11:32 , 21 декабря 2010

С «Войной» покончено? Что в остатке?

В конце прошедшей недели культуртрегеры и просто сочувствующие провели митинг на Пушкинской площади в Москве в защиту активистов арт-группы «Война» Олега Воротникова и Леонида Николаева, которым грозит уголовное наказание за «хулиганство по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
Митинг прошел под лозунгом «Свободу Войне!». Начали приходить также сообщения о поддержке художников из-за рубежа, в частности, о такой поддержке было заявлено со стороны лидера знаменитого Венского акционизма Германа Нитча.

Несмотря на культуртрегерские мероприятия, с «Войной», в том виде, в котором она будоражила общественное мнение на протяжении последних трех лет, кажется, покончено.
Олег Воротников, он же Вор, и Леонид Николаев, он же Леня Еб….й в настоящее время находятся на казенном иждивении в камерах предварительного заключения в Питере, дают показания и подписывает протоколы допросов. Можно не сомневаться, что суд поддержит сторону обвинения, и художники на всю оставшуюся жизнь будут помечены клеймом уголовников.

Вроде даже и адекватно может получиться тому, как эта скандальная арт-группа нынешним летом заклеймила символичным знаком поднимающегося фаллоса Петербургское управление ФСБ (акция «Х.й в плену у ФСБ), а ранее знаком черепа с костями, страшно подумать, само Правительство Российской Федерации (акция «Штурм Белого дома»).

С точки зрения истории совсем неважно, какой впаяют срок художникам судьи, важно, что так будет, и оправдания, как показывает практика подобных дел за последние годы, им не светит.
Наказание в этот раз будет даже более суровым, чем до того. В свете заявленного Президентом и Премьером курса на ужесточение борьбы с экстремизмом, Олегу и Лене придется на какое-то время прекратить заниматься любимым делом, если таковым они не займутся в традиционном жанре тюремных художников.

Тем временем, идеолог, куратор и вдохновитель группы Алексей Плуцер-Сарно после многочисленных предупреждений вынужден был из России уехать.
Как он заявил, из-за опасения неизбежного ареста, Нелегально. В Эстонию.

Ровно так, как в свое время вынужден был эмигрировать в Болгарию легендарный наш акционист Олег Мавромати, распявший себя на кресте Иисуса, а в Чехию – Авдей Тер-Оганьян, известный всем по рубке икон в Центральном выставочном зале «Манеж».

Если же посчитать вместе с другими брызгами от искусства, такими как вынесение обвинительного приговора по уголовному делу Юрию Самодурову за выставку «Осторожно религия», и, аналогично, Андрею Ерофееву за выставку «Запретное искусство», то на круг получается достаточно, чтобы сделать вывод о последовательно проводимой властями политики неприятия актуальных художников, в частности, и актуального искусства, вообще.

Я здесь делаю акцент на слове «властями», поскольку именно власти совершенно необоснованно присвоили себе право быть экспертной стороной в вечном, естественном по-существу, и часто нелицеприятном диалоге художника и общества, без которого собственно никакого развития любой общественной формации вообще быть не может.

Можно себе представить сейчас российскую ситуацию без политиков Лимонова, Рыжкова, Немцова, журналистов Доренко, Латыниной, Ганапольского, писателей Сорокина, Пелевина, музыканта Шевчука?
Можно, но с грустью. Точно также грустно представить ее без забойщиков современного актуального искусства – групп «Война», «Синие носы», куратора Ерофеева и других славных бойцов художественного фронта.

Ведь, по-существу, выходит так, что в судах именем Российской Федерации выносятся приговоры не отдельным лицам, а современному актуальному искусству, в том смысле, что это не искусство вовсе, а уголовно наказуемая деятельность и что такое искусство сегодня делают не художники, а уголовники.
Крутой разворот, не так ли?

Судья Таганского или другого какого-то там суда по абсолютно чистому художественному факту – состоявшейся выставки или акции, решает, кто перед ним (ней) находится.
Художник или преступник? Пока во всех случаях новейшей Российской истории суд решал вопросы только в одну сторону. В обратную от здравого смысла. В сторону запросов власти. Без знаний. Без чувства государственной (чуть ниже разъясню, почему) ответственности.

Чума полная, короче.
Воинствующее мракобесие, похлеще, чем во времена святой инквизиции.

Что касается места искусства в общественно-государственном устройстве, хочу кратко в доступной обычному человеку форме изложить его суть и концепцию.
Чтобы была возможность отличать художников от хулиганов, творчество от политики, истину от случайности. В трех основополагающих принципах.

Принцип замещения.
Искусство, равно как и другой вид жизнедеятельности – наука, например, развивается методом от противного. Путем отрицания сложившегося порядка вещей (доктрин, установок и понятий) и установлением взамен него нового. Отличие состоит лишь в том, что ученые науку развивают в области физического мира, а художники в области духовной сферы.

Принцип честности.
Искусство развивается честным образом. Ложь и фальшь из творческого процесса исключаются полностью.

Принцип внутренней свободы.
Искусство всегда развивается на грани между нормами дозволенности и пределами раскрепощенности, т.е тем, что называется личной свободой.

Вот, если исходить из этих принципов, то роль искусства в обществе определяется ровно также, как и науки.
Художники всегда реагируют на косность, фальшь, лицемерие, которые их окружают, и соответственным образом действительность отражают. На основе чувств и ощущений, формируемых внешним по отношению к ним миром.

А теперь задайте себе вопрос.
Вас как-то обидела отчаянная акция Лени Еб….го, когда он с синим ведерком на голове пробежал по крыше автомобиля ФСО? А реальный переворот милицейского автомобиля с колес на крышу на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге? Вам, что было бы лучше, если бы этих акций художников из группы «Война» не было? Если бы Вы этого не знали. Вам, что интересней быть соучастником очередного мочалово в очередной программе партии и правительства по приватизации, монетизации, модернизации и еще не весть бог чего, что на Вас не рассчитано? Кому Вы больше сопереживать будете в таком раскладе? Художникам или чиновникам?

Не нравится радикализм?
Не нравится трэш? И что? Значит, других адекватных форм отражения действительности сегодня нет. Кто тут виноват? Художники? Да, нет. Художники это очень малая, бесконечно малая, часть общества, ничего не умеющая, кроме как отражать его состояние. А состояние определяет другие. Догадываетесь кто? Правильно. Те, кто у руля стоит.

В общем, я вам так всем скажу, что если какое-то социально-государственное тело, начинает себя лишать частей – ампутировать конечности и анестезировать нервные окончания, чтобы не видеть, не замечать, не слышать, то хана полная наступить может такому телу в связи с обстоятельством непродуманного с биологической точки зрения членовредительства.

И последние два тезиса.
В целом, позитивные.

Когда в стране начинают кого-то мочить, это говорит о том, что народ в стране еще не весь кончился.
Раз. И два. Плохо в нашем обществе не с художественной его частью, которую старательно мочат, а с головой. Ее, голову, лечить нужно. Путем загрузки другой программой. С понятным и удобным для всех интерфейсом.

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

21 декабря 2010 | 11:52

Петр Войс, архитектор, художник, управдом, Москва : С "Войной" покончено? Что в остатке?
Петр Войс, архитектор, художник, управдом, Москва : С "Войной" покончено? Что в остатке?

Плохо в нашем обществе не с художественной его частью, которую старательно мочат, а с головой...
-------------------------------------------
Всё верно.Художественные произвдения не "мочат",а мочат "порнуху",выдаваемую за художественное произведение.
Порнографию во всех странах в "рамках держат".И в искустве тоже.
Не надо извращение выдавать за художественную ценность.Вот и всё.
Извращение это всего лиш способ обеспечить себе халявное содержание за счёт общества.Как и и любая секта.
Чё дурку гнать,господин Петр Войс, архитектор, художник, управдом.
Практика показывает,УПРАВДОМЫ ГОСУДАРСТВОМ УПРАВЛЯТЬ НЕ МОГУТ,КАК И НЕ ТАЛАНТЛИВЫЕ ХУДОЖНИКИ.
Нельзя давать людям с комплексами не полноценности заниматся общественной деятельностью.Весь 20 век прошол под давлением недоумков управдомов во власти.РЕЗУЛЬТАТ,СОТНИ МИЛЛИОНОВ ТРУПОВ.
Так,что недоумок управдом Петр Войс, не гони "пургу".


busidor 21 декабря 2010 | 12:20

Читал. Первый и третий принцип, на мой взгляд,
далеко не бесспорны.
"...наука, например, развивается методом от противного." - метод "от противного" всего лишь один из способов доказательства,например в математике и не более того.
"Искусство всегда развивается на грани между нормами дозволенности и пределами раскрепощенности,..." - категорично, но, опять таки совсем не факт. Развитие, в т.ч. и искусства, может быть как поступательным, так и скачкообразным, взрывным, но одно другого никак не исключает.
И ещё у меня вопрос: а если я не соучастник "очередного мочилова" и в то же время не поддерживаю такого рода "искусство", то что тогда? Судя по Вашему тексту очередной раз "или-или"? Вот по "голове" я с Вами полностью согласен! Беда для меня лично в том, что головы из "несогласных" мне тоже совсем не по нутру. И главная проблема сегодня в том, что в стране создана, в который раз ситуация, когда выбор между "плохо и очень плохо" встаёт в полный рост.


forakam 21 декабря 2010 | 15:43

Ребят надо бы отпустить. Наша судопроизводство репрессивное.
В выходках молодых художников не вижу уголовных преступлений - таджиков по темным улицам они режут, достаточно требовать возмещения материальных потерь.
"Беречь Россию" - значит по-доброму относиться к молодым горячим, возможно талантливым, головам.
Держиморды не должны управлять не только художественным процессом, но и государством.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире