В  галерее «Роза Азора», известной  прежде   всего  камерными арт-проектами   несколько радикального рода, открылась  лиричная и возвышенная по интонации, по раскрытию заданной темы фотовыставка Игоря Пальмина «Дом   архитектора Константина Мельникова».

Константин Мельников и  при жизни был признан одним из  лучших  советских  архитекторов. Он известен  как проектированием  саркофага   в Мавзолее Ленина, так  и проектами рабочих  клубов, например,  имени Русакова,  который и сейчас можно увидеть при выходе  из  метро «Сокольники»,  а  также  крытыми гаражами для городского транспорта, как и другими проектами, которые  были для  своего времени прорывными. Хотя и не  все из  них, и не в авторской редакции удавалось осуществлять при жизни выдающегося  зодчего.

Его имя вошло в историю не только отечественной, а и мировой  архитектуры, его наследие не  потеряло своего значения и в наше  время.

Касается это и его дома, построенного Мельниковым на свои средства в Кривоарбатском  переулке в Москве.

Правда, после завершения сооружения дома  оригинальной конструкции-  цилиндрическая форма  фасада,  ромбовидные  окна,  своеобразная планировка внутренних  помещений, лестниц   с  первого на второй этаж  -работа Мельникова  подверглась,  как это ни   парадоксально,  осуждении.  Не могла принять социалистическая критика, общественная активность частного дома, когда лозунгом  было обобществление всего и вся.

Но  архитектор создал проект,  воплотил его в жизнь,  показав образец того, каким может  быть жилье творческого человека, где  мастерская  сосуществует полноправно с домом.  Где люди не только работают, общаются в семейном кругу, а и живут.

У  этого  дома была сложная история. Кажется,  его непрезентабельная судьба  продолжается и в наше  время, потому что сама фактура здания, архитектурного объекта, являющегося   одновременно и жилым   пространством(   квартира)  и ныне   -   музеем( опять  же квартира, но уже  мемориальная), требует деликатности и корректности в решении вопроса  о его статусе.

Но речь   не об этом, а о том, как шедевр архитектурной мысли,  впитавший в себя и выразивший собой свое время( конец  двадцатых  годов с их  наивными поисками нового и революционного во всем) , передан в фотографиях   выдающегося мастера художественной  фотографии Игоря Пальмина.

Этот тот самый  случай, когда визуальный ряд  , фоторассказ о доме Мельникова  практически аутентичен духу  творчества архитектора. Речь  не о масштабе дарования зодчего и фотографа,  хотя соразмерность тут очевидна в буквальном   смысле слова. Речь   о том, что Игорь Пальмин передал впечатление об артобъекте, каким является   данное городское  строение, так,  что он воспринимается не музейной данностью, а  живым и полным ясности и гармонии.

Часть представленных  на выставке  в  Галерее «Роза  Азора» фотографий Игоря Пальмина входила в том, посвященный архитектуре и  написанный  самым известным   советским искусствоведом  Хан-Магомедовым.  Некоторые фотографии не публиковались в том издании, вышедшим больше  тридцати лет назад, еще  в СССР.

Как  бы  там ни было,  черно-белые  фото Пальмина, вставленные  в рамы большого формата,  воспринимаются не только как страницы экскурсии по дому Мельникова, а и как самодостаточные  произведения искусства. 

Игорь Пальмин, имеющий самое прямое отношение к пропаганде,  в хорошем   смысле слова, отечественного авангарда,  почувствовал в интерьерах  и планах  дома Мельникова  то, что заложено было в замысел архитектора -   свободу и уют, продуманность деталей  и гениальную выстроенность, соотнесенность целого и частного,   частного в разных оттенках  слова.

Это   сосуществование всего со всем выглядит не просто логично, а и музыкально, симфонически, что особенно заметно именно теперь, когда  фото приобрело должный, соответствующий картине  формат. Здесь нет эстетизма,  когда изображение  хорошо  само по себе  настолько, что уже  становится самодовлеющим и самоценным. Но, будучи прежде  всего фотохудожником и именно фотохудожником, Игорь  Пальмин запечатлел   подробности бывшей когда-то и продолжающейся и в наше время  жизни  знаменитого дома точно, артистично и выразительно.

Но при всем  пиетете перед талантом мастера Игорь    Пальмин замечает трещины на потолке, на фасаде  дома, что свидетельствует о том, что здание и тридцать с небольшим лет назад  воспринимали как объект спорный. Не в художественном восприятии, а  именно из-за  неопределенности статуса  его.

Вероятно,  галерея,  готовя выставку «Дом архитектора Константина Мельникова»  не ориентировалась на даты,  хотя  в этом году  исполняется 85 лет с момента завершения строительства и 40 лет со дня смерти художника.

Тем не менее,  вписав  фотовыставку Игоря Пальмина сейчас в свою афишу  «Роза Азора»  представила  зрителям  поистине   актуальное искусство, не в модернистском, а в  первоначальном смысле  слова, что правильно и своевременно.



1181152

1181154

1181156


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире