Я. РОЗОВА – Меня зовут Яна Розова. Здравствуйте. На «Эхе» продолжается цикл передач, посвящённый поддержке малого и среднего предпринимательства. Сегодня мой гость – генеральный директор компании «Сервисторг» Сергей Мурашкин.

С. МУРАШКИН – Здравствуйте.

«ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ»

Сергей Мурашкин, 40 лет. Закончил Государственную академию управления и Институт государственного и муниципального управления по специальности «Менеджмент организации». 12 лет назад создал собственный небольшой бизнес, превратив его уже через три года в одного из крупнейших операторов по поставке межкомнатных дверей – «Сервисторг»; активно занимается благотворительностью.

Я. РОЗОВА – Почему вы выбрали именно такую сферу деятельности для своей компании?

С. МУРАШКИН – Мне всегда нравилось заниматься продажами, иметь магазины, что-то такое подобное. Хотелось, наверное, может быть, так громко сказать, делать что-то доброе для людей и быть заметным и нужным для людей, потому что всё равно ты продаёшь услуги, неважно какие – двери ты продаёшь на сегодняшний день, торты доставляешь ты по адресу, неважно, самое главное – ты делаешь услуги, и о тебе помнят люди.

Я. РОЗОВА – А с какими ошибками вы столкнулись? Каких бы сегодня уже точно не допустили или избежали?

С. МУРАШКИН – Это отношение к тому, чем ты занимаешься, в первую очередь. Не надо ждать какого-то волшебника, который придёт, за тебя что-то сделает. Надо очень много делать самому. Тогда этот бизнес воспринимался как игра. Вообще в понимании своём у нас бизнеса вообще нет как такового, у нас нет соседа Джона, который 30 лет уже существует на рынке и расскажет, как ты стал богатым, как ты можешь этим управлять. Отсюда у нас берутся покупки яхт по 20 метров и так далее. Не знают, что с этим делать реально.

Я. РОЗОВА – Легко вы заработали первые деньги?

С. МУРАШКИН – Первые – да. Потом, уже когда второй-третий год начался вообще интенсивный рост в сфере деятельности, российский бизнес стал умнее, очень быстро прогрессировать, там стало уже сложнее. Люди стали вводить правила по обязательствам в партнёрстве, люди начали понимать, что такое долгосрочные отношения, они стали более ценить. Поэтому здесь нужно было что-то доказывать людям уже, приходилось держать обязательства и нести за них ответственность.

Я. РОЗОВА – Вообще надо учиться тем, кто хочет стать бизнесменом, или всё-таки опыт – это единственное, что может сделать из тебя предпринимателя?

С. МУРАШКИН – Учиться надо. И я постоянно присутствую на семинарах генерального директора, не менее 6-8 раз проводят их западные коллеги, проводят их и российские коллеги. Знаете, недавно пересёкся финансовый директор «Газпромнефти» Урусов Алексей, и ему был задан вопрос из аудитории – откуда у вас всё это, откуда вы всё это знаете? Он просто сказал – читаю много, общаюсь с такими же, как и вы, хожу на такие же семинары. Всё равно у всех бизнес разный, свой, потому что мы люди разные. Одинакового бизнеса нет. Но что-то хорошее можно привить и доработать всегда.

«СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ»

Я. РОЗОВА – Как сделать так, чтобы бизнес был успешным? Это же, по-моему, волнует и беспокоит всех.

С. МУРАШКИН – Здесь надо понимать, во-первых, твоё это или нет. Нужно прекрасно ставить перед собой цель: идёшь к ней и попытаться не свернуть. Потому что ты свернёшь – потеряешь время, потеряешь деньги, это 100%. И в момент, когда ты упираешься во что-то, не понимаешь, не надо стесняться спросить кого-то, привлечь кого-то и потратить на это деньги. Это поможет всегда. Потому что иногда ты не понимаешь, где твоя ошибка, ты её не найдёшь.

Я. РОЗОВА – Надо же ещё знать, кого спросить.

С. МУРАШКИН – Да, здесь тоже немаловажно, поэтому здесь можно ошибиться. Советы дают все. Но быть избирательным здесь, к сожалению, тут…

Я. РОЗОВА – Что, здесь только интуиция может помочь?

С. МУРАШКИН – Без интуиция никак. Я не знаю ни одного крупного бизнесмена, который добился, который среди моих знакомых, человека, лишённого интуиции. Не бывает такого.

Я. РОЗОВА – Какие главные качества предпринимателя вы могли бы перечислить?

С. МУРАШКИН – Усердие, обязательно должны быть амбиции, они должны быть здоровыми, порядочность обязательно должна быть, ну, и, наверное, это тяга к людям, она очень важна в этот момент.

«О КОМПАНИИ»

Компания «Сервисторг» была зарегистрирована 9 лет назад. Сегодня в её штате 250 человек. География продаж – вся территория России и СНГ. Ежегодный оборот сети, а это более 35 магазинов – 500 тысяч дверей. Является членом Торгово-промышленной палаты, лауреатом и участником международных и российских выставок.

Я. РОЗОВА – 12 лет назад, когда вы основали компанию, какие задачи вы перед собой тогда поставили?

С. МУРАШКИН – Тогда задачи были скромны. Это было как средством, чтобы прожить. Мы, знаете, занимались всем. Потом появились партнёры вокруг нашего бизнеса, они стали мне интересны. И они занимались дверями в плане поставок, производители мы заключили договора на более объёмные цифры, и у нас стало получаться совместно.

Я. РОЗОВА – Тогда разве не было такой серьёзной жесткой конкуренции в этой сфере бизнеса?

С. МУРАШКИН – Она тогда была, но, так скажем, она не была настолько серьёзной, как сейчас. Тогда, может быть, я, скажем так, сентиментален, тогда люди были добрее, люди всё-таки помогали. Потому что даже если брать магазин, который стоял через улицу, тоже магазин, занимался тем же самым, мы всегда обменивались информацией, мы всегда подсказывали, помогали, взаимовыручка была. Сейчас этого нет.

«О БИЗНЕСЕ»

Я. РОЗОВА – Я знаю, что очень многие ваши конкуренты пришли к выводу, что необходимо создавать собственное производство.

С. МУРАШКИН – У нас были собственные производства. Но мало кто из производственников занимается розницей, потому что розница сама по себе – это очень тяжёлый труд. Она такая же ежедневная, она с пониманием проблем, почему у нас не происходят продажи, почему они упали, с чем это связано, с тем, что у нас народ не получает вовремя заработную плату, что нужно вовремя сменить нам, допустим, ассортимент, сделать его более дорогим. Допустим, сейчас средний класс сместился в сторону эконом-класса, а богатые люди остались, они в своей прослойке никуда не двигаются, поэтому происходят резкие рокировки, смена поставщиков и смена витрин. Вовремя проведение каких-то акций.

Соответственно, если мы предоставляем услуги по установке, врезке, замены брака, клиентская база, это каждый день общение, которое проходит, где выходят на тебя люди со своими проблемами, розница, всё-таки если на производителя выходит мы с вами, допустим, вдвоём либо втроём, такое возможно, у него больше никого нет, и он никого не знает и живёт шикарно, потому что я не от одного производителя услышал о том, что когда-то он сделал ошибку, что он залез сюда.

Когда к нему каждый начал приходить со своей бедой – с наличником, с гвоздиком, с палочкой, подрезать надо, он смотрит на них – он понять ничего не может. А есть люди, которые были буфером, и они всё это отсекали.

Я. РОЗОВА – А почему вы всё-таки отказались от производства?

С. МУРАШКИН – Это не моё. Я знаю людей, которые производственники, они купили станок, они его поставили, он включил его, облился маслом и он доволен. Вот это надо любить, в это надо вникать.

«НА ЗАМЕТКУ»

Я. РОЗОВА – Я знаю, что город сегодня предлагает самые разные программы поддержки малого и среднего бизнеса, и вы одной из них воспользовались. Что это за программа и от кого вы о ней узнали?

С. МУРАШКИН — Первый, кто нас туда привёл, это был Банк Москвы. Когда Банк Москвы сказал, что есть такая структура, которая готова помочь на начальном этапе, когда вы молодые, неопытные, вам нужны деньги на бизнес, и мы видим, что да, он реален, и вам можно выдавать деньги, но вам нечем предоставить залог, то есть такой Фонд содействия. И мы это сделали, обратились туда, собрали документы. Это сработало. Они за нас поручились. У нас тогда были небольшие деньги, сейчас не помню, какая даже сумма, на тот момент она была смешная, может быть, 1 миллион рублей. На тот момент для нас это было существенно, и мы не могли на тот момент даже тогда залоги предоставить банку, чтобы на развитие бизнеса получить деньги. И вот тогда Фонд содействия по сути явился для нас тем трамплином и толчком дальнейшей работе.

Мало того, тогда в те времена за поручительство мы должны были в этот фонд содействия… должны были оплатить им деньги, комиссию за то, что они за нас поручились. И первые два раза они нам возвращали деньги. Потому что на первые две сделки компания или предприниматель имеет право подать на возврат частичного в комиссию. В дальнейшем уже ты оплачиваешь 100%. Это у них до сих пор и действует.

Я. РОЗОВА – А как часто вы пользовались подобного рода поддержками города?

С. МУРАШКИН – Да до сих пор. У нас есть кредиты, которые до сих пор обслуживаются.

Я. РОЗОВА – Почему люди по-прежнему опасаются обращаться за помощью к государству?

С. МУРАШКИН – Не верят.

Я. РОЗОВА – Как переубедить, или вообще нужно ли переубеждать?

С. МУРАШКИН – Надо переубеждать. Город на самом деле… в нём очень много программ, у города Москвы. Бояться точно не стоит. 100%. Просто здесь нужно упорство, и всё. Конечно, может быть, с первого раза у тебя, может быть, не получится. Ничего страшного. Ещё раз тогда зайти, второй, третий – не откажут.

Я. РОЗОВА – Какие ещё советы начинающим предпринимателям, имея уже такой опыт за плечами, вы могли бы дать?

С. МУРАШКИН – Верить в себя – это главное. Не отступать от намеченных целей, ещё раз повторюсь. Это очень важно. Не надо бояться, не надо быть закрытым. Вообще это закон бизнеса. Умение общаться, связи.

Я. РОЗОВА – Это был Сергей Мурашкин, генеральный директор компании «Сервисторг».

«ДЛЯ СПРАВКИ»

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы был создан 7 лет назад при столичном департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства. В конце прошлого года его капитализация составила 7 миллиардов рублей. Основная задача – помощь предпринимателям при получении кредитов в случае нехватки залога.

Я. РОЗОВА — Подробнее об этом исполнительный директор фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Алексей Ермолаев.

А. ЕРМОЛАЕВ – Предприниматели, как правило, без внешнего финансирования обойтись не могут. Самый простой вариант, самый распространённый – это получение банковского кредита. Для того чтобы получить кредит, необходимо обеспечение – транспорт, все основные средства, станки, недвижимость, и прочее, прочее, прочее. Как правило, у малых и средних предприятий большинства из них нет. То есть есть товар в обороте, тот товар, который торгуется. Производственных полегче, с одной стороны, ну, и, как правило, кстати, производственные предприятия и не так часто нас привлекают, потому что производственным предприятиям есть, что дать в залог и без нас. Ведь наш главный принцип – это в том, чтобы излишне не перегружать предпринимателя. То есть если ему наша поддержка не нужна, мы не навязываемся, потому что это всё-таки определённые какие-то расходы, наше вознаграждение за предоставление поручительства, это какие-то трудозатраты на общение, пусть и минимальное, с нами, подготовка каких-то документов.

Я. РОЗОВА – То есть вы выступаете поручителем вместо…

А. ЕРМОЛАЕВ – Не вместо, а вместе. Я как раз начал говорить, что не хватает обеспечения, именно не хватает – и тогда приходим на помощь мы. То есть есть определённая доля у предпринимателя того залога или того обеспечения, если правильно говорить, который покрывает кредит, но не хватает на всё. В этом случае мы предоставляем своё поручительство, в результате чего предприниматель имеет возможность получить кредит в принципе, потому что без нас он бы этот кредит не получил.

И второе – либо он его получил, но в объёме гораздо меньшем, чем ему требуется. Не всегда предпринимателю нужно просто взять каких-то денег и работать. То есть если есть определённый проект, он рассчитывает, какое финансирование ему нужно. Соответственно, если ему необходимо три миллиона, в общем, полтора миллиона его не устроит. Поэтому здесь заключается наша поддержка. Если уж получаешь, то столько, сколько нужно.

Я. РОЗОВА – Какой размер вознаграждения получает фонд за предоставленные услуги?

А. ЕРМОЛАЕВ – Размер нашего вознаграждения – это 1,75 годовых от суммы поручительства. То есть не от суммы кредита, а объём поручительства, который мы предоставляем – это 50% от суммы кредита и процентов за пользование кредитом, но не свыше 30 миллионов. Это в обычном порядке. Сюда как раз подпадают торговые предприятия. Есть приоритетные сферы деятельности, которые определило правительство Москвы – производство, это инновации, это здравоохранение, это образование, это сфера услуг. Вот, для этих предпринимателей у нас повышенный объём как в относительной, так и в абсолютной величине поручительства.

Допустим, если мы говорим про здравоохранение, то это 60% от суммы кредита и процентов за пользованием кредитом, и не свыше 50 миллионов. Таким образом, мы за приоритеты поручаемся в большем объеме, соответственно, более легко получить кредит под наше поручительство, чем торговле.

Я. РОЗОВА – И программа работает на протяжении всего года?

А. ЕРМОЛАЕВ – Да, она работает на протяжении всего года. Я бы даже сказал – она работает на протяжении всех семи лет.

Я. РОЗОВА – Вот эти 1,75% — они идут в фонд?

А. ЕРМОЛАЕВ – Они идут в фонд, и как раз вот эти деньги идут на содержание фонда – зарплата, аренда и так далее, плюс эти деньги идут на капитализацию гарантийного капитала, то есть часть этих денег идёт на увеличение гарантийного капитала.

Я. РОЗОВА – Это был Алексей Ермолаев, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире