17:02 , 13 декабря 2017

«Хождение по мукам» от НТВ: сериал, который недооценили

Источник: vokrug.tv

Обозреватель «Вокруг ТВ» размышляет, почему качественный проект подвергся критике.

На этой неделе на НТВ завершился показ сериала «Хождение по мукам». Канал выпустил сверхожидаемый проект в эфир после того, как телевизионные страсти вокруг празднования 100-летия Октябрьской революции поулеглись. Тема тщательно пережевывалась в сериалах, документальных программах, политических ток-шоу. НТВ предпочло в конкурентную борьбу не ввязываться и начать показ «Хождений по мукам» — сериала не про вождей, а про людей — позже. В итоге к премьере зритель уже оказался перекормлен революцией. К тому же рекламировался выход экранизации не особенно назойливо. А зря. Потому что «Хождение по мукам» режиссера Константина Худякова — это действительно телесобытие.

Критики сериала сравнивают работу Худякова с экранизациями Григория Рошаля и Василия Ордынского. Неблагодарное дело. Каждая хороша по-своему, каждая решала свои культурные и идеологические задачи, рифмовалась со своим временем. «Хождение» Рошаля вышло к 40-летию Октябрьской революции, после недавней смерти Сталина, и конечно, нацеливало нацию на трудовой подвиг. В последних кадрах зрителю показывали VIII Всероссийский съезд советов, на котором выступал Ленин. Держа одну руку в кармане жилета, а другой жестикулируя на всем известный манер, он говорил: «Надо добиться того, чтобы все поняли, что нам принадлежит Россия… Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны». Сестры Булавины и их мужья с энтузиазмом хлопали вождю, белый офицер Рощин счастливо улыбался: «Это моя страна…» Представляю, какая реакция была бы у зрителя, если бы Худяков снял сегодня подобный финал…


Анна Чиповская в роли Даши в сериале «Хождение по мукам» режиссера Константина Худякова

Телефильм Ордынского потряс зрителей редкой красотой и породистостью актрис, сыгравших роли Даши и Кати, — Ирины Алферовой и Светланы Пенкиной, а также харизматичными мужчинами Михаилом Ножкиным и Юрием Соломиным. Картина вышла в 1977 году — в период «расцвета застоя». Это было тонкое и умное кино. Не отходя от сюжета, режиссер в концовке все-таки попытался объяснить смысл произошедших с персонажами перемен. Изможденные герои тоже сидели на съезде, но не аплодировали, а устало комментировали: «Где Ленин?» — «Вон он, в черном пальто. Видишь, он быстро пишет, перебрасывает записку через стол…» — «Он, наверное, очень устал» — «Да. В него ведь стреляли…» — «Знаю…» (крупный наезд камеры на лицо Даши) — «Ты понимаешь, какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки… Мир будет нами перестраиваться для добра. Все наши муки не просто так: они для того, чтобы мир перестроился для добра». Чувствуя фальшь и пафос книжного финала, этот прогиб бывшего эмигранта, красного графа Алексея Толстого перед новой властью, эти его неуклюжие попытки замаскировать неискренность чеховщиной, фразами «мы будем много работать и жить в бревенчатых избах», Ордынский, оставаясь в рамках идеологии, все-таки сделал акцент на перерождении персонажей, а не плане ГОЭЛРО.

Тем не менее оба фильма настраивали на оптимистическую волну: впереди у героев была целая жизнь в стране, которая начинала свое движение в светлое завтра. У тогдашнего зрителя тоже впереди были годы безмятежной счастливой жизни с бесплатной медициной, образованием и копеечными ценами на продукты и жилье, поэтому такой финал казался логичным и не вызывал раздражения.

Я с большой симпатией отношусь к версии 1977 года. Но те, кто критикует сериал Худякова, пускай попробуют одолеть 13-серий фильм Ордынского. Медленное декадентское кино с анемичными героями, разговаривающими на одной ноте, в кадре по несколько минут — лестничные пролеты, завиток Даши, колышущийсяна ветру… Это же артхаус какой-то! Готов ли сегодняшний зритель, привыкший к скорости и динамике, к такому восприятию информации, увидим очень скоро: НТВ решился на эксперимент и с 11 декабря (правда, в глубокой ночи) покажет телефильм 1977 года.


Александр Яценко в сериале «Хождение по мукам» режиссера Константина Худякова

Что же касается нынешнего сериала, то его снимал человек, в отличие от Рошаля и Ордынского, знающий, чем закончились мечты о светлом будущем. Откуда ему было черпать оптимизм? Достоинство этого проекта заключается прежде всего в том, что он очень точно попадает в наши сегодняшние реалии, тревоги и ощущения. Худякова упрекают: он показал сестер пошленькими девицами, ищущими лучшей жизни. Во-первых, вовсе они не пошленькие. Во-вторых, они ищут не лучшей жизни, а ее смысл. И долго найти не могут — потому что вокруг все зыбко, мутно и непонятно, потому что все, и в особенности сытые интеллигенты, занимаются демагогией и подменой понятий, они призывают к революционным преобразованиям, они убедительны и бесстрашны. Не от того ли, что знают: в самый опасный момент они убегут в Париж, а проливать кровь будет плебс, по-нашему — быдло и ватники.

Когда в первых сериях слушаешь диалоги в гостиной Николая Ивановича, кажется, что это в программе Соловьева дискутируют либералы с патриотами. «Стабильность — это хорошо», — говорит адвокат Смоковников в первых минутах фильма. «А революция — это плохо, — догадывается зритель. — А посему не надо раскачивать пресловутую лодку». И правильно догадывается, потому что дальше нам очень наглядно и подробно демонстрируют, как это может быть, когда раскачавшаяся лодка все-таки переворачивается.

Кадры, в которых с удалой легкостью люди стреляют друг в друга, весело грабят, в которых кухарка, захватившая квартиру поэта Бессонова, выставляет его за порог, и в которых он мстит ей за это, потому что Хам победил уже повсюду, у меня лично вызвали мурашки по коже. Возможно, столичным зрителям, наблюдающим жизнь из окон, выходящих на Садовое кольцо, все это кажется «пафосом и художественным преувеличением», достойным тонкого троллинга в соцсетях. А вот я как экс-житель одной из бывших советских республик, в которой в период развала Союза происходила самая настоящая война, свидетельствую: у нас тоже все начиналось в уютных гостиных, в которых начитанные, тонкие люди теоретизировали о том, как все прогнило и что пора все менять. Чем закончилось? Резней и мародерством. Пользуясь лексикой троллей, могу сказать: это ни разу не весело, когда ты в одночасье лишаешься своего дома, привычного окружения, когда недавние друзья превращаются во врагов, когда рвутся родственные связи, когда ты убегаешь из места, в котором родился, когда, в конце концов, льется совсем не бутафорская кровь… Все это было с нашей страной в 1917-м, все это было с некоторыми из нас в конце 80-х — начале 90-х. Мы захлебнулись обрушившейся на нас свободой, не смогли с ней совладать. И все это действительно может случится сегодня, в любую минуту. Если мы уничтожаем друга друга в соцсетях и на телевидении, споря по вопросу, ехать нашим спортсменам на Олимпиаду или нет, то как будем реагировать, когда дело дойдет до чего-то действительно жизненно важного?


Леонид Бичевин и Павел Трубинер в сериале Константина Худякова «Хождение по мукам»

Константин Худяков снял небезупречное кино. Во-первых, потому что Толстой написал выдающийся, но не безупречный роман. Во-вторых, потому что каждый из нас по-разному читает книги, и потому что в голове каждого из нас живет свое идеальное кино — с идеальными актерами, музыкой, операторскими приемами. Режиссера обвиняют в том, что он взял на роли Кати и Даши актрис с очень сегодняшними лицами. А где ему было брать других? У нас давно уже произошла десакрализация актерского ремесла. В кино сейчас в большинстве своем играют не артисты, а медийные персоны, за которыми тянется шлейф скандалов, сплетен, мельканий в рекламе (я сейчас не имею в виду конкретно Снигирь и Чиповскую). Их, одних и тех же, много в самых разных проектах. И их действительно трудно ассоциировать с героями классических произведений — с людьми, которые мечутся, рефлексируют и делают свой мучительный выбор.

Но, справедливости ради, разве в нынешнем «Хождении по мукам» не восхитителен Алексей Колган, сыгравший роль Николая Смоковникова? Разве не харизматичен Евгений Ткачук в роли комиссара Сапожкова? Разве не соответствуют литературным героям по возрасту и темпераменту Леонид Бичевин и Павел Трубинер? И разве не заслуживает добрых слов Юлия Снигирь, которая прямо на глазах в кадре худела, чернела и становилась похожа на загнанного в угол покалеченного зверька?...

Сериал Константина Худякова заканчивается совсем не лучезарной сценой съезда и оглашения планов ГОЭЛРО. Измученные люди воссоединяются. Они не знают, что ждет их дальше, но сегодня они счастливы. В финальных титрах зрителя информируют, что Рощина в период репрессий расстреляют, Катю сошлют в ссылку, Телегин пропадет без вести в Великую Отечественную. За всех будет доживать Даша — самый витальный персонаж… Удар под дых. Скажете, вольное обращение с первоисточником? Нет, всего лишь взгляд режиссера, прожившего со своими героями 12 серий, — человека, хорошо знающего историю собственной страны. Кстати, Толстой датой окончания романа обозначил 22 июня 1941 года — одна эта строка любому читателю дает огромный простор для фантазии…


Антон Шагин в сериале Константина Худякова «Хождение по мукам»

Мысль, которая послевкусием остается после просмотра этого сериала, для меня сформулирована, как ни странно, одним из самых неприятных персонажей — отцом Даши и Кати. Помните, как он в эйфории от того, что получил министерский портфель в новом правительстве, доносит на собственного зятя и, уверенный в своей правоте, кричит: «Сейчас наступили такие времена, когда кровные связи — ничто, идея — все». Так вот, ценность сериала Константина Худякова заключается в том, что он опровергает эти слова и доказывает: что бы ни происходило в стране, в мире, на земном шаре, в любые времена ничего важнее семьи и родственных связей нет. И стало быть, нет ничего страшнее братоубийственной войны. Спасибо режиссеру и НТВ за то, что заставили шесть вечеров думать об этом.

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире