Рязанова знают все. Степень его популярности в народе такова, что, если попросить любого встречного навскидку назвать трех самых известных российских режиссёров – Рязанов будет назван в ста случаях из ста, вместе с Михалковым и Бондарчуком.

Рязанов – это наше все. Это все лучшее, что оставил нам СССР. И сколько ни боролся, ни сопротивлялся этому советскому знаку качества сам Эльдар Александрович, избавиться от от народного ОТК ему не удалось: в сознании большинства населения он так и останется лучшим советским комедиографом, автором «Карнавальной ночи» и «Иронии Судьбы».

Его уход расстроил нацию, она круглые сутки поет ему дифирамбы на всех телеканалах и радиостанциях и, утирая слезы умиления, пересматривает любимые фильмы. «Наш Рязанов»! И вот, пожалуй, самое несправедливое, что может произойти с памятью об этом удивительном, талантливом, мудром и смелом человеке — это превратить его в «нашего Рязанова», в Рязанова тех 86 процентов, что браво вышагивают по брусчатке Красной площади с бумажными цветами и транспарантами «Россия вперед!» и «Верим Путину!».

Пожалуй, стоит напомнить им, что Рязанов не скрывал своего возмущения «делом ЮКОСа» и был одним из немногих представителей российской интеллигенции, кто открыто поддерживал Ходорковского и Лебедева, когда они были в заключении. Рязанов одним из первых поставил свою подпись под обращением в защиту участниц Пусси Райт, понимая всю чудовищность и неадекватность грозившего им наказания. Рязанов без всяких внутренних колебаний и сомнений осудил «антисиротский закон», называя его «людоедским». И уж совсем из недавнего, что окончательно определило его отношения с режимом: это присоединение Крыма и российское вмешательство в украинские события. И это была не молчаливая форма несогласия, а самая что ни на есть открытая, публичная, которую он готов был защищать и аргументировать в любой возможной дискуссии (только никуда его не звали) – именно поэтому он не побоялся поставить свою подпись под воззванием Киносоюза, осуждающим российскую военную интервенцию Украины, под обращением интеллигенции « против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».

Знают ли об этом 86 процентов россиян, поклонников «нашего Рязанова»? Боюсь, что вряд ли. А если и узнают, то не поверят. Народу не нужен этот Рязанов – презирающий победный лязгающий путь, что вновь выбрала его «вставшая с колен» Родина. По этому пути он уже когда-то шел, понимая, что других декораций кроме выстроенных партией и правительством, в его стране не будет.

Советская власть была данностью, обстоятельством непреодолимой силы. Перед мыслящим совестливым человеком возможности выбора, конечно, были. Но весьма ограниченные. Рязанов никогда не был диссидентом, не рядился в эти одежды и в перестроечное время – когда было модно кичиться своим былым фрондерством и изображать из себя жертву режима. Нет, судя по фильмографии, по количеству фильмов, сценариев, телевизионных работ – Рязанов был успешным человеком, прожил жизнь долгую и активную, и большинство его замыслов осуществилось. Другой вопрос – та цена, которую приходилось платить каждому художнику, претендующему на свой голос в искусстве. И даже здесь, допуская компромиссы, идя на уступки надзорным органам, когда они в очередной раз требовали что-то убрать, что-то переснять, что-то переозвучить – даже здесь Рязанову удавалось сохранить достоинство и не превращаться в холуя, в труса. Он был очень смелым человеком, бойцом. И все, кто работали с ним, – знали это.

Кажется, что комедия, как жанр, досталась ему случайно. И он как то очень умело и стремительно подогнал ее под себя, под свою интонацию, под свой лиризм, под свою иронию, и насмешливость. Они все очень отличались друг от друга наши комедиографы, они были в чем-то даже антагонистами – Рязанов, Гайдай и Данелия. И Рязанов был особо любим именно советской интеллигенцией, потому что снимал про них, давал им надежду, предлагал руку для спасения. Он убеждал нас, что всегда и везде, при любых обстоятельствах можно остаться порядочным человеком, и ничего вам за это не будет. Это было невероятно важное послание именно тогда, в глухие безбрежно серые и гнусные годы, когда особенно остро люди ощущали свою беспомощность.

Рязанов проходил этот путь – самоочищения, освобождения от рабского сознания, от всеобщей апатии – вместе со своим зрителем, подбадривая его, заставляя смеяться в лицо невежеству, хамству, пошлости, учил защищаться от идеологического молоха.

К началу новой эпохи – эпохи новой России – Рязанов пришел убежденным демократом и неискоренимым романтиком. Его кинематографические поиски времен перестройки все дальше уводили его от комедии в сторону притчи, философской сказки, что не всегда совпадало с зрительским интересом. Венцом этого нового метафизического пути стал для Рязанова многострадальный «Андерсен», которому он отдал столько сил и личных переживаний, что на большее уж и не осталось. «Андерсен», как и любимое самим Рязановым «Предсказание», как «Небеса обетованные», как «Привет, дуралеи» — это те картины, которые нам еще предстоит оценить и попросить у режиссера прощение, за то что были так высокомерны и пренебрежительны по отношению к этим работам.

Ну и конечно стихи. Стихи, без которых представить себе Рязанова невозможно. Это какая-то особая сторона его жизни, которой он доверял абсолютно. Потому что здесь он был свободен от условностей и цензурных окриков, здесь не нужно было прятать крамольные мысли в красивую обертку и бояться быть не понятым. Стихи Рязанова просты и безыскусны, но невероятно глубоки, трагичны, безжалостны по отношению к себе. Все что ему не удалось сказать в кино, он договорил, дообъяснил в своих поэтических строчках.

Наш Эльдар — лирик, философ, гражданин, художник. Романтик, настоящий рыцарь, боец. Человек, умевший любить, ценить жизнь, ценить любовь. Не предавший ни друга, ни женщину. Не лебезивший перед властью и перед публикой. Человек, с достоинством встретивший смерть. С прямой спиной.

Он столько вложил в нас с вами. Постараемся его не разочаровать.



Комментарии

292

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

fgur 04 декабря 2015 | 12:18

В старинном парке корпуса больницы,

кирпичные простые корпуса...

Как жаль, что не учился я молиться,

и горько, что не верю в чудеса.


А за окном моей палаты осень,

листве почившей скоро быть в снегу.

Я весь в разброде, не сосредоточен,

принять несправедливость не могу.



Что мне теперь до участи народа,

куда пойдет и чем закончит век?

Как умирает праведно природа,

как худо умирает человек.


Мне здесь дано уйти и раствориться...

Прощайте, запахи и голоса,

цвета и звуки, дорогие лица,

кирпичные простые корпуса...В старинном парке корпуса больницы,

кирпичные простые корпуса...

Как жаль, что не учился я молиться,

и горько, что не верю в чудеса.


А за окном моей палаты осень,

листве почившей скоро быть в снегу.

Я весь в разброде, не сосредоточен,

принять несправедливость не могу.



Что мне теперь до участи народа,

куда пойдет и чем закончит век?

Как умирает праведно природа,

как худо умирает человек.


Мне здесь дано уйти и раствориться...

Прощайте, запахи и голоса,

цвета и звуки, дорогие лица,

кирпичные простые корпуса.
----------------------------------------
стыдно читать комментарии...


katrion 04 декабря 2015 | 18:53

Спасибо, Ксения, прекрасные слова.


leonid_sokoletsky 06 декабря 2015 | 13:20


Чудные слова о прекрасном Человеке ! Полностью солидарен со всем сказанным о нём и о ситуации в стране.


(комментарий скрыт)

Марина Баварова 07 декабря 2015 | 11:23

"Наше все" - просто пошлость. Когда нечего сказать, когда зашкаливает скудость ума и искренних эмоций, прибегают к штампам. Неужто эта потеря - тоже из разряда "все на продажу"?
Вряд ли сам Элечка делил своих зрителей по процентам. Все его. И остаются. Да, у мэтра были работы конъюнктурные с точки зрения "либерализма" и "демократии", но не они сделали ему славу и не они подарили ему любовь народа.


petrov56 08 декабря 2015 | 09:21

Мародёрская статейка - попытка либерастов захапать творчество советского художника, устроить делёж у могилы... Что касается поздних его политических взглядов, то возраст сказывается на умственных способностях. Могли возникнуть совершенно фантастические комбинации. Так русский атомный гений Сахаров, состарившись, овдовев и попав под каблук нахрапистой еврейки Боннэр, стал русофобом, прожектёром и демагогом. Лучшими своими произведениями художник служил Отечеству - тем самым 86% народа, столь презираемым авторицей. Для 14% он снял убогий "Гараж", в котором нагромождение звёзд было призвано прикрыть художественную и идейную убогость фильма.


hryunmorzgov 09 декабря 2015 | 11:21

Да, Ксюша, спасибо, - ни убавить, ни прибавить...

Сергей Попов, Смоленск.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире