3009907

В России некоторое время назад появилась традиция объявлять тематические года: на рейсах Аэрофлота всем в обязательном порядке сообщают, что 2018 год объявлен днем волонтера. А вот год 2014 был, например, годом культуры. Кажется, все логично: поддерживать культуру государство заинтересовано, причем даже культуру альтернативную, ведь в эпоху нового пиара поддерживать что-то, что против тебя, стало выгодно и благонадежно (жаль, не все это понимают). С прошлого года мы с группой единомышленников несём на своих нехрупких плечах подготовку и проведение культурного фестиваля «Русский Рим». Так вышло, что год культуры закончился и в 2017 году только мне и группе друзей-энтузиастов кажется, что наследие русской культуры за границей — это даже важнее, чем Пушкин в Санкт-Петербурге или Толстой в Ясной Поляне.

«Все дороги ведут в Рим»,— говорили древние римляне. Государство было устроено таким образом, чтобы из любой провинции быстро можно было бы добраться до столицы по хорошей дороге. Спустя столетия эти слова стали нарицательными: какими бы путями не двигался человек к неминуемой цели, в итоге, он всё равно приходит именно туда, куда должно. Так происходит и с российскими туристами: они могут сколько угодно греть пузо на пляжах Анталии или Крита, блуждать по миниатюрным улочкам Праги, искать Мону Лизу в душных залах Лувра или познавать удивительные джунгли Таиланда, но рано или поздно они однажды оказываются в Риме.

Неудивительно, что именно здесь двести лет назад появилось мощное культурное образование из лучших российских писателей, художников и музыкантов того времени, собиравшихся в доме княгини Зинаиды Волконской: в Палаццо Поли, известном дворце, фасад которого украшает фонтан Треви.

Десятки тысяч туристов ежедневно толпятся у знаменитого фонтана и беспрерывно фотографируют монументальные фигуры, встроенные в боковую стену дворца на фоне тёмных, наглухо закрытых окон. И даже не представляют, что когда-то окна эти были распахнуты настежь, а на улицу из них лились звуки рояля и флейт, на крохотные балкончики выходили наши великие соотечественники: Гоголь, Брюллов, Иванов, Тургенев, Вяземский. Рассказывать им об этом должно не итальянское правительство, не администрация Рима.

Но совершенно очевидно, что в этом и состоит культура страны, когда люди знают, что где-то в вечном городе есть дворец, одна из гостиных которого помнит, как художник Александр Иванов познакомился с Николаем Гоголем и уговорил того позировать для своего великого полотна «Явление Христа народу». Сегодня эта великая во всех смыслах картина занимает в Третьяковской галерее целый зал. Но мало кто знает, что один из центральных персонажей известной картины, повернувшийся к Христу в наброшенном на плечи красном халате – это, собственно, Гоголь и есть, позировавший великому художнику после той встречи в Палаццо Поли. А сам Гоголь именно в этом доме читал собравшимся только что написанные первые главы «Мёртвых душ», после чего все сошлись во мнении, что это, «пожалуй, для Вас, Николай Васильевич, слабовато». Здесь читали стихи, музицировали и влюблялись. Например, Карл Брюллов здесь познакомился с графиней Юлией Самойловой и влюбился так, что впоследствии прекрасная графиня фигурировала практически на всех его полотнах. От очаровательной «Всадницы» до «Последнего дня Помпеи», в которой потерявший голову художник изобразил свою музу трижды. А польский поэт Адам Мицкевич на салонах Зинаиды Волконской познакомился с Каролиной Павловой – прекрасной девушкой, которая, конечно, тоже писала стихи. И, конечно, тоже влюбился. Впоследствии, будучи уже 80-летней, Павлова писала сыну Мицкевича: «Воспоминание об этой любви и доселе является счастьем для меня». Представляете, какая мощная и совершенно забытая глыба «Русского Рима притаилась у фонтана Треви – одного из самых посещаемых туристами мест Европы?

И вот сегодня «Русский Рим» ожил, окна старинного дворца распахнулись и фестиваль в итальянской столице, в знаменитом Палаццо Поли прошёл уже второй год подряд. На торжественной гала-церемонии Экспертный Совет наградил фигурной статуэткой литераторов, художников, музыкантов, переводчиков, общественных деятелей, чья деятельность и творчество направлены на популяризацию русской культуры за рубежом. И не обязательно в Риме. «В русском языке слова «Рим» и «мир» настолько близки, что уже даже похожи на синонимы»,— шутят организаторы.

Лауреаты Фестиваля – а это, например, русские писатели Евгений Водолазкин и Гузель Яхина, солист балета и театральный режиссёр Андрис Лиепа, художники Валерий Кошляков и Сергей Чобан, музыкант Сергей Крылов, многочисленные иностранцы со всей Европы, которые переводят русскую литературу, ставят русские спектакли, издают русские классические книги, создают русские культурные центры, все с удовольствием прижимают к груди награду фестиваля. В этом году собственную статуэтку «Русского Рима» разработал народный художник России Александр Рукавишников. Вслед за гигантским «Спартаком» у «Открытие-арены» в Москве и памятником Горькому в итальянском Сорренто, он ещё раз обратился к российско-итальянской теме. На этот раз фолиант с кириллической буквой «Р» словно врезался в разорванную напополам римскую колонну. Именно так ворвался в итальянскую столицу русский культурный фестиваль, который организовали обычные люди.



Комментарии

12

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

sevvge 28 ноября 2018 | 14:47

Много в мире встречал простофиль ты
и крутил ты им у виска,
а у нас: гулаг-социализм,
муниципальный фильтр,
внутренние войска!


(комментарий скрыт)

book_publisher 30 ноября 2018 | 11:54

- Неожиданно позитивный пост о России господина Тюрина. Даже не верится, что он - размещен на сайте Эха...


shadowgabriel 30 ноября 2018 | 12:44

book_publisher: Растерялся? Не волнуйся, сейчас принесут свежую методичку от повара.


slovoidelo199 28 ноября 2018 | 18:10

Во истину - все самое лучшее в России происходило за ее пределами.


taglit 30 ноября 2018 | 10:31

slovoidelo199: Саломе Зурабишвили рассказала, что никогда не говорила о взаимодействии

Новоизбранный президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что никогда не говорила о взаимодействии с Россией. Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на BBC.

"Это не баланс. Я знаю, что обо мне ошибочно говорили, что я хочу балансировать... это тоже фейк ньюс, потому что я никогда не говорила о взаимодействии с Россией", - сказала она.

Также она отметила, что в ближайшее время Грузия не сможет перейти к сотрудничеству с Россией.

"Я не думаю, что пока Россия ведет себя так на линии оккупации, где каждый день похищают людей, и пока эта линия, эта постоянная угроза, движется вглубь нашей территории, все ближе к Тбилиси, а также с учетом того, как Россия сейчас ведет себя в отношении Украины, не думаю, что сегодня мы можем перейти к сотрудничеству", - добавила она.

По ее словам, Грузия является проевропейской страной.

"Не думаю, что здесь есть баланс. Мы - Запад, мы - Европа, мы проевропейские. Если Запад, Европа или наши американские партнеры начнут в какой-то форме диалог с Россией, мы тоже будем рядом, будем следить за ним, чтобы наши принципы, наши суверенитет и территориальная целостность уважались", - резюмировала Зурабишвили.


30 ноября 2018 | 10:22

Там прикольно


mikhail_spb_ 30 ноября 2018 | 10:29


А между тем Трамп написал всего лишь один твит, что не собирается встречаться с нацдилером, и всё растущее величие сжалось, как вражеское кольцо.
Вот и вся популяризация.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

mlf0456 30 ноября 2018 | 13:21

Была там, видела и прекрасное здание, и фонтан ,но не представляла, что это имеет отношение к великой русской культуре. Спасибо.


tanber 30 ноября 2018 | 14:08

Большое спасибо за прекрасный блог!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире