В составе еврейской сборной Бразилии на 20-й Макабиаде в Израиле выступает Рональду. Да, это правда, только речь идет не о прославленном игроке мадридского «Реала» Криштиану Рональду, а о его сыне Рональде. Еврейство Рональда тоже, между прочим, под сомнением, так как его отец тщательно скрывает личность матери, но молодой Рональд принимает участие в еврейских спортивных играх, к слову сказать, в этом году вышедших на третье по численности место в мире после Олимпиады и чемпионата мира по футболу. На нее прибыли около 10 тысяч представителей из более 80-ти стран. Соревнования проходят по 45 видам спорта. Да, евреи бегают, прыгают, плавают, играют в мяч, борются. А лучше всего, судя по спортивным достижениям Израиля, выступают на татами дзюдо, управляют яхтами, играют в баскетбол.

Еврейский дзюдоист, еврейский яхтсмен или русский легкоатлет или русский штангист, — важно ли указание на национальность? Очень, ведь спорт, во-первых, объединяет, что особо важно в случае евреев, разбросанных все еще по свету. А во-вторых, достижения в спорте вселяют гордость в душу народа — «А наши-то дали, показали им!» Недаром подавляющее число соревнований высокого уровня проводится среди национальных сборных.

Не знаю, будут ли на Макабиаде результаты мирового значения, но она вместе с другими событиям, произошедшими на этой неделе, навели меня на некие мысли по поводу национальности и так называемого интернационализма, которыми я хотел бы с вами поделиться.

Один из крупнейших дирижеров гражданин России Павел Коган провозгласил в интервью по израильскому телевидению, имея в виду прежде всего самого себя, что артист, по определению — гражданин мира, а искусство не имеет границ. Относительно второго у меня нет никаких возражений, а вот по поводу «гражданина мира» мне представляется, что это на самом деле не что иное, как синоним «инвалида по национальности», человека, отказывающегося от своей принадлежности к общности, к которой он приписан по рождению, которая наделяет его душой и характером. Подлинный интернационализм не в том, чтобы объявить, что нет «ни эллина, ни иудея», не в том, чтобы отрицать национальность, а в том, чтобы гордиться своей и свято уважать чужие. Между прочим, еврейские писатели, писавшие на идише, были едва не поголовно уничтожены в СССР за национализм большим «интернационалистом» Сталиным.

Но это дела давно минувших дней. Давайте к сегодняшнему. В Москве безвременно ушел из жизни журналист, блогер, общественный деятель Антон Носик. Он репатриировался в 1990 году в Израиль, писал в русскоязычной прессе, в основном на экономические темы. Я в них мало что понимаю и мало ими интересуюсь, но его статьи, даже для таких, как я, читались как бестселлер . Но не в этом дело. В конце 90-х Антон Носик вернулся в Россию, из которой репатриировался в Израиль, и стал создателем многих блогов и сайтов, как его называли, «первопроходцем российского интернета». Заметьте, российского, порой с общегуманитарными целями. При этом он не снимал кипы и не переставал подчеркивать свое еврейство, в котором черпал силы для служения общечеловеческому благу. Антон Носик в самом, что ни на есть, интернациональном пространстве не был «гражданином мира», как дирижер Павел Коган. И, слава Богу.

Я недавно говорил по телефону со своим близким приятелем Марком Зайчиком, по-моему, одним из самых интересных прозаиков, пишущих в наши дни по-русски. Зайчик, приехавший в Израиль в начале 70-х, читал в детстве книги по-русски, думал по-русски, не только в повседневности, но и в творчестве, и не мог писать не по-русски. А поскольку не писать он не мог, то и делал это. Тем не менее, пользуясь русскими средствами выражения, Марк Зайчик, сын реб Меира, которого многие почитали как цадика еще в Ленинграде до репатриации семьи в Израиль — так вот, Марк Зайчик — еврейский писатель не только по сюжетам, но и по еврейскому миру его чувствования и творчества. Он не гражданин мира.

Так же свято служит литературе, причем, мировой литературе, но как еврейский русскоязычный писатель и Эли Люксембург, который, между прочим, вместе с братьями Григорием и Яковом, внес немалый вклад в развитие еврейского спорта, включая и Макабиадный.

Нет, я решительно за Эли Люксембурга, за Макабиаду, за Антона Носика, за Марка Зайчика, а не за гражданство мира, которое лишает корней и важнейшего для каждого человека, а тем более деятеля культуры, отсека души и ума.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире