29 января в силу вступит очередной пакет санкций США против действующих властей в  Кремле. [The countering America’s Adversaries Through Sanctions Act], который был подписан Администрацией Трампа 2 августа прошлого года, предусматривает секторальные санкции против ближайшего окружения Путина, а также самых крупных бизнесменов и  компаний РФ. 
 
  Пока санкционный список не разглашается, но по имеющимся данным в него войдут 50 лиц и порядка 300 членов их семей, которые являются приближенными к руководству Кремля. Таким образом, накануне выборов Штаты пытаются отторгнуть от действующего президента его ближайших соратников, при этом максимально повышая ставки на выборах в марте 2018. 

 На Западе почти никто не сомневается, что Путин одержит уверенную победу, поэтому и пытаются сделать ее как можно более затратной. При этом, ключевым поводом для введения санкций, по мнению американцев, является вмешательство РФ в избирательную кампанию США в 2016 году, чему уже имеется множество свидетельств, в том числе отчеты высшего руководства ФБР и других спецслужб США. 

 В целом, «российская карта» стала важным козырем внутри американской политики, когда вокруг Трампа появляется все больше «дыма» о его возможном сотрудничестве с Кремлем во время избирательной кампании. По крайней мере, несколько лиц в его окружении, включая бывшего советника по Нацбезопасности Майкла Флинна, а также экс-руководителя избирательного Штаба Пола Манафорта уже поплатились своими высокими должностями из-за связей с российским истеблишментом.

  Таким образом, любое упоминание о связях с Кремлем в окружении Трампа автоматически бьет по имиджу самого президента, что затем активно раскручивается как в СМИ, так и  оппонентами от Демократической партии.  

 На сегодняшний день, Трамп пытается всячески дистанцироваться и развеять слухи о связях с Кремлем, поэтому неподписание очередного пакета санкций либо отказ представить Украине «Джавелины» автоматически бросает тень на репутацию президента США.

 Вполне естественно, что эту карту также разыгрывают и «ястребы» от Республиканской партии, которые с 2014 года всячески пытаются ужесточить политику в отношении РФ, так как по их мнению Обама действовал довольно нерешительно. В этой ситуации скандал с вмешательством в выборы является уникальным шансом для реализации более жесткой политики по отношению к  внешним оппонентам американцев.

 В результате, теперешние действия США по  отношению к РФ мало чем отличается от «политики сдерживания», которая была реализована Администрацией Рейгана в 1980-х. Место Афганистана заняли Сирия и  Украина, а несостоятельность советской модели управления стала заменять клептократия среди российского руководства.

 Главное отличие от советских времен состоит в том, что у  Запада нет прямых намерений «растворить» РФ, как это произошло с СССР. Да и в отличии от Рейгана, нынешняя Администрация Белого Дома не считает РФ «Империей зла». 

 Во-первых, распад Союза стал неожиданностью для самых подкованных американских политиков и экспертов, при этом в 1990-х Западом были приложены колоссальные усилия для предотвращения полного коллапса мощной ядерной державы с дальнейшим превращением в «failed state». Для этого были задействованы масштабные финансовые и человеческие ресурсы. Запад остерегался полного коллапса части бывших советских республик, поскольку разгребать последствия было бы дороже.

 Во-вторых, начиная с 1991 года, отношения США с Кремлем складывались довольно дружественные вплоть до 2014 года, а Путин считался приемлемым президентом, с которым вполне можно вести диалог на равных. Исключением стали разве что события в Грузии в 2008 году, но и тогда Администрации Дж. Буша младшего удалось найти общие знаменатели с Кремлем. 

 В-третьих, едва кто либо на Западе сегодня возьмется спрогнозировать какой может быть альтернатива Путину и по какому сценарию начнут развиваться события, если в Кремле начнет меняться власть ? Поэтому, среди всех прочих вариантов Штаты всегда выберут самый прогнозируемый, рассматривая Путина у власти на следующий президентский срок.

 При этом, удавка санкций будет по прежнему сжиматься, указывая Кремлю на неприемлемость выбранной политики как внутри страны, так и за ее пределами, а именно в Сирии и Украине. Таким образом, пока Кремль играет тактически в шашки, Запад пытается вымотать более длительной стратегией шахмат. Но похоже, что финальной «картинки победы» нет ни у одного из игроков.

 Несмотря на всю напряженность отношений, именно «политика сдерживания» призвана предоставить Кремлю больше пространства для маневров с целью как минимум избавиться от санкций, как максимум – нормализовать отношения с  Западом. Пока, к сожалению, к подобным месседжам в Кремле не прислушиваются, делая вид, что ничего особенного не происходит.

 Но если отмотать ленту обратно в 2014, то увидим, что тогда позиции Кремля были куда более прочнее, нежели сегодня. В конце концов, базы Черноморского флота РФ беспрепятственно действовали в Крыму на законных основаниях, проблем с русскоговорящими в Украине, включая Донбасс, никогда не существовало, а санкции не вымывали миллиарды из российской экономики.

 При этом, за это время желающих среди украинцев вступить в НАТО возросло до 59 % и ЕС 66,4 % соответственно, что почти в два раза превышает показатели довоенного 2013 года. И если сегодня украинцы намерены обороняться «Джавелинами», то у американцев найдутся куда более изощренные методы для принуждения к миру. 


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире