15:20 , 11 марта 2015

«Чиновник — про процесс. Капков — про результат». Носик, Левичев, Янкаускас и другие об отставке Сергея Капкова

Оригинал текста на «Йоде»
10 марта глава департамента культуры Сергей Капков ушёл в отставку. За четыре года на этом посту ему удалось стать одним из самых известных, влиятельных и противоречивых чиновников за всю историю Москвы. «Йод» собрал мнения коллег, друзей и знакомых Капкова о том, что он сделал для города, чем они ему благодарны и что будет дальше.

Антон Носик, медиаменеджер

Очень жаль, что Сергей Капков ушёл-таки с поста министра московской культуры.

Но хорошо, что это случилось только сейчас, а не в сентябре 2013 года, когда после выборов мэра такие слухи впервые появились.

Понимаю, что сейчас многие заведут волынку, что Капков — член «Единой России», несёт коллективную ответственность за все дачные кооперативы, коррупцию, войну на Украине, варварский снос памятников архитектуры в Москве (который при Собянине продолжился ударными темпами). Кто-то ещё припомнит запрет кинопоказа в Гоголь-центре — да мало ли можно сегодня предъявить человеку, который всю сознательную жизнь во власти.

Сегодня, когда чиновник оставляет свой пост, куда более уместно вспомнить, чего на этом посту чиновник добился. А Капков добился большего, чем любой другой мосгорчиновник на моей памяти. Я живу в Москве без малого полвека, и впервые за это время в городе появилась разумная и осмысленная культурная политика, основанная на трезвом понимании, что столица России — цивилизованный европейский город. Или стремится им стать.

За всё, что успел сделать Сергей Капков, начиная с прихода в Парк Горького, я могу только сказать ему «спасибо». И отметить при этом хочется не только его благие намерения (их и у реформаторов 90-х было хоть отбавляй). От ельцинской команды «демократов», которые с самыми благородными побуждениями однажды слили Россию Путину, Капкова отмечает один важный параметр: эффективность. Он не только чего-то хотел, но ещё и умел добиваться поставленных целей. Разрушать отжившие институты, создавать на их месте новые с нуля, находить союзников и использовать все окна возможностей, даже если это узкие форточки безвременья. Это качество, которое нам давно бы пора научиться ценить в людях. Потому что в России оно очень слабо представлено. Оппозиция, которая сейчас начнёт кидаться в Капкова овощами и принижать его заслуги, именно потому так и слаба, что ей недостаёт того самого, чем силён Капков — эффективности в решении поставленных задач. Кроме Навального, никто из оппозиционеров не только пока не продемонстрировал таких способностей, но даже и не задумался о том, что одних лозунгов мало, нужно ещё и понимание, как претворить их в жизнь. Без которого мы никогда и ничего не добьёмся.

Источник

Николай Левичев, заместитель председателя Государственной Думы

Отставку Сергея Капкова с поста главы Департамента культуры Москвы уж точно не стоит превращать в трагедию для города. Его назначение изначально выглядело как пас либеральной общественности.

Для либералов он был «светом в окошке» московской мэрии — молодой, модный, креативный. А каких успехов достиг? Открытие модных кафе в московских парках, создание нескольких «творческих», а по сути тусовочных площадок, ротация директоров театров — все, более ничего. Да, еще катки и ледяные горки, но они-то быстро тают. Вместе, кстати, с солидным бюджетом.

Капков перепутал организацию досуга и развитие культуры. Да и досуг этот был не для всех — где отдыхать москвичам, если они не хипстеры на самокатах? Культурное ведомство этот вопрос не решило.

Концертных залов, которых городу не хватает, не прибавилось, зато уничтожили Театр Гоголя и создали «Гоголь-центр», не вылезающий из скандалов. Капков не препятствовал уничтожению архитектурного облика Москвы, потому что защищать его от «новодела» так называемых инвесторов — все равно, что ложиться на амбразуру. Об этом в «Фэйсбуке» не напишешь — испортишь отношения с серьезными людьми.

По Капкову будет сокрушаться лишь «креативный класс», но уж точно не москвичи.

Источник

Константин Янкаускас, депутат муниципального округа Зюзино

Понятно, что Капков так выделялся на фоне общей серости и убогости собянинской мэрии. В нормальном государстве таких людей было бы на порядок больше, как среди власти, так и в оппозиции, и их ротация способствовала бы поддержанию эффективной работы мэрии. Но политический режим в современной России таков, что люди вроде Капкова — исключение на фоне общего правила кадровой политики «лояльность важнее профессионализма». Именно в силу этой уникальности личность Капкова вызывает такие противоречивые оценки — от практически молитв благодарности за велодорожки и фалафельные, до сравнений с надзирателем концлагеря, который вешает фиалки на колючую проволоку. И та, и другая крайность являются ненормальными, но именно потому, что ненормален сам политический режим и политическая система в которой мы живем.

Кандидатура преемника Капкова во главе департамента культуры — лишнее подтверждение этой политической ненормальности. Александр Кибовский — человек, последние 4,5 года обязанный по должности отвечать за сохранение «старой Москвы». На практике же его работа была похожа на молчаливое соучастие уничтожению нашего исторического наследия. Такая кадровая перестановка — хороший показатель того, какие люди и «деловые качества» ценятся мэром Собяниным.

Источник

Александр Кибовский, новый глава департамента культуры Москвы

Мы с Сергеем Александровичем давние коллеги. Все те наработки, все те заделы, которые были сделаны, они будут по преемственности приняты, развиты и продолжены.

Источник

Роман Супер, журналист

С Капковым мы познакомились в туалете. Я приехал снимать репортаж про революцию в театре имени Гоголя: унылый, всегда пустой, серый руиноподобный театр болезненно со скандалами переходил из неумелых рук режиссёра Яшина в золотые руки режиссёра Серебренникова. Капков в тот день приехал с инспекцией в этот театр, ну и интервью мне дать по этому поводу.

В туалете свирепеющий Капков показывает пальцем на унитаз, оборудованный специальным поручнем для инвалидов и не стесняется в выражениях: «Подонки. Просто подонки. И всё в этом театре вот так: ** ******** [абы как]. Драматический репертуарный театр должен уважать зрителя. И будет уважать». Поручень, который должен был помогать людям с ограниченными возможностями справлять нужду, был сделан таким образом, что нужду справить здесь не мог ни инвалид, ни совершенно здоровый человек. К унитазу не подойти и не подъехать. «Да», — киваю я головой, — «И правда ** ******** [абы как]».

За год руиноподобный театр превратился в один из самых модных и успешных в стране. В залах всегда битком. Руины стали стильным уютным пространством. Абсолютно каждый спектакль — явление. Для людей с ограниченными возможностями — свой отдельный комфортный туалет. Если и чувствуешь, что тебя уважают где-то в Москве, то точно здесь — в «Гоголь-центре».

Было много чего ещё. Капков-эстет делает кусочек Европы в парке Горького. Капков-гражданин на митинге протеста. Капков-менеджер делает убогий город хоть немного похожим на просто город. Капков-добряк помогает молодым симпатичным людям реализовывать себя. Капков-чиновник отвечает на любой вопрос ровно через сорок секунд в фейсбуке, а не через сорок дней через пресс-секретаря. Капков-остряк честно называет жопу жопой. Капков-человек разговаривает с людьми на человеческом языке, а не инопланетном, как в общем-то все люди в нашей стране, находящиеся в его статусе.

Продолжение материала и другие мнения читайте на «Йоде»



Читайте нас в ТвиттереВКонтактеФейсбуке


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире