекламой, тем не менее, это действовало гипнотически. «По дороге дети в школу, пейте, дети, пепси-колу, не ходите, дети, в класс, там учитель Фантомас». Нам казалось, что это Так в нашу жизнь впервые вошло качество. Никто не газировал в «совке» так воду, как делали это американцы.
А. ПЛЮЩЕВ Подожди, а откуда она появилась?
Д. ДИБРОВ В 72-м году, благодаря хитроумной политике умников из-за рубежа, как-то большевик позволил в страну просочиться двум первым заводам по производству пепси-колы. Один был в Новороссийске, второй в Ленинграде. Это были первые два завода.
А. ПЛЮЩЕВ Потому что я-то как раз, я-то как раз в 72-м году родился. Но для меня первое пришествие это очень интересный, мне кажется, вопрос, первое пришествие пепси-колы было в 80-м году, на Олимпиаду, когда сюда стали завозить ее по, условно говоря, ленд-лизу, для того, чтобы напоить всех приезжих на Олимпиаду.
Д. ДИБРОВ 72-й год. И вот все, что связано с предметным очарованием западного образа жизни, что сусловцы, конечно, прозорливо подметили, надо сказать, что все это у Славкина в спектакле «Взрослая дочь молодого человека» здорово показано. Мы выдирали куски качественной жизни, качество, по крупицам. И, конечно, такую эпохальную для любого представителя моего поколения, как прибытие сюда самой универсальной закуски для водки, портвейна либо рома, как пепси-кола, уж, слава богу, мы знаем. А вот эти все дальнейшие истории, Олимпиада и так далее, то, конечно, уже дальше пепси-кола пожинала плоды этого хитроумного завоевания «совка» через головы подагриков из Политбюро ЦК КПСС. Так вот, пленку проматываем. Вот в нынешние годы я беру восхитительную, фантастическую песню «Ром и пепси-кола», простенький иероглиф уровня «Лав ми ду» Битлз. Вот такая для меня эта пепси-кола. Иду в «Пепси-колу», собственно, и говорю, дайте деньги, хотя бы на запись диска, или хотя бы на клип. Они говорят: ну да! Так мы и дали деньги! То, что упоминается, ни о чем не говорит. Песня, к сожалению, не пойдет, она не в нашем ключе. Как? Почему? Что такое? «Дело в том, — говорит менеджер, — что, во-первых, мы хотели бы себя позиционировать с молодыми людьми, она не будет популярна среди молодежи, скорее всего, она будет популярна среди зрелых людей. И вторая позиция, мы бы хотели не иметь дело с пропагандой алкоголя, мы за здоровый образ жизни».
А. ПЛЮЩЕВ Ха-ха-ха!
Д. ДИБРОВ Я пытался объяснить, что хотя там и в самом деле перечисляются атрибуты алкогольного синдрома, песня-то как раз про жизнелюбие, раз, а что касается вот этого твердого убеждения, что это не для детей песня, ну и что я мог сказать? Так я и ушел оттуда. Забегая вперед, должен заявить, что мне теперь у меня автоответчик цифровой, это означает, что у него всего 18 минут есть времени, в отличие от кассетного, который может записывать сколько хочешь. Вот мне повадились звонить молоденькие дамы, думаю, лет 13-ти, я уже знаю, когда у них учителка больная, потому что они тогда собираются у кого-то у одной из них дома. Вот они мне! Где-то раздобыли мой автоответчик, и они мне, значит, лупят этот мой «Ром и пепси-кола». Они знают все, больше всего их волнует момент, где «всех еще тошнит, а я уже опохмелился». Что эти дети знают о том, что такое опохмелился, и каково это дядю колбасит. Это они, конечно, не знают. Ничего. И, конечно, «залетаю в бар, принимаю товар». После этого я уже не могу получать ценную информацию от ценных людей, потому что весь автоответчик с утра, а учителки болеют по утрам, как я заметил, весь забит «Ромом и пепси-колой». Вот вам ответ. А Боря Зосимов, руководитель MTV, естественно, описывает появление «Пепси» цифрами. Столько-то появлений, совершенно очевидно, какие-то в деле какие-то и он приказал: «ребята», — сказал Боря, — «мне так нравится дух, созданный в этом клипе, но только уберете как-нибудь пепси». Ну, значит, убрали. Может, послушаете, или чего?
А. ПЛЮЩЕВ Да, сейчас мы послушаем, единственное, что мне больше всего вот в этой версии MTV нравится, когда ты перечисляешь: «Р — это ром», — там должно быть П это пепси, а там нет ничего, это прекрасно вообще, «К это кола», а пепси нет. Это одно, что я хотел сказать. Второе, два сообщения пришли: мы молодые еще с тобой, на самом деле, очень. Я-то совсем просто сопляк, а ты молодой просто. Вот почему, потому что Наталья Евгеньевна пишет: «дорогие ребята, пришествие пепси-колы в Москву было в 59-м году, она продавалась в Сокольниках на американской выставке, причем в разлив в стаканчиках». Я бы не поверил, если бы сразу не пришло второе сообщение, Марина пишет: «в 58-м или 59-м году в Сокольниках проходила выставка США, там и сегодня стоит павильон в виде шара, так вот, на этой выставке нас угощали настоящей пепси-колой». Это было раньше, чем в 72-м году.
Д. ДИБРОВ Саша, тебе не кажется, что вся наша с тобой жизнь, так или иначе, связана кармически с пепси-колой. Ты в 72-м году родился?
А. ПЛЮЩЕВ Да.
Д. ДИБРОВ А я в 59-м
А. ПЛЮЩЕВ Потрясающе, тогда надо ставить ее.
Д. ДИБРОВ Ну, эмтивишную давай версию, да, правильно?
А. ПЛЮЩЕВ Ну, раз пошла такая пьянка, соответственно, значит, эмтивишную, потому что не эмтивишную мы уже ставили несколько раз, а вот эмтивишной еще не было.
Д. ДИБРОВ Давай, давай.
(звучит песня)
А. ПЛЮЩЕВ Вот такая ностальгическая песня, потому что здесь идет на пейджере широкое обсуждение вообще самого напитка, и так далее. Тот выбор песен, который был сделан, он чем был обусловлен?
Д. ДИБРОВ Как-то так он сам сложился. Надо сказать, что мы еще «Субботний вечер» с ребятами разучивали и еще у меня есть аранжировка на «Выстрелы». Саша, иногда происходило странное. Вот мы с моей Дашей сели, собственно, делать аранжировку с вечера. Мы работали так: субботу мы всегда записывались на студии, значит, тогда где-то в четверг делалась аранжировка для следующей песни, делалась, как правило, мною дома за компьютером. Сели мы делать «Выстрелы» к субботе. А вылетела «Она была», причем эта «Она была» аранжировалась сама собою, она вдруг в воздухе сплелась и дальше рука у меня как-то сама на компьютере вывела всю ритмику, трубы, и так далее. Потому, наверное, что история невероятная, красивая, динамичная, красивая, рассказана ловко. Новелла такая. А вот, например, «Дрянь» не могли не сделать, потому что «Дрянь» это гимн. Музыкант, мне кажется, русский музыкант тем и отличается друг от друга по тому, как он «Дрянь» Майка играет. Но это вообще безупречный блюз. Это безупречный русский блюз. А вот, например, почему «Мария», по-моему, это самое изысканное объяснение в любви. «Пуделя» я очень Ну, как-то так эти песни сами знали, как складываться в пластинку.
А. ПЛЮЩЕВ Да, мы совершенно забыли о тех, кто не пользуется пейджером по каким-то причинам, и я сейчас предлагаю тому, кто хочет пообщаться с Дмитрием Дибровым по телефону, не откладывать это на потом, потому что вдруг мы еще заговоримся и тогда уже не будет этого шанса. Алло!
СЛУШАТЕЛЬ Алло, здравствуйте. Мне бы хотелось небольшую реплику, то, что я родился в 86-м и знаю песни Майка Науменко, еще до ротации в радиоэфирах.
А. ПЛЮЩЕВ Мы вас с этим поздравляем. Скажите, а это характерно для ваших сверстников, или вы, скорее, исключение?
СЛУШАТЕЛЬ Нет.
А. ПЛЮЩЕВ Ну, вот. Это все, что вы хотели сказать?
СЛУШАТЕЛЬ Нет, я бы хотел задать такой вопрос: вот почему для раскрутки была выбрана именно «Ром и пепси-кола»?
Д. ДИБРОВ Тут, конечно, лучше было бы спросить у Кости Эрнста, руководителя «Real Records» и у Лиона Михайлова, художественного руководителя «Real Records».
А. ПЛЮЩЕВ А это они решают, на что будет сниматься клип?
Д. ДИБРОВ Разумеется. Это именно те решают, от кого зависит деятельность целого коллектива издателей.
А. ПЛЮЩЕВ Но вот еще Денис спрашивает на пейджер тоже про эту песню: «не кажется ли вам, что не очень корректно по отношению к памяти Майка было создавать данную кастрированную версию его текста в угоду господам с MTV?»
Д. ДИБРОВ Значит, Майк настолько велик, что память его, дорогие друзья, можно только одним в самом деле превратить в пошлость. Если пытаться условностями и грошовыми позами, призванными отстоять ваше представление о свободе, о последовательности в отстаивании буквы и цифры Майка, вот только этим можно было, по-моему, оскорбить эту память. Майк, если бы слышали, как сам исполнял собственные песни. Сообразно просто характеру, духу и дню выпитому он так коверкал собственные песни, что Память Майка, боюсь, что будет верно нами понято, если мы просто как бы это вам сказать допустим, занудство и не совершенного владения словом и чувством. Вот если мы не будем себе позволять этих двух вещей, мы уже память Майка, стало быть, с вами сохраним. Все остальное не так важно.
А. ПЛЮЩЕВ Давай начнем, чтобы в следующем часе продолжить, об этой группе, о тех людях, которые с тобой играют.
Д. ДИБРОВ Ну, во-первых, это Андрей Шепелев. Мне кажется, что настоящие друзья это те, с кем судьба тебя сталкивает, когда для этого нет никаких логических оснований. Сегодня, если человек в зрелости, относительно состоятельный, влиятельный, или знаменит, уже можно усмотреть логическое основание, почему к тебе человек относится с интересом или симпатией. Когда мы с Шепелевым повстречались, это было в 78-м году, я впервые переступил порог Останкино. Мы были просто в пестрых курточках щенята, он имел на перевес банджо пяти-струнное, а я не имел ничего, кроме ростовского гонора в душе. Вот так мы и встретились. И 24 лет года уже я вижу перед собой вот вечно усатое и обросшее волосами лицо друга. Это самый искусный на сегодня музыкант в области кантри, акустического звучания. Он американцам преподавал, как играть на банджо в городе Нэшвилл, штат Теннеси, это столица кантри-музыки.
А. ПЛЮЩЕВ Давай о других продолжим в следующем часе, если ты не против.
Д. ДИБРОВ Давай.
НОВОСТИ
Д. ДИБРОВ — Затем — Саша Новоселов. Надо сказать, что вокруг Шепелева вечно крутятся люди, которые знают или изучают хотя бы американское народное музицирование. Это люди редкие, они всегда были редки. При большевиках они были редки, потому что КГБ следило за тем, чтобы не было тлетворного влияния — видите, как они были прозорливы, а сейчас — просто это редкая музыка, и ее надо знать, любить музыку кантри, блюз, соул. Вот Саша Новоселов появился в поле зрения Андрея Шепелева прошлой зимой. Андрей прибежал ко мне, и говорит — слушай, появился еще один парень, который умеет играть на добро. Добро — это специальная железная гитара, у которой там, где у нормальной гитары дырка, у нее кастрюля, впаяна в самую сердцевину, в самое пузо гитары. Впаял ее туда в 1910 году житель города Новый Орлеан штата Луизиана Франтишек Допьетро, и его брат Иржи. Это они получили заказ местного начальника местного мюзик-холла сделать гитару, которая могла бы акустически сыграть громче, чем оркестр. Вот они это и сделали. А потом образовали целую фабрику по производству такой гитары, которую назвали на родном чешском языке словом «добро», что означает добро, и одновременно это еще «Допьетро-Бразерз». Вот Саша Новоселов играет на добро, на котором следует играть горлышком только что выпитой пивной бутылки, а Андрюша Шепелев играет на добро как мы говорим «ползучем» — то есть это кантри-добро, оно лежит у музыканта на коленях, а это — висит. Вот Саша Новоселов действительно, когда Андрюша принес мне диск, доказал, что он играет на добро абсолютно так, как Клэптон. Я очень привередливо отношусь к музыке и музыкантам, у меня в «Антропологии» не было ни одного такого, о котором я мог бы с гордостью заявить, что вот он был у меня в гостях. И вот Саша, конечно, немедленно получил приглашение придти в «Антропологию». Но сначала он побывал у меня дома, и я послушал еще раз его группу, она называется «Все дела», и она тоже 9 марта, через неделю, в субботу, появится на сцене ДК «Меридиан», где у нас будет первый публичный концерт, и группа «Все дела» Саши Новоселова откроет его. И надо сказать, что это чудесный, изумительный музыкант. И еще Валера Серегин, он играет на бас-гитаре — это старинный московский рокер-блюзмен, он играл Уайта Белова, он играет с доктором Грановским — ну все, кто знает блюз, знают и этого музыканта тоже. Вот такая у нас четверка получается. И есть еще детки — у меня мечта оказаться посреди 12-летних девочек, так как я очень люблю «Лолиту» Набокова, и главное не вижу в этом ничего предосудительного. И вот так получилось, что опять же у меня в «Антропологии» был Слава Горский, такой московский джазмен с детским хором, который чудесно поет соул, вполне с джазовым драйвом и чувством. Это хор «Преображение» Союза композиторов РФ, руководит которыми Миша Славкин. И к нему я обратился с предложением записать вместе несколько вокальных партий, нескольких произведений. Миша охотно согласился, и я вдруг обнаружил, что себя окружил — помните, был такой Бонифаций, который ездил на каникулы — так вот я, как тот Бонифаций, окружил себя маленькими девочками, которые поют искусно. Чтобы послушать, как искусно поют эти дети, давайте поставим 12-й трек. Это вот что — я сделал песенку я забываю Майка, я там сыграл как Сантана — я аккорды озвучивать не стану, все равно я сыграю как Сантана, а потом Алена Михайлова из «Реал-рекордс» дала этот трек, этот материал неизвестному мне диск-жокею, и он через неделю дал ремикс — послушай, очень интересный ремикс. Вообще группа «Антропология» играет то, что мы называем «новый московский блюз» — это когда ты берешь сельское музыкальное музицирование на вооружение и кибернетику, самые современные лупы, современную манеру аранжировать, компьютер. Получается, по-моему, гипнотическое сочетание. Не будешь ли ты против поставить 12-й трек — посмотрите, как выглядит «Я забываю», спетое девочками из хора «Преображение», написанное Майком, а затем порезанное каким-то интересным московским диск-жокеем. Гитарную партию, конечно, играю я. Сантана из меня не великий, но какой есть, знаете ли.
(звучит песня «Я ЗАБЫВАЮ»).
А.ПЛЮЩЕВ — Есть масса вопросов на пейджере. Например, от Антона из Екатеринбурга, который спрашивает, как тебе удается вести такое количество проектов — телепередач, вот диск, — все одновременно. Приходится ли жертвовать чем-то другим в жизни?
Д.ДИБРОВ — Нет. Но расплата, в общем, за все какая-то имеется. Наверное, чего-то не успеваю, чего мог бы, когда бы не такой был бы темп жизни. Наверное, можно было бы все-таки полагать, что самое аристократическое из творческих занятий, литература, была бы может быть доступнее, если бы меньше было бы этой эфирной суматохи. А с другой стороны — ну что же я могу сделать — я ведь действую только так, как чувствую, что не действовать не могу. Кроме того, еще в среду я, вместе, к счастью для меня, и как для любого честного человека, вместе с коллективом «Эхо Москвы» выиграл конкурс на радиочастоту — Алеша Венедиктов, к моей радости, начинает проект «Арсенала», и, скорее всего, одновременно с ним также начинаю новую радиостанцию и я, и надеюсь, что мы 1 сентября стартуем в эфире.
А.ПЛЮЩЕВ — Я, дорогие радиослушатели, пытался до эфира расколоть Диброва, что же будет это за радиостанция, и получилось, честно говоря плохо. Может быть потому, что мы мало знакомы, может быть по каким-то другим причинам, может быть потому, что я представитель радиостанции-конкурента, не знаю. Может быть сейчас, уже после часа общения, будет что-то иное. Что ты можешь сейчас рассказать о том, что это будет за радио?
Д.ДИБРОВ — Это будет сумасшедший радиопроект, который сделан человеком, в общем на радио до сих пор не работавшим — я имею ввиду, мной.
А.ПЛЮЩЕВ — А ты вообще любишь радио?
Д.ДИБРОВ — Я все время слушаю радио «Эхо Москвы», и никакое другое, и сотрудничаю еще с «Нашим Радио», потому что полагаю, что мы с Мишей Козыревым соратники по продвижению в умы некоммерческих видов музыки. Но все время у меня в машине звучит «Эхо Москвы».
А.ПЛЮЩЕВ — А как называется твой проект?
Д.ДИБРОВ — Радио «Куранты» — это, конечно, дело новое, интересное, амбициозное в хорошем смысле слова — я хочу сделать новые журналистские жанры — не больше и не меньше. Я пока почему не хочу рассказывать подробно, потому что в основе лежит, в общем, движение простенькое, но никому оно еще в голову не приходило, поэтому я бы не хотел пока выдавать секрета.
А.ПЛЮЩЕВ — Хорошо, чем будет наполнено радио — может быть об этом потом, а пока — что для тебя этот проект? Зарабатывание денег, или это новая твоя реализация — что это?
Д.ДИБРОВ — Знаешь, как говорят — в 20 лет ума нет, и не будет, в 30 лет денег нет, и не будет, в 40 лет жены нет, и не будет. Надо сказать, что с деньгами мне уже ясно — мне 42 года. Ну, я не Березовский, ну не будет уже у меня денег — это уже понятно. И не следует спорить с Ваней Охлобыстиным, который в одной из пьес так обрисовал: «Богат не тот, у кого много, а кому довольно». Да есть у меня довольное количество денег — разумеется, это щепотка по сравнению с профессионалами зарабатывания, но мне этого вполне хватает — меня не волнуют деньги как побудительный мотив. Нет, да и слава к тому же — сколько ее еще можно иметь — ну, не Майкл Джексон я.
А.ПЛЮЩЕВ — Правду скажем — после телевидения радиостанцией славы не добудешь.
Д.ДИБРОВ — Конечно. Я это делаю, потому что это в кайф, здесь есть что-то, чтобы кровь не остывала. Вот, кстати, о деньгах — давай послушаем, как мы «Бедность» сделали.
А.ПЛЮЩЕВ — Только что бы завершить разговор о радио, хочу у тебя философский вопрос спросить — радио как жанр — оно имеет будущее?
Д.ДИБРОВ — Мне кажется, конечно. Поскольку радио это наикратчайший путь до мысли. Ведь природная одежда мысли это слово. Ну а радио — это живое слово, это форма литературы. Если угодно — если в этом ареопаге, пантеоне на троне сидит литература, то ближе всего к ней подходит все-таки радио. Как ни странно, телевидение более громоздкий путь от мысли до зрителя, мозга слушателя — вот какая вещь. А радио это быстрее — быстрее, качественнее, точнее. И потом — радийщик в невероятно более лакомом положении, нежели наш брат-телевизионщик. Например, радийщик связан с писателем. Можно сказать — «по улице идет блондинка», и каждый представляет себе свою улицу и свой тип блондинки. А я как телевизионный режиссер обязан найти именно ту улицу и ту блондинку, и обязательно найдется кто-то, кто скажет — ну что ты мне показываешь, это мне не интересно, я себе блондинку совсем другой представлял.
А.ПЛЮЩЕВ — Когда я смотрел «Антропологию», меня раз 40, по крайней мере, посещала мысль — это же радиопередача. Даже тот аскетизм средств, который был применен — эти два кресла, пускай даже авторской работы и стоящие бешеных денег.
Д.ДИБРОВ — Я раскрою секрет — они мне вообще ничего не стоили, это подарок.
А.ПЛЮЩЕВ — Я помню как на аукционе оно было продано в помощь жертвам терактов, и ушло за приличные деньги, между прочим. Ты не помнишь этого? А я помню, потом расскажу. Но не об этом. Но это же была радийная передача на самом деле.
Д.ДИБРОВ — Про аскетизм — радио может дать возможность сделать просто новую реальность. Что такое художник? Это человек, который создает новую реальность. Иногда он хороший, а не создает новой реальности — значит, непригодный. Так вот новую реальность на радио создать гораздо проще — сколько звуковых эффектов, столько интересных возможностей с музыкой — например, ты говоришь — Дорогие друзья, в эту секунду мы с Плющевым улетаем сквозь воздушную трубу — мало ли, куда мы с тобой улетаем, — но это уже существует для слушателя, это фантастическая возможность. Интересно, что мы пробовали найти соприкосновение «Антропологии» с радио — «Серебряный Дождь» хотел это делать. И мы выяснили, что это некачественный перенос. Такого тождества не существует — все-таки «Антропология» это и глаза еще. А на радио, видимо, ты должен экономить средства, ты должен сделать концентрирование — вот я стараюсь это сделать. Я хотел бы, чтобы на радио «Куранты» был бы создан симбиоз между журналистикой и литературой — ежели угодно, некоторая романическая журналистика должна появиться. Именно благодаря колоссальным возможностям радио как наиболее близкому к природной одежде мысли средству массовой информации.
А.ПЛЮЩЕВ — Хорошо. Итак, мы возвращаемся к деньгам благодаря песне «Бедность».
(звучит песня «БЕДНОСТЬ»)
А.ПЛЮЩЕВ: Часто бывают оскорбительные реплики — тебе, наверное, как никому это знакомо — ты пейджер в руках часто держал, на который слушатели что-либо посылают. Так что не обижайся, это цитата: «уж не с твоей мордой про бедность петь. Всем давно известно, что ты в жизни шагу не ступил кроме того, чтобы денег не заработать», пишет Сергей из С.-Петербурга. Но я не хочу, чтобы ты отвечал конкретно на эту реплику, но спрошу вот о чем — ты же когда рассказывал об истории с «Пепси-Колой» не отрицал, что был готов поучаствовать в рекламе. Я слышал твою рекламу недвижимости какого-то строительного комплекса, где ты купил себе квартиру. Как ты относишься к такому виду зарабатывания денег?
Д.ДИБРОВ — Очень нормально. Надо сказать, что бедный Сергей от того только и беден, что сам, видимо, не дает себе труда получить профессию, стать незаменимым специалистом хоть в одной из областей деятельности, и наконец подумать о роли денег. Не должно быть это манией, и не должно быть сумасшествием, однако есть разница между духовностью и чудачеством — надо понять — ты не победишь дьявола иначе, как только заработав. Без денег не выйдет. Что до того, что я купил квартиру — да, верное, я пошел, взял деньги в долг, пошел в Первый ОВК и взял ипотечный кредит, как делает любой средний американец, средний француз. Я не прошел в правительство и не стал клянчить квартиру, не пошел в преступную группировку и не стал ее членом — я просто пошел и попросил деньги в долг.
А.ПЛЮЩЕВ — Но так делают сотни и тысячи людей, но, тем не менее, никто это не рекламирует в СМИ.
Д.ДИБРОВ — Они бы с удовольствием это сделали, да вот только единственное — их никто не просит.
А.ПЛЮЩЕВ А тебя попросили?
Д.ДИБРОВ — А меня попросили, и надо быть идиотом, чтобы это не сделать. Понимаешь, у каждого свое. Вот я, например, лучший на сегодня телевизионный ведущий в стране. Я это сделал тем, что 42 года не потерял даром. Я смотрю вокруг, изучаю жизнь и делаю аналитические выкладки — на природу людскую, на закономерности бытия — другие этого не делают. Другие, например, ходят по подиуму и демонстрируют то, чем наделила их природа — красоту, но при этом не создают же ничего. Что они будут делать, когда красота, вполне естественно, со временем увянет? Другие занимаются тем, что бегают и зарабатывают только деньги — они не смогут сказать, что они коптили небо и что останется после того, как они получат деньги. Вот я мог бы сказать, что, может быть, не следовало бы Сергею и ему подобным пытаться внушить, что программа «Антропология», «Свежий ветер», «О, счастливчик», нынешняя программа «Народ — против» про этот пейджер ты говоришь, да а ты помнишь, кто первый принес пейджер в журналистскую практику? Не помнишь? Он у тебя в руках когда оказался?
А.ПЛЮЩЕВ — По контексту я думаю, что, наверное, это был ты?
Д.ДИБРОВ — Да. А что касается прямоэфирного телефона, который ты здесь практикуешь с успехом, — не помнишь, кто это на телевидение первый принес?
А.ПЛЮЩЕВ — Наверное, раз ты задаешь это вопрос, то это ты.
Д.ДИБРОВ — Стало быть не все, что я делаю, обязательно имеет отношение к деньгам? У счастью, я могу объяснить Святому Петру на судилище, что я, собственно еще делал на земле, и что останется в сухом остатке после того, как меня заберут туда, где мне и положено быть.
А.ПЛЮЩЕВ — Судя по изменению тона, которым ты сейчас заговорил, — тебя раздражает подобная тематика разговора?
Д.ДИБРОВ — Честно сказать, еще меня раздражает и обстановка в отечественных шашлычных. Меня раздражает любая форма хамства и недоумия. Человек должен быть существом высоким, и я терпеть не могу, какая самая природа человеческая оскорблена бывает. Я сейчас имею ввиду оскорбления не в своей адрес — я имею в виду оскорблена, в первую очередь, человеческая природа — всякий раз, когда ты видишь человеческий примитив. Вот это жалко.
А.ПЛЮЩЕВ — Тогда закрываем тему денег, тем более, что ты сегодня к нам пришел мало того, что совершенно бесплатно, так еще и диски принес. Давайте сейчас обратимся к телефонному звонку — я не забыл еще про этот вид связи, который привнес на телевидение Дмитрий Дибров — во всяком случае, как он утверждает — я не буду в данном случае ни подтверждать, ни опровергать, но скорее всего, это, наверное, было и так. А как это было, кстати?
Д.ДИБРОВ — Это было очень просто. Дело в том, что тогда меня назначили главным режиссером 4 канала, а Анатолия Малкина, руководителя ассоциации Авторского телевидения, конечно же, генеральным директором, и нам удалось выбить себе целую студию для прямоэфирной работы. Но что делать в прямом эфире? И тогда просто-напросто мы взяли, и притащили туда телефон, что было очень революционным шагом. Я помню, что тогда мы еще сделали программу «Времечко», и Ельцин, встречаясь с журналистами, заявил: «Мне сказали, что у них там по телевидению идет какая-то программа «Времечко», где стоит телефон — это что же, каждый может туда позвонить?» — с ужасом спрашивал тогдашний трубадур у врат свободы. Да, президент Ельцин, положивший жизнь за нашу и вашу свободу, не мог себе представить, что оказывается каждый может позвонить. Сегодня уже каждый.
А.ПЛЮЩЕВ — Итак, сейчас каждый может позвонить Д.Диброву и сказать все, что он думает или спросить все, что он хочет.
СЛУШАТЕЛЬ — По-моему, у вас получился диск не «Ром и Пепси-Кола», а «Селедка и молоко». Из вас певец как из слона балерина, поэтому мой вам совет — идите домой, пейте таблетку, ложитесь спать.
Д.ДИБРОВ — Скажите, а против чего мне таблетку, по-вашему, надо пить?
А.ПЛЮЩЕВ — Либо звонок сорвался, либо трубку бросили — так всегда бывает, мы не можем дальше продолжить беседу, мы не слушаем других, бросаем трубку, уходим. Я понимаю, что ты не можешь ответить в таком духе, но я могу — я могу как раз посоветовать выпить таблетку вот этому человеку. Хотя нет, посоветую выпить рома с «пепси-колой», если, конечно, на ром денег заработали.
Д.ДИБРОВ — Фрэнсис Бэкон так нас учит: вполне естественно ненавидеть все, что является укором собственной судьбе. Этот человек невиновен, пусть идет с миром.
ДЕНИС — Довесочек к вопросу, который был зачитан на пейджере — стоило ли вообще связываться с MTV? По-моему это настолько «попсявая» контора.
Д.ДИБРОВ — Нужно сказать, что это производство во-первых, а к нему я не имею никакого отношения. Есть просто определенные менеджерские пути, какими такая дорогостоящая штука, как пластинка, оправдывается. Здесь нужно доверять «Реал-Рекордс» — они же нам с тобой сделали Земфиру, «Муммий Тролля». Если они считают, что нужно иметь дело с MTV — мне это безразлично. Мое дело сделать аранжировки, сыграть на гитаре, спеть, и быть при этом уверенным, что это самый качественный продукт на сегодняшней блюзовой арене в стране. А что дальше с ним происходит — я не знаю.
ДЕНИС — И еще пару слов. Изначально, когда я услышал ваш диск, у меня не создалось такого жесткого мнения, как у только что позвонившего, но сейчас послушал — на самом деле очень здорово сделали.
А.ПЛЮЩЕВ — Это вообще удобная вещь — послушать, прежде чем судить.
Д.ДИБРОВ — Там может быть и послушаем? Давай послушаем 9-й трек — послушайте, как можно описать женщину блюзовым манером.
(звучит песня)
А.ПЛЮЩЕВ — Итак, зададим нашим слушателям следующий вопрос.
Д.ДИБРОВ — В рамках какой телевизионной передачи состоялось первое публичное появление группы «Гроссмейстер», и появление этой группы на этой передаче и считается днем рождения группы. Думаю, что и этот диск уйдет у нас со свистом минуты через две.
А.ПЛЮЩЕВ — Сейчас расскажу одну интимную вещь — она перекликается с тем, о чем сейчас говорил Дмитрий, рассказывая о такой штуке, как радио. Все музыканты, которые к нам приходят в программу «Серебро», редко слушают собственную музыку. Мы разговариваем о чем-то, а музыка звучит фоном. Единственный случай был с Андреем Макаревичем — только что вышла пластинка «Место, где свет», и человек махал на меня рукой и перся от собственной музыки, и все. Причем не только от собственной — на пластинке разные песни, не только его. Сейчас происходит то же самое, только Дима не машет на меня руками, а просто ее «играет», живет ею — я даже не знаю, как описать это словами. В общем, общения во время звучания музыки не происходит. Интересно — заглохнет ли это чувство в тебе за время концертов, или ты намеренно не хочешь делать это серией, чтобы музыка не заглохла?
Д.ДИБРОВ — Наверное, не заглохнет. Видишь ли, какая вещь — я заметил, что «попсовики», а я в силу «антропологической» принадлежности должен был считать себя некоторым полюсом анти-попсы, так вот попсовики, встречаясь друг с другом считают зазорным говорить о музыке, поскольку они-то ведь знают, какой тухленький товарец изготовляют — специально затем, чтобы денежек настричь, не прибегая ни к каким творческим поискам. Они нажимают раз и навсегда традиционные зашитые в чипы и сэмплеры ритмические, басовые ходы, оркестровые, и вот вам готовые шлягеры. Зная такое, они, разумеется, друг с другом и не говорят о том, что составляет, скорее, их позор, нежели их достоинство. Если ты не любишь продукт, который ты делаешь, то ты шарлатан, ты сторговываешь на рынке тухлые дыни. Если ты не полагаешь, что в эту секунду ты не сделал что-то, что стоит послушать, и большому количеству людей, если ты не полагаешь, что здесь заложены музыкальные открытия, то зачем же ты для нации этот поступок совершил? Или ты не для нации совершил? Зачем ты делаешь то, что ясно плохо? Если ты знаешь, что нужно сделать, чтобы было хорошо — что же ты этого не делаешь? И вот именно потому, что я не хотел бы считать себя шарлатаном, именно поэтому я могу, например, заявить — да, мы с друзьями, работая год над этой пластинкой, сделали на сегодня самый передовой, самый современный блюзовый звук. Аранжировки, которые я сделал, на сегодня, пожалуй, еще здесь не слышали. За рубежом слышали — надо сказать, что я учусь, конечно, у мастеров, которых сам люблю. Но здесь такого еще пока никто не видел. Я, наверное, ошибаюсь, но я обязан это себе говорить, чтобы быть честным художником, а не шарлатаном.
А.ПЛЮЩЕВ — После того, как ты обронил фразу — я сейчас лучший ведущий на нашем телевидении, на пейджер посыпалась масса реплик. Я-то ее пропустил потому, что у меня самого абсолютно такое же отношение — если ты не лучший, то сваливай.
Д.ДИБРОВ — Надо сказать, что правы те люди, которые пишут, что я не лучший — они мне как раз помогают больше чем те, которые со мной соглашаются — потому что отношение художника, а не шарлатана с действительностью, должны напоминать отношения мужчины и девушки — порядочный мужчина обязан пытаться, а вот практика — как порядочная девушка должна ему в этом отказывать. Да, там так и должны писать — ты не лучший, по-нашему ты говно. Еще Хармс писал про это. А мне ничего другого не остается, кроме как делать мою телевизионную продукцию лучше и лучше. Так, чтобы самый последний для меня по значению из критиков, который сейчас написал, что Дибров оказывается не лучший ведущий в стране, последний из них, все-таки признал: да, пожалуй, все-таки я был не прав. Вот если мне не удастся моим делом и моими телевизионными поступками доказать, что на сегодня все-таки я лучший — до этого момента будем считать, что я не прав, а наши с тобой слушатели правы. Но я оставляю за собой право сделать все, чтобы их в этом разубедить.
А.ПЛЮЩЕВ — Сергей с телефоном «215» предполагает, что его память ему напоминает, что может быть это был телеканал «Свежий Ветер» — к ответу на твой вопрос?
Д.ДИБРОВ — Да. Это было программа «Живьем у Макса». Совершенно верно.
А.ПЛЮЩЕВ — Таким образом Сергей выигрывает третий диск.
Д.ДИБРОВ — А также проход в любом количестве на наш концерт 9-го марта в 19.00 в ДК «Меридиан».
А.ПЛЮЩЕВ — Вот отличная реплика: «От скромности Дибров явно не умрет, но в том числе и за это я его люблю». Хорошая точка зрения. И последний телефонный звонок слушателя.
ТАТЬЯНА — Очень вас люблю и уважаю, и думаю, что не одна такая. И разрешите дать один совет — вы очень часто преподносите букеты цветов дамам, которые приходят к вам на передачу — пожалуйста. Дмитрий, очень вас прошу — вставайте при этом.
Д.ДИБРОВ — Танечка, я же не могу этого делать — я привязан длинным шнуром к своему месту Хотя вы правы, я всегда чувствую страшное неудобство. Обязательно, конечно, надо сделать так, чтобы ваше чувство не было оскорблено.
А.ПЛЮЩЕВ — А некоторые даже помнят, что премьера «Гроссмейстера» была не просто когда-нибудь, а 25 февраля 1995 года.
Д.ДИБРОВ — Этого слушателя я тоже приглашаю на концерт. Вы хотя бы приходите на концерт — Шепелеву будет приятно, что вы так все помните.
А.ПЛЮЩЕВ — Еще у меня был свой шкурный интерес — мы тут говорили, что у тебя времени хватает на все, я знаю даже, что ты общался с многочисленными посетителями форума программы «Антропология». Что для тебя это интернет-общение? Тебе-то зачем это нужно?
Д.ДИБРОВ — Интернет-общение — это общение в реальности, созданное человеком для человека, а не Богом неизвестно для чего. Дело в том, что человек в действительности ненавидит свое тело, кем бы он ни был, даже Клаудиа Шиффер, мы ненавидим смотреться в зеркало, но при этом мы довольны своим умом. Кстати на чем основана общая проблематика человека — никто не доволен своим нынешним состоянием, зато каждый доволен своим умом. Вот интернет дает нам возможность поворачиваться друг к другу так, как мы хотели бы быть запечатлены: никто же не видит, что мы, оказывается, коротконоги, и сильно отличаемся от Шварценеггера. Мы в интернете такими, какими хотели бы быть запечатлены у Бога на фотографической пленке — мы ловкие, тонкие, свободные. И при этом подпадаем под действие максимы Ларошфуко «в человеке не то смешно, что он из себя представляет, как то, что он хотел бы из себя представлять» — вот это мне очень дорого в интернете. Здесь надо мной не властны силы земного притяжения, и первые же уродливые последствия действия этой силы — мое тело.
А.ПЛЮЩЕВ — После того, как не стало программы «Антропология», и, следовательно, нет этого форума — есть ли у тебя что-то взамен?
Д.ДИБРОВ — Форум есть. Саша Волковой, который делал с нами вместе «Антропологию», почему-то по собственной воле поддерживает жизнь в этом чате. Но нам предстоит новое — сейчас мы начинаем работать над моим личным сайтом, и у меня есть различные проекты — в частности, недавно я купил камеру с браузером. И я хотел бы таскать за собой эту камеру круглые сутки. На моем сайте должно быть окно, которое бы показывало круглые сутки, что происходит: вот я назначил свидание в ресторане — сидите вместе с нами, вот я на летучке, на заседании Совета директоров ОРТ, смотрите, как оно проходит, что говорит Эрнст, вот я на съемках «Ночной смены» — и это будет 24 часа в сутки. Такое «за стеклом» из одного человека.
А.ПЛЮЩЕВ — Отлично. Жалко, что мы поздно подняли эту тему. На этом мы прощаемся с Дмитрием Дибровым, думаю, у нас есть задел на следующую встречу. Спасибо большое Дима, что пришел к нам.
Д.ДИБРОВ — Спасибо, что пригласил.


























Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире