О  выставке израильской художницы Маргариты Левин, которая открылась в Доме-музее Марины Цветаевой 18 мая, случайно узнал за час до вернисажа. На афишке размером с лист школьной тетради внимание запечатлело название «Путь к беспредметному» , и  четыре разноцветных квадрата, ставших визуальным манком восприятия сообщения о выставке. Это, в общем-то, и решило дело.
Абстрактная живопись примечательна тем, что дает повод для различных истолкований.



Иногда картина бывает иллюстрацией названия, порой названием определяется содержание картины. У Маргариты Левин название работ конкретно ровно настолько, чтобы перейти к абстракции и обобщению. В нем обозначено направление движения к содержанию каждой из работ, вектор творческого поиска и возможность приблизиться к тому, что хотела в каждом конкретном случае пронзительно и возвышенно обозначить художница с помощью колорита и доверяя фантазии.



Будучи в СССР она учила детей рисовать. При всей своей востребованности, как станковист, продолжает заниматься преподаванием и в Израиле, куда переехала двадцать лет назад. Чтобы знакомить детей с изобразительным искусством ,необходимы не только чуткость и уважение к ним, а еще и свобода мышления, умение принимать любые сюжеты и способы их выражения непринужденно и доверчиво.



Именно это есть в живописных экзерсисах нашей бывшей соотечественницы. Фантазии в ее исполнении романтичны, а рационализм проявляется, прежде всего, в чувстве меры, когда в  большого размера изобразительных композициях нет лишнего не то, что мазка, касания кисти.



Примечательно, что такая напоминающая о вечном выставка открылась именно в Доме-музее Марины Цветаевой, поэтессы, что творчество было откровением, которое и сейчас еще не до конца прочитано и осознано, поскольку слово здесь взыскует к Слову, а рифма к Гармонии.



Ученица художника Вейсберга, который рисовал серебристое на белом, выявляя особую выразительность контрастов близких сочетаний красок, Маргарита Левин цветом выражает то, о чем сообщают ее картины.( Себя она воспринимает как человека, который записывает сны, видения, нечто, что возникает вдруг, как ответ на какую-то мысль или воспоминание о любимом художнике.)



На очередной столичной выставке, которые с  недавнего времени стали проходить ежегодно, Маргарита Левин представлена тремя продолжающимися сериями картин. Это «Цветоцитаты», «Алиса в стране чудес», «Библейские мотивы»



В «Цветоцитатах» передано, как художник двадцать первого века воспринимает стиль и творчество своих предшественников – Рембрандта, Сезанна, Моне, Малевича, Кандинского, Ротко и других. Речь идет не о копиях и не о стилизаторстве, поскольку Маргарита Левин именно колоритом передает свое уважение и атмосферу произведений классиков мировой живописи.



Остроумные и чуть парадоксальные в своей раскованности работы по мотивам «Алисы в стране чудес» возникли спонтанно при подготовке Иерусалимской групповой выставки скульптур и живописи, посвященной сказкам. Наряду с «Алисой» из  работ Левин там были и экспликации сказок Андерсена.



Библейский цикл – это и зимний Иерусалим, и город Цфат, куда селились кабалисты, а теперь живут иудейские ортодоксы; где небо особой, метафизической синевы, и кажется, что горизонт совсем рядом. Но совершенно естественно, что в том же цикле есть и картины, посвященные событиям, описанным в Книге. В них обобщение равносильно реализму, а величие показанных событий еврейской и мировой истории соразмерно силе проникновения в их суть. Здесь особенно заметна особенность живописного творчества Маргариты Левин – приближение к пророчеству ровно настолько, чтобы оно стало изображенным и выраженным красками и стихией сочетания мазков, энергией всех вихрей и пульсаций, которые видишь в ее невероятно воодушевленных работах.



А  картина, которая привлекла на афишке, называется «Квадрат квадратов». Белый квадрат – дань почтения учителю, художнику Вейсбергу; оранжевый квадрат – напоминание о художнике Ротко; черный квадрат – цитата из Малевича и красный квадрат— сама Маргарита Левин. В результате композиция одновременно и статичная, и креативная, соединяющая в себе, как прошлое , так и настоящее, их  взаимосвязанность.



То, что начиналось, как новации формально около века назад, продолжатся и сейчас сейчас. Маргарита Левин поставила свою работу в  ряд на равных с предшественниками логично и верно, поскольку ощущает их открытия, как живое искусство, продолжателем чего и считает и свое творчество. Заслуженно и почтительно, при присущей ей деликатности и скромности.





Она пишет легко и просто, давая зрителю ее картин с каждой из них пройти вместе путь к откровению и познанию, что поучительно и полезно, вне зависимости от чьего-то отношения к авангардному искусству.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире