yavlinsky_g

Григорий Явлинский

22 ноября 2017

F

Как поднять экономику? Как стимулировать масштабный внутренний спрос? Раздать людям землю под строительство индивидуальных домов. Думаете, это утопия? Нет, это реальный и необходимый план, на который при наличии политической воли у государства средства есть. В соответствии с программой «Земля — Дома — Дороги» государство не только бесплатно предоставит людям участки земли в частную собственность, но и за счет нефтегазовых доходов построит сеть подъездных дорог, подведет коммуникации, выделит беспроцентные кредиты на строительство. Каждый гражданин России в европейской части страны сможет получить 30 соток земли под строительство собственного дома, а за Уралом — до 60 соток. Массовое жилищное строительство станет мощным двигателем для экономики всей страны.

О программе «Земля — Дома — Дороги» и о других путях вывода из кризиса российской экономики в видеоблоге https://2018.yavlinsky.ru/

Оригинал

Остались ли у государства деньги на пенсии для своих граждан? В правительстве уверяют, что еще остались. Специалисты говорят, что нет. По официальным данным, дефицит Пенсионного фонда России в 2017 году составляет 220,4 млрд рублей. При этом в стране есть много госкорпораций с многомиллиардными доходами (таких как «Газпром», «Роснефть», «Газпромнефть», «Транснефть»), которые стараются не платить дивиденды своему хозяину — государству. Недополученные государством дивиденды от госкомпаний составляют 300-400 млрд рублей ежегодно.

Вопрос: Как сделать пенсии в России достойными?

Ответ: Если госкомпании перечислят дивиденды в размере 50% от чистой прибыли государству, общая сумма составит 807,32 млрд рублей. Если эту сумму отправить в Пенсионный фонд России, это полностью покроет дефицит и позволит повысить пенсии на 12%. Это будет первым шагом к решению пенсионной проблемы без повышения пенсионного возраста.
 -----------—
Обсуждаем решение самых важных для России проблем в видеоблоге

Оригинал

Три года назад Россия пугала Европу, что весь «европейский» газ пойдет в Китай. Но у китайских товарищей оказались совсем другие планы. На днях китайцы заключили с американцами соглашения на 43 млрд долларов о разработке газовых месторождений на Аляске и поставках из США сжиженного газа. Также в ходе недавнего визита Трампа в Китай был подписан меморандум о взаимопонимании с китайской China Energy Investment Corp, согласно которому китайская компания инвестирует 83,7 млрд долларов в проекты по разработке сланцевого газа, а также химического и энергетического производства в Западной Виргинии, США. Все это ставит под угрозу громкий проект по строительству российского газопровода в Китай «Сила Сибири».

Это лишний раз подтверждает, что Китай никогда не будет нашим союзником. Китай рассматривает Россию исключительно как второстепенный сырьевой придаток, а своими главными мировыми партнерами считает США и ЕС. На равноправное сотрудничество с Россией Китай пойдет только тогда, когда у нас будет мощная современная экономика, а не 1,5% мирового ВВП. Но даже в этом случае недальновидно и нереалистично надеяться на то, что сотрудничество с Китаем заменит нам отношения с Европой, частью которой культурно и цивилизационно мы являемся. ЕС — это вторая экономика мира. С европейцами у нас близкие исторические, культурные и цивилизационные основы. Наш жизненный интерес — максимально возможное сближение с Европой. Но и Европа без России не имеет перспективы стать глобальной величиной в XXI веке. Интеграция с Европой для нашей страны — историческая необходимость и неизбежность.

Оригинал

Что нужно сделать для того, чтобы у нас наконец появились честные суды.

Необходимо просто вернуться к Конституции, реально сделать судей независимыми, их должности — выборными, устанавливать распределение дел в судах по жребию, изменить полномочия председателей судов, принять для этого соответствующие законы. Честно говоря, ничего особенного — буквально во всех европейских странах права граждан защищаются судами на несколько порядков лучше, чем у нас. Смотри и делай. Шаг за шагом. Руководству страны нужно только понимать и хотеть, а главное, не бояться независимого суда.

 ---------—
Обсуждаем проблемы правосудия и другие важные для нашей страны вопросы в видеоблоге на сайте

Оригинал

По пунктам, что надо сделать:

1. Вывести всех российских «отпускников и ополченцев» и все подразделения российских вооруженных сил из Донбасса. Немедленно прекратить военную, финансовую, дипломатическую и иную поддержку сепаратистских сил и движений, действующих на территории Украины.

2. Всемерно способствовать международным миротворческим силам в части обеспечения безопасности населения Донбасса.

3. Отказаться от политики «ограниченного суверенитета» в отношении Украины. Не препятствовать европейскому выбору Украины.

4. Немедленно прекратить разжигание ненависти к Украине и пропаганду войны в российских государственных СМИ.

5. Провести обмен пленными по принципу «всех на всех» и объявить амнистию.

6. Предложить странам «нормандской четверки» и США форму международной опеки над «территориями Донецкой и Луганской областей с особым порядком местного самоуправления» на основе института международной опеки, предусмотренного главой ХII Устава ООН с применением опыта Дейтонских соглашений 1995 года и соглашений по статусу Саара 1954 года.

7. Заключить специальное многостороннее (Украина, Россия, Германия, Франция, США и ЕС) соглашение о временном статусе «территорий Донецкой и Луганской областей с особым порядком местного самоуправления» под эгидой СБ ООН, в соответствии с которым все властные полномочия на этих территориях передаются международным органам управления, судопроизводство, правоохранительная деятельность, контроль за границей осуществляются представителями стран-участниц соглашения.

8. Осуществить демилитаризацию всего донбасского региона и прилегающих территорий.

9. Разработать и ввести режим «особой экономической зоны» на основе комбинации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и возобновления действия Соглашения о зоне свободной торговли СНГ. Сформировать специальные фонды экономической помощи для восстановления экономики и социальной сферы региона.

10. После признания всеми участниками соглашения того, что созданы все необходимые условия для обеспечения безопасности и нормальной жизни населения, вся территория Донбасса будет передана под полный контроль Украины.

Оригинал

Сейчас в некоторых кругах принято все валить на народ — мол, заслужили того правителя, которого имеете. Но я много лет езжу по стране и вижу: это не так! Народ у нас творческий, сильный и очень себе на уме. И, конечно, не вина его, а беда, что он потребляет то, что ему дает телевидение. Не виним же мы человека, заболевшего во время голода цингой, в том, что он не ел витаминов? Не было витаминов — зубы и выпали!

Вот и сегодня нет никакой свежей и полезной информации в официальных СМИ, один агитпроп — вот и «выпадают зубы». Народ, которым так хотят манипулировать политики, явно засидевшиеся у власти, сам все отлично поймет и намотает на ус, если ему дать пищу для ума — полезную и внятно изложенную информацию. Для этого мы и сделали серию видеороликов на сайте 2018.yavlinsky.ru.

А мультики… Можно сколько угодно искать в них корыстный смысл, «заигрывание с электоратом». Не найдете. Просто нам было интересно сказать о главном — легко, коротко и с улыбкой. Как говорил Мюнхгаузен в известном фильме, самые большие глупости на земле делаются с серьезным выражением лица. Так что смотрите мультики о политике и думайте. Есть на сайте и материалы для обстоятельного разговора: программа, Экономический манифест, блог о будущем…

А с народом у нас все в порядке. На сайте 2018.yavlinsky.ru> вместе с Алексеичем и Михеичем рассказывю, что нужно изменить в стране, чтобы таланты нашего народа работали на людей и благополучие России.

Оригинал

Россия — часть глобального мира, а наша экономика — часть мировой. Невозможно больше мириться с политикой изоляции, с политикой, которая ведет к введению все новых и новых санкций против нашей страны. Экономисты хорошо понимают, что санкции наносят серьезный ущерб российской экономике, и чем дальше, тем больше. А людям продолжают внушать, что санкции нам не страшны. Или того хуже — что они идут на пользу нашей экономике. Но это ложь либо откровенная глупость. Нашей стране нужны серьезные политические изменения, налаживание нормальных отношений с миром. России необходим такой глава государства, который захочет и сможет проводить политику, направленную на отмену санкций.

Оригинал

«Норд-Ост». В октябре 2002-го я был там. Вел прямые переговоры с боевиками об освобождении заложников. Террористы обещали мне освободить людей в обмен на телефонный разговор Путина с Масхадовым. В подтверждение своей готовности боевики отпустили восемь детей. Но в Кремле уже был другой план, они готовили операцию… Во время штурма погибло очень много людей, погибли дети.

Теракт на Дубровке стал одним из ключевых моментов в истории современной России — тогда новые власти сделали выбор не в пользу сохранения жизни людей. Через два года был Беслан с сотнями погибших… А сегодня наша страна ведет две войны на территории других государств, потеряв счет жертвам.

То, что случилось 15 лет назад в Москве, — наше общее поражение, наша общая трагедия. Ни один российский политик и даже ни один гражданин не может снять с себя ответственность за случившееся. Вечная память погибшим. Искреннее сочувствие и соболезнование родным и близким. Сил и здоровья выжившим.

Оригинал

25 лет назад, в октябре 1992 года, в отделениях Сбербанка всем гражданам России начали выдавать приватизационные чеки стоимостью 10 тысяч неденоминированных рублей каждый — по одному в руки. Назвали все это ваучерной приватизацией, но в историю России эти события вошли как крупнейшая афера ХХ века. И неудивительно, ведь в результате операции, в которой было задействовано практически все взрослое население страны, обогатилась лишь небольшая горстка людей. Именно эти люди, а вернее, их мошенническим образом полученные активы стали фундаментом современной российской экономики и системы власти.

ИГРА В НАПЕРСТКИ

Первый проект закона о приватизации мы с коллегами (руководителем рабочей группы был С. В. Иваненко) разработали еще в январе 1991 года. Закон назывался «О порядке приобретения гражданами имущества у государства». Суть законопроекта заключалась в том, чтобы граждане на свои накопления могли приобретать так называемые средства производства, недвижимость, землю и появившиеся впоследствии акции предприятий. В тот период, в начале 1990-х, это было особенно важно: мы хотели предотвратить разбой и криминальный беспредел. Кроме того, только такой подход мог содействовать созданию в России института частной собственности, ведь, чтобы ощутить имущество своим, нужно приобрести его за добросовестно и лично накопленные средства.

Однако правительство Ельцина от этого подхода отказалось. За отказом от предложенной нами программы по приватизации стоял целый ряд причин. Здесь было и непонимание Ельциным сути проблемы, и мощное стремление к криминальному обогащению узкой группы лиц, лично связанных с членами правительства и окружением президента. Кроме того, в обмен на кредиты МВФ и Мирового банка российские власти принимали без всякой критики некомпетентные рекомендации американских советников. Не стоит забывать и молодых «реформаторов» в правительстве, которые были готовы реализовывать любую программу независимо от ее содержания в обмен на сохранение своих постов. К этому можно добавить отсутствие в стране весомой политической альтернативы и гражданского общества, а также огромное давление со стороны политического руководства западных государств.

В итоге Ельцин пошел по пути, предложенному американцами. В результате их рекомендаций была проведена одномоментная либерализация цен (снятие контроля за ценами). Произошло это буквально в один день — 2 января 1992 года, в условиях стопроцентной государственной собственности, сверхмонополизированной экономики и нулевой конкуренции. Это было не «освобождение цен», а освобождение от контроля советских монополий. В результате в декабре 1992 года годовая инфляция составила 2600%. Сбережения граждан были полностью уничтожены, произошла, по сути, конфискация всех накоплений.

И тогда естественным образом встал вопрос о том, как проводить приватизацию, если все накопления населения уничтожены гиперинфляцией. И власть пошла по мошенническому пути, шепотком, среди своих приговаривая, что «ради создания рыночной экономики можно и обманывать». «Реформаторы» и их советники исходили из того, что российский народ после десятилетий советской власти ничего, кроме уравниловки, не понимает. Поэтому, считали «реформаторы», достаточно будет создать видимость того, что между 150 миллионами граждан России можно поровну разделить почти всю собственность страны стоимостью, по оценке того времени, 1 триллион 400 миллиардов рублей.

Таким образом, всем российским гражданам раздали по одному ваучеру. Эти бумаги обладали ограниченным сроком действия (три года с момента выпуска). Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам неденоминированных рублей. Предполагался обмен этих ваучеров на акции российских предприятий. Но вместо этого ваучерная приватизация превратилась в игру в наперстки в масштабе огромной страны. И люди обоснованно почувствовали себя обманутыми. За исключением небольшого числа «красных директоров», скупивших за бесценок ваучеры у своих работников, а также мафиозных чиновничьих и криминальных групп, владельцы ваучеров оказались и без сбережений, и без собственности. С этого момента люди в нашей стране стали считать российские рыночные реформы жестоким и подлым обманом. Приближались кровавые столкновения 1993 года…

НАЗНАЧЕННЫЕ МИЛЛИАРДЕРЫ

Залоговые аукционы в 1995 году стали, по существу, формой бесплатной передачи крупных и наиболее прибыльных предприятий в частные руки в обмен на кредитование правительства со стороны так называемых частных банков. На самом же деле никакого кредитования правительства банками не было: почти все средства, которыми располагали банки, были государственными бюджетными деньгами. И предприятия были переданы мошенническим путем весьма конкретным лицам — людям, непрерывно крутившимся вокруг правительства (например, в случае с «Норильским никелем» — Прохорову и Потанину).

Таким образом в России был сформирован клан искусственных назначенных миллиардеров, получивших собственность полукриминальным, мошенническим путем. В результате:

— у людей окончательно созрело и окрепло чувство несправедливости;

— в общественном сознании сформировалось четкое убеждение, что получившие таким образом собственность настоящими собственниками не являются (так считают люди, так считает государство и так считают сами «владельцы»), а это означает, что крупная частная собственность в России абсолютно нелегитимна;

— произошло полное сращивание бизнеса, собственности и власти.


Григорий Явлинский
Иная реформа
«Независимая газета», 10 февраля 1994 года
Читать статью


ПОРОКИ РЕФОРМЫ

Вследствие ваучерной приватизации и мошеннических залоговых аукционов был сформирован нелегитимный, полукриминальный фундамент института частной собственности, а следовательно, и всей экономической системы России. Именно поэтому сегодня в России неэффективная и слабо конкурентная экономическая система, у которой нет источников инвестиций, у которой нет и не может быть позитивной стратегии ( «Экономическая стратегия для периферийной системы», журнал Новой Экономической Ассоциации, № 2 2015 год). Именно поэтому почти вся частная собственность в нашей стране носит условный характер, зависит от воли властей и может в любой момент подвергнуться новому переделу. Эти пороки реформы собственности легли в основу не только нескончаемого дела ЮКОСа («Большой сигнал большому бизнесу», Ведомости«, март 2016 года.), но и совсем недавних переделов собственности в России («Минное поле приватизации», «Ведомости, сентябрь 2016 года).

Кроме того, последствиями приватизации 1990-х сегодня являются несменяемость власти (поскольку потеря власти означает потерю собственности), а также отсутствие политической конкуренции, свободной прессы, независимого правосудия и независимого бизнеса. Все эти важнейшие элементы современного государства через собственность и финансовые потоки с помощью карательной системы безусловно подчинены президенту и его окружению.


Григорий Явлинский
Экономическая стратегия для периферийной системы
Журнал Новой Экономической Ассоциации, № 2 2015 год
Читать статью


ВЫГОДНАЯ НЕЛЕГИТИМНОСТЬ

Отношение к приватизации и особенно к залоговым аукционам как к нечестным и нелегитимным процессам сформировалось в российском обществе еще в 1990-е годы. Последние данные опросов ВЦИОМ свидетельствуют о том, что «спустя четверть века после приватизации в нашей стране большинство россиян считает, что итоги этого процесса носят негативный характер (73%), положительные ответы дают лишь 18%, люди, которые сейчас работают в коммерческой сфере, дают даже более негативные оценки, чем бюджетники». А по данным опроса в 2007 году, 71% владельцев и топ-менеджеров крупных компаний высказались за полный или частичный пересмотр итогов приватизации. Закрыть эту тему надо было давно.

Но нелегитимность итогов приватизации как раз на руку Путину. Это было всегда настолько очевидно, что об этом не раз писали ведущие российские СМИ (например, «Ведомости» в марте 2016 года). Учиненный Путиным разгром ЮКОСа был поддержан в обществе именно из-за представлений о нечестности залоговых аукционов. Именно нелегитимность приватизации стала основой лояльности крупного бизнеса — никому не хотелось повторить судьбу Ходорковского, а строительство новых больших бизнес-проектов в 2000-е очень часто шло на понятийно-политических условиях. Отчасти на нелегитимности собственности расцвело рейдерство, в том числе государственное, появились специальные бизнес-практики по отнятию собственности госслужащими и, как результат, огромное число «бизнес-заключенных». (Подробно о моем предложении по решению проблемы — в журнале «Вопросы экономики», № 9 2007 год.)


Григорий Явлинский
Необходимость и способы легитимации крупной частной собственности в России: постановка проблемы
«Вопросы экономики», № 9 2007 год
Читать статью


ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ И СВОЙ ДОМ

Что же нужно сделать для того, чтобы спустя 25 лет полного игнорирования основ института частной собственности люди в России обрели уверенность в неприкосновенности своего имущества? Для решения этой задачи необходимо введение компенсационного налога по типу британского windfall tax (введен в Великобритании лейбористами в 1997 году для компенсации недополученных доходов от тэтчеровской приватизации начала 1980-х). Сделано это должно быть обязательно в рамках комплексного политического соглашения между государством, бизнесом и обществом, которое должно быть выражено в пакете законов («Необходимость и способы легитимизации крупной частной собственности в России», журнал «Вопросы экономики», № 9 2007 год).

Приватизация 1990-х для многих является символом обмана и воровства, но в полной мере представление о нечестности государства и бизнеса у людей возникает только в процессе будничного взаимодействия с ними. Как совершенно верно было замечено в редакционной статье в «Ведомостях» еще в 2012 году, «граждане признают законность приватизации только тогда, когда почувствуют, что их дома защищены от «олимпийского» сноса, дачи — от поджога строителями элитных поселков, а они сами — от незаконной стройки во дворе и самоуправства охранников… Однако без радикальной судебной и политической реформы в стране и сами люди, и частная собственность так и останутся незащищенными». Именно это и является центром всей моей президентской программы.

Оригинал

Встречу Путина с саудовским монархом российский МИД уже назвал «эпохальной». Действительно, президент России встретился в Кремле с другой цивилизацией и с другой, феодальной эпохой. В этом, вероятно, и заключается «эпохальный» характер события. Именно в эту эпоху, эпоху феодализма, все глубже погружается и путинская Россия. Внезапно обострившиеся «дружеские» отношения с Саудовской Аравией, еще недавно злейшим врагом России, настолько же экзотичны, насколько и опасны.

Странным выглядит пышный торжественный прием в Москве в честь тех, с кем в то же самое время Россия насмерть схлестнулась на Ближнем Востоке: в Сирии российская армия практически напрямую воюет с саудитами. Ни для кого не секрет, что Саудовское королевство является одним из идейных вдохновителей и главным финансовым спонсором «Исламского государства», того самого, которое запрещено в России. Кроме того, Саудовская Аравия финансирует «Джабхат ан-Нусру», другую запрещенную в России организацию. Именно «Джабхат ан-Нусра» осуществила в последние недели ряд нападений на российских военных, находящихся в Сирии (кстати, они находятся там вопреки обещанию Путина не посылать в Сирию наземные войска).

Не так давно, в 1990-е и в начале 2000-х, саудиты принимали самое активное участие в развертывании кровопролитной войны на территории Российской Федерации: финансировали и организовывали боевиков в Чечне и на всем Северном Кавказе. Тогда Саудовская Аравия рассматривала сепаратистские процессы на юге России как прекрасный шанс для экспансии и оптимальный вариант для закрепления в регионе, а также реально пыталась внедриться в Поволжье и другие области вплоть до центральной России.

Тогда же, в середине 1990-х годов, Саудовская Аравия насаждала свое идеологическое влияние в России. Через спонсируемые саудитами так называемые благотворительные фонды практически в открытую пропагандировалась военная джихадистская стратегия — необходимость вооруженной борьбы за распространение радикального ислама, расширения сферы влияния джихадистской власти, свержения традиционных российских мусульманских институтов и непрерывной территориальной экспансии.

Так, например, по данным Института Ближнего Востока,[1] саудитами финансировалось издание печатных изданий радикального характера и деятельность сепаратистов в дагестанских селах Чабанмахи и Карамахи, которые превратились фактически в ваххабитские анклавы на территории республики. Саудиты рассматривали эти села как плацдарм для дальнейшей военной экспансии на Северном Кавказе. Кроме того, известно, что именно саудовцы оказывали в России материально-техническую поддержку ряду медресе, из которых затем выходили среди прочих и подрывники домов в Москве (если верить результатам расследования ФСБ, такое медресе было, например, в Набережных Челнах).

Судя по сообщениям официальной российской прессы, спустя почти два десятилетия саудиты снова возвращаются в Россию, но теперь в «экономической упаковке». Как сообщил вице-премьер Чечни, в республике ожидают саудовские инвестиции на десятки миллионов долларов. По мнению специалистов из Института Ближнего Востока, инвестиции в чеченскую и российскую экономику Саудовская Аравия в обязательном порядке будет сопровождать серьезной идеологической экспансией.[2] Как это до недавнего времени делала Турция, параллельно со своими экономическими проектами в тюркоязычных регионах России внедряя образовательные программы с идеологической подоплекой. Кстати, бороться с этими «просветительскими фондами» в условиях российской коррупции очень и очень трудно. При этом проекты с участием европейских образовательных организаций обвиняются во вмешательстве во внутренние дела России и закрываются под самыми разными предлогами.

У главы Чеченской республики свои, особые отношения с саудитами. Предполагается, что это может помочь Путину решать «деликатные» вопросы с Саудовской Аравией, которые все чаще оказываются на повестке дня, например в связи с захватом заложников в Сирии. И то, что Кадырова охотно принимают в Эр-Рияде, тоже далеко не случайно.

Этот кремлевский флирт с саудитами под предлогом экономического сотрудничества (а также, вероятно, в свете обещаний содействовать возвращению высоких цен на нефть и помогать обходить санкции) в первую очередь создает предпосылки для повторения идеологической и джихадистской экспансии королевства в российских регионах, особенно на Северном Кавказе и в Поволжье. А какой еще может быть интерес у Саудовской Аравии в России на фоне фактической войны между двумя странами в Сирии? В укреплении позиций Кадырова?

Не исключено, что результатом этой «эпохальной» встречи российского президента и саудовского короля станет лишь пшик, то есть никакого продолжения за ней не последует.

Но если все же появятся «практические результаты», то чем больше их будет, тем серьезнее будут долгосрочные негативные последствия у этой очередной внешнеполитической близорукости Кремля. У саудитов свой, вполне определенный план: они (пока) будут стараться не потерять общий язык с США, тогда как суверенная Россия в их долгосрочную стратегию принципиально никак не вписывается.

При этом саудиты требуют от России прекратить поддерживать их непримиримого противника, другого очень агрессивного игрока в регионе — Иран. Кремль пытается маневрировать между двумя опаснейшими режимами, которые враждуют друг с другом много лет и дестабилизируют своим соперничеством практически весь Ближний Восток.

Вот такой получается политический постмодерн Путина:

— война России с суннитской оппозицией в Сирии, которую финансирует Саудовская Аравия;

— российские бомбежки ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры» (в провинции Идлиб), которые опираются на Саудовскую Аравию;

— циничное забвение центральной роли Саудовской Аравии в чеченских войнах в 1990-х и начале 2000-х;

— игнорирование вероятной роли Саудовской Аравии во многих терактах в России за последние 23 года;

— игнорирование факта, что саудовские спецслужбы последовательно занимаются распространением джихадистской идеологии по всему миру;

— игнорирование факта, что Саудовская Аравия остается страной самых жестоких средневековых законов даже по сравнению с другими аравийскими монархиями;

— попытки России сохранить союз с Ираном и одновременно искать взаимопонимания с Саудовской Аравией, главным врагом Тегерана на Ближнем Востоке;

— игнорирование связи Саудовской Аравии с «Аль-Каидой» и терактами 11 сентября.

И несмотря на все это Кремль с помощью Кадырова пытается выстроить чуть ли не союзнические отношения с Эр-Риядом.

Не стоит при этом забывать, что Чечня в результате кремлевской политики превратилась в обособленный регион, связанный с остальной Россией не государственными институтами и законом, а финансовыми вливаниями и личной верностью Кадырова Путину. Появление в Чечне нового богатого и влиятельного спонсора и покровителя — очень серьезное испытание предполагаемой «верности» и очевидная угроза безопасности России, кто бы ни руководил ею в будущем.

Полным отказом от каких-либо принципов, этики, ценностей и логики в своей внешней политике за последние пять лет Путин замешал гремучий геополитический коктейль, который крайне опасен для настоящего и будущего России. Заигрывание с таким режимом, как саудовский, говорит об отсутствии элементарного здравого смысла. Это еще один шаг на пути, которого нет.


[1] См. Ю.Б. Щегловин «Размышления о саудовских инвестициях в экономику Чечни и Северного Кавказа в целом». 5 октября, 2017 http://www.iimes.ru/?p=38185

[2] Там же

Оригинал

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире