А. КНЯЗЕВА – Добрый день. У микрофона Анна Князева. Я приветствую в нашей студии гостя. Сергей Павлович Крюков, председатель правления МСП-банка.

С. КРЮКОВ – Здравствуйте.

«ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ».

Сергей Павлович Крюков, 53 года. Родился в Москве. С отличием закончил Московский финансовый институт по специальности «Финансы и кредит». Прошёл службу в армии. В банковской сфере с 1986 года. Профессиональный путь начал в Банке внешнеэкономической деятельности СССР. С 2006 года – председатель правления Российского банка развития, который в 2011 году был переименован в МСП-банк.

«ДЛЯ СПРАВКИ».

Приоритетное направление деятельности МСП-банка – реализация госпрограммы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства через уполномоченные банки-партнёры и организации инфраструктуры. Банк финансирует проекты МСП, связанные с внедрением инноваций и модернизации.

Почти 2700 малых и средних предприятий Москвы получили поддержку МСП-банка на сумму свыше 58 миллиардов рублей.

А. КНЯЗЕВА – В наших программах мы обсуждаем всевозможные формы поддержки малого и среднего бизнеса в Москве. Что делает в этом плане ваш банк?

С. КРЮКОВ – Москва по многим параметрам на особом счету, и по нашей программе так же. Регион входит в пять крупнейших по объёму средств, направленных по программе, и также лучших и наиболее активных участников по всем направлениям работы. Это банки-партнёры и организации инфраструктуры поддержки, IT-парки, промпарки. Таких площадок в Москве много, и они продолжают развиваться. И мы тоже пытаемся найти здесь точки соприкосновения, с тем чтобы помочь в финансировании такого рода объектов. В основном это, конечно, складывается по двухуровневой системе поддержка через банки-партнёры, таковых 45, и организации инфраструктуры, то есть это лизинг, микрофинансирование, фонд поддержки. И в общей сложности таких партнёров около 50.

Регион всегда притягивал и финансовые ресурсы, и наши лучшие мозги. Поэтому в направлении поддержки инновационно, модернизационного и производственного малого и среднего бизнеса неудивительно, что регион находится на вершине рейтинга, что называется.

А. КНЯЗЕВА – Я хочу сделать важное уточнение для нашей аудитории. МСП-банк – это государственная инфраструктура, это институт развития, именно поэтому ваш банк, наверное, можно смело назвать опорным банком в этой системе кредитования.

С. КРЮКОВ – По финансовой поддержке – да. Это именно наш канал. То есть это госкорпорация «Внешэкономбанк». И мы, МСП-банк, которому поручена эта работа именно в рамках государственной программы предпринимательства. Учитывая финансовый, научный потенциал этого региона, у нас здесь достаточно хорошо выглядят цифры, скажем, по структуре портфеля. Мы последние годы начали трансформацию программы в сторону именно неторгового производственного, инновационного, модернизационного бизнеса. И эта доля в целом по рынку МСП достаточно маленькая, если в целом по России посмотреть. Варьируется от 3 до 7, менее 10%. Наша задача – всячески выращивать этот сегмент, и доля кредитного портфеля, ориентируемого именно на таких предпринимателей, у нас постоянно растёт.

Так вот, если мы возьмём портфель программы по Москве, общая цифра уже перевалила за 11 миллиардов за последние вот эти годы реализации программы, и там у нас модернизационные проекты почти 60%.

А. КНЯЗЕВА – Это, наверное, всё-таки понятно. Особые экономические зоны создаются, и технопарки, технополисы. И Москва действительно делает ставку на инновационность. Но здесь же есть немало рисков, потому что это, в общем-то, длинные деньги должны быть.

С. КРЮКОВ – Да, это длинные деньги. Под них наша программа финансирования инноваций, модернизаций для предпринимательства подразумевала, и, собственно, мы перешли на эти продукты удлинения до 7 лет. Точечные отдельные сделки всё-таки пока. Но в целом фондирование банков уже более 2 лет идёт на сроки 5 лет. Мы работаем с тем сегментом, который рынку не очень интересен в силу длинных сроков, непонятных перспектив, высоких рисков, отсутствия залогов и так далее, и так далее. Но именно такие предприниматели нам интересны и именно с ними сейчас сосредоточена работа по программе.

Как я сказал, общий портфель по Москве – это 60% модернизационные проект, и тот сегмент, который наиболее востребован нами, но, к сожалению, не поддерживается рынком инновационным – он пока около 7%. Это мало. Но 7% по Москве – это всё-таки выше, чем в среднем по России, то есть этот регион отличается тем, что здесь такого рода проектов больше. И они, в общем, из разных сфер. Это и лазерная техника, это и медицина. Скажем, работа по профилактике онкологических заболеваний. Это средства коммуникации, связи с российскими железными дорогами. Есть такой проект, который подразумевает внедрение систем, которые информируют о всех отклонениях в работе железнодорожной системы. Плюс спутниковая связь и экстренная связь с различными службами в случае необходимости.

А. КНЯЗЕВА – Кто вообще в Москве бизнесом занимается, среднестатистический портрет?

С. КРЮКОВ – В основном это, может быть, не молодёжь, но достаточно молодые люди, возраст 35 плюс-минус, очень амбициозные в плане реализации вот этих своих идей, и это создаёт достаточно хорошую перспективу для той нашей молодёжи, которая сейчас получает очень хороший, высокий уровень образования. И они просто мечутся в поисках интересных рабочих мест, которых, к сожалению, у нас пока мало.

И то, что было объявлено государством как одна из главных задач – создание новых современных рабочих мест, именно вот это направление предпринимательства закрывает этот вопрос. И именно они дают возможность таким же молодым людям реализовать себя, приложить свои знания и умения. Их, конечно, отличает вера в то, что они делают. Это немаловажно, во-первых, с точки зрения банка минимум 15% всё-таки собственных средств должно быть вложено в проект, и тут надо обладать очень большой смелостью, решиться на это, такие люди есть. Москва – средоточие и научных учреждений, и образовательных учреждений.

Мне кажется, сейчас Департамент поддержки предпринимательства делает очень правильное дело, создавая такие, можно их даже кластерами назвать, когда при образовательных учреждениях или при каких-то перспективных предприятиях создаётся возможность для организации малого и среднего бизнеса.

И поддержка именно этой молодёжи, таких предпринимателей даст возможность на их примере показать, что не всё безнадёжно в этом деле, не надо бояться слов «инновация», «модернизация». Можно самореализоваться в этом направлении. Можно приложить и свои силы, и своих друзей и знакомых.

Зачастую бывает так, что эти фирмы как раз начинаются именно с друзей и знакомых, а потом уже, если всё удачно складывается, и выходим на коммерциализацию проектов, всё-таки более широкое кредитование, то, конечно же, речь идёт и о создании мест для наёмных работников, уже выход на рынок труда.

Может быть, для Москвы это не такая острая проблема, как она стоит, скажем, в регионах, я имею в виду безработица, занятость, самозанятость населения, но, тем не менее, я считаю очень важным показать вот этот пример и отработать на регионах-лидерах механизмы такой поддержки, которые в значительной степени, мне кажется, зависят от объединения различных усилий государства по разным направлениям поддержки.

Объединить их на тех узких нишах, которые требуют такой скрупулёзной работы и уже потом тиражировать это в других регионах. Поскольку в Москве это очень хорошо идёт, поскольку есть заинтересованность администрации города, и специальные структуры на это работают, и они проводят, мне кажется, сходную нашей работу – давайте попробуем так, эту схему попробуем. Именно так и должен работать институт развития и так должны работать структуры поддержки бизнеса, потому что, собственно, бизнес – он потому и инновационный, он делает то, чего до него не делали. И те структуры государства, которые работают с таким бизнесом, они должны точно такие же меры применять. Нельзя к инновационному бизнесу применять какие-то кем-то когда-то разработанные схемы. Эти схемы должны строиться под него.

Именно поэтому мы сейчас находимся на ответственном этапе трансформации нашей программы, мы считаем, что программа хорошо работала и в кризисные, и в послекризисные годы. Меры государства тоже должны быть где-то инновационными, они должны отличаться от того, что было вчера, внедрять какие-то новые инструменты, скажем, гарантийная поддержка.

А. КНЯЗЕВА – А вы работаете с Фондом гарантийной поддержки?

С. КРЮКОВ – С Фондом гарантийной поддержки Москвы мы работаем, у нас очень хорошие примеры взаимодействия. И мы их используем, в частности, на таких сегментах, как микрофинансирование, кредитные кооперативы, то есть, опять же, те формы, которые не имеют массового развития, но они очень хороши для начальных форм предпринимательства. Предприниматель вырастает уже в более серьёзного заёмщика и становится интересен банкам для различного рода кредитов. Но пока он до этого ещё не созрел, можно и другие формы попробовать.

Мне кажется, что построение мер государственной поддержки на нынешнем этапе должно строиться от предпринимателя. Вот, есть старт-ап начальный. Может быть, как раз здесь оставить грантовую поддержку предпринимателям начинающим, но не всем, а тем, кто, скажем, прошёл какой-то образовательный минимум. Протестировать себя и понять, я готов заниматься предпринимательством ил нет. Многие считают, что они готовы. Но когда проходят начальные курсы, и, к счастью, есть такие…

А. КНЯЗЕВА – В том числе московский департамент науки, промышленной политики и предпринимательства.

С. КРЮКОВ – Очень правильный подход, потому что надо как можно большему количеству людей себя в этом попробовать. Кто отсеется – вот тем можно оказать грантовую начальную поддержку. Потом на следующем этапе тоже произойдёт отсев, и таким образом этот предпринимательский лифт приведёт предпринимателя уже в банки на кредитную поддержку, которая сопутствует уже более высокому уровню развития предпринимательства.

А. КНЯЗЕВА – Ну что ж, я благодарю председателя правления МСП-банка Сергея Павловича Крюкова за то, что сегодня он стал гостем программы «Москва. Территория бизнеса». Спасибо.

С. КРЮКОВ – Спасибо.

А. КНЯЗЕВА – Ну а теперь самое время узнать о других мерах поддержки, которую оказывает город малым и средним предпринимателям в Москве. Руководитель агентства «Малый бизнес Москвы» Дмитрий Молчанов подробнее расскажет о том, как можно поучаствовать в системе госзакупок для города.

Д. МОЛЧАНОВ – Единый центр госзаказа работает ежедневно, кроме выходных. Записаться можно и по телефону нашего контакт-центра, по e-mail, через Facebook, Twitter и так далее. То есть вся информация для этого есть на нашем сайте mbm.ru. Вы можете придти на обучающие программы в наш Единый центр госзаказа, можете индивидуально поработать с нашими специалистами по тому, каким образом лучше подобрать себе процедуру. Сложно именно найти в огромном количестве заказов то, что подходит именно тебе. Более того, мы можем специально для вас сделать адресную рассылку. Каждый день новые торги, которые подходят для продукции, которую вы производите, будут вам просто на электронную почту сыпаться, и ради Бога, выбирайте и принимайте участие.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире