Стивену Спилбергу присуждена премия Фонда «Генезис» — «еврейский Нобель», как ее называют. Вереницу наград великого кинорежиссера и продюсера, в которой только личных «Оскаров» четыре (его фильмы собрали 50 золотых статуэток) эта премия увеличит не слишком. И не обогатит: 1 000 000 долларов «еврейского Нобеля» его лауреаты традиционно отдают на благотворительность.

Но для нас (и, думаю, для самого Спилберга) чрезвычайно важно, что главной национальной премии удостоен именно он. Его «Список Шиндлера» стал не только киноклассикой (если мерить в «Оскарах», у него их 7, а еще 3 «Золотых глобуса» и «Грэмми») и одним из самых популярных фильмов в кинопрокате и домашнем просмотре. Благодаря ему трагедия Холокоста были узнана, прочувствована, осознана большинством людей на Земле. А подвиг праведников, спасавших евреев в период их тотального уничтожения, поднят до того уровня святости, которого достоин. Теперь Холокост воспринимается, в первую очередь, по образам и сценам из «Списка Шиндлера». Фильм о прошлом сформировал реальность.

Для меня это еще и удивительный и убедительный пример того Провидение, а по-настоящему религиозный человек сказал бы – Всевышний приводит человека к его главному предназначению в жизни, какими кружными путями, сам человек предназначенному ему ни избегал.

В детстве Стивен Спилберг, сын еврейских эмигрантов из России, стеснялся своего еврейства, стыдился религиозности своих родителей, подвергался издевательствам из-за своего происхождения со стороны сверстников. И попав в Голливуд, начав делать карьеру в кино, если и не сторонился, то оставался далеко в стороне от еврейской тематики и национальных сантиментов.

Достаточно вспомнить, что слава к нему пришла после фильма «Челюсти», а сам он был признан мастером кассового развлекательного кино – снимал один за другим блокбастеры, стал чемпионом Голливуда по кассовым сборам. Кто угодно были героями его лент – от профессора археологии с навыками спецназовца до инопланетян. Не было только евреев.

Именно такому человеку попадает в руки книга воспоминаний спасенного Шиндлером еврея. И десять лет этот голливудский счастливчик не может избавиться от мысли сделать об этом фильм. Он все еще старается не влезать в историю до конца. Хочет продюсировать фильм, а не режиссировать. Ищет режиссера. Предлагает Сидни Поллаку, Мартину Скорсезе, Роману Полански. Второй отказывается, потому что считает: это должен снимать еврей. Третий отказывается, потому что для него это слишком близко – ликвидацию Краковского гетто, которую предстоит снимать, он пережил сам, его, 9-летнего, отец в последний момент вытолкнул сквозь дыру в заборе.

Так Спилбергу пришлось взяться за это самому. И он создал шедевр, который не только перевернул его собственную жизнь, но и представление мира о той давней и, казалось, чужой трагедии. После «Списка Шиндлера» в Кракове появился целый мемориальный район. А Спилберг создал свой фонд памяти Холокоста – сегодня крупнейшее в мире собрание свидетельств и документов разве что после мемориала «Яд ва-шем» в Иерусалиме.

Так что «еврейский Нобель» положен ему давно. И наконец он его удостоен.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире