'Вопросы к интервью

А.Соломин В эфире «Эха Москвы» программа A-Team, самая сложная программа для наших гостей. В студии «Эха Москвы» — четыре Алексея, как водится. Алексей Нарышкин сегодня, Алексей Соломин, Алексей Дурново и Алексей Осин. Всех приветствую и приветствую нашего гостя! Карен Шахназаров, режиссёр, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». Здравствуйте!

К.Шахназаров Здравствуйте!

А.Соломин В любом случае, конечно, придем к этому вопросу и хотелось с него и начать, чтобы, собственно, долго не тянуть. С вашей точки зрения, где граница в отношениях между художником и властью?

К.Шахназаров Границ нет. Безгранично.

А.Соломин А это правильно?

К.Шахназаров Это факт. Может быть, это неправильно, но это так. Так жизнь устроена.

А.Соломин Но как вы к этому относитесь?

К.Шахназаров Я отношусь к этому философски. Я прошел через советскую школу, я прошел, как говорится, через разные взаимоотношения с властью. Я понимаю, что взаимоотношения художника с властью никогда не были и никогда не будут идеальными или, во всяком случае, такими, о каких мечтает художник. Они никогда не будут и такими, о каких мечтает власть. Но это вопрос, как художник ставит себя, что он хочет, что он достигает…

А.Осин Какова близость, должна быть, дистанция? Как вы ее для себя определяете?

К.Шахназаров Да какая угодно дистанция. Может и не быть никакой. У Микеланджело не было никакой дистанции. Он, так сказать, писал свои работы по заказу папы Юлия II и замечательно это делал, несмотря на то, что папа позволял закрашивать Сикстинскую капеллу. Микеланджело, как известно, отказывался это делать. Это делал другой художник, но тем не менее, так выходило.

А.Осин Нам главное, интересно ваше мнение, ваше личное – как вы выверяли эту дистанцию в советские времена, во времена рыночные?

К.Шахназаров Это зависит от того, чего ты можешь добиваться, какие ты себе задачи ставишь. Каждый художник или каждый автор, скажем. Понимаете, художник (мы этим немножко злоупотребляем) – это, вообще, в моем понимании большая редкость. Пушкин был художник и Микеланджело — художник. Называть любого человека, который занимается моей профессией или творческой профессией, художником – это, на мой взгляд, несколько опрометчиво. Я бы сказал – автор. Но это зависит от тех задач, которые ставит автор.

А.Нарышкин Про вашу профессию — можно? Кого, кроме себя, вы считаете самым талантливы режиссером современности из россиян?

К.Шахназаров Есть очень хорошие режиссеры, большие мастера. Вопрос, таланты, не таланты, но это и Кончаловский и Михалков, и Сокуров, Балабанов покойный, к сожалению…

А.Осин Звягинцев. Вопрос-то был про Звягинцева, на самом деле.

К.Шахназаров Ну, так вы называйте тогда. А что вы тогда темните-то? Вы называйте прямо.

А.Нарышкин Я до последнего ждал, что вы назовете, может быть, в конце…

К.Шахназаров Во-первых, я не так… Я видел, в сущности, две картины Звягинцева. Это «Левиафан», которая, кстати, мне понравилась. Я оценил то, что она начинается так же, как «Город Зеро». Я считаю для себя честью, что она цитирует – я думаю, что это цитата все-таки. И фильм «Елена», который все-таки не очень произвел на меня впечатление.

Человек он одаренный, это очевидно. Но я не видел последней его картины, не видел первой картины его. То есть, конечно, он относится к числу одаренных, талантливых режиссеров – нет сомнений. Здесь какой подвох-то? Вы так на меня смотрите…

А.Осин Просто мы работаем на «Эхо Москвы», а они любят Звягинцева очень, и Серебренникова еще.

А.Дурново У нас не во всех вопросах, во-первых, подвох. Я, например, люблю Учителя. Как вам Учитель?

К.Шахназаров Я отлично к Леше отношусь. Леша — талантливый человек. Я с ним учился, кстати, вместе.

А.Дурново По поводу скандала с «Матильдой», какова ваша позиция?

К.Шахназаров Моя позиция – я ее не раз обнародовал позицию. Я считаю, что недопустимо осуждать как-то картину, не смотря ее… Посмотрите…

А.Дурново А смотря?

К.Шахназаров Смотря – справедливо. Почему? Мнения могут иметь люди какие-то, например, кроме вашего или моего, правильно? Имеют право? Имеют. То, что в отношении «Матильды» происходит, — это, конечно, на мой взгляд, бред какой-то. Что это? Картину еще никто не видел – устроили вокруг нее… Но я это озвучивал на гораздо более широких аудиториях и неоднократно.

А.Дурново Но у нас же традиция как бы: «Я Пастернака не читал, но осуждаю».

К.Шахназаров Ну, есть такие… С другой стороны, никто же ее не закрыл.

А.Дурново Вы попадали когда-нибудь в ситуацию, когда ваше творение осуждали, не смотря, просто вот так, походя?

К.Шахназаров Слушайте, я как бы не большой интернетчик, но я знаю, что, например, «Анну Каренину» осуждали еще до того, как она вышла. Это мне показывали десятки… — как это… каменты называются? — что меня совершенно изумляло. С другой стороны, что делать? Так устроены люди. Что мне по этому поводу рвать волосы?

А.Соломин У вас этому есть какое-то объяснение: почему люди так восприняли само ваше намерение заниматься этой лентой?

К.Шахназаров Ну, они не намерения… Скорее, там было очень много каких-то… против актеров: «А вот эти актеры… я не буду смотреть…». Это глупо выглядело. Ну, не смотрите, господи! Просто какой смысл вообще обсуждать то, что ты не видел? Но люди так устроены.

С другой стороны, у меня нет особых претензий. Я в общем, достаточно давно в кино работаю, и знаю, что и люди разные и зрители разные, и совершенно немыслимые есть реакции и надо быть готовым ко всему. Надо спокойней ко всему этому относиться вот и всё.

А.Дурново Чем вам помешала линия Левина и Кити?

К.Шахназаров Она мне неинтересна никогда была.

А.Дурново Даже когда читали?

К.Шахназаров Честно говоря, и когда читал, она на меня не производила впечатления. Я не претендую ни на какие, естественно… это мое частное мнение, но мне всегда казалась она достаточно умозрительной. И когда мне предложили делать сериал, я сразу сказал, что я хотел бы делать ту часть, которая касается Вронского, Каренина и Карениной. Это мне было интересно. Поэтому я не вижу тоже здесь никаких проблем.

А.Дурново Но у Толстого есть противопоставление…

К.Шахназаров Ну, у Толстого есть противопоставление, но у меня этого в картине нет противопоставления, я не хотел этого противопоставления и этим заниматься. Я как режиссер, как автор имею полное право. Я с уважением, естественно, относился и к материалу. Но при экранизации да, это возможно.

А.Нарышкин Кинорежиссер Карен Шахназаров в программе A-Team на «Эхо Москвы».

К.Шахназаров: А что вам так дался Владимир Мединский? Вы прямо кипите страстью!

Можно ли снимать на государственные деньги фильмы про «Рашку-говняшку»? Я цитирую министров наших.

К.Шахназаров Я не знаю. Смотря какие фильмы имеются в виду. Конечно, нужно конкретный пример приводить. Что конкретно? Это такая абстрактная «Рашка-говняшка», так сказать…

А.Осин «Левиафан», например.

К.Шахназаров «Левиафан» — я не вижу в нем ничего антигосударственного.

А.Осин Ну как? Водку пьют из горла.

К.Шахназаров Подождите, а почему вы ко мне эти претензии?..

А.Нарышкин Потому что вы снимаете кино. Вы снимаете кино за государственные деньги?

К.Шахназаров Нет, я, кстати, за государственные деньги не снимаю.

А.Нарышкин Никогда?

К.Шахназаров Я вам могу перечислить. Последняя картина которую я снял чисто на государственные деньги, был «Город Зеро». Даже «Цареубийца», которую я снимал в советское еще время, — я снимал на деньги британского продюсера.

А.Нарышкин Вы чувствуете свободу в этом смысле, если вы не связаны с государством?

К.Шахназаров Ну, конечно, когда ты снимаешь не на государственные деньги, конечно, чувствуешь. И «Анну Каренину» я снял не на государственные деньги.

А.Нарышкин Но «Мосфильм» же государственная студия.

К.Шахназаров Да, но она не получает ничего от государства. И всё, что мы зарабатываем… Мы платим налоги, всё, что остается от прибыли – это то, что мы заработали…

А.Нарышкин А «Мосфильм» не получает никаких дотаций?

К.Шахназаров «Мосфильм» не получает 25 лет.

А.Нарышкин Самоокупаемость.

К.Шахназаров Да. Полностью на самоокупаемости. Более того, за время, что я был директором, мы порядка 10 миллиардов рублей перевели в налоги.

А.Осин Свобода вам нужна, вообще, в принципе?

К.Шахназаров Спасибо.

А.Осин Вам спасибо. Свобода нужна творческая? Может быть, лучше, как раньше: худсовет выделяет деньги – спокойно творишь.

К.Шахназаров Я не знаю. Я не чувствовал, между прочим, себя и тогда закабаленным. Что значит, свобода, не свобода? Я отношусь так: человек свободен настолько, насколько он себя чувствует свободным. Я не чувствовал себя… И в советское время были худсоветы и что-то вырезали из сценариев, но при этом я делал то, что я делал, то, что я хотел. Я не сделал ни одной картины, о которой я могу сказать, что я ее сделал, потому что я был вынужден ее сделать, кроме, может быть, первой – «Добряки». Но это тоже сценарий Зорина был по тем временам необычным. Но просто мне его предложили, он уже был утвержден.

А.Осин Я в данном случае имел в виду, что в не бросились в 90-е годы снимать про проституток каких-нибудь, гомосексуалистов…

К.Шахназаров Мне это неинтересно. Если бы мне это было интересно, я бы снимал про проституток. Если бы были интересная тема – почему, можно и про проституток снять, если бы это был интересный сценарий. Мне такого не попадалось. Просто снимать про проституток мне совершенно неинтересно.

А.Осин Просто, понимаете, какая картина возникает. У нас было советское кино, и там было достаточно очень хороших фильмов, а были и шедевры.

К.Шахназаров Да, но были и очень плохие.

А.Осин Я согласен. Вот за 20 лет мало есть, что вспомнить, прямо скажем. Вот почему такой парадокс?

К.Шахназаров Я думаю, что это свойственно… Тут у вас некоторое преувеличение. Меня считают апологетом советского кино, и я, действительно, всегда говорил о том, что я сам часть советского кино, я советский кинорежиссер. Но я должен сказать, что от советского периода осталось 300-400 картин. Вот, на самом деле, то, что мы говорим и то, что мы любим, — это 300-400 названий. Мы просто это понимаем, потому что у «Мосфильма» в основном именно эти картины востребованы. Но в советский период было снято гораздо больше – тысячи картин. Я имею в виду, что среди советских картин было очень много дурных картин, нехороших, неинтересных, скучных и прочее.

Но к сегодняшнему времени я сам критически отношусь, но я подозреваю, что может так случится, что через 30 лет ваши или мои дети или внуки скажут: «О, смотрите, был период в России – были картины, а вот сейчас их нет». От этого времени тоже останется энное количество картин. И они наверняка останутся, потому что некоторые картины есть очень приличные.

А.Осин Смотрите, тогда картины смотрели миллионы людей, а сейчас…

К.Шахназаров Сейчас это невозможно. Сейчас миллионы не смотрят. Как известно, то, что у нас считается миллион зрителей – это сверхпрокат. Я не знаю, «Пираты Карибского моря» сколько посмотрело – 2 миллиона? Ну, наверное, 2-3 миллиона. Собрали миллиард рублей… А в советское время порог окупаемости был 14 миллионов зрителей. То есть любая картина должна была собирать 14 миллионов зрителей.

А.Осин Билеты по 20 копеек были.

К.Шахназаров: Как продюсер я работаю с деньгами, которые я не беру у государства

К.Шахназаров Билеты, правильно. И не было интернета, не было конкуренции, прямо скажу. И не было дискотек и ночных клубов. Телевидения не было.

А.Соломин Насчет конкуренции. Карен Георгиевич, правильно я понимаю, что вы являетесь сторонником ограничения проката иностранных фильмов или рекламы иностранных фильмов здесь, в России?

К.Шахназаров Нет, не правильно. Я считаю, что надо поддерживать отечественное кино, потому что любую отрасль поддерживаю. Но когда встает вопрос, например, о квотировании, я говорю, что квотирование нельзя сейчас вводить. Не потому, что даже я за иностранное кино, а просто потому, что я за экономику, потому что как директор «Мосфильма» я работаю в рыночной экономике 20 лет.

Так вот, если вы говорите, квоту, — вы должны кинотеатрам дать картины. Вам кинотеатры скажут: «Ну, хорошо, вы ввели квоты на иностранное кино. Дайте мне, что показывать». А что мы дадим
? Мы делаем 70 картин в год, 80. Обычна норма на 3-4 картины – это во всем мире, и в Голливуде то же самое – только 1 выходит в прокат, а остальные просто не тянут. И в Голливуде, поверьте, то же самое: 3-4 картины из 5 уходят сразу на DVD, на это… Потому что кинотеатральный прокат – это особая очень форма работы со зрителем.

Значит, вы можете дать нашему зрителю 15-20 картин. На сколько это хватит? Ровно на месяц, на два месяца при наличии многозальных кинотеатров. Значит, чтобы иметь квоты, надо иметь 300-400 картин в год. Тогда, может быть, и можно вводить. А сейчас просто бессмысленно. Надо что-то предложить взамен. А просто путем запретов сейчас тоже вы не можете заставить кинотеатры смотреть одну картину полгода. Вот, почему я против квотирования.

А поддерживать надо кино, но надо какие-то другие формы искать.

А.Дурново Карен Шахназаров, режиссёр, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» у нас в гостях. Карен Георгиевич, вот была очень темная, не до конца понятная история несколько дней назад, когда вы то ли предложили запретить рекламы фильмов по телевидению, то ли не предложили…

К.Шахназаров Никогда я ничего не предлагал. Вот, понимаете, к сожалению, очень трудно с современными СМИ стало работать: говоришь одно – печатают совершенно другое.

А.Дурново Вот я вас и спрашиваю…

К.Шахназаров Очень хорошо, что вы меня спрашиваете. Мне задали вопрос: какие формы есть?.. Кстати, это касалось вопроса квотирования, поддержки. Я сказал, знаете, есть такой пример во Франции, очень любопытный, чисто рыночный. То есть французы запретили рекламу на телевидении, рекламу любую – и французских фильмов, в том числе. Но в результате это работает на французское кино. Почему? Потому что у больших американских компаний есть деньги на рекламу на телевидении (потому что реклама на телевидении очень дорогая), а у французов нету. Поэтому это такое хитрое решение, которое вроде был не нарушает никаких рыночных правил, но работает в пользу французского кино: уравнивает шансы, потому что билборды… это всё гораздо проще.

Вот, о чем я говорю. Я не сказал, что это надо вводить. Я не сказал, что это надо, может быть, это и не надо у нас вводит. Может быть, мы не готовы к этому… Я привел просто пример. В результате, видите…

А.Осин О том, как поддерживать, мы уже отчасти говорим. А кого поддерживать? Вот как выбирать? Опять худсовет? Что делать?

К.Шахназаров Не надо ничего выбирать. Я вообще сторонник довольно широкой рыночной ситуации в кино. Я считаю, что надо для себя решить, либо рыночное, либо государственное.

А.Осин А вы как выбираете как директор?

К.Шахназаров Как продюсер я работаю с деньгами, которые я не беру у государства…

А.Осин Я понимаю. Не важно, какая разница, чьи деньги?

К.Шахназаров Нет, простите, когда ты работаешь со своими деньгами, либо, которые доверил тебе инвестор, либо ты их сам заработал, конечно, ты имеешь право устанавливать те правила…

А.Осин Я о ваших правилах и спрашиваю. Как вы выбираете? Вот приходит к вам Леша Дурново и говорит: «У меня гениальная идея. Хочу снять фильм».

К.Шахназаров Ну, давайте посмотрим, во-первых, что вы можете, какой сценарий, какой режиссер господин Дурново или он только сценарий принес – мы вместе найдем другого режиссера, так сказать. Все может быть.

А.Осин То есть вы ушли от ответа, как я понимаю.

К.Шахназаров Как ушел? А что вы хотите? Но если мы будем работать с господином Дурново, то если я вложу средства, я найду инвестора, или это будут мои средства, которые я сам заработал, — то, естественно, я буду требовать определенных… Вот он захочет взять такую актрису, а я скажу: «Нет, будет другая актриса». А он скажет: «Нет, я хочу…». Тогда скажу: «Извини, до свидания!»

А.Нарышкин Так любое кино снимается. В принципе, любое искусство создается на деньги государства. Государство вправе вмешиваться на определенных этапах в творческий процесс.

К.Шахназаров Если полностью на деньги государства, я считаю, в принципе, да, имеет право. А почему нет?

А.Нарышкин То есть корректировать сценарий…

К.Шахназаров Но кино не может быть объективным, кино всегда субъективно.

А.Дурново Так, тем более, странно, что государство потом вмешивается в продукт, который создает художник. Пусть и государство на уровне выбора художника, того, кто будет делать.

К.Шахназаров Нет, ну художник имеет право сегодня… Когда это было в советское время, это было одно дело. Но в советское время у художника… у автора, скажем так, — потому что я повторяю: для меня художник – это слишком высокое звание и нельзя всех называть художниками, — но у автора не было никаких возможностей, он не мог нигде больше достать деньги. А сегодня ты имеешь возможности. В конце концов, напрягись – и достань деньги. Ты можешь инвестора найти, ты можешь куда-то пойти… то есть у телеканалов можешь найти деньги. У тебя есть варианты. Поэтому, не нравится тебе работать с государством – не работай.

А.Нарышкин А скажите про Владимира Мединского. О для вас кто? Считаете вы его своим начальником?

К.Шахназаров Безусловно. Он министр культуры.

А.Дурново Министр культуры – начальник НРЗБ работающего в нынешних условиях?

К.Шахназаров: Очень трудно с современными СМИ работать: говоришь одно – печатают совершенно другое

К.Шахназаров Он хотя бы начальник в том смысле, что, хотя финансово «Мосфильм» абсолютно независим, но он все равно входит в систему Министерства культуры, поэтому да.

А.Нарышкин Часто вы с ним общаетесь?

К.Шахназаров Я бы не сказал, чтобы он меня как-то особенно дергает, что ли. У меня особых ссор с ним не было. У меня с ним никаких особых проблем. Ну, бывают какие-нибудь у нас общие проблемы. Я член коллегии, кстати.

А.Соломин Скажите, он обозначает как начальник… не говорит вам: «Вот сейчас нам нужно какое-то кино, такая-то тема…»?

К.Шахназаров Нет, такой речи никогда не было. Никогда он не ставил, кстати, нам условий. Никогда вообще. Я вам объясняю, вы не хотите понять: «Мосфильм» не берет деньги у государства.

А.Соломин Но вы называете Мединского своим начальником.

К.Шахназаров Я называю. Но это разница. Одно дело, когда ты берешь деньги у государства… Если ты берешь деньги – не важно, даже если он тебе не начальник, — ты от него очень зависим. Но я как директор «Мосфильма» ничего не получаю от государства. Вы никак не хотите это понять. Вот, наверное, вы даже – я не знаю вашей системы финансирования – что-нибудь получаете – «Эхо Москвы», да? Радио получает? Есть кто-то, кто инвестирует, значит, вы от кого-то зависите.

А.Соломин От кого.

К.Шахназаров Ну, от кого-то.

А.Дурново Ни копейки.

К.Шахназаров А «Мосфильм» ни от кого не получает. Зарабатывает их на рынке. Поэтому, естественно, в этом смысле у нас довольно большая степень самостоятельности.

А.Нарышкин Если Мединский скажет, что не нужно таким-то образом снимать вашу очередную картину, вмешается?

К.Шахназаров Да он ни разу такого не говорил, и я уверен, что он никогда не скажет. Что какие-то странные…

А.Нарышкин Если он узнает, что не актриса, какие-то не те реплики, декорации?..

К.Шахназаров Нет, ну подождите. Вы какие-то вопросы странные задаете, извините, ребята: «Если Мединский скажет…».

А.Нарышкин Слушайте, сейчас у нас есть конкретный пример. Мединскому приписывают вмешательство в историю с балетом «Нуреев».

К.Шахназаров Я не знаю…

А.Нарышкин Якобы он позвонил Урину и сказал: «Давай снимем, потому что…».

К.Шахназаров Опять, как можно якобы, не якобы… что там произошло, вы же не знаете.

А.Нарышкин Мединский похож на человека, который может вот так позвонить и в ручном режиме что-то перенести?

К.Шахназаров Не знаю. Мне он никогда таким образом не звонил и не пытался каким-то образом что-то добиваться.

А.Нарышкин Я спрашиваю, это похоже на него?

К.Шахназаров Если бы это было похоже, я бы сказал, что да, у меня были такие случаи – тогда я могу сказать, что похоже. Поскольку у меня их не было, то не похоже. А как это было на самом деле, я не знаю.

А.Нарышкин Может быть, вам кто-то жаловался…

К.Шахназаров Ну, прямо сейчас… Мы прямо сидим, занимаемся… кто-то жалуется на Мединского… Слушайте, что за странности?! Мединский, кстати, должен вам сказать, единственный, кто за последнее время, я считаю, добился – что я несколько раз поднимал вопрос, но никогда не могу, я считаю, это очень большое дело – бесплатного посещения до 18 лет музеев. Пробить, вообще, эту стену… — это его заслуга чистая. Это очень большое дело.

А что вам так дался Владимир Ростиславович?.. Вы прямо кипите страстью! Что за такие эти?..

А.Дурново Карен Георгиевич, любит сказать Владимир Ростиславович: «А давайте-ка, может быть, все-таки кинопрокат ограничим». Вы вступаете с ним в дискуссию?

К.Шахназаров Вступаю. Вот я же сейчас вступил. Я сейчас на ваших глазах практически вступил с министром в дискуссию. И что? И ничего не произошло, как видите: я жив-здоров, и вы живы-здоровы. Как раз я знаю, что идея Владимира Ростиславовича, которую он высказывал, была в ведении квот. Но это чистая идея, которая, на мой взгляд… да, хорошо, поддерживать надо кино, но это не будет работать. И я вот публично здесь повторил. Так что вы можете записать это как мой плюс борьбы, так сказать, с Владимиром Ростиславович.

А.Осин А с болванок деньги брать, как Михалков предлагал, еще с чего-то?

К.Шахназаров С кого?

А.Осин С болванок, с дисков.

А.Соломин Подождите, мы сейчас должны сделать перерыв.

К.Шахназаров Я даже не в курсе, что значит, болванки…

А.Осин Нет, ну, продают… куда пишут…

А.Соломин Мы ответим на этот вопрос сразу после коротких новостей и рекламы. В эфире программа A-Team, четыре Алексея: Нарышкин, Дурново, Соломин, Осин. У нас в гостях Карен Шахназаров, режиссёр, продюсер, известный человек.

НОВОСТИ

А.Соломин – 2035 в российской столице. Продолжается программа A-Team, самая сложная программа для наших гостей, где четыре Алексея нападают или дискутируют с нашим гостем. В студии – Нарышкин, Соломин, Дурново, Осин и Карен Шахназаров. Здравствуйте!

К.Шахназаров Здравствуйте еще раз.

А.Осин Мы объяснились в перерыве, поняли, о чем идет речь. Михалков, которого вы назвали в череде великих режиссеров, предлагал как-то на каждую выпущенную болванку для DVD некий налог – 10 рублей, что ли…

К.Шахназаров: Я никогда не люблю ничего делать под нажимом, под каким-то давлением

К.Шахназаров Во-первых, я называл его в числе талантливых. Но я согласен, он выдающийся режиссер, безусловно.

А.Осин Я прошу прощения, что степень признания его заслуг преувеличил. Так вот, как вы относитесь к такой идее, к такой поддержке? То есть все что угодно могут на эти болванки заливать, продавать на рынке.

К.Шахназаров Я вам скажу как кинематографист, кстати, еще раз подчеркну, не особо обращающийся за государственной поддержкой. Но, в принципе, я считаю, неплохо, если у кино будет какой-то дополнительный источник финансирования. Я большой разницы не вижу.

Вот во Франции, например, у них наценка на билеты. То есть все картины, которые выходят во Франции, у них наценка – там евро, что ли, на билет – вот это евро идет, поскольку у них американское кино – основное, то есть 60-70% рынка, то вот эти деньги идут на поддержку французского кино. Получается, что американцы в какой-то степени спонсируют французское кино. То есть это неплохо? Неплохо.

А.Осин Так это зрители спонсируют, а не американцы.

К.Шахназаров Ну, правильно, зрители. Ну, что? Как говорится, как есть. Поэтому сама по себе идея не так плоха. Я просто ничего не слышал об этом, поэтому не могу как-то…

А.Нарышкин Как вы относитесь к свободном распространению контента в интернете? Вот фильмы скачивают, делятся ими…

К.Шахназаров В смысле пиратские?

А.Осин Ваши, например.

К.Шахназаров Ну, конечно, отрицательно.

А.Нарышкин А что делать?

К.Шахназаров На мой взгляд, надо как-то ужесточать это.

А.Нарышкин А что нужно сделать? Вот я приду сегодня вечером домой, открою какой-нибудь пиратский сайт, посмотрю «Всадник по имени смерть». Я смотрел – еще, по-моему, школьником был. Что со мной нужно сделать? Вы на меня должны сейчас смотреть как на человека, который вам просто… не знаю, плюет в душу!

К.Шахназаров Колесовать!

А.Нарышкин Колесовать… А если серьезно?

К.Шахназаров Предложил вернуть колесование, — вот как это потом будет истолковано. Есть же нормальная логика. Никому не приходит в голову, что помидоры в магазине можно просто брать. Все равно надо за них платить. И никто поэтому поводу никто… То же самое и здесь.

А.Осин Извините, вы вырастили помидор — и продаете его мне 27 раз, условно говоря.

К.Шахназаров Да. Правильно. Это такая специфика товара.

А.Нарышкин Если уж начали говорить про помидоры, огурцы, свеклу, что угодно, — если мы берем это из магазина и не платим, то это воровство. Есть статья в Уголовном кодексе. Если мы смотрим фильм и не платим за него деньги — нужна статья?

К.Шахназаров Ну, по идее… Я не знаю, как это сделать. Я вам могу привести пример очень любопытный. Вот я выпустил «Белый Тигр». Мне через какое-то время приходит письмо из Германии, видимо, от русскоязычных граждан. Муж пишет письмо: «Вы знаете, моя супруга посмотрел ваш фильм «Белый тигр», и сейчас ее оштрафовали – 1200 евро. Не моги бы вы мне как-то посодействовать, это большие деньги…».

А.Осин Компенсировать, выслать.

К.Шахназаров Действительно. Я узнал, что такие штрафы. Это суд… всем там легально, там законы такие. Причем, картина еще не была… Ее потом немцы, кстати, купили и прокатывали в Германии. Они, видно, посмотрели с какого-то сайта левого. Я имею в виду, такие жесткие законы в Европе, которая наверняка мила вашему сердцу.

А.Нарышкин В России – нужны?

К.Шахназаров Я думаю, надо бороться с пиратством. И, я думаю, что, конечно, должны быть какие-то законы.

А.Дурново С пиратами или с потребителями?

К.Шахназаров Я не знаю, как это делать. Я не специалист. Вы меня спрашиваете, как будто я юрист… Я кинорежиссер.

А.Нарышкин Как будет справедливо?

К.Шахназаров Но по справедливости это, прежде всего, обидно, понимаете, когда вас обворовывают.

А.Нарышкин Если меня оштрафуют на 10 тысяч рублей?

К.Шахназаров Вот вас, вообще, обворовывали когда-нибудь? Вот меня обворовывали. У меня машину в свое время угоняли.

А.Нарышкин У меня наушники украли. Они мне были дороги.

К.Шахназаров Даже деньги не в деньгах. Это ужасно обидно.

А.Соломин Скажите, к кому у вас больше негативных в этом случае чувств: к тому, кто «пиратит» фильм, кто предлагает его для скачивания или к потребителю?

К.Шахназаров Прежде всего, конечно, к тому, кто !пиратит», потому что потребитель часто может и не знать.

А.Осин Вот у вас украли машину, кому-то продали. И получается, что тот, кто купил, ни сном ни духом: ну, купил и на ней ездит…

К.Шахназаров Мне потом ее вернули. И этот господин – из Харькова, кстати, он был – он мне сказал: «Нет, я не знал». А у меня иконка была в машине, она и осталась стоять. Я говорю: «А вот так прямо в магазинах и продают с иконкой?» Он несколько растерялся. Понятно, что он знал, и по заказу…

А.Нарышкин Мы с вами не договорились. Потребителя надо наказывать рублем за то, что он смотрит пиратский фильм?

К.Шахназаров Я думаю, может быть, не обязательно наказывать. Надо наказывать, прежде всего, тех, кто ворует, кто выкладывает это, наверное, в первую очередь.

А.Соломин А почему вы не допускаете определенную ответственность самой индустрии?

К.Шахназаров А индустрия-то при чем здесь?

А.Соломин Объясню. Человек, который скачивает пиратский фильм, не имеет легальной возможности прямо сейчас его купить. Вот я как потребитель готов заплатить деньги. Мне очень хочется посмотреть фильм, я готов заплатить деньги, но чаще всего я не могу это сделать, потому что фильм еще прокатится…

К.Шахназаров Почему вы не можете? Ну вы что, месяц не можете подождать? У вас такое нетерпение, что прямо такие фильмы…

А.Соломин Нет, пользователь интернета сейчас не может ждать.

К.Шахназаров Почему-то в Германии могут ждать, там-то ждут. А что, немцы в этом смысле какие-то отдельные?

А.Осин Но, как выяснилось, не ждут…

К.Шахназаров Я должен вам сказать, что и в Америке очень жесткие правила. Почему-то американцы ждут, а наши не могут ждать? Что это прямо за нежность такая?

А.Соломин Смотрите, сейчас очень много… кстати говоря, тот же «Мосфильм» — у него отличный, замечательный, и не воспринимайте как рекламу – канал на YouTube, который показывает бесплатно советские фильмы.

К.Шахназаров Бесплатно. Смотрите на здоровье. Не воруйте – вот, смотрите.

А.Соломин Так это замечательно. Я готов посмотреть рекламу. Я готов даже за новый фильм, например, заплатить деньги, не такие какие-то огромные, но я готов стоимость билета в кинотеатре выложить для того, чтобы посмотреть у себя онлайн дома прямо сейчас, но этого нет.

К.Шахназаров Какой-то… «Я не могу… я хочу – что делать мне!? Я сию секунду… я сейчас умру! Дайте мне!» – Ну что за детский сад! Ну подождите две недели – и посмотрите.

К.Шахназаров: Это такая абстрактная «Рашка-говняшка», так сказать

А.Нарышкин Вы это поддерживаете – больше легальных интернет-площадок для распространения контента?

К.Шахназаров Что от нас зависит, мы делаем. Мы сделали на YouTube. Сколько на YouTube?.. 500 картин. Слушайте, у нас миллион просмотров в день. Мы же это сделали.

А.Нарышкин Какой путь выбирать лучше? Какой путь вам кажется более честным?

К.Шахназаров Я считаю более честным, с одной стороны, конечно, запретить пиратство, а, с другой стороны, в дальнейшем легализовать… А мы и сами легализуем. Мы же легализовали то, что на YouTube. А вы что, сторонники пиратства, что ли, здесь собрались?

А.Нарышкин Я вам рассказал о планах на вечер.

А.Осин Я стыдливо промолчу.

К.Шахназаров Но вы это можете сделать легально на YouTube…

А.Осин Ваш канал на YouTube я смотрю с большим удовольствием.

А.Дурново Карен Георгиевич, скажите, пожалуйста, вам фильм «Викинг» понравился?

К.Шахназаров Ой, вы знаете, я не видел.

А.Дурново Как!? Все видели…

К.Шахназаров А что, почему «Как?! Что?!»? Я много чего не видел.

А.Осин Все равно, что Дурново финал Лиги чемпионом не посмотрел. Это невозможно.

А.Соломин Жалеете?

К.Шахназаров Жалею, потому что хочу посмотреть. Почему нет? Просто дело в том, что я занимался тем, что картину делал. Совсем закончил. Когда я делаю фильм, я практически ничего не смотрю. Это как бы старый мой принцип. А поскольку я ее делал два года, считайте — просто съемки были, ну, не год – полтора в общей сложности, то, естественно, я очень много картин пропустил. Не потому, что я не хочу, а просто… Вот сейчас буду смотреть потихонечку.

А.Дурново Тогда вопрос такой. Должно ли историческое кино быть достоверным?

К.Шахназаров Нет.

А.Соломин Почему?

К.Шахназаров Ну, не обязательно. Слушайте, Александр Дюма писал гениальные романы, которые читал весь мир. У него был принцип: он позволял себе смещать на 10-15 лет… чего только не позволял. Но при этом все равно благодаря этим романам весь мир знает историю Франции.

Понимаете, опять вы хотите установить все время — как это так может быть? Вы молодые люди – какие-то правила: может – не может. Может так работать, может по-другому. Леона Фейхтвангера почитайте исторические романы – насколько они написаны современным языком. Это была его сознательная позиция. У него герои «Нерона» разговаривают на таком языке абсолютно современно. Другие есть писатели, которые, наоборот, стараются достоверно. Но все зависит от того, насколько это интересно и талантливо, вот и всё. Вот для меня критерий. Может быть и так и по-другому.

А.Соломин За последние годы у вас вышло как минимум два фильма о войне. В одном вы были сценаристом и режиссером – «Белый тигр». И фильм, в котором вы выступили в роли продюсера «Дорога на Берлин».

К.Шахназаров Да.

А.Соломин Я понимаю, что это истории все-таки… вот есть там конкретные истории, характеры…, философский очень фильм «Белый тигр», с одной стороны, — насколько они все-таки исторически достоверны?

К.Шахназаров «Белый тигр» — конечно, это фантастика, вообще, пожалуй.

А.Соломин Нет, а вот в плане темы изображения войны?..

К.Шахназаров Тема изображения… Одна из задач, когда я снимал «Тигра» — да, фантастический сюжет, который я хотел погрузить в очень достоверную ткань войны – то, что я старался делать. Например, там есть сцена капитуляции, ужин генералов, который вызывает раздражение у некоторых наших, скажем, патриотически настроенных граждан: «Почему же так наши солдаты маршалов кормят?!» Потому что так было в истории. После подписания капитуляции их отвели в зал, в другое помещение и накормили очень хорошим ужином – это факт исторический.

А.Соломин Но, например, солдаты в атаки в атаку ходили, действительно, со словом из трех букв, но только не «ура», например.

К.Шахназаров Но у меня, кстати, в атаку никто не ходит. У меня же не пехота, у меня танкисты.

А.Соломин В «Дороге на Берлин» это очень хорошо чувствуется…

К.Шахназаров Подождите, а вот вам сколько лет, извините?

А.Соломин 29.

К.Шахназаров А откуда вы знаете, как солдаты в атаку ходили?

А.Соломин Очень много свидетельств по этому поводу.

К.Шахназаров Ну, свидетельства разные. Вот мой покойный отец рассказывал, что у них на батарее стрелялись офицеры, устраивали дуэли. Я больше нигде таких не находил… Но я допускаю. Война, понимаете, это огромная жизнь, это миллионы мужчин. И я абсолютно уверен, что папа, естественно, меня не обманывал. Просто на их батарее, видимо, был такой случай, когда стрелялись.

Могли ходить с криками на три буквы, а могли и по-другому ходить… А могли и молча пойти в атаку, понимаете? Потому то, что режиссер – в данном случае Сергей Попов – там у него никто не кричит, — это его право.

А.Нарышкин Карен Шахназаров в эфире «Эхо Москвы». Как вам удается совмещать руководство крупнейшей студией, производство фильмов и регулярные походы на различные ток-шоу? Я вас там вижу. Я смотрю. В отличие от многих на «Эхе» я смотрю эти ток-шоу.

К.Шахназаров И правильно делаете.

А.Нарышкин Спорно.

К.Шахназаров Как спорно?

А.Осин Зачем вам воевать с либералами, Карен Георгиевич?

К.Шахназаров А вот задали вопрос про талантливых в начале.

А.Нарышкин Да.

К.Шахназаров: Это очевидно, что Сталин – выдающийся лидер

К.Шахназаров Ну, наверное, вот поэтому: я тоже вхожу в их число.

А.Нарышкин Зачем? Что вас там интересует?

К.Шахназаров Да ничего мне там неинтересно разговаривать. Мне интересно высказывать свое мнение…

А.Нарышкин А о чем интересней говорит: о кино, как мы, например, сделали здесь в течение 40 минут или как у Соловьева, когда вы говорите об Украине, о США, о чем угодно?..

К.Шахназаров По большому счету мне о политике гораздо интересней говорить, чем кино. А почему вы так удивляетесь? Знаете, такой рассказ Аверченко есть, нет? Очень смешной рассказ. Вы помните, конечно, замечательный русский комический такой писатель. В поезде едут два человека. Один узнает: это чемпион мира по борьбе. Он начинает его спрашивать: «А как вы боролись? А вы это… как…». Тому надоело, он говорит: «Вы кто?» — «Я писатель». Он начинает его спрашивать: «А что вы написали?..» И тогда тому становится скучно – он кончает разговор.

То же самое и мне. Мне о кино, на самом деле, не так интересно разговаривать.

А.Нарышкин Все напрасно!

К.Шахназаров А о политике, конечно, интересно! Какой мужчина не любит поговорить о политике, вообще?

А.Осин Вы какую-то миссию в этом видите?

К.Шахназаров Да я никакую миссию не выполняю. Мне интересно разговаривать. Меня спрашивают… Я никогда не напрашивался, никогда ничего не предпринимал. У меня нет избирателей, которые, я понимаю, кому-то нужны.

А.Нарышкин А вы не хотите в парламент?..

К.Шахназаров У меня абсолютно нет таких желаний. Мой отец – политолог, между прочим, основатель политологии советской…

А.Нарышкин Вы боитесь, что когда-нибудь Навальный сможет стать президентом России?

К.Шахназаров А чего мне боятся-то? Во-первых, я уверен, что он не станет.

А.Нарышкин Что плохого в этом?

К.Шахназаров Я не говорю, что плохого… Я за него голосовать не буду.

А.Нарышкин Вы можете произнести имя Навального? Просто Путин и Медведев не могут.

К.Шахназаров Почему?

А.Нарышкин Я не знаю, как-то так получается. Они его не произносят.

К.Шахназаров Нет, а почему я должен произносить. Но вы же понимаете, о ком я говорю? Я никогда не люблю ничего делать под нажимом, под каким-то давлением. Если я захочу…

А.Нарышкин Хорошо. Я не буду на вас давить. Навальный, по-вашему, опасный персонаж? Как вы оцениваете деятельность его целиком? Вы знаете, чем он занимается прекрасно.

К.Шахназаров Я это, конечно, знаю, да. Опасный? Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но, мне кажется, нет. Мне кажется надежда на то, что надежда на то, что Навальный сыграет роль Ельцин, напрасна у той части общественности, которая его поддерживает и страстно этого желает. Этого не случится. Того, что случилось с Ельциным, этого не случится. Плюс к этому, на мой взгляд, господин Навальный не такого масштаба фигура, как Борис Николаевич, хотя я никогда не был его сторонником, никогда его не поддерживал. Но я признаю, что Борис Николаевич был фигурой очень крупной политической. Это мое мнение.

А.Соломин А кого вы поддерживали в эпоху Ельцина?

К.Шахназаров В эпоху Ельцина… Вы имеете в виду, за кого я голосовал?

А.Соломин Из политиков, да. Какие политические силы вам ближе?

К.Шахназаров – В 96м году я за Зюганова голосовал. Только не за Ельцина.

А.Соломин Сейчас вы поддерживаете коммунистов?

К.Шахназаров Нет, я последнее время голосую за Путина. Первый раз я, кстати не голосовал, когда он пришел, когда первые выборы были. Потому что как раз… я повторяю, у меня очень сложные отношения к Борису Николаевичу, хотя я, тем не менее, особенно сейчас думаю, что он какую-то свою миссию выполнял, безусловно.

А.Нарышкин Путин за ним пришел. Вы Борису Ельцину благодарны за то, что он подарил России Владимира Путина?

К.Шахназаров Я думаю, что это большое дело.

А.Нарышкин Самое важное?

К.Шахназаров Мне кажется, да. Хотя, я думаю, то это произошло не потому, что он хотел это сделать. Хотя, кто знает? Борис Николаевич был совсем не прост.

А.Нарышкин У вас с Владимиром Путиным есть какие-то принципиальны расхождения по вопросам любым – внешней политики, внутренней политики?

К.Шахназаров Ну, бывают, конечно…

А.Нарышкин Притом, что вы за него голосуете, но вот в каком-то моменте… Что это?

К.Шахназаров Ну, я не знаю… надо смотреть, какие-то есть… Например, я абсолютно не приветствую проведение чемпионата мира по футболу. Я считаю, что деньги можно было лучше потратить.

А.Осин Но вот тут-то вы среди нас соратников не найдете.

К.Шахназаров Вот видите… А я считаю, что, на мой взгляд, это, конечно, может быть, звучит пышно – чемпионат мира по футболу, — но, с одной стороны, очевидно, что мы на нем будем выглядеть крайне бледно. А, во-вторых, мне кажется, что эти огромные деньги можно использовать на какие-то дела типа массового спорта.

А.Нарышкин А антисиротский закон принимали правильно?

К.Шахназаров Какой?

А.Нарышкин Ну, когда запретили усыновление американцами.

К.Шахназаров Там же запретили усыновление американцами. Я немножко имел представление о том, что происходило. Вообще, торговали детьми.

А.Нарышкин То есть?

К.Шахназаров Самым простым образом: торговали детьми. Это происходило. Поэтому я в этом не вижу ничего такого…

А.Дурново А кто торговал?

К.Шахназаров Мне доводилось…

А.Дурново Органы опеки торговали детьми?

К.Шахназаров Органы опеки, да. Бывали такие случаи. Мне доводилось с этим сталкиваться.

А.Дурново А почему вместо того, чтобы наказать органы опеки, закрыли усыновление?

К.Шахназаров А что в этом такого? Во многих странах… Вы знаете, например, что в такой стране как Румыния запрещено вообще усыновлять иностранцам. В очень многих странах запрещено вообще усыновлять детей…

А.Нарышкин Мы запрещаем американцам усыновлять, а какие-то другие страны…

К.Шахназаров А другие страны это могут. Правильно, потому что были случае, и мы знаем все эти случаи… Это логично.

А.Нарышкин Но вы знаете прекрасно, что у нас с усыновленными детьми тоже обращаются…

К.Шахназаров Тоже. Но мы же не запрещаем всем иностранцам усыновлять детей. По мне – вообще не надо… вообще, это стыдно, когда иностранцы усыновляют наших детей. На мой взгляд, это вообще стыдно. Это, если хотите, может быть, моя претензия к руководству страны. Дайте столько денег, сколько надо, чтобы этим детям обеспечить безбедное существование.

А.Нарышкин Те же деньги с чемпионата можно было…

К.Шахназаров Те же деньги с чемпионата дайте семьям, которые хотят усыновит. На мой взгляд, это стыдно вообще, вот эта позиция: давайте мы дадим усыновлять своих детей. Ну, это пакостно…

А.Соломин Так это здесь превращается в то, что люди набирают много детей, чтобы получать за это деньги. Этих примеров тоже очень много. Российские семьи некоторые совершенно не могут справляться, не следят за этими детьми…

К.Шахназаров Мы, «Мосфильм», на протяжении – вот, как я стал директором – по-моему, 18 лет мы поддерживаем под Владимиром детский дом, постоянно деньги им переводим, всячески их поддерживаем. Но поощряйте людей… Можно было бы хотя бы с налогов чего-нибудь сделать… Никаких послаблений у нас нет. Мы это делаем просто потому, что делаем.

А.Соломин А потом, да, это, может быть, стыдно, это, может быть, неприятно для собственной самооценки как страны. Но когда дети инвалиды, когда их кто-то забирает, усыновляет в свою семью…

К.Шахназаров Но не понимаю логики, Алексей. Почему вы не понимаете простой вещи. Вот мне стыдно, и вам должно быть стыдно, когда ваших детей усыновляют. Так вы должны бороться не за это, а бороться за то, чтобы государство выделило столько средств этим детям, сколько надо. А вы боритесь за то, чтобы отменить это…, что, дескать, пускай их вывозят. Ну как это!?

А.Соломин Проблема в том, что конкретные дети, которых уже хотели забрать в семьи, в семьи не выехали, кто-то из них погиб – можете почитать об этом Ольгу Оленову. Речь же не о том, чтобы снизить статистику – речь о конкретных судьбах, которым могли бы помочь, если бы этого закона не было.

К.Шахназаров Я с вами не соглашусь абсолютно, потому что я говорю, моя принципиальная позиция человека, который, я повторяю, делает хоть что-то для того, чтобы помогать детям в виде постоянной поддержки этого дома, состоит в том, что я считаю, что это позорно для страны — заниматься торговлей детьми. И, на мой взгляд, надо создать, чтобы они могли, как говориться, получать все это дома.

А.Нарышкин Десять секунд… Сталина считаете выдающимся человеком?

К.Шахназаров Выдающимся? Да, конечно, выдающийся. Я должен сказать, и Гитлер – выдающийся. А что, он не выдающийся?

А.Нарышкин То есть это сейчас какой-то…

К.Шахназаров Я понимаю, в каком контексте вы спрашиваете. Вот вы ловите. И потом, в Википедии написано: «Шахназаров считает выдающимся это…». Кто там приписывает эту ерунду всякую? Это очевидно, что Сталин – выдающийся лидер. Абсолютно, очевидно! Это не значит, что он не совершал преступлений. Я об этом много раз говорил. Выселение народов – это преступление, за которое он несет личную ответственность. То, что он выдающийся – выдающийся.

А.Соломин Карен Шахназаров, режиссёр, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» в эфире программы A-Team, четыре Алексея… Счастливо!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире