В пасхальный вечер неизвестные пока антисемиты подожгли иешиву (еврейское религиозное училище) «Торат хаим» в Раменском районе под Москвой. Чтобы не было сомнений насчет их принадлежности, оставили на дверях свой тотемный знак – свастику.

Антисемитские эксцессы, связанные с насилием (а этот демарш сродни теракту – в момент нападения в иешиве находилось около 60 человек, собравшихся на пасхальную трапезу), в сегодняшней России, в отличие от Европы и даже США, крайне редки. Но те, что происходят в последнее время, устраиваются, как правило, последышами нацистов.

Месяц назад была осквернена могила великого талмудиста XIX века раби Исраэля Салантера в Калининграде. Ее тоже изукрасили нацистскими символами. И уже не первый раз. Раби Саланетер умер в 1883 году. Местные нацисты не могут ему простить, что он жил полтора века назад. Он до сих пор мешает жить им. Они воюют с его могилой, его истлевшим прахом. В Калининграде, бывшем Кёнигсберге…

А теперь – под Москвой, там, где ценой неисчислимых жертв было остановлено нацистское нашествие на нашу страну, где оно захлебнулось – и Россия не попала под власть Гитлера. И снова – потомки победителей нацизма малюют на двери еврейской иешивы нацистскую свастику. Нашли пример для подражания и объект для нападения – все, как у них.

Следование духовным кумирам не только в использовании нацистской символики, но и в выборе времени и повода. Гитлеровцы любили приурочивать свои главные антиеврейские акции к иудейским праздникам.

Вот и иешиву «Торат хаим» (название можно перевести как «Учение жизни») подожгли, когда студенты, их раввины и гости справляли пасхальный седер.

Седер – особый ритуал, важнейший в иудаизме, ключевой в национальном еврейском воспитании. Более двух тысяч лет в первый вечер Песаха каждая еврейская семья собирается за столом и в строго определенном порядке («седер» на иврите и означает «порядок») отмечает Исход евреев из Египта. Самый младший в семье задает четыре вопроса о том, чем эта ночь отличается от других ночей, и все участники застолья читают и рассказывают «Агаду» — беллетризованную библейскую историю о том, как евреи, которые были рабами у фараона в Египте, стали, с Божьей помощью, свободными людьми. Так с младых ногтей каждый еврей впитывает идею свободы как главной человеческой ценности.

Намечая нападение на иешиву в Подмосковье, последователи нацистских традиций, по примеру своих германских кумиров, стремились просто испортить евреям праздник, а на деле помогли им укрепиться в нашей тысячелетней традиции. Свобода для евреев неразрывно связана с преодолением замыслов и действий их ненавистников и врагов. Так было в Древнем Египте, так повторялось бессчетно на протяжении всей нашей истории.

Когда в Песах 1943 года, который тогда тоже выпал на 19 апреля, как в нынешнем году, нацисты наметили уничтожение Варшавского гетто, узники гетто встретили карателей огнем. Это было крупнейшее восстание в истории Холокоста. Около месяца почти безоружные повстанцы противостояли отборным частям СС. У бойцов гетто не было ни малейшего шанса не то что на победу – на спасение. Все они это знали, и сражались не за то, чтобы выжить, а чтобы умереть свободными людьми.

Сегодня соотношение сил в нашу пользу. Когда продолжатели дела нацистов поджигали иешиву и малевали свастику на дверях в Подмосковье, в каждом еврейском доме, от Москвы до Нью-Йорка, от Калининграда до Владивостока, от Антверпена до Иерусалима, евреи сидели за праздничным столом, повторяя: «Мы были рабами у фараона в Египте, а стали свободными людьми!» И будем свободными.

Теперь прячутся те, кто свободу, которую отстояли их деды и прадеды в войне с нацистами, променяли на продолжение дела нацистов. Но у них нет сил и нет шансов. Столкновение традиций складывается в нашу пользу.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире