Прежде всего — поздравление. 26 мая с.г. Ярославу Ивановичу Кузьминову исполнилось 60 лет.

Напомню, что он является главным создателем одного из лучших российских университетов — НИУ ВШЭ. В 1992-ом году, 27 ноября, Е.Т. Гайдаром, и.о. премьер-министра, было подписано Постановление о создании Высшей школы экономики. В этом году нам исполняется 25 лет. Тоже круглая дата!

В сфере профессиональных интересов Кузьминова всегда находилась реформа образования. Несмотря на то, что в начале 90-х реформы были в моде, для модернизации образования надо было найти энтузиастов. Первая идея — переходить на рыночные рельсы, платность — была заложена в основных положениях Закона об образовании 1992-го года. Но довольно быстро эту идею поменяли. Новая концепция, основными авторами которой были Я.И. Кузьминов и А.Н. Тихонов (в то время — министр образования), состояла в том, что государство делает ставку на таланты и способности, а не только на платность. Это особенно важно при переходе из средней школы в вуз. Здесь нужно национальное тестирование — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Деньги идут за учеником, а не наоборот. А это могут быть только государственные деньги, государственное именное финансовое обязательство — ГИФО, важное дополнение ЕГЭ. ГИФО предполагали дифференцировать в зависимости от набранных баллов на ЕГЭ. Но тогда на это не решились. Вместо ГИФО ввели подушевые нормативы финансирования.

Я подозреваю, что к идее ГИФО ещё придётся вернуться. Задача выравнивания условий приёма с помощью ЕГЭ в основном решена, но качество ещё не поднято в должной мере. Здесь работа, пожалуй, только начинается.

Мы теперь вышли на такой этап развития, когда успехи страны, как никогда, зависят от технологических нововведений мирового класса. Это значит, что нужно серьёзно поднимать инновационную экономику, а, стало быть, науку и особенно образование. Не только наука в этом нуждается, но и бизнес, и профессиональная подготовка на всех уровнях. Но мы также нуждаемся в значительном повышении социальной культуры, в институциональных изменениях, которые предполагают более высокую образованность во всех слоях общества. Образование оказывается общей основой будущих успехов (или отставания, если оно само не добьется очень серьёзного прогресса). Отсюда то внимание, которого требует образование от государства и общества.

Нынешнее состояние образования у нас, к сожалению, ещё пока ниже требуемого уровня, и повышение его даётся тяжело, хотя охват высшим образованием довольно высок: 75% выпускников 11-го класса поступают в вузы; если добавить ещё выпускников средних специальных заведений — 83,4%. Велика доля тех, кто учится после 25 лет. Участие населения в формальном и неформальном образовании после этого возраста и до 64 лет — 20%. В США — 59%, в Финляндии — 66%.

После 1991-го года мы сделали отдельные шаги вперёд. Но, как мы видим, ещё очень многое предстоит сделать. Главное — увеличение заработной платы учителей и преподавателей, особенно в провинции, активизация в их число притока молодых способных людей. Мы видели, как начиналась реформа образования. Потом энергия движения упала. Выросло сопротивление тех, кто считает советскую систему образования лучше. Мне лично очевидно, что это не так, и масштабы работы в повышении качества очень велики.

25 мая с.г. в «Независимой газете» я прочитал заметку Антона Зверева, кандидата педагогических наук, журналиста, под названием ««Рынок директоров» работает против «рынка учителей»». Он пишет, что выделение государством денег директору школы ведёт к негативным результатам. Первыми разобрались англичане. В 1988-ом они приняли, под влиянием М. Тэтчер, «Educational Act», по которому каждой семье выписывается сертификат на сумму, позволяющую оплатить обучение в любой школе, хоть частной. Стремились усилить конкуренцию. Результат таков, что решающую роль играет близость расположения школы. Богатые более свободны в выборе школы или жилья рядом с хорошей школой. Конкуренция усилилась, но только в крупных городах.

Я не знаю однозначного ответа на вопрос, что делать дальше. Но согласен со Зверевым: ключевая единица — человек, а не школа. Замечу, что именно на это в своё время была нацелена идея ГИФО, над которой работали ещё в 90-е годы Кузьминов и Тихонов. Есть, над чем работать!

До встречи,
Евгений Ясин

Оригинал

Комментарии

9

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

maruben 29 мая 2017 | 19:23

"Конкуренция усилилась, но только в крупных городах."
-------------------
Читаешь реформаторов образования и видишь ...
Деньги туда, деньги сюда ... Конкуренция....
Нельзя вас подпускать к этому делу, но других нету.
Точнее, в основном все такие. Дайте денег сюда и будет вам образование!

Слушайте, а что? Дайте денег (сущие пустяки) и сделаю вам "систему образования", не хотите?
Так, вы тоже за деньгами? Понимаю!
Пролетаю!


antifashist_yashka 29 мая 2017 | 21:24

Ясин пень, как ясен день. Не лезьте только в школьное образование со своими реформами и цифровым образованием. Покемонство - цель ВШЭ, покемонами проще манипулировать. Умение манипулировать - конек вшэвого образования. Детей нужно учить не знаниям, а навыкам?


in_cat_we_trust 30 мая 2017 | 00:14

antifashist_yashka: Это ватой с забитыми путриотизьмом и духовноскрепанутыми компонентами манипулировать легко, а те же ловцы покемонов, бойцы на танчиках, как и предыдущее поколение, гонявшее DOOM и HL, куда толковее идеологически заточенных обществоведов и прочих пригожинских политологов


antifashist_yashka 31 мая 2017 | 06:22

in_cat_we_trust: Вата - это кто? Выпускников вшэвого вуза ватой делают?


(комментарий скрыт)

vadimp 29 мая 2017 | 21:42

vadimp:
"Главное — увеличение заработной платы учителей и преподавателей, особенно в провинции, активизация в их число притока молодых способных людей."

:) Вот не знал! Думал грешным делом, что одно из главных это их собственная образованность? Нет? :) Все же бы, на старости лет пора и различать "цель" и "инструмент".


love_etc 30 мая 2017 | 07:50

Проблему отставания деньгами не решить. Хоть директору давай, хоть ректору, хоть ученику. Ну вот хоть обдавайся. Модернизация это Петр и Сталин. Но вот Опель нам не продали, к примеру. Т.е. "рыночная" экономика по факту не рыночная, а классическая колониальная.


consts 30 мая 2017 | 10:54

"Я не знаю однозначного ответа на вопрос, что делать дальше".
------------------------------------------------------------------------------------------
Редко такое прочтёшь. Обычно все знают всё.


d_ama 30 мая 2017 | 13:24

Мне понравился рассказ моей знакомой из Сербии о строительном образовании (училась она в Хорватии):
- Принимали на специальность Архитектура всех желающих, разумеется, кто умеет рисовать. На первое занятие пришло почти 100 человек, но с каждым разом все меньше и меньше - информация не всеми усваивалась. К концу первой сессии осталось половина, к концу учебного года - четверть от абитуриентов.
Полностью обучение прошло 14 человек, все бесплатно.
Зато все оставшиеся стали специалистами. А не как у нас - лишь бы получить корочки. Знавала я выпускников-архитекторов, кто и Автокада не знал, и от руки эскиз не начертит. И в то же время обычный выпускник техникума при желании и способностях может всё - и начертить вариант узла, и рассчитать материалы, и объемы, и смету, - и за прораба, и за инженера, и за архитектора


d_ama 30 мая 2017 | 13:55

d_ama: Вот скажите мне, как можно на специальность Архитектура (!) принимать на основании ЕГЭ по истории, русскому языку и (не всегда) математике. Не физике!
Не везде конечно.
Да хоть миллион плати, но если у человека нет пространственного мышления, он не станет настоящим строителем, конструктором, архитектором. Хотя диплом может получить.
Можно ходить на курсы поэзии, но разве на них становятся поэтами??
Поэтому у нас такая экономика - экономистов полно, но по сути это статисты и бухгалтеры, без творческих идей, способностей к аналитике и интуиции

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире