«И вы до сих пор работаете вместе?», — искренне удивлялся мой собеседник, один из постоянных гостей моего отеля «Гельвеция», узнав, что большинство сотрудников, с кем мы начинали совместно строить бизнес в начале девяностых, до сих пор работают в компании. Или находятся так или иначе в ее орбите.

«Им несказанно повезло. Волею судьбы они оказались «в нужном месте в нужный час». Благополучно прошли непростые девяностые. И остались в обойме,» — предположил мой собеседник. Уже почти два часа мы сидели в ресторане отеля. И за ужином бурно обсуждали вопросы трудовых отношений, кадровой политики, мотивации персонала. И конечно коснулись деликатной темы — личных и дружеских отношений в коллективе.

«Уверен, мне повезло не меньше», — возражал я. «Ведь найти в те непростые девяностые преданных единомышленников — энтузиастов, готовых идти с тобой до конца — порой лишь за идею, получая взамен нерегулярное скромное вознаграждение — большое везение. Эти люди осознавали, что строили чужой бизнес, но всецело отдавали себя — как своему. Не бросили и не предали в самые сложные времена».

Но любой бизнес, даже небольшой, никогда не стоит на месте. Он растет и развивается, либо в застое — умирает. Развиваясь, подобно растущему цветку в небольшом горшке, бизнес начинает требовать «удобрения», подпитки — профессиональных знаний и навыков. А возможно и смены ставшего тесным горшка — той начальной среды, в которой зародился.

Энтузиазм и мотивация «первых» — как старая почва — уже не может обеспечить стабильный рост и конкурентоспособность молодой растущей компании. А подобная трансформация — всегда серьезный вызов, первый удар и стресс для небольшой дружной семьи, прежде всего из-за за появления новых игроков — профессиональных кадров.

Так, к концу девяностых в нашу небольшую сплоченную «семью» из шести единомышленников начала активно вливаться «свежая кровь» — опытные, хладнокровные профессионалы. Они несли с собой новую корпоративную культуру. А главное — четкую систему знаний и навыков. «Они шли делать свою работу — честно, грамотно. Но за деньги — большие по тем временам».

«Одним словом — смерть друзьям!», — заметил мой собеседник.

И во многом он был прав.

Новичков в небольшом дружном коллективе всегда воспринимают с ревностью и опаской. «Мы-то шли за идею. А эти — пришли на все готовое. И за деньги», — рассуждали друзья. И они во многом тоже правы.

Но только собственник компании в состоянии трезво оценить ситуацию — понять важность процессов роста компании, оценить, что нужно его бизнесу, куда он идёт. И в конечном счёте принять для себя важную истину — без здравых решений, разумного баланса интересов всех сторон и компромиссов в команде невозможно развитие и дальнейшее существование самого бизнеса.

Поставить профессионалов под контроль «друзей», ограничивая свободу их деятельности — бессмысленно и глупо. Не для того их в конце концов приглашали.

Настоящий профессионал всегда требует ясной корпоративной культуры, чёткой иерархии, разделения полномочий и их грамотного делегирования. В противном случае он работать не будет.

Но и ставить крест на «друзьях», избавляться от них в новых условиях ни в коем случае нельзя. Ведь «друзья» за многие годы доказали свою лояльность и мотивацию, набрались практического опыта и знаний. А многие из тех «друзей», кто готов работать дальше в тандеме с новичками — развиваться, повышать свои компетенции, нарабатывать профессиональный опыт, чтобы повысить эффективность своей работы — должны остаться. И собственник обязан сделать все возможное, чтобы их сохранить. Вопрос лишь, на каких условиях. Ведь прежние договоренности в новых реалиях уже никак не работают для «друзей».

Так, один из старейших сотрудников компании за годы работы с профессионалами вырос в одного из лучших специалистов в отрасли. И вскоре возглавил один из важнейших департаментов нашей компании. Изменились и его финансовые условия — помимо заработной платы, премий, он — в отличие от профессионалов — начал получать небольшой мотивационный процент от валовой операционной прибыли. И это вполне справедливо.

Троих членов «семьи», не пожелавших продолжить работу в новых условиях, но готовых работать и дальше в компании, мы направили на развитие новых направлений предприятия — заняли их другими проектами. И это сработало — вскоре они достигли значительных финансовых показателей подразделений и роста эффективности своей работы.

Двое пожилых членов «семьи» в середине нулевых, сразу после прихода профессионалов, покинули компанию. И стали «почетными пенсионерами». До ухода из жизни оба получали солидную прибавку к пенсии — из специального фонда компании, созданного исключительно для «семьи», для самых первых сотрудников. И это тоже вполне справедливо.

Но прежней сплоченной и дружной «семьи» из девяностых больше не существовало.
Бизнес со временем трансформировал и ее — в эффективные и взаимовыгодные производственные отношения. С человеческим лицом.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире