13:46 , 10 апреля 2015

Катастрофа «Дальнего Востока»: трагедия ожидаемо превратилась в безумие

Разгадка катастрофы БАТМ Дальний Восток доблестным Следственным Комитетом в изложении ТАСС уже пошла гулять по всему миру под одним и тем же хлестким заголовком: «Причины крушения траулера — жадность владельца и коррумпированность чиновников». СМИ всего мира на всех языках вопят слово в слово: «Причины крушения траулера — жадность владельца и коррумпированность чиновников». Мне тоже хочется вопить, но не от жадности владельца и коррумпированности чиновников, а от обреченности, от полного бессилия.

Что нам наговорил Маркин? Он еще раз, крайне ярко и убедительно, продемонстрировал полнейшую безграмотность Следственного Комитета. Именно СК выдвинул первоначально идею о столкновении с льдиной как главной причине гибели БАТМ. Эта версия была с ходу отвергнута всеми специалистами, там и льдов-то не было. Но СК держался за льдину до последнего. Затем резко сменил курс и взял за основу факты и версию профессионалов – судно опрокинулось, потому что остойчивость была недостаточной. СК не был бы СК, если бы не ухитрился извратить даже очевидное и не поставить все с ног на голову. СК, короче говоря, сообщил нам, что ему все ясно, и что нет в мире следствия, кроме следствия СК. То есть профессионального расследования ЧП категорически не будет.

Поясняю, почему заявление г-на Маркова с профессиональной точки зрения является полнейшим бредом, почему весь этот следственный шабаш делает выяснение истины невозможным.

Начну с мелочи: «И хозяин этого судна, судовладелец, и капитан знали, что в баках минимальное количество топлива, нарушена остойчивость траулера». Это та мелочь, которая профессионалам как железо по стеклу. Топливные баки есть в автомобилях г-н Маркина и следователей СК, а на судах топливные танки.

Мне писали и пишут рыбаки, в том числе люди, имевшие непосредственное отношение к БАТМ «Дальний Восток» и однотипным судам. Вырисовывается следующая картина – неприем забортной воды в топливные танки, из которых было израсходовано топливо, является распространенной практикой, вызванной дороговизной и трудностями сдачи замазученных вод на специальные танкеры или в специальные емкости на берегу. Это отрицательно сказывается на остойчивости, но при соблюдении определенных мер предосторожности не ведет к катастрофе.

Что-то есть, необходимо сделать, что должно выяснить расследование? Оно должно выяснить самое главное – была ли катастрофа неизбежностью вследствие порочной практики судовладельца и капитана, или это все-таки случайность, сочетание ряда неконтролируемых факторов? Работа в море — это риск. Работа рыбака – риск втройне. Аварии и катастрофы статистически неизбежны. Степень вины капитана и владельца может быть выяснена только по результатам профессионального расследования, а не по результатам заявлений СК и его «следствия». Был риск приемлем, или нет? Подробнее для интересующихся здесь:
«Катастрофа БАТМ Дальний Восток. Предварительный приговор».

СК уже заявил нам, что ему все ясно. Виновны жадность и коррумпированность. Тем самым он грубейшим образом исказил само понятие профессионального расследования, сделав невозможным главное, что требуется – установление истины и меры вины прежде всего капитана, потому что только капитан за все в ответе. Никто не имеет права ему приказывать, когда речь идет о безопасности.

Практика СК заниматься расследованиями сугубо техногенных катастроф, трудных для понимания даже профессионалам, та легкость, с которой СК находит виновных, уже исключает из расследования тех людей и те компании, чьи показания крайне важны. Я говорю о распространенной практике не заполнения порожних топливных танков. Необходимо собрать данные об этой практике, но кто, какой безумец, будет давать правдивые показания СК, зная, что за правду можно будет запросто угодить в тюрьму?

Г-н Маркин с праведным гневом говорит, что «Мы сегодня знаем, что на борту было большое количество иностранцев, что они работали там нелегально. Знаем, кто их привез и по каким каналам. Спасательных плавсредств на траулере было на 110 человек, а на борту было 132 человека. То есть, 22 человека были обречены».

Вместо истины или поисков истины нам выставляют обманку. Дело в том, что на этом судне могло быть шлюпок на 1100 человек, или не быть их вовсе, к спасению людей это не имело никакого отношения просто потому, что судно опрокинулось, то есть шлюпки нельзя было спустить на воду. СК спутал БАТМ Дальний Восток с Титаником, затонувшим из-за столкновения со столь полюбившейся СК льдиной. Титаник тонул на ровном киле, с достаточным запасом времени для спуска на воду шлюпок и посадкой в них людей. У судов, погибающих вследствие опрокидывания, нет возможности спустить шлюпки – физической возможности. Это даже первоклассник может понять, если нарисовать ему на бумаге. Кто-нибудь, нарисуйте г-ну Маркину на бумаге, что такое судно, лежащее на боку, где там шлюпки и как они выглядят.

Какая разница, было ли количество людей на борту штатным или превышало штатное расписание? Какое это имеет отношение к причинам катастрофы? Какая разница, была ли часть экипажа нелегалами или легалами? Нелегальный статус работника отрицательно влияет на остойчивость?

А вот что имеет отношение к рыбакам, и что действительно важно, так это причины, по которым суда имеют сложности со сдачей замазученных вод в портах РФ, славящихся на весь мир своей дороговизной и общим крайним безобразием, следствием огромного количества проверяющих инстанций и контролеров. Точно так же и проблема нелегалов – просто я смотрю на эту проблему с другой стороны, с прямо противоположной. Мне не интересен факт наличия нелегалов, мне интересно, почему они нелегалы. Может быть, дело не в жадности, а в законах?

Но все-таки, самое главное в том, что все эти ужасы про нехватку мест в шлюпках, про нелегалов и про жадность с коррупцией, не имеют никакого отношения к истине – к конкретным причинам гибели судна. Между прочим, жертвы Титаника не были напрасными. Его гибель произвела буквально революцию в безопасности мореплавания. А вот катастрофа БАТМ Дальний Восток, похоже, приведет к совершенно обратным результатам. Истины мы не узнаем, СК об этом уже позаботился. Говорится только об ужесточении правил, законов и контроля – а куда их больше ужесточать? Куда их больше увеличивать? Любое судно, грузовое или рыболовное, любой судовладелец в России нарушают законы, правила, наставления, инструкции и прочее – не могут не нарушать, ибо не только их количество превзошло всякие разумные пределы, но и сами они путаются между собой и противоречат друг другу. Если судовладелец перестанет работать и займется исключительно соответствием всем этим требованиям и законам, он все равно не сможет им соответствовать. Все равно приди к нему СК или что другое с «углубленной» проверкой, они найдут огрехи и скелеты в шкафу, и запросто смогут его посадить.

Новые ужесточения в связи с катастрофой Дальнего Востока не улучшат безопасность мореплавания и судов, они ее только ухудшат, потому что проверяемые и вечно виноватые рыбаки – те то есть, кто занят реальным делом, на чьи деньги существуют проверяющие, вынуждены будут как-то эти требования избегать и обходить, или уходить из отрасли. Чем больше обманов и самообманов, тем хуже безопасности. Тем хуже всем – вы что думаете, эти все проверки и контроли бесплатны и не сказываются на стоимости конечного продукта, рыбы? Это только СК у нас такой доблестный, не замеченный ни в жадности, ни в коррупции, ну вот ни разу ни замеченный. Все прочие замечены.

Боже, упаси от борьбы с коррупцией и жадностью методами СК. Не борьба нужна, а разумные законы. Не новые ужесточения, а отмена старых. Честная и прозрачная работа людей, которые производят ценности, а не потребляют их, сидя на шее у государства, должна быть выгодной. Выгодной, а не наказуемой.

Как же все это дешево и гнусно — жадность с коррупцией, проклятый капиталист, скрывающий тело жирное в утесах не то Кореи, не то Японии. Вся эта популистская, играющая на низменных инстинктах практика, вместо поисков истины и разумных законов. Кричи, бейся головой об стену – это Россия, брат. Когда-нибудь будет этому безумию конец, или нет?

P.S. Специально для тех комментаторов, кто бросится поливать меня грязью и защищать родной СК от происков пятой колонны — очень желаю вам попасть в жернова того монстра, который вы защищаете. И предсказываю ваши действия – вы, в безнадежности попыток найти правду и защиту, обратитесь за помощью к таким, как я. Я это уже не раз проходил, знаю. Анонимно меня поливает, а попадает в беду, и приходит ко мне. Здравствуй, родина.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире