'Вопросы к интервью


С. БУНТМАН – Так, «Открывашка» открывается. И у нас большая программа. Я сначала представлю наших гостий, а потом мы сделаем прыжок на ферму к Маше Слоним на три минутки. Нам Маша расскажет про очередные события в её замечательном хозяйстве, где есть всевозможные животные и птицы. Всё расскажет нам Маша Слоним сейчас. А потом у нас Софья Пантюлина, здрасте.

С. ПАНТЮЛИНА – Доброе утро.

С. БУНТМАН – Здрасте, доброе утро. И Марина Краснова у нас есть.

М. КРАСНОВА – Здравствуйте.

С. БУНТМАН – Здравствуйте, Марина. Вот, Софья автор и координатор межмузейного проекта «Семейное путешествие. Всей семьёй в музей». Узнаем, в какие музеи можно всей семьёй отправиться, какие есть путеводители. И как раз Марина Краснова у нас сотрудник Музея Маяковского на Лубянке.

М. КРАСНОВА – Да.

С. БУНТМАН – Маяковского знаменитого. И автор путеводителя проекта «Семейное путешествие. Всей семьёй в музей». Всё правильно сказал?

М. КРАСНОВА – Да.

С. БУНТМАН – Хорошо. Вот, сейчас мы все вместе — и с нашими гостьями, и с ребятами мы сейчас послушаем очередное сообщение с фермы Маши Слоним.

«ПИСЬМА С МОЕЙ ФЕРМЫ».

М. СЛОНИМ – Утки у нас очень легкомысленные. Они кладут яйца где попало, в основном на земле, а потом куда-то убегают. А яйца, то есть будущие утята, сиротливо остаются лежать на земле. Обычно я их подбираю и подкладываю под более сознательных птичек. Есть у нас замечательная чёрная курица, которая очень любит высиживать яйца. Она большая и может согреть много яиц и много цыплят, которые из них вылупятся. Ей всё равно, чьи яйца она высиживает. Она готова быть мамой всех цыплят. Вот, под неё я и подложила однажды одно утиное яйцо. И она приняла его, как своё родное.

Пришло время, и цыплята проклюнули скорлупу и вылезли наружу. Все они были жёлтенькими. Утёнок тоже вылупился и тоже был жёлтым, но сразу было видно, что это утёнок. У него были красные лапки с перепонками и ярко-жёлтый плоский клюв. Только чёрная курица не заметила никакой разницы. Она стала водить утёнка вместе со своими цыплятами. Утёнок думал, что он такой же, как все: бегал за мамой-курицей, ел корм, который она находила. Но когда вся компания подходила к воде, утёнок норовил туда плюхнулся, а куриные цыплята в ужасе разбегались. А потом утёнку стало всё труднее поспевать за цыплятами. Цыплята маленькие и очень шустрые. А утёнок быстро рост и никак не мог их догнать на своих коротких лапах. Он очень старался, спешил за ними вразвалку, спотыкался, но изо всех сил пытался не отставать. Его было очень жалко, но мы ничего не могли с этим поделать. Его настоящая мама-утка не обращала на него никакого внимания. Да и он считал чёрную курицу своей мамой, а её цыплят – своими братьями и сёстрами.

Утёнок становился всё больше и больше и всё более неуклюжим на земле. «Ах, если бы мама с братиками залезли в воду, я бы им показал, какой я быстрый и ловкий», — думал он. Но, как известно, куры купаться в воде совсем не любят, а утёнок никак не мог этого понять. Но вот пошёл сильный дождь. Даже не дождь, а настоящий ливень. Мама-курица бросилась под навес – цыплята за ней. А утёнок остался стоять под дождём. И так ему стало вдруг хорошо. Вода струйками стекала по его блестящим перьям. Вокруг образовалось много луж, в которых можно было плавать. И утёнок наконец понял, зачем ему такие перепончатые лапки, которые так мешали бегать по траве. И решил утёнок, что больше не будет притворяться, что он цыплёнок, что ему гораздо интереснее плавать, чем бегать.

Лужи во дворе превратились в маленький пруд, а утёнок остался там жить. Когда дождь закончился, цыплята с мамой вышли на мокрую траву. Утёнок махнул им приветливо крылом и нырнул под воду. Мама-курица, конечно, раскудахталась, стала его звать, но утёнок, как мог, объяснил ей, что за него можно не волноваться, что ему в воде очень хорошо. Мама-курица, которая его очень любила, поняла, что утёнок просто другой, совсем не похожий на остальных цыплят, и позволила ему остаться в пруду, и ласково махнула ему своим куриным крылом.

С. БУНТМАН – Вот, иногда, когда мы читаем такие истории, нам кажется, что вот это придумали писатели, да, что такие вещи. А вот тут у Маши действительно в её хозяйстве… Причём, то, что она подложил курице утиное яйцо – это тоже, в общем-то, из книжки, но всё получилось. И всё получилось так, как в книжке действительно. Очень здорово. Хорошо. Спасибо.

Мне вот тут ребята прислали массу сообщений, в какие музеи они ходят. И в самые диковинные музеи в самых разных городах они бывают, и родители с ними ходят. Но получается, что далеко не все знают и не все решаются ходить в разные музеи, потому что, может быть, музей – это какое-то такое страшно серьёзное, почти школьное, занятие, вот, какое-то такое иногда считается. На самом деле это не так. Но вы это сейчас и доказывайте. Вот, расскажите, пожалуйста, и мне, и ребятам.

С. ПАНТЮЛИНА – Мы стараемся действительно…

С. БУНТМАН – Стараетесь?

С. ПАНТЮЛИНА – Да, доказать. Даже не то чтобы доказать, а просто показать, что музей может быть очень интересным местом. Для этого у нас в этом году 20 музеев разработали такие игровые путеводители. Путеводитель – это маленькая короткая увлекательная история вокруг 10-15 экспонатов. Если речь идёт о маленьких детях 5-7 лет, то это вообще немного экспонатов, это где-то 5-7 всего предметов. Но путеводитель позволяет очень внимательно посмотреть на эти предметы, и оказывается, что это очень интересно. Это такая хорошая интеллектуальная головоломка.

И этот путеводитель превращает это, как вы сказали, возможно, кому-то кажущееся унылое, не то, что унылое, но серьёзное школьное пространство.

С. БУНТМАН – «Сейчас мы все пойдём по залам, и тетя будет страшным голосом рассказывать».

С. ПАНТЮЛИНА – Да, точно. В такое пространство игры, это, во-первых, а, во-вторых, это возможность ещё очень хорошо и любопытно, интересно провести вместе время с родителями. А если идут подростки, то ещё и время с друзьями, потому что, опять же, это какие-то хорошие истории, над которыми можно поразмышлять, которые можно обсудить. Иногда порой хочется прибежать домой, что-то узнать ещё побольше информации о том.

М. КРАСНОВА – Вернуться в музей на самом деле, потому что… И на самом деле эта программа – она ломает некоторые стереотипы. К примеру, к музею Маяковского многие родители относятся как к музею с чем-то революционным, и, значит, будут говорить о революционном поэте, и когда приходят в музей вместе с детьми, удивляются, возвращаются, празднуют дни рождения потом в музее, совершенно удивительно. То есть дети приводят родителей своих в музей, и родители открывают тоже для себя что-то новое.

С. БУНТМАН – Некоторые боятся просто грустные истории Маяковского. Просто некоторые взрослые, которые даже их не пугает то, что он революционный поэт, думает – ну как я детям сейчас буду обязательно рассказывать грустную историю жизни Маяковского. Можно и без этого.

М. КРАСНОВА – Действительно, можно без этого. Вот, третий год мы участвуем. Третий год мы обходим…

С. БУНТМАН – Меня поразило, когда я увидел, что музей Маяковского… Это здорово.

М. КРАСНОВА – Да, и, собственно говоря, с поэтом связано много тем. Это, естественно, и футуризм, то, что близко подросткам, и в этом году мы как раз это используем, тема свободы в этом году, и это тоже, конечно, очень сильно связано с Маяковским.

С. БУНТМАН – И «Жёлтая кофта», да?

М. КРАСНОВА – И «Жёлтая кофта». Поэтому, конечно, вот… на самом деле первый день была вчера программа, проходила, и очень удивительно, но в этом году в первый день было очень много студентов. Хотя маршрут для 12-14 лет, но студенты очень активно в этом включаются и ходят с путеводителями, берут паспорта и готовы идти дальше по остальному маршруту.

С. БУНТМАН – Мне это очень нравится тоже. Это здорово, по-моему. А давайте мы сейчас ещё скажем, что у нас есть для ребят, которые нас слушают, потому что мы можем задать некоторые вопросы, а если будут правильные ответы и когда будут правильные ответы, мы можем разыграть. Что?

С. ПАНТЮЛИНА – Мы будем разыгрывать абонементы. Вот так выглядит абонемент. И этот абонемент даёт право бесплатного участия в программе, то есть бесплатного входа в музей, в любые 7 музеев, это полностью один возрастной маршрут.

С. БУНТМАН – Ну там перечислены музеи, да?

С. ПАНТЮЛИНА – Там всё перечислено. Внутри всё перечислено. Перечислены все…

С. БУНТМАН – Давайте сейчас перечислим, чтобы знали люди.

С. ПАНТЮЛИНА – Значит, в этом году у нас три возрастных маршрута. Есть маршрут для 5-7 лет. Это для малышей. Он называется «Диковинные истории в семи частях». И в этом маршруте принимает участие музей-заповедник Царицыно, музей «Гуманитарный центр преодоления имени Николая Островского», Музей истории Лефортово, Мемориальная квартира Пушкина на Арбате. Не на Пречистенке, а Мемориальная…

С. БУНТМАН – Вон там.

С. ПАНТЮЛИНА – Да, рядышком.

С. БУНТМАН – Островского там, а это там.

С. ПАНТЮЛИНА – Зоологический музей МГУ имени Ломоносова.

С. БУНТМАН – Вон там.

С. ПАНТЮЛИНА – Всё рядом. Как хорошо работать в центре.

С. БУНТМАН – Да.

С. ПАНТЮЛИНА – Филиал музея «Современная история». Это называется экспозиция на Делегатской улице. Это главная… они располагаются…

С. БУНТМАН – Вон там, и по кольцу туда.

С. ПАНТЮЛИНА – Да? Точно.

С. БУНТМАН – Да.

С. ПАНТЮЛИНА – Наверное. Лучше здесь ориентируетесь. И Галерея искусств Зураба Константиновича Церетели, которая на Пречистенке. Тоже совсем рядом.

С. БУНТМАН – Вон там.

С. ПАНТЮЛИНА – Отлично. Есть маршрут для более старших детей. Он для детей 8-11 лет. Его название – «Музейные странности». Он про предметы, которые современному ребёнку, возможно, не сразу понятны. В нём принимает участие Музей Москвы, это комплекс Провиантские магазины на Зубовском бульваре. Тоже недалеко. Музей обороны Москвы, всё-таки подальше, в Олимпийской деревне.

С. БУНТМАН – Музей обороны Москвы в Олимпийской деревне. Вот так вот и вон туда-туда, да.

С. ПАНТЮЛИНА – Он достаточно далеко, но, поверьте, туда стоит съездить.

С. БУНТМАН – Ну, туда достаточно легко подъехать.

С. ПАНТЮЛИНА – Да, да, очень много автобусов ходит, действительно. И от проспекта Вернадского, и от Юго-Западной. Музей керамики и усадьба Кусково XVIII века. Дивная усадьба. Геологический музей Вернадского.

С. БУНТМАН – Да.

С. ПАНТЮЛИНА – В самом центре. Дом Гоголя. Прям через дорожку от вас.

С. БУНТМАН – Да, тут.

С. ПАНТЮЛИНА – И Мемориальный музей Скрябина. Тоже совсем рядом, ваши соседи.

С. БУНТМАН – Да, он на Большом Николопесковском переулке.

С. ПАНТЮЛИНА – Да, да, да. И маршрут для подростков, это 12-14 лет, он называется «О свободе». Там принимает участие Коломенское, у них путеводитель сделан по дворцу Алексея Михайловича. Музей Маяковского. Мемориальный музей космонавтики. Биологический музей имени Тимирязева. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» — это тоже достаточно далекий музей, всё-таки он за МКАДом, но, поверьте, туда тоже стоит доехать. Галерея Ильи Глазунова. И Сахаровский центр впервые принимает участие.

С. БУНТМАН – О, здорово. Очень хорошо. Так, хорошо. И каждый год, когда это повторяется, тут возможны варианты, договорённости, да, с другими музеями возможны тоже, да, будут?

С. ПАНТЮЛИНА – Безусловно. Значит, есть музеи, которые принимают участие, вот, в этом году проекту 5 лет, есть музеи, которые принимают участие все 5 лет, но каждый год появляются новые участники. В этом году их 6 музеев. И это крупные достаточно музеи, интересные. И каждый год музеи принимают участие в разных возрастных маршрутах. Музей Маяковского у нас в прошлом году работа для…

М. КРАСНОВА – 8-11.

С. ПАНТЮЛИНА – Да, на 8-11 лет. И, казалось бы, многие, наверное, родители тоже считают, что это не для наших детей, но мне кажется, что…

М. КРАСНОВА – Приходили с ощущением, что это рано, но когда выходили дети с горящими глазами, у нас было путешествие с Крылолётом Буеров, с таким товарищем, поэтому выходили все в восторге полном.

С. БУНТМАН – Вот, про все эти «рано», вот, вы знаете, у меня большие сомнения всегда. Дети гораздо умнее, чем мы думаем.

С. ПАНТЮЛИНА – Это точно.

М. КРАСНОВА – Я думаю, что у нас будет возможность поучаствовать и в маршруте для 5-7 лет.

С. БУНТМАН – Да. Хорошо. Ну, давайте, друзьям мои, мы разыграем, зададим какой-нибудь вопрос хитренький. Давайте, Марина.

М. КРАСНОВА – Как раз, если уж заговорили мы про детей и Маяковского, то вот такой замечательный вопрос. Ну, можно сказать, что первыми стихами Маяковского, написанными ещё в детстве, были «Мама рада, папа рад, что купили аппарат. Аппарат отличный, аппарату рад, Рад я и мой аппарат». Что за аппарат был куплен в семью? Вот такой вопрос. Три варианта ответа. Швейная машинка, фотоаппарат или автомобиль.

С. БУНТМАН — Так, швейная машинка, фотоаппарат или автомобиль. СМС-ки можно присылать. +79859704545. А по телефону мы звоним, и для того чтобы телефон послушать, вы наденете наушники, 495 3633659. Ещё раз, значит, это швейная машинка, фотоаппарат или же автомобиль. Да. Попробуем по телефону. Ну, где у меня зелёненькие огни будут? Итак, ребята, пробуем, пробуем, пробуем. Ну, кого мы возьмём? Вот, давайте. Алло, доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло, здравствуйте. Даю ребёнка.

С. БУНТМАН – Давайте. Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ – Аллё.

С. БУНТМАН – Аллё, доброе утро. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Катя.

С. БУНТМАН – Катя. А сколько тебе лет, Катя?

СЛУШАТЕЛЬ – 5.

С. БУНТМАН – 5. А живёшь ты где, Катя, у нас?

СЛУШАТЕЛЬ – В Москве.

С. БУНТМАН – В Москве. Теперь скажи мне, пожалуйста, Катя, что это за аппарат. Швейный ли это, машинка, фото ли это аппарат или автомобиль.

СЛУШАТЕЛЬ – Фотоаппарат.

С. БУНТМАН – Фотоаппарат.

М. КРАСНОВА – Молодец.

С. БУНТМАН – Молодец, Катя. Сейчас мы записали телефон, с которого ты звонила. Вот, отлично. Спасибо тебе большое. И, вот, будет твой абонемент. Спасибо. Спасибо большое. Сейчас я ещё одну СМС-очку здесь… тр-тр-тр сразу. Так. Ну какой же телефон, дорогие друзья? Мы это… сейчас, так… Вот, Юля. Вот, Юля. 349-ая, Свет, СМС-ка, Юля 11 лет. «Фото», — написала. Вот, чудесно. Всё правильно.

Лена спрашивает: «Как в это всё попасть?». Вот, если не выиграть абонемент. Как в это всё попасть?

С. ПАНТЮЛИНА – Очень просто. Следует выбрать любой музей, который вам приглянётся, придти в него. То есть сначала лучше всё-таки посмотреть на музеи возрастного маршрута, выбрать любой музей, придти в него, купить обычный входной билет, никакой дополнительной платы ни в одном музее нет. И дальше получить путеводитель. Если это первый музей, да, вот, у нас такие замечательные паспорта путешественника. Каждый желающий ребёнок и подросток, если очень захотят, то и взрослые, получают такой игровой паспорт. Здесь есть паспортная часть, куда записывается имя, фамилия, можно вклеить фотографию или нарисовать свой портрет, написать, с кем ты идёшь в музей, а также этот паспорт содержит всю справочную информацию, необходимую посетителям, и есть там три, мы это называем картами маршрута, трёх возрастных маршрутов, на которых нанесены все музеи.

С. БУНТМАН – Вот, Карта странностей здесь 8-11.

С. ПАНТЮЛИНА – Да, да. Рядом с названиями маршрутов есть такое поле для штампов, потому что когда семья проходит по маршруту, выполняет все задания путеводителя, в конце после возможности… для нас ещё очень важно всё-таки в каждом музее у посетителей есть возможность встретиться с самыми настоящими сотрудниками музея. Вот, Марина вчера работала в Музее Маяковского и целый день общалась с посетителями. Это прекрасная возможность и для сотрудников музея поговорить с посетителями, и для посетителей тоже поговорить с сотрудниками.

М. КРАСНОВА – Потому что всё равно мы отвечаем на вопросы, которые возникают у детей после того, как они прошли по маршруту, потому что, к примеру, у нас в этом году они пишут необычные стихи футуристические.

С. БУНТМАН – Ребята пишут футуристические?

М. КРАСНОВА – Да, да.

С. БУНТМАН – У-у-у, здорово! Ребята, слушайте. Есть возможность написать не в школе.

М. КРАСНОВА – Не в школе, совершенно необычные.

С. БУНТМАН – Да, я бы так сказал потихоньку – настоящие стихи. Вот, в школе вам могут сказать, что это не стихи. А это стихи.

М. КРАСНОВА – Это стихи.

С. БУНТМАН – Это стихи. Вот. Ой, замечательно, как здорово-то.

М. КРАСНОВА – Так что мы провоцируем на творчество, потом это обсуждаем, разговариваем. Это, конечно, очень приятно и детям, и нам тоже.

С. БУНТМАН – Вот, замечательно. Тогда, получается, у вас есть какое-нибудь звание настоящего футуриста? Надо что-нибудь… просто если человек, настоящий футурист, вот, настоящий напишет стихи вот такие, как футуристы писали, или похожие. Вот, подумайте, обязательно это надо отметить. Так, давайте, может быть, мы ещё сейчас разыграем? А то у нас абонементы есть. Вопрос-то зададим. Вот, теперь Соня задаст вопрос…

С. ПАНТЮЛИНА – Давайте теперь я попробую. Он тоже будет литературный, но уже от другого музея. Николай Васильевич Гоголь несколько лет провёл в Италии в Риме, где ему особенно полюбилось одно итальянское блюдо, которое по возвращении в Россию он любил готовить сам для друзей. Он научился и готовил, с удовольствием угощал. Что это за итальянское блюдо? Пицца, паста или фокачча.

С. БУНТМАН – Угу, хорошо, давайте. Пицца, паста или фокачча. М-м-м-м. Давайте. Давайте попробуем. 495 3633659. Да, попытка, ребята. Ребята, пытайтесь, выбирайте. И СМС-ки тоже можно присылать +79859704545. Давайте, пробуем. Алло, доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

С. БУНТМАН – Алло, да, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло, здравствуйте, меня зовут Полина.

С. БУНТМАН – Привет, Полина. Сколько тебе лет?

СЛУШАТЕЛЬ – Мне одиннадцать.

С. БУНТМАН – Одиннадцать лет. Полина, где ты живёшь?

СЛУШАТЕЛЬ – Я живу в Москве.

С. БУНТМАН – В Москве. Отлично. Ну, скажи мне, пожалуйста…

СЛУШАТЕЛЬ – Это паста.

С. ПАНТЮЛИНА – Отлично. Все такие молодцы.

С. БУНТМАН – Да, это паста. Всё правильно.

С. ПАНТЮЛИНА – И как раз музей Гоголя принимает участие именно в маршруте для 8-11 лет.

С. БУНТМАН – Да. Вот, отлично. Полин, хорошо. Ты не было в музее Гоголя, нет?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет, никогда.

С. БУНТМАН – О, да!

М. КРАСНОВА – С него можно и начать.

С. БУНТМАН – Да, и начнём тогда. Только я и Полину, и всех других, я попрошу мой любимый фокус сделать там в садике. Пройдите вокруг памятника. И там будет очень интересно. Вот, медленно пройдите вокруг памятника, сначала в одну сторону, потом в другую.

С. ПАНТЮЛИНА – Обязательно.

С. БУНТМАН – Обязательно. Там будет просто совершеннейшее чудо. Я имею в виду памятник, который в садике стоит. Не который на бульваре, Оля, а который…

С. ПАНТЮЛИНА – У входа в музей, да.

С. БУНТМАН – Спасибо большое, Полина. Мы записали. Вот, в Риме, конечно, есть огромная мемориальная доска чудесная. Просто всегда проходишь – и слёзы капают. Вот, доска «Здесь Николай Гоголь написал свой шедевр «Мёртвые души»» — на русском и на итальянском.

Чудесно. Хорошо. Где у нас паста, первая паста? Первая паста… Вот тут у меня Акулина, 375-ая. Акулина 5 лет: «Паста». Всё, отлично. 375-ая, Свет, запиши, пожалуйста, СМС-ку. Ну что же, я напоминаю, что мы говорим о «Семейном путешествии. Всей семьёй в музей». И у нас в гостях и Софья, и Марина, вот, из тех, кто организует и придумывает и каталоги, и паспорта, и вот эти все чудесные вещи, которые нас сопровождают. Сейчас, ребята, мы сделаем перерыв. А потом ещё продолжим и отвечать на вопросы, выигрывать абонементы, и рассказы о некоторых музеях, которые участвуют, как это вообще происходит, когда это, вот, с какого по какое время, и это же не вечно длится?

С. ПАНТЮЛИНА – Нет, не вечно, но два месяца.

С. БУНТМАН – Не вечно, но два месяца. Это близко к вечности. Хорошо, сейчас прервёмся, ребят, послушаем новости и рекламу, и дальше продолжим.



НОВОСТИ



С. БУНТМАН – Мы продолжаем наши походы в музей семейные. Софья Пантюлина, автор и координатор межмузейного вот этого самого проекта «Семейное путешествие. Всей семьёй в музей», и Марина Краснова, которая работает в Музее Маяковского, и автор путеводителя проекта «Семейное путешествие. Всей семьёй в музей». Вы сказали, что это два месяца, и по выходным дням.

С. ПАНТЮЛИНА — Да, только по выходным дням.

С. БУНТМАН – Да, суббота, воскресенье.

С. ПАНТЮЛИНА – Суббота, воскресенье в часы работы музеев. То есть можно прям с утра до вечера, когда вам удобно, приходить в музей.

С. БУНТМАН – Да, прекрасно, хорошо. Сейчас давайте мы сразу с места в карьер. Я отвечу на два вопроса не по этой теме. Сайт у нас временно сломался, ничего с ним страшного не произошло. В Facebook’е всё есть, что есть на нашем сайте. Скоро починят. И второе – меня спрашивают очередной раз, можно ли ещё приносить рисунки, вот, Даша спрашивает. «Летом заболела, не смогла отправить». Галерея «Открывашки» действует постоянно. Можно и присылать, и приносить на бумажке или в электронном виде присылать. Пожалуйста, ради Бога, я с огромным удовольствием всё это размещу на нашей странице «Открывашки» в Facebook’е. Вот, теперь возвращаемся в музей. Давайте зададим вопрос, чтоб ребята могли ещё выиграть у нас абонементы. Давайте, Марина, да, теперь.

М. КРАСНОВА – Ну, если уж про писателей и поэтов, то, наверное, вопрос про нашего замечательного Александра Сергеевича Пушкина.

С. БУНТМАН – Давайте.

М. КРАСНОВА – Какое прозвище получил Александр Сергеевич Пушкин в годы учения в Царскосельском лицее? Француз, индус или араб?

С. БУНТМАН – Да, араб, индус, француз. Вот, пожалуйста. Прозвище.

М. КРАСНОВА – Стихи получились.

С. БУНТМАН – Нет, а всяко поверни – всё стихи получатся. Так. Пожалуйста. 3633659. И код у нас 495, вот, сейчас хочу, у кого-то премьера будет, по-моему. Алло, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте, сейчас…

С. БУНТМАН – Давайте, давайте.

СЛУШАТЕЛЬ – Француз. Меня зовут Глеб.

С. БУНТМАН – Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Глеб. Француз.

С. БУНТМАН – Француз.

М. КРАСНОВА – Абсолютно верно.

С. БУНТМАН – Абсолютно правильно. Сколько тебе лет, скажи, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Девять.

С. БУНТМАН – Девять. Отлично. Француз. Немножко всё это из Москвы у нас идёт, и первый раз дозвонились. Но это такое ощущение, как будто с Марса у нас доносится, такие инопланетные. Но, тем не менее, марсианский телефон мы записали. И следующим кораблём с Марса можно будет получить абонемент. Действительно, правильно. Сейчас посмотрим, кто у нас ответил. Вот. Дуня. Дуня.

М. КРАСНОВА – Прекрасное имя.

С. БУНТМАН – 395-ая СМС. Француз. Всё правильно. Так-так-так. Динара, перезвонят. Вот, Динара выиграла книжку в прошлом часе, правда. Перезвонят, Динара, всё будет в порядке. Вот, на всякий случай Света Ростовцева запишет, что это та Динара, которая у нас теперь 393-я СМС-ка. Что, например, в музее Пушкина на Арбате в квартире, вот здесь… что там, какого рода программа?

С. ПАНТЮЛИНА – Музей Пушкина на Арбате – это программа для детей 5-7 лет.

С. БУНТМАН – Так.

С. ПАНТЮЛИНА – Это диковинная история.

М. КРАСНОВА – Соня, ты скажи, кто там главный персонаж. Удивительный персонаж – выхухоль Хоха.

С. ПАНТЮЛИНА – Но это не только. Как раз…

С. БУНТМАН – Выхухоль Хоха?

М. КРАСНОВА – Да, он объединяет маршрут.

С. ПАНТЮЛИНА – Он в маршруте для детей 5-7 лет, есть единый такой игровой персонаж, который путешествует с детьми из каждого музея, это действительно выхухоль Хоха. Это эмблема зоологического музея. И когда придумывали сотрудники музеев этот маршрут, им показалось, что это такое диковинное животное, которое обитает только в европейской части России, больше нигде, и вот пусть оно отправляется по музеям в пользах таких же диковинок, как она сама.

С. БУНТМАН – Значит, и в квартире Александра Сергеевича с Натальей Николаевной…

М. КРАСНОВА – Хулиганит Хоха.

С. БУНТМАН – Хулиганит Хоха. И там тоже диковины есть?

С. ПАНТЮЛИНА – Там тоже диковины для, опять же, современного ребёнка, я думаю, что это, безусловно, диковины. Там есть самый маленький крошечный дивный оркестр, маленький восковой, его можно рассмотреть внимательно. Там… что такое конторка, тоже для детей 5-7 лет, наверное, тоже не очень понятно. Они смотрят… или там столик-бобик. Почему он такой странной конфигурации? Это путеводитель Музея Пушкина.

С. БУНТМАН – Да, замечательно. Это тут рядом на Арбате. А кто водит… есть какие-нибудь эмблемы или персонаж для более старших детей?

С. ПАНТЮЛИНА – Для более старших нет.

С. БУНТМАН – Всё суровее, всё серьёзнее?

С. ПАНТЮЛИНА – Нет. Там не то чтобы серьёзнее. У нас ежегодно уже несколько лет подряд есть так называемое детское жюри. Там очень важно слушать вот эту какую-то обратную связь, слушать, как дети реагируют, что им нравится, что не нравится. И на одной из встреч с членами детского жюри нам дети сказали, что… вот, маленькие дети говорят, что им нравится единый персонаж. Им нравится, что они ходят из музея в музей, что они встречаются с кем-то уже знакомым, и у них просто начинается новая история, новые предметы, новые приключения.

Дети постарше сказали, что им нравятся разные. Им нравится приходить в музей с новым героем, знакомиться с ним, какой-то новый сюжет. Поэтому в маршрутах для 8-11 лет в каждом музее свой персонаж. Иногда встречается персонаж и в маршруте для подростков. Тоже есть.

М. КРАСНОВА – В нашем музее футуристическая женщина 2030 года.

С. БУНТМАН – О…

С. ПАНТЮЛИНА – Да. У нас в этом году как-то много достаточно из будущего или инопланетных женщин. У нас есть ещё в геологическом музее тоже игровой персонаж, там тоже инопланетянка есть в Музее Космонавтики.

М. КРАСНОВА – Мне кажется, подросткам как раз эта тема очень интересна, путешествие в будущее, в прошлое.

С. БУНТМАН – Да. Мне, вот, рассказывали, здесь написал из наших слушателей, девочка, по-моему, написала, девочка, да, что её больше всего поразило, что можно узнать свой вес на разных планетах. Ей ужасно понравилось.

С. ПАНТЮЛИНА – Да.

С. БУНТМАН – И мы потом рассуждали, на каких планетах больше, на каких планетах меньше будет весить. Это очень здорово.

С. ПАНТЮЛИНА – Это в Планетарии скорее, да? Или где-то…

С. БУНТМАН – Это Музей Космонавтики. В Планетарии там другие, в планетарии там есть эксперименты, которые можно поставить. Главное, чтобы всё работало в это время. Это кому как везёт. Скажите мне, пожалуйста, а вот такой музей, например, как принимает участие, вот, Сахаровский центр, например, как принимает участие? Это маршрут «Свобода», да?

М. КРАСНОВА – Да, тема свободы, ну, мне кажется, что как раз тема свободы очень актуальна для этого музея, для этого центра.

С. БУНТМАН – Нет, естественно, естественно. Просто меня интересует – как? Потому что тоже чтобы не восприняли, как и с вашим музеем, и с музеем Маяковского по одним причинам могут быть такие опасения – что это я туда с детьми пойду? А также Сахаровский центр могут сейчас, через несколько часов будем обсуждать, закон удивительнейший.

С. ПАНТЮЛИНА – Они впервые принимают участие. У них хорошая экспозиция. И путеводитель…

С. БУНТМАН – Да, я знаю. Но это как представить ещё.

С. ПАНТЮЛИНА – Путеводитель – он сделан скорее… он о том, что запрещали, предположим, в 1960-ые года. Покажешь, да, как он выглядит.

С. БУНТМАН – Да, хочется посмотреть. То есть это ведь тоже своего рода диковины?

С. ПАНТЮЛИНА – Вот, он выглядит вот так. Вот он. И начинается всё на самом деле с образования СССР. И детям рассказывается… не то, чтобы рассказывается, но, опять же, глядя на экспозицию, они пытаются выяснить, что в те или иные времена запрещалось, да? Запрещалось или разрешалось. И особенно, я думаю, что любопытно будет узнать о том, что запрещали в том числе слушать какую-либо музыку.

М. КРАСНОВА – Читать книги.

С. ПАНТЮЛИНА – Да, читать книги. Что такое, там, не знаю, пластинки на костях. Это всё тоже очень любопытно, мне кажется.

С. БУНТМАН – Да, и это очень правильно. И такие удивительные вещи – это не надо забывать. Надо знать и как-то так соизмерять.

С. ПАНТЮЛИНА – Мне ещё хочется сказать, что, пожалуй, в этом году маршрут для подростков – он получился любопытный и интересный, потому что путеводители, скорее, действительно позволяют считать информацию. И дальше во многих путеводителях есть какие-то вопросы на размышление, да, на самостоятельное размышление и на повод сделать какие-то свои выводы. Это очень важно. Никто ничего не навязывает ни в коем случае, там нет никаких оценочных каких-то суждений. То есть мне кажется, что не стоит бояться идти туда, ни в коем случае. А именно это повод на экспозиции поразмышлять о каких-то событиях и фактах, над какой-то информацией.

М. КРАСНОВА – Мне кажется, что сейчас тема свободы – она, конечно, очень актуальна.

С. БУНТМАН – Ну, естественно. Она всегда актуальна. Сейчас мы просто вспомнили немножечко.

М. КРАСНОВА – И мы задаём, я думаю, всё-таки актуальные вопросы в нашем путеводителе. В музее Маяковского мы задаём вопрос – почему боятся слова? Почему его запрещают? С таким вопросом в конце мы обращаемся к подростком, к аудитории, чтоб они подумали, поразмыслили над этим.

С. БУНТМАН – Хорошо. Так, в скобках у меня выигравшая Акулина, но продвинутая у нас очень Акулина, выиграла с помощью Twitter’а, прислала, и спрашивает – телефон надо прислать? Да, конечно, прислать надо. Надо. Пришлите. Пришлите телефон, пожалуйста, нам… тоже можете в Twitter’е просто нарисовать телефон. Так, хорошо. Давайте вопрос зададим, потому что у меня ещё есть вопросы, чтоб мы рассказали. Давайте ещё, у вас есть ещё вопросы?

С. ПАНТЮЛИНА – Да. Давайте мы теперь не от литературных и даже не от гуманитарных музеев, а, может быть, от естественнонаучных. У нас два естественнонаучных – зоологический и биологический. И вопрос будет – зачем белый медведь закрывает нос во время охоты? От сильного ветра, для маскировки, или трёт нос на счастье, на удачу?

С. БУНТМАН – Так, от сильного ветра, для маскировки, да, или на удачу? Так, хорошо, давайте попробуем ответить. 495 3633659. И СМС-ки +79859704545. Я пробую. Алло, доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.

С. БУНТМАН – Алло, доброе утро. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Аня.

С. БУНТМАН – Аня, привет, сколько тебе лет, где живёшь?

СЛУШАТЕЛЬ – Мне 10.

С. БУНТМАН – 10 лет. А живёшь ты где?

СЛУШАТЕЛЬ – Я живу в Пензе.

С. БУНТМАН – В Пензе. Тебе трудно будет приехать, но всё равно разберёмся. Ну, скажи мне, пожалуйста, что это белый мишка закрывает нос, от чего?

СЛУШАТЕЛЬ – Я думаю, это от ветра.

С. ПАНТЮЛИНА – От ветра, так. А если немножечко-немножечко подскажу? Давайте мы подумаем, где живёт белый мишка и что вокруг него?

СЛУШАТЕЛЬ – Ну, вокруг него снега.

С. ПАНТЮЛИНА – Снега. Белые-белые снега. И сам у нас мишка белый-белый, а нос у него какой?

СЛУШАТЕЛЬ – А нос у него тёмненький.

С. ПАНТЮЛИНА – Темный, чёрный нос.

С. БУНТМАН – Так, хорошо. То есть он…

СЛУШАТЕЛЬ – Да, ну это тогда для маскировки.

С. ПАНТЮЛИНА – Точно, молодец.

С. БУНТМАН – Конечно. Молодец, Анечка, молодец, отлично. Хорошо. Может быть, в течение этих двух месяцев будет возможность приехать и всё узнать.

СЛУШАТЕЛЬ – Хорошо.

С. БУНТМАН – Хорошо, чудесно. Позвоним, договоримся. Сейчас посмотрим, кто у нас ещё прислал правильные… Вот, Надя у нас сразу прислала. 412-ая СМС-ка. Надя прислала «Для маскировки» тут же, всё правильно ответила. Вот, у меня ещё такой вопрос есть. Вот, смотрите, я уже понял, какой поворот получил и музей Маяковского, с одной стороны, и как открылся Сахаровский центр, открывается, вот, именно с каким. А вот скажите, музей Николая Островского, вот здесь… потому что мы-то все родители и даже уже бабушки-дедушки как-то вздрагиваем немножко, потому что «Как закалялась сталь», я уже полжизни прожил на улице Павла Корчагина. Единственная в Москве, по-моему, улица, названная литературным персонажем. А сейчас я подумал, что здесь в Пречистинском переулке, да, вот здесь… мне кажется, здесь можно повернуть, это совершенно другая история получается, да?

С. ПАНТЮЛИНА – Нет, конечно, на самом деле мы в прошлом году участвовали с музеем «Преодолением», мы были в одной возрастной группе. И на самом деле там были удивительные истории, у них было задание, к примеру, надо было прямо в музее, в зале, где ходят тоже дети, встать и прочитать стихотворение, какое ты знаешь. Вот, таким образом преодолеть своё стеснение, свой страх.

С. БУНТМАН – То есть шаг за шагом что-то преодолеть, потому что здесь как раз история совсем о другом. Человек делает то, что он заведомо не может по разным причинам, вот, что он физически не может, что он преодолевает. Вот здесь вот это важно как раз.

С. ПАНТЮЛИНА – И на самом деле детям очень нравится этот музей, и родителям начинает, опять же, нравиться. То есть, опять же, такой момент, когда дети приводят своих родителей в музей и открывают им новые какие-то грани данного музея и автора.

С. БУНТМАН – Да, то есть это опять же поиск, опять же поиск и своё приспосабливание к каким-то очень интересным вещам, мне кажется. Правильно. Тут Павел вспоминает, вот, в связи со свободой, что запрещали. Шорты запрещали. В 1959-ом поезд остановили. «Неприлично 15-летним», — говорит Павел. Да, ребята. Вот так вот. А Лидия спрашивает: «В какой музей можно пойти с ребёнком 3 лет?».

С. ПАНТЮЛИНА – С ребёнком 3 лет… здесь нужно смотреть, конечно, родителям, потому что все трёхлетние дети тоже очень разные.

С. БУНТМАН – Абсолютно.

С. ПАНТЮЛИНА – В каждом музее у нас есть, мы специально приготовили листок с очень простыми заданиями. Они даже не относятся к конкретным экспонатам, они скорее просто к теме музея. Это повод просто придти с ребёнком в музей и провести там очень небольшое время, чтобы он не устал. Единственное, у меня, наверное, совет к родителям 3-4-летних детей – может быть, сделать это совсем буквально в ближайшие выходные, потому что очень скоро в музеях будет, к нашей радости, очень много людей.

М. КРАСНОВА – Очень много народу.

С. ПАНТЮЛИНА – И маленькие дети 3-4 лет – они просто могут немножечко некомфортно себя чувствовать, а кто-то может испугаться. Лучше просто выбирать либо раннее утро, когда ещё мало посетителей, так чтобы всё-таки трёхлетний ребёнок запомнил это как какое-то хорошее очень короткое посещение.

С. БУНТМАН – Маленькое приключение.

С. ПАНТЮЛИНА – Да, да.

С. БУНТМАН – Которое запомнит, да? Да, это очень… и никогда не переусердствуйте. С одной стороны, не бойтесь, что чего-то не поймут, но внимательно смотрите, никогда не переусердствуйте, чтобы впихнуть человечку какие-то знания.

С. ПАНТЮЛИНА – Да. Ни в коем случае.

С. БУНТМАН – Вроде бы полезные. Сколько у нас осталось абонементов?

С. ПАНТЮЛИНА – У нас ещё много. Абонементов 8, наверное.

С. БУНТМАН – 8 осталось.

С. ПАНТЮЛИНА – Мы можем, да, все…

С. БУНТМАН – Не 8. Мы же разыгрывали по 2. Мы по 2 на вопросы разыгрывали. По 2. Потому что у нас были СМС-ки ещё.

С. ПАНТЮЛИНА – Ну, 3 точно. И у меня ещё есть 5. 5 точно.

С. БУНТМАН – У нас было 3 вопроса, да? Значит, 6, вычитаем, 4 у нас остаётся.

С. ПАНТЮЛИНА — 4, да.

С. БУНТМАН – У нас остались 4 абонемента, да? 4, да?

С. РОСТОВЦЕВА – Разыграли 9. Я не знаю, сколько всего.

С. БУНТМАН – 9 разыграли? А как это 9? 9.

С. ПАНТЮЛИНА – Прекрасно.

С. БУНТМАН – Хорошо. Тогда самый последний разыгрываем. Задавайте вопрос. Разыгрываем последний. Марина.

М. КРАСНОВА – Ну, тогда серьёзный вопрос напоследок. От какого слова происходит термин «солдат»? Варианты ответов. Солить, насолить врагу, солидный, надёжный, или сольдус— монета, которую платили наёмникам в Древнем Риме.

С. БУНТМАН – Отлично. Быстренько отвечаем. Только телефон. Если неправильно ответят здесь, тогда мы возьмём СМС-ки. Сразу все испугались.

М. КРАСНОВА – Серьёзного вопроса.

С. БУНТМАН – У меня просто здесь телефоны отражаются в клеточку, вот, и сразу все затаились. Ну-ка быстренько все. Давайте пробуем. Алло, доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

С. БУНТМАН – Алло, да.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте, меня зовут Денис. Мне 12 лет.

С. БУНТМАН – Привет, Денис, да.

СЛУШАТЕЛЬ – Это основа сольдус. Это монета, которую платили солдатам.

С. БУНТМАН – Правильно. И до сих пор во многих языках называется как раз жалование, которое получает… вот это как раз, так от этого же слова и называется.

СЛУШАТЕЛЬ – Я ходил по такой программе.

С. БУНТМАН – Ходил!

М. КРАСНОВА – Отлично.

СЛУШАТЕЛЬ – Понравилось очень.

С. БУНТМАН – Ну что, ещё хочешь или кому-то уступишь?

СЛУШАТЕЛЬ – Давайте.

С. БУНТМАН – Даю.

СЛУШАТЕЛЬ – Хорошо.

С. БУНТМАН – Даю, отлично. Спасибо, Денис. Спасибо, счастливо.

С. ПАНТЮЛИНА – Можно я скажу очень важную, наверное, вещь. Вот, Денис сказал, что он уже был, ходил по такой программе. Иногда попадаются к нам сообщения, когда родители говорят нам, что мы уже были в этом музее. Зачем ходить в него во второй раз? Мне кажется важным, что нет ни одного путеводителя, который повторялся бы с прошлого года, там, с позапрошлого, и так далее. Каждый год у нас новые путеводители, новые экспонаты.

С. БУНТМАН – А, потом, давайте не забывать, что мы очень часто пересматриваем фильмы. Мы бесконечно перечитываем любимые книги. Я уж не говорю о музеях, в которые можно ходить, в любимые, тоже, которые понравились, можно ходить бесконечно, потому что они всё время разные. А, потом, очень приятно увидеть любимую вещь. Это очень приятно.

М. КРАСНОВА – Это точно.

С. БУНТМАН – Давайте ещё раз повторим. Значит, назовём просто музеи в конце, которые участвуют. И что это 2 месяца по выходным – субботам и воскресеньям, в часы работы музеев можно будет в этой программе участвовать. Вот, давайте музеи перечислим.

С. ПАНТЮЛИНА – Три возрастных маршрута. 5-7 лет – музей-заповедник Царицыно, музей – гуманитарный центр «Преодоление» имени Островского, музей истории Лефортово, мемориальная квартира Пушкина на Арбате, зоологический музей МГУ имени Ломоносова, музей современной истории России, экспозиция на Делегатской «Мой дом – Россия», галерея искусств Зураба Церетели.

8-11 лет. Маршрут «Музейные странности». Музей Москвы, комплекс «Провиантские магазины», музей обороны Москвы, музей керамики и усадьба Кусково XVIII века, геологический музей имени Вернадского, дом Гоголя, мемориальный музей и научная библиотека, мемориальный музей Скрябина.

12-14 лет. Маршрут о свободе. Коломенское, музей Маяковского, мемориальный музей космонавтики, биологический музей имени Тимирязева, музей-комплекс «История танка Т-34», галерея Ильи Глазунова и Сахаровский центр.

С. БУНТМАН – Отлично. Спасибо большое. И я сейчас благодарю наших гостий, спасибо вам. И я сам сейчас задам вопрос уже для следующей передачи, но тоже связанной с музеями. Следующая передача у нас «Говорим по-русски». Поэтому у нас всегда вопросы про слова. А выиграть, ребята, или для младших ребят можете, выиграть одну из книг из серии, которую представляет Рони Уорен, наш друг и наш гость «Секреты пластилина», замечательное вот это всё, потом посмотрите у нас в Facebook’е его советы, как делают мультик, мультик сделаете – пришлёте мне. Я его опубликую обязательно, ваш мультик. Но ответьте на вопрос. В Древней Греции чем был музей? Театром ли, стадионом ли, храмом ли? Чем был музей? Что такое было «музей»? Спасибо всем большое. Эту «Открывашку» мы закрываем, сейчас вас оставляем с Мариной Королёвой и Ольгой Северской. А у нас Софья Пантюлина и Марина Краснова были в гостях. Спасибо вам большое.

С. ПАНТЮЛИНА – Спасибо вам, что пригласили.

М. КРАСНОВА – Спасибо. До свидания.

С. ПАНТЮЛИНА – Всего доброго, хорошего дня.

С. БУНТМАН – До свидания.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире