Географические границы подвигов и наград поясняет Администрация Президента РФ.

В истории сомалийского пиратства один из самых нашумевших, тяжелых во всех смыслах случаев – это захват судна типа ро-ро «Фаина» с танками и массой другого оружия на борту в 2008 году.
Захват «Фаины» стал знаковым, именно этот захват привлек к сомалийскому пиратству как явлению внимание мировой общественности.

Эта история тесно связана с Россией.
В составе экипажа из 21 человек были 3 граждан России. Капитан скончался от приступа и неоказания медицинской помощи сразу после захвата, и капитанские обязанности выполнял гражданин России, житель С-Петербурга, Виктор Никольский, бывший старшим помощником.
Я попал на борт судна сразу после его освобождения, когда оно в сопровождении американских военных кораблей следовало в Момбаса Кения. Увиденное и услышанное меня потрясло. И могу сказать, что исполняющий обязанности капитана Никольский выполнил свой капитанский и человеческий долг, в прямом смысле спасая жизни вверенного ему экипажа – минимум два раза например, он останавливал обезумевших от отчаяния людей, готовых идти на пиратские автоматы или бросаться за борт в воды, кишащие акулами.

По прибытии на родину все 17 членов экипажа судна, граждане Украины, были награждены государственными наградами Украины.
За то, что остались живы, что не сошли с ума, что достойно себя вели – это гражданский героизм. В С-Петербурге немедленно по возвращении моряков и доставке тела скончавшегося капитана, появилась инициатива о награждении наших граждан.

Выяснилось, что наградить нельзя.
Никак не получается. Все, кто стоял за этой инициативой, уже махнули на нее рукой, за исключением РПСМ, Российского Профсоюза Моряков. Волынка тянется второй год, но награды так же далеки, как далеки берега Сомали от берегов Невы. Все дело в том, что «в настоящее время, к сожалению, действующим наградным законодательством не установлен порядок предоставления к государственным наградам граждан РФ, занимающихся трудовой деятельностью за пределами РФ, тем более находящихся в нейтральных или международных водах» (из пояснения Администрации Президента РФ).

Губернатор Матвиенко – не сама, правда, а через помощников, пояснила, что для награждения требуется полный пакет, в том числе решение собрания трудового коллектива и выписка из трудовой книжки (каково?).
На возражение, как смогли наградить моряков танкера Московский Университет, был получен ответ – там всё 100-процентно российское, что неправда, потому что танкер был под флагом Либерии. Но дело не во флаге, в конце концов. Получается, что человек не в состоянии совершить достойный награждения поступок в случае, если обстоятельства совершения поступка не совпадают с наградным законодательством. Или вернее, им не учитываются.

Гражданин РФ не может совершить подвиг, находясь под чужим флагом или в каких-то не наших водах.
Это, как мы видим, официально невозможное деяние.

В годы Второй мировой у советских летчиков была проблема – им не засчитывали сбитые за линией фронта вражеские самолеты, что сильно влияло на эффективность истребительной авиации, а эффективность истребительной авиации в военное время, это вам не эффективность менеджера по продаже бельишка от кутюрьишки, это многие жизни и многие смерти.
Так что эти бюрократические игрища с награждениями на самом деле далеко не столь безобидны и смешны, как кажутся.

Специально для моих критиков – про безобразие с неучетом сбитых самолетов писал знаменитый ас Покрышкин в своих мемуарах, опубликованных еще в советское время. Это не мой злобный поклеп на родную советскую власть и на ее преемницу.

Тема наград не то, чтобы болезненная, скорее она болезненно любопытная.
Время от времени в СМИ появляются материалы о награжденных, крайне интересные как награждаемыми, так и тем, за что их награждают. То есть глядя на имена многих награжденных, ловишь себя на мысли, что лучшая и высочайшая награда России (России, а не могучей энергетической державы РФ, твердо рулюемой вертикалью власти) на сегодня – это отсутствие любой официальной награды, как доказательство своей непричастности к этой шайке.

Капитан Виктор Никольский не очень-то переживает за то, наградят его или нет.
Он сейчас не старший помощник, а капитан, командует танкером. Но многим в судоходстве все-таки обидно. Награды для черт знает кого и черт знает за что – есть. Награждают всех подряд, лишь бы был на подходящей должности или в родственных связях. Среди награжденных трогательно много детишек высокопоставленных чиновников. Среди награжденных есть опасливо много лиц, которых ожидаешь в криминальных новостях, никак не наградных.
В общем, надо сильно поработать с лупой, чтобы найти в списках достойных.

Что ж, успокоимся на том, что, может быть, в будущем отсутствие наград нынешней эпохи будет считаться большим плюсом анкетной биографии.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире