А. КНЯЗЕВА – Добрый день. В студии Анна Князева. Сегодняшний гость программы «Москва. Территория бизнеса» мой однофамилец Дмитрий Александрович Князев. Здравствуйте.

Д. КНЯЗЕВ – Добрый день.

«ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ»

Дмитрий Александрович Князев, 49 лет. В 1986 году закончил Московский станкоинструментальный институт. До 1994 года занимался разработкой САПР-приложений, систем 3D-моделирования и информационных систем. В 1992 запустил бизнес в сфере информационных технологий, 10 лет возглавлял информационно-аналитический центр «Логотест», в котором был реализован ряд московских и федеральных проектов в сфере организации предпринимательской деятельности.

С апреля 2012 года работает в руководстве Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

А. КНЯЗЕВА – Хочу от вас услышать, что на сегодня представляет малый и средний бизнес в Москве.

Д. КНЯЗЕВ – Это очень разнообразное и многочисленное сообщество людей. Я начал сам заниматься малым бизнесом с 1992 года, поэтому имел возможность наблюдать своих коллег по бизнесу. И здесь есть люди романтики, есть прагматики, есть люди, которые добились успеха, есть люди, которые довольны теми результатами, которых они добились, вне зависимости от их масштабов. Есть люди, извечно недовольные результатами.

А. КНЯЗЕВА – Скажите, есть мнение, или, может быть, ассоциация первая, что бизнес – это в основном торговля. Малый и средний, я имею в виду. Ну, может быть, чуть-чуть сфера услуг. А что касается производства, насколько это развито в Москве?

Д. КНЯЗЕВ – Москва – это огромный рынок, это совокупность потребностей. Мы с вами жители этого города. Нас нужно стричь, нас нужно одевать, наши квартиры нужно ремонтировать, наши автомобили нужно мыть, нас нужно обеспечить лекарствами, питанием, наших детей надо учить. Есть ещё один существенный фактор. Москва сегодня – это город, где самый высокий средний уровень заработных плат. Около 46 тысяч, если я не ошибаюсь. Это значит, что здесь много жителей, которые благодаря своему достатку и интегрированности в мировые процессы задают определённую планку для того сервиса, который они хотели бы видеть.

И это заставляет бизнес подтягиваться под эти высокие и возрастающие требования. Производственные предприятия являются также участниками этой конкуренции за ресурсы, за специалистов, за людей, за помещения. Поэтому здесь в Москве у нас наиболее перспективными у нас, конечно, являются производства, которые обеспечивают высокодоходные рабочие места и решают производственные задачи, обеспечивающие максимальную доходность.

А. КНЯЗЕВА – Я знаю, что вы активно поддерживаете малый и средний бизнес в Москве. На чём основана такая поддержка и какие приоритеты вы ставите перед собой?

Д. КНЯЗЕВ – К нам за поддержкой может обратиться любое предприятие. Ну, например, в области финансовой поддержки мы в первую очередь поддерживаем те предприятия, которые сегодня заняты в сфере ЖКХ, в сфере социального предпринимательства, это бизнес, связанный с развитием семей, работой с детьми, медицина, здравоохранение, культура. Дальше это бизнесы, которые заняты в инновационной сфере. У нас три критерия и три ожидания от предпринимателя: чтобы он создавал рабочие места для москвичей, и чем более высокооплачиваемые эти рабочие места, тем лучше, чтобы он производил продукцию, которая нужна города, и третье – чтобы он платил налоги.

А. КНЯЗЕВА – То есть субъекты предпринимательства могут рассчитывать на поддержку города, но при этом должны помнить, что это не безвозмездно, то есть даром.

Д. КНЯЗЕВ – Наше предложение очень простое: бизнес, возьми на себя часть решения социальных задач, а город в ответ на твоё стремление быть социальным готов помогать тебе в развитии.

А. КНЯЗЕВА – А в чём помогает город.

Д. КНЯЗЕВ – Я не скажу не с самого масштабного, на наш взгляд, и не самого первого, но это самая часто обсуждаемая тематика. Это финансовая поддержка. Мы всё меньше и меньше для себя в цепи приоритетов этому виду поддержки уделяем внимание, потому что понимаем, что на субсидиях бизнес не создашь. В прошлом году мы выдали около 600 субсидий, в этом году планируем около 1000. Реально в Москве было создано бизнесов гораздо больше. Просто нам эти субсидии нужно направить в ту сферу, которая в данный момент является для города наиболее существенно важной.

Мы готовы помогать начинающим предпринимателям (до 500 000 рублей в виде субсидий готовы дать) и в ответ мы ждём только того, что я назвал раньше – рабочие места, налоги, просто производственную деятельность в виде товаров и услуг.

Мы готовы помогать предприятиям, которые расширяют свою деятельность, пусть уже не первый год существуют на рынке, то есть те, которые закупают новое оборудование. Закупка нового оборудования для нас признак развития. И для этой цели часто предприятия используют лизинговую схему, что действительно удобно и современно. Так вот, мы готовы им компенсировать до 30% стоимости лизинга или до 5 миллионов рублей, это уже значительно большая сумма.

Также мы готовы помогать тем предприятиям, которые для своего развития вынуждены привлекать кредиты, которые дороги, и мы понимаем, что они дороги на сегодняшний день. Но мы готовы компенсировать часть процентной ставки до 100% ставки рефинансирования, на сегодня это 8,25% и объёмом до 5 миллионов рублей.

То есть чтобы кредит стал предприятию дешевле и он, соответственно, свой план по развитию реализовал быстрее.

А. КНЯЗЕВА – А одно предприятие может рассчитывать и на субсидирование ставки, и на какое-то участие в лизинговой схеме?

Д. КНЯЗЕВ – Может. Мы, знаете, следим за тем, чтобы не было такого бюджетного допинга у предпринимателей. Есть порядки, которые опубликованы и которые мы готовы неустанно разъяснять нашим предпринимателям. Указано, что после того как был закончен один проект и он выполнил свои обязательства перед городом, он может подать заявку на участие в конкурсе. Это конкурсный отбор, во всех трёх случаях конкурсный отбор на участие в следующем конкурсе на получение субсидий.

А. КНЯЗЕВА – Я хотела вернуться к помощи №1. Речь идёт о субсидии. Как часть собирается комиссия, как принимается решение? И нужно быть суперэкспертом, потому что, насколько я знаю, к нам приходили предприниматели в эфир, они представляли самые разные сферы, самые разные проекты. Как вы справляетесь?

Д. КНЯЗЕВ – Мы справляемся. Уровень доверия к этой процедуре со стороны бизнеса возрос. Во-первых, у нас создано бюджетное учреждение «Малый бизнес» в Москве, имеющий филиалы во всех округах, и задача экспертов этих филиалов – безвозмездно, неограниченное число времени консультировать предпринимателей относительно того, каким образом нужно подготовить свой запрос и бизнес-план на предстоящий конкурс.

Оговорюсь, они не будут и не должны за предпринимателя делать бизнес-проект. Это его бизнес, это его ответственность. Понимаете, как автомобиль – он мой. Можно советовать, как надо управлять автомобилем, но неправильно, сидя на пассажирском месте, дёргать руль и вмешиваться в процесс вождения. Поэтому здесь такой же деликатный момент – составление этого бизнес-плана, потому что бизнес-план – это развитие предприятия.

Задача консультантов – донести чётко критерии оценки. После того как предпринимателя удовлетворяет его проект и консультант говорит – да, мы вроде бы с тобой все моменты учли, которые могут понадобиться, этот проект сдаётся нам в департамент и мы отдаём его на независимую экспертизу, экспертную организацию. Мы отбираем её по конкурсу каждый год. И эта экспертная организация не контактирует с предпринимателем. Нам очень важно, чтобы исключить возможность даже случайных каких-то договорённостей, которые могут бросить тень на весь этот процесс.

После этого экспертная организация готовит заключение, и это заключение попадает предпринимателю. Он видит оценку эксперта. И вместе с этой оценкой он приходит на финансовую комиссию. Финансовая комиссия у нас проходит каждый месяц. Под конец мы будем допускать проводить её даже два раза в месяц. Она транслируется в прямую в интернете, её можно наблюдать.

А. КНЯЗЕВА – Это по сути как экзамены – и для вас, и для предпринимателя.

Д. КНЯЗЕВ – Для нас даже в большей степени. Есть очень сложные моменты, в которых очень трудно принимать решение. И когда понимаешь, что тебя смотрит несколько тысяч человек, мы всё время видим, сколько нас смотрит пользователей интернета, и своим визави предпринимателям сообщают – вас не только сейчас 60 человек в зале, а она при открытых дверях проходит – можно придти, послушать, уйти, поэтому каждое моё слово как председателя комиссии слышит очень много людей. Как и вопросы, которые задают члены комиссии. В 99% случаев предприниматели приходят, у них есть свой отдельный микрофон. Проект представляет эксперт. И мы принимаем решение сразу же. Просто прямым голосованием относительно того, поддержать проект или нет.

Мне кажется, надо с открытыми картами подходить к этому процессу. После этого, собственно, заключается прямой договор между департаментом и предпринимателем. Деньги идут напрямую предпринимателю. Я начал именно с этой формы поддержки, потому что действительно вокруг неё много вопросов, и мы постарались её сделать максимально прозрачной. И это самая сложная сфера.

Но есть и другие формы поддержки, на которые мы рассчитываем даже в большей степени. Дороги кредиты. Но кредиты не только дороги, их ещё и трудно получить. Мы для того чтобы сделать их дешевле и доступнее, ввели субсидирование процентной ставки.

А. КНЯЗЕВА – Есть ли какой-то список рекомендованных банков.

Д. КНЯЗЕВ – Любой банк. Вообще даже перечня никакого. Надо придти с кредитным договором и рассказать про свой бизнес проект, ради чего вы брали деньги, чтобы понимали, что эти деньги будут работать на развитие вашего бизнеса. Трудно получить кредит ещё и потому, что у предпринимателя нет залогового обеспечения.

Банк перестраховывается. Его можно понять. Он берёт все риски на себя. Он хочет видеть в лице своего заёмщика надёжного партнёра. Поэтому для того чтобы банку было легче принять решение и он увидел, что предприятие состоятельно в смысле партнёрства, мы создали Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, задача которого – поручиться за предприятие, которое претендует на получение кредита. В год около тысячи поручительств выдаётся. Сегодня около 7 миллиардов рублей в этом фонде. Он работает положительным балансом, то есть он не уменьшается, он растёт. Каждый год мы добавляем в него средства московские, нас поддерживают федералы в этом. То есть сколько вложим московских средств, столько нам помогает вложить и федеральное правительство.

И этот инструмент показывает себя весьма и весьма надёжным. Другой пример формы поддержки, о которой можно говорить – это знания и компетенция. Приведу пример. Прошлый год, вы наверняка слышали, ознаменовался очень жёсткой такой дискуссией о предстоящей отмене льгот для 7,5 тысяч предприятий из 400 тысяч в Москве. Был в Зеленограде, и предприниматель сказал буквально следующее: мы 8 лет заняты в бизнесе, мы занимаемся ремонтом, и сейчас мы арендуем у города 60 квадратных метров под офис. Сейчас, когда повысится, арендная плата, мы должны будем закрыться. — Насколько повышается ваша арендная плата? — С 1800 до 6800 рублей. То есть на 5000 рублей за метр в год. То есть в месяц увеличение 25 000 рублей.

Предприятие, находящееся 8 лет на рынке, которое занято в такой сфере, как ремонт квартир, рискует быть закрытым, из-за того что 25 000 в месяц она должна будет платить в месяц за аренду. Уровень жизнестойкости крайне низкий. Это значит, что надо увеличивать компетенции внутри предприятия, это значит, что предприятие надо наращивать кадрово, информационно, интеллектуально и помогать им в развитии.

Я бы здесь два пути видел для себя. Первый – это анализ бизнес-процесса, который у него существует. Анализ издержек.

А, с другой стороны, поиск новых рынков, рекламная кампания, то есть искать для себя новые возможности, чтобы заработать на огромном рынке Москвы на 50 тысяч рублей больше.

Мы хотим предложить за средства бюджета нашим предпринимателям короткие бизнес-кейсы, чтобы такое предприятие, как это строительное, пошло на 3-5-дневный курс найти для себя новые идеи, новые решения, чтобы он, вернувшись к себе, всё-таки в данном случае заработал эти 50000.

А. КНЯЗЕВА – Да, тут буквально на днях статистика как раз была представлена. 7% граждан вовлечены в предпринимательство. У России 67 место из 69 возможных по количеству людей, создающих новые компании. И только 2% россиян готовы пойти в бизнес. Я думаю, что Москва немножко по-другому здесь нужно рассчитывать.

Д. КНЯЗЕВ – Разные регионы, понятно, обладают разными ресурсами, в том числе и интеллектуальными, и амбициями населения, по-разному себя в этой статистике проявляют. В Москве действительно выше. Мы видим, что выше и по регистрации индивидуальных предпринимателей. Москва всегда где-то процентов на 10-15 все эти годы опережает Российскую Федерацию. И известное потрясение, которое было в отношении числа индивидуалов, из-за того что страховые взносы, для Москвы оно сказалось меньше, мы потеряли за январь-февраль, то есть на 1 марта 904 предприятия всего лишь, в то время как Россия потеряла, по-моему, около 200 000. При этом прошлый год показал рост. А Россия последние два года давала где-то 5%-ое снижение по отношению к предыдущему году.

Не мы придумали не здесь в Москве и не здесь в России, что 50% начинающих предпринимателей разоряется к концу года. Не мы придумали, что 80% бизнесов разоряется через 3 года. Все эти сведения нам пришли оттуда, из тех самых благополучных стран, которые мы сегодня указываем в качестве образцов, где с бизнесом нет проблем. Как цифры они звучат очень привычно, но как только мы начинаем эти цифры примерять для себя, оказывается, что ситуация очень жёсткая. Надо просто согласиться с тем, что в бизнесе жёсткая ситуация во всём мире.

Это не значит, что это повод ничего не делать. Это значит, что надо искать те находки, те решения, которые бизнес нашёл в других странах, применять их здесь, ну и, соответственно, максимально выжимать из той ситуации, которая есть, благоприятные условия для бизнеса здесь. Но никогда не подтверждалось, что там молочные реки и кисельные берега для предпринимателей.

Поэтому надо работать и побеждать.

А. КНЯЗЕВА – Заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев был гостем программы «Москва. Территория бизнеса».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире