«Администратор небольшого ресторана в районном центре в Алтайском крае попалась на уловки ресторанных мошенников», — сообщает местное онлайн-агенство.

«Схема обмана проста, работает практически без сбоев. И получила широкое распространение в небольших городах и районных центрах России, Казахстана и других стран СНГ»,— продолжает издание.

Суть ее в следующем.

Гость звонит в ресторан и заказывает банкет. Собеседник уверенно заявляет менеджеру заведения, что представляет некие высокие государственные структуры, которым необходимо организовать торжество. Звонящий пафосно наводит суету — сообщает о желании руководства лично встретиться с менеджером или собственником заведения. Притупляя бдительность и втираясь в доверие персонала, звонящий действует нагло и решительно. Вскоре он уже согласовывает с менеджером меню банкета — заказывая заведомо дорогую еду и спиртное. А вместо предоплаты убеждает наивного администратора, что «государство никогда не вносит никаких предоплат. Но и никогда не обманывает».

Требуемого алкоголя в заведении предсказуемо не оказывается. «Заказчик» успокаивает администратора, сообщая, что вопрос приобретения спиртного будет успешно решен с супермаркетом, расположенным по соседству с кафе.

Вскоре раздается очередной звонок — незнакомая дама сообщает менеджеру, что она директор соседнего известного супермаркета. И по договоренности с «важным чиновником» организовала для кафе необходимый алкоголь и даже часть деликатесных продуктов — по самым лучшим ценам. И просит подъехать и оплатить заказ. Но вскоре перезванивает и сообщает, что находится на выезде, не сможет лично встретиться с менеджером. Дама убедительно просит менеджера незамедлительно произвести оплату, сославшись на то, что магазину нужны гарантии того, что заказанный товар будет выкуплен.

Звонок «высокопоставленного чиновника» не заставляет себя ждать заказчик подтверждает договоренность с супермаркетом, заверяя по телефону, что на банкете полностью оплатит все услуги заведения. И будет постоянно сотрудничать с этим рестораном в будущем.

В предвкушении солидной выручки от важного «государственного заказчика», доверчивый управляющий заведения перечисляет указанной торговой точке пятьдесят тысяч рублей. И радостно начинает готовиться к банкету.

Но алкоголь так и не поступает в заведение, телефон торговой точки упорно молчит. А след заказчика мгновенно исчезает.

Осознав, что стала жертвой телефонных мошенников, владелица ресторана обращается в полицию. МВД по Республике Алтай, устанавливает абонентский номер злоумышленника. И возбуждает уголовное дело, расследование которого продолжается до сих пор.

«А в феврале в Астане жертвой ресторанных мошенников стали руководители и администраторы сразу нескольких отелей и ресторанов»,— продолжает издание. Им заказывали банкет «для акима».

Стоит заметить, что этот вид ресторанного мошенничества встречается нечасто. Преступники промышляют в небольших городках и населенных пунктах — там, где предприниматели разобщены, доверчивы и часто неопытны.

Большинство рестораторов в крупных российских городах — вполне грамотные предприниматели. Они много лет тесно общаются друг с другом, состоят в профессиональных ассоциациях и сообществах, имеют опыт, давние партнерские отношения с поставщиками. И не позволят мошенникам обвести себя вокруг пальца столь незатейливым способом.

Любой банкет с большим количеством гостей (свадьба, дни рождения, корпоративы) всегда начинается с предварительного заказа и последующей обязательной предоплаты, подтверждающей серьезность намерения заказчика, гарантию его платежеспособности. А, главное, дает возможность заведению закупить, приготовить и накрыть стол заранее обговоренным ассортиментом блюд — к приходу целой армии голодных гостей.

Выбор блюд заказчик мероприятия осуществляет строго по банкетному или обычному меню заведения. А напитки и алкоголь — по винной карте ресторана. Закупки продовольствия и напитков рестораторы, как правило, осуществляют через сеть надежных поставщиков — тех, с кем у заведения установлены многолетние договорные отношения. А не в случайных торговых точках. Особенные позиции спиртного — если его нет в винной карте заведения — ресторан обязательно запросит их у своих поставщиков, предварительно согласовав с клиентом цены, объем закупок и размеры возможных скидок. Или разрешит заказчику принести алкоголь с собой, заплатив заведению так называемый «пробковый сбор» (фиксированную плату с каждой «чужой» бутылки).

Чаще всего обманщиками оказываются мошенники-гости. Несколько раз в год любое заведение в большем городе сталкивается с посетителями, которые отказываются оплачивать счета, ссылаясь на нехватку или полное отсутствие денег.

Зачастую такими «потребителями» оказываются либо «отмороженные» маргиналы, либо весьма опытные «клиптоманы удовольствий», совершающие такие поступки не впервые, ради драйва и куража. Они прекрасно осведомлены о своих правах и последующем наказании. «Все равно рукой нас не тронете»,— улыбаясь в лицо, откровенно уверял секьюрити молодой парень, зашедший однажды с целой компанией друзей в один из ресторанов моего отеля «Гельвеция». «Сдадите ментам. А они нас сразу отпустят — ведь мы признаем долг и не скрываемся. А значит мы — должники, а не мошенники. И однажды все обязательно заплатим. А сейчас денег нет — временные финансовые трудности» — продолжал ерничать молодой человек, под громкий смех своих друзей, держа в руках неоплаченный счет.

И отчасти он прав. Мошенничество признается только в суде. При подготовке искового заявления истец (ресторан) проходит длительные процедуры установления личности должника и адреса его постоянного проживания, сбора подтверждающих финансовых документов, письменного информирования должника. И доказательства систематического уклонения должником от исполнения своих обязательств по оплате долга.

Вся процедура сложна, дорога и запутана. Почти никто из рестораторов в подобных ситуациях в суды не обращается. Менеджмент предпочитает разбираться на месте. И строго в рамках закона. В ответ на привычную фразу «деньги кончились, не рассчитал, а заначка — дома», секьюрити убедительно просит должника обратиться за помощью к друзьям и знакомым — с просьбой перевести ему деньги на карту, либо подъехать и оплатить за него счет.

В случае отсутствия карт, родственников, друзей и знакомых, готовых помочь, секьюрити ничего не остается, как предложить последний возможный вариант — отпустить должника домой — «раскурочить единственную свинью-копилку», оставив в заведении в качестве гарантии оплаты любые ценные предметы должника, превышающие по стоимости размер долга.

Но чаше всего это лишь ритуальные танцы с мошенниками, заведомо решившими «кинуть» заведение. В суды рестораны и отели обычно не идут — судебные издержки зачастую оказываются выше самой суммы задолженности. А решение суда еще нужно исполнить. И дело обычно заканчивается лишь вызовом полиции, составлением длинных письменных показаний, передачей нарушителя служителям правопорядка. И закрытием счета самим заведением.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире