16:26 , 27 августа 2010

К гибели буксира Алексей Кулаковский – вопросы без ответов

Как правило, российские вертолеты появляются на местах морских происшествий тогда, когда в море остаются только трупы.

Сообщение Морского координационного спасательного центра (Минтранс): Буксир «Алексей Кулаковский» и танкер «Ленанефть-2064» были направлены на помощь рыболовному траулеру «ТБ-0012», у которого в 07.20 26.08.10 вышел из строя редуктор главного двигателя, судно потеряло ход, встало на два якоря в районе устья р. Лена, в 20 милях от берега, имея дрейф в северном направлении 1 узел.

В 15.45 26.08.10 к аварийному судну подошел танкер «Ленанефть-2064», в 17.45 – буксир «Алексей Кулаковский». В связи с темным временем суток по согласованию с капитаном рыболовного траулера траулера «БТ-0012» было решено взять аварийное судно на буксир после рассвета. В 20.30 с рыболовного траулера «БТ-0012» поступило сообщение по спутниковому телефону о том, что буксир обесточился, дрейфует с креном на левый борт, связи с ним нет. В 20.25 получен аварийный сигнал по системе Инмарсат и 21.01 на буксире сработал аварийный буй АРБ-406. В 21.10 буксир лег на левый борт, а в 21.18 – затонул. Экипаж буксира «Алексей Кулаковский» — 14 человек. На борт танкера «Ленанефть-2064» подняты три члена экипажа — капитан, рулевой, моторист.

С 00 50 до 04.00 27.08.10 поиск в районе проводили вертолет «Ми -8» ООО «Полярные авиалинии» и вертолет Ми-8 ФСБ России. Обнаружены два раскрытых спасательных плота, один нераскрытый, бочки, мусор, масляное пятно, люди не обнаружены.

Погода в районе: ветер юго-западный до 25 м/сек., волна 2,5 м, температура воды +11 градусов, температура воздуха +12 градусов. Состояние рыболовного траулера «БТ-0012» без изменений, на двух якорях дрейфует в северном направлении со скоростью один узел. Про буксир река-море Алексей Кулаковский известно следующее (данные и фото, А.Кулаковский справа, с сайта riverfleet.ru):

Морской буксир (МБ) «Алексей Кулаковский» был построен в 1992 году и принадлежал ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», порт Жатай. Проект 07521. Длина судна — 49.6 м, ширина — 10.2 м, высота борта — 3.5 м, осадка — 2.46 м, скорость 12 узлов, водоизмещение 801 тонна, дедвейт 170 тонн.

Данные по точному месту гибели судна противоречивые. МСКЦ дает 20 миль от берега в устье Лены. СМИ дают 20 с лишним миль от устья Лены в море Лаптевых. Имеет ли это значение? Имеет. Ограничения морских буксиров типа река-море на плавание – не более 20 миль от побережья, волнение не более 2.5 метра. В сообщении МСКЦ удаление от берега и высота волн удивительно совпадают с максимально допустимыми для этого типа судов.

И наконец, так до сих пор и не удалось выяснить регистрационный номер буксира. Если судно типа река-море, не такое мореходное, как обычные морские, обесточилось в условиях сильного шторма и волнения, что могло стать следствием какой-то неисправности или короткого замыкания, то его быстро «добили» волны и ветер. И если это так, то остается выяснить, имели ли право направлять в штормовое море буксир, ограниченный в своих мореходных качествах. Буксир направили на помощь терпящему бедствие траулеру. Вопрос – есть ли в устье Лены и вообще в этом районе всепогодный морской буксир с неограниченным районом плавания, способный работать в любых условиях.

Еще раз обратимся к сводке МКСЦ. На помощь терпящему бедствие, стоящему на двух якорях траулеру ТБ-0012 шлют два судна, оба типа река-море, оба с ограниченной мореходностью, это буксир Алексей Кулаковский и танкер Ленанефть-2064. Это говорит нам об отсутствии полноценных спасателей, не ограниченных райном плавания и погодными условиями. Но мало того, некоторые СМИ сообщают, что танкер Ленанефть-2064 должен был снять с траулера часть экипажа и каких-то пассажиров.

Буксир подошел к аварийному траулеру в 1745, а в 2030 по спутниковому телефону с траулера сообщили, что буксир обесточен и дрейфует с креном на левый борт. Аварийный сигнал поступил еще раньше, в 2025, а в 2101 сработал аварийный радиобуй. СМИ сообщают, что подошедший к аварийному буксиру танкер визуально наблюдал на борту 14 человек. Буксир затонул в 2118. В период с 1745 до 2030 буксир обесточился и будучи развернутым лагом к волне, принял большое количество воды, получил сильный крен и был уже обречен. Он затонул на глубине 20 метров. Почему нельзя было встать на якорь, чтобы держаться носом к волне? Почему помощь запросили слишком поздно?

И почему наконец, на снятие людей с траулера не был направлен вертолет? Равно как и на помощь еще не затонувшему буксиру? Потребовалось бы, при наличии вертолета, слать к траулеру танкер и буксир? Сняли б людей, и пусть себе болтается на якоре, пока погода не стихнет, если уж нет полноценных морских спасателей. Зачем рисковать людьми?

Как правило, российские вертолеты появляются на местах морских происшествий тогда, когда в море остаются только трупы. Вопрос вопросов – почему?

Статистика аварийности на море показывает нам следующее:

1) в основном суда гибнут или терпят бедствие в прибрежных водах;

2) наиболее эффективными средствами спасения являются вертолеты и специальные спасательные небольшие суда.

В России нет ни того, ни другого. Но одних вертолетов мало, нужны еще и обученные пловцы-спасатели, которые спускаются с вертолетов на гибнущее судно или прямо в воду. Их и подавно нет. А что есть? Есть Госморспасслужба, у которой нет и не было вертолетов, пловцов-спасателей и небольших спасательных судов. Есть генералиссимус по чрезвычайным ситуациям Шойгу, догоняющий по наградам маршала Жукова. Есть отважный премьер-министр, радующий нас фотосессиями, из самолета-амфибии, тушащего пожары, прыгающий в Зодиак, охотящийся за китами. Есть погранслужба, которая сильно отличается от Береговой охраны развитых стран, хоть смысл вроде тот же. Там как раз Береговая охрана и занимается спасением. Наши пограничники тем временем, метко стреляют по нарушителям границы, своим собственным рыбакам и прочим иностранцам.

На вертолетах бьют баранов и другую живность. На них же начальство совершает облеты вверенных ему пространств и народностей. И только спасателей на вертолетах нет. Им не хватает места.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире