Эксклюзив Эха 18:38, 02 июля 2009

Правительство России внесло в  Госдуму законопроект, по которому иностранные граждане, приезжающие в Россию работать преподавателями, должны будут получать разрешение на работу в нашей стране

Ранее, напомним, в отношении этой категории иностранных граждан действовало исключение. Положительный отзыв на этот законопроект составила Мосгордума. Главная причина ужесточения законодательства в отношении приезжих преподавателей – участившиеся случаи разжигания межнациональной розни, насаждение идеологии экстремизма, а также низкий уровень квалификации многих трудовых мигрантов. Об этом «Эхо Москвы» рассказала зампред Комиссии Мосгордумы по науке и образованию Татьяна Потяева.
«Речь идет о внесении изменений в федеральный закон «О положении иностранных граждан в РФ», — рассказала она. — Суть сводится к тому, что согласно данному законопроекту, все иностранцы, которые будут приезжать на работу в качестве преподавателей, должны будут проходить обычную процедуру получения разрешения на работу». Ранее для работы в РФ им требовалась только рабочая виза. Эти изменения, по словам Т.Потяевой, не распространяются на тех преподавателей, «которые будут приезжать в соответствии с двусторонними и многосторонними договоренностями по совершенствованию системы образования между РФ и другими государствами». По словам Т.Потяевой, внесение таких изменений потребовалось в связи с в тем, что «в последнее время стало приезжать много преподавателей, которые не имеют достаточной профессиональной подготовки, не имеют рекомендательных писем и работая с нашими студентами занимаются не только преподавательской работой, но и участвуют в некоторых других негативных вещах, как, например, разжигание национальной розни». «Чтобы улучшить качественный состав тех преподавателей, которые будут приезжать на работу и предполагается ввести эту процедуру», — сказал Т.Потяева. По ее словам, для получения разрешения на работу преподавателям-иностранцам «нужно будет представить определенный перечень документов: в первую очередь, подтверждение профессиональной грамотности данного педагога, и рекомендацию того, что он может читать лекции». «Мы считаем, что это будет не лишним для того, чтобы преподаватели, приезжающие в Россию, имели определенную степень подтверждения своей квалификации», — заключила Т.Потяева.
Татьяна Потяева отметила, что Россия является участником Болонского процесса и заявила, что полностью поддерживает обмен преподавателями. Однако, по ее словам, ужесточение закона будет не лишним.
С этим согласна и зампред комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина. По ее словам, необходима интеграция образовательных процессов всего мира, но при этом нужно учитывать и вопросы безопасности государства.
«В условиях, когда мы говорим не только об образовательном пространстве РФ, а о том, что оно должно интегрироваться в мировое образовательное пространство, это означает и определенные системы признания аттестатов, и определенные системы признания образовательных программ как российских за рубежом, так и зарубежных у нас», — отметила Л.Духанина. Это, по ее словам, «означает и возможности использования труда преподавателей российских за рубежом, и обратный процесс». «Ведь у нас не возникает вопросов, связанных с обменом студентами, — отметила она. — Но такой процесс, конечно, должен регулироваться с точки зрения безопасности развития и студентов, и развития ситуации в стране». При этом, по словам Л.Духаниной, безопасность она понимает «в широком смысле — в том числе, и безопасность разжигания национальной розни». «Национальная рознь никогда не может служить механизмом прогресса», — отметила она.
Законопроект об ужесточении условий работы в России педагогов-иностранцев не перекрывает возможность им приезжать в Россию, — заявил в эфире «Эхо Москвы» председатель Мосгордумы Владимир Платонов. Вместе с тем он признал, что теперь иностранным преподавателям попасть в Россию будет сложней. Однако, по мнению Платонова, в этом есть и плюс – сократится число некомпетентных учителей, которые хотят работать в России
«Если какому-то учебному заведению нужен специалист, он будет преподавать, и особых проблем не будет», — отметил он. По словам В.Платонова, законопроект, который поддержала сегодня Мосгордума, лишь усложняет процедуру трудоустройства иностранных преподавателей в России. Говоря об основаниях, на которых МГД одобрила эту инициативу, В.Платонов отметил, что речь идет не только о возможном распространении преподавателями иностранцами экстремистской идеологии среди студентов. По его словам, «компетенция тех людей», которых приглашают преподавать в России, нередко «оставляет желать лучшего». «Проблема такая есть — у них нет аттестационных листов, листов, которые гарантируют, что они являются хорошими, уникальными преподавателями», — сказал В.Платонов. Он также не исключил и возможности того, что «в некоторых регионах появлялись люди, которые могли разжигать межнациональную вражду». Кроме того, по словам В.Платонова, «если бы у нас были только государственные вузы, достаточно было бы выпустить инструкцию» по приему на должности преподавателей иностранных граждан, «которую бы все соблюдали». Однако, по словам спикера МГД, в России «огромное количество негосударственных вузов», поэтому и необходимо было принять такой законопроект. В.Платонов отметил, что закон, в который были внесены изменения, «существовал немалое время», и «эта норма появилась в дополнение к действующему законодательству».
Платонов не исключил и того, что уже были случаи, когда иностранные педагоги способствовали разжиганию межнациональной розни среди своих учеников.
Новые правила оформления иностранных граждан на работу в России в качестве преподавателей действительно принесут много сложностей, но отказаться от работы в России иностранных преподавателей это не заставит. Так считает преподавательница французского языка во Французском культурном центре Элизабет Тейро.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире