15:12 , 30 сентября 2018

Виртуальная академия дополненной реальности

В Санкт-Петербурге объявлено об открытии Академии цифровых технологий. Весть о ней разлетелась далеко за пределы России — мировое научное и образовательное сообщество связало затею с попыткой тёмных сил угробить светлое начинание Анатолия Собчака – Европейский университет.

Год назад я открыто выразил беспокойство административными манипуляциями с Малым Мраморным дворцом и предложил губернатору Георгию Полтавченко организовать в интересах петербуржцев публичный конкурс на право пользования дворцом на Гагаринской улице, 3а.

В пространном ответе Смольного содержались бравурные намерения обустроить во дворце основную площадку той самой академии. Грандиозный замысел был продуман до мелочей: в какой из аудиторий устанавливать станки, где размещать лаборатории, проводить соревнования… Чиновники определили и точный срок открытия академии – 1 сентября 2018 года.

На мои сомнения реакции не последовало. Вскоре план затрещал по всем швам. В начале календарного года из Смольного сообщили о желании открыть академию в другом, по заверению инициаторов, просторном здании на Петроградской стороне.

К сентябрю пафос городской администрации и вовсе сник: накануне Дня знаний Георгий Полтавченко признал на городском педсовете, что подготовка петербургских школьников в сфере IT выше среднего по стране. Председатель комитета по образованию Жанна Воробьёва прибавила, что разрекламированная академия – лишь дополнение к имеющейся в городе системе обучения детей. Наконец, 1 сентября академия не открылась, невнятные объявления о начале её работы появились лишь к концу месяца. Перерезать ленточку губернатор не приехал.

Объяснение этому можно дать самое простое: вздумав зарядить мега-проект, устроители не удосужились изучить ситуацию. В Петербурге академия такого рода уже есть: успешный проект Политеха, существующий 14 лет, развивается по внятной, рационально обоснованной модели – через расширение круга филиалов, приближенных к месту жительства и учебы детей.

Смутные сообщения об открытии смольнинской академии удивляют разнобоем. Названые СМИ сведения о числе учащихся сильно разнятся, и все они явно преувеличены. Согласно нормативным требованиям к соотношению «ученики – учитель» штат педагогов должен быть более чем заметным, однако о их приёме не было слышно, промелькнули лишь объявления о вакансиях «специалиста по документообороту» и «инженера – программиста». Работа с одарёнными детьми, тем более по столь специальным предметам как IT, предполагает конкурсный отбор преподавателей. Однако из пространных интервью директора приходится сделать вывод, что преподаватели набраны «по знакомству»…

Тревожный звонок прозвучал в апреле этого года, когда директор академии Дмитрий Ковалёв со сцены Московского международного салона образования признал: «Мне нужны кадры. А кадров нет».



Заявлялось и о планах сотрудничества с университетом аэрокосмического приборостроения, но и здесь «что-то пошло не так» (что понятно, хорошие репетиторы, как правило, заняты в вузах подготовкой абитуриентов).

Происходящее стало больше похоже на «очковтирательство», чем на ответственное поведение, когда в конце августа на прямой вопрос «откуда вы берёте педагогов?» директор ответил: «пусть будет моим служебным секретом».

Возникает недоумение, когда узнаешь от директора академии о преподавании «гуманитарных дисциплин, но в цифровом формате». И уж тем более о планах обучения «технологиям дополнительной виртуальной реальности», тогда как специалисты уверяют: «дополненная реальность» и «виртуальная реальность» — разные цифровые технологии.

Причастные к авантюрной истории беспрерывно ссылаются на личные гарантии губернатора, словно Георгий Сергеевич авторитет в области детского дополнительного образования.

Всё это наводит на грустные мысли. Защита прав детей и интересов родителей обязывает публично задать вопрос: почему ответственные инстанции не направляют в пресловутую академию контрольную комиссию? Это тот случай, когда нужна самая банальная проверка: есть ли у Академии цифровых технологий образовательная лицензия? Необходимый штат квалифицированных педагогов? Соответствует ли содержание курсов и фактических занятий утвержденным стандартам? Даже беглый взгляд наводит на мысль о необходимости прояснения таких деталей.

Более чем странно, что у открывшегося IT-заведения… нет сайта. Он в разработке, и заинтересованным предлагается промо-версия, на которой нет даже официальной информации, обязательной для образовательного учреждения. Как мы знаем, Рособрнадзор приостанавливает лицензии даже за неполную информацию на сайте. В данном случае сведений нет вообще – и ничего!

Кто-то скажет: любое начинание встречается с трудностями. Да, конечно, но одно дело, когда проект выстроен на мощной подготовительной основе: концепция, кадры, финансирование. Другое – когда пускают пыль в глаза.

Тем временем в Европейском университете всё идет своим чередом. В августе один из профессоров награждён премией «Александр Невский», пару недель назад научному сотруднику присуждена престижная международная премия нобелевского лауреата Л.Гурвича, двое выпускников (один и второй) защитили диссертации PhD во Флоренции. 1 октября в Европейском университете начинается очередной учебный год. В Смольном, наверное, этому не рады…

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

30 сентября 2018 | 15:30

Все это "разговоры в пользу бедных".
Наука в России мертва и тут уже ничего изменить нельзя.
Практически научные кадры надо создавать заново. Как при Петре посылая ребят на обучение за границей и как-то стимулируя их возвращение,
Но пока у власти нынешний режим вряд-ли кто умный вернется.


nikolaitschi 30 сентября 2018 | 16:14

Правильная статья. Образование это прежде всего Учитель. Без Учителя это ПТУ.


(комментарий скрыт)

begemout2_0 30 сентября 2018 | 22:43

Кадры сидят в ЖЖшке, ВКшке и Фсбушке.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире