Оригинал текста на Йоде



В Москве, как в городе и субъекте федерации одновременно, префектуры/управы сосуществуют с местным самоуправлением, которое представлено муниципальными собраниями с муниципальными депутатами. Между исполнительной властью и мунсобраниями, по букве закона, не должно быть никакой связи. Однако за последние полгода мэрия сделала все возможное для того, чтобы её власть на районном уровне не попиралась. Хитрая муниципальная реформа сначала затронула пятьдесят муниципалитетов весной, «в первую волну», и еще пятьдесят собраний летом. С оставшимися районами разбираются «в индивидуальном порядке» — осложнения вызывает оппозиция, которая на сегодня эту борьбу проигрывает.



Внеочередное собрание муниципалитета Зюзино сразу началось с осложнений. Журналистов не пускали в кабинет, где проходило заседание, секретарь выдворяла их со словами «Когда надо будет, вас вызовут», дверь кабинета буквально пришлось держать силой.

Даже самоуправление такого невысокого уровня на практике оказывается не лишено издержек бюрократии и «номенклатурщины», существует строгая система принятия тех или иных инициатив. До того, как решение о передаче полномочий будет выдвинуто на общем собрании, оно должно быть предложено соответственной «комиссией по развитию» — в Зюзино эта комиссия состоит всего из пяти человек. Тем не менее, полчаса после начала муниципальные депутаты потратили на препирательства с прессой. Немало времени было потрачено и на то, чтобы выяснить, насколько репортеры «Дождя» и «Йода» являются «независимой прессой», насколько «зависимой», кто их приглашал и имеют ли они права снимать на камеру лица депутатов. Председатель комиссии Василий Полухин, сильно нервничая, заявил, что будет лучше, если все депутаты просто проголосуют по повестке, без всяких обсуждений, чтобы «не затягивать этот вопрос».

Депутат Наталья Чернышева перебила его, размахивая ворохом подписей жителей и сыпля мнениями сотрудников уже ликвидированых муниципалитетов. Глава комиссии Василий Полухин молча заслушал монолог, и, ничего не комментируя, попросил по очереди поднять руки «за» инициативу и против неё. Депутаты Чернышева и Ярославцева проголосовали против, но оказались в меньшинстве.

Утро мы встретили в муниципалитете Зюзино, где провели эту ночь с жителями из-за того,что депутаты антиконституционно отдали полномочия. Через две минуты секретарь принесла листик регламента, из которого стало ясно, что пресса должна аккредитовываться на собрания муниципалитета за три дня, что, однако, входит в прямое противоречие с федеральным «законом о СМИ», — тем не менее, корреспондентов выгнали. Остальная часть заседания уже полного состава совета депутатов прошла в закрытой форме. По свидетельству муниципального депутата Натальи Чернышевой, 8 депутатов, против всё тех же 2-х, проголосовали «за». Председатель совета Валентин Щербаков на собрании не присутствовал, «технично» взяв отпуск. В такой скандальной атмосфере Зюзино ликвидировало собственный орган самоуправления, а именно его исполнительно-распорядительную часть. Оставшийся представительный орган, сам совет депутатов, только теперь уже без полномочий, по реформе обзаведется «аппаратом», что по мнению многих юристов и муниципальных же депутатов входит в прямое противоречие с Конституцией.

 Константин Янкаускас, ДЕПУТАТ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РАЙОНА ЗЮЗИНО:
«Изначально вся эта реформа действительно подавалась как инициатива независимых депутатов, — Мотина, Гарначука и Ильи Свиридова. Люди допустили ошибку и двое из трех, кто допустил ошибку, уже её признали, согласились, что выступили «забойщиками» инициативы мэрии. Третий депутат проиграл выборы в Мосгордуму и ушел от партии «Справедливая Россия», таким образом получив политическую оценку со стороны избирателей. Сама мэрия подавала все это в контексте «давайте проведем добровольный эксперимент, который предлагают депутаты», — и тут же 54 муниципалитета сдали свои полномочия. Нам уже тогда стало очевидно, что рано или поздно полномочия заберут у всех.
У нас в районе сложилась достаточно уникальная ситуация, когда в этом вопросе позиция независимых депутатов, — нас двое, — совпала с позицией провластного большинства. Я общался с нашим председателем (Валентин Щербаков), последний раз он сказал: «Я не считаю, что это правильно, когда депутат выбирается с одним уровнем полномочий, а потом сам, добровольно, от части полномочий отказывается. Хотят у нас их забрать — пожалуйста, пусть мэрия отменяет закон города Москвы от 2005 года, когда полномочия делегировали. Но я сам не стану этого делать «. До самого последнего момента у него была такая позиция. После «второй волны», когда еще полсотни с лишним собраний добровольно расформировались, Зюзино осталось одним из 16-ти еще сопротивляющихся районов, среди которых, Щукино, Куркино, Пресненский район и другие». Действительно, не все муниципалитеты так легко сдали свою власть. Собрание Щукинского района по точно такому же вопросу состоялось на следующий день после зюзинского — сегодня, 21 октября, при этом Щукино традиционно считается одним из самых оппозиционных районов Москвы. Муниципалитет здесь удалось собрать конкурентным и неоднородным. Об истории борьбы Щукина с муниципальной реформой Максим Кац подробно рассказывает в своем блоге. По словам мундепа, представители мэрии «обрабатывали» инициаторов реформы со стороны депутатов, искусственно создавалась ситуация, при которой реформа оказывается выдвинутой «снизу», а не «спущенной сверху».

 Максим Кац, ДЕПУТАТ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РАЙОНА ЩУКИНО:
«Я не знаю, конкретно к кому приходили, но знаю, как это было в принципе по районам Москвы, когда к молодым и неопытным депутатам приходил помощник Раковой (вице-мэр Москвы — ред.) и говорил, мол, вы же видите, как муниципалитеты плохо работают, там сидят недалекие люди, валяют дурака, — давайте мы их упраздним, это же хорошая идея, всем же будет от этого только лучше! И вы срубите себе политических очков, ликвидируете муниципалитет, и мы тоже давно этого хотим. Все всё искренне делали, Гарначук, Свиридов, Мотин искренне за это стали выступать. В то же время, все люди от власти клялись-божились, что это единичный случай, эксперимент, обещали, что депутаты смогут контролировать (!) управу, что муниципалитет станет юридическим лицом и так далее. Я сам чуть не написал такой же пост, но меня вовремя отговорил коллега».

Муниципалитеты в Москве никогда не обладали особыми полномочиями, ни до протестной активности 2011 года, которая как раз привлекла внимание новых лиц к районным выборам, ни после.

 Андрей Гребенник: ДЕПУТАТ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РАЙОНА ЩУКИНО:
«Я объяснял неопытным коллегам, что есть базовые постулаты на которых строится местное самоуправление, и они четко прописаны в Конституции нашей страны и в европейской хартии о местном самоуправлении, которую наша страна подписала. Суть заключается в том, что самоуправление вообще независимо от государственных органов. Мэрия никак не может управлять тем, как оно развивается. В нашей стране, в субъектах самоуправление усечено практически полностью. В соседних же странах это абсолютно реально действующий механизм.

Для меня самый идеальный вариант самоуправления — Швейцария, там существует безусловный приоритет решений сельского схода над решением федеральной власти по всем вопросам, кроме федеральных же вопросов обороны, финансов и международных дел. В России, в Москве конкретно, и так усеченное самоуправление сейчас пытаются совсем ликвидировать, об этом свидетельствует уменьшение численности того аппарата, который остается, после передачи полномочий и переформирования. Вы же понимаете, что коллегиальный орган из 5-ти человек, либо из 35-ти — это совершенно разные органы».

Оппозиционный блок к сегодняшнему собранию в Щукино подготовился: Кац договорился с «соратниками», что на заседание он придет один, таким образом собираясь сорвать «кворум» — общее количество депутатов, необходимое по регламенту для принятия хоть какого-то решения. «На всякий случай», Кац подготовил 36 примитивных поправок, которые, по регламенту же, пришлось бы зачитывать несколько часов, таким образом задействовав «итальянскую забастовку». Но в этом не оказалось необходимости — кворума не собралось, провластные кандидаты не смогли продавить инициативу.



Следующее собрание щукинского муниципалитета будет уже плановым, и в повестке вопрос о передаче городской управе полномочий пока не стоит. Однако, по словам Максима Каца, на днях должно состояться закрытое заседание правительства Москвы, на котором власти вынесут решение — додавливать ли муниципалитеты, и как сделать это законным образом. Кац считает, что мэрия заинтересована исключительно в «унитарном» исходе и не станет терпеть дюжину своенравных районов.

При этом, как показывает практика, в этом стремлении власть готова пойти на что угодно, и способна повлиять на любые органы, в том числе и правоохранительные. Мундеп Сергей Соколов рассказывает, как оппозиция Коньково сумела обратить внимание прокуратуры округа на неконституционные действия, но ситуацию тут же завернули.

 Сергей Соколов, ДЕПУТАТ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РАЙОНА КОНЬКОВО:

«У нас большинство голосов было за отказ от полномочий, и буквально на следующий день после заседания, голосовавшие обратились в прокуратуру Юго-Западного округа. Прокурор на следующий день прислал главе муниципального образования бумагу, что он опротестовывает решение в связи с тем, что оно неправомерно. Еще через день прокурор прислал письмо, в котором было написано: «Я, прокурор Ющенкова, отзываю свой протест от такого-то числа», без объяснений причин. Видимо, сверху кто-то надавил на Ющенкову, чтобы она официально «передумала»».

Недавно я видел, что руководитель Департамента органов территориальной власти Шуленин прислал нам письмо, чтобы мы уже принимали не устав в новой редакции, а новую структуру муниципалитета без полномочий. Полномочия все перешли в управу.

Устройство власти в Москве неконституционно в принципе, потому что закон, который регулирует местное самоуправление в Москве противоречит федеральному законодательству, считает депутат района Южное Тушино Вера Кичанова. В её муниципалитете реформа произошла уже давно, причем сама Вера по наивности помогла её реализации.

 Вера Кичанова, ДЕПУТАТ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РАЙОНА ЮЖНОЕ ТУШИН:

«У нас в районе все это давным-давно приняли «в первую волну». Когда это инициатива появилась, она была ответом на статью мундепа Гарначука, где он сравнил полномочия у муниципалитетов (исполнительный орган — ред.) и муниципальных собраний (представительный орган — ред.) и пришел к выводу, что муниципалитет — это лишнее заведение, которое можно ликвидировать и передать полномочия депутатам, потому что они ближе к людям. И мы поддержали эту инициативу и передачу полномочий. Потом приходит эта бумага из официозного Совета муниципальных образований (АМОМ — ред.) и нам наша глава собрания радостно объявляет, что после упразднения муниципалитета наши полномочия передаются управе. Тогда мне позвонил Максим Кац и рассказал, что он тоже сначала повелся, но потом ему объяснили, что на самом деле это только выбивает почту из под ног местного самоуправления. Власть продавила эти поправки, воспользовавшись ситуацией, а коллеги проголосовали по указке».

Таким образом независимые и оппозиционные муниципальные депутаты лишились даже тех немногих инструментов власти, которые они имели, вроде возможности делать скверы, прокладывать велодорожки, инспектировать спортивные площадки, координировать комиссию по делам несовершеннолетних. В тех районах, где муниципалитеты уже упразднили, бюджет сократили с 60-ти миллионов до 15-10-ти миллионов, 80% которого начинает уходить на содержание возникающего «аппарата депутатов», не обладающего никакими полномочиями. Теория малых дел оказывается недоступной.

Спикер Мосгордумы и председатель Совета муниципальных образований (АМОМ) Алексей Шапошников не смог прокомментировать Йоду сложившуюся ситуацию, сославшись на занятость в связи с подготовкой к заседанию думы.

Кирилл Руков
Читайте нас в ТвиттереВКонтактеФесбуке

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

ajsenev 22 октября 2014 | 08:13

. Вертикаль, понимаешь. Власть концентрируется в одних руках.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире