14:54 , 14 марта 2014

Двухголовая уродина вместо самоуправления: о законодательной инициативе № 469827-6

Государственная Дума приступила к рассмотрению законопроекта № 469827-6 с «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения общих принципов организации местного самоуправления).

Проект уже рассмотрен профильным комитетом Госдумы и рекомендован к рассмотрению палатой.

С текстом законопроекта и сопроводительными документами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы:

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=469827-6.

Эта законодательная инициатива имеет самое прямое и непосредственное отношение как к Новосибирску, где я сейчас нахожусь, так и к любому крупному российскому городу.

Если закон будет принят, мы можем получить вместо прямых выборов мэра города и городского совета так называемую «двухуровневую модель местного самоуправления» с назначаемыми сити-менеджерами.                                

Коротко для справки:

На нижнем уровне в этой модели образуются «внутригородские муниципальные образования», к ведению которых относится очень ограниченный перечень вопросов: дворовое благоустройство и «содействие в организации» работы по всем прочим направлениям. То есть ни о каком «самостоятельном и под свою ответственность решении населением вопросов местного значения» речь идти не может.

В этих «внутригородских образованиях» избираются только депутаты, которые потом из своего состава выбирают главу – председателя совета депутатов. Руководитель местной администрации назначается по контракту.

На втором – городском — уровне схема воспроизводится, но уже не путем прямых выборов. Общегородской совет депутатов формируется из числа депутатов «нижнего уровня», они выбирают главу города. Городской сити-менеджер также назначается по контракту. На городском уровне остаются права и полномочия, какие есть сегодня.

Правом определять, какие будут образованы внутригородские муниципальные образования, где пройдут их границы, планируется наделить органы власти субъектов Российской Федерации.

С авторами этого законодательного новшества нельзя не согласиться в одном: реальное местное самоуправление в масштабах города-миллионника физически невозможно. На уровне городских районов с неизбежностью возникают «территориальные органы исполнительной власти», то есть утрачивается главное свойство местного самоуправления – непосредственность – и возникает все та же вертикаль власти.

Но вот предложенный путь решения этой проблемы вызывает многочисленные вопросы.

По сути, вместо реального самоуправления нам предлагается достроить городскую вертикаль органов исполнительной власти еще одним этажом. Мало того, что в каждом районе крупного города действуют территориальные подразделения городской администрации. Так теперь к ним добавятся еще и «районные органы местного самоуправления», которые тоже надо будет содержать за счет скудеющих на глазах городских бюджетов.

В таких условиях просто разобраться, какая из двух голов городской власти за что отвечает, будет самостоятельной непростой задачей. Не говоря уже о том, чтобы добиться от этой двухголовой уродины каких-то осмысленных действий в интересах граждан.

Альтернатива – это преобразование мегаполисов в союзы городских округов, в которых напрямую избираются жителями глава городского округа и совет депутатов.

Эти органы местной власти наделяются всеми необходимыми полномочиями для самостоятельной и ответственной организации городской жизни.

Градостроительство и благоустройство, образование (от дошкольного до среднего профессионального), культура и досуг, здравоохранение (до уровня больниц), коммунальная инфраструктура. Эти и другие вопросы местного значения, перечисленные в ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», должны решаться в городских округах избираемой напрямую местной властью.

Вопросы общегородского значения должны решаться в рамках межмуниципального сотрудничества и на уровне субъекта Российской Федерации — в случаях, когда они действующим законодательством отнесены к компетенции региональной государственной власти.

Представляется разумным и своевременным наделить региональных законодателей правом наделять городские округа дополнительными компетенциями, вытекающими из их «профессиональной» специфики. Для Новосибирска – это преобразование Академгородка в полноценный наукоград с широкими полномочиями местного самоуправления и научно-образовательного сообщества.

Мы можем не так мало, как иногда может показаться, глядя в телевизор.

Отвергая предложенный властью проект реформы местного самоуправления, мы можем и должны предложить реальную качественную альтернативу и объединить людей для ее продвижения.

90% безобразий действующей власти происходит не от какой-то особенной злокозненности и злонамеренности, а от непрофессионализма и отсутствия ощутимого давления со стороны общества.

Объединив усилия, мы сможем добиваться полезных результатов.

Чтобы преобразовать Новосибирск в Союз городских округов, необходимо провести городской референдум.

Спасибо В.Путину и госпропаганде: теперь мы точно знаем, что референдум – это акт высшей правовой и политической силы, безусловное право народа на определение своей судьбы.

Пора этим правом начать пользоваться!

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире