В мире существует несколько международных соглашений по проверке судов портовым контролем.
Самое большое и авторитетное – т.н. Парижский Меморандум, ежегодно составляющий рейтинг качества стран-флагов. Суда проверяются на предмет соответствия различным требованиям, прежде всего требованиям безопасности.

По результатам проверок ежегодно составляются т.н. Черный, Серый и Белый списки, характеризующие качество флага, под которым зарегистрировано судно.
Особо некачественные флаги попадают в зоны высокого, среднего или умеренного риска. Помимо морального удовлетворения или недовольства, эти списки влекут за собой и материальные последствия, качественные флаги реже проверяются, а значит, меньше риск задержания судна и самого страшного для судовладельца последствия, непроизводительного простоя.

Недавно секретариат Парижского Меморандума опубликовал итоговый доклад по результатам проверок 2009 года.
Россия в почетном Белом списке, опередив такие страны, как Южная Корея, США, Япония, Испания, Польша, Латвия, Азербайджан.
Лидеры по качеству – флаги Дании, Китая и Бермуд (Англия).

Лидерами риска остаются вот уже на протяжении ряда лет КНДР и Ливийская Арабская Джамахерия.
КНДР давно торгует своим флагом и не особо разбирается, кто и зачем регистрирует под ее флагом свое судно. То есть, если вы купили полуразваленную лохань с целью совершить разовый рейс с, предположим, контрабандными сигаретами в Европу, прикрыв их сверху чем-нибудь легальным, и за один рейс окупить все свои расходы и сорвать хорошую прибыль, то флаг северокорейский вам в руки и на мачту.
К сожалению, в Черный список попала Украина, это характеристика ее флота, она флагом не торгует. В списке лидеров Черного списка Грузия и Молдова, но они своим флагом именно торгуют, и похоже, не особо эту торговлю контролируют.

Особый рейтинг составляется для классификационных обществ, это нечто вроде службы морского технадзора и контроля.
Российский морской регистр судоходства занял очень хорошее 9-е место в списке качественных обществ.

Любопытствующие могут ознакомиться со списками и некоторыми специализированными подробностями, в блог списки не вместить.

Российское судоходство отличает высокая культура, недаром например, самые крупные контейнеровозы Японии класса мега (а мега-контейнеровозы являются элитой коммерческого судоходства, наряду с супертанкерами, газовозами, круизными лайнерами и очень большими балкерами) возглавляются бригадой, состоящей из российских капитанов.
Своих специалистов такого класса у Японии нет, страна растеряла морские кадры и теперь лихорадочно их восстанавливает.

Ситуация с российским судоходством напоминает мне ситуацию с российскими паралимпийцами, показавшими великолепные результаты на прошедшей Олимпиаде.
Главная причина – отсутствие внимания начальства. Вертикаль власти пока особо в судоходство не лезет, то есть гадит как может, но решительно брать управление в свои руки пока не решается, уж больно все-таки специализированно, требуются профессионалы, а не менеджеры широчайшего профиля с юридически-силовым уклоном.

Морскую Коллегию России возглавляет впрочем, не какой-то там бывший морячишко, а всем нам известный вице-премьер Иванов, вот почему перед каждым заседанием Коллегии морское сообщество в страхе зажмуривается, уж больно он интересно выступает.

Боюсь, скоро наша бюрократия вплотную займется и судоходством, о причинах необходимости выхода вертикали власти на просторы морей и океанов я уже неоднократно писал.
И когда это произойдет, хорошие спецы окончательно уйдут из страны, а российский флаг начнет быстро догонять по качеству КНДР и Джамахерию.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире