14:10 , 06 марта 2019

Пора вводить статью в УК за «оскорбление чувств налогоплательщиков»

На прошлой неделе председатель счетной палаты Алексей Кудрин посетовал на то, что в «России нет чувства налогоплательщика». Дескать, людей «мало интересует, куда тратят деньги» да и вообще, чтобы «спросить в своем районе, в своей области, почему не отремонтированы дороги, нужно понимать, как вообще деньги распределены».Так ли прав Алексей Леонидович и как так получилось, что чувств у россиян совсем не осталось?

Начнем с основ. Согласно тому определению, который дает Налоговый кодекс (статья 8), под словом «налог» понима­ется «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж». Таким образом, уже на понятийном уровне людей настраивают на то, что их обязанность как граждан «не требует возмещения, вознаграждения» (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой). Исходя из предлагаемого определения государство даже ничего и не обещает взамен. Мол, отдай лучше добровольно деньги, чтобы тебя не оштрафовали или чего больше не посадили, и занимайся своими делами, а мы тут сами определим, куда их направить.

К сожалению, зачастую многие чиновники именно так и воспринимают систему налогообложения, что ослабляет в итоге гражданское общество, без поддержки которого, по словам того же Кудрина, сложно будет достичь высоких результатов. Для того, чтобы сдвинуться в этом вопросе, необходимо начинать с изменения определения налога, данного в нормативно-правовых актах, не воспринимать его как нечто безвозмездное, за что гражданин ровным счетом ничего не получает.

Само по себе «чувство налогоплательщика» неразрывно связано с чувствами собственника – они последовательно вымывались во время коллективной собственности. Мы живем в стране, где люди на протяжении многих десятилетий ощущали и, к сожалению, продолжают ощущать себя не как хозяева, а как статисты, от которых фактически ничего не зависит (за исключением разве того, что происходит в стенах их квартиры). Именно поэтому в ситуации, когда люди вынуждены воспринимать себя как массовку, сложно добиться того, чтобы граждане по-настоящему интересовались тем, на что уходят их деньги, и выражали свое несогласие, если они имеют что-то против. Чтобы добиться этого, необходимо время – люди должны быть уверены в том, что завтра у них не отнимут все имущество и накопления. В этой связи государство должно всячески защищать права граждан, чтобы они ощущали себя не как непрошенные гости, которых могут в любой момент попросить на выход, а как хозяева в большом доме.

Параллельно с отсутствием «чувства налогоплательщика» в нашей стране не развито «чувство государственного служащего», что оказывает прямое влияние на первое. Ярким доказательством этого являются чиновницы наподобие Гладких и им подобные, которые воспринимают государство отдельно от человека. Примерно так же налогоплательщики сегодня воспринимают себя отдельно от государства. Если чиновники будут развивать в себе чувства «служащих государству», то и «чувства налогоплательщиков» граждане будут воспитывать в себе гораздо быстрее, так как две стороны не будут в вечном конфликте. Для того, чтобы ускорить этот процесс, можно для чиновников ввести отдельную уголовную статью за «оскорбление чувств налогоплательщика», ведь есть же в УК статья, предусматривающая ответственность за оскорбление чувств верующих. Возможно, тогда чиновники десять раз подумают перед тем, как тратить деньги граждан – на бесконечную перекладку тротуарной плитки и замену бордюров, либо на дороги и здравоохранение.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире