Сегодня евреи отмечают Симхат-Тора, в буквальном переводе – «Радость Торы» — праздник завершения годового цикла чтения Книги. На каждую неделю приходится определенная глава ее, а сейчас, на восьмой день праздника Суккот, свиток дочитывают до конца и начинают читать заново – от начала.

Это единственный еврейский религиозный праздник, традицию отмечания которого ввели русские евреи.

В Советском Союзе 60-70-х годов прошлого столетия они в массе своей были совершенно оторваны от иудаизма, религиозных традиций. Но один день в году, в Симхат-Тора, у синагог (в основном, крупных городов – в Москве, Ленинграде, Риге) собирались Симхат Тора толпы еврейской молодежи. Танцевали, пели, веселились, завязывали знакомства…

На Симхат-Тора в 1961 году к синагоге Ленинграде пришло около 12 тысяч человек, в 1964-м – около 50 тысяч к синагоге в Москве. Это несмотря на то, что открыто проявлять какую-либо приверженность еврейской религии, национальной культуре было в те годы небезопасно.

А потом стало совсем опасно. В начале 70-х власти пытались силой сломать невесть как и откуда возникшую традицию. Милиционеры и сотрудники спецслужб в штатском устраивали профессионально организованные избиения парней и девушек, собиравшихся у синагог. Но на следующий год они приходили опять.

С этих празднований Симхат-Тора фактически началось возрождение еврейского национального самосознания в СССР, сионистского движения, возвращение к религии, борьба за право на репатриацию в Израиль.

И более того. В знак солидарности со своими братьями в Советском Союзе евреи западных стран и Израиля тоже стали проводить грандиозные празднования Симхат-Тора у себя.

Так советские евреи, отрезанная ветвь народа, почти окончательно «потерянное колено», в большинстве своем не знающие Тору, создали новую традицию, подняли статус этого, в общем, не самого важного, религиозного праздника до такого уровня, которого он не имел в течение почти тысячелетия своего существования в еврейском календаре.

Никто в те времена, когда фактически из в общем стихийного сопротивления рождалась новая традиция, распространившаяся по миру, сегодняшнего расцвета еврейской религиозной культуры на постсоветском пространстве и особенно в России.

Что президент страны будет не только публично поздравлять с еврейскими праздниками, но и участвовать в праздновании их. Что на Хунуку – праздник, обычно предшествующий Новому году, — раньше елки на площадях многих российских городов будут устанавливаться громадные светильники – ханукии. Что Симхат-Тора будет отмечаться в сотнях заново отстроенных и новых синагог от Хабаровска до Калининграда.

Центральный ритуал этого праздника – танцы со свитками Торы. Изготовление свитка – он заполняется вручную опытным переписчиком на рулоне пергамента из кожи специальной и тоже ручной выделки кошерного животного – занимает не меньше года – кропотливая, долгая и очень дорогая работа. Среди российских евреев не только нет недостатка в желающих потратиться на нее – очередь стоит. У меня, конечно, нет статистики (она и не ведется), но, думаю, большинство новых свитков Торы, появившихся в синагогах мира в последние три десятилетия, подарены им русскоязычными евреями.

Нам есть с чем сегодня вечером семь раз обойти вокруг бимы – возвышения у амвона, с которого читается Тора во время службы, — и есть где. И нам, конечно, есть с чем сравнивать. Тем полнее наша радость обретения Торы в этот праздник.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире