Эксклюзив Эха 18:05, 19 ноября 2008

Ситуация в Аденском проливе обостряется с каждым днем

Только за сутки захвачены еще два корабля, одновременно стало известно об освобождении торгового судна из Гонконга.
Пираты из Сомали становятся одной из главных проблем мирового сообщества. Именно о таком, мировом, масштабе можно говорить, учитывая то, что почти каждый день СМИ информируют о новых захватах. В этом году сомалийские пираты захватили уже 39 судов, совершив 95 нападений в водах у западного побережья Африки. Пираты до сих пор удерживают до 17 кораблей. В плену находится около 200 человек. И эта цифра растет. За сутки в руках сомалийских пиратов оказались рыболовецкое судно из Таиланда и гонконгский сухогруз. О судьбе моряков, находящихся на борту, ничего неизвестно. Сообщалось и о захвате греческого сухогруза, однако позднее эту информацию опровергли. Кстати, сегодня начались переговоры об освобождении саудовского супертанкера c нефтью общей стоимостью свыше 100 миллионов долларов. По данным южноафриканских СМИ с владельцем танкера «Сириус стар» пираты требуют выкуп в 5 миллионов долларов. Однако официально эта информация не подтверждается. Впрочем, приходят и более оптимистичные сообщения. Так, пираты освободили сегодня захваченное два месяца назад гонконгское судно Great Creation. 25 членов экипажа около 2 месяцев находились в плену. Сегодня же пресса сообщила о том, что индийский военный корабль уничтожил судно, принадлежащее сомалийским пиратам. Корабль «Табар» открыл огонь по пиратскому кораблю после того, как он попыталось пойти на таран. Стоит отметить, что Аденский залив является одним из важнейших торговых морских путей, связывающих Европу и Азию. Ежегодно через него проходят 16000 судов. По данным BBC News, на Аденский залив и Суэцкий канал приходится одна треть мировых перевозок нефти. В свете последних событий известная лондонская страховая компания Lloyd's выпустил на мировой рынок новый вид «пиратских» страховых полисов для судов, следующих через Аденский залив, — на случай захвата команды и требований выкупа. Первая страховка стоит 12 тысяч долларов, вторая — 19 тысяч долларов, сообщает ТАСС. И, по мнению ряда экспертов, Аденский залив превратился сейчас в «военную зону» по уровню опасности для проходящих через него судов. По данным международной судовой палаты, ежесуточно в этом районе Мирового океана находится до 300 судов различных категорий. И сейчас сомалийские пираты атакуют каждое десятое судно. Чтобы как-то взять под контроль ситуацию, некоторые страны направили свои военные суда патрулировать воды Аденского залива. В частности, в этом регионе находится российский сторожевой корабль «Неустрашимый», индийские военные корабли, а также группа ВМС США.

Аденский залив также патрулируют корабли НАТО.
Международное право разрешает применение силы против пиратов, — заявил в нашем эфире президент Ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин — он ссылается на 105-ю статью Конвенции ООН по морскому праву, к которой присоединились 157 стран.
«Международное право разрешает применять силу в отношении пиратов согласно 105-й статье Конвенции ООН по морскому праву», — подчеркнул он, отметив, что к данной Конвенции присоединились «157 стран». Вместе с тем, А.Колодкин отметил, что «борьба с пиратами должна быть жесткой, но только в соответствии с международным правом». «Борьба с пиратством ведется на основе принципа универсальной уголовной юрисдикции. Независимо, к какому государству относится пиратское судно, любое государство вправе арестовать это судно. В соответствии с правом это значит, что военный корабль (который задержал пиратов — ЭМ) должен приять меры, чтобы доставить их в государство, которое должно их судить», — пояснил эксперт. А.Колодкин добавил, что, как правило, таким государством является «государство флага того корабля», на котором находятся пираты, но это необязательное условие. В целях противодействия пиратству, полагает А.Колодкин, необходимо «координировать» международные военные усилия. «Сейчас военно-морские силы разобщены, и только начинают координироваться», — подчеркнул он, отметив совместные усилия России, Франции и США в этом направлении. «Намечается решение Евросоюза о выделении военных кораблей для борьбы с пиратами, а в начале декабря намечается конференция в Найроби, где будет принято решение о принятии радикальных мер по борьбе с пиратством в этих регионах и создании соответствующего органа», — сказал А.Колодкин. Эксперт также не исключает, что действенной мерой могло бы стать эскортирование торговых судов военными силами различных стан. «Естественная охрана торговых судов, на которые возможно нападение, вполне правомерна. Я не сомневаюсь, что это будет организовано», — сказал он и добавил, что данная мера могла бы осуществляться силами стран ЕС, НАТО и РФ — государствами, «заинтересованными в промысловом судоходстве»

Эксперт также считает, что военные суда могли бы эскортировать торговые и это стало бы действенной мерой против пиратов.
Вопрос о борьбе с пиратством в экстренном порядке включен в повестку дня заседания министров обороны НАТО, которое пройдет сегодня в Брюсселе — сообщил британский телеканал Скай-Ньюз.
Удручающее состояние рыболовной отрасли в Сомали, которая была единственным надежным источником пропитания жителей приморских городов этой страны, стала одной из несомненных причин развития там пиратства. Как сообщил сегодня радиоканал британской вещательной корпорации Би-би-си со ссылкой на мнение представителей местного населения в Сомали, траулеры зарубежных стран сегодня вылавливают практически всю рыбу в традиционных для сомалийцев местах ее ловли. Поэтому рыбный промысел перестал приносить местному населению особую выгоду. Пиратская же деятельность в условиях отсутствия попыток ее пресечения со стороны откровенно слабого государства способна приносить несопоставимо большие доходы, чем рыболовство. По данным Международного морского бюро, в нынешнем году сомалийские пираты уже получили в качестве выкупа за захваченные ими суда сумму в 30 млн долларов. Газета же «Дейли телеграф» сегодня напомнила, что в прошлом году сомалийские пираты заработали на выплате им выкупов сумму, эквивалентную 20 млн фунтов стерлингов /или 40 млн долларов по прошлогоднему курсу/. Другое ежедневное издание — «Индепендент» — не склонно считать проблему пиратства знаком нашего времени. Эта газета утверждает, что в этом бандитском бизнесе произошла лишь диверсификация географических направлений: из района побережья Малайзии и Зондского пролива центр пиратства сейчас сместился в Восточную Африку и прежде всего в зону Аденского залива. В последние сутки в этом заливе были захвачены иранский сухогруз и греческое судно. Но главным объектом внимания остается судьба саудовского супер-танкера «Сириус стар», перевозившего 2 млн тонн нефти. По прибытии сегодня в Бейрут министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд призвал к освобождению двух британцев вместе со всеми остальными членами экипажа этого судна. Помимо подданных Соединенного Королевства, это также саудоаравийцы, поляки, хорваты и филиппинцы, всего — 25 человек. Милибэнд сообщил, что военно-морские силы Великобритании в настоящий момент занимаются координацией ответных действий объединенной Европы, направленных на противостояние замыслам пиратов. Глава британского МИД также заявил, что проблема пиратства вокруг Сомали «несет серьезную опасность стабильности /восточноафриканского/ региона». В свою очередь, министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал назвал захват танкера «возмутительным актом» и потребовал глобального ответа мирового сообщества на это преступление.
Пиратство – это вызов для всего международного сообщества и Россия должна участвовать в решении проблемы, но этому мешают трудности в отношениях с Североатлантическим альянсом, — заявил постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин.
НАТО и Евросоюз «должны действовать совместно с Россией» в противодействии морскому пиратству, заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. «Они должны разблокировать все отношения с Россией и договорится с нашими военными о том, как пиратам нанести сокрушительный удар. До тех пор, пока этого не произойдет, можно говорить о победе пиратства», — считает Д.Рогозин. По его словам, российская сторона потребовала «в рамках консультаций от наших партнеров более обстоятельных ответов, что они собираются делать для защиты гражданского мореплавания». «В итоге мы получили операцию Евросоюза, в перспективе — операцию НАТО в морском пространстве рядом с Сомали», — рассказал Д.Рогозин. Он выразил надежду на то, что «обе операции будут согласованы друг с другом, тем более, что большая часть стран-членов НАТО и ЕС — это одни и те же страны». Постпред РФ при НАТО отметил также, что для более успешных результатов этих операций «желательно было бы координировать усилия» российской стороны по защите гражданских судов «с усилиями военных моряков стран ЕС и НАТО». По словам Д.Рогозина, этому сотрудничеству мешают «ограничения в поведении стран НАТО в отношении России». «Жизнь людей поставлена на карту удивительного долготерпения натовских бюрократов, которые вместо того, чтобы признать ошибки своих взглядов в августе этого года на истоки, причины и последствия грузино осетинского конфликта, из-за этой своей догмы до сих пор блокируют переговоры между Россией и западом», — считает Д.Рогозин. Постпред РФ при НАТО выразил надежду, что на заседании совета министров иностранных дел НАТО, которое пройдет 2-3 декабря, будут приняты «правильные решения в отношении разблокирования отношений с Россией, и это станет залогом совместных реальных усилий по борьбе с пиратством».
Силовыми методами проблему пиратства в Сомали не решить, — считает старший научный сотрудник Института Африки РАН Ренат Беккин.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире