14:00 , 04 января 2015

Артефакты города: Северный речной вокзал — порт пяти морей

Оригинал текста на Йоде

История главного московского порта в архивных и современных фотографиях


Северный речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году. Интересно, что построили его еще до заполнения Химкинского водохранилища, то есть фактически на суше. Вокзал, который также называют Химкинским, считается одним из символов города и интереснейшим памятником сталинской архитектуры.







Общая длина причалов вокзала — около полутора километров. Здание выполнено в форме огромного корабля, который как бы держит путь в направлении пяти морей, с которыми, благодаря системе шлюзов, у Москвы есть возможность сообщения. Отсюда и почти мифологический лозунг, что Москва — это порт пяти морей.





Вход украшен майоликовыми панно, на которых изображена «Москва будущего». Террасы вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей в Москве. Уникальные куранты, стоящие в башне вокзала, перевезены сюда из Воскресенского собора г. Волоколамска. В здании вокзала расположен ресторан. К вокзальному зданию примыкает парк площадью около 50 га. В нем установлен памятник — бюст Алексея Николаевича Крылова (кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР).




Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала — высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935–1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз.




От Северного речного вокзала отправляются суда, работающие на круизных маршрутах до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону, Перми и суда, работающие на прогулочных маршрутах до бухты Радости, Троицкого. Наиболее популярны прогулки по Химкинскому водохранилищу без высадки на берег. Можно также заказать прогулку на теплоходе за город в зоны отдыха. До 2005 года существовала навигация до некоторых подмосковных районов на теплоходах «Ракета». Теперь «Ракеты» осуществляет только туристические прогулки.

Сергей Рут
Читайте нас в ТвиттереВКонтактеФейсбуке

Комментарии

33

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

04 января 2015 | 13:49

Мисква собянинска... Класс!


maila 04 января 2015 | 15:04

z581:
Городские власти убили этот шедевр архитектуры. Сейчас вокзал полностью обнесен забором, чтобы, не дай Бог, кого-нибудь не придавило обрушающимся зданием, а не потому, что его собираются реставрировать. Весь Северный речной вокзал сегодня - сплошное уныние и символ развала СССР.


04 января 2015 | 17:18

maila: А в ДМБ он ещё живой был...


mg_vr 04 января 2015 | 18:39

maila: Весь Северный речной вокзал сегодня - сплошное уныние и символ развала СССР.

а также символов российской культуры, о которых сегодня не вспоминают


vlad_55 04 января 2015 | 20:29

А в моём детстве Северный речной вокзал у нас был символом обалденного праздника -- в школе (весной) был День здоровья, когда вся школа организованно, вместо учёбы отправлялась в этот порт, грузилась на несколько теплоходов и на весь день уплывала на какой-то остров, бесится весь день, вечером так же возвращались... И в пионерский лагерь плыли на теплоходах -- в Москве, в этом порту весь лагерь грузился и три теплохода плыли по каналу и у лагеря все выгружались...


vlad_55 04 января 2015 | 20:54

Да, и сейчас ещё, когда весной в Химкинское водохранилище возвращается весь флот огромных белоснежных теплоходов -- впечатляющее зрелище. Нехорошо, если угробят всё это.


tymopheevich 04 января 2015 | 14:06

Великолепный фоторепортаж! Что касается архитектуры, в сталинское время зодчие, как и во все другие века, опирались на классические ордера. Отсюда и привлекательность, сопоставимость с человеком в масштабах. Чего совершенно не наблюдается в сегодняшем строительстве. Поэтому современные здания так часто нелепы.
Конечно, архитектура того времени, при всей своей тенденциозности, исторически очень ценна. Нужно ее беречь.


svetoch 04 января 2015 | 17:48

tymopheevich: Когда я смотрю на здание и архитектурный комплекс Северного Речного вокзала в Москве, я вспоминаю ныне прочно забытую песню М.Блантера "Пароход покинул Химки". Так как раз описывается сцена отчаливания теплохода с детьми на борту в период летних каникул. "Пароход покинул Химки, вспенил воду за собой. Вот он тает в лёгкой дымке вместе с мачтой и трубой..."


tymopheevich 05 января 2015 | 00:52

svetoch: Кстати, поговаривают, что звезда на шпиле, которая со Спасской башни - та самая, которая сделана из драгоценных камней.


svetoch 06 января 2015 | 03:10

tymopheevich: Звезда на шпиле вокзала? По-моему, она просто инкрустирована была какими-то самоцветами...

Но вообще-то атмосфера в парке и около самого вокзала в начале-середине 1980х гг. (воспоминания детства) была потрясающей: даже тогда многое было будто в 1950е гг. Помню даже оркестр духовой на майские праздники там играл...


(комментарий скрыт)

kataevkot 04 января 2015 | 14:30

Давно пора реставрировать.


04 января 2015 | 14:49

Такое ощущение, что порт пяти морей американцы разбомбили, а не Путин за 15 лет.


frobnule 04 января 2015 | 15:18

Артефакт слегка потрёпан временем... А так... Пока жив. Ну, так — это вопрос времени. Не более.


(комментарий скрыт)

vlad_55 04 января 2015 | 20:44

nepokopennii3: А поподробнее можно? Это не подначка, это просьба.


(комментарий скрыт)

vlad_55 04 января 2015 | 23:41

110 тысяч убитых граждан СССР? По человеку на каждый метр канала? Проверить бы...
------------
Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи - все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины.
--------------
По деньгам постройка канала обошлась совсем дешево, благодаря рабочей силе заключенных. Дмитровские историки, оказавшиеся на ранних стадиях ближе к первоисточникам, оценивают количество погибших на канале Москва-Волга строителей в диапазоне 0,7-1,5 млн. человек. Но скорее всего здесь большое преувеличение. Тем не менее, из рассказов очевидцев растрельные списки были очень большие - целые листы формата А, а люди отправлялись на расстрел простой резолюцией под списком "Расстрелять" и всего одной малоразборчивой подписью.
(с информационного портала города Дмитрова...)
----------------
Расхотелось спрашивать -- кто же строил здание вокзала...


yura51 05 января 2015 | 02:41

nepokopennii3: Спасибо за информацию!


plennik_illuziy 05 января 2015 | 06:03

nepokopennii3: Это Ценная Информация.


sailor76 04 января 2015 | 23:07

nepokopennii3:
Доверия Вам немного. После расстрела в 1938-м академик А.Н.Крылов прожил еще 7 лет, написал в эвакуации мемуары (которые озаглавил "Мои воспоминания", кстати неоднократно у нас издававшиеся) и умер своей смертью в октябре 1945 года. Обо всем этом и о жизни после расстрела можно почитать у его внука С.П.Капицы


05 января 2015 | 00:53

nepokopennii3: (после реабилитанса Крылова, расстреляного в 1938-м
------------------------------------
Вот ты не заманался врать?

"В августе 1941 году А. Н. Крылов, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в Казань. Вернулся в Ленинград в августе 1945 года. В эвакуации он написал свои знаменитые «Мои воспоминания».

В 1944 году принял участие в судьбе Физического факультета МГУ. Он подписал письмо четырёх академиков В. М. Молотову, автором которого был А. Ф. Иоффе. Это письмо инициировало разрешение противостояния между так называемой «академической» и «университетской» физикой[2].

Перевёл на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915).

А. Н. Крылов умер 26 октября 1945 года. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища неподалеку от И. П. Павлова и Д. И. Менделеева."


nnbobrovskiy 04 января 2015 | 18:14

Статья замечательная и отличные фотографии!
Единственное, что сейчас идет секвестирование всех расходов, включая социальные и идут даже намеки, что сократятся и военные расходы. Это все из-за Украины с Крымом и санкциями, плюс падение цен на нефть. А так как власть хочет оставить все как есть, то и это, естественно, никто в обозримом будущем отремонтировать не сможет.
Почему раньше не отремонтировали, когда деньги были? Наверное из-за того, что никто властям об этом не напоминал.


mg_vr 04 января 2015 | 18:43

nnbobrovskiy: а власть для того и есть, чтобы работать на благо граждан без напоминаний ради их будущего, которое должно базироваться на прошлом


vlad_55 04 января 2015 | 20:47

Забыли привести в полный порядок главный речной порт главного города страны? В отставку... :)


markschub 04 января 2015 | 18:16

Полный респект автору, как за выбор темы, так и за фото. Роскошный комплекс парк Дружбы- Речной вокзал является памятником нескольких эпох советского периода. Но так же, как ВДНХ по факту никому не нужен. Бабло надо рубить сразу, проще построить аквапарк, чем возиться с этим "старьем". Так что построили господа за 27 лет в том и будем жить, а для поколения Пепси лучше аквапарк или горнолыжные трассы под крышей, чем отдых на канале. А опущенный шпиль скорей не символ развала, а скорей символ духовной и интеллектуальной импотенции общества построенного на этих развалинах.


czerni 04 января 2015 | 22:30

Из чего же (или как) его строили, если он разваливается за 80 лет?
Соборы, замки, ратуши и палаццо живут и работают сотни лет.


tymopheevich 05 января 2015 | 01:00

czerni: Мерзость запустения. А ведь постройки того же времени, в которых жили номенклатурные работники, в которых и сейчас живут небедные люди, прекрасно себя чувствуют. И замки, и ратуши - все требует ухода. В Европе часто полуразрушенные древние строения продают задешево с условием их восстановления новыми хозяевами.


pugachev_valery 04 января 2015 | 23:58

Московское ворье во власти может только платные стоянки делать да на эвакуаторах из спальных районов эвакуировать автомобили, которые никак не мешают никому, кроме Ликсутова и Собянина!


vladislav 05 января 2015 | 00:08

Таки я и не понял - Москва-то - порт ПЯТИ морей или как?


flasher 05 января 2015 | 00:24

Вообще просто уму не постижимо, что транспортные ресурсы Москвы-реки практически не используются. Водный транспорт - самый дешевый (в пересчете на перевозимую массу). Москва стонет от трафика - а тут самой природой дарованное не то что не используется, а именно ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать.


ikublano 05 января 2015 | 03:10

Город пяти морей - вот смеху то !!!!


plennik_illuziy 05 января 2015 | 05:58

Как всё запущено!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире