15:49 , 13 июля 2015

Прогресс. Фараон Эхнатон, Моисей и Исаак Перейра, капиталист и сен-симонист

Ныне идёт довольно напряжённая идеологическая борьба между сторонниками национального характера в развитии разных стран и теми, кто считает технический и институциональный прогресс главным фактором.

Первые полагают национальный характер важной особенностью, различия между странами должны сохраняться.

Вторые склоняются к тому, что различия между странами, если они препятствуют развитию, должны стираться и, главное, это возможно, в этом в значительной мере состоит прогресс. Так, Россия сегодня отстаёт от Запада: первые считают, что мы должны сохранять наши особенности, догонять не следует, а вторые – сторонники преодоления отставания, в том числе за счёт преодоления культурных различий.

Я не буду здесь решать эти споры. Приведу один исторический пример. В древнем Египте фараон Эхнатон (ранее Аменхотеп IV), ввёл единобожие. Один Бог – Атон, солнце, солнечный диск. А он – Эхнатон, его главный жрец и защитник. Это был, как я понимаю, способ борьбы со жрецами классической религии. Кстати, его женой была красавица Нефертити.

С Эхнатоном никто не боролся, но когда он умер, довольно скоро его прокляли, реформы отменили. Хотя что-то всё же осталось.
Прошло примерно 100 лет. В 1250 г. до н.э. состоялся под руководством Моисея исход евреев из Египта. Как-то так вышло, что у евреев к тому времени укоренился монотеизм, от единого бога Яхве Моисей принес с горы Синай знаменитые 10 заповедей. Наш замечательный историк Л.С. Васильев, как и некоторые его коллеги, высказывает гипотезу, что монотеизм древних евреев, живших в египетском плену, сложился, в частности, под влиянием идей Эхнатона (Васильев Л.С., История Востока, 2003 г., Т. 1, стр. 130).

Во всяком случае единобожие евреев тогда было исключительным. После Рождества Христова оно получило колоссальное распространение, а с VII века нашей эры ислам сильно увеличил число приверженцев монотеизма.

Монотеизм бы важнейшим шагом прогресса, поскольку заменял суеверия многобожия единообразными правилами культуры.
Далеко не всегда важно, чтобы идеи, вдохновлявшие людей на деяния, составлявшие затем суть прогресса, обязательно сами соответствовали духу прогресса. Бывало наоборот.

Ещё один пример. Александр Гершенкрон пишет об Исааке Перейра, одном из виднейших французских капиталистов эпохи Наполеона III, сыгравших существенную роль в развитии современной капиталистической системы во Франции XIX века, создателе банка «Креди Мобилье», что он был по убеждениям социалистом, горячим поклонником школы Сен-Симона. Меня учили, что Сен-Симон – утопический социалист. Возможно. Но Перейра ценил в нём то, что тот в новом обществе считал лидеров промышленности едва ли не главными политиками. Сен-Симон говорил о выдающейся роли индустриализации и банков как инструментов организации и развития хозяйства, а Перейра создавал «Креди мобилье» для выполнения этой миссии, как учреждение, «предназначенное для более высокой цели» (Экономическая история, хрестоматия. 2008 г. Стр. 139-141).

Потом сторонники Маркса, отводя Сен-Симону гораздо более скромную роль в обосновании социализма, а Перейру причислив к эксплуататорам рабочего класса, в России решили осуществить марксистскую модель социализма в «чистом виде». И совершили ошибку. Они посчитали нужным выбросить рыночную экономику и капитализм, заменив их конструкциями планово-административного хозяйства.

Может быть ошибки допускали и создатели разных направлений монотеизма, но в конечном счёте они внесли свой вклад в прогресс человеческой культуры.

Это только примеры, тему продолжим.

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире