07:25 , 31 января 2013

Кто здесь власть? Тезисы о московском референдуме к Маршу 2 марта

На 2 марта назначен Марш за права москвичей, и я вхожу в его оргкомитет.

С Натальей Чернышевой (муниципальный депутат района Зюзино) мы предложили завершить марш Форумом городских сообществ.

Тысячи москвичей уже входят в различные инициативные группы и сообщества. Пора объединиться, чтобы построить в Москве разумную, компактную и прозрачную для народного контроля систему управления.
Мы считаем, что подготовить и провести референдум по наиболее острым вопросам городской жизни уже вполне посильная задача! 
На Форуме городских сообществ будем знакомиться и договариваться о совместных действиях.

Для чего нужен референдум?

Референдум и вся подготовительная работа по его проведению нужны для того, чтобы открыть москвичам доступ к управлению своим городом.

Сегодня горожане полностью отлучены от принятия решений по всем насущным вопросам городской жизни.

Как нас учит Конституция (статья 32), народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через своих представителей.

На сегодняшний день у меня, как жителя Зеленограда, в московской власти есть единственный представитель – депутат Мосгордумы Виктор Павлович Иванов, член фракции «Единая Россия», президент Детской лиги по американскому футболу. В Думе заседает с 2001 года. Кроме Зеленограда в его избирательный округ входят еще районы Бескудниковский, Восточное и Западное Дегунино, Дмитровский, Ховрино. На официальном сайте Мосгордумы висит график приема населения на январь – март 2013 года:

http://duma.mos.ru/cgi-bin/pbl_web?vid=1&osn_id=0&subr_unom=2081&datedoc=0. Г-н Иванов будет принимать своих избирателей всего один раз: в понедельник 4 февраля с 13 до 16 часов. Три часа в будний день раз в квартал. Согласитесь, не самый эффективный способ представлять своих избирателей.

Мэр Москвы С.С.Собянин является чьим угодно представителем, но уж точно не моим: я его не выбирала и вряд ли выберу – с учетом фактической отмены прямых губернаторских выборов.

А еще я, как гражданин России и житель Москвы, «участвую в управлении нашим городом» через муниципальных депутатов, которых мы выбирали 4 марта прошлого года. Вполне симпатичные люди и, вроде бы, в достаточном количестве: 10 человек на 4 небольших микрорайона. Но вот беда: эти депутаты ничего не решают! Максимум, на что они были способны – это выдать разрешение на брак несовершеннолетнему гражданину и организовать районный праздник. Да и эти полномочия у них забирают. По остальным вопросам их компетенция исчерпывается подачей предложений в московскую мэрию.

Что это означает на практике, для меня, как жителя города Москвы?

Это означает, что все действительно важные вопросы, определяющие качество жизни в Москве, Зеленограде, моем микрорайоне, принимают люди, которых я никогда никуда не выбирала. Я их даже вряд ли когда-нибудь увижу – пропускной режим в зданиях московского правительства, префектур и департаментов строже, чем на военных объектах.

Тьмы и тьмы и тьмы назначенцев московской «вертикали власти».

Они распоряжаются колоссальным московским бюджетом и «осваивают» 1,5 триллиона рублей в год.

Они решают, что и где строить, часто даже ни разу не побывав на месте будущего строительства, ограничиваясь «работой с документами».

Они бессмысленно и беспощадно объединяют школы с детскими садами, создавая гигантские «комбинаты по производству образовательных услуг» вместо учреждений образования.

В результате мы имеем громоздкую, крайне непрозрачную, неповоротливую и абсолютно незащищенную от коррупции систему управления городом.

Если завтра вдруг на место С.Собянина и его команды придут другие люди, практически ничего не изменится. Это ведь большая иллюзия, что Сергей Семенович управляет Москвой. В лучшем случае он руководит своими заместителями и префектами.

Но непосредственной и достоверной информации о реальной жизни города у него нет и быть не может. Предположим, С.Собянин решит быть в курсе событий каждого московского района. Для этого ему ежедневно нужно беседовать с главой районной управы хотя бы 10 минут и не реже раза в месяц проводить комплексный объезд (обход) района.

Всего в «старой Москве» 125 районов. Вот и посчитайте: 1250 минут ежедневно – это почти 21 час. А для того, чтобы раз в месяц проверить, насколько отчеты глав управ соответствуют действительности, нужно ежедневно, без выходных (!) посещать не менее четырех районов. За оставшиеся от суток 3 часа даже обзорную экскурсию не проведешь. И все это при полном отказе от сна и отдыха…

Так что по большому счету, кто у нас будет Мэром, не так важно. Хотелось бы, конечно, чтобы это был человек, для которого Москва – родной и любимый город. Тогда ему вряд ли придет в голову сносить исторические здания и возводить под окнами жилых домов многоуровневые развязки.

Но без изменения самой системы принятия решении и контроля за их исполнением качество жизни в Москве к лучшему не изменится.

Москвичи должны получить реальный доступ к управлению своим городом, а это можно сделать, только передав все основные вопросы организации городской жизни в ведение районных выборных органов местного самоуправления.

По каждому такому вопросу должно выявляться и учитываться мнение горожан. 

Каждому району нужен избранный на прямых выборах Глава района, работоспособный Совет депутатов и подконтрольная Совету депутатов районная Администрация. 

Префектуры и управы в рамках такой системы будут упразднены за ненадобностью, а Мэрия и Мосгордума будут заниматься исключительно общегородскими проектами и объектами (метро, водо-, тепло— и электроснабжение, общегородская улично-дорожная сеть).

У каждого района должен появиться свой прозрачный и понятный бюджет, планирование и расходование которого будет обсуждаться с жителями района и контролироваться районным Советом депутатов.

Каждому району нужен свой генеральный план, своя документация по планировке и межеванию территории, которые будет принимать районный совет депутатов с учетом результатов публичных слушаний. По наиболее значимым градостроительным решениям надо проводить референдумы.

А для Москвы в целом, как и для любого другого субъекта Российской Федерации, надо утверждать схемы территориального планирования, на которых отображаются все объекты общегородского значения.

В такой системе расстояние от гражданина до выбранного им представителя будет минимальным. И зависеть районная власть будет в первую очередь от своих избирателей, а во вторую и прочую – от московской мэрии.

Разумеется, чтобы такая модель управления и самоуправления воплотилась в жизнь, москвичи должны многому научиться должны освоить навыки ответственного принятия решений по вопросам городского значения. Подготовка к проведению референдума – отличная школа местного самоуправления!

Про что референдум?

С моей точки зрения, в первую очередь надо ставить вопросы именно о системе управления городом, например, такие:

  1. Считаете ли Вы необходимым установить, что в городе Москве местное самоуправление осуществляется в городских округах с перечнем вопросов местного значения, установленным статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»?
  1. Считаете ли Вы необходимым установить, что главы городских округов должны избираться жителями города Москвы, обладающими активным избирательным правом, на прямых выборах?
  1. Считаете ли Вы необходимым преобразовать действующие управы районов города Москвы в подконтрольные Советам депутатов и населению Администрации городских округов?
  1. Считаете ли Вы необходимым по окончании процесса передачи полномочий от органов государственной власти города Москвы к органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований ликвидировать префектуры административных округов города Москвы как избыточные и дублирующие функции органов местного самоуправления?
  1. Считаете ли Вы необходимым установить, что численность депутатов Московской городской Думы составляет 110 депутатов?

Может быть, нужны еще вопросы в целях «защиты от дурака», например:

  1. Считаете ли Вы необходимым отменить все принятые в 2012 году решения о слиянии образовательных учреждений?
  2. Считаете ли Вы необходимым установить, что решение о слиянии двух и более образовательных учреждений может приниматься, если за такое решение проголосовало не менее трех пятых трудовых коллективов всех участвующих в слиянии учреждений и не менее половины родителей (законных представителей) учащихся и воспитанников таких учреждений?

P.S. При формулировании вопросов крайне сложно одновременно выполнить 2 задачи: соблюсти юридическую безупречность, а также сделать их понятными и значимыми для широкого круга граждан.

Помогайте!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире