'Вопросы к интервью
20 января 2008
Z Книжное казино Все выпуски

Выход книги «Групповой портрет на фоне века»


Время выхода в эфир: 20 января 2008, 12:08





К. ЛАРИНА — 12 часов 15 минут, мы начинаем программу «Книжное казино». Здесь, в студии «Эха Москвы», Ксения Ларина, Майя Пешкова. Майя, еще раз добрый день.

М. ПЕШКОВА — Добрый день.

К. ЛАРИНА — У нас сегодня замечательный гость, Юрий Рост. Юрочка, добрый день, здрасьте.

Ю. РОСТ — Добрый день, здрасьте.

К. ЛАРИНА — Журналист и сегодня как автор большой-большой книги. Вот она большая книга! Все искали большую книгу, так вот же она! Это самая большая книга. У нас есть премия «Большая книга», Майя, надо учредить премию «Самая большая книга».

М. ПЕШКОВА — И я хочу напомнить нашим радиослушателям, что вот скоро-скоро закончится прием на очередной тур книг от очередного сезона премии «Большая книга». Поэтому торопитесь, пожалуйста, те, кто написал романы…

К. ЛАРИНА — Надо подать, так надо подать!

Ю. РОСТ — Подадим.

К. ЛАРИНА — А это что, не роман? Это роман века вообще, Майя.

М. ПЕШКОВА — Да…

К. ЛАРИНА — Называется «Групповой портрет на фоне века», автор Юрий Рост…

М. ПЕШКОВА — Книга века…

К. ЛАРИНА — Это роман жизни, роман, да, да…

М. ПЕШКОВА — Книга века – давайте учредим и такую премию.

К. ЛАРИНА — Ну что же, вот про эту большую книгу мы сегодня будем говорить с нашим гостем, с Юрием Ростом. Издательство «АСТ». «АСТ»?

Ю. РОСТ — «АСТ».

К. ЛАРИНА — «АСТ». Хотела добавить еще одно что-то, какое-то слово…

Ю. РОСТ — Нет, ничего не надо.

К. ЛАРИНА – Не надо. «АСТ» выпустило этот фолиант, не побоюсь этого слова. И у нас сегодня есть еще призы: серия «Актерская книга» того же издательства, да, Маечка?

М. ПЕШКОВА — Да, это издательство… совместное издание «АСТ» и «Зебра Е». А в серии «Актерская книга» мы сегодня разыгрываем Леонида Филатова «Прямую речь», Аллу Демидову, это «Заполняя паузу» книга, а также книга Валентина Гафта «Красные фонари». Вот каждый из вас сможет выбрать по две книги из тех трех, которые здесь представлены.

К. ЛАРИНА — Ну чуть позже мы зададим вам вопросы, дорогие друзья, а пока давайте начнем наш разговор с Юрием Ростом. Кстати, если у вас возникнут вопросы к нашему гостю, милости просим: +7-985-970-45-45 – это номер смс. Итак, «Групповой портрет на фоне века» — это книга, которая включает в себя фотоальбом, как я понимаю, да? Фотографии и тексты…

Ю. РОСТ — Ну да, я даже не знаю этого жанра, потому что тут большое количество текстов, тут где-то порядка 150 текстов и 250 фотографий.

К. ЛАРИНА — А вот разброс дат здесь какой, Юр? Самая старая фотография.

Ю. РОСТ — Я думаю, что самая старая фотография, ей в этом году будет… дайте посчитать… если это будет 47-й год, значит, сколько?

К. ЛАРИНА — 61, да?

Ю. РОСТ — Да, 60 лет, 60 лет. Эта фотография была сделана во дворе моего дома в Киеве, это был театральный дом, я родился в театральной семье. В гримуборной я родился, точнее. Маму увезли из гримуборной, хотя она не была актрисой, отец был актером. В 39-м году. А потом, уже после войны, после того, как отец отвоевал, был раненым тяжело, пролежал в госпитале больше года… и, кстати, его тяжело ранило под Москвой, он добровольцем ушел на фронт из Киева, но я знаю из такой театрально-художественной среды, может быть, кто-то больше, но двух я точно знаю – это Виктор Некрасов и отец, они ушли просто в армию, не во фронтовые бригады. Некрасова тоже ранило, но легко, отца – очень тяжело, он вернулся в Киев в 44-м году из госпиталя, вот, и мы там долгое время жили в актерском доме. Был замечательный дом на Пушкинской Театра русской драмы имени Леси Украинки. Рядом же был дом Театра оперы и балета. В нашем доме жили, ну, великие актеры: Михаил Федорович Романов, был такой, великий, Федя Протасов…

К. ЛАРИНА — Великий Протасов, да.

Ю. РОСТ — Стрелкова была Мария Павловна. Она такая звезда немого кино. Может быть, вы помните «Праздник святого…

К. ЛАРИНА — Иоргена.

Ю. РОСТ — Иоргена, она там играла, она играла в «Веселых ребятах» эту даму, которая все время пела, пыталась петь. И в этом же дворе театральном я сделал эту фотографию трех моих друзей. Причем эти друзья… там виден такой социальный тип. Там сын директора театра Олег Латинский. Он, кстати, был родственник Олега Борисова, потому что его сестра Алла была замужем за Олегом Борисовым. Да, да, да…

К. ЛАРИНА — Около стены кирпичной.

Ю. РОСТ — Около стены. Он в каракулевой шапке сидит, рядом сын завпоста Ратимова. Он был такой любитель театра, что он составил свою фамилию – отец его – из двух театральных фамилий: Ратова и Тимме. Ратимов. И сын билетерши Раечки, Валя Караваев, впоследствии актер театра БДТ.

К. ЛАРИНА — Ну вот смотрите: буквально вот на наших глазах как раз сейчас и произошла вот это вот… это чудо рождения книжки, вот так она и рождалась. То есть, берется фотография, которая… на которую смотришь, и вокруг нее возникает вот та история, которую сейчас вот Юра может вам рассказать…

Ю. РОСТ — Да, их можно рассказывать по радио.

К. ЛАРИНА — Да, да. Вот можно любую страницу открыть, и…

Ю. РОСТ — Ну, откройте наугад.

К. ЛАРИНА — А, это вот эти замечательные 10 братьев. Юр, это замечательная история…

К. ЛАРИНА — Да, вы открыли как раз на финале… А это фотография десяти братьев Лысенко, которые воевали. Это, по-моему, единственный случай в войне, когда 10 братьев пошли на фронт, и все вернулись.

К. ЛАРИНА — 10 родных братьев?

Ю. РОСТ — Родных братьев.

К. ЛАРИНА — Из одной семьи?

Ю. РОСТ — Из одной семьи. И я приехал, они еще были все живы. Я написал большой текст, и в конце этого текста я написал о маме, что роста она… а еще было 7 сестер. Я написал, что роста она была маленького…

К. ЛАРИНА — То есть 16 детей родила!

Ю. РОСТ — 17.

К. ЛАРИНА — 17.

Ю. РОСТ — 17 детей. И что вот эта вот… Мария Лысенко, что роста она была небольшого, если ей поставить памятник, то бронзы на него уйдет немного. Написал и написал. И через некоторое время пришло письмо из Днепровского завода, из Днепропетровска, где директор завода мне говорит… пишет: давайте поставим памятник. Я поехал в Днепропетровск. Они говорят: у нас есть литейка, у нас есть бронза, и мы можем сами это сделать. Мы нашли в Днепропетровске скульптора, и он отлил эту фигуру. Дальше возникла проблема, как этот памятник поставить, потому что, когда я поехал в Министерство культуры… вот последняя страница. Вы видите, тут стоит уже готовый памятник, и 9 братьев – один за это время уже погиб. Когда я поехал в Министерство культуры, мне говорят: да что вы, какая-то баба, ну, нарожала она 17 детей, у нас еще дважды героям Советского Союза не всем памятники стоят. И тогда председатель колхоза, такой Кафтанец Александр Васильевич, он говорит: земля ж моя, давай, ставь! Мы отлили этот памятник — он оказался не такой маленький, фигура была 3,60 — привезли на трейлере и поставили. И они так трогательно сделали, сзади вычистили этот склон и посадили 10 тополей и семь ив сзади. Ну, такой, как сказал бы Отар Иоселиани, такого Довженко там устроили. И открыли этот памятник, он стоит до сих пор.

К. ЛАРИНА — Ну вот здесь… большой рассказ…

Ю. РОСТ — …и вот интересно, что этой же книге…

К. ЛАРИНА — Большой рассказ-то здесь…

Ю. РОСТ — … есть другая история.

К. ЛАРИНА — Ну.

Ю. РОСТ — О солдате рядовом Богданове, который ушел на фронт в возрасте 41 года…

К. ЛАРИНА — А где мне найти?

Ю. РОСТ — А его найти в конце… можно, я встану и покажу? Почти последний материал…

К. ЛАРИНА — Книга очень большая, действительно, вот ее так просто не передашь одной рукой типа: дай-ка мне эту книжечку. Так нельзя сделать. В метро ее не почитаешь. Да, но она того стоит, ребята, это, конечно уникально. Вот тот портрет, который Юра Рост сейчас нашел. Еще раз представь нам этого человека, пожалуйста.

Ю. РОСТ — Да, это, это рядовой Алексей Богданов из Каргополя. Я его увидел случайно. Было празднование, празднование в Севастополе освобождения, там, 40 лет освобождения Севастополя, я увидел маленького человечка в кителе с чужого плеча с четырьмя медалями. Он мне очень… а там ходили такие крепкие дядьки замечательные, все закованные в ордена. Я к нему подошел, и оказалось, что он живет в Каргополе. Я к нему приехал в Каргополь. Он с бабушкой жил. Значит, вот эти 4, да, 4 медали, по одной медали за год войны он получал. Это был такой рядовой пахарь войны. И судьба так жестоко с ним обошлась, что он, пока воевал, он потерял всех детей, его все сыновья погибли при обороне тех городов, которых он освобождал. А дочери умерли от голода. И когда он вернулся победитель с фронта, он оказался с бабушкой вдвоем. Там была такая щемящая сцена, когда они стали считать этих детей, досчитали до десяти, и она сказала: да, хватит уже, будет. Этот Богданов дивный, мы ходили с ним по Каргополю, и я не знал, как его сфотографировать. Рядом метался такой пацан, ну, как, знаете, в маленьких городах они на велосипедах там ездят. Лето, хороший день, и они по мосткам деревянным, тротуарам ездили. И они увидели, что я хожу с Богдановым и не знаю, что с ним делать, и один парнишка перелез через забор, нарвал в палисаднике в чужом цветов и отдал ему вот такой вот этот вот такой нестройный букет. Я его с этим букетом снял. Потом писал в исполком, чтобы они ему дали квартиру, потому что они жили где-то в подвале с бабушкой. Через некоторое время он мне отписал, что, спасибо за статью, и вообще сейчас к нему стали лучше относиться, квартиру не дали, но приняли в почетные пионеры.

К. ЛАРИНА — Теперь вот про пионеров, про детей. Здесь просто рядом фотография, на которую я не могу не обратить внимания, называется она «Рыжая». Здесь четыре совершенно очаровательных мальчика…

Ю. РОСТ — Это такой феномен цвета в черно-белой фотографии. Вы же видите, что они рыжие…

К. ЛАРИНА — А вот видно, что они рыжие, да.

Ю. РОСТ — Конечно. Это рыжие братья. Но это… там небольшой текст о такой, скажем, исключительности, да, о братстве рыжих. То есть рыжие – это те, которые не укладываются в общую систему жизни, которые не похожи на других. И хотя можно быть рыжим… ну, прочтете…

К. ЛАРИНА — «Рыжие — не столько обилие веснушек и пожар на голове, сколько мировоззрение и образ жизни. Лукавая простодушность, скрывающая терпящий насмешки ум, снисходительность к глупости, театральность и естественность. Блистательный питерский клоун Леонид Лейкин пересказал мне слова итальянского коверного: в хорошем рыжем живут два человека — первый постоянно думает о втором, а второй не подозревает о существовании первого».

Ю. РОСТ — Замечательно.

К. ЛАРИНА — Хорошо.

Ю. РОСТ — Да, Леня-то сам рыжий…

М. ПЕШКОВА — Я хотела спросить о том господине, который предсказывал погоду на всей планете.

К. ЛАРИНА – Да, это тоже замечательная история. Сейчас мы найдем эту фотографию. Я тоже про нее уже слышала и потом прочитала.

Ю. РОСТ — Она в начале.

К. ЛАРИНА — В начале. Это обсерватория, которая находится где? Давайте мы про это расскажем.

Ю. РОСТ — Она находится, эта обсерватория… это трудно назвать, потому что это маленький сарай такой, закопанный в землю, под крышей, покрытой толью, и рядом стояла небольшая башенка. Это человек – Дьяков его фамилия, Анатолий Витальевич – предсказывал погоду всему миру. Ну, я сейчас не буду пересказывать весь очерк, потому что он большой, но смысл заключается в том, что в 34-м году он был сослан. Это образованный был очень человек, его отец был директором Елизаветградской гимназии, мама преподавала французский-английский. Он знал французский в совершенстве, закончил Одесский университет, астрономическое отделение, и приехал еще доучиваться, второе получать образование, в Москву и был у Тамма, учеником Тамма. Но в 34-м, будучи человеком разговорчивым, он что-то такое интересное рассказал, и его, к счастью, сослали, потому что если бы это произошло не в 34-м году…

К. ЛАРИНА — Его бы расстреляли.

Ю. РОСТ — … а в 37-м году, мне не о ком бы было писать. И он заинтересовался, будучи астрономом, или, как он говорил, астрономом, вот, он вообще был такой с разговором, он заинтересовался взаимодействием Земли, атмосферы Земли, и небесных тел, изучил Чижевского, Красовского, Вернадского…

К. ЛАРИНА — Сам.

Ю. РОСТ — Да, ну он образованный, он вывез довольно большое количество книг на французском языке, он вообще был галоман, его потом…. Сейчас такая вставка небольшая. У него было трое детей, он там женился на местной женщине чудной, и он детям читал Жюль Верна в переводе с французского. Иногда он забывался, переходил на французский, и дети, уважая отца, ничего не понимая, слушали. Он ходил в бабочке по этой деревне и предсказывал, предсказывал погоду. Значит, он предсказывал погоду с высокой вероятностью. Вот вы сейчас стоите, вы, наверное, должны читать новости…

К. ЛАРИНА — С новостями выступить.

Ю. РОСТ — Я вам доскажу после новостей эту историю.

К. ЛАРИНА — Хорошо, хорошо, давайте. Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

РЕКЛАМА

К.ЛАРИНА — Напомню, что сегодня у нас в гостях Юрий Рост, который представляет свою книгу «Групповой портрет на фоне века». Здесь опять пошли вопросы типа: да что же это такое, это альбом или книга очерков? Или это иллюстрированные очерки? Ну, мы уже сказали, Юрий Рост сказал, что жанр пока не определен. Это очень большая книга фотографий с историями, самыми разными историями.

Ю. РОСТ — Или истории с фотографиями.

К.ЛАРИНА — Истории с фотографиями. Там разное. Даже есть рифмованные подписи, есть стихи, ну, в общем, сколько успеем, мы сегодня еще представим несколько историй обязательно. Я хочу задать вопросы нашим слушателям. У нас сегодня только один человек получит большую книгу Юрия Роста. Ну, какой вопрос самый сложный, интересно, из тех, что мы придумали? Для того, чтобы… как вы думаете? Может быть… давайте, вот, вот! Может быть, про Сахарова?

Ю. РОСТ — Давайте.

К.ЛАРИНА — Это такой личностный…

Ю. РОСТ — Тем более, что он в книге тоже есть.

К.ЛАРИНА — Да. Итак, за ответ на этот вопрос, за правильный ответ, вы получите книгу Юрия Роста. Кто, по мнению Юрия Роста, смог бы сыграть Андрея Дмитриевича Сахарова в кино? Пожалуйста, назовите актера, который мог бы сыграть Сахарова, это не ваши только, не ваши личные предположения, а подумайте, кого бы на эту роль предложил Юрий Рост. Да, да. Второй вопрос: сколько лампочек в ванной в коммунальной квартире Ростов в Киеве? Здесь есть эта фотография, да? Она есть здесь. В принципе, можно угадать, подумайте. А как можно… логика какая? Сколько жильцов, столько и лампочек?

Ю. РОСТ — Да, ну, будем считать, что так.

К.ЛАРИНА — Сколько семей?

Ю. РОСТ — Сколько семей, конечно. Их было даже больше, потому что некоторые предпочитали лучше в темноте.

К.ЛАРИНА — ...Или за чужой счет. Итак, сколько лампочек в ванной в коммунальной квартире квартиры Ростов в Киеве? Следующий вопрос, в каком спектакле героиня Марины Нееловой была младше актрисы на 30 лет? Этот спектакль сейчас уже не идет, но когда-то гремел просто на сцене «Современника». В каком спектакле героиня Нееловой младше актрисы на 30 лет? Следующий вопрос: как называется мастерская Юрия Роста в Москве, известное название, москвичи его знают, пожалуйста, вспомните. И последний вопрос, пятый: кто по первой специальности Юрий Рост, его первая профессия…

Ю. РОСТ — По образованию.

К.ЛАРИНА — …по образованию. Пожалуйста. Значит, на эти вопросы мы будем отвечать по телефону прямого эфира: 363-36-59 минут через 10. Напомню, что главный приз — это книга Юрия Роста, а также серия «Актерская книга» издательства «АСТ» и издательства «Зебра Е», да, Майя?

М. ПЕШКОВА — Да.

К.ЛАРИНА — Там Алла Демидова…

М. ПЕШКОВА — Да, Филатов, Леонид Филатов и Гафт.

К.ЛАРИНА — Ну что же, мы должны закончить про этого замечательного человека, историю, Анатолий Витальевич Дьяков, который себя на французский манер именовал Дьякофф, как написано у Юрия Роста.

Ю. РОСТ — Да. Дьякофф, и у него даже кошка называлась Нуарка, но дочка ее уже была Муська. Ну, вот, он прибыл туда и создал стройную теорию предсказания погоды. Основанную на науке, на том, что энергия атмосферы распределяется совсем не так, как мы представляем, что давление, по которому мы меряем, составляет всего 4%, а основное — это скорость потока воздуха, и при ионизации этих потоков, извините, происходит изменение погоды. Ионизация изменяется от активности Солнца. И на этом основании он предсказывал погоду. Довольно долгосрочные прогнозы были очень точные. Многие работали. Был такой знаменитый академик Ремесло, который выращивал пшеницу. Он только по Дьякову. По-моему, такое судно, которое работало с космонавтами, оно называлось «Гагарин», по-моему, он им тоже предсказывал эти погоды. И, больше того, он покупал… приходил на почту и рассылал свои прогнозы разным правительствам, если их ждали ураганы. Очень смешная история, поскольку он галоман, к Франции был неравнодушен, он послал в августе предсказание, что в декабре у них будут морозы.

К.ЛАРИНА — Во Франции?

Ю. РОСТ — Во Франции. Да. И французское географическое общество вежливо, но с иронией ему ответило, что, спасибо, мы уже покупаем теплые пальто. И когда в декабре Франция стала… обледенели все провода, прекратилось движение, они ему уже написали телеграмму совершенно другого свойства, они написали: уважаемый коллега, каким методом вы пользуетесь? И приняли его во французское Географическое общество. Вот этот маленький сарай, он именовался гелиометеорологическая обсерватория имени Камилла Фламариона. Своего сына старшего он назвал в честь Фламариона Камиллом. И Камилл мне написал письмо, и надо будет ему отправить туда эту книгу. Он замечательно интересно жил, он… я помню, приехал, как раз в тот момент раздавали… привезли тюльку и ведрами раздавали тюльку.

К.ЛАРИНА — Это рыба?

Ю. РОСТ — Рыба. Это рыба, да. И жена принесла это ведро тюльки на зиму, и он мне восторженно говорил: отварная картошка и тюлька — это замечательная еда. Он так интонировал дивно.

К.ЛАРИНА — А вот разговор о литературе: «…А Пушкин? — спрашивает Юрий Рост. Он отвечает: Пушкин написал массу чепухи: родила царица в ночь, не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку. Но это же, — говорит, — герой сказки — говорит Юрий Рост. Знаю! Но, все равно, не бывает так. Мужская и женские клетки складываются и начинается жизнь. У кошки рождается кошка, у собаки — собака…

Ю. РОСТ — Да. Он, знаете, как меня встретил? Я постучал в этот самый, в дверцу, а вот эта сама обсерватория, этот сарайчик, он так под землей, в таком полуподвальчике, и он, не видя меня и не открывая, закричал: «Профессор Челленджер из «Затерянного рая» Конан Дойля спустил с лестницы журналиста, даже не зная, зачем он к нему пришел». С этого началось наше знакомство.

К.ЛАРИНА — Замечательно.

Ю. РОСТ — Но потом мы очень подружились, я прожил 10 дней и собрал материалы, там, на  книгу, пожалуй, потому что уникальный…

К.ЛАРИНА — Ну, вот, вы поняли, почему называется книга «Групповой портрет», потому что здесь люди самые разные. И те, кто вам неизвестен, и вы будете знать этих людей благодаря Юрию Росту. Но есть люди и знакомые, и любимые. Вот, например, замечательный театральный художник Сергей Бархин.

Ю. РОСТ — Да.

К.ЛАРИНА — Да? Вот у него здесь, кстати, такой секретик в этой книжке, она вся черно-белая.

Ю. РОСТ — Да.

К.ЛАРИНА — Единственное цветовое пятно в руках у Сергея Бархина. Это закладочка специальная оранжевая. И здесь вот такой просто горит оранжевым огнем оранжевый апельсинчик в руках Сергея Бархина. Почему?

Ю. РОСТ — А сейчас я объясню. Бархин, кстати, автор — кроме того, что он блистательный, замечательный… можно любые эпитеты… будут которые можно употребить к живущему, слава богу, человеку, художник, театральный художник и замечательно пишет, он в прошлом году выпустил книгу, которая, пожалуй, соизмерима с этой по толщине, и очень хорошая книжка, дивная. Там целая жизнь и его, и его друзей. Он много лет назад придумал три эскиза к «Ромео и Джульетте». Один из них был связан с апельсинами, и я его сфотографировал, это было в Вахтанговском, по-моему, училище. И в руках он держал апельсин. А потом Сережа взял эту фотографию и сам раскрасил этот апельсин. Эта фотография существует. Я решил, что нужно сделать в этой книге вот такой как бы привет, такое рукоделие. Если вы обратите внимание, этот апельсин раскрашен поверх печати.

К.ЛАРИНА — да, да.

Ю. РОСТ — То есть, это практически…

К.ЛАРИНА — …инсталляция?

Ю. РОСТ — Да. Ручная работа.

К.ЛАРИНА — И здесь, кстати, стихи Юрия Роста.

Ю. РОСТ — Да. Но сейчас мы их не будем читать, потому что они длинные. Это стихи, написанные… ну, стихи к эскизу, к этому же эскизу, там сцена должна была быть завалена арбузами, и эти арбузы круглые в начале «Ромео и Джульетты», замечательные, зеленые, по мере того, как идет действие, они наступают, из них вытекает этот сок-кровь, и такая драматическая ситуация возникает.

К.ЛАРИНА — Здесь еще есть фотография, тоже уникальная, и особенно вот мне она дорога, потому что это вот такое проникновение в такую тайну получилось, я уж не знаю, случайно или нет… это Марина Неелова.

Ю. РОСТ — Да.

К.ЛАРИНА — Мы только не будем называть роль, потому что у нас загадан вопрос, но это тот самый уникальный момент, который пытаются запечатлеть все, вообще, художники и фотографы мира, или каким-то образом хотя бы словами передать, что это за… этот переход из образа, который актер играет на сцене, в тот момент…

Ю. РОСТ — …сползание вот это…

К.ЛАРИНА — Да, вот, он выходит за кулисы, он как бы уже не играет эту роль, но она еще на нем сидит. Вот, я не знаю даже, как это словами определить, вот, Юрий Рост застал этот момент перехода Марины Нееловой из образа в Марину. Вот, как это произошло, немножечко об этом, Юр, расскажите, только не называя роли.

Ю. РОСТ — …это произошло…

К.ЛАРИНА — Ну, правильно я определила?

Ю. РОСТ — Да, абсолютно. Это вот из нескольких фотографий, я подряд их снял, я нашел только одну фотографию, где это вот проявление собственно Нееловой из образа происходит. И даже, по-моему, она не докланялась. Я ее быстро увел в карман сцены, там была какая-то декорация, и вот тот свет, который был, я стал ее фотографировать, и на моих глазах происходило вот это вот возвращение…

К.ЛАРИНА — …возвращение…

Ю. РОСТ — …вот, в одно слово мы сказали. Я очень люблю эту фотографию, потому что вообще, фотография не может снять процесс, она снимает какую-то часть результата, или момент, или отражение, или смерть момента, а здесь вот запечатлен вот этот момент перехода. Это не моя заслуга, это заслуга Нееловой, которая мне доверилась и не обращала на меня абсолютно никакого внимания. То есть, то, что происходило, происходило в ней помимо меня.

К.ЛАРИНА — Дружба с Мариной — это отдельная тоже параллельная история…

Ю. РОСТ — Да, она тоже очень много лет длится, это мой близкий друг. Я рад, что я ей даже помог.

К.ЛАРИНА — Вот, расскажите про роль, которую… это одна из последних по времени ролей… совершенно… я ее воспринимаю, расцениваю как гражданский, как актерский подвиг, то, что сделала Марина Неелова в спектакле «Шинель» Валерия Фокина.

Ю. РОСТ — Я тоже так думаю, потому что очень трудно перейти из одного состояния актрисе в другое. То есть, молодые обычно как бы, такой гандикап существует, и актриса может быть старше, чем роль, которая… чем героиня роли, и наступает момент, когда надо перейти из этого состояния, то есть, в какое-то другое качество. Но Отар Иоселиани утверждал, что ей нужно сыграть бабу Ягу…

К.ЛАРИНА — …радикально все решить…

Ю. РОСТ — …радикально. Но тут получилось покруче даже, чем баба Яга, потому что баба Яга все-таки женщина. Мы как-то с ней сидели разговаривали, и пришла в голову мне идея, что вот она может сыграть некое существо, даже это не женщина, не мужчина, это так и есть, существо это, сыграть Башмачкина. И она как-то вскинулась, как это бывает сразу, в первую секунду она помолчала так, потом говорит: как это может быть интересно! И тут же стала фантазировать, как он должен выглядеть, как он должен двигаться. Потом, когда Фокин, он написал, что идея моя этого спектакля — на самом деле, идеи не было, идея была — только Марина, все остальное он сделал сам, и замечательно, и придумано, и она там проникла в суть вот этого существа. Даже походку она сделала так интересно. Она такой инструмент придумала. Она надела ботинки левый — направо, правый — налево, что изменило пластику и походку. И представить себе, что эта красивая, замечательная женщина превращается вот в этого, вот в этого Башмачкина, просто невероятно.

К.ЛАРИНА — Даже перчаточки были… настолько все продумано…

Ю. РОСТ — …перчаточки, и …

К.ЛАРИНА — …превращались в морщинистые старческие ручки..

Ю. РОСТ — …да. Валера-то придумал постричь ее наголо…

К.ЛАРИНА — Это слишком.

Ю. РОСТ — Это было бы слишком.

К.ЛАРИНА — А какой звук там, такой петушиный, она там издает…

Ю. РОСТ — Петушиный, да.

К.ЛАРИНА — Чудный, хороший спектакль, он идет, сразу скажем, по дороге.

Ю. РОСТ — …сегодня, по-моему, или завтра.

К.ЛАРИНА — Тем более. По дороге скажем, что он идет, если вы не видели, обязательно посмотрите, это, действительно, какое-то совершенство.

Ю. РОСТ — Да, но я ее снимал и в других спектаклях, «Вишневый сад», там я пытался снять ее не как театральную съемку, а как живого…

К.ЛАРИНА — …живую Раневскую.

Ю. РОСТ — …живую Раневскую. Да. И написал даже большой такой очерк, его здесь нет, а о ней и Раневской, как о двух живых людях, или как о двух персонажах, не знаю, самых разных…

К.ЛАРИНА — Юра, давайте, мы должны уже принять ответы наших слушателей.

Ю. РОСТ — Да, и я хотел сказать, кто делал эту книгу.

К.ЛАРИНА — Давайте, мы сделаем так, быстренько расщелкиваем все эти вопросы, которые мы придумали, а потом уже должны рассказать о тех людях, которые помогали делать Юрию Росту эту уникальную книгу. Пожалуйста, 363-36-59, можно взять наушники, и я напомню вопросы. Главный вопрос, за ответ на который вы получаете большую книгу Юрия Роста: кто, по мнению Юрия Роста, смог бы сыграть Андрея Сахарова? Назовите имя этого актера. Сколько лампочек в ванной коммунальной квартиры Ростов в Киеве? В каком спектакле героиня Нееловой была младше актрисы на 30 лет? Как называется мастерская Юрия Роста в Москве? Кто по первой профессии наш гость Юрий Рост? Ну, что, поехали! 363-36-59, Наташа нам поможет записать телефоны. Кто готов? Алле, здравствуйте, алло.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Алло. Здравствуйте.

К.ЛАРИНА — Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Я бы хотела ответить на третий вопрос, я видела этот спектакль, это спектакль «Спешите делать добро».

К.ЛАРИНА — Совершенно верно, вы абсолютно правильно ответили, как вас зовут? Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Елена.

К.ЛАРИНА — Елена, а вы откуда, из Москвы?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Москва.

К.ЛАРИНА — Хорошо, ваш телефон записываем, вы абсолютно правы.

Ю. РОСТ — Вычеркиваем этот вопрос.

К.ЛАРИНА — Да. Героиню звали, по-моему, Оля, автор Михаил Рощин этой пьесы.

Ю. РОСТ — Точно.

К.ЛАРИНА — Все помним. Так, 15 лет ей было, девочке Оле.

Ю. РОСТ — Да.

К.ЛАРИНА — Да-да-да. Следующий звонок, пожалуйста. 363-36-59, алле, здравствуйте. Алло.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Здравствуйте.

К.ЛАРИНА — Здравствуйте, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Давайте попробую про лампочки, вдруг 7?

К.ЛАРИНА — Сколько? 7?

Ю. РОСТ — Ну, если лучше ответа не будет, мы запомним.

К.ЛАРИНА — …то мы запомним. Ну, давайте, мы сейчас запишем, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Вера.

К.ЛАРИНА — Вера, спасибо. Близки, горячо, да?

Ю. РОСТ — Да.

К.ЛАРИНА — Почти попали, но, вот, запишем телефон, вдруг, кто-нибудь еще угадает точно. Пожалуйста, 363-36-59, следующий звонок, алло. Здравствуйте. Алло.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Алло.

К.ЛАРИНА — Да-да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Здравствуйте.

К.ЛАРИНА — Да, здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Я еще хочу сказать о первой специальности Юрия Роста.

К.ЛАРИНА — Да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Это Киевский институт физкультуры, специальность — плавание и водное поло.

Ю. РОСТ — Точно.

К.ЛАРИНА — Здорово! Отлично! Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Меня зовут Наташа.

К.ЛАРИНА — Вы откуда, Наташа?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Наташа из Москвы.

К.ЛАРИНА — Наташа из Москвы. Спасибо. Телефон ваш есть. Все правильно. Тренер по плаванью. А удалось поработать по специальности?

Ю. РОСТ — Да, 1 год.

К.ЛАРИНА — 1 год. Хорошо. Следующий звонок. А из учеников есть олимпийские чемпионы?

Ю. РОСТ — Нет, но был хороший очень парень Макаров, он был чемпионом Союза по плаванью.

К.ЛАРИНА — Ну, все-таки успех…

Ю. РОСТ — Нет, нет, не я его довел…

К.ЛАРИНА — Ну, начинал…

Ю. РОСТ — Он просто у меня не утонул.

Смех.

К.ЛАРИНА — Алло, здравствуйте. Алло. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ — Алло. Алло.

К.ЛАРИНА — Да, пожалуйста. Говорите.

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте.

К.ЛАРИНА — Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ — Первый вопрос — можно ответить?

К.ЛАРИНА — Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ — Толубеев, мне кажется.

К.ЛАРИНА — Нет. Мог бы, конечно, но Юрий Рост о другом актере думал каждый раз, когда он думал, кто бы мог сыграть Андрея Дмитриевича Сахарова, только одна фамилия приходила ему на ум.

Ю. РОСТ — Я думаю, что один только. Да.

К.ЛАРИНА — Да. Следующий звонок. Алло. Здравствуйте. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ — Добрый день.

К.ЛАРИНА — Добрый.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Мастерская называется «Конюшня».

Ю. РОСТ — Точно

К.ЛАРИНА — «Конюшня», правильно! Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Александр.

К.ЛАРИНА — Александр, спасибо.

Ю. РОСТ — Могу объяснить, если есть время, почему она называется «Конюшня».

К.ЛАРИНА — Конечно, Юра.

Ю. РОСТ — Значит, у меня был друг такой замечательный Иван Андреевич Духин, он тоже герой этой книги, причем он даже герой двух очерков, потому что из политических деятелей в этой книге есть только один человек, Михаил Сергеевич Горбачев, это уже после того, как… ну, это недавно было. И Иван Андреевич Духин — он кровельщик и энциклопедист, он написал книгу о московских колокольных заводах, и была презентация этой книги, очень интересная. Мы втроем сидели: Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты», Михаил Сергеевич Горбачев зашел, и мы решили, что вот в этот момент, значит, будет хорошо, если Иван Андреевич Горбачеву вручит эту книгу.

К.ЛАРИНА — Так.

Ю. РОСТ — Ну, вот. Он и вручил эту книгу, дальше они стали разговаривать, Иван Андреевич блестяще знал историю, они сидели и разговаривали часа полтора. И Дмитрий Муратов посмотрел и сказал: вот иллюстрация, картинка к замечательному произведению «Ленин и печник». На что Михаил Сергеевич через некоторое время сказал: а знаешь Митя, еще неизвестно, кто тут Ленин, а кто — печник в этой ситуации.

Смех.

Ю. РОСТ — Вот, Иван Андреевич Духин раскопал, что та мастерская, в которой я находился, она принадлежала заводчику Боткину. Это семья, из которой вышли два знаменитых врача. Это была конюшня…

К.ЛАРИНА — «Конюшня Роста», и такая передача была на REN-TV.

Ю. РОСТ — …на REN-TV, она была и на НТВ.

К.ЛАРИНА — Ну, что, давайте, еще два звонка успеем принять, все-таки, кто, по мнению Юрия Роста смог бы сыграть Сахарова… у нас на смс-ленте много ответов правильных, как мы его называем. Но давайте попробуем, может быть, по телефону все-таки кто-нибудь ответит на этот вопрос. И второй вопрос про лампочки, у нас есть ответ как бы вероятный, но, вдруг, кто-нибудь более точную цифру назовет, сколько лампочек было в ванной коммунальной квартиры Ростов в Киеве. Пожалуйста, 363-36-59, алло, здравствуйте. Алло.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Добрый день.

К.ЛАРИНА — Добрый день, да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Я думаю, что это Смоктуновский.

К.ЛАРИНА — Браво! Вы угадали.

Ю. РОСТ — Браво!

К.ЛАРИНА — Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Лена.

К.ЛАРИНА — Лена, вы из Москвы?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Да.

К.ЛАРИНА — Ну, мы хотим вас поздравить отдельно, потому что вы у нас сегодня уникальный победитель, вы выиграли главный приз.

Ю. РОСТ — Да.

К.ЛАРИНА — Очень большую книгу Юрия Роста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Я очень старалась, мне очень хотелось.

К.ЛАРИНА — Отлично. Спасибо вам большое за правильный ответ, и Юра обязательно вам подпишет эту книгу, просто вам будет такое счастье, такая удача на всю жизнь.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Спасибо вам огромное!

К.ЛАРИНА — Спасибо. Телефон ваш есть, сейчас запишем. Ну, и наконец, про лампочки быстро отвечаем, алло, здравствуйте, алло, алло.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Здравствуйте.

К.ЛАРИНА — Здрасьте. Да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Я предполагаю, что 8 лампочек.

К.ЛАРИНА — Есть! Попали! Правильно! 8 лампочек. Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Юля.

К.ЛАРИНА — Юля, вы откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Из Москвы.

К.ЛАРИНА — Из Москвы. Юля, спасибо, вы угадали. Телефон ваш есть, и это правильный ответ. Ну, а теперь, уважаемый Юрий Рост нам сейчас расскажет, все-таки, о той команде, которая это создавала. Вот этот шедевр книгоиздания.

Ю. РОСТ — Да. Я скажу, что где-то там во главе пелатона это будет Марина Каменева, благодаря которой я попал в «АСТ», это директор магазина «Москва», в котором, кстати, книга сейчас уже продается. Она меня свела с издательством, но к этому моменту уже книга была вчерне сделана, макет, над ним долго работал, но, по-моему, сделал блистательно, Аркадий Троянкер. Ну, это один из лучших дизайнеров книжных. Он в этом году даже признан был, получил гран-при за дизайн книги. Мы долго мучились, но, тем не менее, кажется, она современная и при этом было очень важно, чтобы она не была утомительной, и поэтому… потом эту книгу надо было напечатать. Напечатать ее было непросто, потому что я хотел, чтобы фотографии выглядели фотографиями, а не иллюстрациями.

К.ЛАРИНА — Сколько здесь страниц, Юр?

Ю. РОСТ — Здесь 550…

К.ЛАРИНА — …учитывая, что очень толстые, такие альбомные практически страницы…

Ю. РОСТ — Бумага толстая, для того, чтобы она не просвечивала, и это заслуга вот «АСТ», там мне помогали, Ольга Николаевна, которая очень много сделала, редактор, и надо было разложить эти цвета, она очень сложно напечатана четырьмя красками: две серых, две черных, для того, чтобы не было вот этих розеток. В общем, задача была как бы не по зубам даже крупным иностранным типографиям, а я хотел, поскольку эта книга о моей стране, хотел, чтобы она здесь была напечатана. Мне очень повезло, потому что несколько лет назад на выставке во Франкфурте ко мне подошла симпатичная небольшая женщина, улыбнулась и сказала: я эту книжку напечатаю. Это была директор типографии «Новости» Светлана Васильевна Иванова. И она ее напечатала. Мы мучились, много было проб, много было сложностей, не могли поделить цвета, но нам очень повезло, потому что появился такой Женя Семенов, феноменальный дизайнер, и Саша Кудрявцев, они разложили эти цвета, и в результате получилось то, что мы хотели, я ночевал в типографии, буквально, я провел там полтора месяца, пока печатали. Там дивные печатники молодые, на новой машине, которую получили. Все Иванова меня интриговала и оттягивала, для того чтобы не печатать на старых машинах. И когда запустили новую машину, мы на ней напечатали. То есть у этой книги было много болельщиков, и она – такое трудное, но любимое дитя очень многих.

К. ЛАРИНА — А вот, Май, я думаю, что, если не на «Большую книгу» — это вот мы, конечно, пошутили, поскольку все-таки жанр не тот – а вот на премию книги года явно вот это вот…

Ю. РОСТ — А почему вы пошутили? Это книга.

К. ЛАРИНА — Нет, там у них все очень сложно, они все, чтобы было романы, они там буквы считают, понимаешь?

Ю. РОСТ – Ну, пусть считают.

К. ЛАРИНА — Там другие авторы. А здесь, это вот книга года совершенно точно, вот я просто предвижу этот момент, когда…

Ю. РОСТ — Ну, посмотрим.

К. ЛАРИНА — … на осенней ярмарке следующей Юрию Росту…

Ю. РОСТ — Не будем загадывать.

К. ЛАРИНА — … и издательству «АСТ» будет вручаться эта премия…

М. ПЕШКОВА — Шагающего человечка.

К. ЛАРИНА — Книга года. Эту книгу года можно купить уже, здесь спрашивают наши слушатели, где можно. Вот магазин «Москва» точно, а в других городах пока нету…

Ю. РОСТ — Они будут…

К. ЛАРИНА — Будут.

Ю. РОСТ — Да, они будут, да.

К. ЛАРИНА — Поэтому следите, пожалуйста. Вы ее точно не пропустите, потому что не увидеть ее невозможно. Если она есть, вы сразу ее увидите.

Ю. РОСТ — Да, она такая черная…

К. ЛАРИНА — Да. И большая. Итак, «Групповой портрет на фоне века», Юрий Рост. Спасибо, Юра, за рассказы…

Ю. РОСТ — Вам спасибо огромное…

К. ЛАРИНА — И до встречи.

Ю. РОСТ — … и спасибо всем слушателям.



Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире