Две последние передачи я посвятил сценариям будущего развития страны и, думаю, ещё не один раз придётся о нём говорить. Но всякая тема исчерпывается, глохнет и, если хочешь к ней возвращаться, нужен перерыв. Нужно обращение к другим темам, что я и стараюсь делать. Теперь – историческая.
В конце 80-х – начале 90-х годов, казалось, что Россия снова входит в семью европейских народов, в которую она входила до I Мировой войны и большевистской революции. Но вот, проходит всего десяток лет, и снова становится ощутимой разница между нами. Нас обвиняют в отступлении от демократии, мы защищаем свой суверенитет. Какое-то чувство, что за этим не просто сиюминутные интересы, но разница в ментальности, в культуре, которая каждый раз даёт о себе знать. Когда это началось?

Народы нынешней Европы, это бóльшей частью потомки варварских племен, преимущественно германских и славянских. Первые вошли в соприкосновение с античной цивилизацией примерно 2 000 лет назад. Спустя 400–500 лет они сформировали первые формы государственности и развалили Западную Римскую империю. В 771-ом году Карл Великий возглавил Франкское королевство, а в 800-ом Папа Римский провозгласил его римским императором. Его правление было вершиной расцвета первой волны европейского феодализма. В 870-ом году после смерти его внука Лотаря II держава была разделена на три части – Запад (будущая Франция), Восток (будущая Германия), Центр (Лотарингия и Северная Италия). Этот раздел считается началом периода феодальной раздробленности в Европе.

В 793-ем году практически одновременно начались походы викингов (варягов) на Европу и Русь. С 862-го года в Новгороде обосновался Рюрик. В 882-ом Киев захватил Олег, принудив славянские племена платить дань. Образовалась Киевская Русь, путь «из варяг в греки» стал её стержнем. В 911-ом Олег совершил поход на Царьград. В 988-ом году, как известно, князь Владимир крестил киевлян. Киевская Русь была для восточных славян чем-то вроде Франкской империи для Запада. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах продолжили ряд великих князей периода расцвета. После смерти Мономаха (1125 г.) здесь тоже начались междоусобица и разделы, свой период феодальной раздробленности.

Говоря об этом, я хочу подчеркнуть, что о том времени нельзя говорить, что Европа и Русь шли разными путями. Были важные отличия: периферийное положение, редкое население, слабое влияние античности. Христианство Русь восприняла от Византии, естественно православие, для которого изначально характерно подчинение церкви государству. Традиция законности, укоренившаяся на всей территории Римской империи, включая Византию, Русью воспринята не была. Но всё же складывавшиеся естественным путём различия в последующем развитии могли быть сглажены. Однако татаро-монгольское нашествие привело не к сглаживанию, а к заметному усилению различий.

Давление восточных кочевников, как и междоусобицы между князьями, вели к миграции населения и возрастанию различий между удалёнными друг от друга княжествами. Можно выделить три социальных слоя, влиявших на облик разных районов Руси: высший слой – князья, средний – бояре и вольные слуги, образующие вооруженную силу и вознаграждаемые землёй, либо в виде вотчины, либо – условного держания; остальное население, земледельцы и другие, интересы которых с племенных времен представляли народные собрания – вече. В разделении Руси обозначились три региона: 1) Запад, всё более связанный с Литвой, где в управлении достаточно чётко прослеживались разные интересы слоёв, особенно князей и бояр с вольными слугами, равновесие между которыми приходилось поддерживать; 2) Север – Новгород, Псков, где сильны оказались вечевые традиции; 3) Северо-Восточная Русь, где на слабо заселенных землях закрепилась власть князей.

В последнем регионе, где потом стало развиваться Московское государство, в удельных княжествах сложились порядки, соединявшие власть удельного князя и собственности хозяина вотчины. Монголы не навязывали свои порядки, но русские князья подсмотрели свойственные ордынцам нормы жесткой иерархии отношений господства и подчинения. Московские князья, получив статус агентов и сборщиков налогов, использовали его для того, чтобы возглавить процесс объединения русских княжеств Северо-Востока, применяя всё более эффективно эти нормы. Жёсткий порядок подчинения служилого люда, боярства. Такие порядки давали преимущества во внешней экспансии, хотя и затрудняли развитие хозяйства и торговли. Этот тип управления, думаю, в основном сложился в период роста государства от Ивана Калиты до Ивана III. Последний, избавившись от монгольского господства, сбор налогов, доселе выполнявшийся Московскими князьями по поручению завоевателей, оставил за собой, не думая делить полномочия.

Этот путь отличался от европейского централизацией власти и пренебрежением законами. На Руси он продержался как основа власти до 1861-го года. Только после наметилось направление на возврат России в Европу.

Оригинал


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире