О  выставке израильской художницы Маргариты Левин, которая открылась в Доме-музее Марины Цветаевой 18 мая, случайно узнал за час до вернисажа. На афишке размером с лист школьной тетради внимание запечатлело название «Путь к беспредметному» , и  четыре разноцветных квадрата, ставших визуальным манком восприятия сообщения о выставке. Это, в общем-то, и решило дело.
Абстрактная живопись примечательна тем, что дает повод для различных истолкований.



Иногда картина бывает иллюстрацией названия, порой названием определяется содержание картины. У Маргариты Левин название работ конкретно ровно настолько, чтобы перейти к абстракции и обобщению. В нем обозначено направление движения к содержанию каждой из работ, вектор творческого поиска и возможность приблизиться к тому, что хотела в каждом конкретном случае пронзительно и возвышенно обозначить художница с помощью колорита и доверяя фантазии.



Будучи в СССР она учила детей рисовать. При всей своей востребованности, как станковист, продолжает заниматься преподаванием и в Израиле, куда переехала двадцать лет назад. Чтобы знакомить детей с изобразительным искусством ,необходимы не только чуткость и уважение к ним, а еще и свобода мышления, умение принимать любые сюжеты и способы их выражения непринужденно и доверчиво.



Именно это есть в живописных экзерсисах нашей бывшей соотечественницы. Фантазии в ее исполнении романтичны, а рационализм проявляется, прежде всего, в чувстве меры, когда в  большого размера изобразительных композициях нет лишнего не то, что мазка, касания кисти.



Примечательно, что такая напоминающая о вечном выставка открылась именно в Доме-музее Марины Цветаевой, поэтессы, что творчество было откровением, которое и сейчас еще не до конца прочитано и осознано, поскольку слово здесь взыскует к Слову, а рифма к Гармонии.



Ученица художника Вейсберга, который рисовал серебристое на белом, выявляя особую выразительность контрастов близких сочетаний красок, Маргарита Левин цветом выражает то, о чем сообщают ее картины.( Себя она воспринимает как человека, который записывает сны, видения, нечто, что возникает вдруг, как ответ на какую-то мысль или воспоминание о любимом художнике.)



На очередной столичной выставке, которые с  недавнего времени стали проходить ежегодно, Маргарита Левин представлена тремя продолжающимися сериями картин. Это «Цветоцитаты», «Алиса в стране чудес», «Библейские мотивы»



В «Цветоцитатах» передано, как художник двадцать первого века воспринимает стиль и творчество своих предшественников – Рембрандта, Сезанна, Моне, Малевича, Кандинского, Ротко и других. Речь идет не о копиях и не о стилизаторстве, поскольку Маргарита Левин именно колоритом передает свое уважение и атмосферу произведений классиков мировой живописи.



Остроумные и чуть парадоксальные в своей раскованности работы по мотивам «Алисы в стране чудес» возникли спонтанно при подготовке Иерусалимской групповой выставки скульптур и живописи, посвященной сказкам. Наряду с «Алисой» из  работ Левин там были и экспликации сказок Андерсена.



Библейский цикл – это и зимний Иерусалим, и город Цфат, куда селились кабалисты, а теперь живут иудейские ортодоксы; где небо особой, метафизической синевы, и кажется, что горизонт совсем рядом. Но совершенно естественно, что в том же цикле есть и картины, посвященные событиям, описанным в Книге. В них обобщение равносильно реализму, а величие показанных событий еврейской и мировой истории соразмерно силе проникновения в их суть. Здесь особенно заметна особенность живописного творчества Маргариты Левин – приближение к пророчеству ровно настолько, чтобы оно стало изображенным и выраженным красками и стихией сочетания мазков, энергией всех вихрей и пульсаций, которые видишь в ее невероятно воодушевленных работах.



А  картина, которая привлекла на афишке, называется «Квадрат квадратов». Белый квадрат – дань почтения учителю, художнику Вейсбергу; оранжевый квадрат – напоминание о художнике Ротко; черный квадрат – цитата из Малевича и красный квадрат— сама Маргарита Левин. В результате композиция одновременно и статичная, и креативная, соединяющая в себе, как прошлое , так и настоящее, их  взаимосвязанность.



То, что начиналось, как новации формально около века назад, продолжатся и сейчас сейчас. Маргарита Левин поставила свою работу в  ряд на равных с предшественниками логично и верно, поскольку ощущает их открытия, как живое искусство, продолжателем чего и считает и свое творчество. Заслуженно и почтительно, при присущей ей деликатности и скромности.





Она пишет легко и просто, давая зрителю ее картин с каждой из них пройти вместе путь к откровению и познанию, что поучительно и полезно, вне зависимости от чьего-то отношения к авангардному искусству.

Комментарии

8

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

19 мая 2011 | 08:59

Товарищ, я конечно слышал, мол искусство - штука не для средних умов...

Ну Вы меня поняли.


victorovich Илья Абель 19 мая 2011 | 10:39

Не так, чтобы "да". Таки поясните, вам это близко или нет, и к каким умам вы себя относите, однако.


19 мая 2011 | 09:04

Любопытно. раньше не знал о Маргарите Левин. Спасибо за информацию


georges11 19 мая 2011 | 10:37

зачем здесь это?
Зачем выставлять в Москве подобное вторичное искусство? В нашей стране немало великолепных, выдающихся русских художников! Выставьте их, привезите их работы из разных городов Росии! Дайте людям ознакомиться с их творчеством! Зачем возить сюда бесконечные цветные квадраты и размазанные пятна?


victorovich Илья Абель 19 мая 2011 | 11:35

Во-первых, не вторичное. Во-вторых, искусство.
Если вам что-либо неинтересно, то это не означает, что оно плохо. Вероятно, что-то подобное вы сказали бы о Малевиче, Удальцовой, Кандинском, нонконформистах и прочем вплоть до Эрика Булатова, хотя они исконно из России и тоже рисовали цветовые пятна, линии и квадраты.
Абстрактное искусство может быть агрессивным.
А вот то, что рисует Маргарита ЛевИн, позитивно. В ее какртинах есть ОЧЕВИДНАЯ умиротворенность и музыка.
Не нравится вам такое искусство, так у вас есть выбор от Третьяковки до любой галереи, где выставляются понятные вам художники. А то приезжайте в Лианозово и посмотрите картины художника Васильева в его Доме-музее.Вам точно понравится, поскольку все ясно и выдержано в сугубо народном стиле, хотя чуть прямолинейно и лубочно.
Если есть возможность увидеть что-то свежее, неординарное - почему же не воспользоваться такой возможностью, ведь в Израиль и в Штаты, где выставляется обычно Левин вряд ли будет возможность поехать.
А тут выставка сама приехала к нам. И хорошо.


woodworld 19 мая 2011 | 12:02

Работы действительно достойные. Спасибо за пост.


19 мая 2011 | 16:04

Их даже трудно, за исключением нескольких, здесь показанных, назвать абстрактными. Напоминают пейзажи, закаты. У пианино картина с букетом очень интересная. В любом случае - имя художницы, уже новая информация. Спасибо.


victorovich Илья Абель 19 мая 2011 | 18:38

Но все же абстракция, а один-два натюрморта - чтобы показать, что и они могут быть абстракцией.
По сути, изображение цветов есть некая близкая к реализму абстракция. Реализм здесь условен, поскольку цветы есть уже фантазия цвета. Нередко, букеты цветов на холстах импрессионистичны, романтичны,экспрессионистичны. В них есть настроение, игра колоритом, оттенками.
На мой взгляд, это самое абстрактное и реалистической живописи - цветы. Но здесь было доминантой, так сказать - точкой отсчета.
Ну, тут можно фантазировать бесконечно.
Хотел бы обратить внимание на гармонию изображаемого.
Перед открытием выставки, пока зрителя знакомились с картинами Маргариты Левин, звучала классическая музыка - Глюк( фрагмент из "Орфея и Эвридики"), известная до автоматизма восприятия баховская музыка, другая классика. Случайно услышал фразу художницы, сказанную кому-то из зрителей: "Специально просила мне подобрать тонкую флейту без барабанов". И чистый,духоподъемный звук флейты - вот это и есть суть живописи Левин, ее музыкальности и самодостаточности.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире