'Вопросы к интервью
А. КНЯЗЕВА: Добрый день. У микрофона Анна Князева. Гость программы «Москва. Территория бизнеса» сегодня Сергей Теплов, генеральный директор технопарка «Строгино». Здравствуйте!

С. ТЕПЛОВ: Здравствуйте!

ДЛЯ СПРАВКИ: Технопарк «Строгино» — объект инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса г. Москвы. Первый технопарк, созданный правительством города Москвы при поддержке Минэкономразвития в 2007 году. Его задача – содействие развитию малых и средних инновационных компаний и помощь в коммерциализации инновационных разработок путем предоставления качественной инфраструктуры, создания благоприятной бизнес-среды и оказания консалтинговых услуг. Офисные, складские и вспомогательные помещения располагаются в Строгино на площади почти 17 тыс. кв. метров. Генеральный директор технопарка «Строгино» — Сергей Теплов.

С. ТЕПЛОВ: Строгино – исторически спальный район. Рядом с нами достаточно большое количество всевозможных предприятий. И мы находимся достаточно в неплохой транспортной доступности. Мы в некотором роде можем даже быть неким центром притяжения для жителей этого спального района, чтобы жители не ездили на работу в центр, не загружали дополнительным транспортом инфраструктуру, а могли находить работу непосредственно рядом с домом. Многие наши компании в последнее время успешно находят хороших квалифицированных сотрудников, которые могут себе позволить в Москве ходить на работу пешком.
А. КНЯЗЕВА: А сколько сейчас резидентов в технопарке «Строгино»?

С. ТЕПЛОВ: У нас сейчас порядка 66 компаний. Большая половина, естественно, из них находится в бизнес-инкубаторе. Структурно мы состоим из 3 частей, сервисы, которые представляют наши партнёрские компании. Это инкубатор – наверное, самая важная часть для начала бизнеса и для его развития. И это сам технопарк. Тоже серьезный элемент нашей структуры, потому что мы обладаем, я считаю, достаточно уникальными возможностями в этом плане.

А. КНЯЗЕВА: Вы упомянули, что одна из важных частей вашего технопарка – бизнес-инкубатор. Поподробнее, пожалуйста, об этом.

С. ТЕПЛОВ: В бизнес-инкубаторе действуют правила, которые установлены федеральным законодательством, от которых мы ни в коем случае не отходим. Во-первых, это сервис для стартапов. Если вы хотите открыть свой бизнес, если вы не знаете, как вам регистрировать компанию, если вы знаете, как регистрировать компанию, но понимаете, что ваша компания должна развиваться по каким-то определенным шагам, то, как показывает практика, то наш бизнес-инкубатор в технопарке «Строгино» является одним из самых удачных мест для начала бизнеса.

А. КНЯЗЕВА: А почему?

С. ТЕПЛОВ: Компания получает там в аренду помещения, во-первых, по льготной ставке. Только для начинающих предпринимателей этот инкубатор. И размещаться там компания может не более 3 лет. При этом ставка аренды прогрессирующая. Помещение, которое получает компания, оснащено всей необходимой мебелью, оргтехникой, подключено ко всем необходимым сервисам. То есть полная минимизация всех расходов именно на начальном этапе развития бизнеса. Более того, компания получает огромное количество сервисов всевозможных. И это, наверное, даже важнее, чем та аренда, которую мы можем предложить. Это сервисы и те, которые предоставляют компании, которые у нас размещены в сервисной зоне. И прежде всего это сервисы, которые представляет именно команда технопарка «Строгино», потому что наши сотрудники берут на себя достаточно большой объем этих сопутствующих всевозможных забот, которые возникают у предпринимателя на первых шагах его деятельности, на этапах развития стартапа, которые существенно облегчают жизнь и помогают развивать этот стартап. Большой объем у нас идет информационной поддержки, консультационной поддержки, продвижение, маркетинг. Мы активно участвуем в выставках с нашими проектами. Мы работаем с выставочными операторами с той целью, чтобы наши резиденты имели возможность участвовать в выставках, потому что выставочная деятельность достаточно затратна.

А. КНЯЗЕВА: Безусловно, это важно, ведь многим стартапам предстоит превратиться в настоящий бизнес-проект. И для этого нужны инвесторы. А с какими площадками вы работаете: Москва, регионы?

С. ТЕПЛОВ: Это в основном Москва, естественно. Это и Экспоецнтр ,и Крокус.

А. КНЯЗЕВА: А можно говорить о каком-то естественном отборе? Какое количество компаний выбывает из бизнеса?

С. ТЕПЛОВ: Через технопарк и инкубатор у нас за время нашей работы, уже порядка 5 лет прошло, больше 30 компаний. И выживаемость этих компаний – в районе 60%. Это очень серьезный показатель, потому что мы активно работаем с коллегами из США на том поле, мы с ними сотрудничаем достаточно серьезно, являемся членами международной ассоциации бизнес-инкубаторов. Это нормальный, хороший показатель среднемировой.

А. КНЯЗЕВА: А какие отраслевые приоритеты у технопарка «Строгино»? Кого к себе пускаете?

С. ТЕПЛОВ: Правительством Москвы, Департаментом науки и промышленности нам определена отраслевая направленность. Это именно все технологии, в которых так или иначе есть инновация. Мы пытаемся найти все прорывные проекты, у которых есть достаточно большой потенциал, есть серьезная команда, есть хорошие шансы для успешного выхода на рынок.

А. КНЯЗЕВА: А кто отбирает проекты? Вы справляетесь собственными силами или каких-то экспертов приглашаете?

С. ТЕПЛОВ: Естественно, мы не семи пядей во лбу, откровенно говоря. Мы умеем управлять, конечно, мы имеем достаточно большой набор компетенций для отбора проектов, но, тем не менее, основную роль в отборе проектов играет экспертный совет. Экспертный совет – абсолютно общественная единица. Она не подконтрольна, неподотчетная никому: ни нам как администрации технопарка, ни каким-то органам исполнительной власти. Это люди, которые в добровольном порядке изъявили желание участвовать и оказывать свою консультационную и менторскую поддержку технопарку и его резидентам. В экспертный совет у нас входят бизнес-ангелы, представители венчурных компаний, крупные бизнесмены, ученые обязательно, потому что есть проекты, где компетенция нужна именно научная. Простой пример – проект из области медицины, где вы, при всем уважении, не можете иметь больших знаний. И, естественно, мы привлекаем именно отраслевых экспертов. Более того, экспертный совет для стартапа именно играет, на мой взгляд, очень большую роль, потому что презентация на экспертном совете для многих – вообще первый опыт презентации как таковой. Во-вторых, для многих это первый опыт презентации перед инвесторами. И, в третьих, естественно, это вообще возможность найти этого инвестора, порой. Что у нас и происходило. Когда люди презентуют проект, кто-то из наших членов экспертного совета берет менторство над этим проектом и потом еще и дает им денег на его развитие. Было и такое. Я считаю, это вообще уникальная вещь, уникальный случай, когда стартап имеет возможность получить в одном месте достаточно много и сразу.

А. КНЯЗЕВА: А какие-нибудь примеры можете привести конкретных проектов и конкретных компаний?

С. ТЕПЛОВ: Конечно. Есть интересная очень компания «Сити-м». Это компания, которая занимается поставкой интернет-контента для конечного потребителя. Причем, почти все СМИ крупные наши российские с ними работают, потому что в регионы через интернет доставлять контент достаточно непросто. У нас, к сожалению, не сильно развита сеть интернет. И скорости там достаточно малые. Вот эти технологии позволяют повышать эту скорость и доставлять контент в хорошем качестве. Второй, наверное, прорывной проект – LinguaLeo. Проект стартовал в наших стенах, у нас вырос, получал первые свои инвестиции. Есть один учредитель – Айнур Абдулнасыров . Он придумал этот проект, собрал некую команду, у нас, причем. На стартап-уикенде. И сейчас они уже третий год у нас размещаются. Сейчас у них в команде 80 человек. Команда получила большие инвестиции от крупного фонда, там больше 3 млн долларов. Иностранные языки. Вы можете либо через браузер, либо через свое мобильное портативное устройство изучать язык. Сейчас у них больше трех миллионов клиентов. Сейчас они активно свой проект продвигают в Бразилии.

А. КНЯЗЕВА: Вообще-то деятельность технопарков в Москве регулирует 22-й закон. На ваш взгляд, работает ли он на практике? И что нужно сделать, чтоб увеличить число резидентов?

С. ТЕПЛОВ: Одна из наших стратегических целей, которая установлена нам Правительством Москвы, — создание рабочих мест и уплата налогов в бюджет. Если к нам пришел один человек и через 2,5 года он создал уже 80 рабочих мест – разве это не есть показатель того, что мы выполняем свою функцию? Наверное, основная цель этого закона – создать условия для возникновения государственного частного партнёрства именно в создании развитии технопарков, индустриальных парков и технолполисов. Ситуация в Москве именно с имуществом достаточно тяжелая. Вот этот закон, на мой взгляд, создает серьезные предпосылки для того, чтобы именно частные инвесторы создавали такие вот объекты инфраструктуры, как мы. Мировая практика показывает, что и государственные, и частные технопарки, и бизнес-инкубаторы очень даже успешны. Мы получаем налоговые льготы. Но еще важнее, что эти налоговые льготы могут получить наши резиденты. Льготы по налогу на прибыль, например, в размере 4,5%, льгота по налогу на имущество для этих резидентов. Это для них достаточно существенно. Это возможность сократить свои издержки и повысить свои шансы на выживаемость. Через этот закон значительно облегчены процедуры в получении государственных субсидий на рефинансирование, ставки по кредиту и лизинговых платежей. Для компаний, которые занимаются производством продукции, то, чего у нас в России с нашей сырьевой направленностью экономики очень не хватает, это очень серьезное подспорье.

А. КНЯЗЕВА: Ощущаете ли вы какую-то помощь, плечо государства, есть ли какие-то проблемы, как они решаются?

С. ТЕПЛОВ: У нас достаточно давно существовала проблема: недостаток электрических мощностей. Компании, которые размещают у нас оборудование, оно потребляет много энергии, и электричество им было просто необходимо. С помощью Департамента науки и промышленной политики мы смогли достаточно хорошо продвинуться в этом вопросе. И с энергепоставляющими компаниями мы сейчас закрываем этот вопрос, мы практически 1 МВт мощности себе подключаем еще. Именно в этом году у нас достаточно серьезно сдвинулся рост. Это недостаток площадей. В Москве с производственными площадками как раз большая проблема. Особенно с чистыми, качественными площадками. Если вы хотите производить медицинскую технику, у нас на территории технопарка большое количество производителей именно медицинской техники, им бывший завод, который разваливается, не подойдет совершенно. Им нужны достаточно хорошие инфраструктурные возможности. И вот эти возможности есть. Мы не можем удовлетворить больше 70% заявок, которые к нам поступают. Представляете? Соответственно, компании, которые у нас размещены и в инкубаторе, и в технопарке, будут расти. У нас конкурс около 10 компаний на 1 помещение, как только у нас вдруг что-то освобождается в технопарке. И вот с помощью Департамента науки и промышленной политики мы в этом году все-таки сдвинули с мертвой точки вопрос о том, что есть возможность расшириться. Туда, где мы можем разместить лаборатории, туда, где мы можем разместить чистые комнаты, там, где мы можем вообще производство какое-то размещать, чтобы резидентам из инкубатора было куда расти. Хотелось бы это видеть не как опытный образец, когда они выходят из инкубатора, а уже хороший промышленный бизнес. Мы в итоге свою площадь при поддержке нашего Департамента имеем возможность увеличить практически вдвое.

А. КНЯЗЕВА: Генеральный директор технопарка «Строгино» Сергей Теплов был гостей программы «Москва. Территория бизнеса». И теперь мы узнаем, в чем отличие создаваемых в Москве технопарков от технополисов. На этот вопрос отвечает первый замруководителя Департамента науки промышленной политики и предпринимательства Москвы Михаил Анн.

М. АНН: Мы ведем сейчас работу по созданию технополисов и технопарков, индустриальных парков. Зачастую понятия пока путаются. Технопарк – по сути дела офис с ограниченным видом использования, где малые компании могут начинать свою деятельность, кооперируясь в тех или иных отраслях и получают определенные виды услуг поддержки как базовых (будь то кафетерии, какие-то программы совместные, какие-то обучающие программы, будь то конгрессно-выставочные центры). И продолжая умными сервисами, такими, как фаблабы, центр прототипирования, различные специализированные программы акселерации, помощи в продвижении собственных проектов, финансирование, допфинансирование. Технополисы – большие объекты, большие проекты, которые призваны создать всю цепочку от инкубатора технопарка, от идеи, до инкубирования их, взращивания в технопарке и потом до массового производства. По сути дела, это комбинация между промышленным парком, индустриальным парком и технопарком.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире