В Одессе рухнул еще один дом. Это уже третий дом за последний месяц. Все эти дома являются памятниками архитектуры и историческими достопримечательностями еще той старой Одессы-мамы.

Город Бабеля и Ахматовой, Лени Вайсбейна-Утесова, Ойстраха и других «рассеянных или сосредоточенных» одесситов теряет свой уникальный колорит и самобытность. В погоне за гешефтом, нынешние недалекие, местные царьки убивают великое прошлое  «жемчужины у моря». Одесса всегда была коммерцийным городом, но – я Вас умоляю! Шоб до такой же степени!? Это ж боже ж мой!

Все дело в том, что земля в Одессе стоит дорого, особенно у моря или в историческом центре. А девелоперам не нужен колорит одесских двориков Молдаванки. Им нужна очередная безликая новостройка, комфортная городская среда, как выражается Илья Варламов. Погоня за коммерческой выгодой стирают знаменитый, известный на весь мир одесский колорит. К сожалению, искрометный одесский юмор, сохнущее белье в одесских двориках, евреи и Привоз — весь одесский миф или его часть превращаются в коммерцию.

Судьба сыграла злую шутку с порто-франко. Город свободных, предприимчивых, веселых и жизнерадостных людей, где главный вопрос: «А шо я с этого буду иметь?», превращается, в погоне за прибылью, в безликий  мегаполис на юге Украины. К большому сожалению, большая часть евреев уехала. А ведь Одесса — это маленький Израиль! Молодежь (не вся, но многие) уже не знают «за форшмак». Одесский язык все реже слышен в трамвае или на «Привозе». Как говорят гости города: «Одесса – уже не та».

Многим усиленно продают миф про Соньку Золотую ручку и Мишку Япончика. Только вот все это лишь малая часть одесского мифа, одесской культурной идентичности. Есть ли хоть один город в мире, имеющий свой язык? А есть ли хоть один город в мире, имеющий свою кухню? А есть ли хоть один город, который дал миру такое огромное количество музыкантов, литераторов, ученых и коммерсантов?

Вопреки расхожему советскому мифу, Одесса никогда не была имперским городом. Да, формально она входила в империю, но Одесса всегда была многонациональным, космополитичным, европейским городом. Возможно сумасшедший сплав культур, народов, языков, обычаев и традиций и создал такой жизнеутверждающий наратив вольного города. В политическом смысле можно констатировать, что после революции Достоинства в 2014 году, Одесса органично возвращается в Европу. Домой. Там где всегда и была. «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря» — это не про нас. Великие Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье, А. Ланжерон, Хосе де Рибас и Маразли строили этот город, не как «окно в Европу», а как еще одну из столиц совместной, общей, европейской цивилизации.

И вот сегодня, когда Украина интегрируется в Европейский союз, проводит либеральные реформы, а Одесса является главным портом свободной Украины и культурным центром, притягивающим туристов из всего мира, старые советские чиновники вместо того, чтобы восстанавливать из бюджета (после децентрализации «таки гроши есть») уникальные памятники архитектуры, уничтожают культурное наследие «Улыбки бога».

Что ж, опять схватка советской парадигмы мышления и европейского подхода к жизни! Но я уверен, что этот воздух, эта среда, эта атмосфера, этот микс, сплав культур, который дал миру такое количество талантов,  приведут к тому, что советская имперская модель неизбежно проиграет и мы сохраним не только уникальные дома, дворики, акации, брусчатку из лавы Везувия и все такое прочее, но и одесскую идентичность. Ибо одессит — это национальность! Иначе я таки – «поц»!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире